Кто владеет информацией,
владеет миром

Прощание с классовым подходом

Опубликовано 29.03.2009 автором Наталья Морозова в разделе комментариев 279

Прощание с классовым подходом
Ну, сколько можно цепляться за классовый подход? Сегодня, когда по Планете, как вихрь, несется кризис, когда на наших глазах капитализм трещит по швам, разве не ясно, что кризис порожден вовсе не классовым противостоянием? Не считать же причиной кризиса те немногочисленные выступления трудящихся, которые обычно заканчиваются либо компромиссом с властями, либо разгоном протестующих полицией.

    А вот крупных классовых битв, таких, какие сотрясали прошлые два века, нет и пока не предвидится. А капитализм-то рушится. Почему? Где глубинные, сущностные причины?

        В моей предыдущей статье «Революция необходима. Но совершать ее некому» были поставлены вопросы: почему советский народ

в 90-х годах поддержал контрреволюцию? Почему социализму предпочел капитализм? Честно говоря, в той статье эти вопросы остались без ответа. Дело в том, что, по мере написания, мне стало ясно, что эти вопросы не решить, если предварительно не разобраться с другим вопросом: а что же на самом деле произошло в СССР в начале 90-х годов?

   В том, что это была контрреволюция, сегодня уже ни один нормальный человек не сомневается. Не сомневаются и те, кто величают ее «революцией», например, Ципко, Мау и др. Они же знают, что слово «контрреволюция» вызывает у советского народа ассоциации негативные, враждебные. Ну, представим себе, что Ципко сказал бы: да, я контрреволюционер. Да его бы камнями закидали - «У, контра недобитая!».

   Совсем другое дело - слово «революция». Это слово греет душу, напоминает о романтике и героике революционных битв. Однако, как бы квазидемократы ни рядились в героические революционные одежды, суть от этого не меняется. А суть такова: в начале 90-х годов власть захватили

противники советской власти и социализма. Были отвергнуты достижения советского народа, был предан анафеме Октябрь 17-го. Так что однозначно: это была контрреволюция.

   Впрочем, в этом моем утверждении ничего оригинального нет, я лишь сформулировала суть общего мнения. А вот на следующий вопрос я предложила действительно оригинальный ответ, предложила свою версию произошедшего в 90-е годы. Вот за эту версию мне уже изрядно попало от комментаторов моей статьи. А уважаемая мною Ирина Арзамасцева, так прямо обвинила меня в отступничестве от марксизма, в том, что я покушаюсь на самые что ни на есть краеугольные камни.

А имеет ли право марксист покушаться на краеугольные камни?

   Я считаю, что не только имеет право, но и обязан регулярно пересматривать свое отношение к этим самым камням. Иначе это уже не марксист-диалектик, а марксист-догматик. Даже под самым крепко построенным зданием фундамент со временем стареет, дает трещины, нуждается в капитальном ремонте, а то и вовсе в замене краеугольных камней. Что уж говорить об общественных науках, которые изучают такую противоречивую, такую непредсказуемую вещь - жизнь общества!

     Да, признаюсь: на один из краеугольных камней я действительно покусилась. И, во избежание кривотолков, повторю еще раз свое крамольное утверждение. Если вы не забыли, вопрос был поставлен так: а какова сущность контрреволюции начала 90-х годов? Марксистские ортодоксы говорят, что сущность чисто классовая. Мол, свергнутая в 1917 году буржуазия взяла реванш, свергла власть пролетариата и стала строить в стране капитализм. Так что классовый подход по-прежнему дает ответы на острые вопросы современности.

   Так вот, именно на этот краеугольный камень, то есть, на классовый подход я и осмелилась покуситься. Я утверждаю, что в СССР в начале 90-х годов контрреволюция произошла вовсе не на классовой основе. А на какой же? Отвечаю: на идеологической.

   Но разве идеология не связана с классами, разве можно идеологию оторвать от классов? Отвечаю: можно. Впрочем, идеология давно уже сама оторвалась от классов. Произошло это в Советском Союзе. Кстати, ведь и раньше, задолго до возникновения социалистической страны СССР, идеология не была так уж крепко спаяна с каким-то определенным классом.

   И среди эксплуатируемых было немало сторонников буржуазной идеологии. А уж социалистическая идеология и вообще вырабатывалась представителями образованных, то есть, в основном, эксплуататорских классов. Само собой, что и сторонников социалистической идеологии поначалу было больше в среде буржуазии, в среде дворянства. Да и сами Маркс с Энгельсом вышли из буржуазных семей.

   Ну, а уж в Советском Союзе, где было построено бесклассовое общество, идеология окончательно отделилась от классов. Да, классов в СССР не было, но идеологии были. Социалистическая идеология была основной, и не только государственной, но и принятой большинством населения. А вот буржуазная идеология была не в чести у власти, поэтому она пряталась по углам. Это была идеология антисоветская, антисоциалистическая, так сказать, диссидентская.

   Соответственно, классовой борьбы в СССР не было и быть не могло. А вот борьба идеологическая была. Но эта борьба никогда бы не привела к поражению социалистической идеологии, если бы буржуазная идеология не поддерживалась из-за рубежа. И ведь не только поддерживалась, но и активно насаждалась, причем при содействии наших диссидентов. В советское время мы посмеивались над словами «тлетворное влияние Запада», а ведь такое влияние действительно было.

   Еще и еще раз повторяю: в СССР классов не было!  А в начале 90-х годов в смертельной схватке столкнулись две идеологии: буржуазная и социалистическая. На этот раз одолела идеология буржуазная. Конечно, сама по себе идеология - это всего лишь комплекс идей. Должны быть какие-то материальные носители идеологии, то есть, люди. И они объявились.

   Вот, например, Егор Гайдар. Он что, потомок дворян или хотя бы белогвардейского офицера? Нет, его дедушка командовал красноармейским полком. А как романтично Аркадий Гайдар воспел в своих рассказах советскую страну! Страну, лучше которой нет на свете. А вот внучек героического дедушки, тот самый мальчиш Плохиш, продал прекрасную страну за банку варенья да ящик печенья.

  Какие же тут классы? Нет, контрреволюцию организовали такие вот плохиши, люди безнравственные, бессовестные, не способные за какими-то неурядицами, недостатками разглядеть сущность великой социалистической идеи. А никакие не классы, это очевидно. Но почему же, несмотря на очевидность, большинство коммунистов по-прежнему считает, что классовый подход и сегодня является незыблемым краеугольным камнем обществоведческих наук?

   А потому, что так написано в «Манифесте коммунистической партии»! А «Манифест» в глазах коммунистов - это уж такая священная корова, священнее которой не бывает. Мол, «Манифест» и сегодня  - наш главный документ, в котором нельзя заменить ни камушка, ни кирпичика. Это, кстати, доподлинные слова одного из авторитетных нынешних марксистов - Р.И.Косолапова.

   Наши коммунистические ортодоксы готовы согласиться с тем, что марксизм - не догма. Но ведь это - всего лишь общие слова. А как только дело доходит до конкретной догмы, тут они непробиваемы. Как только заговоришь с ними конкретно о «Манифесте»,  - тут они стоят насмерть. Нельзя трогать «Манифест»: он весь состоит из краеугольных камней. А я утверждаю: «Манифест» пересматривать не только можно, но и необходимо.

«Манифест коммунистической партии» - тоже не догма!

   Нет, я не отрицаю классовый подход. Я лишь утверждаю, что классовый подход не универсален, что он применим только для изучения проблем классового общества. А поскольку в СССР классов не было, во всяком случае в последние два десятилетия существования Советского Союза, значит, разобраться в причинах гибели нашей страны классовый подход не поможет. Значит, нужно искать другие пружины, действовавшие в то время в стране и приведшие к катастрофе. Или мы, коммунисты, эти пружины выявим, изучим и - создадим новую революционную теорию, или наша страна никогда уже не вернется на путь социалистического развития.

   И знаете, что заставило меня усомниться в универсальности классового подхода? Представьте себе: сам «Манифест коммунистической партии» и заставил! Раскроем же «Манифест». Первая глава его называется «Буржуа и пролетарии». А вот и первая фраза этой главы:

- История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.   

   Ну, вот видите, говорят мне, в «Манифесте» ясно сказано, что во ВСЕХ обществах всегда шла и сейчас идет классовая борьба. Но так ли это? Да и вообще, почему надо цитировать только первую фразу? Давайте все же процитируем следующий абзац.

   - Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу...

   Постойте-постойте, что же это получается?  Значит, первым человеческим обществом было рабовладельческое общество?  А как же быть с научными открытиями, которые устанавливают возраст человеческого общества в миллионы лет? А как же быть с тем самым «первобытным коммунизмом», который, по мнению ученых, продолжался примерно 5-6 тысяч лет?  Разложение первобытной общины произошло примерно 6 тысяч лет тому назад, вот только с того времени и началось расслоение общества на классы.

     Так что же, Маркс и Энгельс, авторы «Манифеста», этого не знали? Представьте себе: не знали. Да и неудивительно. Естественные науки к тому времени были слабо развиты, ибо были жестоко преследуемы церковью. К моменту создания «Манифеста» прошло всего лишь два с половиной века, как был казнен Джордано Бруно. За что инквизиция отправила его на костер? А за то, что он подверг сомнению неизменяемость Вселенной. За то, что он высказал мысль об эволюционном развитии Вселенной.

   Правда, вслед за Бруно в борьбу с религиозными мифами о творце вступили Коперник, Кеплер, Галилей, Лейбниц, Ньютон... Но все они тоже были преследуемы церковью, а потому и не могли развернуться в полную силу: издавали свои произведения под псевдонимами, прибегали к иносказаниям, шли на  компромиссы с религией.

   С особой жестокостью церковь боролась с биологическими науками. Вплоть до 18 века ни одно из крупных открытий не смогло пробиться сквозь стену «теории» сотворения мира. Однако, несмотря на давление церкви, исследовательская деятельность ученых продолжалась. В 18-м же веке произошло событие: шведский ученый Карл Линней систематизировал огромное множество животных и растений, создав, по сути, каталог для познания Природы. И познание сдвинулось с мертвой точки.

   Теории Бюффона, Кювье, Ламарка и других ученых уже во всю наступали на религиозные догмы. Но - История ждала Дарвина!  И он пришел. В 1859 году вышла книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Началась новая эпоха в истории естествознания. Дарвиновская теория не только двинула вперед естественные науки, но и сильно пошатнула религиозные верования.

   А как же церковь? О, теологи аж зубами скрипели. Они заявили, что естественный отбор несовместим со словом божьим, что теория Дарвина - это угроза самому существованию христианства. Однако, дарвинизм завоевывал все больше и больше сторонников и, в конце концов, церкви пришлось пойти на компромисс: теологи вынуждены были заявить, что эволюция вовсе и не противоречит священному писанию.

   Впрочем, о церкви - это я так, к слову. Главное, конечно же, было то, что с появлением дарвинизма естественные науки воспрянули. В геологии, палеонтологии, археологии, анатомии, зоологии и других областях естествознания открытия следовали за открытиями, теории за теориями. Этот всплеск активности естественных наук сильно пошатнул религиозные догмы.

А теперь внимание, самое интересное: этот же всплеск естественных наук пошатнул и некоторые краеугольные камни «Манифеста». И даже нашелся человек, который лично и покусился на самый же первый камень. Знаете, кто был этот человек?

Человека этого звали Фридрих Энгельс!

  Да-да, именно Энгельс первым и покусился на краеугольный камень под названием «классовый подход». А ведь Энгельс был не просто соавтором «Манифеста», это именно он и предложил Марксу изложить в форме манифеста программу коммунистической партии.

    Да и не только это. В самом тексте «Манифеста» весьма значительная часть принадлежит Энгельсу. Раскройте его работу «Принципы коммунизма», написанную всего за несколько месяцев до публикации «Манифеста», и вы не сможете не воскликнуть: да ведь это же  черновик «Манифеста»! И вот уже через сорок лет Энгельс решился на пересмотр своего детища.

    Но почему, спросите вы, на это решился Энгельс, а не Маркс? А потому, что Энгельса на такой шаг подвигнули успехи естественных наук. Маркс же в эти годы усиленно работал над «Капиталом». Вы обратили внимание на дату выхода в свет Великой книги Дарвина? Повторяю: 1859 год. То есть, 12 лет спустя после написания Марксом и Энгельсом «Манифеста». Маркс все эти годы тяжело болел, тем не менее, уже работал над «Капиталом» и в 1859 году (вот ведь какое совпадение!) издал свое произведение «К критике политической экономии», которое явилось частью и всего «Капитала». Так что Маркс весь был поглощен экономической теорией.

   А вот Энгельс очень внимательно следил за всеми новостями в области естественных наук. И он не мог не увидеть, что классовый подход, в свете новых открытий, вовсе не универсален, как о том заявлено в «Манифесте». Что классы были не всегда, а, стало быть, не всегда была и классовая борьба.

И вот в 1888 году, Энгельс делает примечание к первой фразе первой главы «Манифеста». Если кто подзабыл, приведу эту фразу еще раз:

   -История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

   Вот теперь я приведу и примечание Энгельса к этой фразе:

   - То есть, вся история, дошедшая до нас в письменных источниках.

В 1847 г. предыстория общества, общественная организация, предшествовавшая всей писаной истории, почти совсем еще не была известна. За истекшее с тех пор время Гакстгаузен открыл общинную собственность на землю в России, Маурер доказал, что она была общественной основой, послужившей исходным пунктом исторического развития всех германских племен, и постепенно выяснилось, что сельская община с общим владением землей является или являлась в прошлом повсюду первобытной формой общества, от Индии до Ирландии. Внутренняя организация этого первобытного коммунистического общества, в ее типической форме, была выяснена Морганом, увенчавшим дело своим открытием истинной сущности рода и его положения в племени. С разложением этой первобытной общины начинается расслоение общества на особые и в конце концов антагонистические классы.

  Выделенные слова в цитате выделены самим Энгельсом. Я же хочу обратить ваше внимание на такие места цитаты. 1. Это формулировка о первобытном коммунистическом обществе, в котором, конечно же, классов еще не было. 2. Утверждение, что появление классов связано с разложением первобытной общины. Оба эти утверждения - это явное опровержение первой фразы первой главы «Манифеста».

   Приведенные выше слова написаны Энгельсом в 1888 году. Но свой «подкоп» под краеугольный камень он начал еще раньше. В середине 70-х годов вышла в свет книга американского ученого Моргана «Древнее общество», в которой автор первым сделал попытку систематизировать накопившиеся сведения разных наук о предыстории человечества.

   На эту книгу сразу же обратил внимание Маркс, но, как я уже сказала, он был поглощен написанием «Капитала», а потому к книге Моргана сделал лишь некоторые комментарии. После смерти Маркса (1883 г.) за работу взялся Энгельс. С присущей ему скромностью и привычкой всегда ставить себя позади Маркса, Энгельс написал:

   - Моя работа может лишь в слабой степени заменить то, что уж не суждено было выполнить моему покойному другу.

   Напомню, что работа эта называется «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Вот такая работа и появилась, так сказать, «в слабой степени». Работу эту все читали, я же о ней завела речь в связи с темой настоящей статьи, то есть, с темой классового подхода.

   Так вот, в этой работе Энгельс неоднократно употребляет слова «писаная история», тем самым подчеркивая, что краеугольный камень о якобы вечной борьбе классов во всех существовавших до сих пор обществах нуждается в замене. Уже в предисловии к первому изданию своей работы (1884 г.) Энгельс пишет, что классовые противоречия и классовая борьба составляют содержание лишь «всей писаной истории».

   А сколько лет этой самой писаной истории? Да всего лишь шесть тысяч лет. Я не оговорилась, сказав о цифре 6 тысяч «всего лишь». Ведь все познается в сравнении. А в сравнении с временем существования человечества цифра 6 тысяч действительно ничтожно мала. Так сколько же лет человечеству?

    А человечеству несколько миллионов лет! Ученые расходятся лишь в количестве этих самых миллионов. Кто-то  называет цифру в 12 миллионов, кто-то в 5 миллионов. Но никто не назвал цифру меньше двух миллионов. Вот давайте эту цифру и примем. Итак. Человечеству 2 миллиона лет. Началу расслоения общества на классы 6 тысяч лет. Сравним. Подсчитаем. И обнаружим, что классовое общество в истории человеческих обществ занимает лишь третью часть одного процента.

    Но если классы в истории человечества  были не всегда, то почему надо считать, что они будут всегда, то есть, вечно?  Некоторые теоретики, настаивающие на универсальности классового подхода, почему-то игнорируют другой краеугольный камень «Манифеста», а именно мысль о том, что пролетариат, завоевав государственную власть, со временем уничтожит себя как класс и уничтожит вообще деление общества на классы.

   А ведь этот краеугольный камень оказался более прочным: в Советском Союзе всё так и произошло: классы были ликвидированы, возникла новая общность людей - советский народ. И снова, как заноза в сердце, мучает вопрос: ну, почему, почему советский народ, едва выбравшись из капиталистического болота, захотел вдруг снова в то болото плюхнуться? Почему на рубеже веков поддался на приманки буржуазной идеологии?   

Чем же сильна эта подлая идеология, которая ведет человечество к гибели?

Чем она привлекательна, какими своими свойствами сумела охмурить миллионы людей? Тут мне вспомнилась работа Ленина «Что делать?», в которой он не только ставит эти вопросы, но и отвечает на них. Работа эта написана в 1903 году, когда Россия, благодаря бездарной политике царя, уже двигалась к революции 1905 года.

   Для Ленина было важно, чтобы рабочие шли на революцию не с просьбами  о частичных улучшениях, а с требованием свержения царизма. Для этого надо было, по мнению Ленина, в стихийное рабочее движение вносить социалистическую идеологию. Именно вносить, ибо сами рабочие социалистическую идеологию выработать не могли, так как не обладали для этого ни свободным временем, ни знаниями.

   Но в чем же была трудность работы по соединению стихийного рабочего движения с социализмом? Почему рабочие то и дело скатывались к буржуазной идеологии, то есть в своих протестных акциях выдвигали лишь экономические требования? Ленин на эти вопросы отвечал так:

   - Но почему же - спросит читатель - стихийное движение, движение по линии наименьшего сопротивления идет именно к господству буржуазной идеологии? По той простой причине, что буржуазная идеология по происхождению своему гораздо старше, чем социалистическая, что она более всесторонне разработана, что она обладает неизмеримо большими средствами распространения (6 - 41).

  Прав был Ленин? Конечно, прав. НО... Да, тут есть большое «НО». Ленин писал работу «Что делать?» более ста лет тому назад. С тех пор многое изменилось. Давайте сравним.

  1. Буржуазная идеология по своему происхождению старше социалистической. Сравнивая две идеологии, Ленин все время имеет в виду эпоху, начавшуюся с развитием капитализма. К моменту написания «Что делать?» буржуазной идеологии было уже 450 лет, так как буржуазная идеология возникла сразу же с возникновением капитализма.

   А вот возникновение социалистической идеологии в ее внятно оформленном виде Ленин, конечно же, связывает с появлением работ Маркса и Энгельса, а этим работам тогда, то есть в 1903 году, еще и века не было. Так что разница действительно была большая. Соотношение один к девяти. Сегодня и к той, и к другой цифре прибавилось по сотне, так что разница уменьшилась. Теперь это уже соотношение один к четырем с половиной. Но все равно, разница пока большая, так это утверждение Ленина справедливо и сегодня.

   2. Буржуазная идеология более всесторонне разработана, чем социалистическая. А вот это утверждение явно не подходит к сегодняшнему дню. За прошедший век социалистическая идеология не только была всесторонне разработана, но уже и опиралась на реальный социализм, которого в начале прошлого века не было.

   Над социалистической идеологией работали марксисты не только  в СССР, но и почти во всех странах, ибо компартии стали возникать не только в развитых, но даже и отсталых странах. Далее. По сравнению с 1903 годом, мы сегодня имеем полное собрание сочинений Маркса и Энгельса, Плеханова и, наконец, самого Ленина. Так что тезис о большей разработанности буржуазной идеологии сегодня нам не подходит.

   3. Буржуазная идеология имела неизмеримо большие средства распространения. Этот тезис тоже устарел, ибо за прошлое столетие тиражи социалистической литературы многократно превысили тиражи литературы буржуазной. Во всяком случае, этот факт неоспорим в отношении Советского Союза. А мы ведь исследуем сущность события, произошедшего именно в нашей стране.

    Итак, рассуждения Ленина на тему всесильности буржуазной идеологии были верны в 1903 году. Но сегодня эти рассуждения не дают нам ответа на вопрос, почему в начале 90-х годов буржуазная идеология одолела социалистическую.

   Я думаю, за ответом на этот вопрос нам надо отправиться в далекую Историю. Не в ХУ век, когда возник капитализм, и не в четвертое тысячелетие до нашей эры, когда возникла частная собственность и началось расслоение общества на классы. А гораздо глубже. За сотни тысяч и даже миллионы лет. Думаете, зря я вас мучила сведениями о естественных науках, об открытиях Моргана и других естествоиспытателей?

   Лично я уверена, что корни буржуазной идеологии надо искать там, в глубине предыстории человечества. Именно те корни, казалось бы, выдернутые в 1917 году, дали новые всходы на рубеже ХХ и ХХI веков.  Но об этом в следующей статье. Так что - продолжение следует.



Рейтинг:   4.05,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 279
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Троцкисту (№35)
Н.Морозова написал 29.03.2009 15:55
Уважаемый Троцкист. Мне кажется, Вы слишком льстите нынешним хозяевам жизни, называя их капиталистами, а тот бардак, который они устроили в стране, - капитализмом. Все-таки, капитализм - это закономерный этап в развитии общества, а у нас так называемый "капитализм" ввели искусственно.
Далее. Нормальные капиталисты богатеют за счет эксплуатации наемных работников, то есть, за счет присвоения прибавочной стоимости. А наши квазикапиталисты разбогатели на воровстве. Да и сейчас воруют: у страны, у бюджета, у земных недр и т.д. Назовите хоть одно частное предприятие, которое работает на чисто капиталистических принципах. Таких нет. Везде значительную часть дохода дает воровство, прямое или косвенное.
Вы пишете:
наше общество жестко разделено на два крупнейших класса - СОБСТВЕННИКОВ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА (бюрократ-буржуазию) и СОБСТВЕННИКОВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (всех остальных: неимущих рабочих, крестьян, интеллигентов). А покуда это разделение существует - будет плодотворен и классовый подход для анализа общества. Ведь мы не в бесклассовом, не в коммунистическом обществе сейчас живем.
Все так, но только вот классы ли это? А если классы, то какие? Буржуазия и пролетариат? А может быть, грабители и ограбленные? Давайте думать, давайте работать над новыми формулировками, названиями. Ведь названия - это не просто фантики, в них отражается сущность.
И главное. Я могу согласиться с тем Вашим высказыванием, что при анализе нынешнего российского общества классовый подход небеполезен. Но я ведь ставила в статье вопрос несколько иначе: а поможет ли нам классовый подход понять, что произошло в СССР на рубеже столетий?
Всего хорошего. Н.М.
Глянем в глубину тысячелетий.
Сергей написал 29.03.2009 15:21
"Прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это". Это справедливо хоть для кроманьонцев, хоть для золотого миллиарда. Именно это содержится в глубине веков, а не исторически конкретная буржуазная идеология, источником вдохновения которой является исторически конкретное разделение общества на класс частных собственников на средства производства и на класс наемных работников. В процессе всякого производства складываются производственные отношения. Изменения в производстве требуют изменений в отношениях. Все это оформляется в виде социальных групп с различной ролью в производстве - то есть в виде классов. Все класовые общества имеют сходные черты, в том числе и в идеологии. Ошибочно называть все эти идеологии одной буржуазной. Это несколько разные идеологии имущих классов. Из глубины веков нам "завещана" не буржуазная, а частнособственническая идеология в различных видах - рабовладельческая, феодальная, буржуазная. Коммунизм противостоит всем этим идеологиям, как бесклассовое общество противостоит всем классовым. Строго говоря, коммунизм, ведь, это не отстаивание интересов очередного класса - это путь к бесклассовому обществу. Один из важных принципов коммунизма - тезис о взаимном соответствии классовых интересов пролетариата и коммунистической перспективы бесклассового общества. В этом смысле коммунизм - это не классовый, а безклассовый подход, но никак не внеклассовый.
Тов. Морозова!
Сергей написал 29.03.2009 14:26
Так Вы отрицаете классовый подход, или только не считаете его единственно достаточным?
Судя по статье - первое, судя по вашим репликам в обсуждении - второе. Марксизм никогда не сводил жизнь только к борьбе классов. Однако его нынешняя основная черта - в признании того, что сегодня главным содержанием борьбы в обществе является именно классовая борьба. И еще - не надо принимать кризис идеологии (из-за тех или иных перемен, побед или поражений) того или иного класса за исчезновение класса, несмотря на то, что цель комунистов - ликвидация всех классов. Кролики думают, что занимаются любовью, а их на самом деле разводят. Люди думают, что сталкиваются идеи, а это борются классовые интересы. Нашу главную цель - уничтожение классового разделения общества, нельзя достичь, делая вид, что это разделение уже уступило место иному разделению. Еще замечу, что сегодня в РФ не только коммунисты находятся в затруднительном положении, вся политическая жизнь в глубоком кризисе (гляньте на либералов и прочих демократов - смех сквозь слезы) - номенклатурный ренессанс, помноженный на обманчивый рост цен на сырье, сильно придушил под своей чугунной задницей всякую жизнь в РФ.
???
Mea Culpa написал 29.03.2009 14:22
Да-а-а, ляпов в статье достаточно...
Уважаемой Н. Морозовой
Троцкист написал 29.03.2009 14:06
Уважаемая Н. Морозова!
Извините пожалуйста, я слово "оппортунист" использовал не как "ярлык", а как научный термин. В любом случае, прошу извинения, я не хотел Вас лично обидеть. СССР не был бесколассовым, т.е. коммунистическим, обществом. Даже по Конституции, СССР был обществом классовым - в нем существовали дружественные классы рабочих, колхозного крестьянства и прослойка трудовой интеллигенции. Внутри интеллигенции была прослойка высшей партийной бюрократии. Это не был класс (бюрократия не владела своей собственностью, а управляла государственным имуществом). Внутри бюрократии, благодаря коррупции, выделилась про-буржуазная фракция, которая реставрировала капитализм. Этот капитализм быстро прошел этапы буржуазной демократии и концентрации капитала, собственность и власть сосредоточилась в руках олигархии из высших чиновников, они же и крупнейшие капиталисты, главы корпораций. Вот глава сборника "Палачи Европы", о фашисткой олигархии: "...Эти бандиты не имеют вида апашей. Они шьют свои костюмы у лучших портных и выглядят джентльменами. У них нет в руках фомки и отмычки - у них БРАЗДЫ ПРАВЛЕНИЯ. Одни из них управляют государством и потому владеют капиталом. Другие владеют капиталом и потому управляют государством. Те и другие с годами перемешались между собой, СПЛЕЛИСЬ ВОЕДИНО". Похоже ли это на РФ, судите сами. Если похоже, то наше общество жестко разделено на два крупнейших класса - СОБСТВЕННИКОВ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА (бюрократ-буржуазию) и СОБСТВЕННИКОВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (всех остальных: неимущих рабочих, крестьян, интеллигентов). А покуда это разделение существует - будет плодотворен и классовый подход для анализа общества. Ведь мы не в бесклассовом, не в коммунистическом обществе сейчас живем.
Еще раз простите за возможную некорректность моего тона в первом сообщении. Благодарю за Ваш ответ, уважаемая Н. Морозова! Искренне рад вести с Вами диалог, приветствую Ваши попытки разработать современную теорию революции.
Re: Наталье Морозовой.
Петров написал 29.03.2009 13:26
Да эта старая ведьма начала шаманить еще при Горбачеве, в тогдашней "Правде", заявляя, например, что враги перестройки - это те, кто (вы не поверите!) отрицают возможность создания вечного двигателя.
Но что показательно: все мерзавцы, косящие под левых, обязательно дают этой старой дуре самую широкую трибуну.
Владимиру Беллу (№30)
Н.Морозова написал 29.03.2009 13:26
Уважаемый Владимир Белл. Помнится, у Вас раньше были интересные комментарии, причем, по существу поднимаемых вопросов. А то, что Вы накатали сейчас, можно написать только с похмелья. Всего Вам доброго. Протрезвейте, а потом пишите серьезные комментарии. Н.М.
ХХ1 (№28)
Н.Морозова написал 29.03.2009 13:21
Уважаемый ХХ! Вы затронули очень серьезную проблему - о соотношении государства и классов. Но эта проблема - несколько в стороне от темы моей статьи. Я ведь пытаюсь отыскать корни буржуазной идеологии, а корни эти, по моему убеждению, находятся далеко в глубине человеческой истории, когда не было ни классов, ни государств.
Вы ссылаетесь на Маркса, Энгельса и Ленина, но они анализировали, в основном, современное им общество, то есть, капитализм. Разве что только Энгельс, наряду с экономическими исследованиями капитализма, заглянул и в самую глубь Истории, точнее, предыстории, по его выражению.
Вот поэтому я и заинтересовалась именно статьями Энгельса. И Вам особое спасибо за вторую часть Вашего комментария. Вы правы: одной из причин отставания советстских общественных наук и было игнорирование природы человека. Вот на эту тему я и пишу следующую статью. Н.М.
Пока начать с ЛевФронта национального спасения!
veteran написал 29.03.2009 13:02
1) Сегодня исполняется 110 лет со Дня рождения Лаврентия Павловича Берия.
Давайте вспомним его. Тем более, что Л.П.Берия бывал как раз в гуще всех тех политических и экономических преступлений (даже мелких!) в СССР, по факту исходивших, как правило, от субъектов ВЛАСТИ - совпартгосноменклатуры, идеологов, обывателей, 5-й колонны, охмуренных рабочих с Кузбасса и пр. Управленцы и идеологи прикрывались словесами о "поступательном" движении к социализму, НО УПОРНО РАБОТАЛИ ВСЕ ГОДЫ Соввласти в русле "классового подхода" (в пользу своего класса и цели!), который в данной статье так длинно пытается умалить автор Н.Морозова (хотя молодец, трудяга!).
И вот, как только не стало в СССР ИДЕИ и БОРЦОВ за классовые интересы рабочих и крестьян (Ленин, Дзержинский, Сталин, Берия и др), так социализм и пал! Но сие решительно не зависит от той временнОй "отметки", которую якобы упустили классики в "Манифесте"! Cм также пост <Советский (2009.03.29 05:06)>
(О Берии http://revolucia.ru/le251.htm )
"...Стараниями Хрущева и его со-товарищей, а затем перестройщиков горбачевцев-"демократов" - всех тех, кто задумывал и проводил буржуазную контрреволюцию, Л.П.Берия, так много сделавший для подъема советской экономики, для победы в Великой Отечественной войне, для создания ядерного щита СССР, размалеван столь черной краской и превращен в такое дикое исчадие зла, что поневоле приходит на ум вопрос: если это так старательно делают в течение более полувека, значит это очень кому-то нужно и имеет место фальсификация с сокрытием исторической истины.."
(Здесь его речь.mp3 на похоронах И.В.Сталина
http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=beriya )
2) С учетом и соседней ветки ("Письмо к Президенту" тов А.Р.Фазлутдинова) предлагаю (пока классовый подход еще в тумане, не у всех в голове!) организовать:
а) всем компартиям РФ (особенно КПРФ, РКРП, ВКПБ), др левым силам, рабочим профсоюзам в апреле-мае (1 мая и 9 мая - особенно!) т.г. непрерывные массовые акции протеста вплоть до принятия Президентом мер, до привлечения к суду всех мафиози и воров, до устранения всех преступлений по России!
б) Соответственно, партийным органам немедленно подготовить на места развернутую базу требований, актуальных как для России вцелом, так и отдельных регионов, скважин, заводов, фирм, НИИ, морей, лесов, полей, ферм, денежных потоков и тп.
в) Надо выйти с инициативой проведения Референдума РФ по вопросам нашего политического и экономического бытия, СТРОЯ!
г) Консолидировать ограбленных, организовать в обществе ЛЕВЫЙ ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ!
Ну, уже достали, сколько ж можно терпеть!
Наталье Морозовой.
Владимир Белл написал 29.03.2009 13:00
Очень плохая статья. Глупая и невежественная.
Вы в упор НЕ понимаете, ЧТО ТАКОЕ марксизм.
Вы в упор не понимаете, НА КАКИХ основаниях (краеугольных камнях) он базируется.
Вы в упор не понимаете, ОТКУДА в марксизме берется классовый подход.
Вы в упор НЕ понимаете, ПОЧЕМУ Энгельс (буржуй по социальному положению) сознательно встал на сторону пролетариата.
Вам нельзя писать о марксизме, поскольку Ваша писанина о марксизме напоминает ... лепет пятиклассника о современной физике.
Владимир Белл
Троцкисту (&#8470;26)
Н.Морозова написал 29.03.2009 12:56
Уважаемый Троцкист. Все, что Вы написали, стопроцентно верно. Только это - не про меня. Повторяю: я не против классового подхода. Я лишь утверждаю, что этот подход не универсален. КП не годится для аназиза бесклассовых обществ.КП мало продуктивен для анализа событий в нашей стране на рубеже веков.
А если Вы считаете, что в Советском Союзе было классовое общество, то это надо еще доказать. А сейчас? Захватившие власть либералы изо всех сил пытаются представить себя классом буржуа. Сначала они "создали" класс эффективных собственников. Теперь вот они "создают" так называемый средний класс.
Но классы нельзя слепить по собственному желанию, классы возникают и исчезают с исторической сцены долго, в соответствии с законами исторического развития.
И последнее. Не надо в спорах навешивать друг на друга ярлыки. Неужели Вы не видите, что тема - серьезная? Это видно уже и по первым откликам. Кстати, оппортунист - это человек, зовущий назад. А я зову вперед: к созданию новой, современной революционной теории. Н.М.
(без названия)
xxl написал 29.03.2009 12:48
Ув. Н.Морозова,
по вопросу КЛАССОВОГО государства и государства как такового лучше всего сказано
в работе В.И.Ленина "Государство и революция". Эта работа делает ссылки на Манифест
излишними. Суть Манифеста не есть вопрос о государстве, а есть вопрос о построении
безклассового общества, что К.Маркс и Ф.Енгельс выразили одной фразой -
УНИЧТОЖЕНИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, после чего, как писал и Маркс и Енгельс -
государства ОТМИРАЕТ. Т.е. ПОСТЕПЕННО, со развитием НОВОГО ОБЩЕСТВА функции
государства становятся НЕНУЖНЫМИ и они отмирают. Сколько это будет длится нельзя
сказать. Отсюда следует ваша ошибка в том, что СССР было БЕЗКЛАССОВОЕ общество.
Безклассовое общество существует тогда, когда НЕТ государства. Вы делаете ЛОЖНУЮ
ПОСЫЛКУ и стало быть вам трудно получить правильные выводы.
Второе замечание по поводу -
" ...Лично я уверена, что корни буржуазной идеологии надо искать там, в глубине предыстории человечества. Именно те корни, казалось бы, выдернутые в 1917 году, дали новые всходы на рубеже ХХ и ХХI веков. Но об этом в следующей статье. Так что - продолжение следует. ..."
Не знаю, где вы хотите искать корни и в какой глубине веков, но вопрос скорее не
в идеологии а психологии, точнее очень даже в психологии и проблеме человека, если
так можно выразиться. СССР ПОЛНОСТЬЮ проиграл западным странам в области наук
о человеке. С водой выплеснули ребенка и забыли, что человек является целью, а не средтвом. Великие учения Востока о психофизиологии человека оказались в СССР
под запретом. Многие конкретные науки о человеке как-то генетика обьявили
лженаукой, многие выдающиеся ученые генетики были расстреляны. В области
психологии господствовала "официальная" школа Рубинштейна. Выдающиеся психологи
Лурия и Выготский оказались невостребованы и их работы интенсивно изучались
за рубежом. О таких науках как социология, социальная психология, психофизиология
не могло быть и речи. Теория фукциональных систем Анохина в физиологии оказалась
фактически под запретом ( созданная в конце 20-х начало 30-х годов). Спрашивается
почему. Одним из главных причин такого положения есть личность И.Сталина -
параноика с точки зрения его психологического портрета. Такова оценка личности
И.Сталина акад. Бехтеровым, за что он и заплатил своей жизнью.
Населения СССР так и его управленцы оказались ПСИХОЛОГИЧЕСКИ безоружны против
ведущейся психологической войны. Эта слабость была на все 100 процентов использована врагами СССР.
Коммунисту (&#8470;5)
Н.Морозова написал 29.03.2009 12:35
Уважаемый коммунист! Не надо придумывать классы. Если ваше мировоззрение соответствует Вашему нику, то Вы должны знать, что классы определяются по их отношению к средствам производства.
Обыватели - это подавлящая часть населения почти всех стран. Обыватели есть и среди буржуев (большинство из них), и среди рабочих и даже среди интеллигенции.
Да, сейчас в нашем обществе все смешалось, четкого деления на классы нет, хотя правящие разбойники и величают себя буржуями. Я потому и настаиваю на создании новой теории, что коммунисты должны тщательно проанализировать состав общества. Есть классы или нет? Если есть, то какие? Если нет, надо дать описание и определение новых общественных слоев. Главное, надо вырваться из плена старых, привычных формулировок. Н.М.
Классовый подход - не вульгарный социологизм.
Троцкист написал 29.03.2009 12:21
Классовый подход правилен, для оценки явлений этот метод плодотворен. Только не путайте его с вульгарным социологизмом. Иначе непонятно,почему дочь губернатора Перовская, князь Кропоткин, капиталист Энгельс, дворянин Ленин становились революционерами. Есть класс - а есть его литературные и политические представители,из интеллигенции. Они создают надстройку, идеологию. Она зависит от классовых отношений, но не напрямую - косвенно. Это ведь азбука марксизма. Ее отрицать и отбрасывать классовый подход к событиям - значит, самих себя ослеплять. Просто нужна диалектика, понимание всей сложности взаимосвязи между идеологией и классом. Автору статьи надо серьезно учиться диалектике. Тогда не будет такого оппортунизма.
И еще пара замечаний.
Сергей написал 29.03.2009 11:58
Советское общество было не бесклассовым (то есть основанном на обобществленной собственности), а деклассированным (основанном на собственности государства, то есть бюрократии). Одним из краеугольных камней марксизма является утверждение о перспективе бесклассового (в нынешнем смысле слова "класс") общества. Приписывать марксизму увековечивание классового подхода - неверно. Марксизм - это не вечный классовый подход, а подход, основанный на выявлении коренных объективных противоречий. При "полном коммунизме" тоже будет "классовая борьба", но источники вдохновения этой борьбы будут лежать не в расслоении общества на буржуа и пролетариев, а в том, о чем сегодня можно только гадать. Представления людей о своей выгоде, об истине, о справедливости черпаются ими из разных источников, не только из толщины кошелька.
Не пачкайте Голикова
Ус написал 29.03.2009 11:54
Есть информация, что Егор Гайдар приемный сын Тимура. Внуком Голикова (Гайдара) он быть не может. По этой причине вся семейка спокойно гадит на то, что было свято для чужого им человека.
Пролетариат никуда не исчез
Думающий написал 29.03.2009 11:54
Читал я интересную статью "Причины пассивности пролетариата". Там поумнее написано.
http://zhurnal.lib.ru/m/magid_m_n/prolet.shtml
" То, что с российским пролетариатом происходит что-то неладное и не соответствующее априори приписываемой ему марксизмом революционной миссии, волей-неволей должно было доходить, рано или поздно, до сознания различных левых и псевдолевых активистов (здесь и далее под "марксистскими" и "левыми" понимаются именно марксистские и левые группы, т.е. троцкисты, госкаповцы и т.п. Преемники же КПСС именуются послеКПССовцами, псевдолевыми, социал-фашистами и т.п. ласковыми названиями, вполне правильно выражающими их природу). Самым простым - и самым нелепым - решением этой вполне реальной и чрезвычайно мучительной проблемы было утверждение, что если пролетариат ведет себя не так, как нам того хочется, значит, это и не пролетариат вовсе. Пролетариата в России нет, он исчез, испарился, растаял, - так любят говорить многие (хотя далеко не все) сталинисты.
Нелепость данной идейки слишком очевидна, чтобы с нею серьезно спорить. Если нет пролетариата, за чей счет жирует буржуазия? Кто работает на нее на заводах, получает нищенскую зарплату и производит прибавочную стоимость? Пролетариат как ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСС буржуазного общества, за счет труда которого существует все это общество, НЕ МОЖЕТ ИСЧЕЗНУТЬ, пока существует капитализм. Исчез пролетариат КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА, борющаяся за уничтожение капитализма. Пролетариат как класс наемных рабов капитала существует, революционного и социалистического пролетариата нет. "
http://zhurnal.lib.ru/m/magid_m_n/prolet.shtml
В СССР классов не было, но была каста номенклатуры, бюрократии. Она переродилась и реставрировала капитализм (Троцкий еще в 1936 году предупреждал об этой опасности).
Re: Марксизм - не догма, а руководство к действию
Ф. Нарский написал 29.03.2009 11:50
Полностью с Вами согласен!
(без названия)
Алексей Мартов написал 29.03.2009 11:47
>В моей предыдущей статье &laquo;Революция необходима. Но совершать ее некому&raquo; были поставлены вопросы: почему советский народ в 90-х годах поддержал контрреволюцию? Почему социализму предпочел капитализм? Честно говоря, в той статье эти вопросы остались без ответа.
естественно , эти вопросы останутся без ответа. Ведь для начала нехило было бы ответить на более простой вопрос: почему сама Н.Морозова недавно призывала россиян поклоняться буржуазному диктатору батьке лукашенкину?
Идеология - это теоретическое выражение мировоззрения.
Сергей написал 29.03.2009 11:44
Мировоззрение же в огромной степени определяется принадлежностью к классу. Правда, принадлежность к классу, может выражаться как в стремлении покинуть этот класс и самому подняться по социальной лестнице, так и в стремлении поднять весь свой класс в социальной иерарахии. Нет никакой идеологии в чистом виде, кроме клинических случаев. Мировоззрение, конечно, определяется не только принадлежностью к классу, но отказ от классового подхода означал бы полную дезориентацию. Вдобавок следует помнить марксистское положение об активной, а не только производной роли идей. Из факта появления такой статьи делаю вывод - для марксистской теории сегодня важно не только помнить о классовом подходе, но и вновь доказывать его правильность.
[В начало] << | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss