Кто владеет информацией,
владеет миром

Стал бы Плеханов членом партии современных социал-демократов?

Опубликовано 18.01.2012 автором Сергей Шаракшанэ в разделе комментариев 10

Стал бы Плеханов членом партии современных социал-демократов?

От юбилейной темы по поводу Плеханова веет чем-то академически-скучноватым. Вроде все давно известно. Чем он ценен – тем, что «анти-Ленин»? Да, тоже, как и Ленин, крупный теоретик-марксист. Вместе с Лениным создавал газету «Искра», что почти тождественно созданию партии. Тоже лидер социал-демократии, только Ленин у большевиков, а Плеханов у меньшевиков. Был против вооруженного восстания, призывал к парламентским формам борьбы.

Фигура Ленина, давшая импульс длинному историческому шлейфу насилия, толкает нас на поиск антипода из той же эпохи. Потому-то сегодняшние социал-демократы буквально с умилением готовы записать Плеханова в отцы-основатели, а себя, соответственно, в его последователи.

Но эта благостная картинка, стократно нарисованная (отсюда юбилейная скука) – неверна! Все совершенно не так, если хотя бы бегло восстановить историческую канву, вспомнить - как родился феномен Плеханова.

А родился Плеханов в борьбе не с Лениным, а с народничеством, Ленин тогда был еще мальчиком.

Сдуем пыль с давно не читаных учебников российской истории – и ахнем: у народников, оказывается, был очень неглупый ход мысли, полезный для сопоставления с сегодняшней реальностью. Восстановим вкратце, потому что Плеханов на этой идеологии вырос, а затем повел с ней борьбу.

Народничество – преобладающее направление в русском демократическом движении последней трети XIX века – было основано на простом и искреннем человеческом чувстве: как помочь своему народу избежать ужасов надвигающегося капитализма (не правда ли – современно?) Капитализм в ту пору еще не упрочился, был явлением по сравнению с веками русского феодализма – новым и казался чем-то чужеродным российской действительности (и сегодня у многих похожее чувство).

Но как избежать капитализма? Отсюда идея социализма – как утопия, как прекраснодушная мечта.

Любопытно, что народники рассуждали с большим, явно неоправданным самомнением: какой путь должна избрать интеллигенция для страны? Да, именно так они искренне считали: путь развития страны должна выбрать интеллигенция. Общественные явления должны трактоваться с точки зрения определенного «нравственного идеала», были убеждены народники. Дело лишь за тем, чтобы определить этот «идеал» в свободном выборе.

Безусловно, сегодня очень многие левые и полулевые искренне думают так же. Но Плеханов, напомним, выступил против.

Теперь о путях перехода к тому самому народническому социализму. Как это сделать? Поднять на борьбу массы? Приспособить «идеалы» к интересам хозяйственного мужика? Найти компромисс с господствующими классами? А народ: способен ли он к историческому творчеству или он инертен и темен? Заметим, очень похоже на сегодняшние мотивы из партийных дискуссий.

Народничество – это убеждение, что можно и нужно изменить направление общественного развития путем активного вмешательства. Какого? Тогда, в XIX веке, родилось три версии.

Бакунин: народ всегда готов к революции, надо соединить все разрозненные бунты в один поголовный и сокрушительный. Как, однако, современно звучит! Требуется уточнение. Тогда, в XIX веке, легко оперировали термином «революция», а сегодняшний русский язык на этот термин словно наложил запрет. Но понять народников нам совсем нетрудно. Если в тексты народников мы вместо слова «революция» будем подставлять современное похожее понятие – скажем, тридцатилетний период быстрых, последовательных, системных социал-демократических преобразований в стране, т.е. фактически та же «революция» (а такие примеры в послевоенной истории Европы есть), то терминологическое расхождение с народниками XIX века нас разделять уже не будет.

Бакунин: политическая борьба выгодна только буржуазии, нужна идея единой социалистической революции! Сегодня это утверждение - насчет политической борьбы – верно! До тех пор, пока бывший советский народ, привыкший быть ведомым, не научится всерьез проводить свое волеизъявление через выборы – до той поры на выборах этим народом будут манипулировать, т.е. действительно механизмы политической борьбы до той поры будут выгодны не народу, а кому-то другому, более организованному. Но именно эту же мысль имел в виду Бакунин!

Другой взгляд – у Лаврова. В стране никто – ни народ, ни интеллигенция - пока не готовы к социалистическим преобразованиям, следовательно, практическим действиям должна предшествовать длительная систематическая пропаганда в народе социалистических идей. Сказано будто сегодня: заглянем в Программы и Уставы сегодняшних левых – та же идея отражены в первых пунктах!

Наконец, третье направление народничества связано с именем Ткачева, идеолога переворота через заговор. Казалось бы, с ним современные левые не имеют ничего общего! Но читаем строки самого Ткачева: «Овладеть правительственной властью и превратить данное консервативное государство в государство революционное». Есть современные левацкие лидеры, которые говорят почти то же самое.

Целое поколение народников посвятило свою жизнь этим идеям. Но ничего не получилось, народ поднять не удалось. Поэтому следующее поколение народников на рубеже веков несколько трансформировало взгляды. Ведь им нужен был субъект исторического действия; они думали, что это будет народ, а оказалось – народ инертен. Так, кто же тогда субъект действия? Вот тут-то идеологи народничества стали съезжать со своих недавних позиций и обнаруживать творческие стороны у того, с кем собирались бороться - у капитализма! Они увидели, что капитализм обобществляет труд и производство, является социальной силой, способной преобразовать общество. Т.е. с либеральной буржуазией, поняли народники, надо идти на союз. Вспомним социал-демократическую доктрину Блэра-Шредера – сопоставление напрашивается само собой.

Другие, более левые народники стали говорить о противоположности мелкого «народного производства» капитализму и про то, что не только рабочий класс, но и все трудовое, не эксплуатирующее чужого труда население способно стать творцом социалистических преобразований. Не правда ли: как будто говорится не век назад, а сегодня – на съездах левых партий.

И против всего этого выступил Плеханов. Он оказался первым и главным в этой борьбе, отцом и воспитателем целого поколения социал-демократов, которые мыслили уже иначе, чем народники.

Это важно подчеркнуть, чтобы поставить под сомнение, что сегодняшние левые ведут свою линию от Плеханова. Сегодняшние левые еле доросли не до Плеханова, а до тех народников, с которыми он боролся, а его речи, если бы он выступил на современных съездах – они освистали бы.

Что же опроверг Плеханов? Мысль народников уперлась в поиск субъекта исторического действия - и не находила его. Плеханов указал на альтернативный вариант, строго следующий из классического марксизма – на пролетариат. Вот к этому повороту тогда никто не был готов (и никто не готов сейчас). Плеханов, если схематично пересказать его позицию, указал, что тот самый «народ вообще», за который радели народники, не является единством. Это нечто, раздираемое классовым антагонизмом по мере укрепления российской капиталистической эксплуатации. Отсюда роль рабочего класса как руководителя всего демократического движения в России. А развивать политическую сознательность рабочих надо через создание социалистической рабочей партии. Соответственно, оружием пролетариата в борьбе с эксплуатацией является марксизм.

Скажи сейчас кто-то такое, ему скажут: иди в КПРФ или дальше. Поэтому, думается, надо бы поостеречься легко записывать Плеханова в отцы-основатели современной социал-демократии.

Любопытно, что все это Плеханов уже проговорил, когда Ленин был еще Володей Ульяновым и ходил в младшие классы гимназии (с кудрявой головой).

Но борьба с народниками – еще не вся предленинская эпоха Плеханова. Следующая яркая страница биографии - борьба с Бернштейном, известным европейским идеологом социал-демократии. И опять же: начнем вникать в позицию Бернштейна вековой давности, а увидим искренние убеждения сегодняшних левых. Но кто же тогда Плеханов?

Бернштейн развернулся как «ревизионист» и «оппортунист» сразу же после смерти Энгельса и провел ревизию всех составных частей марксизма. Он выступил против диктатуры пролетариата, снял принципиальную противоположность либерализма и социализма, отверг теорию классовой борьбы, объявил ее затухающей, призвал считать единственной задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Соответственно, социал-демократия из партии социальной революции должна превратиться, по Бернштейну, в либерально-демократическую партию социальных реформ.

В скобках заметим: сегодня у нас так думают все левые – от некоторых ответственных лиц в администрации президента до идеологов в партиях левого сектора. Иное представляется маргинальным, почти неприличным, но именно такую позицию занимал Плеханов. В борьбе с «обновлением марксизма» он оказался чуть ли не основной фигурой в европейском масштабе. «Крупный теоретик, с громадными заслугами в борьбе с оппортунизмом, Бернштейном, философами антимарксизма», - такую характеристику Плеханову дал Ленин.

Можно было бы пожать плечами: разговор о марксизме, о рабочем классе сегодня не в моде. Но есть «но»: марксизм бы устарел, если бы устарела капиталистическая эксплуатация. Это, увы, не так.

И только после Бернштейна у Плеханова начинается эпоха общения с Лениным и разногласий с ним. Они впервые лично встретились в Швейцарии, когда Плеханову было 39 лет, а Ленину – 25. Договорились о сотрудничестве. Расхождения начались через 8 лет – по поводу стратегии и тактики партии. Потом был раскол на большевизм и меньшевизм.

Так является ли Плеханов тем родоначальником, от которого ведет нить современная социал-демократия? Эту связь и под лупой не рассмотреть. Плеханов был убежден, что без теории невозможны преобразования в интересах людей наемного труда. «Статьи Плеханова превосходны», - такова высокая оценка Энгельса. Плеханов создал уникальный труд - трехтомник «Истории российской общественной мысли».

А какой сложный теоретический «бермудский треугольник» оставил нам в наследство Плеханов! Спор «народники-Плеханов», спор «Бернштейн-Плеханов», спор «Ленин-Плеханов» - где истина? Для современных социал-демократов тут непременно надо разобраться, но для них это заоблачные выси теории, не доросли еще даже до постановок этих вопросов.

А Плеханов бесстрашно пошел на эти теоретические проблемы и ответил всей своей жизнью. Мы можем не соглашаться с ним, но не можем не оценить масштаб личности.

Итак, был бы Плеханов членом партии современных социал-демократов? Думается, ответ неожиданный. Плеханов перевел основные работы Маркса в возрасте с 26 до 29 лет. Группу «Освобождение труда», которая оказала решающее влияние на подъем марксистских кружков в России, создал, когда ему было 27 лет. Вот и ответ: Плеханов сегодня был бы членом не социал-демократической партии, а скорее - членом молодежного союза социал-демократов.

Плеханова называют пионером научного социализма. Современным социал-демократам, видимо, нужна целая «пионерская организация» последователей Георгия Валентиновича.



Рейтинг:   3.76,  Голосов: 21
Поделиться
Всего комментариев к статье: 10
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
"Материалистическое понимание истории" = фатализм
krjazh написал 19.01.2012 07:39
Что такое "фатализм"? Это предопределенность судьбы человека или человечества, исключающая именно свободу воли и вообще всякую случайность.
Если, например, физическое тело оказывается в поле тяготения Земли, как недавно рухнувший в океан "Фобос", то "судьба" его предопределена. Но "неодушевленному" предмету это абсолютно до лампочки, поскольку он не имеет собственных ни желаний, ни стремлений...Поэтому никто не обращает внимания на то, что происходит с этим предметом.
Но люди - это существа, наделенные разумом и волей, исполненные самых разнообразных желаний и устремлений, и вдруг им говорят, что все ваши "телодвижения" бесполезны; что неумолимые "объективные" законы Истории неизбежно приволокут вас к заранее известному финалу, желаете вы этого или нет. В самом деле, сравните:
"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил..."
Или еще:""Все движение истории есть... действительный акт порождения... коммунизма -- роды его эмпирического бытия..."
И, наконец;"Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественно-исторический процесс."!!!
А вот что писал Ленин:""Об уничтожении... эксплуатации много тысячелетий мечтает человечество. Но эти мечтания оставались мечтаниями до тех пор, пока миллионы эксплуатируемых не стали объединяться во всем мире для...борьбы за изменение капиталистического общества в направлении СОБСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ этого ОБЩЕСТВА /выделено мной/."
Ну разве это не фатализм?!
Отак все просто!
Козло-б написал 19.01.2012 01:13
Текла себе история тихо мирно и десять лет и сто и тысячу, текла и текла и тут:
"Фигура Ленина, давшая импульс длинному историческому шлейфу насилия,"
Какой ужас!
Любой либерал-фашит уср-ется от ужаса!
Re: Приведение логических аргументов и собачий лай - это "две большие разницы"
Шайтан написал 19.01.2012 00:47
Если вы признаете наличие "объективных законов исторического развития", то это и есть фатализм!
+++++++++
Это есть ТОЛЬКО "наука" некоего "кряжа". Выдающего желаемое ИМ ЛИЧНО за нечто объективное.
*
Человек и обезьяна похожи? Да. Но есть ли человек "кряж" обезьяна? Если нет, то и фатализм НЕ есть то же, что объективное действие законов материального мира. Попы, приписывая некому "богу" всеведение и всеподконтрольность, даже эти попы говорят (вынуждены, чтобы не выглядеть совсем уж глупо) о свободе воли. Марксисты не попы. Но они ВЫНУЖДЕНЫ признать: при смеси одного объема водорода с двумя объемами кислорода "фаталистически" образуется вода... Общественные законы не столь просты. Но и они дают возможность заявлять: при неимении у человека средств существования он пойдет их добывать. Воровать или добывать честно? А вот тут уже будет действовать свобода воли, а также, в классовом обществе, ЮРИДИЧЕСКИЙ закон, устанавливающий наказание за воровство, т.е. ФАТАЛИСТИЧЕСКИ ограничивающий свободу воли.
*
Фатализм - это, к примеру, та ГЛУПОСТЬ, когда всем, скажем, "овнам" ФАТАЛЬНО предсказывают одну и ту же "судьбу". Вы пытаетесь навязать марксизму астрологию, "кряж". И вот в этом-то и состоит ваша самая главная глупость.
Приведение логических аргументов и собачий лай - это "две большие разницы"
krjazh написал 18.01.2012 23:34
Вся эта словесная эквилибристика, связанная с недостаточно уделенным вниманием "обратному" воздействию сознания на бытие, абсолютно не меняет сути дела! Согласно марксизму, в основе всех социальных изменений лежит развитие /прогрессивное!/производительных сил или даже средств производства...
"Ветряная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая машина - общество во главе с современным капиталистом,"- как писал Маркс.
А НТП не остановить! Поэтому "крот истории" неудержимо прет в сторону коммунизма /согласно Марксу/, абсолютно не обращая внимания на всяких там социалистов и прочую дребедень!
И не только Плеханов, но и Ленин, и другие марксисты не могли не признавать фатализм учения, соглашаясь с ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ хода истории. Ленин, например, часто повторял, что сознательный революционер "свободно" идет в направлении "объективного развития", а несознательного революционера это самое развитие насильно тащит в нужную сторону против его воли!
Если вы признаете наличие "объективных законов исторического развития", то это и есть фатализм!
Re: Плеханов - первый зараженный марксистской проказой россиянин...
Шайтан написал 18.01.2012 22:50
О, действительной наукой, кажется, запахло. Изобрел ее некто "кряж". Как, вы не слышали ни о таком, ни о его науке?.. А впрочем, это неважно. Важно, что моська "кряж" столь смела, что не боится лаять на слона по имени классический марксизм.
*
Вы уловили кое-что, "кряж". Но ничего из уловленного так и не поняли. Энгельс ближе к концу жизни говорил, что они с Марксом недостаточно внимания уделили, так сказать, обратной стороне формулы бытие определяет сознание. Но ни о каком "фатализме" у них речи быть не может. Они прекрасно понимали: общественное бытие - особенно общественное бытие - не изменяется само по себе; сознание, изменившееся под действием изменившегося бытия, действует и действует, как правило, в одном из трех направлений (как объяснял Энгельс): либо тормозит дальнейшее развитие бытия, ведет к регрессу, либо одними действиями тормозит, а другими ускоряет (равнодействующая равна нулю), либо, ПОЗНАВ НЕКУЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ БЫТИЯ, действует в сторону прогресса.
*
Плеханов и Ленин. Последний как раз стал развитвать ту сторону классического марксизма, которая была несколько упущена Марксом и Энгельсом. Плеханов этого не понял. Ленин вывел роль партии "нового типа" как раз из идеи, что сознание - в данном случае коллективное сознание неких единомышленников - не остается И НЕ ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ пассивным. Оно может и должно стремиться изменять окружающий мир. Однако дело в том, что нужно СНАЧАЛА открыть закономерность развития этого мира. Если это будет ложная закономерность, то деятельность сознания способна лишь наломать дров.
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 18.01.2012 21:33
История это лженаука.
В США Плеханов ноль без палочки, а у нас личность.
А если вспомнить 1991 год. Я жил тогда и все помню. А история переписывалась 20 раз.
Короче лженаука.
Плеханов - первый зараженный марксистской проказой россиянин...
krjazh написал 18.01.2012 19:34
"Плеханова называют пионером научного социализма".
Он, скорее, популяризатор марксизма, поскольку ничего нового здесь он не добавил.
Пожалуй, единственным его "авторским вкладом" в марксизм является следующее. Многочисленные антимарксисты и "злопыхатели" обратили внимание на следующую "особенность" марксистского учения: Провозглашая независимость общественного развития от воли и сознания людей и одновременно провозглашая неизбежность "наступления Коммунизма", марксизм оказывается...фаталистическим учением! Защитить учение "отцов-основателей" от "злостных нападок" недругов как раз и попытался наш Георгий Валентинович. На протяжении нескольких страниц он занимался "словесным онанизмом", различными "грамматическими фокусами", но так и не смог найти вразумительных контраргументов. Но вместо того, чтобы критически отнестись к исповедуемому им учению Плеханов перешел к ...оправданию фатализма!
"...Фатализм...не всегда мешает энергичному действию на практике...Очень ошибаются те, по мнению которых, стоит только убедиться в неизбежности наступления данного рода событий, чтобы у нас исчезла всякая психологическая готовность содействовать...этому."
Что касается критики Плехановым Э.Бернштейна, необходимо сказать следующее. Плеханов и другие "р-р-революционные" социал-демократы возмущались знаменитой формулой Бернштейна:"Движение-все, конечная цель-ничто!", называя ее "оппортунистической" и проч. и наклеивая на самого автора ярлык ревизиониста марксизма. Но здесь господа Плеханов и К* были совершенно не правы! Дело в том, что марксизм весь соткан из противоречивых формул, поэтому из него можно "вывести" все, что угодно. Вот, например, на что мог опираться Бернштейн:
"Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние..."
/Маркс и Энгельс, Соч.т.3,с.34 /
И, наконец, что касается взаимоотношений "отца" и "сына", как часто эсдэки говорили о Плеханове и Ульянове: во-первых, оба они были страшно амбициозные люди, ни один из них не согласился бы быть "второй скрипкой", а во-вторых, сама сущность политической партии как таковой, ее "несоциалистичность", поскольку она предоставляет разные права лидеру и рядовым членам, делала их союз совершенно невозможным. Отсюда - неизбежный "раскол", не считая, конечно, и теоретических разногласий, которые в товарищеском союзе не играли бы конечно роковой роли.
Точность слов
В.Н.Е. написал 18.01.2012 11:44
Так ли, сяк ли, но уточнить, наверное, надо - оружие есть оружие (в буквальном смысле), а в переносном, как "марксизм" у автора - пугать можно, но стреляют, когда наступает момент, все-таки из настоящего.
(без названия)
аффтор адекватен действительности? написал 18.01.2012 08:31
"Они увидели, что капитализм обобществляет труд и производство, является социальной силой, способной преобразовать общество."
==================================================
В нашем городе,предприятия приХватизаторами захваченные,- работают на 10-20% от своей мощности.
Причем,стоят огромные пятиэтажные фабрики с наглухо забитыми дверями.Они стоят никому не нужные и медленно,но верно разваливаются...
А когда развалются,то эемлю продадут и построят на этом месте жилые дома.Вот только рабочих мест в городе от этого не прибавятся.И нашим горожанам приходится ездить на работу в Москву,чего не было в СССР,когда можно было найти работу у себя дома.
Так зачем нужна такая приватизация,если приватизаторы не могут полноценно использовать заводы,фабрики и предприятия?
Уверен,если бы сегодня государство было бы Социалистическим,такого не было бы НИКОГДА.
Промышленность на которую были потрачены СССР сотни миллиардов еще Советских рублей,миллиарды рабочих дней и ночей нашими дедами,отцами фактически отдана за бесценок людям,не специалистам и рвачам.Которые
не могут и не хотят использовать ее полноценно.
Они уничтожают ее,закрывая и банкротя нормально работающие в СССР предприятия.
Капитализм закончился. Победил марксизм-ленинизм!
Волобуев написал 18.01.2012 03:45
Был бы жив Плеханов, например, то он, как и любой другой классик, здесь разъяснил, что все, о чем пишет автор, давно закончилось, потому что капитализм исчез и его больше не будет, потому что теперь предприниматель не может снимать прибавочную стоимость на предприятии, потому что вся прибавочная стоимость, нарабатываемая в стране, снимается выпуском денег вдали от предприятий. Раз капитализм исчез, то, понятно, победил марксизм-ленинизм. Все это не видят только предатели, идиоты и паникеры. Которые, у меня такое впечатление, только и заполонили все вокруг.
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss