Отзыв на статью Д.Якушева по национальному вопросу в марксизме
«Да, странная эта штука - марксизм... Как известно, человек я ленивый и принципиальный в этом качестве и у ж коли что написал, то выбрасывать это на помойку мне тоже лень. Загнал я на ФОРУМ.мск статейку по поводу войны в секторе Газа - а ее не опубликовали - хотя обычно мои тексты публикуют быстро, бывает и через пару часов. Я уж было подумал, вот блин, и здесь цензура! Но нет, неделя прошла - смотрю - выходит, как пример разнообразия мнений в левой среде по вопросу войны Израиля с арабами и тут начинается самое интересное. Отписался в комментах там один человек - как я понимаю - мой давнишний оппонент, точнее, это я его оппонент - некто Дмитрий Якушев, известный левый журналист и теоретик. И приводит он цитату из Энгельса, которую я в глаза не видел, но которая подкрепляет мои измышления, вызвавшие такую неприязнь в рассылке оргкомитета ЛФ. И ссылочку дает на источник - я туда, а там здоровенная статья этого самого Дмитрия Якушева, за 2006 год, посвященная национальным вопросам в марксизме. Собственно, именно по этой ссылке я и сделал вывод, что это сам Якушев и был. Ну кто еще может помнить статью двухлетней давности, кроме самого автора? Супер-статья - там столько первоисточников - которые мы никогда читать не будем, а они есть - человек несколько месяцев или лет - кому как - сэкономил, сведя все в одном месте. Считаю, что всем надо прочитать, по крайней мере, будем знать, какие первоисточники надо искать. Но я не про это.
Как так получается, что Якушев теоретически знает марксизм, по всему выходит - что должен знать, а на практике - не марксист? Не всегда, по крайней мере? С другой стороны - я даю оценку реальной ситуации - из общих соображений - ее объявляют отходом от марксизма - а на самом деле, она дословно совпадает с работами Энгельса, и даже Сталина! Хотя я антисталинист. Все перепуталось. Кто за кого, кто против кого - только одно УЧЕНИЕ над всеми. Ибо, как известно, оно всесильно, потому что верно.И совсем последнее - выходит, что марксистами не становятся, а ими рождаются. Печально все это...»
Вот такое письмо заслал я в нашу алтайскую рассылку Левого фронта и провели мы после этого занятие марксистского кружка по Якушевской статье. Называется она – статья, конечно - «Марксизм и национальный вопрос – исправление некоторых типичных заблуждений». Слов нет – глыба, а не статья. До конца один я дочитал – остальные кто половину, кто три четверти.
Первую часть – там, где Якушев про марксизм рассказывает и цитаты приводит – все прочитали. Песня, а не текст. Где он на украинских националистов навалился – да, тут проблемы и большие проблемы. Двое только осилили – я и Котовский, остальным пересказали, как могли. Но в целом осудили за отход от марксизма, а потом даже и посмеялись. Может, скажете, что нечестно это, не по-товарищески, вот так, за глаза развенчивать и осуждать, тем более, что вы сами там под видом марксизма несете – одному богу известно. Так и то правда, соглашусь. А как же быть?
У нас на Алтае, как у мусульман – кто кружок ведет, тот учение и толкует, тот и прав. По жизни прав. А марксизм, как следует из статьи Дмитрия Якушева – он как раз такой и есть. Как по жизни правильно и справедливо – так значит и с точки зрения теории правильно и хорошо. Кто не верит – прочитайте Якушева, проникнитесь. Чего смеялись-то?
Да не над Дмитрием уж, конечно, спасибо ему искренне за большую и полезную работу, которую он за всех нас проделал. А смеялись мы вот над чем.
Есть у нас один комсомолец – Василий его зовут, живет на Борзовой Заимке – поселок у нас такой под городом, в лесу стоит. Страшной молчаливости и настойчивости парень. Подарил ему кто-то гармошку года три назад – он дома всех сокрушил, но сейчас играет не только какие-нибудь народные «Белые розы» или там «Интернационал», но и уж совсем диковинные вещи, наподобие музыкальной темы из «Пиратов Карибского моря» или «Призрака оперы». На гармошке. Хромке. Двумя пальцами.
Еще он у нас пролетарий, настоящий. Т.е. учился этому делу в фазанке, на станках умеет, электрику знает и вообще, руки у него из правильного места растут. Настоящий русский человек. Во всех смыслах – т.е. работать он может и умеет, но только когда захочет, а не за зарплату. За зарплату у него душа томится и скулит. А так как он человек не пьющий, то тогда он начинает на гармошке играть или уезжает в Германию, к тамошним анархистам, а на работу плюет. Германские анархисты его любят и делают ему постоянно вызовы, к себе в коммуны разные заманивают. А вы как думали? Вы думали, я шучу?
Вот где вы были летом две тысячи седьмого года? А Василий с немецкими полицаями в городе Хайлигендамме бился и в участке города Ростока сидел, по подозрению… В общем, не важно, по какому подозрению, а мы его оттуда вытаскивали вместе с другими русскими и немецкими камрадами и даже депутатами бундестага.
Этой осенью, по первому снегу, уехал наш Василий опять в Германию, тем более, что они с батей утопили какой-то хитрый проходческий бур, которым они водяные скважины пробивали на огородах, а на новый у них денег пока нет. Живет, в коммуне работает. Мы с расспросами – как ты там без языка. А он говорит – почему без языка – я слово одно выучил по-немецки, которое ему там по жизни нужно было – звучит оно приблизительно так – телефонирен и используется Василием, когда ему нужно телефон у немецких братьев одолжить. Вроде бы и маловато будет, а с другой стороны – если он дома по-русски молчит, чего ради ему в Германии на немецком разговаривать?
Вы, конечно, спросите, а при чем здесь марксизм и проблема русского и украинского языков, рассмотренные с теоретической и исторической точек зрения в статье Дмитрия Якушева? А я вам отвечу. Вася наш, русский человек, он в тамошнем коллективе самый умелый и толковый оказался и ему не в лом не только отопление починить или там электропроводку смонтировать, но и ящики в магазине разгрузить, если деньги нужны или поесть охота. А слов он уже знает несколько штук и друзья его немецкие, все те слова на перечет тоже знают и стараются именно ими обходиться в общении с Василием. Ну, что бы не обидеть ненароком или там не перепутать чего. По-русски пока не говорят – это с Василием и ни к чему, но немецкий забывать стали.
Вот это и есть марксистский подход к проблеме больших и малых наций и сохранение языкового разнообразия в равноправной семье народов-братьев. Ферштеен?
Историю эту я не придумал, а рассказала ее родная сестра Василия, которая на том кружке была и приблизительно такой вывод для себя сделала из нашего толкования марксизма по вопросам национальной политики. Вот собственно и все. Дмитрию Якушеву пламенный революционный привет и приглашение к нам на Алтай, в гости, и вообще...
|
|