Кто владеет информацией,
владеет миром

Прощание с классовым подходом

Опубликовано 29.03.2009 автором Наталья Морозова в разделе комментариев 279

Прощание с классовым подходом
Ну, сколько можно цепляться за классовый подход? Сегодня, когда по Планете, как вихрь, несется кризис, когда на наших глазах капитализм трещит по швам, разве не ясно, что кризис порожден вовсе не классовым противостоянием? Не считать же причиной кризиса те немногочисленные выступления трудящихся, которые обычно заканчиваются либо компромиссом с властями, либо разгоном протестующих полицией.

    А вот крупных классовых битв, таких, какие сотрясали прошлые два века, нет и пока не предвидится. А капитализм-то рушится. Почему? Где глубинные, сущностные причины?

        В моей предыдущей статье «Революция необходима. Но совершать ее некому» были поставлены вопросы: почему советский народ

в 90-х годах поддержал контрреволюцию? Почему социализму предпочел капитализм? Честно говоря, в той статье эти вопросы остались без ответа. Дело в том, что, по мере написания, мне стало ясно, что эти вопросы не решить, если предварительно не разобраться с другим вопросом: а что же на самом деле произошло в СССР в начале 90-х годов?

   В том, что это была контрреволюция, сегодня уже ни один нормальный человек не сомневается. Не сомневаются и те, кто величают ее «революцией», например, Ципко, Мау и др. Они же знают, что слово «контрреволюция» вызывает у советского народа ассоциации негативные, враждебные. Ну, представим себе, что Ципко сказал бы: да, я контрреволюционер. Да его бы камнями закидали - «У, контра недобитая!».

   Совсем другое дело - слово «революция». Это слово греет душу, напоминает о романтике и героике революционных битв. Однако, как бы квазидемократы ни рядились в героические революционные одежды, суть от этого не меняется. А суть такова: в начале 90-х годов власть захватили

противники советской власти и социализма. Были отвергнуты достижения советского народа, был предан анафеме Октябрь 17-го. Так что однозначно: это была контрреволюция.

   Впрочем, в этом моем утверждении ничего оригинального нет, я лишь сформулировала суть общего мнения. А вот на следующий вопрос я предложила действительно оригинальный ответ, предложила свою версию произошедшего в 90-е годы. Вот за эту версию мне уже изрядно попало от комментаторов моей статьи. А уважаемая мною Ирина Арзамасцева, так прямо обвинила меня в отступничестве от марксизма, в том, что я покушаюсь на самые что ни на есть краеугольные камни.

А имеет ли право марксист покушаться на краеугольные камни?

   Я считаю, что не только имеет право, но и обязан регулярно пересматривать свое отношение к этим самым камням. Иначе это уже не марксист-диалектик, а марксист-догматик. Даже под самым крепко построенным зданием фундамент со временем стареет, дает трещины, нуждается в капитальном ремонте, а то и вовсе в замене краеугольных камней. Что уж говорить об общественных науках, которые изучают такую противоречивую, такую непредсказуемую вещь - жизнь общества!

     Да, признаюсь: на один из краеугольных камней я действительно покусилась. И, во избежание кривотолков, повторю еще раз свое крамольное утверждение. Если вы не забыли, вопрос был поставлен так: а какова сущность контрреволюции начала 90-х годов? Марксистские ортодоксы говорят, что сущность чисто классовая. Мол, свергнутая в 1917 году буржуазия взяла реванш, свергла власть пролетариата и стала строить в стране капитализм. Так что классовый подход по-прежнему дает ответы на острые вопросы современности.

   Так вот, именно на этот краеугольный камень, то есть, на классовый подход я и осмелилась покуситься. Я утверждаю, что в СССР в начале 90-х годов контрреволюция произошла вовсе не на классовой основе. А на какой же? Отвечаю: на идеологической.

   Но разве идеология не связана с классами, разве можно идеологию оторвать от классов? Отвечаю: можно. Впрочем, идеология давно уже сама оторвалась от классов. Произошло это в Советском Союзе. Кстати, ведь и раньше, задолго до возникновения социалистической страны СССР, идеология не была так уж крепко спаяна с каким-то определенным классом.

   И среди эксплуатируемых было немало сторонников буржуазной идеологии. А уж социалистическая идеология и вообще вырабатывалась представителями образованных, то есть, в основном, эксплуататорских классов. Само собой, что и сторонников социалистической идеологии поначалу было больше в среде буржуазии, в среде дворянства. Да и сами Маркс с Энгельсом вышли из буржуазных семей.

   Ну, а уж в Советском Союзе, где было построено бесклассовое общество, идеология окончательно отделилась от классов. Да, классов в СССР не было, но идеологии были. Социалистическая идеология была основной, и не только государственной, но и принятой большинством населения. А вот буржуазная идеология была не в чести у власти, поэтому она пряталась по углам. Это была идеология антисоветская, антисоциалистическая, так сказать, диссидентская.

   Соответственно, классовой борьбы в СССР не было и быть не могло. А вот борьба идеологическая была. Но эта борьба никогда бы не привела к поражению социалистической идеологии, если бы буржуазная идеология не поддерживалась из-за рубежа. И ведь не только поддерживалась, но и активно насаждалась, причем при содействии наших диссидентов. В советское время мы посмеивались над словами «тлетворное влияние Запада», а ведь такое влияние действительно было.

   Еще и еще раз повторяю: в СССР классов не было!  А в начале 90-х годов в смертельной схватке столкнулись две идеологии: буржуазная и социалистическая. На этот раз одолела идеология буржуазная. Конечно, сама по себе идеология - это всего лишь комплекс идей. Должны быть какие-то материальные носители идеологии, то есть, люди. И они объявились.

   Вот, например, Егор Гайдар. Он что, потомок дворян или хотя бы белогвардейского офицера? Нет, его дедушка командовал красноармейским полком. А как романтично Аркадий Гайдар воспел в своих рассказах советскую страну! Страну, лучше которой нет на свете. А вот внучек героического дедушки, тот самый мальчиш Плохиш, продал прекрасную страну за банку варенья да ящик печенья.

  Какие же тут классы? Нет, контрреволюцию организовали такие вот плохиши, люди безнравственные, бессовестные, не способные за какими-то неурядицами, недостатками разглядеть сущность великой социалистической идеи. А никакие не классы, это очевидно. Но почему же, несмотря на очевидность, большинство коммунистов по-прежнему считает, что классовый подход и сегодня является незыблемым краеугольным камнем обществоведческих наук?

   А потому, что так написано в «Манифесте коммунистической партии»! А «Манифест» в глазах коммунистов - это уж такая священная корова, священнее которой не бывает. Мол, «Манифест» и сегодня  - наш главный документ, в котором нельзя заменить ни камушка, ни кирпичика. Это, кстати, доподлинные слова одного из авторитетных нынешних марксистов - Р.И.Косолапова.

   Наши коммунистические ортодоксы готовы согласиться с тем, что марксизм - не догма. Но ведь это - всего лишь общие слова. А как только дело доходит до конкретной догмы, тут они непробиваемы. Как только заговоришь с ними конкретно о «Манифесте»,  - тут они стоят насмерть. Нельзя трогать «Манифест»: он весь состоит из краеугольных камней. А я утверждаю: «Манифест» пересматривать не только можно, но и необходимо.

«Манифест коммунистической партии» - тоже не догма!

   Нет, я не отрицаю классовый подход. Я лишь утверждаю, что классовый подход не универсален, что он применим только для изучения проблем классового общества. А поскольку в СССР классов не было, во всяком случае в последние два десятилетия существования Советского Союза, значит, разобраться в причинах гибели нашей страны классовый подход не поможет. Значит, нужно искать другие пружины, действовавшие в то время в стране и приведшие к катастрофе. Или мы, коммунисты, эти пружины выявим, изучим и - создадим новую революционную теорию, или наша страна никогда уже не вернется на путь социалистического развития.

   И знаете, что заставило меня усомниться в универсальности классового подхода? Представьте себе: сам «Манифест коммунистической партии» и заставил! Раскроем же «Манифест». Первая глава его называется «Буржуа и пролетарии». А вот и первая фраза этой главы:

- История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.   

   Ну, вот видите, говорят мне, в «Манифесте» ясно сказано, что во ВСЕХ обществах всегда шла и сейчас идет классовая борьба. Но так ли это? Да и вообще, почему надо цитировать только первую фразу? Давайте все же процитируем следующий абзац.

   - Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу...

   Постойте-постойте, что же это получается?  Значит, первым человеческим обществом было рабовладельческое общество?  А как же быть с научными открытиями, которые устанавливают возраст человеческого общества в миллионы лет? А как же быть с тем самым «первобытным коммунизмом», который, по мнению ученых, продолжался примерно 5-6 тысяч лет?  Разложение первобытной общины произошло примерно 6 тысяч лет тому назад, вот только с того времени и началось расслоение общества на классы.

     Так что же, Маркс и Энгельс, авторы «Манифеста», этого не знали? Представьте себе: не знали. Да и неудивительно. Естественные науки к тому времени были слабо развиты, ибо были жестоко преследуемы церковью. К моменту создания «Манифеста» прошло всего лишь два с половиной века, как был казнен Джордано Бруно. За что инквизиция отправила его на костер? А за то, что он подверг сомнению неизменяемость Вселенной. За то, что он высказал мысль об эволюционном развитии Вселенной.

   Правда, вслед за Бруно в борьбу с религиозными мифами о творце вступили Коперник, Кеплер, Галилей, Лейбниц, Ньютон... Но все они тоже были преследуемы церковью, а потому и не могли развернуться в полную силу: издавали свои произведения под псевдонимами, прибегали к иносказаниям, шли на  компромиссы с религией.

   С особой жестокостью церковь боролась с биологическими науками. Вплоть до 18 века ни одно из крупных открытий не смогло пробиться сквозь стену «теории» сотворения мира. Однако, несмотря на давление церкви, исследовательская деятельность ученых продолжалась. В 18-м же веке произошло событие: шведский ученый Карл Линней систематизировал огромное множество животных и растений, создав, по сути, каталог для познания Природы. И познание сдвинулось с мертвой точки.

   Теории Бюффона, Кювье, Ламарка и других ученых уже во всю наступали на религиозные догмы. Но - История ждала Дарвина!  И он пришел. В 1859 году вышла книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Началась новая эпоха в истории естествознания. Дарвиновская теория не только двинула вперед естественные науки, но и сильно пошатнула религиозные верования.

   А как же церковь? О, теологи аж зубами скрипели. Они заявили, что естественный отбор несовместим со словом божьим, что теория Дарвина - это угроза самому существованию христианства. Однако, дарвинизм завоевывал все больше и больше сторонников и, в конце концов, церкви пришлось пойти на компромисс: теологи вынуждены были заявить, что эволюция вовсе и не противоречит священному писанию.

   Впрочем, о церкви - это я так, к слову. Главное, конечно же, было то, что с появлением дарвинизма естественные науки воспрянули. В геологии, палеонтологии, археологии, анатомии, зоологии и других областях естествознания открытия следовали за открытиями, теории за теориями. Этот всплеск активности естественных наук сильно пошатнул религиозные догмы.

А теперь внимание, самое интересное: этот же всплеск естественных наук пошатнул и некоторые краеугольные камни «Манифеста». И даже нашелся человек, который лично и покусился на самый же первый камень. Знаете, кто был этот человек?

Человека этого звали Фридрих Энгельс!

  Да-да, именно Энгельс первым и покусился на краеугольный камень под названием «классовый подход». А ведь Энгельс был не просто соавтором «Манифеста», это именно он и предложил Марксу изложить в форме манифеста программу коммунистической партии.

    Да и не только это. В самом тексте «Манифеста» весьма значительная часть принадлежит Энгельсу. Раскройте его работу «Принципы коммунизма», написанную всего за несколько месяцев до публикации «Манифеста», и вы не сможете не воскликнуть: да ведь это же  черновик «Манифеста»! И вот уже через сорок лет Энгельс решился на пересмотр своего детища.

    Но почему, спросите вы, на это решился Энгельс, а не Маркс? А потому, что Энгельса на такой шаг подвигнули успехи естественных наук. Маркс же в эти годы усиленно работал над «Капиталом». Вы обратили внимание на дату выхода в свет Великой книги Дарвина? Повторяю: 1859 год. То есть, 12 лет спустя после написания Марксом и Энгельсом «Манифеста». Маркс все эти годы тяжело болел, тем не менее, уже работал над «Капиталом» и в 1859 году (вот ведь какое совпадение!) издал свое произведение «К критике политической экономии», которое явилось частью и всего «Капитала». Так что Маркс весь был поглощен экономической теорией.

   А вот Энгельс очень внимательно следил за всеми новостями в области естественных наук. И он не мог не увидеть, что классовый подход, в свете новых открытий, вовсе не универсален, как о том заявлено в «Манифесте». Что классы были не всегда, а, стало быть, не всегда была и классовая борьба.

И вот в 1888 году, Энгельс делает примечание к первой фразе первой главы «Манифеста». Если кто подзабыл, приведу эту фразу еще раз:

   -История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

   Вот теперь я приведу и примечание Энгельса к этой фразе:

   - То есть, вся история, дошедшая до нас в письменных источниках.

В 1847 г. предыстория общества, общественная организация, предшествовавшая всей писаной истории, почти совсем еще не была известна. За истекшее с тех пор время Гакстгаузен открыл общинную собственность на землю в России, Маурер доказал, что она была общественной основой, послужившей исходным пунктом исторического развития всех германских племен, и постепенно выяснилось, что сельская община с общим владением землей является или являлась в прошлом повсюду первобытной формой общества, от Индии до Ирландии. Внутренняя организация этого первобытного коммунистического общества, в ее типической форме, была выяснена Морганом, увенчавшим дело своим открытием истинной сущности рода и его положения в племени. С разложением этой первобытной общины начинается расслоение общества на особые и в конце концов антагонистические классы.

  Выделенные слова в цитате выделены самим Энгельсом. Я же хочу обратить ваше внимание на такие места цитаты. 1. Это формулировка о первобытном коммунистическом обществе, в котором, конечно же, классов еще не было. 2. Утверждение, что появление классов связано с разложением первобытной общины. Оба эти утверждения - это явное опровержение первой фразы первой главы «Манифеста».

   Приведенные выше слова написаны Энгельсом в 1888 году. Но свой «подкоп» под краеугольный камень он начал еще раньше. В середине 70-х годов вышла в свет книга американского ученого Моргана «Древнее общество», в которой автор первым сделал попытку систематизировать накопившиеся сведения разных наук о предыстории человечества.

   На эту книгу сразу же обратил внимание Маркс, но, как я уже сказала, он был поглощен написанием «Капитала», а потому к книге Моргана сделал лишь некоторые комментарии. После смерти Маркса (1883 г.) за работу взялся Энгельс. С присущей ему скромностью и привычкой всегда ставить себя позади Маркса, Энгельс написал:

   - Моя работа может лишь в слабой степени заменить то, что уж не суждено было выполнить моему покойному другу.

   Напомню, что работа эта называется «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Вот такая работа и появилась, так сказать, «в слабой степени». Работу эту все читали, я же о ней завела речь в связи с темой настоящей статьи, то есть, с темой классового подхода.

   Так вот, в этой работе Энгельс неоднократно употребляет слова «писаная история», тем самым подчеркивая, что краеугольный камень о якобы вечной борьбе классов во всех существовавших до сих пор обществах нуждается в замене. Уже в предисловии к первому изданию своей работы (1884 г.) Энгельс пишет, что классовые противоречия и классовая борьба составляют содержание лишь «всей писаной истории».

   А сколько лет этой самой писаной истории? Да всего лишь шесть тысяч лет. Я не оговорилась, сказав о цифре 6 тысяч «всего лишь». Ведь все познается в сравнении. А в сравнении с временем существования человечества цифра 6 тысяч действительно ничтожно мала. Так сколько же лет человечеству?

    А человечеству несколько миллионов лет! Ученые расходятся лишь в количестве этих самых миллионов. Кто-то  называет цифру в 12 миллионов, кто-то в 5 миллионов. Но никто не назвал цифру меньше двух миллионов. Вот давайте эту цифру и примем. Итак. Человечеству 2 миллиона лет. Началу расслоения общества на классы 6 тысяч лет. Сравним. Подсчитаем. И обнаружим, что классовое общество в истории человеческих обществ занимает лишь третью часть одного процента.

    Но если классы в истории человечества  были не всегда, то почему надо считать, что они будут всегда, то есть, вечно?  Некоторые теоретики, настаивающие на универсальности классового подхода, почему-то игнорируют другой краеугольный камень «Манифеста», а именно мысль о том, что пролетариат, завоевав государственную власть, со временем уничтожит себя как класс и уничтожит вообще деление общества на классы.

   А ведь этот краеугольный камень оказался более прочным: в Советском Союзе всё так и произошло: классы были ликвидированы, возникла новая общность людей - советский народ. И снова, как заноза в сердце, мучает вопрос: ну, почему, почему советский народ, едва выбравшись из капиталистического болота, захотел вдруг снова в то болото плюхнуться? Почему на рубеже веков поддался на приманки буржуазной идеологии?   

Чем же сильна эта подлая идеология, которая ведет человечество к гибели?

Чем она привлекательна, какими своими свойствами сумела охмурить миллионы людей? Тут мне вспомнилась работа Ленина «Что делать?», в которой он не только ставит эти вопросы, но и отвечает на них. Работа эта написана в 1903 году, когда Россия, благодаря бездарной политике царя, уже двигалась к революции 1905 года.

   Для Ленина было важно, чтобы рабочие шли на революцию не с просьбами  о частичных улучшениях, а с требованием свержения царизма. Для этого надо было, по мнению Ленина, в стихийное рабочее движение вносить социалистическую идеологию. Именно вносить, ибо сами рабочие социалистическую идеологию выработать не могли, так как не обладали для этого ни свободным временем, ни знаниями.

   Но в чем же была трудность работы по соединению стихийного рабочего движения с социализмом? Почему рабочие то и дело скатывались к буржуазной идеологии, то есть в своих протестных акциях выдвигали лишь экономические требования? Ленин на эти вопросы отвечал так:

   - Но почему же - спросит читатель - стихийное движение, движение по линии наименьшего сопротивления идет именно к господству буржуазной идеологии? По той простой причине, что буржуазная идеология по происхождению своему гораздо старше, чем социалистическая, что она более всесторонне разработана, что она обладает неизмеримо большими средствами распространения (6 - 41).

  Прав был Ленин? Конечно, прав. НО... Да, тут есть большое «НО». Ленин писал работу «Что делать?» более ста лет тому назад. С тех пор многое изменилось. Давайте сравним.

  1. Буржуазная идеология по своему происхождению старше социалистической. Сравнивая две идеологии, Ленин все время имеет в виду эпоху, начавшуюся с развитием капитализма. К моменту написания «Что делать?» буржуазной идеологии было уже 450 лет, так как буржуазная идеология возникла сразу же с возникновением капитализма.

   А вот возникновение социалистической идеологии в ее внятно оформленном виде Ленин, конечно же, связывает с появлением работ Маркса и Энгельса, а этим работам тогда, то есть в 1903 году, еще и века не было. Так что разница действительно была большая. Соотношение один к девяти. Сегодня и к той, и к другой цифре прибавилось по сотне, так что разница уменьшилась. Теперь это уже соотношение один к четырем с половиной. Но все равно, разница пока большая, так это утверждение Ленина справедливо и сегодня.

   2. Буржуазная идеология более всесторонне разработана, чем социалистическая. А вот это утверждение явно не подходит к сегодняшнему дню. За прошедший век социалистическая идеология не только была всесторонне разработана, но уже и опиралась на реальный социализм, которого в начале прошлого века не было.

   Над социалистической идеологией работали марксисты не только  в СССР, но и почти во всех странах, ибо компартии стали возникать не только в развитых, но даже и отсталых странах. Далее. По сравнению с 1903 годом, мы сегодня имеем полное собрание сочинений Маркса и Энгельса, Плеханова и, наконец, самого Ленина. Так что тезис о большей разработанности буржуазной идеологии сегодня нам не подходит.

   3. Буржуазная идеология имела неизмеримо большие средства распространения. Этот тезис тоже устарел, ибо за прошлое столетие тиражи социалистической литературы многократно превысили тиражи литературы буржуазной. Во всяком случае, этот факт неоспорим в отношении Советского Союза. А мы ведь исследуем сущность события, произошедшего именно в нашей стране.

    Итак, рассуждения Ленина на тему всесильности буржуазной идеологии были верны в 1903 году. Но сегодня эти рассуждения не дают нам ответа на вопрос, почему в начале 90-х годов буржуазная идеология одолела социалистическую.

   Я думаю, за ответом на этот вопрос нам надо отправиться в далекую Историю. Не в ХУ век, когда возник капитализм, и не в четвертое тысячелетие до нашей эры, когда возникла частная собственность и началось расслоение общества на классы. А гораздо глубже. За сотни тысяч и даже миллионы лет. Думаете, зря я вас мучила сведениями о естественных науках, об открытиях Моргана и других естествоиспытателей?

   Лично я уверена, что корни буржуазной идеологии надо искать там, в глубине предыстории человечества. Именно те корни, казалось бы, выдернутые в 1917 году, дали новые всходы на рубеже ХХ и ХХI веков.  Но об этом в следующей статье. Так что - продолжение следует.



Рейтинг:   4.05,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 279
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Прохожему:
Владимир Белл написал 31.03.2009 17:49
Прохожий:
"Так что, рабочего класса в России было не более 6 млн. человек, поэтому только "интересом рабочего класса" революцию в России обосновать нельзя."
В. Белл:
Я не писал, что "только интересом рабочего класса".
В развитии в будущее заинтересованы вообще-то все НОРМАЛЬНЫЕ люди в обществе, кроме тех, кто строит свое богатство, свою власть, свое благосостояние в обществе именно на том, что уничтожают создание этого развития.
Даже последние, спроси их: "вы заинтересованы в том, чтобы общество создавало развитие в будущее?" - ответят: "конечно, заинтересованы". Но на самом деле, они заинтересованы, прежде всего, в обеспечении своего богатства, власти и благосостояния, а уж потом в создании развития в будущее.
Марксизм в анализе свойств и закономерностей общественного развития выявляет ту социальную группу в общественном производстве, которая
непосредственно, в чистом виде, без всяких промежуточных "прежде всего" заинтересована в создании развития в будущее, как СВОЁМ главном интересе.
Понимаете, общество состоит из людей и общественное развитие создается людьми.
Поэтому, если в обществе берут верх (силу, власть) те люди, которые заинтересованы не в создании развития в будущее, а в обеспечении, прежде всего, своего богатства и благосостояния, то они подчиняют именно этому - обслуживанию своего богатства и благосостояния - все остальные социальные группы и силы общественного производства.
Развитие общества в будущее, если и происходит, то по остаточному принципу, либо вообще прекращается.
Если же в обществе берет верх (силу, власть) социальная группа, непосредственно заинтересованная в создании развития в будущее, то она подчиняет этому и остальные социальные группы общества и силы общественного производства. Это максимально возможная скорость и мощность развития в будущее. Большего развития в будущее не может обеспечить никакой другой общественный порядок.
Назовем такую социальную группу передовой. Эта социальная группа должна быть непосредственно занята своим трудом в самом эффективном способе общественного производства, которым, как социальная группа, она создается, в развитии которого она непосредственно заинтересована, как в источнике своего жизнеобеспечения и благосостояния, и развитие которого и означает переход общества на новый уровень общественного производства, создающего большие возможности для жизни и развития людей.
Данная социальная группа является главной и консолидирующей в общественном порядке, целенаправленном на созидание развития в будущее. Вокруг нее объединяются все остальные ЗДОРОВЫЕ, УМНЫЕ. ЧЕСТНЫЕ, ПОРЯДОЧНЫЕ, ТАЛАНТЛИВЫЕ силы общества, поскольку плоды развития в будущее: большие возможности обеспечения жизни и развития людей - выгодны и интересны всем.
В марксизме нет догм. Например, такой, что передовой социальной группой в обществе всегда будет рабочий класс физического труда.
Нет, конечно же.
Но в марксизме есть принципы, полученные из анализа свойств и закономерностей общественного развития.
И одним из таких принципов, является вышеизложенный:
в общественном порядке, целенаправленном на развитие в будущее, власть (сила) должна принадлежать ПЕРЕДОВОЙ социальной группе, определение которой приведено выше.
Владимир Белл
Нет, ну вы посмотрите на этих идиотов!
Tвeрдый 3нaк написал 31.03.2009 17:16
Синоби
***
ПРОДАЖА здесь ключевое слово.А кому продает свой труд буржуй или наркоторговец?
***
А мозги тебе для чего даны? Наркоторговец ПРОДАЕТ свой ТРУД ПОТРЕБИТЕЛЮ наркоты и ее производетелю.
Олигарх ПРОДАЕТ СВОЙ ТРУД чиновникам и потребителям его продукции
Вор ПРОДАЕТ свой ТРУД скупщику краденнного.
***
Теперь насчет "буржуев" - пенсионеров.Эти люди уже продали свой труд за всю жизнь государству через налоги в пенсионный фонд и прочие мест
***
Теперь насчет рантье живущих за проценты скаптитала.Эти люди уже продали свой труд государству и банку через налоги в пенсионный фонд и вложение капитала в банк.
И где ты видишь РАЗНИЦУ? И те и другие живут за счет КАПИТАЛА.
А кто как его заработал иная история и сути не меняет.
Так что Энгельс ваш сам себя высек, вместе с вами, лохами. ВСЕ ПРОЛЕТАРИИ!
Тупы вы ребята как раздолбанная жопа Энгельса, вон почитай Гавроша, ну чисто бабка цитирующая Библию, и самое смешное, что дебил НЕ ПОНИМАЕТ что говорит! Просто цитирует чужие слова не задумываясь.
Не стоит с таким подходом претендовать на научность. Это кустарщина Гаврош. Ты настолько туп, что написав вот это
***
Сознание - продукт производственных отношений, а не идеалистических схем,
***
не понимаешь, как ты себя высек!
Значит по твоему, дебилоид, производство кремневых топоров было начато НЕ СОЗНАНИЕМ а производственными отношениями? И язык сложился в результате производственных отношений и культура и письменнось и сами народы?
А в жизни то все наоброт!
У макак НЕТ развитого сознания, зато есть производственные отношения и даже меновая торговля и социальные иерархичесик отношения, каки у волков или пчел.
Но так как СОЗНАНИЯ МИНИМАЛЬНО, то и все остальное НЕ РАЗВИВАЕТСЯ сотни тысяч лет, НЕ ШЕВЕЛИТСЯ! Как мозги у мраксистов.
Зато у людей, СОЗНАНИЕ которых РАЗВИВАЕТСЯ, соответственно СОЗНАНИЮ поднимается и все остальное, производственные отношения включительно.
Потому что производственными отношениями ИНСТРУМЕНТ обслуживающий ХОЗЯИНА, СОЗНАНИЕ человека.
И ИНСТРУМЕНТ НЕ МОЖЕТ формировать хозяина.
намного ли тебя изменило за твою жизнь пользование пилой?
Но до высущенных мозгов простейшая логика не доступна!
Потому и сидите в жопе, что вас используют те, кто вас наебал мраксизмом, дарьмократией и тд.
СВОИМИ МОЗГАМИ думать надо! Замби красножопые!
Re: чтобы развивать других, надо самим развиться, недоразвитый
Синоби написал 31.03.2009 16:48
Да уж...предельно эмоционально,только не в тему.
"путем продажи СВОЕГО труда" - выделил не все,что надо было.
"путем ПРОДАЖИ СВОЕГО труда" - так правильно.ПРОДАЖА здесь ключевое слово.А кому продает свой труд буржуй или наркоторговец?Никому.А значит,не пролетариат.Пролетариатом является тот,кто ПРОДАЁТ ТОЛЬКО СВОЙ ТРУД.Т.к. больше продавать нечего.
Теперь насчет "буржуев" - пенсионеров.Эти люди уже продали свой труд за всю жизнь государству через налоги в пенсионный фонд и прочие места.Государство денежки прокрутило через банковскую систему,наварилось,т.е. изъяло прибавочную стоимость.А оставшиеся гроши возвращает пенсионерам,которые уже не могут работать.Пенсия - это просто плата за то,что человек трудился и платил налоги.
Борцу с классовым подходом.
Гаврош написал 31.03.2009 16:38
Уважаемая Наталья.
Собравшись на бой с классовым подходом Маркса, Вы не удачно взяли в качестве объекта первобытно-общинный строй. Происхождение классов и классовая борьба носит конкретно исторический фактор.
Ф. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и госкдарства".
"Манифест..." Маркса, это анализ классового периода существования человеческого общества.
И Ленина зря Вы пытаетесь опровергать.
Мелко-буржуазное сознание продукт многовекового существования человечества в условиях дефицита средств к жизни, а не потому, что старше и всесторонне разработано, а тем более, больше возможности для распространения.
Сознание - продукт производственных отношений, а не идеалистических схем, Вами предложенных.
Ваше высказывание: "Лично я уверена, что корни буржуазной идеологии надо искать там, в глубине предыстории человечества", есть агностицизм, отрицание науки и диалектического метода марксизма.
Не стоит с таким подходом претендовать на научность. Это кустарщина.
Гаврош.
чтобы развивать других, надо самим развиться, недоразвитый
Tвeрдый 3нaк написал 31.03.2009 15:58
Для развития
***
Ф.Энгельс "Принципы коммунизма" 1847 г.
"Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО путем продажи СВОЕГО труда, а не живет за счет ПРИБЫЛИ с какого-нибудь капитала".
***
Вот я и говорю, дурят вас лохов на слова без значения, ладно девочка Мракса жид Энгельс понимал что писал и как наебать лохов, но пень который не понимая написанного еще лезет учить других?!
Это как бабушка наебанная Мавроди стоящая у суда с плакатами в его зашиту. Ну точно коммунисты!
Но вернемся к словам пассивного педераста Энгельса
Так ты хочешь сказать, что миллионеры и миллиардеры не трудятся?
Что они не ходят на РАБОТУ, не получают ЗАРПЛАТУ, не платят с них налогов, не контролируют подчиненных и тд и тп?
ВРЕШЬ! Работают они САМИ. ЛИЧНО. Точно так же как работал какой либо министр в СССР.
И деньги они получают за СВОЙ ТРУД, точно так же как не валятся с неба деньги на вора, грабителя, наркоторговца или черного риалтора убивающих старичков за кваритры.
Мало того у них работ очень часто опасная, ненормированная и ТРУДНАЯ. Если ты наркоторговец то надо найти покупателя, побегать за день сажая молодняк на иглу, а это тоже непросто, привезти с риском для жизни наркоту издалека, где то то ее хранить и тд и тп.
Так что ТРУДЯТСЯ буржуи как пчелки, живут за счет СВОЕГО ТРУДА, ЛИЧНОГО!
Следовательно по опрделению шалавы Мракса, пидорка Энгельса, воры, наркоманы, олигархи и остальная нелюдь ТРУДЯЩИЕСЯ!
И часто они трудятся ПОБОЛЕЕ чем офисный планктон отсидевший 8 часов в оффисе и написавший за это время несколько бумажек.
так что ВСЕ ТРУДЯЩИЙСЯ КЛАСС!
Разница только в РЕЗУЛЬТАТАХ труда.
Результатом творца является РОСТ количества нужных вещей и услуг у других, а результатом труда паразита, его УМЕНЬШЕНИЕ.
Даже чтобы жить за счет своего капитала, его сначала надо ЗАРАБОТАТЬ!
Хотя по пределению гомосека Энгельса, рабочий, пропахавший всю жизнь и вышедший на пенсию - БУРЖУЙ!
Потому что он живет за счет своего КАПИТАЛА, скопленного им в пенсионном фонде.
Вы видите лохи красножопые, как легко вас кидают хуеплетством. РУССКИЙ язык знать надо и видеть СМЫСЛ в написанном, а не повторять как попудаи чужой бред.
(без названия)
инкогнито написал 31.03.2009 15:38
Все было в начале 90-х гораздо проще - верхушка власти прогнила во главе с Горбачевым, и они решили поделить страну присвоив государственное себе! вот собственно и все.... для этого спровоцировали искусственный продовольственный кризис и ухудшили условия жизни......
Еще Ленин говорил - "Если вам аплодируют ваши враги - значит вы сделали что-то не так" Горбатый живет на западе безбедно, и все он сделал так.... так как хотели США.... даже премию ему за развал СССР вручали....
Если смотреть на россию сейчас - продукцию реальную производит 10% населения, а остальные - чиновники, офисные работники, торгаши и так далее на них паразитируют! Чтобы в стране вырос ВВП нужно производить реальную продукцию. У нас сейчас ВВП по сравнению с россией в ее теперешних границах ниже в 3 раза! какое может быть процветание и подымание с колен???
страна живет только на нефтедолары, передприятия не строятся - то что построено раньше разворовывается. Вот в такой жопе и живем!
.......без имени, без племени.
Тоже русский написал 31.03.2009 15:26
Поумней нет вопросов? А на словесный понос не отвечаю.
Тоже русскому
...... написал 31.03.2009 14:16
Ты сам-то понял, что написал???
Re: Для развития
Тоже русский написал 31.03.2009 12:55
Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО путем продажи СВОЕГО труда, а не живет за счет ПРИБЫЛИ с какого-нибудь капитала.
--------------------------------------------------------
Тогда советский чиновник, у которого нет капитала, но живет он с прибыли (и не только с прибыли но и в себестоимость лапу запустил) своего предприятия, обеспечивая себе и своим детям и внукам безбедную старость, тоже пролетариат? А Абрамович-положи себе зарплату в два миллиарда долларов, а диведенты с прибыли сделает себе нулевые.И будет жить исключительно путем продажи своего труда управленца, а не жить за счет прибыли с капитала.И что он тоже пролетариат.Есть русская пословица-Хорошо было на бумаге, да забыли про овраги.
Твердому знаку
Для развития написал 31.03.2009 12:34
Ф.Энгельс "Принципы коммунизма" 1847 г.
"Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО путем продажи СВОЕГО труда, а не живет за счет ПРИБЫЛИ с какого-нибудь капитала".
Re: Re: Наталье Морозовой и Пасюку
Тоже русский написал 31.03.2009 11:54
Отношения между людьми, основанные на НАЁМНОМ труде, не могут быть никакими иными как ТОЛЬКО БУРЖУАЗНЫМИ.
--------------------------------------------------
Вспомним советский социализм.Разве придя на завод или фабрику вас не нанимали.Нанимали.И отношения возникали между вами и руководителем предприятия (чиновникам). Мог ли вас вышвырнуть чиновник за ворота, да в любой момент.Но были ли это буржуазные отношения-нет.В отличие от капиталиста, которому принадлежит предприятие, и который работает на рынок, и может разориться и потерять собственность; советский чиновник не имел право собственности на предприятие, на рынок не работал-работал по указиве Госплана, а отвечал за результаты своей деятельности только перед вышестоящим чиновником.Так был создан класс советских чиновников-каста руководителей.Чиновник уйдя на пенсию, терял право управления предприятием, и понимал что надо обеспечить себе безбедную старость, ибо глядя на нищее бытие простых пенсионеров это сразу определяло его сознание в нужном ему направлении.И пофигу этому чиновнику модернизация и перевооружение предприятия.Зачем переходиь на выпуск нового и усовершествованного.Главное гнать план и получить переходящее красное знамя и себя любимого естесственно не забыть.Результат извесен-по научно-техническому уровню, качеству, количеству- советские товары по большинству номенклатурных позиций промышленных товаров и товаров народного потребления полностью проиграли товарам выпущенных на капиталлистических предприятиях.Социалистический лагерь развалился, а узники разбежались кто куда. Полное поражение советского социализма перед капитализмом.
Теперь господа коммунисты давайте пофантазируем, обьясните мне, что вы будете строить придя к власти.Советский социализм-2. Большинству населения нашей страны он не нужен, поэтому у Зюганова минимальные проценты на выборах. Ничего другого путного никто из вас не предложил. Капитализм как всегда, несмотря на кризисы, совершенствуется и переходит к постиндустриальному обществу.Хотите вы или нет.А что есть нового у вас кроме дремучих идей Маркса-Энгельса-Ленина.
Re: Наталье Морозовой
Пасюк написал 31.03.2009 10:48
/**Уважаемая сударыня! Вас просили не браться за развитие марксизма, не усвоив твердо его основ. Не послушали и в очередной раз сели в лужу по самые уши.
Основополагающим в марксизме является положение о том, что общественное БЫТИЕ определяет общественное СОЗНАНИЕ. А не наоборот, как пытаетесь доказать Вы, делая упор на идеологию. Напоминаю Вам еще раз. Общественное бытие - это общественные ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ отношения, возникающие между людьми в процессе производства ими материальных условий жизни. Отношения между людьми, основанные на НАЁМНОМ труде, не могут быть никакими иными как ТОЛЬКО БУРЖУАЗНЫМИ. И никакая идеология исправить эти отношения не в состоянии. Для изменения идеологии надо упразднить НАЕМНЫЙ труд в обществе. Попробуйте осмыслить хотя бы это марксистское положение о революционном переустройстве общества. На бОльшее пока не надеюсь. Слишком уж запущено все у Вас с пониманием марксизма. **/
Наемный труд мог возникнуть, а мог и не возникунть. Рабство в некоторых государствах было, а в некоторых нет. Одни страны рвутся к научно-техническому прогрессу, а другие мечтают о большом гареме и больше им ничего не надо. Христиане пьянствуют, а мусульмане отрицают алкоголь. Мы живем плохо не потому, что плохо работаем, а потому, что нами плохо управляют. Высшими законами Природы являются законы управления. Так что, дорогой К.Маркс, ты ошибся. Бытие определяется сознанием. Концептуальная власть задает вектор развития общества. Цель осмысливается каждым человеком в отдельности и все дружненько пытаемся достичь намеченного. Человек не амеба, но даже амебы пытается управлять своим окружением и собой. Если для Природы можно с натяжкой сказать, что бытие определяет "сознание" неживой ПРиролды (хотя природа разумна), то жизнь уже живет по простому закону : Виртуальное сознание определяется реальную реальность.
Если бытие определяет сознание, то почему Троцкий и Сталин решали свои "классовые" проблемы не изменением бытия, а уничтожением носителей сознания? Значит для Сталина и Троцкого Сознание было важнее!
???
Тоже русский написал 31.03.2009 09:14
На добыче газа нужны трубы и трубоукладчики для "перевозки" газа. Как производством ТАКИХ транспортных средств обстоит дело в Белоруссии? И еще, как у них дела по производству компрессорных для сжижения газа? Ты не в курсе?
-------------------------------------------------------------
Ты еще спроси, а делают ли они атомные подводные лодки, стратегические бомбардировщики.Не может маленькая страна от винта до сборки производить огромную номенклатуру и промышленной продукции и товаров народного потребления.Да и сельское хозяйство иметь конкурентноспособное которое и себя кормит и на экспорт отправляет.Белоруссы нация работящая, многе у них интересно и совместно с ними кооперироваться для нас жизненно необходимо.И народ этот братский, иудами в трудное для нас время, в отличие от других не стал.Это ценить надо и как говорил один классик-это дорогого стоит.Вот только за одно это, поставки нефти и газа в Белоруссию должны быть самыми дешевыми из всех стран.
Ирине Арзамасцевой
Тоже русский написал 31.03.2009 08:50
А мой отец был коммунистом и гнал фашистов с советской земли до самого Берлина.
-----------------------------------------------------
А мой дядя гнал и фашистов до самого Берлина, и японцев громил.И орденов и медалей полна грудь за боевые действия и против немцев и японцев.А вот коммунистом не был никогда.И я этим тоже горжусь.Несмотря на давление и подкуп, в вашу партию не вляпался.
(без названия)
КАВКАЗЕЦ. написал 31.03.2009 07:04
НУЖНО ВСЕМ прочесть <<Веды>>, многие осознают кто они, увидев, свои корни. Жаль, что их не изучают в школе, а почему не изучают потому, как боятся правды.
(без названия)
Сашко написал 31.03.2009 02:03
Автору.
В качестве возмутителя спокойствия (поэтического изложения своего "видения" классового вопроса)- вполне сойдет.
Но по сути ошибочно от начала до конца.
Вы просто Н И Ч Е Г О не поняли в марксизме, и мучительно тусуете термины, за которыми у вас не стоит определенного содержания.
Классы (и следовательно "классовый подход" = просто их вИдение) есть просто следствие безвозмездного отчуждения одними (паразитами)у других работников-пролетариев прибавочной стоимости (хоть большой, хоть маленькой).
Сам этот акт везде, во всей массе, всегда и порождает на одной стороне фактического буржуа, а на другой - фактического пролетария.
В сумме создавая вполне стабильные классы паразитов и пролетариев, вне зависимости от того, что они себе об этом думают и понимают.
В результате у паразитического класса оказывается власть над пролетариатом, свое государство, "право ЧС" (узаконивающее способ ограбления), аппарат оболванивающих жрецов и приемов вполне эффективных (что даже автор вроде все знающий номинально, за N лет так и не может взглянуть на вещи просто, постоянно запутываясь в одном и том же в каждом абзаце).
Оценка: -5.
запутались в словоблудии мраксисты
Tвeрдый 3нaк написал 31.03.2009 01:15
Прохожий
***
Под ПРОЛЕТАРИАТОМ понимается не "узкая прослойка рабочих", а люди, СОЗДАЮЩИЕ товары и услуги
***
Вот читаю мраксистов зомби а вижу христан зомби, которые тоже копья ломают а ЧТО ЖЕ подразумевалсь под тем или иным словом из Капитала? Тьфу, Библии.
Безмозглые! Раз можно ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ термины в вашей, с позволения науки, то это ЛОХОТРОН!
В науке термины НЕ ИНТЕРПРЕТИРУЮТСЯ. Они четко определены и и КАЖДЫЙ понимает их ТОЛЬКО в одном единственно ВЕРНОМ значении.
В мраксизме, как и в христанстве или дерьмократии, каждый дрочит как хочет, а это признак ОБМАНА!
Вас лохов позорных разводят на банальные игры, в угадай слово!
Идиотизм поразительный!
Пришельцу
Прохожий написал 31.03.2009 01:06
К работам Маркса.
Под ПРОЛЕТАРИАТОМ понимается не "узкая прослойка рабочих", а люди, СОЗДАЮЩИЕ товары и услуги, необходимые обществу (рабочий, крестьянин, врач, учитель, конструктор и т.д.). Поэтому и счителось, что СССР - пролетарское государство с бесклассовым обществом (когда в государстве только ОДИН класс - оно считается бесклассовым).
Под БУРЖУАЗИЕЙ понимается "ПОТРЕБЛЯЮЩАЯ" прослойка общества, НИЧЕГО не дающая взамен другим членам общества.
Товарищ Сталин до последнего сдерживал появление новой "пролетарской буржуазии". Но ... ИСТОРИЮ вспять не повернешь, а выводы делать надо.
есть ложь, есть большая ложь и есть Статистика
Tвeрдый 3нaк написал 30.03.2009 23:33
Статистика
***
Население Москвы 10 млн. 383 тыс чел.
***
Да население Беларуси МЕНЬШЕ чем население Москвы.
Зато она проиводит РЕАЛЬНЫХ товаров НАМНОГО больше не только Москвы но и московской области.
Потому что в Москве живут паразиты чиновники и слуги их обслуживающие а в Беларуси РАБОТАЮЩИЕ ЛЮДИ.
Разницы не чуешь?
***
Заодно уточни, кто производит комплектующие для большегрузных белорусских грузовиков.
***
Это абсолютно не имеет никого значения. Конечную продукцию изготавливает продает и получает за нее деньги БЕЛАРУСЬ.
Когда станет выгодно производить комплектующие в Беларуси - это будет сделано. Сейчас в этом смысла нет.
Будет заказ на ЛЮБОЕ оборудование и технику, Беларусь его СДЕЛАЕТ, на МИРОВОМ УРОВНЕ. И неважно где оно возьмет часть комплектующих.
Н.П.Морозовой
Фред написал 30.03.2009 23:18
Продолжение: Уважаемая Наталья Павловна! Вы пишите, что в начале 90-х годов в смертельной схватке столкнулись две идеологии: буржуазная и социалистическая. На этот раз одолела идеология буржуазная. Вы уж извините, но на хрена они столкнулись, да еще, как Вы пишите, в смертельной схватке? В Одессе Вас бы спросили, &#8220;а ще я буду от этого иметь?&#8221; Лукавите, уважаемая! Не идеи правят миром, а экономические законы, материальные интересы. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер и в сфере идеологии отражаются положение общественных классов, их коренные интересы. Как теоретически разработанное сознание класса идеология создается теми его представителями, идеологами, которые по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Таким образом, Вы форму оторвали от содержания. По-Вашему идеологию выработали теоретики, для рабочего класса, т.е. пришел К.Маркс и возникла идеология рабочего класса? Какой тут Марксизм? Вы пишите, что в Советском Союзе, было построено бесклассовое общество, т.е. по- Вашему было общественное самоуправление, государство не вмешивалось в дела общества, исчезло разделение труда, различие между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и т. д и т. п. Как Вас понимать?
Теперь о Е. Т.Гайдаре и, как Вы выразились, носителях буржуазной идеологии. Но откуда в Вашем бесклассовом обществе они появились? &#8222;Экономическое содержание народничества&#8221;, Ленин, т.1, с 430: &#8220; &#8230; действия &laquo;живых личностей&raquo; в пределах каждой такой общественно-экономической формации, действия, бесконечно разнообразные и, казалось, не поддающиеся никакой систематизации, были обобщены и сведены к действиям групп личностей, различавшихся между собою по роли, которую они играли в системе производственных отношений, по условиям производства и, следовательно, по условиям их жизненной обстановки, по тем интересам, которые определялись этой обстановкой, &#8212; одним словом, к действиям классов, борьба которых определяла развитие общества. Этим был опровергнут детски-наивный, чисто механический взгляд на историю субъективистов, удовлетворявшихся ничего не говорящим положением, что историю делают живые личности, и не хотевших разобрать, какой социальной обстановкой и как именно обусловливаются их действия. На место субъективизма было поставлено воззрение на социальный процесс, как на естественно-исторический процесс, &#8212; воззрение, без которого, конечно, и не могло бы быть общественной науки&#8221;. Не мог появиться в Вашем бесклассовом обществе мальчиш-плохиш, у которого на уме только ящик печенья, да бочка варенья&#8230; продолжение следует. Фред.
[В начало] << | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | >> [В конец]
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss