На открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» патриарх Кирилл призвал к восстановлению традиций Домостроя для духовного и нравственного возрождения России. У меня, как и у многих сограждан, вызывает отторжение такая практика плавного проникновения религии в жизнь россиян. И причин тому несколько.
Ну, во-первых, большинство из нас родилось и воспитывалось в атеистической стране. А потому мы привыкли считать естественным то, что церковь отделена от государства. Люди обращались к вере и приходили в храмы действительно по велению души, а не потому, что так принято.
Сегодня быть верующим считается признаком хорошего тона, а атеисты оказались в положении церковников в 20-ые годы, стараясь лишний раз не тревожить религиозную общественность напоминаниями о трёх китах, богах на Олимпе и инквизиции. Себе дороже выйдет.
Вторая причина вытекает из первой. На дворе 21 век, и наука, по сравнению со временами изучения в школе Закона Божьего, успела уйти далеко вперёд, опровергнув, в частности, в 61-ом году нахождение Бога на небе. Естественно, что апологеты религии выкрутились и здесь, сообщив, что Бог повсюду во Вселенной и нематериален, а потому из иллюминатора МКС не виден. Но несмотря на это, технотронный и прогрессивный ХХ век, поселил большие сомнения в библейской картине возникновения мира, а, соответственно, и в её ключевых положениях, вроде существования ада и рая. Потому, когда наши современники начинают замечать, что им вновь пытаются насадить мировоззрения позапрошлого века, то их категоричное неприятие не должно казаться странным.
Любимым аргументом РПЦ и самого патриарха на пути внедрения уроков «Основ православной культуры» в школьную программу являются соболезнования по утрате нравственности россиянами. То, что это утверждение фальшиво, опровергается элементарным сравнением. Сопоставьте нравственность «безбожного» СССР и оправославившейся РосФедерации. Где больше проституции, превалирования материального над духовным, непочтения к старшим? И в какое время появилось, ставшее уже избитым выражение «пошлость на ТВ»? И не на этом ли самом ТВ ведёт передачу и даёт многочисленные интервью сутенёр, политкорректно называющий себя модельным продюсером?
Нравственность не зависит от религии. Любая атеистическая семья воспитает нормальных детей с устойчивой моралью, если у родителей присутствуют элементарные понятия о совести и о том, что такое хорошо, что такое плохо. А если родители на это неспособны, то для этого есть государство, способное дать своим гражданам нравственные ориентиры.
Многих раздражает несоответствие мирской миссии церкви и её истинной роли в жизни современной России. Когда люди узнают о том, что в Москве у ростовского архиепископа, приехавшего на Поместный Собор, угоняют автомобиль Toyota Land Cruiser; когда они видят, что существует VIP-билет в Храм Христа Спасителя; когда они читают о табачном и крабовом бизнесе нынешнего патриарха в 90-ые, то совсем неудивительно, что любые церковные инициативы по внедрению православия в массы встречаются, как минимум, со скепсисом.
То, что теократия уже не за горами, заметно из телевизионных новостей, когда в почти каждом информационном блоке присутствует репортаж на религиозную тематику. Контраст с временами даже пятилетней давности ощутимый.
Но медиапропаганда это ладно. Гораздо весомее смотрится то, как РПЦ всё настойчивее примеряет на себя некоторые функции государства – в основном социальные и воспитательные. Однако не за далёкими горами то время, когда и внутренняя политика РосФедерации будет строиться с оглядкой на мнение священнослужителей. РПЦ медленно, но верно отвоёвывает свои, утраченные в 17-ом году, позиции.
Но то, что с наступлением по всему атеистическому фронту в РПЦ одновременно происходит и разложение высшей иерархии, является таким же очевидным фактом, как и разложение светской власти, во время кризиса «назло» соотечественникам, проводящей отпуска в Куршавеле. Полагаю, в скором времени, с увеличением числа верующих, РПЦ будет становиться всё более похожей на позднюю КПСС или на её аналог «Единую Россию», когда многие не верят в постулаты, возводимые своими партиями, но состоят в них, осознавая, что без этого путь к успеху будет существенно длиннее.
Ну и наконец последний, а также самый главный минус такой активности Русской Православной Церкви. Священнослужители об этом официально не говорят, но прозрачно намекают, что ускоренная «индустриализация» православия на Руси это «наш ответ Чемберлену», то есть существенно возросшей роли ислама в мусульманских регионах. Правда с этим «идеологическим ответом» как-то не стыкуется строительство крупной мечети около с/к «Олимпийского» в Москве.
Ну так собственно минус заключается в том, что мусульмане, видя, как православие «шагает по стране» - вводит религиозное обучение в школах (на первых порах факультативное) и влияет на деятельность органов власти - почувствуют, что им дали карт-бланш на развитие ислама в своих нац.республиках и приступят к этому уже без всякой оглядки на федеральный центр. Появятся обязательные уроки исламоведения для всех учащихся, учеников и студентов обяжут одеваться в соответствиями с мусульманскими обычаями, в армии военнослужащие будут требовать присутствия имама и т.д. и т.п. То есть «их» ответ будет весомее, так как отношение к религии у мусульман много серьёзнее, чем у большинства православных россиян. В итоге это приведёт к появлению в единой в общем-то России двух сильных ортодоксальных центров - православного и мусульманского.
Дальше и гадать не надо, что может произойти – при малейшей социальной неурядице в России региональный сепаратизм пройдёт аккурат по границе мусульманских и православных областей страны. Таким образом, сейчас, помимо тлеющего националистического фронта, мы готовимся к открытию ещё одного – религиозного.
До поры до времени пушки на них не стреляют, а лишь случайные пули свищут, но надо ведь думать и о будущем. Зачем, и так в непростой по своему укладу стране, создавать дополнительные очаги разобщённости?
Но это так, если рассуждать глобально и стратегически. А уж о грозящих «непонятках» на бытовом уровне, связанных с пресловутым школьным курсом «Основ православной культуры» выразили беспокойство все, кому ни лень. Тут и непонимание того, что делать детям другого вероисповедания и атеистам на уроках ОПК, когда они перестанут быть свободного посещения (а они обязательно перестанут быть таковыми годика через два-три); тут и дилемма, как сочетать знания детей о дарвинской теории возникновения человека с повествованием об Адаме и Еве, а двухмиллионный возраст найденных скелетов динозавров с семитысячным библейским летоисчислением; затем, как подобное обучение отразится на взаимоотношениях учеников, принадлежащих к разным конфессиям (ведь это всё равно, что ввести урок по истории Древней Руси для русских мальчиков и девочек, а детям остальных национальностей предложить не посещать эти занятия).
В общем, вопросов много, а ответов на них нет – одни утешения и заверения, что всё будет нормально. Но нормально лишь потому, что так хочется тем, кто лоббирует введение религиозных предметов. Уверен, что никакого моделирования развития ситуации и прогнозирования осуществлено не было и не будет. Всё равнение на Белгородскую область! Там уроки ОПК уже проводятся - никто не пострадал, жалоб нет – значит можно внедрять по всей России. Авось люди нравственнее станут.
Вот такие проблемы и опасения вырисовываются, когда я наблюдаю за возросшей активностью церкви в стране. Кто-то может посчитать, что в этой статье я наезжаю на религию, как таковую, но это не так. Вера людей в Бога – личное дело каждого и не мне это обсуждать. Тут вопрос в другом – что принесёт нам популяризация и настойчивое культивирование разных религий в рамках одного государства? Причём, государства крайне нестабильного и разобщённого в последние десятилетия. Уж больно не хочется мне узнать на своём веку, что такое религиозные войны на территории России или увидеть во главе её Помазанника Божьего.
|
|