Отношение к безнадзорным животным на официальном и неформальном уровне в любом государстве влияет на имидж и репутацию в глазах его международного окружения. Это один из маячковых показателей степени цивилизованности рассматриваемого общества, наряду с уровнем коррупции, алкоголизации и вниманием к незащищенным социальным слоям населения.
Да, российским законодательством запрещено отстреливать безнадзорных животных (только, отлавливать, но если очень захочется, то можно - распоряжением местной администрации), но у нас, и законы то - безнадзорные, еще и усугубленные недостаточным финансированием для их качественного исполнения, да отягощенные откатами, усушками и утрясками, по пути и в конце следования. А проблему решать надо: бешенство, агрессивное поведение собак - далеко не выдумка.
По статистике в Москве насчитывается не менее 26 тыс. бродячих собак (и до 50 тыс.), а обращений потерпевших людей от покусов в год, составляет не менее 16 тыс. случаев. Конечно, здесь не высчитывается доля от нападений "надзорных" питомцев, которая может подавляюще превалировать, так как основной мотивацией здоровых животных служит защита территории и/или хозяина. А необходимую храбрость при нападении, придает, именно присутствие последнего. У бесхозных собак, начиная с первого потомственного колена, вырабатывается естественным отбором резонное уважение к двуногим старшим братьям. Ведь, агрессивные особи, находят фатальные приключения на свои ощеренные загривки, еще в розовом щенячьем возрасте.
Другое дело - брошенные и потерянные хозяйские животные. Здесь, уже не существует типичной собачьей психики. Все индивидуально, как у людей - бывших воспитателей своих питомцев. И, к сожалению, доля таких несчастных составляет 2/3 от общего числа бродяжек. Но, их не так часто можно увидеть, ведь, благодаря своей породистости, они достаточно быстро находят новых хозяев, либо, так же быстро, гибнут в непривычной среде обитания - зачастую, успевая кого-нибудь напугать и/или покусать по причине собственного страха перед неведомым, портя статистику "чистокровным" потомственным бродягам. А жизнь их, по настоящему "собачья", прерываясь в среднем, через 2 года, супротив 10 - 20 лет, отмерянных судьбой их счастливым собратьям - обладателям собственного угла. Все как у людей - плохое питание и "медицинское обслуживание", стрессы и болезни, клыки собратьев и бампера автомобилей, пули от любителей и профессионалов-живодеров... Можно понять необходимость мероприятий последних, также, как и праведный гнев спонтанных защитников животных, оказавшихся свидетелями их отлова или отстрела. Но нерационально принимать любые отговорки властей, недостаточно уделяющих внимание данной проблеме, и как минимум, в отношении наложения ответственности на хозяев-"кукушек".
Научные изыскания биологов показали, что уничтожение животных нецелесообразно, так как их поголовье восполняется в кратчайшие сроки (до года), за счет нарождения новых особей, заполняющих высвобожденные экологические ниши, чтобы стать новыми соискателями на очередной акт экзекуции. А эффективной мерой регуляции поголовья бродячих собак и кошек является метод стерилизации самок, что само по себе не изымает животных из среды обитания, не давая возможность другим особям покуситься на занятую территорию, и не увеличивает численность местной популяции (такая процедура была принята в Москве в 2001 году, и отменена в 2008 году, в пользу безвозвратного отлова).
Но это, уже из разряда фантастики для российского заМКАДья, и решают "спецавтохозяйства" общую проблему тихо и эффективно, при помощи снайперов-живодеров с духовыми ружьями и острыми свинцовыми пульками, похожими на наконечники стрел, где роль оперения выполняет кембрик, начиненный ядом. Дешево и результативно - после выстрела даже в короткой шерсти трудно отыскать адскую машинку в несколько сантиметров. Да и кто будет искать эти улики в издохшей на газоне псине, еще пару часов мучительно доходящей до мира иного? А распорядителям бюджетных средств, можно будет расходовать выделенные на стерилизацию или утилизацию "бездомных" трупов деньги, например, на своих живых и горячо любимых домашних питомцев.
Трудно сказать, намного ли лучше будет отловленным животным, поступающим в полное безнадзорное распоряжение живодеров - и даже, если первых передадут в питомники, фактически - лепрозории, где за недостатком средств, наблюдается достаточная скученность населения братьев меньших, чтобы инициировать всевозможные локальные пандемии. Куда ни кинь, везде клин!
Другую, немалую помощь в "экономии" средств на "экологию" оказывают и неустроенные проезжие части, уже давно и ударно служащие бесперебойным "убойным цехом" для "четвероногих друзей". И ведь за такой "собачьей жизнью" наблюдают наши дети - впитывают и подражают нашей безответственности к "малому", и зачастую, превосходят в цинизме своих учителей, но уже - "по-большому": пофигизмом к себе, ближнему, Родине... С чего-то ведь все начинается. Нельзя подходить к любой проблеме чисто утилитарно и рационально, если ею затрагиваются вопросы нравственности, как в данном случае - ответственности и милосердия.
***
Недавно наблюдал душераздирающую картину, когда по городскому придорожному тротуару, меж спешащих прохожих брел хромая изнемогающий большой дворовый пес. С одной его стороны - в полбока, была содрана шкура и гармошкой, мездрой вверх, топорщилась на загривке, как грязное засушенное полотенце. Багровое мясо уже подернулось сухой пленкой и растрескалось под палящим апрельским солнцем. А из пасти, затвердевшим потеком свисала кровавая слюна...
Наверняка, в тени, бедному животному было бы легче, но вероятно, уже не столь существенно - по горячему асфальту, по инерции бродила... душа, почти оторванная от растерзанного тела, и заглядывала людям в глаза - тем, кто ее приручил, ожидая успокоения своей предсмертной тоски. И скорее всего, напрасно искала...
А сколько таких душ болтается по нашим городам и весям - "неприкаянными призраками", не получившими земной награды - "миски и места", от своих двуногих "богов". И отторгнутые матерью природой, за то что "поддались" искусственной селекции, и "продали" свою волчью сущность и верность лесу, за присягу людям.
Мы безответственны за тех, кого приручили (констатация)! Не будет ли, и нам - поделом "там", где ждем мы вожделенно своей "законной" пайки - "мира и упокоения"?! Не служит ли "собачья жертва" попыткой искупленья наших душ?! И в том числе, на этом тротуаре-Гологофе, с "распятым" ударом автомобиля "братом меньшим", пытающимся собрать подаяние из милосердия, и хоть кого-то, вырвать из бездуховной потребительской суеты? И какой высоченной ценой - безмерным страданием живого существа!
Возможно, что всему миру, окружающему этого страдающего пса, был выдан бесплатный билет на спектакль-трагедию, призванный встряхнуть захламленную совесть его безответственных зрителей. И проходящие за ручку дети, в порыве бесконтрольного милосердия, надували губки и наполняли слезами глазки, испрашивая со взрослых хозяев жизни, которыми они были еще только мгновение назад - "Что за непорядок в вашем хозяйстве? Исправьте немедленно!".
Но "венцы природы" моментально оборачивались подобием "тварей божьих", оправдывая свою безучастность, поспешными делами и заботами, и фактом незавидного положения беспризорных детей, стариков и инвалидов. Здесь, уж не до собак - "потерявши голову, о волосах не плачут!". "Ему уже ничем, не поможешь", - торопливо одергивали растроганных детей, стараясь быстрее стереть из памяти - неудобный и неформатный своему настроению информационный груз. А пацаны-подростки и им подобные, из сословия внешне "успешных", ожидаемо изображали на лицах маску опытной бывалости - "Такова жизнь!". Или оправдывались - "Не мы такие, а жизнь вокруг нас!..". И ожесточали мимику, сбрасывая с себя неприятное наваждение, и твердя наверное, внутренним рэпом, что-то подобное духу времени из знакомой песенки - "...никого не жалко - никого: ни тебя, ни себя, ни его...!". И лишь, "задумывающиеся о душе" старики, приостанавливались и сокрушались жестокостью мира, и безответственностью властей. Припоминая, что в их время было все иначе.
И меня не "вырвало" обывательской действительностью - сидел в машине ржавым "венцом природы" из неблагородного металла - беспомощный и "добро"Вольно низвергнутый "бог".
А сколько таких падений совершается за нашу жизнь? Но, кто их считает - ведь, для сохранения психического комфорта, закономерно считать лишь собственные взлеты. А быть может, истерзанными под заборами, издыхают не нынешние собаки и кошки, а наши будущие души - из тех, кто ранее уже проходил мимо своих прирученных и подответственных глаз "тварей божьих", слезящихся кровью?! Ведь, природа обременена круговоротом веществ: добра и зла, и бьет "нашим же салом, да по сусалам?!".
P.S. Все-таки догрызла совесть – купил отрез пленки для транспортировки пса на машине «в последний путь» к ветеринару: усыпить уж, и отмучиться. Приехал на место, облазил окрестности, но не нашел бедную животинку. Отлегло от тела – одной «суетой» сегодня меньше, но на душе утрамбовался осадок из стыда. Знаю – навсегда… А прилип он к застарелому стыду, от виденной картины далекого детского прошлого, когда перед движущимся автомобилем нашей семьи, усердно и деловито переползала дорогу увеченная собачка – на одних передних лапах, волоча короткие задние культи, с зарубцованными временем ранами – такая одинокая, в своей личной беде, хотя и совсем рядом с безучастными «богами».
Столько лет прошло – ничего не меняется…
|
|