Кто владеет информацией,
владеет миром

Обеление белого адмирала

Опубликовано 14.10.2008 автором Сурский Николай в разделе комментариев 146

Обеление белого адмирала

"Пипл схавает" - расхожее выражение о всеядности российского теле- и кинозрителя недавно вновь материализовалось. Волею судеб на днях я оказался на просмотре разрекламированного байопика "Адмиралъ", повествующего о невесёлой судьбе "борца во имя России" царского адмирала А. Колчака.

Ничего хорошего от содержания и исторического контекста сего "шедевра" ожидать не приходилось. Впрочем, если не касаться особенностей постановки, развития сюжетной линии и прочей художественной специфики, а рассматривать данную картину исключительно с точки зрения исторических событий, внимательный зритель может почерпнуть для себя немало интересного.

Действие фильма разворачивается с 1916 по 1920 годы - время, когда маховик истории крутился с бешеной скоростью и которое современные историки с удовольствием бы вычеркнули, если бы не имели удовольствия всячески его чернить. А потому в ход пошли типичные приёмы современного преподнесения событий: жестокости революционных солдат и матросов, своим видом и поведением больше напоминающих квинтэссенцию россиянской гопоты; казни офицеров самыми разнообразными способами; зловещие фигуры членов Иркутского ВРК и параллельно "страдающие за Отечество", "ни в чём не повинные" белые офицеры - т. е. всё, что должно выбить слезу у нашего российского массового зрителя, насмерть запуганного сказками про злых большевиков и кровавую революцию, тем более, если этот зритель по духу или по призванию творческий интеллигентик, щедрый на разные сопливые сентиментальности.

В том же, что "Адмиралъ" является типичным выкидышем массовой культуры, работающей на историческом поле своими шаблонными приёмами - сведением грандиозных событий к пошлой мелодраме, сомневаться и не приходится. Приправленное историей взаимоотношений Колчака и жены его сослуживца Тимирёвой (при некоторых затушёванных частностях и далеко не такой романтичной, как её преподнесли авторы фильма), это "блюдо" должно "крышу сносить" рядовому зрителю. Центральная фигура картины - адмирал Колчак сценаристами был безбожно героизирован, выставлен этаким "невольником чести", превращён в некоего сурового благородного рыцаря, служащего, однако же, довольно абстрактной "России".

При этом такие частности как: карательные экспедиции колчаковцев, которые уничтожили около 25 тысяч человек в Сибири, пороли и насиловали оставшихся в живых, за которые "верховный правитель России" официально благодарил своих офицеров; расстрел Колчаком иркутского правительства меньшевиков и эсеров; тот факт, что к власти Колчак пришёл в ходе заговора офицеров из состава казачьих частей, арестовавших в Омске лидеров бежавшей туда Уфимской директории, и сам титул "верховного правителя" получил из рук интервентов и многое другое - были просто выведены за рамки фильма - вроде бы, по мнению авторов картины, это не столь важные факты. По их мысли, адмирал - личность не только девственно чистая в историческом плане, но и наверняка демоническая: перед ним тушуются революционные матросы, прибывшие для разоружения флотских офицеров, перед ним внутренне обмякают ведущие его на расстрел члены Иркутского ВРК.

При этом фигура Колчака окружается ореолом "божьего промысла" чуть ли не в каждом серьёзном эпизоде: будь то идиотский молебен всей команды боевого корабля во главе с Колчаком перед нацеленными на неё орудиями немецкого крейсера, проход на корабле в считанном метре от морской мины, осенение Колчака крестом самим (!) Николаем Кровавым, принятие перед коленопреклонёнными войсками титула "верховного правителя"… Вообще, тема религиозности (ну, или в более мягком варианте - веры) дореволюционной российской верхушки, цвета тогдашнего офицерства, насквозь пронизывает весь фильм и, судя по всему, должна навевать на зрителя размышления о её высокой нравственности и духовности, а заодно и логически отождествлять с верхушкой нынешней, церемонно стоящей со свечками в храмах во имя одной из составляющих - церковной - современной государственной идеологии.

Религиозность белого офицерства в частности и белого движения вообще тесно переплетается в картине с наиболее любимой темой элитарных творческих интеллигентиков и прочих любителей "старорежимности" - темой мученичества и патриотизма белых. Какое эстетическое наслаждение должен испытывать, наверное, такой любитель и какой промывающий мозги эффект должен испытывать рядовой зритель при виде, скажем, штыковой атаки каппелевских войск, подготовке к ампутации обмороженной ступни без наркоза у Каппеля, его смерти, расстрела Колчака и его премьер-министра на берегу речки Ушаковки и прочих "остросюжетных" сцен!

При этом зритель не видит и в лучшем случае только догадывается, как недоедали, недосыпали, какие несли лишения бойцы Красной армии, поставленные во всех отношениях на порядок ниже, чем снабжённые и вооружённые интервентами колчаковские белогвардейцы. Впрочем, отсутствие в кадре измученных красных бойцов с лихвой компенсировалось характерным изображением "быдла" - озлобленных, распоясавшихся донельзя революционных солдат и матросов, вроде бы миролюбивых всё предыдущее время, "невесть с чего" взбунтовавшихся и с ненавистью уничтожавших пачками офицеров. Словно и не было муштры и мордобоя на флоте и в армии, массовых дезертирств на фронте, а в отдалённом 1905-м - "Потёмкина" и "Очакова".

Однако авторы фильма, искренне стремясь шагать в ногу со временем и лакейски желая вылезти из кожи, но угодить официальной историографии = официальной идеологии барского патриотизма и антикоммунизма, всё-таки умудрились запечатлеть в своей картине по меньшей мере три главных исторических факта, от которых отвертеться было просто невозможно.

Первая мировая война. Царская Россия в агонии. Высшее морское офицерство - одна из составляющих элиты и несущая в себе все её свойства - озабочено балами, танцами, светскими развлечениями, вкусно ест, крепко спит, несмотря на то, что где-то идёт кровавая бойня и тысячи солдат и матросов гибнут и остаются калеками, принимают нечеловеческие мучения на войне "за веру, царя и Отечество", "до победного конца". Но эти мучения "солдатни", "пушечного мяса" - в общем-то мелочь по сравнению с нравственными "страданиями" героев фильма. Верхушка "мелочами" не интересуется - по её понятиям так и должно быть, а потому она очень хорошо знает, за что дерётся и за что цепляется мёртвой хваткой - за власть, за собственность, за гарантию и дальше развлекаться на светских раутах и умильно сентиментальничать.

Гражданская война, Сибирь. В какие бы города не вступал с войском "верховный правитель России", везде его встречают хлебом-солью представители его круга, его класса, класса имущих - промышленники, предприниматели, представители контрреволюционных партий, господа с брюшком и светские и не очень дамочки - и нигде нет народных масс - "России", за которую Колчак, по представлениям авторов картины, якобы борется. Неужели режиссёру не хватило массовки? Или же нечаянно, ненароком показали правду - Колчак нужен только своему классу, для которого он является и спасителем от "большевистского ига" и наиболее волевым, решительным и реакционным выразителем его интересов.

Наконец, стоит отметить, на мой взгляд, главный исторический факт, запечатлённый в фильме. Отдельные полки колчаковской армии переходят на сторону красных, в её тылу одни за другими вспыхивают забастовки, вся Сибирь охвачена восстаниями, небывалый размах принимает партизанская война. Иркутск, куда направляется преследуемый частями Красной армии адмирал и который он хочет сделать своим новым оплотом, не особенно рад этому, а потому также объят восстанием и сопротивляется наступлению Каппеля. И возникает по сему случаю "крамольная" мысль: почему же Колчак "борется во имя России", а Россия, её народ - против Колчака? Он же "спаситель от большевиков". И не суть важно, что спасает он население Сибири от большевизма карательными экспедициями, прославившимися своими зверствами и не щадившими ни стариков, ни женщин, ни детей. Говорить этот факт может только об одном: Колчак боролся против тех масс трудящегося народа своей страны, которые только и имеют право называться Россией.

Режиссёр фильма А. Кравчук так пытается охарактеризовать белого адмирала: "Он был человек, который все время был в двух секундах от победы. Он чуть-чуть не победил". Стоило бы напомнить г-ну режиссёру и иже с ним, что история никогда не признаёт "двух секунд", не принимает никакие "чуть-чуть" и отдаёт победу только тому, кто опирается на единственных её вершителей - на массы. Переоценка ценностей, перестановка исторических фактов с ног на голову, бешеная травля большевизма в официальной историографии, в официальной культуре, в официальном искусстве, мышиная возня вокруг выноса Ленина из мавзолея, переименование улиц, станций метро и т.д., нагнетаемая шумиха вокруг недавней реабилитации Романовых и т.п. ещё раз говорят нам о том, что история - это политика, обращённая в прошлое. Нет смысла негодовать против этого - против классовой борьбы на фронте науки и культуры. Есть смысл, необходимость и наша прямая обязанность бороться и на этом фронте, и на других фронтах с нашим классовым врагом и его продажной обслугой.


От редакции: Фильм "АдмиралЪ" вызвал к жизни множество рецензий и, кажется, ни одной хвалебной. Однако, вроде бы, никто и нигде, возможно, по причине некоторых пробелов в знании особенностей развития национальной письменной культуры последнего и предпоследнего времени, не обратил внимания, что фильм, анонсированный как фильм о Колчаке, в основе своей сюжетной линии содержит роман Владимира Максимова "Заглянуть в бездну" - роман о любви, а совсем не историческую хронику.

Это досадно, что замечательный писатель Владимир Максимов как-то остался вне литературной памяти нашего поколения - диссидент-изгнанник, многолетний главред "Континента", большой яркий писатель, и так припоминается где-то в тени Солженицына и Зиновьева, которым, если уж честно, таланта и человеческой порядочности отпущено было куда меньше. Мне досадно, поскольку в последние годы жизни Максимова у нас сложились с ним какие-то очень человеческие отношения - он возглавлял редакционный совет газеты, которую я тогда редактировал. Он вернулся в Россию куда раньше других, - при этом не выпрашивал у Моссовета обратно квартиру и участок для дачи в Серебряном бору, как Солженицын, и не хлопотал о ветеранской пенсии в Германии, как Зиновьев. Просто приехал, чтобы умереть на родине - он был уже тогда безнадежно болен. Он оставил редактирование журнала, бывшего номером один среди диссиденции, и согласился войти в наш редсовет больше из любезности - что ему была эта мелочь?..

Так вот, роман "Заглянуть в бездну" был превосходен, он слезу выжимал и заставлял иначе посмотреть на исторические персонажи, знакомые, казалось, еще по школьным учебникам. Но это был именно роман о любви. Там не было пасквиля на Красную Россию, там не было апологии Белой России - там была трагедия людей, чьи чувства и судьбы были раздавлены историческими событиями. Очень человечный, очень грустный, очень русский роман.

"С самого начала он обрёк себя на это сознательно. У обстоятельств, сложившихся к тому времени в России, другого исхода не было, как не было исхода у всякого смельчака, вздумавшего бы остановить лавину на самой её быстрине," - писал Максимов в романе.

За что из него сделали агитку с Хабенским?

Можно было бы и из "Капитанской дочки" сделать кино про зверства крестьян-бунтовщиков, и, не назвав источника, обозвать как-нибудь "Подпоручик Гринев" или чем-то в этом роде. Например, "Емельян Пугачев и его жертвы".

Ну что, возьмемся за Пушкина?

Анатолий Баранов



Рейтинг:   4.57,  Голосов: 49
Поделиться
Всего комментариев к статье: 146
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: 03
1905 написал 28.10.2008 07:58
1. Мочить диктаторов и президентов действительно - дело трудящихся и угнетенных классов народа. Однажды они замочили николашку Гемофильного и маньяка КАЛчака
2. То что левые эеры, входившие в Иркутский Ревком приняли участие в отправке кровавого маньяк-адмирала в его последнее плавание - неудивительно, учитывая сколько эсеров тот уничтожил за время своей диктатуры.
3. Большевики отпускали этих "юнкеров" на свободу под честное слово, что они больше не будут убивать рабочих. Так было в Петрограде и в Москве, откуда в ноябре 1917 г. были выпущены тысячи юнкеров и золотопогонников, под "честное слово". Потом эти своры белофашистов, пробравшись на Юг и вступив в корниловскую банду, отличились массовыми убийствами мирного населения на Дону и на Кубани.
4. Герои РоSSии действительно живут как бомжи и это не чушь. Им оно, наверное, виднее...
5. Первый Великий Поход за унитазами закончился победой РоSSии над трусливым и ничтожным пожирателем галстуков Майклом.С. Вопрос, куда будет направлен Второй?
6. "Героям" РоSSии, подорвавшим свое психическое здоровье в Чечне помощь санитара не помещает. Это не считая тех кто подорвался в прямом смысле слова, а тогда нужно уже бюро ритуальных услуг.
олег(п.121).
03 написал 28.10.2008 07:14
Этот блаженный не брал на себя роль- он с ней родился. Сейчас он изображает из себя грузинского министра обороны, ответственного за унитазы. По-моему и на голове у него этот "сантехнический аппарат",- отсюда и содержание его постов как результат засорения унитаза.
1905
03 написал 28.10.2008 07:09
1. Даже его ближний круг считает, что Майкл С. "неадекватен". Им виднее. А мочить его- дело благодарного грузинского народа. Во благовремении.
2. Сильна была "левоэсэровская рабочая", тащившая в прорубь админрала! А может хватит все валить на эсеров- и юнкеров, сдавшихся в плен под честное слово они расстреляли и террор был сугубо их делом? Не отмазаться необольшевикам от исторического дерьма имени Ленина.
3. И много Героев России эту чушь говорили? Или это 1905 себя вообразил таковым? С чего бы? Ведь его кумиру пока не присвоили звание героя Грузии?
4. А с чего это надо было брать столицу Грузии вместо Цхинвала? Заодно чтоли?
Да, они супервооруженный грузинские карательные части разогнали с помощью унитазов. Грузинской пропаганде и ее холуям на большее фантазии просто нехватило?
5. Ага, там всем Мюллер заправляет. Или санитар из палаты 1905-го?
.
олег,, написал 27.10.2008 23:15
это караул...на ЕВРЕЯ ты явно не тянешь... (менталитет, блин...
Я даже не могу тебе ничего посоветовать пока...Слов нет.
(вот скажи честно - нахуй тебе все эти заморочки, 05-й ?
Re: ОЛЕГофрену
1905 написал 27.10.2008 21:53
Один из главных долбо@бов здесь - 03. Но вы можете оспорить у него этот титул в свою пользу. Дерзайте!
05 - му.
олег,, написал 27.10.2008 19:42
Если ты выбрал роль долбоеба, с тобой, конечно,
разговаривать - время терять...
"киношник...
Re: 03
1905 написал 27.10.2008 08:03
1. Что-то мы не видим замоченного саакашвили.
2. Для особо тупых: сначала КАЛчака "замочили" из винтовок, потом - замочили в проруби ( в прямом смысле слова )
3. Свинарник - это путинская власть. А ее казармы - бомжатник, судя по признанию самих "героев" РоSSии
4. Что то непонятно, где это "героические" грузинские войска? Героев там не было, грузины, вооруженные новейшим оружием сбежали от вооруженных путинских бомжей, а эти последние, вместо того, чтобы брать Тбилиси, брали трофейные унитазы.
5. Гестаповцы в Чечне есть - они находятся в Ханкале.
1905
03 написал 27.10.2008 07:07
1. Документальное- "Замоченный Майкл Саакашвили"
2. Господи, ну в каком же отделе пропаганды учат так врать,- лучше написать. что его спускала в прорубь балерина Кшесинская. А расстерльный взвод палил в прорубь как последние браконьеры? Тухло.
3. 1905, видимо, инстранец,- для него Россия- свинарник. Или собственное жилье довел до такого состояния.
4. Что-то непонятно- то "героические грузинские войска". то "бежали". Или это все вместе,- "героически бежали, побросав унитазы, доверху наполненные чачей"?
А сдавались те, которые начачались и не могли вынуть голову из унитаза?
5. Ну в Чечне им об этом Рамзан Кадыров расскажет по-чеченски, и в Иегушетии тоже найдется во благовремении умный человек. Столь любимых 1905-ым гестаповцев там нет, спустить собаку на человека по их законам можно только если он вооружен и представляет угрозу.
05 - му.
,олег написал 27.10.2008 02:29
какое "кино..?
Посмотри, что на сионе творится..."погугли" - Израиль, Палестина,
"сектор Газа"...
клоун, блин...
Re: 03
1905 написал 27.10.2008 01:31
1. "ночь вампира" это еще что, кино про путина будут снимать в сортире.
2. Омского маньяка как дерьмо спустили в прорубь. Причем приговор иркутского ВРК привела в исполнение левоэсеровская рабочая
дружина. Колчаковские палачи в таких случаях не стреляли, а живьем топили в проруби приговоренных к смерти. И вампир отправился в прорубь вслед за своими жертвами.
3. Теперь понятно почему грузины так быстро сбежали с фронта: а зачем воевать, когда проще самим отдать вооруженным путинским бомжам водку и унитазы - тогда они и сами уберутся ( обратно в свинарник )
4. И встречное предложение: расскажи в Чечне или в Ингушетии, какие они международные террористы и что их убивали для их же пользы. Не только мужчины, но и женщины побрезгуют марать об ЭТО даже палки. Просто спустят собак.
Исправление
03 написал 26.10.2008 22:29
Следует читать "вампира".
1905
03 написал 26.10.2008 22:27
Все верно, а настоящего вамспира- Ильича будут показывать с кошечкой, пьющим кипяточек? Ведь это и считалось правдой. Правдой жуликов, политических проституток и фальсификаторов.
А можно снять сериал "Крошка Нэсси" о чистой любви Вождя к агенту ЧК И.Арманд, которая заложила его товарищу Феликсу после очередного получения вспомоществования от германскогно генштаба, которое Вождь укрыл от ЦК (см. письмо Дзержинского Сталину).
Кстати, свою последнюю ночь адмирал А.В.Колчак провел в высшей степени достойно, о чем имеется рапорт его палачей, которые воочую смогли увидеть как встречает смерть русский офицер. Так что детям это было бы полезно посмотреть.
А о "зверствах на Кавказе" я уже советовал выступать в Южной Осетии,- там бы все и прояснилось, в смысле вломили бы саакашвилевскому лакею по полной программе. Били бы женщины,- мужчины не стали бы об ЭТО руки марать.
Re: Re: Заметки на полях
1905 написал 26.10.2008 06:03
Кино про КАЛчака - "Последняя ночь вампира". Детям до 18 лет смотреть не рекомендуется.
Re: Заметки на полях
1905 написал 26.10.2008 06:00
1. Кино можно снять. Недостатка кадров с документами и трупами людей, расстрелянных, повешенных, сожженных заживо, замученных по приказам упыря-колчака не будет. Заодно можно узнать, что первая система концлагерей от Урала до Приморья была развернута колчаковским режимом еще в 1919 году.
Попутно можно снять кино о зверствах идейных наследников колчакизма - ельцинистов в 1993 году, и путинских бандитов на Кавказе, убивающих детей, но кладущих в штаны перед горсткой горцев с автоматами. Видимо поэтому, вторгнувшись в Сакартвело, они первым делом принялись воровать унитазы.
Заметки на полях
03 написал 26.10.2008 05:11
VOSTOK
То, что Ленин предал Россию, вступив в сговор с врагом во время войны, сегодня хорошо известно. А кого предал адмирал А.В.Колчак, не присягнув предателю? Или сражаться до конца за СВОЮ Россию- это предательство?
А кино можно и нужно снимать. Непременно документальное- "Кровавая поступь ленинизма". С документами и кадрами людоедства, концлагерей, повешенных и рясстрелянных по указанию Ленина заложников. Вторую серию- "От Ленина- к ГУЛАГу", Третью- "Как человечество избежало "светлого будущего". Есть что показать народу. чтобы навсегда отбить у него охоту посюсюкать о "славном времени" для политических садистов, почти сто лет издевавшихся над Россией.
ХАРЬКОВ
"Дьявол кроется в мелочах":
1. ВСТУПИТЬ (т.е. получить партбилет) в партию "задолго до революции" было нельзя. О какой партии идет речь? РСДРП/б/ существует как партия с 1917г.
2. В 1913г. зерновых на душу населения в Европе было потреблено в пудах: Россия-18,Австро-Венгрия-19,3,Германия-20,5, Швеция-15,2, Италия-16,2. Если вспомнить, что пуд=16кг, то 18х16=288:365=0,79кг в день."Сбор и потребление четырех главных хлебов России в 1913г." в кн. "Россия 1913 год. Статистико- документальный справочник".
Не стоит забивать голову кара-мурзами,- опасно.
Re: Я желаю жаждущим попасть на муштру к белому офицуру
Харьков написал 25.10.2008 09:51
У меня прадеда расстреляли, прабабку посадили, деда посадили. Все они были коммунистами, вступившими в партию задолго до революции.
Никогда не приму такой дешевой трактовки истории как это сделано в "Адмирале". Это Голливуд, а не история. Для людей ничего не читавших кроме комиксов. Потратили много денег, а вышло дешево и сердито.
Что, не было Сергея Лазо, живым сожженного в паравозной топке, не было Бонивура, не было сотен тысяч запоротых, голодных, измученных крестьян???
Побойтесь Бога, авторы фильма! Расскажите правду о нашей истории и тогда, быть может, сами ужаснетесь как можно было допустить, чтобы в самом урожайном году Российской империи (1913г.) от голода умерло 1,2 млн. (!!!) человек.
не просто художенственный фильм
vostok написал 24.10.2008 08:43
Некоторые пишут, что это всего лишь художественный фильм, что не нужно искать каких-то "подводных течений", но ведь именно так происходит внушение и замаскированная манипуляция как еще "несформированными умами", так и ведомыми.
А что это за американские флаги в кадре? Американцы вообщето учат молодое поколение, что победа в Великой отечественной принадлежит им, русские не при чем.
Колчак - предатель, из которого сейчас делают героя, как в прибалтике: сносят памятники русским солдатам, а ставят фашистам.
Кто этот фильм создавал?
это не просто художественный фильм
vostok написал 24.10.2008 08:39
Некоторые пишут, что это всего лишь художественный фильм, что не нужно искать каких-то "подводных течений", но ведь именно так происходит внушение и замаскированная манипуляция как еще "несформированными умами", так и ведомыми.
А что это за американские флаги в кадре? Американцы вообщето учат молодое поколение, что победа в Великой отечественной принадлежит им, русские не при чем.
Колчак - предатель, из которого сейчас делают героя, как в прибалтике: сносят памятники русским солдатам, а ставят фашистам.
Кто этот фильм создавал?
1905
03 написал 23.10.2008 07:12
Начал задумываться- а не иностранец ли 1905-ый? Ведь лизоболюдство предполагает объект сего действа ЖИВЫМ, а адмирал А.В.Колчал погиб ровно за 20 лет до моего рождения.
1905-й прнямо сейчас процитирует источник, откуда он взял восторженную резолюцию Государя на рапорте о погромах, а то переваривать его лапшу по-ленински уже тошно.
А вот тот факт, что ленинский садюга Юровский со своей кодлой делал свое грязное дело с удовольствием сомнений не вызывает.
И 1905-ый делал бы ЭТО с удовольствием,- есть такая порода людей- специальная.
Re: 03 убогому лизоблюду и холую
1905 написал 22.10.2008 18:19
1. Кровавый тиран сам был еще тот бандит, когда монархисты убивали женщин и детей, вбивали гвозди в еще живые тела во время черносотенных погромов, царек, на всех донесениях об этих погромах и убийствах неизменно наляпывал резолюцию: "прочелъ с удовольствиемъ". Вот и Юровский потом с "удовольствием" прихлопнул тирана и его Гессенскую Муху.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss