Показанный в воскресенье по НТВ фильм режиссера Петра Буслова «Бумер» с полным правом заслужил называться на современном «новоязе» «культовым». Музыка из этого фильма звучит из каждого второго сотового. Песня певца-«братка» Сереги «Черный бумер», хоть и не имеет прямого отношения к фильму, но половиной своего успеха обязана именно ему. Даже уже подзабытый фильм «Бригада» - не стахановская, а бандитская - был реанимирован и на всех рынках можно услышать ремикс музыкальной темы из «Бумера» с псевдомужественными цитатами «бригадиров»: «Пацаны, мы все делаем вместе и за все отвечаем вместе! Бригада!»
В известном смысле, «Бумер» можно назвать продолжением «Бригады», ведь его главные персонажи (язык не поворачивается назвать хоть кого-то в этом фильме «героем») - четверо братков, такая же «бригада» Кот, Рама, Килла и Ошпаренный (как говорил Глеб Жеглов «ну и народ вы блатные ни имен, ни фамилий, одни кликухи поганые»).
Только, в отличие от «Бригады», романтики в «Бумере» никакой. Димон Ошпаренный, полностью соответствующий своей кличке как в манере разговаривать, так и в манере передвигаться на машине, «подрезав» на своем «Мерседесе» шикарный «Лексус», попадает под руку еще более крутым браткам, а в ходе разборки Килла убивает внедренного в банду сотрудника ФСБ и теперь все четверо вынуждены скрываться, бежать как можно дальше от Москвы на роскошном черном «Бумере» - автомобиле марки «БМВ», который в народе еще называют «боевой машиной воров». «Бумер» этот то ли угнан, то ли просто отобран у менее удачливых «коллег» за долги. Поэтому мимо милиции без взятки не проедешь. Время действия самая поздняя осень придает сюжету фильма еще больше тоски и безысходности. «Бумер», гроза московских водителей, становится для четырех беглецов последним прибежищем, вязнет на проселочных дорогах, буксует в лесу. Всем и милиции, и шоферам-дальнобойщикам, и простым деревенским жителям ясно, что появился он в русской глуши не от хорошей жизни, а значит, с его пассажирами можно не церемониться. Они покинули свою социальную среду, свою нишу. Теперь они чужие для всех, и теперь их уже никто не пожалеет. Кот, Рама, Килла и Ошпаренныйуже выпали из жизни, даже несмотря на то, что «бумер» куда-то едет, а сами они на что-то надеются. Все они, кроме Ошпаренного, погибают, и последние кадры фильма брошенный в лесу «бумер», пятый главный персонаж фильма с медленно гаснущими фарами, как живое существо, тоже умирает в зимнем лесу.
Никто в фильме не вызывает симпатии ни сами братки, ни противостоящие им шоферы-дальнобойщики, ни взяточники-милиционеры, ни фээсбэшники, ни простые жители. Не вызывает симпатии и обычно красивая русская природа. И дело не только в том, что творческая группа, очевидно, имеет очень слабое представление о жизни России за пределами Московской кольцевой автодороги. Просто природа в фильме такая же, как и все в сегодняшней капиталистической России чужая, жестокая и равнодушная. Не природа даже, а бескрайнее холодное пространство. Не просто привычную среду потеряли четверо братков. Ехать им некуда, и никто их не ждет. Родину они потеряли, поэтому никуда они не приедут.
Если сравнить «Бумер» с другими громкими премьерами российского кинематографа последнего времени «Дневным дозором» или «9-й ротой», можно сказать, что режиссер отважился на довольно смелый для нашего кинематографа шаг снял жесткий (но не жестокий), тяжелый, совершенно безнадежный, а потому очень правдивый и реалистичный фильм про реальную сегодняшнюю жизнь. Впечатление дополняет музыка Сергея Шнурова. В звуковой дорожке главное место занимает его песня «Никого не жалко»:
«Никого не жалко, никого Ни тебя, ни меня, ни его. Все мы герои фильмов про войну Или про первый полет на Луну, Или про жизнь одиноких сердец, Но у каждого фильма свой конец. Никого не жалко, никого Ни тебя, ни меня, ни его. Никого не жалко...»
Действительно, гораздо проще снять фильм, например, про Афганскую войну, когда по версии официальной пропаганды все было плохо и тут уж можно развернуться по полной программе, нисколько не считаясь с исторической правдой. Почему-то, при просмотре «Бумера» мне вспомнилось интервью режиссера «9-й роты» Федора Бондарчука «Газете». Когда его спросили, как же так, мол, в жизни 9-ю роту никто в Афганистане не забывал, а у него в фильме на этом построен весь сюжет, он ответил: «Это моя позиция, и из-за этого я снимал свое кино. Да, в реальной истории девятую роту не забыли. Забыли все поколение. Забыли... Хорошее, кстати, название для фильма - «Забыли». И продолжают забывать. Меня - в том числе А забыли нас всех - тех, кому 35-40 лет сегодня. Мы существовали, мы выживали в этой стране семьдесят лет! (вот ведь какой Дункан Маклауд из рода бессмертных горцев Маклаудов! Д.А.) Семьи аристократов, семьи великих артистов, которым говорили, что в нашей стране не может быть семейственности в искусстве Мы забыли о людях, которые, как идиоты, защищали свою Родину десять лет.»
Как в Советское время выживала семья Федора Бондарчука вопрос отдельный и от простого советского гражданина очень далекий. Важнее другое главный посыл рекламы «9-й роты»: «Они хотели любить и быть любимыми. Никто из них не хотел умирать». Я немного помоложе Бондарчука и мое поколение как раз поколение героев фильма «Бумер». В Афганистане побывать мы не успели, только погибнуть людей из моего поколения успело не меньше. Вроде без войны и вроде бы в мирное время. По статистике, насильственные смерти идут сейчас в России на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и онкологий. Гибнут молодые, здоровые, сильные, в общем-то умные. Все четверо главных персонажа фильма - настоящие пассионарии, цвет нации, действительно герои фильмов про войну. И никто из них не хотел умирать. Им бы другое время, разве так бы сложилась их судьба? Зачем они жили? Ну покатались на «мерседесах» и «бумерах», покуражились над простыми гражданами. Не подумайте, что я жалею бандитов. Какими бы они не были сильными внешне, это люди без духовного стержня, поэтому и соблазнили их так легко. Но ведь государство само разрешило им приватизировать, грабить, воровать, «крышевать», брать суверенитета, сколько смогут проглотить. В стране, где президент расстрелял из танков избранный народом парламент, стесняться нечего! Никто из этих ребят уже не посадит дерево, не построит дом, не вырастит сына. Их жизнь была так же никчемна и бессмысленна, как и их смерть. «Жил не так и помер никак». Покатались и приехали. Если это не гражданская война, то что?
И никто не вспомнит. Никого не жалко, никого...
|
|