Кто владеет информацией,
владеет миром

Анти-Кураев. Материализм и субъективный идеализм (ч.2)

Опубликовано 14.04.2011 автором Никита Быстров в разделе комментариев 52

Анти-Кураев. Материализм и субъективный идеализм (ч.2)

Буржуазные гуманитарные лженауки

Понимая, что «лезть в дебри» естественных наук опасно, поскольку все данные таких наук свидетельствуют лишь в пользу материализма и именно естественные науки объяснили сущность явлений, ранее считавшихся «божественными», Кураев пытается атаковать материализм с другой стороны.  Он обращается к гуманитарным наукам. А в эту сферу буржуазия нанесла целую кучу идеалистического хлама, ничего общего с наукой не имеющего. Именно с ее (буржуазии) легкой руки появились такие «науки» как политология, конфликтология, теология, культурология и прочие описательные дисциплины, не ставящие своей целью добычу научного знания и открытие объективных законов, а занимающиеся описанием и сопоставлением лженаучных гипотез.

Итак, Кураев пишет:

«У гуманитарных наук есть свои методы. И этими методами могут исследоваться даже сны и фантазии, параноидальные порождения и стихи, музыка и мифы. Научность исследования определяется не его тематическим полем, а методом».

Давайте разберемся. Методы, равно как и мировоззрения, делятся на научные и ненаучные. Применение первых дает своим результатом достоверное научное знание, позволяет открыть объективные законы развития предмета исследования. Так, если господин Кураев говорит о снах и фантазиях, являющихся продуктом человеческого сознания, которое формируется как отображение объективной реальности, то добросовестный ученый, занявшийся изучением данной сферы, прежде всего, должен выяснить сущность явления. Проще говоря, ему следует ответить на вопрос, какие именно процессы в человеческом сознании вызывают появление фантазий и снов, что происходит в организме человека при появлении этих явлений, какие области мозга за них отвечают, какие биохимические процессы там происходят и пр. Он сопоставляет данные, проверяет их экспериментально и после этого дает ответ на вопрос, что есть фантазия, а что есть сон, то есть открывает объективные законы развития этих явлений. То же и с параноидальными порождениями.

Что же касается стихов, музыки и мифов, то тут добросовестный ученый, прежде всего, выясняет, что есть культура, как она формируется, отображением каких общественных процессов является, а также тем, что лежит в основе этих общественных процессов. То есть, прежде всего, такой ученый должен освоить обществоведение. Соответственно, подлинно научным является, к примеру, исследование творчества Пушкина как отображения определенных общественных процессов, происходивших в первой трети 19 века. В свою очередь восторженное описание пушкинского слога ничего общего с наукой не имеет.

Так что автор абсолютно прав в том, что научность исследования определяется методом. Если метод является научным, то его применение дает достоверное научное знание и можно говорить о научности исследования. Ненаучный метод не может дать такое знание. Только у господина Кураева откровенно идеалистическое понимание научности. Отстаивая «научность» теологии, он пишет:

«Все методы современной теологии не имеют отличий от тех методов, что используются в других гуманитарных науках. Собственно, гуманитарные науки - от археологии до психологии - не занимаются ничем иным, как устанавливают смысл текстов, учат людей понимать друг друга. Установление авторства текста, обстоятельств и причин его возникновения, способы его фиксации, транслирования, особенности восприятия разными кругами читателей, реконструкция его внутренней логики и смысла (в том числе через обнаружение «зон очевидностей», идеологем и стереотипов, некритично воспринимаемых самим автором из взрастившей его культуры и субкультуры)».

Стоит отметить, что Кураев говорит здесь просто о методах, а не о научных методах. А дальнейшая словесная эквилибристика просто замечательна! Науки «от археологии до психологии» занимаются добычей НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, и только тогда он имеют право называться науками. Говорить здесь об абстрактном «смысле» имеет смысл только в том случае, если задача состоит не в выяснении сущности явления, то есть не в получении научного знания, а в сокрытии объективной истины. Что же касается обучения людей понимать друга, то это никак нельзя назвать целью науки. Это всего лишь инструмент. Так, только при условии овладения определенной научной терминологией, понятийным аппаратом человек способен эффективно добывать научное знание в той или иной сфере. Само же по себе понимание другого человека никаким образом не способствует добыче научного знания. Понимание, к примеру, образа мысли человека, сочинившего антинаучную теорию, никаким образом получению научного знания не способствует.

Столь же запутанно все и дальше. Так, если установление авторства текста можно назвать делом вполне научным, поскольку результатом добросовестного исследования здесь будет достоверное научное знание, то с «обстоятельствами и причинами» его возникновения дело обстоит гораздо сложнее. Тут на одно научное исследование придется десяток псевдонаучных изысканий, касающихся того, какой рукой автор писал текст, и какая при этом была погода. Естественно, что данные изыскания к научности не имеют никакого отношения, поскольку, как было сказано выше, культурные явления отображают вполне конкретные общественные процессы.

Никакого отношения к научному подходу не имеет и исследование «особенностей восприятия разными кругами читателей». В буржуазной «гуманитарной науке» (к примеру, в буржуазном литературоведении) исследование данного вопроса заканчивается признанием того факта, что, к примеру, одни «круги» восприняли то или иное произведение положительно, а другие отрицательно. Ни о каком серьезном исследовании классовой структуры общества, морали тех или иных классов, выяснении того, объективным интересов какого класса служит то или иное произведение, речи не идет.

То же самое относится и к «реконструкции внутренней логики и смысла». Естественно, в любом тексте, даже в религиозном, есть своя внутренняя логика и определенный смысл. Только добросовестное научное исследование данных текстов опять-таки заключается не в «реконструкции», а в добыче достоверного научного знания, касательно того, в чем сущность религии и как религиозные догматы использовались для реализации объективных интересов эксплуататорских классов.

Здесь как раз четко видно различие между научным материалистическим направлением и ненаучным, идеалистическим. Первое предполагает выяснение независимой от сознания сущности явления. Второе занимается исключительно человеческим восприятием явления, полагая сущность явления зависимой от человеческого сознания. Человеческое сознание, причем рассматриваемое не как определенный «механизм», формирующийся и развивающийся по определенным объективным законам и отображающий объективную реальность, а как непонятно откуда взявшееся «самоощущение» человека, является предметом исследования «ученых» идеалистов.

Показательно здесь, как автор аргументирует «научность» диссертации по теологии на тему «Иоанн Златоуст о частной собственности и стяжательстве».

«Задача диссертанта - в огромном море текстов, связанных с именем Златоуста, отличить подлинные тексты от спорных и от несомненно псевдографических. В подлинных текстах собрать суждения Златоуста на тему частной и личной собственности. Показать социальную, этическую, аскетико-религиозную, эсхатологическую аргументацию, привлекаемую Златоустом для обличения стяжательства. Проследить, есть ли во времени эволюция взглядов автора на эти вопросы, есть ли колебания и нюансировка в его позиции, и если есть, то какими обстоятельствами они были вызваны. Показать и объяснить границы златоустовского критицизма. Поставить златоустовские суждения в контекст предшествующей и последующей традиции церковного учительства на эту тему (от Евангелия и «раннехристианского коммунизма» до «теологии освобождения» и современных социальных концепций Русской Православной и Римо-католической Церквей). Показать, как и почему в те или иные периоды своей истории церковные иерархи и проповедники забывали или, напротив, актуализировали эту грань златоустовского наследия». 

Из одного только названия данной «диссертации» видно, что к научности она имеет очень отдаленное отношение. Частная собственность есть понятие вполне конкретное, поэтому для выяснения сущности частной собственности абсолютно не важно, что о ней думал Златоуст. Слово «стяжательство», наоборот, термином не является, поскольку предельно абстрактно. Это, по сути, пропагандистский термин, идеологема, использовавшаяся в борьбе одних религиозных направлений с другими. О научности можно было бы говорить, если бы автор диссертации исследовал процесс обретения церковью частной собственности, выявил причины данного процесса, рассматривал бы данный процесс в тесной связи и зависимости от изменений в социально-экономическом базисе. Тогда можно было бы говорить о действительно научном труде по истории. Или автор мог бы сосредоточиться на установлении авторства тех ил иных религиозных трудов и выяснить, какие из них принадлежали перу Златоуста, а какие нет. Здесь можно бы было говорить о труде по филологии.  

А что нам предлагает Кураев? «Собрать суждения о частной собственности», «показать аргументацию», «проследить эволюцию взглядов», «объяснить границы златоустовского критицизма»... Соответственно, успешная защита данной «диссертации» предполагает, что автор «собрал...», «показал...», «проследил...» и  «объяснил...» соответствующие пункты. Только какое отношение это имеет к достоверному научному знанию, к выяснению объективной истины. Анализируется исключительно ВОСПРИЯТИЕ объективной реальности Златоустом, сама же объективная реальность остается за скобками. К примеру, если речь идет об «аргументации», то от автора достаточно проанализировать, каким образом она строилась, а не то, в пользу или против чего эта аргументация использовалась. Аргументация - сама по себе, сущность явлений - сама по себе и не рассматривается вовсе.

Подобные диссертации - абсолютно обычное явление во ВСЕЙ буржуазной гуманитарной науке, а не только в теологии. Субъективный идеализм в современной буржуазной гуманитарной науке, в отличие от естествознания (где он входит в очевидное противоречие с эмпирическими данными), является господствующим философским направлением, что вылилось в появление огромного числа откровенных лженаук и развитие антинаучных, идеалистических направлений в науках.

Абсолютно понятно, почему поп Кураев столь яростно защищает идеалистическое философское направление и пытается показать «научность» откровенно ненаучных исследовательских методов. У человека, обучающегося подобной антинаучной чепухе в вузах, защищающего подобные дипломы и диссертации, как правило, отсутствует иммунитет к религиозному дурману. А следовательно, у РПЦ есть все перспективы получить в свои ряды очередную «дойную корову». Однако и сам Кураев, в свою очередь, есть всего лишь инструмент в руках класса буржуазии, которая использует религию и попов для реализации своих объективных интересов. И тут пропаганда субъективного идеализма весьма кстати. С его помощью можно отрицать классовую борьбу, пропагандировать «национальное единство» и патриотизм, объявлять несуществующими объективные законы развития общества и пр. 

Представляют определенный интерес и рассуждения Кураева о такой лженауке как «культурология». Лженаукой данное направление буржуазной мысли можно назвать уже потому, что в ее рамках предполагается изучение культуры как некого обособленного от общественного развития явления, то есть отдельно от обществоведения. Буржуазная культурология ставит своей целью описание «социокультурного опыта», а не выявление системы объективных законов развития культурной сферы жизни общества. Как аргумент в пользу научности культурологии Кураев использует тот факт, что данное направление зародилось еще в советской научной школе. Поясним, что в рамках советской научной школы данное направление появилось и легализовалось на рубеже 1960-70-х гг. А этот период научно-теоретической деградации советской марксистско-ленинской (диалектико-материалистической) научной школы, которая, в свою очередь привела к оживлению буржуазных, идеалистических концепций вроде «культурологической». Да, именно в позднесоветские времена такие «научные школы» легализовались как якобы научные. Очень точно здесь выразился автор:

«Культуролог же добивается не согласия и принятия, но информированности и понимания».

Именно! Культурология занимается не выяснением объективной истины касательно тех или иных культурных направлений и донесением этой объективной истины до широких масс, а общими рассуждениями насчет того, что у каждой культуры есть своя «внутренняя логика», которую надо всего лишь «понять». И где тут научность? Понять логику и выявить объективную истину, то есть получить достоверное научное знание, - это две большие разницы. Вполне можно понять внутреннюю логику любой религии, но для выявления СУЩНОСТИ религии этого отнюдь недостаточно.

Далее о культурологии автор пишет еще более откровенно:

«Культурологическое преподавание - это реконструкция мира, о котором свидетельствует тот или иной текст. Причем текст имеется в виду не только литературный, но и живописный и музыкальный и событийный... На этих уроках речь шла бы не только о сюжетах икон. Понять культуру какой-то эпохи - значит понять логику людей, живущих в ней. Почему этот человек (или персонаж) поступил так? Какой он должен был видеть ситуацию, чтобы реагировать именно таким образом? В каком из миров такой поступок понятен и логичен?»

Опять двадцать пять! Причем тут наука-то? Наука не занимается воспроизводством образов и ощущений. Эту задачу выполняют художественные произведения, но они на научность и не претендуют. Их задача позволить человеку испытать ощущения, характерные для людей той или иной эпохи. «Почему этот персонаж поступил так?» - это задача, которую решают писатели, а не ученые. Современные буржуазные культурологи как раз и пытаются представить развитие культуры человечества как большое художественное произведение, при изучении которого главное - это ощущения героев, а не конкретные материальные условия их существования, заставившие их действовать именно так, а не иначе.

Доказательство и объяснение, логика и «моя логика», бог как продукт сознания

Следует остановиться и на размышлениях Кураева о доказательстве и объяснении, которые, почему-то рассматриваются им как разные понятия:

«Это разные интеллектуальные процедуры: доказать и объяснить. Доказать - значит понудить собеседника к согласию со мной. Объяснить - значит сделать для него понятной мою логику, мое видение проблемы. В религии есть много недоказуемого, но нет ничего бессмысленного. Для сознательного носителя религиозной традиции каждый жест, символ, каждая деталь его вероучения осмысленны».

Здесь тоже четко прослеживается разница между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. Для материалиста главное - объективная истина. Соответственно доказательство или объяснение только тогда положительны, только тогда имеют смысл, когда приводят к выявлению этой объективной истины. Для идеалиста, наоборот, важен сам мыслительный процесс («моя логика»), безотносительно к тому, куда этот мыслительный процесс направлен, в верную или в неверную сторону.

Приведем в пример того же добросовестного ученого. Если такой ученый что-то доказал, то есть на основе научных данных открыл и сформулировал объективный закон в какой-то сфере досель неисследованной материи, то эти данные являются объективной истиной, если подтверждаются практикой. Соглашается с ней кто-то или нет - для объективной истины никакого значения не имеет. На то она и объективна, что существует независимо от сознания. Ученый ее уже открыл, доказал. Дело собеседника - либо согласиться, либо опровергнуть ее. Согласие тут не «со мной» (то есть не с ученым), а с его открытием. Безусловно, ученый может объяснить, как именно он доказал свою теорию. Но доказательство и объяснение в данном случае - синонимы. И никакой «моей логики» и «моего видения проблемы» тут нет. Чье это видение - не имеет значения. Если логика верна, то и сущность явления вскрывается верно, что может быть проверено практикой. Если логика неверна, исходит из ложных посылок, имеет в своей основе ложные, идеалистические теории, то и объективные законы она открыть не в силах. В таком случае «моя логика» признается неверной, равно как и «мое видение проблемы». Для науки он никакой ценности не представляют.

К примеру, если поп Кураев говорит о том, что существует бог и при помощи «своей логики» пытается это доказать, то важна не эта «своя логика», а верность доказательства. А поскольку иных доказательств «бытия божия», кроме схоластических, не существует, постольку автор пытается оставить себе лазейку. Дескать, важно не само доказательство и его результат, а сам факт наличия «моей логики». Именно поэтому он пишет про некий смысл, который, однако, существует не для всех  (то есть, не объективен), а зависит от сознания «носителя религиозной традиции». Фактически, это косвенное признание того, что бог существует исключительно в голове каждого верующего, который сам себе его придумал и сам наделил неким «смыслом» определенные сакральные действия вроде молитв и обрядов.

Ляпни он что-либо подобное лет 150 назад - был бы моментально отлучен от церкви за ересь. Нынешняя же РПЦ по вполне понятным причинам закрывает на это глаза. Ну и что, что Кураев пишет, что бог есть продукт сознания, он же при этом говорит, что сознание стоит на первом месте. Класс буржуазии, который является подлинным хозяином церкви, такая постановка вопроса вполне устраивает. Поперек горла ей только диалектический материализм.

Действительно, бог существует в сознании миллионов людей. Идеалисты говорят, что это и есть доказательство его существования. Материалисты же утверждают, что этот бог в сознании миллионов есть явление привнесенное туда религиозной пропагандой. Причем не важно из уст Кураева или православных на всю голову деревенских бабушек.

Соответственно, говоря о религии, ученый-материалист, прежде всего, вскрывает сущность религии как общественного института. Выясняет, откуда  взялось в сознании человека то, что в объективной реальности не существует. Логику религиозного человека он рассматривает не как самоценность, а как логику, внушаемую человеку определенными религиозными институтами. Внушаемую исподволь. Сначала, в школе, путем знакомства с библейскими байками (без пояснения, что это всего лишь мифы, при помощи которых древний человек пытался описывать огромный массив непознанной им материи), потом, в вузе, путем изучения разного рода насквозь идеалистических буржуазных «наук». Сформированное таким образом сознание, лишенное диалектико-материалистического стержня, уже способно, как говорят попы, «привести человека к богу». Хотя, по сути, не человек «пришел», а его привели.

Только такая постановка вопроса о религии может быть названа подлинно НАУЧНОЙ, вскрывающей сущность религии. То, что предлагает Кураев, есть, по сути, замаскированная под «науку» пропаганда идеалистического мировоззрения, от которого до религии рукой подать.

Продолжение следует


Материалы по теме:

Анти-Кураев. Материализм и субъективный идеализм

Революция и православие: только врозь (ч.4)



Рейтинг:   1.86,  Голосов: 97
Поделиться
Всего комментариев к статье: 52
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Re: николаю кудакину
ooleg написал 18.04.2011 22:50
На самом деле изложенный вами принцип фальсификации поппера - очень даже спорное утверждение в науке есть принципы неопровержимые "по определению".
Re: Re: Re: Всем "философам"
ooleg написал 18.04.2011 21:47
Ваши споры - далекие зады современной науки и, вероятно, философии. Вы в сущности повторяете старые учебники (типа дуализма волна-частица, Бора и т.п)и классические учебники диамата. Хотя философия и считает себя метанаукой, но исторические факты говорят об обратном. Только новые прорывы в "настоящих" науках (сейчас от них остались только математика и физика, остальные в сущности сводятся к ним. Можно даже сказать больше,- осталась одна математика, потому что современные физика и математика практически слились, о чем многие "любители" даже не догадываются). Трагедия современных философов похожа на трагедию Гегеля и Канта, которые исходили из совершенно неверных представлений об устройстве мира и человека. Поэтому-то так трудно "выделить" из ихнего, в общем-то, "вздора" и демагогии те "зерна", которые и позволили им стать великими. Так вот, пока современные философы не овладеют современной математикой и физикой (что для них, естественно, безнадежно). Они так и будут "вариться" в "супе" старых убогих представлений, которые ни к чему не ведут, потому, что "не соответствуют действительности" :). Я думаю, в будущем новые философы появятся из физиков и математиков. И только потом на их новые воззрения опять накинутся толпы шакалов "чистых философов", чтобы бесплодно (и безбедно) кормиться на этой ниве еще 100 лет.
Re: Re: николай кудакин- Быстров
николай кудакин написал 16.04.2011 12:23
Противоречивым и необоснованным, однако, выглядит утверждение о том, что социологию как-то можно еще считать наукой, а вот строго определенную и своеобразную часть предмета общественных отношений исследуемого этой наукой о человеческом обществе, связанную с конкретно политическими отношениями в классовом обществе, следует исключить из научного исследования этого предмета научного знания, как ненаучный или лженаучный предмет исследования. Это достаточно странная позиция для материалиста, притом, что данный предмет общественных отношений, связанных с политической властью именно только в классовом обществе, существует в объективной реальности, а не просто есть продукт субъективного искривленного или нет сознания или
идеалистического мировоззрения, суть буржуазной или нет лженаучности.
Кроме того, разговоры о ненаучном предмете исследования, в отличие конечно от ненаучного метода, не приводят к материалистическому пониманию истины. Материалисты тем и отличаются от идеалистов, что принципиально допускают познание объективной истины любого объекта реальной действительности, т.е. познания и объяснения истинной сущности явления или события и объективных законов и закономерностей присущих этому объекту вне сознания человека. Поэтому материалисту утверждать о ненаучном предмете исследования возможно исключительно, если этого объекта исследования нет в реальной действительности, в противном случае материалист становится на позиции идеалиста.
Что касается методов исследования, то по мере открытия новых знаний, появляются, в том числе и новые методы исследования, способствующие познанию объективной в истины в определенной более узкой по предмету сфере общественных отношений, которые субъект исследования в силу уже открытых новых знаний теперь в силе установить и исследовать.
Причем общенаучный метод исследования – материалистическая диалектика, открытый Марксом, после того, как Маркс поставил «с головы на ноги» идеалистическую диалектику Гегеля, являясь определяющим, в то же время не может быть единственным научным методом исследования, т.к. что бы даже его применить необходимо, как минимум исследовать предмет исследования другими научными методами, относящимися и раскрываемыми исследуемый предмет познания.
При этом для того, что бы еще раз указать здесь о том, что основное отличие научного знания, т.е. материалистического мировоззрения и принципиальной допустимости познания объективной реальности от ненаучного, т.е. религиозного мировоззрения и идеалистического представления о принципиальной не доступности познания истины, является именно принципиальная допустимость опровергнуть научное знание новыми знаниями по мере развития методов и уточнения предмета исследования в отличие от ненаучного (религиозного), которое в принципе отрицает познание истины и потому не допускает опровержения своего ненаучного (религиозного) мировоззрения
При этом если определиться в отношениях между такими понятиями, как научное и ненаучное, научное и лженаучное, ненаучное и лженаучное, то следует указать, что научное знание допускает опровержения научного знания новыми научными знаниями о предмете исследования, ненаучное (религиозное) сознание есть просто отказ от познания объективной истины, и соответственно недопустимости объекта своего сознания а лженаучное направление имеет собой порочность или ошибку (объективную или субъективную) в предмете или (и) методе исследования, что, по сути, и являет собой теология, астрология и пр. лженаучные учения. и соответствующие им "диссертации" и соответственно лженаучные, исходя из порочности предмета и (или) методов лженаучного исследования, словоблудия попика Кураева.
Re: Re: О диалектическом единстве "материального" и "идеального"
Быстров написал 16.04.2011 00:39
Раскрыть комментарий
Re: Re: Re: фантомас
Быстров написал 16.04.2011 00:35
Раскрыть комментарий
Re: Re: Re: Re: О диалектическом единстве "материального" и "идеального"
Циник-романтик написал 15.04.2011 20:25
Да нет, Вы знаете, скорее наоборот.
По всем "советским" ВУЗовским "философским" дисциплинам всегда имел "отлично". Преподаватели, знаете ли, тоже люди разные. Мне, считаю, повезло. Причем в обоих ВУЗах, у меня их целых два за плечами.
Re: Re: Re: О диалектическом единстве "материального" и "идеального"
фантомас написал 15.04.2011 20:17
>>А.А. Богданов (Малиновский) - мой дальний родственник по материнской линии....Однажды взял, и прочел... В юности.
.
Наверное трудно было потом на семинарах по философии? Ярлыки не клеили?
Re: Re: О диалектическом единстве "материального" и "идеального"
Циник-романтик написал 15.04.2011 19:48
Спасибо, фантомас!
А.А. Богданов (Малиновский) - мой дальний родственник по материнской линии.
Две его рукописные работы хранятся в моей домашней библиотеке. Как раз о РАВНОВЕСИИ.
Однажды взял, и прочел... В юности.
Re: О диалектическом единстве "материального" и "идеального"
фантомас написал 15.04.2011 19:35
>>весьма уместно поговорить о РАВНОВЕСНОМ состоянии этих антагонизмов по образу и подобию Добра и Зла, Света и Тьмы и даже Труда и Капитала (отчего бы нет?), точнее, - о виде этого равновесия и в какой точке оно достигается.
.
Был такой Богданов А.А., раскритикованный Лениным, так у него как раз есть весьма любопытный трехтомник "Тектология", который, на мой взгляд, не утратил значения и сегодня. Очень-очень похоже на точку зрения Циника-романтика (который так похож на Свистуна с Приплясом). Очень рекомендую почитать Богданова, если еще не имели счастья познакомиться.
Re: Re: фантомас
фантомас написал 15.04.2011 19:24
>>Очень неохота объяснять Вам здесь сущность основных философских категорий. Возьмите учебник по диамату, почитайте.
.
Видите ли, прочитать можно, и можно оперировать этими категориями так, как они определены в учебниках, но ведь совсем не факт, что эти определения несут какой-нибудь смысл. Вот случай определения противоположностей как сторон противоречия как раз именно такой. Для логики "противоположность" определена ясно, а вот как философское значение -чрезвычайно неясно и противоречиво. И утверждение, что идеальное - противоположность материального именно такое бессмысленное утверждение. Ну, да это уже говорил К.Поппер. Возражений по существу претензий Поппера со стороны диалектических материалистов нет.
.
>>Материализм и идеализм - суть противоположные философские концепции, исходящие из первичности противоположных категорий - бытия и сознания. И ни в каком диалектическом единстве они не находятся.
.
Вы почитайте про диалектические противоположность и единство, а то противоречите сами себе.
.
>>"Например, волна - противоположность частице или нет?"
---
Нет, не противоположность, поскольку это физический, а не философский термин.
.
Странно, а вот в учебниках по философии не стесняются приводить корпускулярно-волновой дуализм как иллюстрацию единства и борьбы противоположностей.
.
>>К тому же, волна без вещества, то есть без материи не существует.
.
То есть волнообразное развитие философских представлений невозможно? А как же тогда развитие по спирали про которое говорил Маркс? (Надеюсь спорить не будете, что спираль - волна. Про циркулярную поляризации волны слышали?)
.
>>Борьба этих концепций является отражением борьбы классов.
.
Опять пустые слова. Каких классов? Где эта борьба? Как эти концепции проявляются в этой борьбе?
Никта - в жопу палочка забита!
Циник-романтик написал 15.04.2011 19:18
Быстров, сукa!
Возводя материальное в противоположность идеальному, даже в "диалектическом единстве", ты явно преследуешь цель "победить" ИДЕОЛОГИЕЙ материализма ИДЕОЛОГИЮ идеализма. Иначе, ты бы здесь не бздел о "семи частях" своей проповеди псевдофилософской, сволочь, так же как не бздел бы твой идеологический "противник" Кураев.
Ты НИЧЕМ от него по сути своей говеной НЕ ОТЛИЧАЕШЬСЯ!
Тебя очень хорошо поставил на место Ледобур, но ты так и не понял этого, паскуда коммунячья.
Ледобур, судя по всему, человек - излишне толерантный, особливо к коммунячьим пидopaм. Но это не есть его вина, это есть его БЕДА.
А у меня беды нет, я тебя, гнида, раскусил на полувзлете твоей ущербной мыследеятельности.
ПОШЕЛ НАXYЙ, КОММУНЯЧЬЯ ПОТАСКУШКА!
Re: фантомас
Быстров написал 15.04.2011 16:32
Раскрыть комментарий
Re: Re: николай кудакин (Быстрову)
ooleg написал 15.04.2011 16:16
Раскрыть комментарий
Re: Ледоруб Иосифович Тротский
Быстров написал 15.04.2011 16:03
Раскрыть комментарий
Re: николай кудакин
Быстров написал 15.04.2011 14:13
Раскрыть комментарий
Re: Быстров
Ледоруб Иосифович Тротский написал 15.04.2011 14:03
"А для идеологии истина не важна, важна лишь победа над конкурирующей идеологией."
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА!
БРАВО, уважаемый товарищ Фантомас!
Итак, цель, можно сказать, выяснена почти окончательно и бесповоротно. И так ли уж важны СРЕДСТВА достижения этой цели (победы). Эти средства мы имеем "счастье" наблюдать и в "победе", и последующем крахе инационал-социалистической ИДЕОЛОГИИ, и в "победе" и последующем крахе "маркситско-ленинской" ИДЕОЛОГИИ. Кстати "марксистскую" и "ленинскую" также можно уже считать антагонистическими и нуждающимися, а может и нет, в "диалектическом единстве" со стороны соответствующих "проповедников".
Быстров
фантомас написал 15.04.2011 13:08
>>При этом идеальное суть противоположность материального.
.
Что такое противоположность? Отрицание? Например, волна - противоположность частице или нет? И вообще, в чем познавательная ценность утверждения, что идеальное - противоположность материального? Не кажется ли вам, что все эти разделения "идеализм"-"материализм" с последующим их объединением в "диалектическое единство" не более, чем игры разума в слова - один из вариантов вопроса о первичности яйца или курицы? И представляют интерес только для идеологов. А для идеологии истина не важна, важна лишь победа над конкурирующей идеологией.
О диалектическом единстве "материального" и "идеального"
Ледоруб Иосифович Тротский написал 15.04.2011 12:38
Во-первых словах, спасибо за продолжение, уважаемый Никита Быстров. Прдолжение вчепятлило больше, нежели вступление.
Во-вторых, весьма импонирует тезис о ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ единстве (и борьбе) материалистического и идеалистического мировоззрений (способов познания). Но тогда выплывает вполне закономерный вопрос о НЕВОЗМОЖНОСТИ одного без другого. И, следуя логике Циника от романтики, коею я полностью разделяю, весьма уместно поговорить о РАВНОВЕСНОМ состоянии этих антагонизмов по образу и подобию Добра и Зла, Света и Тьмы и даже Труда и Капитала (отчего бы нет?), точнее, - о виде этого равновесия и в какой точке оно достигается. Найдя эти два неизвестных параметра и приведя антагонизмы в состояние равновесия, желательно УСТОЙЧИВОГО, извечный спор "материалистов" и "идеалистов" и все вытекающие СЛЕДСТВИЯ этого спора можно было бы успешно для всех РАЗРЕШИТЬ.
С уважением.
(без названия)
D.D. написал 15.04.2011 08:58
Автор, судя по комментовской "прессе" тянуть с "продолжениями" не стОит. Попробуйте лучше - с позиций диамата - рассмотреть соотношение концептуальной значимости для человечества: а) религии как веры в некую трансцендентную сущность и в) идеологии как Учении о Боге - Категории, представляющей из себя Критерий критериев. Ибо для действительного атеиста Бог - Категория(все именно с б.б.), т.е.перманентно обновляемое понимание сути желанно-недостижимого Идеала Человека. (Имхо, это и будет лучшим вашим "подарком" Кураеву со товарищи.)
ooleg
фантомас написал 15.04.2011 08:28
Пару фамилий не могли бы назвать, чтобы оценить уровень входящих в узкий круг "профессионалов"? Или только надувание щек?
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss