Кто владеет информацией,
владеет миром

Опомнитесь-3 (Бердяев, Барабанов, Достоевский)

Опубликовано 24.06.2011 автором в разделе комментариев 55

Опомнитесь-3 (Бердяев, Барабанов, Достоевский)

Вы хотите отдать правду и истину

на решение большинства голосов и

провести их через всеобщее избирательное право.

Это и есть неверие, это и есть безбожие, положенное

в основу всей демократической идеологии.

 

Как в предыдущей, второй части «Опоминального» цикла я говорил, мне надоело спорить с учеником, и я достал с полки учителя. Фамилии обоих начинаются на «б», оба Николаи, и к данному созвучию добавляется и смысловое: как я и подозревал в цикле «Революция и православие: только врозь», спор наш - вовсе не наш, а имеет место всякий раз при назревании или уже по свершении революции. Только вот ни Ленин, ни Троцкий, ни Сталин, ни Свердлов, ни Ярославский, ни Луначарский, ни кто-либо ещё из «титульных» большевиков не имел ни времени, ни желания отвечать Бердяеву. Я же, как полемист, настолько терпелив и обстоятелен, что возьму, пожалуй, на себя такую ношу, и отвечу на некоторые письма Бердяева из Берлина. А тем самым отвечу и на обвинения соотечествнника Барабанова в зависти к буржуазному достатку, в идеализме и неосознанной буржуазности наших революционных устремлений.

Пусть это не покажется никому историографическим исследованием или чем-то подобным пыльным - все обсуждаемые вопросы жизненно важны сейчас, как были важны и в дни перестройки и подтачивания основ Советской власти. Ибо несостоявшийся идеолог контрреволюции начала ХХ века был, как Солженицын, внесён на руках в контрреволюцию состоявшуюся, конца века и Эпохи. Год издания листаемой мной книги «Философия неравенства» - 1990-й, рубежный, уже в предисловии слышны не фарисейские ноты перестроечников типа Нуйкина (мол, верным ленинским курсом идём, товарищи), а робкий стёб над Лениным некоего Л.В.Полякова.

Эту книгу вполне можно считать доктриной контрреволюции 1991-го, в которой не последней из движущих сил были православные, припомнившие вдруг стародавние гонения и забывшие послевоенную дружбу со Сталиным... И, всё равно, куда содержательнее будет спор с Бердяевым - в силу эмоциональности его обвинений в наш, большевиков, адрес, чем попытки ответить, например, на такие интонации пономаря Барабанова (по поводу последней серии спора нашего): 

«Вопрос состоит не в том, надо ли наказывать преступников, ворующих у других людей (я сто раз тебе говорил о том, что воров в любом виде не оправдываю), а в том, как правильно отличать преступника от невиновного человека. Человечество веками своего существования пришло к тому, что в обществе должны быть законы, что нарушение этих законов должно наказываться, что преступление должно быть доказано в суде и лишь потом осуждено. Разумно и стремление людей сделать эти законы наиболее справедливыми и удобными для жизни человечества. А за твоей «справедливостью» скрывается только желание отнять у одних (неизвестно кого) и дать другим (непонятно кому), - «отобрать и поделить», проще говоря, - а, кроме того, ещё навязчивое желание кровью принудить людей смириться с этой примитивной неандертальской идеологией. Это не шаг вперёд к справедливому обществу - это каменный век.»

За риторическим упрощением (почему же - неизвестно кого? нам-то всё известно, да и ни от кого не скрыто - олигархи, отобравшие и поделившие наше, советское, ведь не прячутся, да и каждый наёмный работник знает, на какого дядю работает, и кто ему недоплачивает) - есть не то, чтоб идейный базис, но некий авторитет, выдающий в таком стиле куда более ловкие софизмы. Но справедливость-то не «моя», во-первых, а классовая, и во-вторых - куда окаменелее выглядят храмы, нежели дома культуры, детсады и прочие учреждения, построенные в Советский век, заранее проклятый (иногда метко) Бердяевым, авторитетом. И, в-третьих, никакие проповеди извечных судебных процедур не скроют классового характера правосудия (иногда и Басманного, но это уже вид кланового правосудия), о котором писал Сартр. «Неизвестно кого»? Ну, это дурачкам неизвестно.

Билет на философский пароход

Сталин ответил восхищению Достоевским, высказанному как-то при нём, кратко и метко: «Великий писатель, и великий реакционер». Но и реакция не рождается вместе с писателем или философом - ей предшествует определённое бытие. И, как правило, эпизод-встряска, проверяющая убеждения на прочность. Так социалист Достоевский, оставшись в нахлобученном уже на него мешке один на один с убеждениями, почерпнутыми в кружке петрашевцев - дал слабину. Ну, под дулом - вроде бы простительно. Но таки дал. Бердяев же дал слабину в испытании менее суровом, просто пройдя, как все марксисты, через тюрьму, и там потерял Маркса, но обрёл бога единого. Результат - прекрасные вышли поборники нации, государства, церкви и всех правых ценностей, которых если до них и не было, то они их придумали, отыскали (даже у космополита Пушкина в его цыганщине). Реакция в прямом смысле слова - почти павловская, сформированный страхом государственной кары условный негативный рефлекс на красное. Вчерашние товарищи, пошедшие на каторгу, в мёртвые дома - становятся бесами, а вот неведомый боженька - отцом родным...

Не было более злых антисемитов, чем выкресты - нет и реакционера матёрее неудавшегося революционера. Таковым был вождь эсэровских боевых отрядов Савинков, первым изрекший «белую» формулу всей будущей Гражданской войны: «Этой революции надобно противопоставить контрреволюцию». И эсэр тотчас стал монархистом, и уже отрекшийся от престола гражданин Романов снова стал знаменем многих беляков - потому и расстрел его был предрешён началом Гражданской. А что же марксист-выкрест Бердяев? Он тоже обвиняет нас, посягнувших на миропорядок государства Расейского - при этом, вроде бы признаёт и объективность революционной ситуации (всё ж марксист бывший), но признаёт как-то неохотно, как в карточной игре небитую им карту забирать не хочет: «Экономический материализм Маркса не был теоретической выдумкой, он отражал какую-то действительность. В самой действительности произошло что-то, что вызвало учение Маркса как реакцию мысли».

Реакционер заметил реакцию Маркса, хе-хе. Я выделил курсивом самый неохотный ход мысли здесь - вот та мера, в которой согласен Бердяев углубляться в сонм цифр и таблиц «Капитала». Да и зачем это верующему? Ну, пусть будет классовая борьба, чёрт с ней, как говорится... Однако же мы (они, идеалисты) и тут обгоним действительность: «Социализм - плоть от плоти и кровь от крови буржуазно-капиталистического общества. Социализм буржуазен до самой своей глубины и никогда не поднимается над уровнем буржуазного чувства жизни и буржуазных идеалов жизни. Он хочет лишь равной для всех, всеобщей буржуазности - закрепленной на веки веков, окончательно рационализированной и упорядоченной, излеченной от внутренней, подтачивающей её болезни, преодолевшей остатки иррационального в ней начала». Вот это уже ближе к теме!

Хоть витиевато, но и тут Бердяев (марксист, но с трудом приходящий в себя после амнезии) соглашается со следующими пунктами пролетарской революции, не только свершившейся в России, но уже и потрясающей Европу, и требующей:

 

  • Строительства бесклассовго общества
  • Национализации всех средств крупного производства (всеобщей буржуазности)
  • Нещадной пропагандистской борьбы с частным собственничеством и религией в общественном сознании (иррациональное начало, «святая частная собственность» и уже помянутое, как обычно, вне координат Барабановым «не укрАди»)

Упрёки Бердяева адресованы, конечно, не современникам (и правильно, что никто в РСФСР не стал отвечать мастеру устаревшего жанра религиозно-философского) - они больше подходят к 1980-м, где действительно в силу импотенции, нестояния векторной, направляющей, централизованной за долгие созидательные десятилетия власти, буржуазность таки победила, но вовсе не в силу каких-то имманентных свойств социализма, а в силу субъективных причин (ЦК). Философ Бердяев делает грубейшую ошибку (несомненно умышленную, так сказать, политическую) в размышлениях - обзывая социализм буржуазным. Ведь кому, как не философу знать гегельянский принцип снятия и соответствующую ему категорию aufheiben. Вот и буржуазность снимается в социализме - причём, никто из марксистов-практиков, включая Ленина, и не настаивал на том, что буржуазность исчезнет тотчас после революции. Её смысл заключался в овладении стихийными процессами буржуазного общества, уже сформировавшими для работы на буржуазию пролетариат. Таков истинный марксизм (чем не преминули воспользоваться поздние перестроечники, настаивавшие уже на том, что Маркс был меньшевиком и не одобрил бы форсированного курса Великого Октября) - он лишь выявляет тенденции и «реакцию мысли» делает оружием масс.

Но как же обижен в Бердяеве старый мир на большевиков! Вроде ловко дурача софизмами читателя близкого ему (а это не только бело-, но и красноэмигранты, то есть те обитальцы перестройки, что давно искали опоры в критике «казарменного социализма», уравниловки и прочих проблем в СССР), он приходит к самой что ни на есть классовой основе, к глубинным мотивам своих размышлений: «Только в «буржуазных» классах социализм может быть благородным и бескорыстным движением человеческого духа, может быть идеей. В классах «пролетарских» социализм делается интересом, а не идеей; он роковым образом приобретает материалистический характер, в нем не может быть уже жертвенности. Облагородить социализм может только «буржуазия». И благородство есть только в социализме платоновского типа, в аристократическом социализме». Снова молодец Бердяев! Прямо в тон ему взахлёб смеётся Табаков в михалковской экранизации Чехова: «Ага, мистификасьён! Ну не может чумазый играть!..»

Греховная природа пролетарского самосознания

Но мистификасьён будет дальше, в четвёртой части опоминок - ведь последнее письмо Бердяева о Царстве Божием... Мы-то пытаемся услышать более реалистичные упрёки большевикам, клячу истории погнавшим в столь неуютном для буржуазии направлении. Он снова прав - но настолько частично, что высказывание теряет смысл. Да, прогрессивно мыслившая буржуазия не то, чтоб вела, но сопутствовала пролетарской революции в России. И революционная интеллигенция внесла свою лепту тоже. Хрестоматийные Мамонтов и другие не то, чтоб очень щедро, но помогали классу-могильщику своему, чему посредствовал Горький, за что ему вовеки слава не только как писателю.

Но причём тут социализм как идея? А при том, что старый христианский мир (христианская цивилизация, подпоём тут Барабанову) способен мириться с социализмом только в идеальном плане, в реальности оставляя всю иерархию общества нетронутой. Однако и это не удаётся старому миру - он сажает крамольников, проводит обыски, расстреливает бастующих рабочих, в общем, ведёт себя «по-божески». И вот тут интонации проповедника совсем обличительно для голоса Бердяева звучат:

«Чувствовать себя пролетарием есть великое несчастье человека, болезненное отщепенство, разрыв с отечеством, а не высокое состояние, из которого может народиться новый тип жизни. Рабочий может себя и не чувствовать пролетарием, и велика вина тех, кто толкает его на путь пролетарского самочувствия и самосознания». Вот эти бы слова - да золотом на любом из памятников Бердяеву!

Вот уж лучше-то не скажешь. Контра - почти жандармский циркуляр, излавливать тех виновных, кто рабочим разъясняет их классовую роль в истории. Само собой, что в ходе Гражданской подобные проповеди карались пулей в лоб, но с философом обошлись куда как гуманнее (впрочем, это он писал уже по приплытии в Берлин). То есть, попробую я перевести: рабочий вовсе не должен осознавать себя пролетарием (не имеющим средств производства наёмником, мышцами с мозгом), ему бы лучше ощущать себя членом иного класса... Например, буржуазии. Чувствуете, как неуклюже замкнулась мысль великого философа? Он вроде бы обвинял в коротконогости социализма нас, большевиков, предрекал нам вечную буржуазность, но вдруг сам стал её проповедовать как спасение от низменного, от пролетарского. И, конечно же, отечество шагает впереди классового, и лозунг Четвёртого Интернационала «Наше отечество - всё человечество» явно не порадует философа...

Впрочем, и тут есть здравая мысль, как доказательство от противного и предостережение: как только рабочий теряет классовую идентичность, он перестаёт быть двигающей силой преобразования общества в пользу трудящихся, становится опорой реакции и социального регресса. Воистину так: это и доказала не только гитлеровская Гремания, но и расеянская контрреволюция, которой так хотел Бердяев, но которой не застал. Потерянное ощущение своей пролетарской власти во всём построенном в СССР - стало пусковой кнопкой приватизации. С другой же стороны, Бердяев абсолютно прав (и тут не противоречит Марксу), что ощущать себя пролетарием - не очень-то приятно. Становясь пролетариями (без дома, хозяйства и средств производства), английские крестьяне, согнанные соверенами с земель, тоже проклинали свою долю.

Но именно тут-то снова Бердяевым пропущено гегелянское снятие: революция октября 1917-го отменила пролетариат в старом смысле слова, теперь он стал рабочим классом, взявшим власть. Не наёмником, но хозяином, классом-гегемоном. А это значило, что прежде владевшие только своими мышцами, рабочие обрели всю страну, все заводы, все дома - национализированные первыми декретами Совнаркома. И следить теперь за всем этим предстояло всем (вот то высокое, в чём отказывал Бердяев пролетариату) - кстати, именно сюда вобьют клин софисты перестройки, мол, общее это ничьё. Горькую неправду этой ловушки познали мы только по прошествии двадцати лет контрреволюции, когда это «ничьё» стало по-настоящему ничьим, то есть чьим-то частным, личным, олигархическим. Когда не стало ни бесплатной медицины ни образования, ни детских садов, и новые очереди (столь оплёванные как пережиток социализма) выросли туда, куда прежде не доводилось.

Как Маркс не застал «сбытия мечт», то есть столь масштабной реализации его прогнозов и теории в слабом звене России, так и Бердяев не дожил до 1980-х, что было просто невозможно, но сейчас не об этом. Я наконец-то нашёл нечто относительно целостное и даже по жанру мне близкое (лично адресованное, обвинительное) - чтобы выкопать наружу идейную подоплеку трагического финала перестройки, провала СССР в капитализм на долгие годы. У катастройки были идеологи! Я продолжу этот цикл последней частью, и посвящу её не только Бердяеву, но больше современникам, которые, правда, мало новых претензий придумали к социализму с его времён.


Материалы по теме:

Опомнитесь

Опомнитесь-2 (двое: Лимонов и Раздиховский)



Рейтинг:   1.33,  Голосов: 104
Поделиться
Всего комментариев к статье: 55
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: ПеЙсцатель мОтя ДроЧер. О как ?!
Д.Ч. написал 24.06.2011 18:25
Раскрыть комментарий
ПеЙсцатель мОтя ДроЧер. О как ?!
жЫдоведоФФ...ДальССкий написал 24.06.2011 16:48
Возьмем и процитируем несколько строк из его "велЫчайшего романа усех времен"- ПаЭма сталицЫ.
---------------------
.
ДроЧер мОтя : "... нет, не тянет влизаться под рыжерусыми кущами открытая видимая цель, скорее сладко дразнит, будит прохлаждающегося молодца целование внутренней мягкости белых ее бедер рядом, в самой близости к пока скромно сомкнутому неспокойному месту в рыжей барочной оторочке, куда зван. да и она не дает задуматься, требует: "Я хочу тебя". не успевшего распрямиться во весь рост, еще не готового к прямому натиску, молодца-голубца моего - вправила в себя, жадная ведьма. и понеслось - медленно обжившийся в подходящей среде, там и стал себе в непрерывном движении расти, как пушкинский герой в бочке. а завтракающая голубцом моим ведьма, видимо почувствовав себя со мной моложе, ритмично заайкала, так непрерывно, направленно, осознанно, низкоголосо и властно: "ай, ай, ай...". явно не довольная таким темпом и медлительной нежностью гостя, не выпуская из нижних уст его голубца, перевернула, оседлала и не в полную длину стала обсасывать, чему стал снизу подпружинивая, поднимаясь вплотную, помогать.
так играли, переворачивались, и гость наблюдал смуглую горловину ствола своего оружия, гильзу снаряда, внедряемого в невидимые за белизной ягодиц глубины, а она все чего-то добивалась - но от ее, как она считала «брутального», властного над оседланным поведения голубчик обмяк. многоопытная ведьма, полюбовавшись малиновым прищуренным молодцом, но до конца не скидывая его смуглого капюшона (возможно, из брезгливых соображений) тотчас приняла его устами и очень быстро, заботливо согрела, возродила в полный рост, довольно переместив тотчас по адресу, и снова стала наездницей. вполне цензурное зрелище, думали товарищЧ и его молодец в теплом нутре и холодном утре: не видно - что там происходит, да особо и не ощущаемо. да, скользкое движение-вхождение...
--------------------------
.
От такой! он шалунишка, бывший школьный психолог,
а ныне
рэвольюсьЁнный извращенец -
мОтя чОрный.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Номенклатура господствующий класс
Д.Ч. написал 24.06.2011 16:47
Раскрыть комментарий
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Номенклатура господствующий класс
Синоби написал 24.06.2011 16:30
Раскрыть комментарий
Re: Re: Re: Re: Re: Номенклатура господствующий класс
Синоби написал 24.06.2011 16:28
Считаю, что "номенклатура" - это неточное слово. Точное и более понятное - БЮРОКРАТИЯ. Как партийная, так и советская. Вот она-то и имела реальную власть в СССР.
А мощная бюрократия - один из главных признаков империи.
СССР в результате перенял всю бюрократическую систему Российской Империи, пусть в несколько измененном виде, но по сути! Вся эта должностная иерархия, подробная "табель о рангах", система привилегий и т.п.
СССР был империей. И распался, как всегда распадаются все империи.
Re: Re: Несменяемость
Степан написал 24.06.2011 16:08
Раскрыть комментарий
(без названия)
Д.Ч.(настоящий) написал 24.06.2011 15:56
Раскрыть комментарий
Re: Несменяемость
Д.Ч. написал 24.06.2011 15:55
Раскрыть комментарий
(без названия)
Rommel написал 24.06.2011 15:47
Раскрыть комментарий
(без названия)
Д.Ч. написал 24.06.2011 15:41
Раскрыть комментарий
Дмитрию про спор со Степаном
Rommel написал 24.06.2011 15:40
Раскрыть комментарий
(без названия)
Д.Ч. написал 24.06.2011 15:37
Раскрыть комментарий
Не заметили статьиписатели 22.06.41, а не было его, не было его и все.
поэт написал 24.06.2011 15:35
Раскрыть комментарий
Несменяемость
Степан написал 24.06.2011 15:00
Раскрыть комментарий
Re: Re: Re: Re: Номенклатура господствующий класс
Д.Ч. написал 24.06.2011 14:37
Раскрыть комментарий
Re: Re: Re: Номенклатура господствующий класс
Степан написал 24.06.2011 14:27
Раскрыть комментарий
Re: Re: Номенклатура господствующий класс
Д.Ч. написал 24.06.2011 14:11
Раскрыть комментарий
Re: Номенклатура господствующий класс
Степан написал 24.06.2011 13:54
Раскрыть комментарий
Re: Номенклатура господствующий класс
Д.Ч. написал 24.06.2011 13:35
Раскрыть комментарий
Номенклатура господствующий класс
Степан написал 24.06.2011 13:25
Раскрыть комментарий
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss