Советское детское кино, возникшее в 1920-е гг. и набравшее силу в 1930-е гг., изначально было создано как эффективный инструмент для воспитания нового человека, строителя коммунистического общества, гражданина советской Родины. В Советском Союзе 1930-х -середины 1950-х годов любовь к Родине была неотделима от любви к Коммунистической партии большевиков - вдохновителю и организатору побед социалистического общества.Воспитание патриотизма являлось важнейшей задачей не только школы и пионерской организации, но также литературы и искусства, в особенности, кинематографа.
Вся культурно-массовая работа вне школы были направлены на то, чтобы сделать жизнь советских детей не только интересной, но и идеологически насыщенной, чтобы они ощущали свое детство счастливым и знали, кому они должны быть за это благодарны. Вспомним ставшие советской киноклассикой предвоенные фильмы для юношества: «Белеет парус одинокий» В.Г.Легошина (1937), «Брат героя» М.С.Донского и «Тимур и его команда» А.С.Разумного (оба 1940 г.). Советская киноиндустрия выпускала также разнообразные по жанру, независимые от жёстких идеологических штампов произведения для детей: научно-фантастические фильмы («Космический рейс», 1936, реж. В.Н.Журавлев), приключенческие («Джульбарс», 1936, реж. В.А.Шнейдеров; «Дети капитана Гранта», 1936, «Остров сокровищ», 1938 - реж. В.П.Вайншток), экранизации произведений классики («Детство Горького», 1938, «В людях», 1939, «Мои университеты», 1940 - реж. М.С.Донской), киносказки («Новый Гулливер», 1935, реж. А.Л.Птушко; «По щучьему веленью», 1938, «Василиса Прекрасная», 1940, «Конёк-Горбунок», 1941 - реж. А.А.Роу) и многие другие.
Необходимо отметить, что большинство из вышеприведённых фильмов хотя и носили определённую идеологическую «окраску», но учили подростков товариществу, самопожертвованию, верности долгу, любви к родной земле, т.е. самым высоким человеческим качествам. Следует отметить, что даже в военные годы, когда производство детских фильмов сократилось, оно, оставаясь важным форпостом идеологии, не прекращалось ни на один год: патриотическим духом были проникнуты и киносказки военных лет («Волшебное зерно»,1942, реж. Ф.И.Филиппов; «Кащей Бессмертный», 1945, реж. А.А.Роу).
По окончании Великой Отечественной войны увеличилось производство фильмов героико-патриотической и приключенческой тематики для детей и юношества («Сын полка», 1946, реж. В.М.Пронин; «У них есть Родина», 1950, реж. А.М.Файнциммер и В.Г.Легошин; «Пятнадцатилетний капитан», 1946, реж В.Н.Журавлёв; «Чук и Гек», 1953, реж. И.В.Лукинский; «Первоклассница», 1948, реж. И.А.Фрэз). Послевоенный кинематограф подарил молодому зрителю также бесспорные шедевры отечественного детского кино: фильмы А.Л.Птушко «Каменный цветок» по сказам П.П.Бажова (1946, премия Мкф в Канне; Сталинская премия, 1947) и «Садко» (1952, премия Мкф в Венеции). Позднее режиссёром был снят фильм «Илья Муромец» (1956), в основу сценария которого легли народные былины и сказы о героических подвигах русских богатырей, отстаивающих целостность и независимость Руси.
В советской мультипликации 1940-50-х гг., при всём её жанровом многообразии, существенное место уделялось патриотическому воспитанию юного зрителя. Особое место здесь отводилось экранизациям русской классики: «Конёк-Горбунок» (1947) и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1951) режиссёра И.П.Иванова-Вано; «Аленький цветочек» (1952) режиссёра Л.К.Атаманова.
