Кто владеет информацией,
владеет миром

Ты мне не выкай! Я тебе не господин…

Опубликовано 06.01.2009 автором Метик Сергей в разделе комментариев 17

Ты мне не выкай! Я тебе не господин…
Еще в далекие студенческие годы, вникая в построения английских фраз, образование замысловатых временных конструкций, я обратил внимание на отсутствие в языке Байрона и Диккенса местоимения «ты». Староанглийское «thou», единственное число второго лица в современном языке вышло из повсеместного оборота, будучи замененным формой множественного числа «you». И много лет спустя, уже после перестройки, я задумался, только ли грамматический это курьёз? Ведь язык – душа народа, его история, культурные и духовные ценности, отражение тектоники глобальных социальных процессов в общественном развитии. Не скрывается ли за исчезновением «ты» более глубокий, скрытый от поверхностного взгляда смысл?

Вытеснение английского «ты» началось еще во времена Шекспира и нашло свое отражение в его пьесах. Чем примечательна была та эпоха? Прежде всего, зарождением и бурным развитием капиталистических отношений. В 1554 г. открывается первая товарная биржа в Лондоне. Большое значение принимают финансовые операции, создаются не только частные, но государственные банки. В 1640 г. происходит революция в Англии, завершившая переход власти от вырождающейся аристократии к буржуазии. Право формально уравняло граждан, и обращение «Sir» сэр, господин, «Madam» мадам, госпожа становится повсеместным. Ну, а к господам обращаться на «ты» явно не пристало. Местоимение «Вы» подчеркивало автономность личности, устраняло порой непростую проблему выбора обращения в том или ином конкретном случае, подчеркивало формальное равенство граждан перед законом. Отсутствие отчества в англоязычной традиции также упрощало дело, обеспечивая легкость дружеского обращения вне зависимости от возрастных, должностных или социальных различий.

Задумаемся, а не унизительно ли отчество для матери? Неся на себя основное бремя по продолжению рода, мать, в отличие от отца, лишена возможности передать своё имя ребёнку. Хотя реальность сегодняшней жизни такова, что зачастую воспитанием детей женщине приходиться заниматься в одиночестве, кроме отчества не имея от мужской половины ничего более осязаемого. В отчестве законсервировано гендерное неравенство, отражающий архаичный принцип мужского доминирования.

Мне неизвестно, какова была в древнерусском обществе практика использования личных местоимений, и когда произошло становление современных форм обращения на «Вы» и «ты». Можно предположить, что это было связано с появлением сословий, социального расслоения в обществе. Вряд ли правила этикета родовой общины предусматривали множественную форму для второго лица единственного числа. Суровые условия выживания, взаимозависимость всех членов общины, близость и родственность человеческих отношений, равенство людей перед неласковой северной природой не располагало к церемонным приседаниям и высокоблагородным обращениям. Но вот когда появились баре и, соответственно, холопы, язык становится средством не только общения, но и социального дистанцирования. Во множественном числе - «Мы, самодержец всея Руси», провозглашал свою волю венценосец. Повсеместно требовалось не только скромное «Вы», но и титулование всяческих Ваших «превосходительств» и «благородий». Даже косвенное поминание важной персоны простолюдином не обходилось без подобострастной множественной формы, - «Барыня почивать изволят-с. Они с дороги, уставши-с».

Неравенство людей в самом диком виде сохранялось в Российской империи вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. Только после Великой Октябрьской социалистической революции были упразднены все формы сословного, национального и прочего неравенства. С отменой частной собственности уменьшился уровень социального, имущественного расслоения. В обращении появилось слово «товарищ», подчеркивающее равенство, сопричастность к общему делу, единство целей. В официальном слоге и документопроизводстве использовалось обращение «гражданин». То был невиданный исторический рывок к человеческому достоинству, к уважению личности, к объединению многонациональных народов бывшей империи с множеством языков, культур, традиций в единый советский народ.

Перед большевиками, пришедшими к власти в разрушенной гражданской войной, истощенной голодом, эпидемиями, разрухой стране встала нелегкая задача не только строительства государства нового типа, но и осуществления не менее масштабной культурной революции, модификации общественного сознания на новых этических принципах. Логично было бы предположить, что наряду с освобождением человека от гнета капитала, генеральной линией новой власти станет последовательное приближение к равенству, к возвышению человеческой личности, полному раскрепощению Разума.

Если в обществе допускается неравенство по каким-либо любым признакам, оно становится разделенным на «нас» и «них». Мы – это те, кто снизу, они – те, кто над нами. Такое разделение не носит обязательно классовый характер. Советское общество продемонстрировало, что неравенство номенклатурное не намного лучше неравенства сословного. Потомственный пролетарий, попадая в кожаное начальственное кресло, очень скоро входил во вкус власти и морщился, когда старые друзья, не прочувствовав статусной разницы, по привычки обращались к нему на «ты». Чем выше должностной статус номенклатурного чина, тем более зримыми должны были быть знаки уважения и подобострастия, доходя к самому верху до полной абсурдности восторженных признаний в любви, братских лобызаний и здравиц во славу очередного непогрешимого и мудрого руководителя. Сцены чего с удовольствием тиражировалось западными новостными каналами как убийственная бесплатная контрпропаганда «реального социализма».

Не могу отказать себе в удовольствии привести диалог из знаменитого фильма Г. Данелия «Кин-Дза-Дза»: «Би: Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть? Машков: Ну, это на глаз. Уэф: Дикари! Уэф: Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить желтые штаны и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «Ку» делать и энцелоп меня не имеет право бить по ночам. Никогда…»

Идею плодотворности неравенства далее продолжил Би: «Когда в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели». Это уже из области либеральной «философии». Цель, ясное дело, определяется «личным успехом», должностью, высотой полёта алчущего эгоизма.

Действительно, кто перед кем и сколько раз должен приседать и говорить «Ку» советским правом не было регламентировано. Приходилось полагаться лишь на чутье и номенклатурную интуицию. Однако, сейчас простолюдину приседать приходиться не только перед бесчисленным номенклатурным людом, но и перед важными новыми хозяевами, «работодателями», «благодетелями народными», вошедшими во вкус неравенства, всерьез воспринимающих свою «заслуженность» и «избранность», своё право стать выше других людей. У этих, правда, ума иногда хватает, не дистанцироваться от своих «работополучателей», смягчать контрасты подчеркнуто дружеским и доверительным общением. Иногда ведь так хочется быть не только богатым, но и уважаемым, любимым своими офисными холопами.

Поскольку, в новогодние праздники не возбраняется иногда и пофантазировать на старые темы о главном, хочу представить себе время, когда, войдя в кабинет Президента страны, в ответ на мое приветствие, он поднимется из-за стола, подойдет, пожмет руку и скажет: «Ты мне не выкай, Сергей! Я тебе не господин…»



Рейтинг:   3.27,  Голосов: 11
Поделиться
Всего комментариев к статье: 17
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
vladmost написал 08.01.2009 08:14
Тема не новая, а если хотите жить в демократичном обществе и у вас не двоится (троится и т.д.) в глазах, то обращаясь к одному человеку не следует "выкать". Иначе уважаемую должность будут постоянно путать с далеко не всегда уважаемой личностью чиновника, что еще никогда не было признаком ума. Холопское чинопоклонство и чванство во многом - результ "вы"канья. А делать из англичан какой-то образец для подражания не надо. Русский язык ничем не хуже английского, главное - уметь пользоваться.
Re: ПАНИМАЕШЪ
НИПАНИМАШЬ написал 06.01.2009 23:51
Минхерц,будь ласка, ПЭРЭВИДИ НА ИДЫШЬ!
ПАНИМАЕШЪ
Киевлянин написал 06.01.2009 12:38
О женщине, потерявшей самоконтроль в результате наступления крайней степени алкогольного опьянения.
Баба пьяная – пизда чужая. (Даль 487); Пьяная баба - пизде не хозяйка! Народная мудрость, явившаяся результатом множества наблюдений. (www.xabalka.gay.ru); Еще есть поговорка (или поговорки не нужны? – их ведь, вообще, много): «пьяная баба – пизде не хозяйка». Общеупотребительно. Лично я услышал впервые давным-давно в детском кукольном театре (давно уже не существующем) во Дворце пионеров N-ского р-на г.Москвы. (Вознесенский. Письмо от 16.08.02);
– Справ.-библиогр.:
Пьяная баба – чужая пизда – пословица о потере само­контроля у пьяной женщины. (Скачинский); Баба пьяная – пизда чужая. (Ильясов);
барабанить по пизде.
Совершать сексуальный контакт, заключающийся в многократном введении наружных частей мужских гениталий в полости женских гениталий.
Заведу матаню в баню, / По пизде побарабаню: / Тра-та-та тра-та-та, / Отворяй-ка ворота! (Житейские частушки 1995, 136);
белка завелась в пизде у кого.
1. О женщине, испытывающей чувство сильного сексуального возбуждения и не имеющей психологических препятствий для вступления в сексуальные контакты с новыми партнерами.
Заблядовала сразу как от мужа съебала, ну прямо в пизде белка завелась. (Рогинский);
- Справ.-библиогр.:
В пизде белка завелась. (Словарь Еблем.-энцикл. 1865);
2. Об излишне энергичной, чрезмерно подвижной и беспокойной женщине.
Забегала, будто в пизде белка завелась. Что ей не сидится спокойно? (Калугин);
беречь: береги пизду смолоду.
Дисфм. вместо: Береги честь смолоду.
Береги пизду смолоду. (Фольк);
битый по пизде (мешалкой).
1. Имеющий значительный жизненный опыт, полученный в различных неприятных ситуациях.
Ее на мякине не проведешь – битая по пизде мешалкой, все знает. (Подвальная);
2. Воспринимаемый как имеющий неприятные личные качества и незначительный социальный статус.
На таких по пизде битых – хуй кладут. Не хуй обижаться по пустякам. (Кочерго);
ПАНИМАЕШЪ
Киевлянин написал 06.01.2009 12:37
О женщине, потерявшей самоконтроль в результате наступления крайней степени алкогольного опьянения.
Баба пьяная – пизда чужая. (Даль 487); Пьяная баба - пизде не хозяйка! Народная мудрость, явившаяся результатом множества наблюдений. (www.xabalka.gay.ru); Еще есть поговорка (или поговорки не нужны? – их ведь, вообще, много): «пьяная баба – пизде не хозяйка». Общеупотребительно. Лично я услышал впервые давным-давно в детском кукольном театре (давно уже не существующем) во Дворце пионеров N-ского р-на г.Москвы. (Вознесенский. Письмо от 16.08.02);
– Справ.-библиогр.:
Пьяная баба – чужая пизда – пословица о потере само­контроля у пьяной женщины. (Скачинский); Баба пьяная – пизда чужая. (Ильясов);
барабанить по пизде.
Совершать сексуальный контакт, заключающийся в многократном введении наружных частей мужских гениталий в полости женских гениталий.
Заведу матаню в баню, / По пизде побарабаню: / Тра-та-та тра-та-та, / Отворяй-ка ворота! (Житейские частушки 1995, 136);
белка завелась в пизде у кого.
1. О женщине, испытывающей чувство сильного сексуального возбуждения и не имеющей психологических препятствий для вступления в сексуальные контакты с новыми партнерами.
Заблядовала сразу как от мужа съебала, ну прямо в пизде белка завелась. (Рогинский);
- Справ.-библиогр.:
В пизде белка завелась. (Словарь Еблем.-энцикл. 1865);
2. Об излишне энергичной, чрезмерно подвижной и беспокойной женщине.
Забегала, будто в пизде белка завелась. Что ей не сидится спокойно? (Калугин);
беречь: береги пизду смолоду.
Дисфм. вместо: Береги честь смолоду.
Береги пизду смолоду. (Фольк);
битый по пизде (мешалкой).
1. Имеющий значительный жизненный опыт, полученный в различных неприятных ситуациях.
Ее на мякине не проведешь – битая по пизде мешалкой, все знает. (Подвальная);
2. Воспринимаемый как имеющий неприятные личные качества и незначительный социальный статус.
На таких по пизде битых – хуй кладут. Не хуй обижаться по пустякам. (Кочерго);
Re: Американецъ
O5-25 написал 06.01.2009 07:32
При чем тут я?!
Тут публичный форум. Никому не возбраняется высказываться.
Обсуждайте статейку, не меня, пожалуйста.
Никто вам не запрещает "любить"... подряд или через одного. Или - как там вы пожелаете. Или - вас.
С наилучшими пожеланиями...
Re: Re: Re: Re: Просто удивительно, как такие дебилы
Американецъ написал 06.01.2009 07:22
Что ж ты так Россию не любишь-то, да и прочий бывший СССР? Нехорошо, нехорошо...
Re: Re: Re: Просто удивительно, как такие дебилы
O5-25 написал 06.01.2009 07:18
А с чего вы взяли, что они были "свободные люди" у себя на родине?
Re: Re: Просто удивительно, как такие дебилы
Американецъ написал 06.01.2009 07:08
Причем рабы-иммигранты в США живут лучше чем свободные люди на их (рабов) родине. Вот вам еще один парадокс.
США - страна-загадка.
Re: Просто удивительно, как такие дебилы
O5-25 написал 06.01.2009 06:55
США - империя, поднявшаяся, впрочем как и прочие державы, на завоеваниях-грабежах, этноцидах-геноцидах.
В первую и вторую мировые войны капиталы перетекали из зон нестабильности на североамериканский континент.
Империалистические вурдалаки ражигают национальную рознь и экономические противоречия, чтобы напиться кровушки; капиталы рабы-иммигранты стекутся к ним.
Просто удивительно, как такие дебилы
Американецъ написал 06.01.2009 06:38
и так хорошо живут. Да еще умные люди со всего мира к нам, к дебилам пытаются переехать жит. Странно, да? Не побоюсь этого слова, парадокс.
...
O5-25 написал 06.01.2009 05:03
Есче насчет ранговой корреляции с ее тыканием, выканием.
Думаю автор, как и все мы уже сталкивался с фамилярностью и даже зависимостью от...хмммм...как-бы помягче сказать...ммм... не очень культурных людей?
"...посмотрим, как обстоят дела сейчас, в 2004 г. Как известно, у очень умного человека IQ превышает 130 баллов, у достаточно умного лежит в интервале от 120 до 130, у среднего - от 110 до120, а у дурака (в бытовом смысле слова) IQ составляет от 90 до 110. Ниже 90 идут различные фазы олигофрении, а порогом слабоумия в медицинском смысле считается значение 75 балов.
Приведем распределение значений IQ в такой развитой стране, как США за 2002 г.
125-150 - 5%
110-125 - 20%
90-110 - 50%
75-90 - 20%
50-75 - 5%
(по данным международного клуба Mensa International)
Иначе говоря, 75% общества составляют уже разнообразные дебилы - от бытового дурака до клинического идиота.
В таких условиях социум вынужден ориентироваться на дебилов. Характерный пример: на упаковке пудинга фирмы "Маркс энд Спенсер" присутствует предупреждение "продукт после подогревания будет горячим". Ясно, что если человек не понимает, что подогревание делает объект горячим, то такой человек - дебил. Тем не менее, он пользуется всеми гражданскими правами, включая право избирать и быть избранным (президент Буш, как известно, имеет IQ=91), а также право занимать должности в государственных органах, в т.ч. в суде и уж конечно заседать в парламенте, принимая общие для всех законы.
Данная ситуация индуцирована государственной социальной политикой, которая, естественно тоже ориентирована на дебилов (составляющих, как видно из вышесказанного, демократическое большинство). Так в бюджете федеральных образовательных фондов на поддержку дебилов тратится 92% средств, а на поддержку особо одаренных - 0,1% средств. В таких условиях неудивительно, что у женщин с IQ выше 110 детей меньше, чем у женщин с IQ ниже 90. Учитывая, что IQ в 80% случаев определяется наследственностью, происходит неуклонное смещение распределения по IQ в сторону дебильности, а средний IQ в "цивилизованном" мире, начиная, по крайней мере, с 1994 г. падает примерно на 1 балл ежегодно. Можно добавить, что на настоящий момент канадские психологи констатируют наличие умственных дефектов у 40% населения, американские ученые пришли к выводу, что "в среднем человек думает всего 7-10 минут в день".
http://zhurnal.lib.ru/r/rozow_a_a/skiddoc.shtml
...
O5-25 написал 06.01.2009 04:28
http://zhurnal.lib.ru/r/rozow_a_a/skiddoc.shtml
To author: Hey, man!
O5-25 написал 06.01.2009 03:38
"Перед большевиками, пришедшими к власти в разрушенной гражданской войной, истощенной голодом, эпидемиями, разрухой стране встала нелегкая задача не только строительства государства нового типа, но и осуществления не менее масштабной культурной революции, модификации общественного сознания на новых этических принципах. Логично было бы предположить, что наряду с освобождением человека от гнета капитала, генеральной линией новой власти станет последовательное приближение к равенству, к возвышению человеческой личности, полному раскрепощению Разума."
----------------------------------
Напыщенность изложения говорит сама за себя.
Подмена термина "справедливость" термином "равенство" очень распространенная ошибка. Ну, не может, скажем, слесарь шестого разряда равняться на слесаря первого разряда. Тем не менее, законы и правила должны обеспечить обоим справедливые социальные и профессиональные статусы и доходы.
Маркс, Ленин не призывали к уравниловке... При первой возможности коммунисты инициировали НЭП под жестким государственным контролем ТРУДЯЩИХСЯ, в том числе т. наз. "пролетариев умственного труда" - интеллигенции, интеллектуалов, эрудитов.../называйте как хотите, только в печь не сажайте:-)/. Но не, исключительно, - рабочих и крестьян.
Военный коммунизм же был введен большевиками вынужденно в условиях "белого" террора, интервенции, гражданской войны.
Сталин, уничтожив старую большевистскую гвардию с ее привычками к полемике и демократическому централизму, ввел режим полной идиократии: "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак".
(без названия)
$1.00 написал 06.01.2009 03:02
"насчет поцелуев и здравниц КПССовцев, якобы с удовольствием тиражируемых западной боевой пропагандой - а ты ее хоть видал?"
Это популярное и узнаваемое клише. До сих пор. Самое популярное изображение:
http://brainiedeal.wordpress.com/2008/09/07/275-the-kiss/
(без названия)
$1.00 написал 06.01.2009 02:39
> Английский бы лучше подучили, прежде чем умничать...
> Да есть здесь "ты", есть! - это широко используемое в разговорной речи "ya".
> Thou - это "Вы", а you - "вы".
:)
Thou (thee, thine) - это "archaic informal", т.е. именно "ты":
"Thou - refers to one person who is familiar, as in a friend or family, and also for a person who is being insulted or disrespected ... Originally, thou was simply the singular counterpart to the plural pronoun ye."
A вот "ya/ye" - это как раз archaic **formal**, т.е. именно "Вы". Современное "ya" - просто небрежная разговорная форма "you", без модификации смысла (y'all/ya'll во множественном числе).
А культура тут при чем?
Не все ли равно написал 06.01.2009 00:57
Весь этот бред к культуре имеет такое же отношение как слово тягомотина к конской тяге.
Справка из Америки
Владимир Е. написал 06.01.2009 00:44
Экая в голове каша из архаистичной гендеристики, ку-ку энцелопов как главный первоисточник и авторитет, и бесиковой антисоветской пропаганды (это насчет поцелуев и здравниц КПССовцев, якобы с удовольствием тиражируемых западной боевой пропагандой - а ты ее хоть видал?). Английский бы лучше подучили, прежде чем умничать... Да есть здесь "ты", есть! - это широко используемое в разговорной речи "ya". Thou - это "Вы", а you - "вы".
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss