Говорят, финны постепенно начинают предпочитать русскую парную своей знаменитой сауне. Что ж, кому, как не нам их понять. Потому что разве ж может какая-нибудь баня, хоть финская, хоть турецкая, или японская, сравниться с русской? С паром от раскаленных камней, да в сочетании с березовым или дубовым веничком, которым так здорово пройтись по распаренному телу, не очень себя жалеючи? Русская парная баня - это одновременно искусство и культура, наука и философия. Это целый пласт народного самосознания и образа жизни.Момент истины.Несколько «нетолерантный», но факт: только русский человек чувствует себя и выглядит в русской бане органично, как дома, как хозяин.
Неспешно заходит в раздевалку. Обстоятельно развешивает, раскладывает вещи. «Вооружившись» мочалкой, мылом, веничком, иногда еще шапкой с рукавицами и подстилкой, шествует в помывочную. Ополаскивает тазик, заполняет горячей водой, окунает в нее веник для распарки минут на 10-20. Эти действия ритуальны, и уже сами по себе доставляют удовольствие, суть которого - предвкушение парилки.
Представители других народов, кроме украинцев и белорусов, которые в русской бане от русского человека неотличимы, все же обычно смотрятся как гости. Приходят помыться. А вот насчет попариться - это большей частью занятие не для них. Как правило, для них, что в сауну зайти, что в русскую парилку - разницы не составляет. И там и там можно погреться.
Конечно, из этого правила есть и исключения.
...Как-то довелось наблюдать в парилке двух цыган. Один старательно демонстрировал глубокое знание и понимание правил поведения в русской парилке: хлестал себя нещадно веником, охал, крякал, приговаривая - «харроший парок»... Его товарищ держался робко, смотрел на своего приятеля с уважением. А когда осторожно присел на полку и его зад, ощутив «раскаленное» дерево, «взвыл», наверное сразу и по-русски и по-цыгански, мужественно стерпел этот «сюрприз», и даже не поерзал, оставшись неподвижным... И только слегка ошалелый взгляд выдал «бурю эмоций».
Непросто порой дается приобщение к великой русской банной культуре.
...Есть разные бани. В том числе отдельные, вроде как элитные, для узкого круга. Довелось бывать и в таких.
Не то.
Банька должна быть или своя, нрав которой ты знаешь досконально и ладить с ней умеешь, где ты хозяин и чувствуешь себя соответственно... Или общая, где ты заплатил свои кровные и на полном законном основании находишься как равный среди равных, и, что не менее важно - как свой среди своих. С которой ты близко знаком, потому что ходишь сюда постоянно, и знаешь, как в парилке, тобой предпочитаемой, надо действовать, чтобы все было, как положено.
...«Момент истины» наступает, когда горячий сухой пар, рванувшись с шипением от камней до притолоки, опустится и чуть остынет, так, что его уже можно едва терпеть при работе веничком. Слова «жгучее наслаждение» сказаны, кажется, именно про эти две-три минуты хлестких и плотно облегающих ударов горячим распаренным веником по такому же горячему распаренному телу. Пока пар не ушел, надо успеть отхлестать себя хорошенько, потому что каждая клеточка тела просит жаркого удара веником. Потом еще минута-другая работы веничком «вдогонку», когда жара уже нет - и действо окончено.
...Это, конечно, дело личное, но алкоголь с русской баней несовместим. Потому что баня - это очищение. И какой смысл, очищаясь, одновременно «заливать» в организм алкоголь? Пусть даже в виде пива. С баней совместим чаек с лимончиком, с медом. А также морс, квасок, на худой конец компот. Или какое другое отечественное питие, естественное, натуральное, от дедов и прадедов.
...Регулярно можно видеть, как отцы приобщают малышей лет шести-семи к отечественной банной культуре. Но парилка для них все же крутовата. Заходит такой ребятенок вместе с папой в парную, примащивается на нижней, или на второй ступеньке лестницы, ведущей наверх. Сидит напряженно, и с каждой секундой его все сильнее одолевает желание выскочить отсюда побыстрее. Отец его сдерживает, мягко приказывает посидеть еще минутку, даже веничком осторожно пройдется по спинке. Но заканчивается все тем, что сынок поспешно ретируется.
Ничего, его время еще придет.
...Русская баня - это прежде всего парилка. И в этом причина того, что русская баня - учреждение абсолютно консервативное. Потому что тот самый «момент истины» или есть, или его нет. Тот, кто его ощутил, ни с чем уже его не спутает, никакой замены не потерпит. Этот «момент истины» властно и непреложно требует соблюдения набора правил. Выражаясь современно - «технических норм». А если научно, то у русской парилки есть своя теплофизика, с какими-то четкими формулами и параметрами.
Какой смысл их нарушать? Тогда просто не получишь того, за чем пришел.
Поэтому «классика» русской бани столь долговечна, постоянна, неизменна.
Это в Большом театре классику можно заменить на маразм и мерзость.
А в русской бане декаданс не пройдет.
Здесь посягательства на классику жанра предстают обычно в виде демонстраций особо «крутых» способов попариться.
Есть парильщики, которые изображают из себя неких «профессоров» банного дела. Но обычно все сводится к неумеренному поливанию каменки. Причем такой вот спец в результате обычно первым из парилки и удирает.
Одно время в «Оздоровительные бани» повадилась ходить компания совсем уж «крутых» парильщиков. Вымоют, просушат парилку, ухнут в каменку целый таз воды, залягут на верхней полке, уткнувшись носами в доски, и вроде бы получают какое-то особое удовольствие. На самом деле это просто «выкрутасы». Которые приводили еще и к поломке тэнов. После визитов этой компании каждый раз приходилось ремонтировать каменки. Когда банщики разобрались, в чем дело, компанию вежливо утихомирили.
...Парилка должна быть все же не очень большая. Потому что в небольшой парилке несколько человек могут составить очень недолговечную, конечно, но все же компанию. Побалакать, обменяться короткими мнениями по любым вопросам. В большой парилке это ощущение компании пропадает. А когда в парилке 5-6 человек, совсем другое дело. Тогда в этом маленьком горячем пространстве нередко возникает, хотя и на короткое время, ощущение пусть небольшого, пусть не очень явного - но все же русского братства. Если подобрались нормальные мужики, как оно обычно и бывает, то все здесь понимают друг друга с полуслова.
Заходит мужичок, спрашивает, задержавшись внизу - «Надо?».
«Давай пол-ковшичка», - отвечают ему сверху.
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» - это и про русскую парилку тоже.
Причем не в последнюю очередь.
...Так почему же русская баня - знак непобедимости русского народа?
Потому что народ, способный из «помывки» сотворить такое чудо, как русская баня, имеет в своей народной душе стремление к полнейшему, наивозможнейшему очищению тела.
А народ, имеющий в душе такое основательное, неуклонное стремление к телесному очищению, создавший столь мощный, в своем роде даже яростный способ избавления от телесной грязи, не может не иметь в душе не менее мощное и упорное, не менее яростное стремление к душевной чистоте, то есть - к правде и справедливости.
Такой народ непобедим.
Горе тем, кто становится на пути русского народа, кто дерзким и наглым попранием справедливости провоцирует его на жестокий ответ.
Сейчас страну поработил и уничтожает именно такой враг русского народа и России. Никогда справедливость на нашей земле не попиралась так нагло, так вызывающе, так масштабно, так жестоко.
Ответ русского народа будет соответствующим.
Потому что на то Божья воля.
Победа русского народа над очередным, как никогда коварным, опасным и вредоносным врагом близка.
Вплотную приблизилось время, когда Господь последний раз проведет Россию через «кровавую баню» - для очищения от чудовищной, мерзкой, заливающей уже всю страну грязи предательства, разврата, воровства, мздоимства.
Ибо незыблем закон, который емко и кратко отражен в словах Александра Невского:
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
Неважно, откуда придет враг - ворвется извне, или появится изнутри, из числа вроде бы «своих», как в последние десятилетия.
Результат всегда будет один.
|
|