Кто владеет информацией,
владеет миром

Предсказания Троцкого и современность

Опубликовано 27.02.2009 автором Александр Майсурян в разделе комментариев 182

Предсказания Троцкого и современность

В 2009 году исполняется 130 лет со дня рождения Льва Давидовича Троцкого и 80 лет со дня выхода первого номера троцкистского "Бюллетеня оппозиции" (1929-1941). Пожелтевшие от времени страницы этого небольшого журнала, как ни странно, могут многое рассказать о нашей современности.

Любопытное это чтение - подшивки журнала "Бюллетень оппозиции", выходившего под руководством Льва Троцкого с 1929 года и вплоть до Второй мировой войны. Небольшой тираж - около тысячи экземпляров, очевидная стесненность в средствах (на последней странице регулярно печатался список пожертвований, вроде такого: "получено от S.S. - 3 доллара, от М. Левита - 5 долларов, от Поль Швальба - 1 доллар"). И при этом - несомненное мировое влияние: к голосу журнала прислушивались во всем мире, в том числе и в Кремле.

"Бюллетень оппозиции" не раз цитировал в своих речах Сталин и другие кремлевские руководители (разумеется, с острой полемикой). А на упреки в малом тираже и, вообще, организационной слабости редакция журнала в 1939 году отвечала так: "Есть... немало левых филистеров, которые высокомерно морщат нос по поводу наших маленьких изданий и их слабого тиража. Однако, мы не обменяем наш "Бюллетень" на московскую "Правду" со всеми ее ротационными машинами и грузовиками. Машины могут переходить и будут переходить из рук в руки под влиянием идей, которые захватывают массы. Ни у Второго, ни у Третьего Интернационала не осталось идей... События, которые надвигаются на нас, разрушат все ветхое, гнилое, пережившее себя и расчистят арену для новой программы, и новой организации. Но и сегодня, в разгар реакции, у нас есть неоценимое удовлетворение от сознания того, что мы смотрели на исторический процесс открытыми глазами, реалистически анализировали каждую новую ситуацию, предвидели ее возможные последствия, предупреждали об опасностях, указывали правильный путь".

Самое интересное в журнале, пожалуй, - это прогнозы развития тех или иных событий. Изредка ошибочные, но чаще всего - поразительно точные, как будто авторы журнала владели мощной машиной времени, или комплектом исторических учебников за XXI век.

Например, в 1931-1932 годах Троцкий страстно призывал к единству действий коммунистов и социал-демократов в Германии, которые тогда вели друг с другом непримиримую войну, прокладывая дорогу фашистам. В марте 1932 года Троцкий обращался к немецким коммунистам: "В случае прихода к власти фашизм, как страшный танк, пройдет по вашим черепам и позвоночникам. Спасение только в беспощадной борьбе. А победу может дать только боевое сближение с социал-демократическими рабочими. Спешите, рабочие коммунисты, ибо времени вам осталось немного!".

Точно также, шаг за шагом, Троцкий предсказывал повороты, взлеты и провалы испанской революции, ее трагический финал. На опасность победы фашизма в этой стране он указывал испанским революционерам задолго до мятежа генерала Франко... Но, конечно, наиболее интересны из всех прогнозов те, которые касаются будущего СССР.

Диагноз, который ставит Троцкий советскому обществу в конце 20-х годов - термидор, в середине 30-х - бонапартизм. В 1935 году Троцкий замечал: "Нынешний политический режим Советов чрезвычайно напоминает режим первого консула, притом к концу консульства, когда оно приближалось к империи... По образу жизни, интересам, психологии нынешние советские чиновники отличаются от революционных большевиков не менее, чем генералы и префекты Наполеона отличались от революционных якобинцев".

Советская бюрократия уже была неспособна переварить и сохранить в своем составе старых революционеров - даже внешне примирившихся, замолчавших, сдавшихся, подчинившихся ей. В 1935 году "Бюллетень" писал: "Для резкого поворота вправо ей (бюрократии) необходима массивная ампутация слева. Выстрел Николаева призван был дать внешнее оправдание для политической хирургии Сталина"...

В 1937-1938 годах предсказанная "ампутация слева" состоялась. Однако каждый шаг вправо влек за собой необходимость следующего шага... В 1938 году журнал отмечал: "Мировой империализм требует от кремлевской олигархии, чтобы она довела свою работу до конца и после восстановления чинов, орденов, привилегий, домашней прислуги, браков по расчету, проституции, наказания за аборты и пр., и пр., восстановила бы и частную собственность на средства производства".

Впрочем, о том же самом начинала робко мечтать и сама советская бюрократия. Троцкий: "Привилегии имеют лишь половину цены, если нельзя оставить их в наследство детям. Но право завещания неотделимо от права собственности. Недостаточно быть директором треста, нужно быть пайщиком. Победа бюрократии в этой решающей области означала бы превращение ее в новый имущий класс".

Троцкий ясно предвидел не только возможность постепенного перерождения бюрократии в буржуазию, но и неизбежное на этом пути развенчание "культа личности Сталина". Он писал в 1937 году: "Завтра Сталин станет для правящего слоя обузой. Сталин близок к завершению своей трагической миссии. Чем более ему кажется, что ему никто более не нужен, тем ближе час, когда он сам окажется никому не нужен... Если бюрократии удастся, переделав формы собственности, выделить из себя новый имущий класс, этот последний найдёт себе других вождей, не связанных революционным прошлым... Сталин вряд ли услышит при этом слово благодарности за совершённую работу. Открытая контрреволюция расправится с ним, вернее всего, по обвинению в... троцкизме".

Троцкий отвергал идею о возможности гладкого, плавного, незаметного перерождения советской бюрократии в настоящий буржуазный класс. Он считал, что на этом пути неизбежны встряски и военные перевороты (современниками которых все мы и стали в начале 90-х). Он писал: "Самые большие квартиры, самые кровавые бифштексы и даже Ролс-Ройсы еще не превращают бюрократию в самостоятельный господствующий класс... Бюрократия не господствующий класс. Но дальнейшее развитие бюрократического режима может привести к возникновению нового господствующего класса: не органическим путем перерождения, а через контрреволюцию... Мыслима ли... мирная, незаметная, "постепенная" буржуазная контрреволюция? До сих пор, во всяком случае, феодальные, как и буржуазные контрреволюции никогда не происходили "органически", а непременно требовали вмешательства военной хирургии".

Ну, а что станется с СССР в случае победы открытой реакции?

Троцкий подробно отвечал и на этот вопрос. "Русский капитализм, - писал он в 1930 году, - мог бы быть теперь только кабально-колониальным капитализмом азиатского образца... Реставрация капитализма в России создала бы химически-чистую культуру русского компрадорства, с "политически-правовыми" предпосылками деникински-чанкайшистского образца. Все это было бы, конечно, и с богом и со славянской вязью, т.е. со всем тем, что нужно душегубам для "души"".

А что же дальше, какой выход возможен из подобного положения? Троцкий не боится отвечать и на этот вопрос, заглядывая необыкновенно далеко в будущее. Восстановление капитализма в СССР, писал он, "означало бы многолетнюю гражданскую войну с попытками бессильной бонапартистской диктатуры в разных частях страны по деникинско-китайскому образцу, с неизбежной задержкою экономического и культурного развития на долгий ряд лет. Из этого хаоса выход мог бы открыться не в сторону демократии, которая в России, в виду ее структуры и истории, является наименее вероятной из всех политических форм, а в сторону колониального закабаления или - новой октябрьской революции".

Он не раз возвращался к этой мысли, все более твердо делая вывод о новой революции, что на сегодняшний день может показаться, пожалуй, чрезмерным оптимизмом: "Это был бы капитализм особого типа: по существу колониальный, с компрадорской буржуазией, капитализм, насыщенный противоречиями, исключающими возможность его прогрессивного развития. Ибо все те противоречия, которые, согласно нашей гипотезе, могли бы привести ко взрыву советского режима, немедленно перевоплотились бы во внутренние противоречия капиталистического режима и приобрели бы вскоре еще большую остроту. Это значит, что в капиталистической контр-революции была бы заложена новая Октябрьская революция".

"Даже в случае победы контрреволюции у советской гидры, вместо каждой отрубленной головы, будет вырастать новая... Исторический счет есть, в данном случае, счет десятилетий. Падение советской власти, в конце концов, оказалось бы только историческим эпизодом. Но это был бы один из самых страшных эпизодов мировой истории".

Может показаться удивительным, но Троцкий не исключал, что реакция в СССР дойдет и до восстановления династии Романовых (как мы знаем, она и впрямь едва не докатилась до этого - в 1996 году реставрация романовской монархии висела "на кончике пера" у президента Ельцина). Еще в 1929 году Троцкий допускал, что революция "завершилась бы победой крупной буржуазии, финансового капитала, может быть даже и монархией, для чего понадобился бы дополнительный переворот, а может быть, и два".

Он и здесь угадал: одним переворотом дело не обошлось: потребовались август и декабрь 1991-го, а потом еще октябрь 1993-го - чтобы вопрос о восстановлении монархии встал наконец в повестку дня. (Это не считая событий 1957 и 1964 годов...). Но - еще важнее: Троцкий ясно отдавал себе отчет, что есть высоты, которых реакция никогда не сможет взять, сколько бы ни старалась. Он замечал: "Аграрно-демократического переворота в России не повернет назад уже никакая сила в мире: здесь полная аналогия с якобинской революцией... Политическая контрреволюция, даже если бы она докатилась до династии Романовых, не могла бы восстановить помещичье землевладение".

Здесь он тоже оказался прав - вернуть в былые дворянские имения потомков горелых помещиков 1917 года никакие "реформы" не смогли. Будем надеяться, что и не смогут...

Как ни странно, но общий прогноз Троцкого и "Бюллетеня оппозиции" - неизменно оптимистический. Троцкий: "Я не вижу никаких оснований для пессимизма. Нужно брать историю, как она есть. Человечество движется, как некоторые пилигримы: два шага вперед, шаг назад. Во время движения назад скептикам и пессимистам кажется, что все потеряно. Но это ошибка исторического зрения. Ничто не потеряно".

"Что значит пессимизм? Пассивная и плаксивая обида на историю. Разве можно на историю обижаться? Надо её брать как она есть, и когда она разрешается необыкновенными свинствами, надо месить её кулаками. Только так и можно прожить на свете" (1937 г.).



Рейтинг:   4.98,  Голосов: 51
Поделиться
Всего комментариев к статье: 182
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Для SM
SM написал 27.02.2009 14:55
Т.е. ваша основная претензия в том, что прогнозируемые события произошли в в конце восьмидесятых, а не сразу после смерти Сталина? Но был же еще фактор войны и всплеск пассионарности, что продлило период ползучей контрреволюции. Политическая контрреволюция свершилась, но возрождение буржуазии и реставрация частной собственности потребовали большего времени. Революции и контрреволюции не свершаются по чьему-то прогнозу в одну ночь. 10-20-30 лет - слишком короткий исторический срок.
Для Ал
Сфрандзи написал 27.02.2009 14:41
Начнем с того, что большевики и большевички 19 года в кожанках и с маузерами - это еще не "номенклатура", отсюда и вывод: то, что вы вслед за Троцким называете "перерождением", было на самом деле не перерождением чего-то уже существующего, а формирование нового феномена - этой самой номенклатуры. Опять же, вы, вслед за Троцким, приводите примеры ВНЕШНЕГО восстановления некоторых бытовых форм, которые считаете буржуазными - все эти маникюры-педикюры, мундиры и галстуки - как свидетельство собственно обуржуазивания. На самом деле все это само по себе точно так же не является свидетельством обуржуазивания, как возврат католицизма, старого календаря, титулов и пр. при Наполеоне не являлся свидетельством возвращения феодализма. Это означало только отказ от традиций революции, что само по себе вполне логично: революция была завершена. Но отказ от традиций революции вовсе не обязательно (в том-то и ошибка Троцкого!) означал возврат к старому в чистом виде, к буржуазному строю - в данном случае он означал лишь окончательное сформирование и заматерение ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО строя.
(без названия)
Ал написал 27.02.2009 14:28
"В 30-е годы перерождения номенклатуры не было"?
Как не было? А отмена партмаксимума - настоящая веха на пути этого перерождения? А лозунг "Жить стало лучше, жить стало веселее", который реабилитировал богатое и безбедное житье (для избранных, разумеется)? А маникюрные салоны, открывшиеся на каждом шагу? Вы можете себе представить большевиков или большевичек 1919 года в маникюрном салоне? :)) А укрепление советской семьи (в 1944 году - практический запрет разводов)? Разве не ясно, что приоритет семейных ценностей неизбежно ставит в повестку дня восстановление частной - то есть семейной, наследственной - собственности? А переход советской номенклатуры в 40-е годы на международную униформу элиты - пиджаки, галстуки, шляпы вместо революционных френчей и рабочих кепок? А отказ от революционных названий (типа "наркомы", "Красная Армия", "рабоче-крестьянское правительство")? А восстановление чинов, а потом и погонов в армии (часть перечисленного, правда, уже в 40-е годы)? А роспуск Коминтерна? А свертывание антирелигиозной пропаганды и союз с церковью в 1941-1943 гг.?..
Перерождение шло исподволь, неявно. Потом, при Горбачеве, маски были сброшены. А те, кто говорят, что никакого перерождения не было, все равно как больной раком, который уверял всех, что он здоров, здоров, здоров. А потом взял... и помер.
Как отлично бы смотрелась...
Шэбшээдэй-Баатар написал 27.02.2009 14:01
...продырявленная лысина Хруща!
Для SM
Сфрандзи написал 27.02.2009 13:33
Мы обсуждаем все-таки прогнозы Троцкого как аналитика, а не как ясновидящего. А как аналитик, он допустил важную ошибку, которая, возможно, позволила ему довольно похоже описать Россию 2000 года, но совершенно скрыла от его взгляда СССР 1950 года. Именно, рассуждая в дуальной системе: "коммунистическая революция - буржуазная контрреволюция", он увидел в сталинизме лишь феномен последней - ступень на пути к полному и окончательному торжеству буржуазии, а никак не то, чем сталинизм являлся сам по себе - не особую формацию. А если бы был способен увидеть и понять двигающие новым обществом законы, которые Сталин чувствовал если не головой, то задницей - не просрал бы так позорно Сталину, при очень хороших стартовых позициях. Троцкий не знал, что благодаря усилиям Сталина не только его собственному окружению никогда не придет в голову идея, что мол хорошо бы было превратить привилегии в наследственную собственность, но и его непосредственным наследникам - выдвиженцам 37 года (вроде Брежнева-Андропова-Черненко), которые так привольно разгулялись без хозяина. И только когда подросло новое, непоротое поколение номенклатурных сынков, да поездило по заграницам, да посмотрело, как там люди живут, то и додумались и дерзнули. При том заметьте, дерзнули при полнейшей поддержке общества, которое, сравнив с тем, как живут там, тоже не понимало, за ради каким чертом оно обязано терпеть власть коммунистической номенеклатуры с ее умственным и материальным убожеством, товарной нищетой, очередями и пр., и пр., и пр. События 1990-1991 годов были воистину народной антиноменклатурной революцией, выигравшими от которой и оказались в конечном итоге вторые эшелоны той же самой номенклатуры.
Re: Для SM
SM написал 27.02.2009 13:10
В 20-х-30ых не было, и что? Мы же обсуждаем прогнозы Троцкого, а прогнозы, как правило, относятся к будущему-)
Слова "бюрократия перородилась" означают, что как раз та часть бюрократии, которую не устраивали номенклатурные привилегии, пошла на реставрацию частной собственности и капитализма, возродив из себя класс буржуазии. Сама по себе бюрократия классом как раз не стала, именно потому что собственностью она не обладала. Вот же в статье позиция Троцкого : "Привилегии имеют лишь половину цены, если нельзя оставить их в наследство детям. Но право завещания неотделимо от права собственности. Недостаточно быть директором треста, нужно быть пайщиком"
проклятая сталинская нерешительность
Шэбшээдэй-Баатар написал 27.02.2009 13:03
У общечеловеческой троцкни все, что между 1930 - 1956 нафиг выпадает... И дальше, вплоть до конца 60-х "маленько не вписывается". Зато как недобитки засели своими жирными ж...ми на всех этажах, от управдома включительно - отлично совпадает. Мало, мало было пущено троцкистской кровушки...
Для SM
Сфрандзи написал 27.02.2009 12:54
В 20-е -30-е гг. НЕ БЫЛО ни перерождения бюрократии, ни обуржуазивания номенклатуры. бюрократии перерождаться некуда, она бюрократия как была, так есть присно и прибудет во веки веков. Те процессы, которые происходили с номенклатурой, были не обуржуазиванием, а формированием номенклатуры как "нового класса"- класса, НЕ ИМЕЮЩЕГО НИЧЕГО ОБЩЕГО С БУРЖУАЗИЕЙ, ибо господство буржуазии зиждется на ее собственности, а господство номенклатуры зиждилось непосредственно на власти, собственностью она не обладала или точнее обладала только совокупно. Блага собственности ей заменяли ПРИВИЛЕГИИ, явление, по определению небуржуазное и даже антибуржуазное (ибо буржуазный строй, как известно, основан на всеобщем юридическом равенстве перед законом0.
Re: Re: Верный ответ, найденный ошибочным путем
Сфрандзи написал 27.02.2009 12:37
Ну, надо же знать ваших собственных классиков. Известны слова Ленина, сказанные если не ошибаюсь Фотиевой осенью 1923 г.: «Конечно, мы провалились. Мы думали осуществить новое коммунистическое общество по щучьему велению. Между тем, это вопрос десятилетий и поколений. Чтобы партия не потеряла душу, веру и волю к борьбе, мы должны изображать перед ней возврат к меновой экономике... как некоторое временное отступление. Но для себя мы должны ясно видеть, что попытка не удалась, что так вдруг переменить психологию людей, навыки их вековой жизни, нельзя. Можно попробовать загнать население в новый строй силой, но вопрос еще, сохранили бы мы власть в этой всероссийской мясорубке»
http://www.rsuh.ru/article.html?id=56728
Забавно ваше представление, что достаточно - взять власть и удержать ее. Вот и Ленин тоже так думал. Власть взяли и удержали, попутно разрушив страну и угробив 20 миллионов человек, а когда удержали - оказалось, что делать-то с этой властью непонятно что. Потому что все эти социализмы-коммунизмы и прочие четвертые сны Веры Павловны оказались как и положено снами, на деле пришлось строить уродливый государственный капитализм (вроде того, что сейчас существует в каком-нибудь Алжире) с огромной, небывало разросшейся даже по сравнению с проклятыми царскими временами бюрократией. И ради этого, спрашивается, разгоняли Учредительное собрание, вели гражданскую войну, уложили 20 миллионов жизней (с голодом, террором, болезнями и пр.)? И что с этим делать? Пресловутый большевицкий гений так и не смог придумать ничего, кроме как реорганизовать Рабкрин. Потом Сталин нашел воистину гениальный выход: построил систему государственного рабовладения (такой фараоновский Египет на индустриальной основе) и назвал ее - социализмом! Сбылась мол вековая мечта человечества в виде колхозов, указов о трех колосках и срокОв за опоздание на работу.
Насчет Троцкого: исторические споры между Л.Д.Т., И.В.С., В.И.Л. и всей подобной публикой окончены 21 августа 1991 года навсегда.
Re: Верный ответ, найденный ошибочным путем
SM написал 27.02.2009 12:34
Идея доктринерская, согласен, но почему же неверная? Перерождение бюрократии свершившийся факт, обуржуазивание номенклатуры свершившийся факт. Вам не кажется, что обличая "доктринерство" вы обличаете реальность?
Re: Верный ответ, найденный ошибочным путем
SM написал 27.02.2009 12:34
Идея доктринерская, согласен, но почему же неверная? Перерождение бюрократии свершившийся факт, обуржуазивание номенклатуры свершившийся факт. Вам не кажется, что обличая "доктринерство" вы обличаете реальность?
ыыы
краснокнижник написал 27.02.2009 11:41
достала троцкотня... хорошо что ледорубы не дорожают...
Шкапу
прохожий написал 27.02.2009 11:09
Много ли знал Рид о Лейбе Бронштейн?А блядоуст Эзенштейн?Если его порно "Броненосец Потемкин"-"фильм всех времен и народов", то что же остальные?Из Талмуда (трактат Бетца, 25, а):"Три существа не знают стыда: Израиль среди народов, собака между четвероногими и петух среди птиц."
Re: Верный ответ, найденный ошибочным путем
Сергей написал 27.02.2009 10:00
Вы, наверное, свечку у изголовья Ленина держали и он Вам признался, что "мы провалились". Провалились, очевидно, путеи взятия власти, удержания ее перед лицом белогвардейцев и интервентов, путем восстановления страны почти в прежних границах и поворота страны на рельсы мирной восстановительной работы и индустриальной модернизации?
А насчет Троцкого: исторический спор между Л.Д.Т. и И.В.С., в общем-то, не окончен, однако прикладывать шаблон тогдашней ситуации к нынешнему времени - чистое шулерство, поиски "неотроцкизма" в стиле партийной инквизиции КПРФ (ее ЦКРК).
Re: Верный ответ, найденный ошибочным путем
Сергей написал 27.02.2009 10:00
Вы, наверное, свечку у изголовья Ленина держали и он Вам признался, что "мы провалились". Провалились, очевидно, путеи взятия власти, удержания ее перед лицом белогвардейцев и интервентов, путем восстановления страны почти в прежних границах и поворота страны на рельсы мирной восстановительной работы и индустриальной модернизации?
А насчет Троцкого: исторический спор между Л.Д.Т. и И.В.С., в общем-то, не окончен, однако прикладывать шаблон тогдашней ситуации к нынешнему времени - чистое шулерство, поиски "неотроцкизма" в стиле партийной инквизиции КПРФ (ее ЦКРК).
Re: Верный ответ, найденный ошибочным путем
Сергей написал 27.02.2009 09:59
Вы, наверное, свечку у изголовья Ленина держали и он Вам признался, что "мы провалились". Провалились, очевидно, путеи взятия власти, удержания ее перед лицом белогвардейцев и интервентов, путем восстановления страны почти в прежних границах и поворота страны на рельсы мирной восстановительной работы и индустриальной модернизации?
А насчет Троцкого: исторический спор между Л.Д.Т. и И.В.С., в общем-то, не окончен, однако прикладывать шаблон тогдашней ситуации к нынешнему времени - чистое шулерство, поиски "неотроцкизма" в стиле партийной инквизиции КПРФ (ее ЦКРК).
Музыка: Самуил Покрасс Слова: П. Григорьев
Петька написал 27.02.2009 09:34
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней!
Так пусть же Красная
Сжимает властно
Свой штык мозолистой рукой!
С отрядом флотским
Товарищ Троцкий
Нас поведет в последний бой...
Верный ответ, найденный ошибочным путем
Сфрандзи написал 27.02.2009 07:42
По сути, это "обратное предсказание", предсказание прошлого: не нужно быть великим провидцем, чтобы в 1935 г. спроецировать на Россию "деникинско-чанкайшистский режим". Исходная идея чисто доктринерская и неверная: термидорианское перерождение бюрократии. Происходит от доктринерских аналогий с Великой Французской Революцией. Именно эта идея заставляла Троцкого видеть главную опасность для мировой революции в Бухарине и изрекать максимы вроде: "со Сталиным против Бухарина - всегда, с Бухариным против Сталина - никогда". Сути сталинской, принципиально новой в истории, системы с ее номенклатурной властесобственностью он не раскусил. (Отсюда и забавная фиксация в качестве "неотменимого завоевания революции" колхозов, т.е. превращения земли из собственности крестьян государственно-номенклатурную собственность, и сравнение этого "завоевания" с действительными завоеваниями якобинской революции, которая ДАЛА крестьянам землю, а не ОТНЯЛА землю у крестьян). Далее, обуржуазивание номенклатуры - в реальност процесс гораздо более поздний, в данном случае выведен из доктрины (неверной), а не из анализа жизненных реалий. Предположив же обуржуазивание номенклатуры, весьма логично и предположить превращение России в третьеразрядную капиталистическую страну. Чаемый "новый Октябрь" вызывает в этом контексте улыбку: как будто одного октября мало... Этот товарищ был готов искать объективные причины во всем, кроме провала дела своей жизни: признать, что Октябрь только и мог привести к тому, к чему привел (с непринципиальными вариациями) и ни к чему иному. Ленин, по крайней мере, четко осознал перед смертью: "Мы провалились".
"Русский капитализм, - писал он в 1930 году
Oleg281 написал 27.02.2009 05:52
Поразительно, насколько точно.
А вот мне интересно...
Armor написал 27.02.2009 04:49
Эт он так замечательно и метко предсказывал или составлял программу из ценных указаний по сливу существующего строя для контры внутри страны ՞
[В начало] << | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss