Кто владеет информацией,
владеет миром

Бортко, следуя Гоголю снял эпос - русскую «Илиаду», где и у Ахилла, и у Гектора своя правда

Опубликовано 21.04.2009 автором в разделе комментариев 36

Бортко, следуя Гоголю снял эпос - русскую «Илиаду», где и у Ахилла, и у Гектора своя правда
Признаюсь честно, что шёл на этот фильм с некоторым предубеждением. Хотя авторы прочтённых мной рецензий на «Тараса Бульбу» и расходились во мнениях, все мои знакомые были единодушны: зашкаливающее количество патриотизма, и более ничего. Так что, идя в кинотеатр, я заранее ожидал увидеть плоскую агитку.

Позабавила меня и увиденная перед фильмом реклама, гласившая, что это первая экранизация знаменитой повести Гоголя. Ну да, первая... если не считать почти десятка других (включая голливудскую, с Юлом Бриннером). Да, капитализм он и есть капитализм - важна лишь максимальная прибыль (в данном случае - от сборов), а вовсе не способ её достижения.

Оказалось, впрочем, что в своих ожиданиях я был прав ровно наполовину. Действительно, агитка - но далеко не плоская, хотя задумывалась именно так. Бортко, как и всякий талантливый человек, вообще говорит больше, чем хочет сказать. Талант всё-таки, великая штука - он не позволяет своему владельцу лгать. Об этом хорошо сказано у братьев Стругацких: «- Это вам только кажется, - возразил Зурзмансор. -  Вы прочтете эту речь и прежде всего обнаружите, что она безобразна. Стилистически безобразна, я имею в виду. Вы начнете исправлять стиль, приметесь искать более точные выражения, заработает фантазия, замутит от затхлых слов, захочется сделать слова живыми, заменить казенное вранье животрепещущими фактами, и вы сами не заметите, как начнете писать правду».

Впрочем, мы отвлеклись. Фильм у Владимира Бортко действительно получился удачным - ярким, зрелищным, пышущим той самой жизненной энергией, которая переполняет и повесть Гоголя. Способствует такому впечатлению и яркая, насыщенная цветовая гамма. Одним словом, посмотреть есть на что.

И - есть на кого. В первую очередь на Богдана Ступку в заглавной роли. Во вторую очередь и в третью - тоже на него. Тарас-Ступка затмевает всех и вся. При взгляде на него веришь, что Тарас Бульба только таким и мог быть. Особое достоинство Богдана Ступки уже отметил один из рецензентов - он ухитряется произносить памятное всем нас со школы «А поворотись-ка, сынку!» и «Я тебя породил, я тебя и убью» так, словно эти фразы звучат впервые. Нужно, впрочем, заметить, что и остальные актёры в этом фильме также хороши. Но они хороши, а Ступка - великолепен.

Настоящего мастера (а Бортко, независимо от нашего к нему отношения, заслуживает этого титула) отличает внимание к деталям. Взгляните хотя бы на эпизод, где Андрий приносит хлеб своей возлюбленной. Панночка умирает от голода - но она ж не какая-нибудь деревенская баба, а барышня благородного происхождения и деликатного воспитания. Она не может уронить себя в присутствии мужчины, тем более такого, который ей не безразличен. Поэтому панночка сперва отворачивается от Андрия, а уж затем жадно вгрызается в ковригу.

С точки зрения формы фильм безупречен, и посмотреть его стоит хотя бы поэтому. А вот с содержанием всё не так однозначно.

Идеологический пафос фильма, разумеется - православный патриотизм, чего сам Бортко не только не скрывал, но и всячески афишировал. Впрочем, патриотизма этого в «Тарасе» столько, что это начинает выглядеть как пародия. К примеру, те же запорожцы на экране выглядят примерно такими, каковы они были и в реальности - довольно-таки грубыми, неотёсанными вояками, даже под пыткой неспособными отличить Поликлета от Полидора. Так вот, если бы хоть один из них, умирая (от довольно-таки мучительных ран), вместо «Русь святая, храни веру православную!» воскликнул нормальное «... твою мать!» - это смотрелось бы гораздо достовернее. И вряд ли этот эффект возник случайно - для этого Бортко слишком опытный режиссёр. Точно так же и патетические монологи Тараса получаются слишком уж патетическими, и потому зрителя не задевают.

На полях отметим ещё вот что. Почему-то предполагается, что зритель, смотря фильм, автоматически запишет казаков в «наших», а поляков - во «врагов». Но ведь это столь же глупо, как читая «Ромео и Джульетту», вставать на чью-то сторону в конфликте Монтекки с Капулетти. Что нам до тех казаков? Что нам до тех ляхов? Уже четыре века прошло с тех пор, как эти люди убивали друг друга - и каждый был уверен, что сражается за свою землю и за единственно истинную веру (на ум приходит роман Сенкевича «Огнём и мечом», где отважные шляхтичи героически противостоят кровожадным варварам казакам). Здесь Бортко стреляет вхолостую.

Вкус и талант изменяют режиссёру лишь один-единственный раз - в сцене диалога Остапа с Андрием, где старший из братьев заявляет, что формальный суд, римское право и veni, vidi, vici - это всё «не наше». Уж такого-то Гоголь, с его вкусом и чувством юмора, никогда бы не написал - такой монолог даже в «Выбранных местах» смотрелся бы чересчур пошло. Эта сцена выглядит настолько вставной и чуждой, что просто проскакивает сквозь память зрителя, не застревая в неё. Я её запомнил, но мне-то это было нужно для статьи.

Гоголь написал повесть, а Бортко снял фильм о жестоком, кровавом, и в то же время ярком и полном жизни семнадцатом веке. Да, это конфликт - но кто прав в нём? Правы казаки, штурмующие польский город - и правы поляки, обороняющие его. Андрий, переходя на сторону врагов своего народа ради любви, прав. Тарас, убивая сына за это, тоже прав.

Кстати, если самая большая удача режиссёра - образ Тараса, то вторая по счёту из удач - образ Андрия. Гоголь хорошо написал Андрия, Бортко его хорошо снял, а Петренко - хорошо сыграл. Это вам не шаблонный Остап - между прочим, Вдовиченков, похоже, так привык играть «реальных пацанов», что даже в его реплике «Не смейся, батьку» чувствуется что-то быковатое. Впрочем, здесь и играть-то особо нечего. Андрий - иное дело, в нём чувствуется неоднозначность, противоречие. С одной стороны, вроде бы предатель - наихудший из грешников. Но при этом в образе Андрия нет ни одной низкой или порочащей его черты. Это - что в книге, что в фильме - истинный сын Тараса, который достойно живёт и достойно умирает. И Гоголю он не менее дорог, чем Остап. Бортко, следуя Гоголю снял эпос - русскую «Илиаду», где и у Ахилла, и у Гектора своя правда.

У режиссёра не получилось снять фильм о том, как русский и православный юноша, соблазнённый коварным Западом, скатывается до предательства. Зато ему удалось нечто иное: перенести на экран гоголевский текст, подчеркнув те вопросы, которые ставил классик. Плюс к тому, он сделал это так, что на полученный результат приятно посмотреть - что тоже немаловажно.

Ну а если режиссёр ставил перед собой другую цель - какое нам до этого дело?



Рейтинг:   3.00,  Голосов: 14
Поделиться
Всего комментариев к статье: 36
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Петровичу из Харькова
Краснодонец написал 21.04.2009 19:05
Не будь Переяславской Рады и воссоединения Украины с Россией,то возможно и украинцев как нации уже не было бы.Так ляхи и были бы...А фильм земляче посмотри и Н.В.Гоголя перечитай.Если только в книжных магазинах Харькова его книги есть.А то все больше оранжевые агитки да опусы "украинцив канадсько-американського походження".
Петровичу Харьковскому
Петрович Нижегородский написал 21.04.2009 18:49
Слышь, тезка! А правду гуторят, шо у Вас, хохлов, теперь, после освобождения от нашей кацапской пустобрехско-воровской кабалы, так дела поперли в гору, что уже и свой глобус Украины появился? Дела-а... Вот что значит "голубая кровь". Оррррлы!!!
(без названия)
Виктория написал 21.04.2009 18:46
Бортко снимает, как кто-то у нас написал, иллюстрации, так что все ясно и без просмотра.
Церковь развалила Советский Союз, так что на *** ее! Кстати, у вас недавно перезахорнили двух советских воинов в присутствии попов-неужели никто не мог сказать богомольцам, чтобы убирались с советских похорон? Проявит кто-нибудь инициативу, или так и будем терпеть этих воров-кретинов, нажирающихся каждый день?
Автору
Прохожий написал 21.04.2009 17:30
Кстати,на месте Андрея Остап польку бы не только изнасиловал,но и ограбил бы. А может, и прирезал бы . А то и отдал бы на потеху своим людям - и все это вполне соответствовало бы кодексу чести казака."Добрый казак" - сказал бы Бульба.У которого и собственная жена на положении жалкой прислуги. Это пусть поляки бабам ручки целуют.В принципе казаки по образу жизни очень напоминают нонешних чеченцев - те тоже при случае вспоминали, что не просто грабят, но "неверных". Впрочем, каждую эпоху надо судить по ее законам - но делать из развеселых сухопутных флибустьеров 16 века героев нынешнего дня ...
Статья - бред
Комментатор написал 21.04.2009 17:22
Бортко бездарь и снял говно Впрочем как обычно
Автору
Прохожий написал 21.04.2009 17:11
К сведению автора - голодная полька вовсе не вгрызается зубами в хлеб,отвернувшись от Андрея, а отламывает его "блистающими пальцами" и глядит на него своими прекрасными очами. И разумеется, у Гоголя Андрей не взрезает на ней корсет - это Бортко занялся откровенной отсебятиной.И дал повод отечественным острякам рассуждать на тему полька "даст за кусок хлеба".И это называется точным прочтением Гоголя? У Гоголя совершенно ясно показано, что Андрей покорен не только красотой женщины, но и красотой культуры Запада - это в некотором роде цивилизационный конфликт. У Бортко все свелось 'предал своих из-за бабы'.Остап бы ,разумеется, просто изнасиловал бы польку,без всяких околичностей и остался бы честным казаком.А агитка - она и есть агитка хоть она плоская хоть выпуклая
(без названия)
Петрович,Харьков написал 21.04.2009 16:51
Читаю комменты.Что только о фильме не говорят "Русская илиада" и пр.
Но:
Русь в понимании казаков-этоРусь-Украина-"Украйна"-не московия.
Кстати,как там Петра 1 называли лет через сто после описанных событий-"царь мосоковитов"-проверте.
ПО какому праву вы наш патриотизм присвоили?
Вы за веру воевали?-нет(приведите пример,если ошибаюсь,хоть один)-вы покупали престолы,патриархаты и пр.
Кстати,как и сейчас(Кто там главный импортер в РФ спиртного и табака?забыли?-почитайте Проханова-он давно ответил)
Резюме:как были пустобрехами и ворами -так и остались-ничему не научились
Володе
Антропос написал 21.04.2009 13:21
"по-русски, по русски"
Уел. Жестоко. Полностью обнулил мой пост.
Кому "нам"?
Вопрос написал 21.04.2009 11:41
Почему-то предполагается, что зритель, смотря фильм, автоматически запишет казаков в "наших", а поляков - во «врагов». Но ведь это столь же глупо, как читая "Ромео и Джульетту", вставать на чью-то сторону в конфликте Монтекки с Капулетти. Что нам до тех казаков? Что нам до тех ляхов?
__________________________________
Правильный ответ - "нам, евреям", тогда все сходится. Для русского казаки несомненно ближе ляхов, это даже объяснять не нужно. Это чувствуешь, если ты русский.
И отдельной строксой, Антропос...
wolodja написал 21.04.2009 11:38
по-русски, по русски и т.п. пишуть русскоязычные... wolodja надеятися, чито понимаешь оба чема речь идет...? энто украиноязычные жувут "в Украине", а украинцы "на Украине"...
то, чито не ваш лочовек, Антропос...
wolodja написал 21.04.2009 11:34
так са ентим как-то никато не спорит... 03 шкино которое рускоязычное и уче время свои апшибки исправляет - этоно точно "ваш человек" - Антропос...
(без названия)
Антропос написал 21.04.2009 11:07
Все обвинения Бортко мимо. Он снимал по книге. И все монологи умирающих казаков по Гоголю. Следовательно именно Гоголь автор этой агитки. Гоголь провидец? Работал по заказу на 21 век? А не приходило в голову, что в те времена и даже во времена Гоголя, пафосный патриотизм был нормой поведения?
Что до Андрия и неумения Бортко показать процесс грехопадения и скатывания к предательству под влиянием запада, то ответ прост как коровье мычание: У Андрия сперма на гланды надавила. Чистая физиология, никакой политики.
Потому что если бы он был идейным предателем, то не стоял бы перед отцом понурив голову, а защищиал светлые идеалы саблей, как делали это в гражданскую, когда брат шел на брата, а сын на отца.
Как раз спор братьев о латыни есть неуклюжая попытка отойти от полового влечения к чему-то "высокому", хотя veni, vidi, vici это формула банального грабежа. Видимо Андрий в силу тонкой душевной организации хотел делать то же самое, только изящно.
С одной стороны анализ мотивации вымышленного героя занятие потешное. С другой же все главные герои в конечном счете типажи, и их логика и поведение наверняка находят отражение в конкретных людях.
Предыдущий пост Влада, по моему скромному разумению, должен бы звучать так: "Ступка, серьезный и умный человек , в классику вляпался.не ожидал"
А чито до Володи, ему, видимо и Гоголя перечитать "какато лениво". Видать не наш человек, хоть и по русски писать за несколько лет научился.
Сказано:
Чужак написал 21.04.2009 10:50
"Если ругают враги и подонки, значит дело доброе".
Re: Фильм wolodja не смотрел и не собирается...
краснокнижник написал 21.04.2009 10:48
гггг)))
зачот!!!
и я не смотрел не смотрю и смотреть не буду расеянскую лабуду!
как виктюк поставил дядю ваню... так дядю ваню еще никто не ставил!!! ыыыыы
Фильм wolodja не смотрел и не собирается...
wolodja написал 21.04.2009 09:14
а чапому? а потому, что просмотр многих фильмов снятых современными "россиянскими" режиссерами вызвал ощущение, что сегодня фильмы снимают: "уроды, по уродов, для уродов, а также для того, чтобы нормальных людей сделать уродами..."
_______
и тратить время на просмотр уродских фильмов - какато лениво...
Майор Бульба
Влад написал 21.04.2009 05:10
плоская агитка(c)-спасибо, точно сказано.
но ступка, серьезный и умный человек , в такое дерьмо вляпался.не ожидал.
<< | 1 | 2
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss