Что такое религия? Есть ли в ней какое-либо рациональное зерно? Сторонники того или иного религиозного мировозрения считают, что религия - это вечная форма связи человека со сверхестественными, потусторонними силами. Большинство поверхностных противников религии убеждено, что религия - всего лишь собрание мифов, сказок, легенд и ритуалов, которыми невежественные люди морочат себе голову к выгоде служителей того или иного культа и власть имущих (1).
Чтобы ухватить действительную суть этой исторической формы осознания человеком мира посмотрим, для начала, как объясняли феномен религии выдающиеся умы прошлого.
Европейский атеизм зародился еще в античной Греции. Основные идеи атеистического мировозрения отчетливо прослеживаются у философов-досократиков: Ксенофа́на и Демокрита. Эпикур, хотя и допускал существание богов, но утверждал, что даже если они есть, то никак не могут вмещиватся в ход земных дел, что душа смертна и что задача человека - идя по пути познания избавится от источника страха - религии. Тем не менее, атеизм как распространенная система убеждений смог открыто выступить лишь к концу эпохи Просвещения. Философы-просветители - Гольбах, Дидро, Вольтер и др., много сделали для освобождения умов из под власти религиозного мировозрения, однако их взгляды на сущность религии были неглубоки и поверхностны и сводились к тезису, что религия - это, с одной стороны - плод невежестваи суеверия, а с другой стороны - сознательная мистификация ради политических интересов и материальных выгод.
Шагом вперед по сравнению с таким примитивным пониманием религии явился атеизм Людвига Фейербаха. Фейербах указывал, что наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму, т.е. к наделению человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Религия, по Фейербаху, как раз и есть один из видов антропоморфизма. Человек проецирует вовне себя лучшие стороны своей природы, наделяет ими продукты своей собственной фантазии - богов, ангелов, иных "потусторонних" сущностей. Почему это происходит? Потому что в окружающей человека реальности налицо резкий конфликт между тем что есть, и тем, что должно быть. Религия - это попытка человека разрешить вопиющее противоречие между желаемым и действительным, противоречие, с которым невозможно примирится мыслящему и чувствующему существу. Таким образом, не бог сотворил человека "по образу и подобию своему", а наоборот, человек сотворил богов. Религиозное творчество человека - это удовлетворение человеческого стремления к счастью. Но созданные человеческим воображением сущности, отчуждаясь от своего создателя, противостоят ему как "потусторонние" и "всемогущие", перед которыми он рабски склоняет голову и от имени которых говорит и навязывает ему внешнюю волю жреческая каста, церковь и т.п социальная институция. Исходный пункт религии - разрешение конфликта между сущим и должным, желаемым и действительным - основан на иллюзии.
Из этого рассуждения Фейербаха логически вытекает вывод об относительной исторической ценности религии. Как господствующая форма мировозрения в древний период человеческой истории, религия несла в себе относительно положительный момент, сохраняя и воплощая в себе лучшие идеи и чувства человечества.
Рассуждая о будущем религии, Фейербах уповал на то, что прогресс науки, искусства и социальной жизни человечества приведет к устранению трагического разрыва между желаниями и идеалами с одной стороны, и реальной действительностью с другой стороны и это сделает религию абсолютно ненужной для человека.
Карл Маркс, оталкиваясь от фейербаховской критики религии, преодолел ее метафизическую ограниченность. Антропология Фейербаха аппелировала к абстрактному, внеисторическому "человеку вообще", к человеку как родовому существу. Между тем, как писал Маркс, "+ человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это государство, это обществопорождает религию - превратное мировоззрение, ибо сами они - превратный мир. + Она (религия - Д.К.) претворяет в фантастическую действительностьчеловеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия" (2). Маркс указывает на бесполезность прямой атаки религиозного мировозрения в духе французских просветителей XVIIIвека: "Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии - в критику права, критика теологии - в критику политики" (3). Логика Маркса в том, что совершенно бессмысленно воевать с пустыми небесами доказывая, что бога нет, необходимо вести войну за преображение реальной, страдающей земли, чтобы на ней не было таких условий, которые заставляют человека выдумывать себе богов из ничего. И в этом пункте - кореное отличие марксизма от любых форм радикального буржуазного атеизма.
В 3-ем тезизе о Фейербахе Маркс критикует просвещенческие иллюзии философа: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна). Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика"(4). Иными словами, сам по себе прогресс наук и искусств, равно как и прогрессивная замена полуфеодального абсолютизма (во времена которого Фейербах писал свои сочинения) либеральной демократей никак не способны выкорчевать корни религии.Эта задача решается только в процессе революционного переустройства общества на коммунистических началах, только с уходом с авансцены истории наследия эксплуататорского общества - буржуазной политики, права, морали.
В тоже время, в своем знаменитом и весьма поэтичном определении религии Маркс фактически солидаризируется с мыслью Фейербаха о наличии в религии исторически относительно положительного момента - сохранения идеалов и лучших побуждений человечества: "Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (5).
Подход Маркса к религии как социальному институту столь же многогранен и диалектически глубок, как и его подход к религии как идеологии (т.е. ложному сознанию, превратной форме общественного сознания). Различные религиозные организации, движения и т.п. являются надстроечными структурами и, в качестве таковых, суть моменты, стороны единого целого - общественного организма. В зависимости от конкретных исторических и социальных условий эти организации, движения и т.п. могут играть относительно прогрессивную или реакционную роль. Огульное, всегда, везде и по любому поводу отрицание всех и всяческих религиозных движений чуждо духу подлинного марксизма.
Если та или иная религиозная организация, движение и т.п. в своей деятельности и пропаганде прививает массам пассивность и покорность власть имущим, или же разносит какие-либо реакционные, шовинистические идеи, то этому, естественно, необходимо противодействовать. Если же религиозная организация на своем религиозном языке доносит до верующих идеи социальной справедливости, в той или иной форме критикует существующий порядок вещей и при этом не предъявляет тоталитарных претензий на руководящую роль в обществе - такая организация если и не союзник, то по крайней мере попутчик пролетариата.
Религиозное творчество человека - это одна из многих форм освоения им окружающей действительности. А продукты этого творчества - конкретные мифологические и религиозные системы, учения и идеи - вредны лишь в той мере, в какой они отвлекают угнетенное и эксплуатируемое большинство от борьбы за уничтожение угнетения и эксплуатации.
В этой связи представляется небезинтересным исследовать, с точки зрения диалектико-материалистического понимания природы, человека и общества, конкретный феномен религиозной жизни, которому часто не придает большого значения буржуазная академическая наука (6) и который, как правило, вообще ускользает из поля зрения "просвещенчески прогрессивных" атеистов, но который является той стороной религии, что дает ей привлекательность в среде не только безнадежно задавленных эксплуатацией людей, но и активных, ищущих умов. Речь идет о том, что религия сама по себе не является однородно-монолитным явлением. Известно, что почти всякая религия сама в себе содержит две стороны, внешнюю, обрядовую, "экзотерическую" и внутреннюю, смыслопорождающую, "эзотерическую" (7). К эзотерическим сторонам известных мировых религий относятся: герметизм в античном язычестве, алхимизм и масонство в католичестве, исихазм в православии, каббала в иудаизме, суфизм в исламе, дзен в буддизме, йога в индуизме, нэйдань в даосизме. Было бы ошибкой считать, что эзотерические учения и психологические практики были доступны исключительно представителям господствующих классов. На самом деле эзотеризм нельзя однозначно поставить в связь с теми или иными социальными слоями (8). Например, раннее христианство, по сути дела, было религией с преобладанием эзотеризма над обрядовостью и основную массу его адептов составляли рабы, мелкие ремесленники и крестьяне. Суфизм на протяжении всей своей истории был открыт для всех членов мусульманской общины. В тоже время масонство и алхимизм по преимуществу пополнялись за счет представителей дворянства и зажиточных горожан.
Попытаемся теперь из всего многоообразия идей исторических эзотерических движений вычленить ту общую смысловую конструкцию, что их объединяет, и осмыслим эту конструкцию с точки зрения материалистической диалектики.
Общая цель всех этих учений и практик - обретение целостности человеческой личности, которая, в свете изначальной метафизической установки, мыслится здесь как "изначальная", но "утраченная" (9). Целостность личности связана с достижением "повышеного состояния сознания" (не путать с т.н. "изменёнными состояниями сознания", возникающими в ходе различных культовых практик, от которых повышеное состояние сознания отличается устойчивостью и глубиной трансформации личности).Средствами к достижению этой цели служат различного рода психофизиологические и медитативные практики.
Различные эзотерические учения объединяет общее фундаментальное положение об относительности и познавательной ограниченности как непосредственного чувственного восприятия, так и рассудочного мышления, основанного на "здравом смысле", простой формальной логике. Чувственное восприятие и рассудочная логика - это те базовые качества, с которыми эзотерическое мышление связывает эго-концепцию, управляющую мыслями и поступками обычного человека, не достигшего расширенного мировосприятия посредством достижения повышенного состояния сознания.
Бесспорно, что все эзотерические учения исходят из иллюзорных идеалистических представлений о мироздании, базируют свою практику на этих представлениях. Однако научный вопрос, который требует ответа, для диалектического материалиста и атеиста формулируется так - дает ли реальная действительность объективные основания для этих идей? И если да, то в чем они состоят?
Возможное теоретическое объяснение феномена эзотеризма с позиции диалектики заключается в следующем. В процессе предметно-практической деятельности человек издревле подмечал факт относительной обманчивости непосредственного чувственного восприятия предметов окружающего мира, нарушения обычного изоморфизма (сходности) восприятия объекта и самого объекта. Точно так же подмечалась человеком и относительная ограниченность рассудочного мышления. Рассудочное мышление, ансамбли чувственных представлений, устоявшиеся поведенческие паттерны - все это основано на накопленном, "присвоенном", индивидуально-групповом практическом опыте и представляет собой относительно статичную, консервативную систему, в то время как сама по себе предметно-практическая деятельность людей, объективируясь, является активной и динамичной силой, властно требующей непрестанного "переформатирования" устоявшихся мыслительных схем и поведенческих реакций. То есть определенная стереотипизация мышления, складывающаяся в процессе практической деятельности индивида и интроекция (включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр) группового опыта из средства способствующего эфективному освоению человеком окружающего мира диалектически превращается в препятствие. Вот здесь, видимо, и находится (как в гносеологическом, так и в онтологическом аспекте) объективная почва для возникновения эзотеризма.
Тут можно усмотреть некоторую паралель с диалектическим мышлением, которое также утверждает недостаточность стуктур формальной логики, "здравого смысла", для полного и всестороннего познания окружающего мира.
Другое основание эзотеризма, как представляется, лежит в области психологии. Экзотерическая, внешняя сторона религии обещает полную актуализацию личности, разрешение конфликта между сущностью и существованием, лишь после смерти (да и то, как в монотеистических религиях, это зависит скорее не от самого человека, а от "милости божьей"), в то время как эзотеризм настаивает на том, что актуализация истинного человеческого "Я", целостность человеческой личности возможна здесь и сейчас. Эта активная природа эзотеризма сообщает ему привлекательность в глазах людей и, в определенном смысле, является положительным моментом.
Поставив вопрос в аксиологическом (ценностном) плане, можно сделать достаточно смелый вывод о том, что, будучи отделен от своей идеалистической, религиозной оболочки, эзотеризм, по сути не является "опиумом народа". Более того, существует определенная необходимость создания подобной системы этического и психофизического совершенствования на материалистическом базисе, своего рода материалистической йоги, материалистического дзена.
Примечания:
- Заметим, что в современной России в лагерь таких противников религии переходит все больше людей. Это - закономерная общественная реакция на внедрение религиозности "сверху" и широкомасштабную религиозную пропаганду. В отличие от исламских стран, Россия, худо-бедно, решила одну из задач буржуазной революции - вытеснение религии в сферу сугубо частной жизни индивида (в числе многих чисто буржуазных задач эту задачу пришлось решать противникам буржуазии - большевикам). Поэтому попытки реанимировать в любой форме государственно-церковный симбиоз могут вызвать болезненную реакцию значительной части общества.
- Карл Маркс. "К критике гегелевской философии права. Введение." Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 414
- Бесполезность прямой атаки религиозного мировозрения отнюдь не отменяет необходимости борьбы с конкретными реакционными поползновениями клерикалов ибо таковые суть составная часть буржуазной политики и морали.
- Карл Маркс. "Тезисы о Фейербахе". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1-4.
- Карл Маркс. "К критике гегелевской философии права. Введение." Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 415. Примечательно, что советский агитпроп совершенно извращал смысл цитаты, добавляя слово "для": "Религия - опиум для народа". Таким образом, вместо аутентичного марксистского понимания религии протаскивалась идея радикального буржуазного атеизма эпохи Просвещения - религия есть только продукт сознательного обмана со стороны правящих кругов.
- Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что с целью изучения феномена религиозного эзотеризма в Европе и США созданы соответствующие научные учреждения, например, "European Society for the Study of Western Esotericism", "Association for the Study of Esotericism", USA. В России также существует научно-исследовательский "Центр по изучению эзотеризма и мистицизма" при РХГА.
- Разумееется, речь не идет о том, что понимает массовое сознание под термином "эзотерика", т.е. мутный поток коммерческой литературы и деструктивные практики нью-эйджевских сект.
- За исключением, пожалуй, Древнего Египта и, отчасти, Индии, в силу господствовавшей в этих обществах жестко-кастовой социальной структуры.
- В объективном плане этому соответствуют представления о "золотом веке" и состоянии человечества до "грехопадения".
|
|