Кто владеет информацией,
владеет миром

Опять рождественский Tsar

Опубликовано 07.01.2011 автором Дарья Митина в разделе комментариев 129

Опять рождественский Tsar

Похоже, Первый канал завел-таки дурную привычку - на рождественские праздники потчевать нас лунгинским "Царём". Почему у Кости Эрнста "светлый праздник Рождества Христова" ассоциируется с реками кровищи и средневековыми зверствами бунташного времени - для меня неразрешимая загадка.

"Царь" Павла Лунгина - редкий фильм, который способен вызвать смешанные чувства восхищения и возмущения. Насколько восторженное одобрение вызывает картинка, визуальный ряд, настолько же резкий внутренний протест - трактовка образов, понимание режиссером исторического контекста, недвусмысленно навязываемые зрителю идеологические стереотипы.

Профессионалы наверняка поспорят со мной, но, на мой дилетантский вкус, фильм снят практически безупречно - гран-респект прежде всего приглашенному оператору, любимцу Иствуда Тому Стерну. Я правильно понимаю, что фильм снят не на цифру, а на пленку? Очаровательная, уже изрядно забытая шероховатая "зернистость", полное отсутствие ощущения "компьютерного" кино, великолепная игра света и теней, прозрачные, вплоть до прямых цитат, отсылки к русской живописи - тут тебе и Суриков, и Васнецов, и Рябушкин, и Крамской, и Ге, и Билибин. Современный голливудский кинематограф, продуцирующий плоскостные компьютерные стрелялки, абсолютно лишает нас эффекта вживания в кадр, здесь же физически ощущаешь тяжесть дерева и металла, жар горящего сруба, вдыхаешь аромат цветущей черемухи, пытаешься стереть струящийся по глазам пот, дыхание перехватывает от погружения в ледяную воду, а после просмотра фильма в ноздрях ещё сутки сохраняется отвратительный запах горелого человеческого мяса и липкой, густой, дымящейся крови.

Ради этого режиссеру прощаются многие условности, и как-то не думаешь о том, что прототип беззубого, повредившегося рассудком старика на экране в означенное время имел от роду 35 лет и был в расцвете жизненных сил.

Фильм изначально замышлялся Лунгиным как диалог добра и зла, светлого и темного начала, власти духовной (от Бога) и светской (бесовской), просвещенного гуманизма и изощренного человеконенавистничества, и в этом нарочитом, без полутонов, противопоставлении автор, увы, заходит слишком далеко - слишком часто хочется воскликнуть "Не верю!", слишком силен когнитивный диссонанс, противоречие между визуальной достоверностью и дихотомичностью основного драматического конфликта. При этом актерская игра что П.Мамонова, что сыгравшего свою последнюю роль О.Янковского - выше всяких похвал. Точнее, Янковский играет блестяще, а Мамонов не играет совсем - как и в "Острове".

Постоянное, навязчивое невольное сравнение с "Островом" оставляет странное ощущение. С одной стороны, вроде бы Мамонов являет диаметральные противоположности - там святой, здесь одержимый бесами грешник, там целитель-гуманист, здесь параноик-душегуб, там созидатель, здесь разрушитель, а роль, тем не менее, одна. И который из двух по-разному юродивых героев у него получается убедительнее - ещё большой вопрос...

Настойчивое стремление Лунгина доказать, что оплотом гуманизма и человеколюбия на Руси изначально была церковь, а любая светская власть есть порождение бесовское, мягко говоря, спорно. За конфликтом этих двух начал, как говорится, не видно леса - если в фильме об Иване Грозном Эйзенштейна амбиции царя, искореняющего крамолу, спор с духовенством, усмирение мятежных бояр, выявление предательства воевод, - всё было подчинено высшей правде, интересам державы, то здесь лишь маниакальное, всепоглощающее, лишенное намека на рационализм упоение личной властью и абсолютной безнаказанностью. Царь Иван Лунгина-Мамонова, в отличие от царя Эйзенштейна-Черкасова - не мудрый правитель, обуздывающий церковников и утверждающий приоритет секулярной власти, а религиозный мистик, одержимый фанатик, зверь из Апокалипсиса, Чикатило, добравшийся до вершин власти. Царь Иван - порождение мрачного средневековья, митрополит же Филипп - носитель гуманистического начала, человек эпохи Возрождения, и поэтому он бесконечно чужой в этом разгуле низменных, звериных инстинктов, поэтому он обречен. Он привозит в Москву и демонстрирует своему другу, царю Ивану, чертежи Леонардо - "Мельницы строить лучше, чем виселицы". Царь Иван находит техническим откровениям Леонардо достойное применение, конструируя силами немецких инженеров-упырей пыточные машины.

У Лунгина есть своя теория, свое видение исторического пути России - он полагает, что «Иван Грозный силой своей личности, умом бешеным, жестокостью своей страшной сломал русское Возрождение, которое так и не произошло. Тень Ивана Грозного... до сих пор висит над нами. У нас нет движения вперед, мы все время, как каруселька, крутимся на месте. Звучат призывы вернуть Сталина, из Грозного сделать святого... В наше странное, опасное время, когда многие требуют, чтобы власть была жесткой, надо разрушать эти мифы...» Кстати, вполне естественное сопоставление своего фильма с эйзенштейновским «Иваном Грозным» Лунгину крайне неприятно и болезненно - советский фильм кажется Лунгину банальным государственным заказом власти, сделанным во время войны, а эстетическое решение картины - китайским театром теней: всё, что не хочешь показывать - прячешь, на то, что нужно показать, направляешь луч света.

Если с Лунгиным-художником спорить совсем не хочется, просто наслаждаешься картинкой и принимаешь её безоговорочно, то взгляд режиссёра на Россию и её место в мире, с моей точки зрения, антиисторичен - достаточно вспомнить тёмные века Европы и провести соответствующие сопоставления. Если фильм Лунгина посмотрит человек, слабо знакомый с историей, то один из самых успешных и эффективных российских правителей покажется фатальным неудачником, сдающим одну позицию за другой, теряющим страну по кусочку, и складывается ощущение, что ещё пара кадров, и территория России сожмётся до размеров опричной Александровской слободы.

Беспросветность и обреченность бытия, Русь как обитель абсолютного зла, торжество тупого, темного мракобесия - предвижу вполне объяснимые обвинения Лунгина в русофобии. Финал фильма - одинокий взбесившийся зверь на троне перед пустой, безлюдной площадью, Русь утоплена в крови, ни одной живой души, темный экран и гнетущая тишина.

Горячие головы уже требуют подвергнуть фильм анализу президентской комиссии по противодействию фальсификациям истории, эмоционально мне их понять легко...

 



Рейтинг:   3.07,  Голосов: 56
Поделиться
Всего комментариев к статье: 129
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Развезла бабьи сопли
Утрись прокладкой написал 07.01.2011 02:54
Все фильмы жида Лунгина чисто русофобские. Начиная с "Такси-блюз".
Тот кто удивлен, пусть назовет жидовский фильм не русофобского качества.
Рассуждения жида ничего не меняют, потому как никогда и нигде ничего не стоят.
Эстетика? Бедненькая Даша чуть не кончила на страницу. Между прочим в Третьем Рейхе с этим тоже был большой порядок, и что?
Вот такая интелленция. Сотня словей на каждые куцые полмыслишки, словесное недержание осложненное самомнением.
Re: Горячие головы
Дубина написал 07.01.2011 02:41
А что вы хотели от первого пропагандонского еврканала? Русскую правду? С двадцатилетней историей-то (бубнилово от медведева)?
Re: Дарье Митиной
Дубина написал 07.01.2011 02:34
Не дурно Ирина, не дурно!
(без названия)
Питон написал 07.01.2011 01:57
Они же русский хлеб едят и не давятся. Иногда и их удается использовать в мирных целях...
Дарье Митиной
Ирина Арзамасцева написал 07.01.2011 01:52
Россия утоплена в религиозном мракробесии и в экономическом невежестве.
Если вникнуть в разницу между юлианским и григорианским календарем, то не трудно понять, что отмечаемое православной церковью 7 января Рождество Христово к дню рождения Христа как к исторической дате не имеет никакого отношения.
Все исторические даты по юлианскому календарю идут на 13 дней РАНЬШЕ григорианского.
Если дата рождения Христа отмечается по НОВОМУ стилю 25 декабря, то по старому стилю она должна быть 12 декабря, т.е. на 13 дней раньше, чем по новому стилю.
Почему, когда 7 ноября мы отмечали по новому стилю то, что произошло 25 октября по старому стилю, все было понятно.
Но почему же то, что мы отмечаем по новому стилю 25 декабря, по старому должно быть 7 января? Где элементарная логика?
К тому же дата Рождения Христа связана с таким астрономическим явлением как Вифлеемская звезда, которого в декабре в год рождения Христа быть не могло.
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф.2:1-11).
Астроном Майкл Молнар сравнив символику римских монет и труд обращенного в христианство астролога Константина Великого Фирмикуса Матерниуса "Mathesis", написанный в 334 году новой эры, утверждает, что Вифлиемская звезда представляла собой фактически двойное затмение Юпитера - редкое астрологическое соединение, произошедшее в созвездии Овна 20 марта 6 года до новой эры и повторившееся снова 17 апреля того же года. Но мы знаем, что Вифлеемская звезда вспыхнула и сияла по ночам на востоке в течение семидесяти дней весной 5 г. до н.э. Значит более года после соединения Юпитера и Сатурна в знаке Рыб маги в Персии, воспринявшие это соединение как знамение будущего рождения Царя Иудейского, предсказанного в их священной книге Авесте Спасителя, ждали нового знака с неба, и дождались его весной. Путь из Персии в Иерусалим занимал пять/шесть месяцев, и они прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э., скорее всего в конце сентября или октябре.
Вифлеем (в переводе с евр. "Дом хлеба") расположен точно на юг от Иерусалима, в двух часах пешего хода от его древнего центра. Так вот, несложные астрономические расчеты показывают, что та самая Вифлеемская звезда, которая находилась весь 5 г. до н.э. в 6-м градусе знака Козерога, могла быть видна в Иерусалиме на юге сразу после заката Солнца осенью того года, в конце сентября или октябре. Она восходила после заката Солнца, поднималась невысоко над горизонтом точно на юге от Иерусалима и примерно через три часа заходила за горизонт. В ноябре эта звезда восходила над горизонтом уже глубокой ночью и не на юг от Иерусалима, а в декабре она восходила над горизонтом только днем, так что она вообще не могла быть видна в небе Иерусалима и Вифлеема в декабре 5 г.до н.э. и в следующие месяцы. http://www.ufo.obninsk.ru/sdvig8.htm
На дураков не нужен нож: им с три короба наврешь и делай и ними все, что хошь.
Re: Горячие головы
... (настоящий) написал 07.01.2011 01:39
Знаешь, Windows тоже придумали евреи, и Гугль тоже. Ты ими того, не пользуйся.
лунгинским "Царем
Мое Имя написал 07.01.2011 01:39
Этот фильм - отвратительный грязный пасквиль из цикла помойных чернушных послеперестроечных небылиц
Горячие головы
ntlidov написал 07.01.2011 01:32
Да не горячие головы должны обеспокоиться фальсификацией истории!
Нормальные люди, адекватные.
Стоит только обратиться к Википедии:"Павел Лунгин родился 12 июля 1949 года в Москве, в еврейской семье".
Что может откровенного рассказать русским Гоям еврей Павел Лунгин?
И его Вы будете слушать?!
''прототип беззубого... старика''
Второй могильщик написал 07.01.2011 00:32
Если судить по фотографиям подлинного черепа Ивана Васильевича, то прожив 54 года, он сохранил все зубы.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss