Когда хочется поподробнее узнать о том или ином историческом периоде, люди в основном обращаются к книгам. Но у книг есть один существенный недостаток – в зависимости от убеждений автора, оценка рассматриваемого временного отрезка может варьироваться от восторженной до негативной в абсолюте. Так, у одних писателей, Сталин - подлинный вождь народов, а у других кровожадный убийца с псевдонимом ГУЛАГ; одни нам говорят, что царская Россия накануне Первой Мировой войны была динамично развивающейся страной и 17 год прервал её полёт, другие утверждают, что приход большевиков был логичным разрубанием Гордиева узла тупиковых проблем Империи. В общем, читателю довольно сложно докопаться до истины и из общей массы отрицательных и положительных оценок выкристаллизовать чёткий взгляд на историю, пусть даже недавнюю.
Но нам, сегодняшним жителям, считаю, повезло, что мы родились в эру кинематографа и имеем возможность узнавать о минувших десятилетиях по сотням фильмов, оставленным нам режиссёрами прошлого. Несмотря на то, что моё детство пришлось на перестройку и первые годы демократической России, я всегда испытывал тёплое чувство к эпохе СССР.
Всё время думал, с чем это связывалось – ведь тогда, в конце 80-ых, большинством людей овладел дух перемен и, кто под песни Цоя и Талькова, а кто, начитавшись разоблачительных статей в «Огоньке», все шли быстрым шагом строить новое будущее России – без республик-нахлебников, без коммунизма-тоталитаризма, без дефицита и привилегий номенклатуры. Апофеозом этому стремлению стала оглушительная победа Ельцина на президентских выборах 12 июня 1991 года. Это потом уж, спустя годы, Борису Николаевичу всё никак не могли памятник выбрать от благодарных потомков – один был страшнее и многозначительнее другого… Но тогда динамичная часть общества жаждала новизны и, с позаимствованным у СМИ презрением, плевала в «совок».
Запомнились кадры одной такой постперестроечной передачи по ТВ, где по коридору шла толстая, как матрёшка, уборщица с совком и ведущий за кадром мерзким голосом членораздельно повторял: «Со-вок!». И вот на фоне этой продолжительной антисоветской истерии у меня складывалось удивительно хорошее впечатление о Советском Союзе. И как сейчас понимаю, оно основывалось не на положительных отзывах родителей и прочитанных книгах а-ля «Судьба барабанщика» и «Повесть о настоящем человеке», хотя и на них, естественно, тоже. А в основном на советских фильмах, в которых даже, несмотря на определённую идеологическую направленность, можно было на заднем плане разглядеть жизнь и мироощущение живших тогда людей.
«Живёт такой парень», «Ирония судьбы», «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Любовь и голуби» - во все этих фильмах и многих других мы видим людей, о которых можно сказать – они жили просто, но счастливо и достойно.
Мне могут возразить, что-де конечно, репрессии и коллективизацию никто из режиссёров не осмелился бы тогда отобразить в их неприглядном виде. Но я и не буду заглядывать так далеко, поскольку слабо знаком с картинами 30-ых годов. Я очарован советским кинематографом послевоенного времени - его талантливостью, жизненностью и великими актёрами. Хотя злопыхатели и здесь найдут повод уличить советских режиссёров в сознательном игнорировании различных проявлений «застоя». Но чем мне больше нравится советское поколение, в отличие от современного, так это тем, что в те годы люди жили свершениями и достижениями, с простыми естественными отношениями между собой. И фильмы Меньшова, Ростоцкого, Шукшина, Бондарчука убедительно это показывали.
Старшее поколение, просматривая киноленты 50-ых, в которых много песен, подтверждает: «Да, всё так и было. И в поле пели, и вечерами, гуляя по деревне, пели. Жили небогато, но весело». Безусловно, эти фильмы, как и во всём мире, были частью пропаганды. Но какой? На мой взгляд, хорошей и полезной. Всё-таки, как ни крути, как не вкраивай идеологию в сюжет фильма, всё равно общие черты того времени и настроения, в котором снимался фильм, будут видны невооружённым глазом.
Это хорошо заметно на сопоставлении продукции советских и российских киностудий. Об это ужё стёрли языки, но это в самом деле так – положительного и светлого кино за последние 20 лет почти не снималось. В 90-ые годы в российской жизни царил криминал – в аналогичном подавляющем объёме присутствовал он и на экранах. Сейчас беспредела поубавилось – мы и видим на экранах светские и гламурные истории, рассказанные в циничном стиле.
Фильм «Глянец» Андрея Кончаловского является в данном случае венчающей башенкой в пирамиде подобных фильмов. Полагаю, что многие люди инстинктивно чувствуют эту зримую разницу между советскими и российскими кинолентами. Не зря, даже подборка фотографий советского периода, выложенная на каком-нибудь сайте, вызывает массу положительных и искренних отзывов, причём зачастую у тех, кто застал СССР в ясельном возрасте. Герои Куравлёва, Тихонова, Буркова и Румянцевой мне намного ближе, нежели современные актёры. И дело, скорее всего не в самих личностях, а в тех персонажах, которых они оживляли на экране.
Думаю, все согласятся, что у российского актёра сейчас намного больше проходных и неоднозначных ролей, чем у его советского предшественника. Взять, к примеру, Сергея Безрукова - хороший и талантливый актёр, игравший и бандитского авторитета и Пушкина с Есениным. Но кому-то, а особенно старшему поколению может не нравиться его роль в «Бригаде», отчего в их глазах он так и не станет народным артистом, в отличие от того же самого Алексея Баталова или Михаила Ульянова.
Учитывая то, что в последние два десятилетия, посредством книг и всесторонних усилий СМИ, происходит целенаправленная ломка представлений и воспоминаний людей о жизни в СССР, то остаётся лишь радоваться тому факту, что те, кто хочет подменить нам историю, пока не могут убрать из сетки вещания советские киноленты. Хотя надо признать, что в ротации остались лишь пара десятков фильмов, в основном известные всем комедии, которые из-за частых показов уже не могут дать зрителю возможность вдумчиво оценить характеры и жизнь киногероев тех лет.
Почему я так уверен, что кино 50-80-ых очень близко к реальности? Во-первых, благодаря общению с ровесниками тех картин, а во-вторых, из-за того, что если бы описываемые в них события, герои, действительность были надуманными, то не собирали бы полные кинозалы такие ленты как «Летят журавли», «Москва слезам не верит», «А зори здесь тихие» и «Калина красная». Я не знаю, какого мнения будут наши дети о том времени, в котором мы живём, особенно если поседевший ветеран режиссёрского цеха Алексей Балабанов вдруг решит согласно изменившейся коньюктуре снять «Груз-200: Возвращение» уже о нынешних днях, но надеюсь, что поколение 2030, сравнивая по фильмам два этих разных исторических периода нашей страны, выберет всё же тот, где жили и играли Георгий Вицин, Николай Рыбников и Леонид Быков.
|
|