Начало «эры Хрущева» и политический курс ХХ съезда партии, связанный с «десталинизацией» общественной и культурной жизни, повлияли и на киноискусство. Но перемены назревали и изнутри, в сознании кинематографистов. Определённые постулаты социалистического реализма, обозначенные в предыдущие два десятилетия, подвергались переосмыслениию, социальный состав персонажей «демократизировался». Активно утверждается независимость режиссера-постановщика, начинают применяться большее разнообразие жанров и приемов, для фильмов характерны открытое самовыражение и новизна. Подлинный расцвет детского кинематографа, его настоящий «золотой век» пришёлся на период 1960-х - первой половины 1980-х гг. Детская литература, не устававшая открывать новые имена, по-прежнему щедро делилась с кинематографом превосходными «первоисточниками» - старыми и новыми.
Для советского кинематографа 1960-е годы - исключительно плодотворные, полные знаменательных побед и свершений. Но и противоречивые, внутренне конфликтные, еще более обострившие ту подспудную борьбу «либерального» киноискусства с властью, которая приняла качественно новые формы после смерти Сталина.
Новый этап в развитии детского кино начался с создания в 1959 г. на студии «Мосфильм» объединения детских и юношеских фильмов «Юность» и с приходом туда молодых режиссеров. Возглавили «Юность» прославленный режиссёр-сказочник А.Л. Птушко и, позднее, А.Г. Хмелик. Первым фильмом, выпущенным объединением, стал «Каток и скрипка» (1960), дебют будущего известного режиссёра А.А.Тарковского. В то время детское кино стало авторским, в полном смысле этого слова. Оно не исчерпывалось сюжетом и не укладывалось в готовые морализаторские схемы, а позволяло себе ставить острые социальные вопросы. В эти годы создаются остропроблемные фильмы о школе, взрослении, первой любви. Выдвигаются проблемы личности, лидерства, неповторимости и незаменимости человека. Чем смелее детское кино ломало прежние художественные и идеологические рамки, тем более недетскими вопросами оно задавалось. Фильмы детско-юношеской тематики опережают взрослое кино, первыми поднимая острые темы, говоря о наболевшем более остро и откровенно.
Одна из ведущих тенденций в детском кино начала 1960-х г. - восприятие мира «глазами ребенка». Так, герой фильма Георгия Данелия и Игоря Таланкина «Сережа» (1960) по одноименной повести Веры Пановой - совсем маленький мальчик. Жизнь двора и улицы, людские лица и характеры, - все воспринимается по-новому. Непредвзятый, незамутненный детский взор фиксирует то, что ускользает от обычного наблюдения, связанного стереотипами. Характерно, что почти в каждой республике появлялась картина, где наблюдение велось глазами ребенка: «Дети Памира» в Таджикистане, «Ты не сирота» в Узбекистане, «Небо нашего детства» в Киргизии, в Белоруссии - альманах из нескольких новелл о детях (наиболее известная - «Звезда на пряжке» В.Т. Турова). В фильме Михаила Калика «Человек идет за солнцем» (Молдовафильм,1961) столкновение мира ребёнка со сложным «взрослым» миром порождает драму.
Пока еще робко кинематограф начинает атаку на те явления советской жизни, которые потом получат наименование «негативных». Почти во всех фильмах, герои которых дети, решаются проблемы сугубо актуальные и по преимуществу нравственные. Таковы «Друг мой, Колька!» А.Н. Митты и А.А. Салтыкова (1961); «А если это любовь?» Ю.Я.Райзмана (1961); «Дикая собака Динго» Ю.Ю.Карасика (1962); «Звонят, откройте дверь!» (1966) А.Н. Митты; «Девочка и эхо» (1965) Арунаса Жебрюниса и многие другие. Школьная среда была представлена на экране некоей моделью общества. «Друг мой, Колька!» (дипломная работа учеников М.И. Ромма Александра Митты и Алексея Салтыкова) - один из лучших фильмов начала 1960-х гг. Герой фильма Колька Снегирёв - дерзкий, независимый, непокорный, способный демонстративно уйти со скучнейшего, заформализованного пионерского сбора и даже создать альтернативную «тайную организацию троечников». Его исключают из пионеров и ставят вопрос об исключении из школы. Но ребята, отрядный вожатый и педагогический коллектив защищают Кольку.
В основе фильма Юлия Райзмана «А если это любовь?» (1962), поставленного по сценарию И.Г. Ольшанского, лежит острая моральная проблема. Школьники Борис и Ксения связаны друг с другом светлой и нежной дружбой, которой, быть может, и удалось бы вырасти в серьёзное чувство, если бы против них не ополчились любители вмешиваться в чужие дела, моралисты-ханжи, «воспитатели», умеющие лишь поучать. Они губят любовь и ломают судьбы подростков. Фильм явился первым сигналом о серости, ограниченности, озлобленности мещанства. Драматизация сюжета выводила фильмы подобного рода далеко за рамки специфики детского кино..
На изломе «оттепели», в середине 1960-х гг., легко и органично советский экран воспринял новые формы киноязыка, в частности, сатирическую комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» (режиссёрская дипломная работа Э.Г. Климова, 1964). В этом фильме за простыми, прописными истинами скрывался второй слой - слой намеков и острот, предназначенных не только детям, но и гораздо более взрослому зрителю. Автор высмеивает порядки в образцово-показательном лагере, где детей торжественно объявляют хозяевами, а они шагу не могут ступить по собственному желанию. По своей сути фильм явился сатирой либеральной творческой интеллигенции на заидеологизированность и заформализованность тогдашней советской действительности. Под пионерским лагерем подразумевался СССР, фамилия главного героя - Инночкин - намекала на его инакомыслие.
Хотя вышеназванные фильмы шли в основном на детских сеансах, это были уже не просто «взрослые» фильмы и даже не просто фильмы так называемого «авторского» кино. Это были свидетельства намечающегося разлада стройной некогда идеологической модели, ее все усиливающегося несовпадения с реальностью. Однако, необходимо отметить, что почти все вышеуказанные режиссеры детского кино 1960-х годов по своим убеждениям являлись представителями либерально-«шестидесятнического» направления в киноискусстве, делавших акценты лишь на острых недостатках советской системы воспитания и не предлагавших реальных путей решения назревших проблем. В ряде случаев их киноленты носили характер фрондёрской «фиги в кармане» официальным властям и советским устоям.
Всего в объединении «Юность» было создано более 40 фильмов для детей разных возрастов. Они получали высокие награды на международных фестивалях, их покупали десятки стран. Советская детская кинематография занимала ведущие позиции в мировом детском кино. Но в 1973 г. умер А.А. Роу, а в середине 1970-х гг. на «Мосфильме», после смерти А.Л.Птушко, объединение «Юность» закрыли. Основную роль в выпуске кинофильмов для детей и подростков взяла на себя Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Ежегодно на киностудии выпускалось около 20 полнометражных художественных фильмов.
1970-е годы, с их относительной экономической стабильностью, налаженной системой производства и проката детских фильмов, стали расцветом совсем другого кинематографа, который, по мнению ряда историков и искусствоведов, также нельзя однозначно отнести к «детскому» или «взрослому». К середине 1970-х гг. официальная пропаганда во многом перестала отражать всю глубину и сложность общественно-политических процессов в Советском Союзе. У авторов детского кинематографа оставалось два пути: не замечать этого и пытаться удержаться в рамках традиционной идеологической модели (усилив её патриотическое содержание), или, напротив, не замечать самой этой модели, делая акцент лишь на негативных явлениях советской действительности.
Так называемый «проблемный фильм», родившийся в «оттепельные» годы и представленный, главным образом, «либеральным направлением» в кинематографе, постепенно превратился в особый жанр, с непременным и повторяющимся набором составляющих: положительные и отрицательные юные герои, их первые жизненные испытания, борьба истинных ценностей с ложными, позитивный нравственный вывод. Значительными событиями в детском кино стали работы режиссёров: Ролана Быкова («Айболит-66», 1966; «Внимание, черепаха!», 1969; «Автомобиль, скрипка и собака Клякса, 1975), Ильи Фрэза («Приключения жёлтого чемоданчика»,1970; «Чудак из пятого «Б»,1972, Государственная премия СССР; «Вам и не снилось...»,1980); «Карантин» (1982), Владимира Грамматикова («Усатый нянь», 1978; «Шла собака по роялю», 1979; «Всё наоборот», 1982).
Особый интерес вызывали фильмы «о частной» жизни подростков, о том возрасте, когда привычный мир открывается по-новому, окрашивается неведомыми доселе чувствами и переживаниями: фильмы Сергея Соловьева («Сто дней после детства» 1975, Государственная премия СССР.; «Спасатель», 1980; «Наследница по прямой», 1982); Владимира Меньшова («Розыгрыш», 1976, Государственная премия РСФСР); Павла Любимова «Школьный вальс» 1978); Николая Лебедева («В моей смерти прошу винить Клаву К»,1980, Государственная премия РСФСР им. Н.К.Крупской) и другие.
Наиболее остро и бескомпромиссно проблемы молодого советского поколения (цинизм и потеря идеалов, разрыв со старшим поколением) поставлены в лентах кинорежиссёра Динары Асановой («Не болит голова у дятла»,1974; «Ключ без права передачи», 1976; «Пацаны», 1983; «Милый, дорогой, любимый, единственный», 1984).
Большой общественный резонанс в середине 1980-х получили вышеупомянутый фильм Д.К.Асановой «Пацаны» и картина Р.Быкова «Чучело» (1985). Каждый из фильмов содержал в себе определённый «нравственный идеал». В «Пацанах» это был воспитатель Паша, пожертвовавший карьерой ради того, чтобы стать другом, опорой, защитой «трудным подросткам», выпрямить и очистить их искорёженные и растоптанные души.
В фильме «Чучело» нравственный идеал воплотился в лице 13-летней девочки Лены Бессольцевой, сохранившей, отстоявшей своё человеческое достоинство перед жестокостью и цинизмом своих одноклассников. Однако, новая картина известного режиссёра была встречена «в штыки» представителями Госкино СССР и МГК КПСС во главе с В.В.Гришиным.
Вот как описывает историю выхода фильма на экран в своих воспоминаниях В.А.Печенев (в 1984-85 гг. - помощник Генерального секретаря ЦК КПСС К.У.Черненко):
«Поучительна...история, связанная с выходом на экран... «Чучела», прекрасно сделанного, но по тем временам предельно заострённого фильма, показывающего многие из тех опаснейших язв, которые поразили нашу школу, всё советское общество...Ко мне обратился Быков, ситуация была и вправду довольно драматичной. Фильм был закончен, шли его просмотры, общественность в основном одобряла, но на экраны его не выпускали... Положение усугублялось тем, что первый секретарь Московского горкома партии, член Политбюро ЦК КПСС В.Гришин уже успел на каком-то многолюдном активе назвать фильм клеветой на нашу действительность...Я фильм «Чучело» видел на просмотре на одной из спецдач, где тогда работал. И хотя вокруг него у нас разгорелись довольно острые споры, я лично считал, что фильм должен выйти на экран... После нескольких моих «демаршей» перед Ермашом (председатель Госкино - А.К.) и Шауро (зав. отделом культуры ЦК КПСС - А.К.) и некоторыми другими деятелями проблему удалось решить в общем и целом в пользу Р.Быкова, в пользу его талантливого и нужного, остросоциального фильма».
Этот фильм посмотрело 17 млн. зрителей. В 1986 г. он был (как и фильм «Пацаны») удостоен Государственной премии СССР.
Следует отметить, что с конца 1970-х гг. значительная часть фильмов для детей стала производиться на телевидении, которое становилось более массовым и зрелищным. Наступила эпоха детских сериалов. На телеэкране появлялись фильмы, в которых на примере героев русской и зарубежной классики в детях воспитывались лучшие человеческие качества: доброта, любовь к людям, преданность долгу, стремление к знаниям. К этим фильмам, лишенным какой-либо идеологической заданности и снятым на высоком художественном уровне, можно отнести: «Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку» (1977) Леонида Нечаева; «Капитан Немо» (1975) Василия Левина; «Остров сокровищ» (1982) Владимира Воробьёва; «Приключения Тома Сойера» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1986) Станислава Говорухина.
Однако, несмотря на обозначившуюся уже в начале хрущёвской «оттепели» тенденцию к критическому восприятию рядом режиссёров реалий жизни детей и подростков в СССР, с середины 1960-х гг. и вплоть до второй половины 1980-х гг. в советском теле- и кинематографе продолжает развиваться направление, призванное воспитывать у молодого поколения патриотические чувства: любовь к истории своей страны, преданность социалистическим идеалам. В значительной степени этому способствовали постановления ЦК КПСС: «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) и «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков» (1981).
В 1970-х - первой половине 1980-х гг. резко увеличилось производство кино- и телефильмов, повествующих о жизни советских школьников. Среди наиболее известных: «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1974); «Три весёлые смены» (1977); «Приключения Электроника» (1979); «Завтрак на траве» (1979); «Руки вверх!» (1981); «Приключения Петрова и Васечкина» (1983); «Каникулы Петрова и Васечкина» (1984) и другие. С 1975 г. на киностудии им. Горького стал выходить детский юмористический киножурнал «Ералаш».
В конце 1960 - начале 70-х гг. на киноэкраны страны выходят детские фильмы научно-фантастического жанра («Туманность Андромеды», 1968, реж. Е.Ф.Шерстобитов, по роману И.А.Ефремова; «Москва-Кассиопея»,1973, «Отроки во вселенной», 1974, реж. Р.Н.Викторов, Государственная премия РСФСР 1977 за оба фильма). Патриотическая идея в кинематографе получает новое «наполнение»: советские школьники, попав в иные космические миры, проявляют свои лучшие качества (дружба, взаимопомощь, любовь к родной земле), воспитанные в них социалистической Родиной.
В 1980 г. на киноэкраны страны выходит фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» (Государственная премия СССР, 1982), а в 1985 г. состоялась премьера телевизионного сериала Павла Арсенова «Гостья из будущего». Оба фильма, снятые по сценарию Кира .Булычёва (И.В.Можейко), где показано торжество коммунистических идеалов в относительно недалеком будущем, и по сей день вызывают большой интерес у юных зрителей. Однако в дальнейшем автор сценариев этих фильмов оценит идейную составляющую своей работы иначе: «...В одном я был твёрд - если не верите, пролистайте мои книги семидесятых и восьмидесятых годов: я не верил в торжество коммунизма и его блага. Я не только сам не хотел вступать в партию, но и мои герои, живущие в будущем, об этой партии не знали». В отличие от К.Булычёва, автор «Туманности Андромеды», советский писатель И.А.Ефремов искренне верил в идеалы коммунизма.
Важной составляющей патриотической пропаганды среди школьников являлись кино- и телефильмы, повествующие о революционном прошлом страны, первых пионерах и комсомольцах, жизни советской молодёжи 1920 - 30-х гг. Среди фильмов на эту тему преобладали телеэкранизации: по произведениям А.П.Гайдара («Судьба барабанщика», 1976; «Тимур и его команда», «Школа», 1981), А.Н.Рыбакова («Кортик», 1973; «Бронзовая птица», 1974; «Последнее лето детства»,1975); В.А.Каверина («Два капитана», 1976); В.А.Осеевой («Раннее-раннее утро», 1982). Особой популярностью среди юных зрителей пользовалась кинотрилогия «Неуловимые мстители» (1968), «Новые приключения «неуловимых» (1969), «Корона Российской империи» (1972), повествующая о подвигах молодых борцов за революцию.
Поясняя идейный замысел трилогии её автор, режиссёр Э.Г.Кеосаян отмечал: «Если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру всё. Любовь к Родине, долг, верность - на экране это не отвлечённые понятия, а живые примеры, которым страстно хочется подражать...». Первые две серии картины, вышедшие на экраны в 1967 и 1969 гг., посмотрели более 130 млн. зрителей, главным образом, подростков. Не менее важное место в патриотическом воспитании подрастающего поколения официальной советской пропагандой отводилось теме подвига юных героев в годы Великой Отечественной войны. Из теле- и кинофильмов следует выделить: «Четвёртая высота» (1979); «Александр Маленький» (1982); экранизацию повести В.П.Катаева «Сын полка» (1982); фильмы о буднях воспитанников-суворовцев «Сто первый» (1981), «Алые погоны» (1982) и другие.
Патриотическим духом были проникнуты многие кино- и телефильмы, снятые по мотивам русских народных сказок и былин, в которых главные положительные персонажи (русские богатыри, народные герои) противостояли силам зла (чужеземцам и внутренним врагам): фильмы А.А.Роу - «Варвара-краса, длинная коса» (1970); Н.Н.Кошеверовой - «Иван-да-Марья» (1975); Г.Л.Васильева -«Финист-Ясный Сокол» (1975), «Василий Буслаев» (1982) и киноработы других авторов. В 1970-е годы на советские кино- и телеэкраны выходят мультипликационные фильмы, повествующие о героическом прошлом русского народа: «Илья Муромец»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Василиса Микулишна»; «Слово о полку Игореве» и другие. В 1980 г., к 600-летию Куликовской битвы был выпущен мультфильм «Лебеди Непрядвы», в котором наряду с ратным подвигом русских воинов отмечена роль Православной церкви в борьбе народа за независимость. Однако набиравшие силу негативные процессы в общественно-политической и экономической жизни страны, последующие трагические события 2-й половины 1980 - начала 1990-х гг. не позволили «патриотическому направлению» стать доминирующим в советском киноискусстве.
Таким образом, советский детский кинематограф 1960-х - середины 80-х гг. представлял собой сложное явление идеологической борьбы в сфере воспитания будущих граждан СССР. Советское кино как «самое важнейшее из искусств» являлось не только великим пропагандистом всего лучшего в истории нашего народа, но и эффективным инструментом в деле разрушения социалистических и национально-духовных устоев страны. Последнее отчётливо проявилось в годы «перестройки», когда резко изменился идеологический вектор, и процесс либерализации, захлестнувший все сферы жизни общества, привёл к уничтожению советской киноиндустрии.
Литература
1. Аркус Л., Васильева И., Марголит Е. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. / Кино и контекст. Т. IV. СПб, 2002
2. Булычёв К. Как стать фантастом. М., 2003
3. Кабо Л.Р. Кино и дети. М., 1974
4. Каганская М. Миф двадцать первого века, или Россия во мгле / «Страна и мир», 1986, №11; 1987, №1, 2
5. Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986
6. Нефедова М. Внимание: детское кино / «Нескучный сад»,14.02.2007 / http://www.rusk.ru/
7. Парамонова К.К. Фильм и дети. М.,1976
8. Печенев В.А. Взлёт и падение Горбачёва: Глазами очевидца. М.; 1996
9. Раззаков Ф.И. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. М., 2008, т.2
10. Раззаков Ф.И. Наше любимое кино. Тайны становятся явным. М., 2004
11. Режиссёры детского советского кино. Творческие портреты. М., 1982
12. Страницы истории отечественного кино. М., 2006
13. Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989
Кожевников Алексей Юрьевич
к.и.н., доцент кафедры истории
и политологии РГУТиС
|
|