Кто владеет информацией,
владеет миром

В тоске по равенству

Опубликовано 28.02.2006 автором в разделе комментариев 121

В тоске по равенству

Советское наследство

Многие ли у нас в стране сожалеют о гибели Советского Союза? Рискну предположить, что, если и не все, то огромное большинство. Впрочем, само по себе это сожаление никакой роли не играет. После смерти человека его родные и друзья тоже испытывают сожаление, но мертвого оно воскресить не способно – независимо от того, была ли смерть естественной. Речь о другом.

Да, практически все наши сограждане предпочли бы, чтобы в 1991 году СССР не был разрушен. Но почему?

Что в СССР мы считаем особенно ценным? Что выделяло его из всех прочих стран? И наконец, погибло ли это «самое ценное» вместе со страной – или же по-прежнему остается с нами?

Мощная промышленность? Да, в нашей стране она была впервые создана именно в советское время. Но ведь подобная индустрия существовала и существует и в других странах – не во всех, но во многих. Другое дело, что создана она была в рекордные сроки соединенными усилиями всего народа. Однако вряд ли о гибели СССР стоит сожалеть именно из-за промышленности – в конце концов, она вполне могла пережить (а отчасти и пережила) 90-е годы, поскольку советский строй не являлся непременным условием ее существования.

Государственная (и, в первую очередь, военная) мощь СССР? Это, пожалуй, более весомо. Большинство наших сограждан, включая и автора этих строк, предпочли бы жить в великой империи, чем в слабом, всеми унижаемом государстве, коль скоро на данный момент других вариантов нет. Но ведь такой империи не обязательно быть советской – скажем, екатерининская Россия в военном и политическом отношении была не слабее СССР (другой вопрос – экономика). Не открою тайны, если скажу, что многие россияне, особенно старшего поколения, на самом деле тоскуют не по социализму, как они сами думаю, а именно по империи.

Социальные гарантии? Уже теплее. Во-первых, для повседневной жизни большинства людей этот пункт будет поважнее всех прочих, вместе взятых. Во-вторых, уж в этом-то Советский Союз оказался первым – такого государства до 1917 года в принципе не могло возникнуть.

Старый новый народ

Но все же и это представляется вторичным. На мой взгляд, самое ценное создание СССР – это как раз та самая новая общность людей, именуемая советским народом. Да-да, автору отлично известно как во время оно от этих слов у того самого советского народа скулы сводило. И тем не менее набившая оскомину банальность вполне может оказаться правдой – как и произошло в данном случае.

Такой народ действительно возник. Существует он и сейчас, но… Вернее всего будет сказать так: все мы в какой-то мере совки (не надо стыдиться этого слова – нидерландские повстанцы небось не стеснялись называть себя гезами-оборванцами), но именно в какой-то мере – и мера эта может варьироваться очень широко. Разумеется, этот народ (как и любой другой) не стоит идеализировать – недостатков у него выше крыши. И эти недостатки, равно как и достоинства, остаются с нами до сих пор.

К примеру, мы слишком уж привыкли доверять власти и полагаться на нее – за столько десятилетий немудрено сжиться с мыслью, что власть – своя, не разделяющая себя с народом. Пусть даже действительность явно противоречит этой установке – известно, что людям свойственно не замечать то, что не укладывается в их представления о мире.

Другой минус нашего народа (который явно вытекает из первого) – это неспособность к самоорганизации. Опять-таки привычка – на сей раз привычка к тому, что нас организовывает государство. Для сравнения возьмем эпоху 400-летней давности – Смутное время. Государство утратило свою организующую роль – и тут же ее приняли на себя общественные структуры, создавшие народные ополчения. Но за эти века характер народа во многом изменился. Впрочем, на эту тему уже было говорено-переговорено.

Еще одна особенность советского человека состоит, на мой взгляд, в том, что он рассматривает свое общество как нечто целое. Так уж устроен советский человек, что он ощущает свою принадлежность не к какому-то классу, а ко всему народу.

Говорите, народа как такового уже нет – есть только разрозненные группы с враждебными интересами? Объясните это обывателю – пусть он даже с вами и согласится, но в подсознании у него все еще будет сидеть прежняя установка. Это-то и дает Кремлю возможность разыгрывать патриотическую карту. Собственно, если бы мы мыслили иначе, режим вообще бы не смог существовать: он-то держит власть по мандату якобы от всего народа.

Потомки Вольки Костылькова

Ну а достоинства… Впрочем, понятия «достоинство» и «недостаток» в значительной мере условны и зависят от нашего восприятия. Но одни качества «совка» делают его сильнее, другие – слабее (как мне кажется, этот критерий наиболее верный). Так вот, на мой взгляд основное достоинство советского человека состоит в том, что он воспитан на идее равенства.

Конечно, человеку вообще свойственно стремиться к равенству. Но для «совка» равенство – это не идеал, а нечто естественное (напротив, неравенство представляется ему чем-то неправильным и оскорбительным). Вспомните: до 1917 года российское общество было иерархичным. Автоматически принималось, что одни люди лучше других (начальник лучше подчиненного, дворянин лучше крестьянина, и тому подобное). Человек не просто занимает более высокое положение – он и сам лучше, чище (ср. «чистая публика») и имеет большую ценность, чем стоящие ниже его.

За десятилетия советской власти такой взгляд стал представляться чем-то диким. В представлении «совка» не существует причин, которые могли бы возвышать человека над окружающими. Скажем, заслуги или выдающийся талант, несомненно, вызывают уважение – но и только. Академик, герой и мореплаватель – такие же люди, как и плотник, они имеют такую же ценность и обладают такими же правами. И уж в этом-то мы по большей части остаемся «совками», как бы режим ни стремился к обратному.

После революции обращение «товарищ» вошло в повседневный обиход довольно быстро. А после Беловежья прошло уже 14 лет – но и сегодня мы называем друг друга «господами» разве что в шутку. Мелочь, конечно – но в ней, как в капле воды, отражается очень многое.

Итак, равенство для нас – вещь привычная и естественная (это – одна из немногих вещей, характерных для всех поколений россиян). А присутствует ли оно в нашей жизни? Глупый вопрос, но задать его пришлось. Неравенство, хоть и не признанное официально, прет изо всех щелей. Люди имеют разные права, а их жизнь – различную ценность. Одни отправляются на зону за пустяковые грешки – а другие и за заказное убийство отделываются условным сроком.

Может быть, найдется математик, который сумеет подсчитать: во сколько раз жизнь Иванова-младшего дороже жизни сбитой им старухи. Можно накопать еще кучу примеров – но зачем?

Нужный лозунг

Власть пытается создать в России кастовое общество. Правда, здесь имеется одна трудность: такое общество может существовать лишь в том случае, если все касты согласны с такой системой – шудры сами должны смотреть на брахманов-кшатриев как на полубогов и искренне считать себя низшими.

Возможно ли у нас такое? Разве что поколений через …дцать. Нет, конечно, господа и сейчас могут считать себя высшими – как пациенты психбольниц могут считать себя Наполеонами. Но речь сейчас о другом. Люди хотят равенства – которого нет. И, что характерно, практически никто его им и не предлагает. А зря – на мой взгляд, сейчас мало какой лозунг мог бы пользоваться большей популярностью. Он смог бы зажечь если и не весь народ, то довольно значительную его часть.

Режим говорит: «Касты».

На это у его противников может быть только один ответ: «Равенство».



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
Всего комментариев к статье: 121
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: La (и эту страну просираем)
Обормотень написал 01.03.2006 12:03
Да и слава Богу. Такую как сейчас - не только можно, но и нужно, и как можно скорее.
Re: И там перекос, и тут набекрень
Вера написал 01.03.2006 11:50
Так, вован, китайцы, они ж не только в кунг-фу преуспели. И об этом талдычу, что дома положено строить с фундамента, по предварительному расчету, с учетом всех погодных условий, с прочным забором. А все эти эксперименты нахрапом с Марк Да-не-тем, вроде "сначала крышу возведем, а под ней построим дом"... Поговорим, и дальше рубить будем.
Петрова дала информацию достаточно объективную...
wolodja написал 01.03.2006 21:23
Проезжая в командировке по селам СССР (в глубинке), обнаружил, что в магазинах из продуктов почти ничего нет (да соль, спички, рыбные консервы, топоры, серпы, косы - купил хороший топор и косу), в столовой тоже... но когда стал разговаривать с продавцами, то узнал, что ничего и не надо... т.е. товар завозили по заказам (потребкооперация?), а вот для проезжающих туристов тоска... В столовой тоже никто не питался... мы там с напарником прокантовались более чем пол-дня (машину ремонтировали), так человек пять за это время ее может и посетили. Рентабельность таких столовых была близка к нулю...
Есть у коммунистов мнение?
вован написал 01.03.2006 22:09
а як-же? тока именно у "коммунистов", а не у "коммуниста"! вона шебуршите матерьялами-решениями-указивками пленумов-съездов - оне опубликованы и там усе выверено-взвешенно-отмерено и не важно, шо ето выглядит как средняя температура по больнице, важно шо енто единое-непоколебимое мнение партии. А то шо кажный имеет свое, то енто его проблемы, пущай работает над собой, тренеруется-тянеться можа к лысине и достигнет полной гармонии и оргазма, а кому он тода плешивый и нужон-то?
Re: Re: Вовану
вован написал 01.03.2006 23:38
ржунемогу, слыш, мудило здрочи на клаву, сглотни галпердолу и в люлю, убогий! "Русский"? ох огорчу! неподецки.
Re: Вовану
Русский написал 01.03.2006 23:27
"как много эпитетов для нормальных, не жующих свои-чужие сопли, пацанов!..."
Узнаю коммуно-профсоюзное мурло.Как вы правду матку не любите.Только пока вы сопли жевали, власть-то про...И если ты такой умный и умелый, то почему такой бедный.Наконец то ты понял, что ты не на что не годен.Это ведь про вас сказано " Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем..." Ничему другому ты не научился при коммунистах.Сколько красивых лозунгов не придумал-ну не хавает их пипл.Неудачник ты.Вот и злишься. И это при вас выпускались не товары, а наборы дерьма "Попытайся сделать сам"..И этим дерьмом вы пытались весь народ кормить, а себе все из "березок" хапали западное качественное. А что до социализма или капитализма-это все условности.Вот в Швеции социализм или капитализм? Большенству шведов это до лампочки, главное живется хорошо.И власть нравственна.
Re: Re:Обормоту-хватит врать.
Обормотень написал 01.03.2006 11:59
Врете Вы, любезнейший, причем - кругом.
Дискутировать я с Вами не буду, кто хочет врать, пусть врет. Укажу только, что ни я сам, ни какие-либо мои родственники и знакомые ни на каких "теплых местах" не сидели и ничего по блату не получали.
Просто раньше власть была народная, а сейчас - ваша. Потому СССР мне больше нравится. А Вы, понятное дело, раньше были в рабстве, а сейчас господа. С чем и поздравляю.
здесь мы имеем дело с обычным геноцидом
вован написал 01.03.2006 09:20
ну-ну, Ла, ля-ля не надо! Следи за базаром, а то ведь логика у тя никейная, т.е. женская, попало на язык словцо и понеслась "сушки-есть? почом баранки? дайте пару пирожков" - ведь на ем тебя первого можно ожанить и по простой логической схемке (напоминаю, скоро праздник сокрушительниц его страшного и ужасного).
La
Дятел написал 01.03.2006 10:34
Ты, мил человек, с эпитетами поосторожнее. Мразями кидаться мы все умеем. Насчет того, что был ты токарем и всегда у тебя была водка и колбаса, мы все поняли. Но я ту колбасу, что ты жрешь, скорее всего даже собаке не дам. Жалко. И уровень достатка я оцениваю не водкой и колбасой. И уровень развития страны тоже. Просрали мы страну, и ты в том числе. И эту просираем. Надеюсь, что не до конца
Проезжая в командировке по селам СССР
вован написал 01.03.2006 22:49
во-во, "пролетая над Череповцом, посылаю всех..." и это правильно, ибо завсегда в селах-деревнях крепким хозяином считался тот, чья баба в сельмаг шастает тока за солью-спичками, ну и пощелкать с соседками последние новости-семечки. Вот и сейчас имею дальнего-дальнего родича, ну седьмая вода на киселе, фермерующего в одном прелестном местечке в краях нашей необъятной поскотины, дык вот однажды за столом спрашиваю его: Дуремарыч (его все так кличут за глистэ-рост и жилистость) вот мог-бы ты накрыть такой-же не заходя в сельпо? - ответ: Обижаешь, да запросто! а поляна была накрыта вполне, ну тока икры не было, т.к. не люблю.
Нет юрист, ты не прав... говорить что народ стал лучше жить
wolodja написал 01.03.2006 08:48
могут или убогие, либо сознательные враги нашего народа, работающие на его деморализацию... другие враги этого говорить не будут, они будут либо злорадствовать по поводу того, что совок стал жить хуже и скоро исчезнет, либо будут говорить это "академически" бесттрасно констатируя "результаты социологических исследований"... и народ вымирает не потому что "не хочет плодить нищету", а просто вымерает по той причине, что марионеточный режим проводит политику геноцида (т.е. уничтожения народа), выполняя глобальный заказ по зачистке территории...
Re: Re: Русскому
Виктория написал 02.03.2006 00:48
Вы, кажется, забыли, что все демократы--русофобы? Да и вообще--сколько можно вспоминать то, что было 20 лет назад? Что теперь имеем? Никуда ни выехать, ни въехать. А эта зато образование на халяву получила. Русские теперь должны платить.
И там перекос, и тут набекрень
вован написал 01.03.2006 08:53
"когда из качественного сырья штамповали и затоваривали неликвидным ширпотребом внутренний рынок"-вот, Верунь, будешь удивленно-согласна, но при капитализме ведь тоже и также, достаточно взглянуть на распродажи и на периодичность смены новинок по всем видам ширпотреба, т.е. качественное сырье идет в отходы, но только из-за конкуренции на рынке продавцов. Вот был-бы в совке над Госпланом-Госснабом модератор с породистой кликухой Марк Етинг и все плюсы распределения ограниченных ресурсов (а они были) дали-бы и впечатляющие результаты (Китай, Юж.Корея).
И путевки. Русскому
La написал 01.03.2006 08:43
Русскому: когда я работал токарем. Мне давали путевки СВОБОДНО. А Вы скорее всего были тунеядцем или пьяницей. Вот и гоните пургу, что путевки давали только партийцам и обкомам. Мразь.
Нике
Петрова написал 01.03.2006 13:44
Нисколько не шучу. Больше всего меня достает то, что у нас в стране сейчас нЕчего есть: все эти крашеные муляжи из сои и стабилизаторов без вкуса и запаха, загромождающие прилавки, в СССР за еду не считались. С трудом сейчас можно наскрести нормальный рацион.
Заявление для всех
La написал 01.03.2006 08:46
Мы пришли к выводу, шта капиталист устанавливает САМУЮ НИЗКУЮ цену наш за труд. И не мы продаем себя капиталисту, а он нас покупает (обычная работорговля). Это прошу учесть.
Второе. А раз мы куплены по самой низкой цене, но наши способности стоят больше, то здесь мы имеем дело с обычным геноцидом, произволом, глобализацией, одурачиванием (как хотите) пролетариата. Как только появляются угнетатели и угнетенные - появляются классы. А где классы - там неравенство. Где неравенство - там НЕ БЫЛО и НЕТ справедливости. А это путь к революции. История циклична.
Нике.
La написал 01.03.2006 08:35
Nika Вы стояли в очередях? В Вашей квартире не было телевизора? А холодильник был? А мебель (кровати, диваны)? Было ведь все.
А когда у Вас сотовый телефон появился? Через 10 лет, как он появился в капстранах. Не гоните пургу, что Вы стояли за хлебом и мясом километровые очереди. ВЫ НИКОГДА В ОЧЕРЕДЯХ НЕ СТОЯЛИ И НЕ ЖИЛИ В СССР. Вам всего-то лет 20-25.
Жалующимся что ниххера не было
La написал 01.03.2006 08:32
Вот вам что нужно было!!! Видики импортные? тачки? Глянцевые журналы? Голых телок? Казино? Рекламу? Вы ж это получили. Какие претензии теперь к СССР? А если в СССР как вы говорите жрать было нечего почему тогда Вы дистрофией не страдаете, да еще образование бесплатное получили и в пионерлагерь ездили.
Просто Вы в СССР-то не жили. А колбаса с водкой была у всех. И мебель тоже.
Например сотовые телефоны тоже не у всех были по-началу. И не увсех есть коттеджи. Что ж Вы не дерете глотку по этому поводу?
Обормотню
Дятел написал 01.03.2006 13:04
"раньше власть была народная, а сейчас - ваша" - это чья это ваша сейчас и чья народная раньше была? Это ваши коммунисты распилили страну СССР, а сейчас пытаются распилить Россию. А мы раньше номинально были в рабстве, но на власть вашу положили, и сейчас с нее не снимем. Ее и поддерживают только такие бараны как Вы. Вы раньше стадом ходили, а куча из вас и сейчас стадом ходит. Сказали вам "Ельцин хороший" - вы за Ельцина голосуете, сказали Путин - за Путина. А все потому, что лоботомию вам коммунисты сделали. "Коммунисты" не в смысле великих и светлых идей равенства и социальной справедливости, а в смысле толстых раскормленных начальственных харь, которые устроили себе из страны синекуру.
Жить не веселее. Шоферу.
La написал 01.03.2006 08:39
Шофер. Я, получая свои сраные 27 тыщ/мес нисколько веселее жить не стал. Я знаю что жру НЕ НАШЕ мясо и хлеб. Что в стране 6 миллионов наркоманов и западные инвесторы - владельцы половины НАШИХ заводов.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss