Кто владеет информацией,
владеет миром

Опять рождественский Tsar

Опубликовано 07.01.2011 автором Дарья Митина в разделе комментариев 129

Опять рождественский Tsar

Похоже, Первый канал завел-таки дурную привычку - на рождественские праздники потчевать нас лунгинским "Царём". Почему у Кости Эрнста "светлый праздник Рождества Христова" ассоциируется с реками кровищи и средневековыми зверствами бунташного времени - для меня неразрешимая загадка.

"Царь" Павла Лунгина - редкий фильм, который способен вызвать смешанные чувства восхищения и возмущения. Насколько восторженное одобрение вызывает картинка, визуальный ряд, настолько же резкий внутренний протест - трактовка образов, понимание режиссером исторического контекста, недвусмысленно навязываемые зрителю идеологические стереотипы.

Профессионалы наверняка поспорят со мной, но, на мой дилетантский вкус, фильм снят практически безупречно - гран-респект прежде всего приглашенному оператору, любимцу Иствуда Тому Стерну. Я правильно понимаю, что фильм снят не на цифру, а на пленку? Очаровательная, уже изрядно забытая шероховатая "зернистость", полное отсутствие ощущения "компьютерного" кино, великолепная игра света и теней, прозрачные, вплоть до прямых цитат, отсылки к русской живописи - тут тебе и Суриков, и Васнецов, и Рябушкин, и Крамской, и Ге, и Билибин. Современный голливудский кинематограф, продуцирующий плоскостные компьютерные стрелялки, абсолютно лишает нас эффекта вживания в кадр, здесь же физически ощущаешь тяжесть дерева и металла, жар горящего сруба, вдыхаешь аромат цветущей черемухи, пытаешься стереть струящийся по глазам пот, дыхание перехватывает от погружения в ледяную воду, а после просмотра фильма в ноздрях ещё сутки сохраняется отвратительный запах горелого человеческого мяса и липкой, густой, дымящейся крови.

Ради этого режиссеру прощаются многие условности, и как-то не думаешь о том, что прототип беззубого, повредившегося рассудком старика на экране в означенное время имел от роду 35 лет и был в расцвете жизненных сил.

Фильм изначально замышлялся Лунгиным как диалог добра и зла, светлого и темного начала, власти духовной (от Бога) и светской (бесовской), просвещенного гуманизма и изощренного человеконенавистничества, и в этом нарочитом, без полутонов, противопоставлении автор, увы, заходит слишком далеко - слишком часто хочется воскликнуть "Не верю!", слишком силен когнитивный диссонанс, противоречие между визуальной достоверностью и дихотомичностью основного драматического конфликта. При этом актерская игра что П.Мамонова, что сыгравшего свою последнюю роль О.Янковского - выше всяких похвал. Точнее, Янковский играет блестяще, а Мамонов не играет совсем - как и в "Острове".

Постоянное, навязчивое невольное сравнение с "Островом" оставляет странное ощущение. С одной стороны, вроде бы Мамонов являет диаметральные противоположности - там святой, здесь одержимый бесами грешник, там целитель-гуманист, здесь параноик-душегуб, там созидатель, здесь разрушитель, а роль, тем не менее, одна. И который из двух по-разному юродивых героев у него получается убедительнее - ещё большой вопрос...

Настойчивое стремление Лунгина доказать, что оплотом гуманизма и человеколюбия на Руси изначально была церковь, а любая светская власть есть порождение бесовское, мягко говоря, спорно. За конфликтом этих двух начал, как говорится, не видно леса - если в фильме об Иване Грозном Эйзенштейна амбиции царя, искореняющего крамолу, спор с духовенством, усмирение мятежных бояр, выявление предательства воевод, - всё было подчинено высшей правде, интересам державы, то здесь лишь маниакальное, всепоглощающее, лишенное намека на рационализм упоение личной властью и абсолютной безнаказанностью. Царь Иван Лунгина-Мамонова, в отличие от царя Эйзенштейна-Черкасова - не мудрый правитель, обуздывающий церковников и утверждающий приоритет секулярной власти, а религиозный мистик, одержимый фанатик, зверь из Апокалипсиса, Чикатило, добравшийся до вершин власти. Царь Иван - порождение мрачного средневековья, митрополит же Филипп - носитель гуманистического начала, человек эпохи Возрождения, и поэтому он бесконечно чужой в этом разгуле низменных, звериных инстинктов, поэтому он обречен. Он привозит в Москву и демонстрирует своему другу, царю Ивану, чертежи Леонардо - "Мельницы строить лучше, чем виселицы". Царь Иван находит техническим откровениям Леонардо достойное применение, конструируя силами немецких инженеров-упырей пыточные машины.

У Лунгина есть своя теория, свое видение исторического пути России - он полагает, что «Иван Грозный силой своей личности, умом бешеным, жестокостью своей страшной сломал русское Возрождение, которое так и не произошло. Тень Ивана Грозного... до сих пор висит над нами. У нас нет движения вперед, мы все время, как каруселька, крутимся на месте. Звучат призывы вернуть Сталина, из Грозного сделать святого... В наше странное, опасное время, когда многие требуют, чтобы власть была жесткой, надо разрушать эти мифы...» Кстати, вполне естественное сопоставление своего фильма с эйзенштейновским «Иваном Грозным» Лунгину крайне неприятно и болезненно - советский фильм кажется Лунгину банальным государственным заказом власти, сделанным во время войны, а эстетическое решение картины - китайским театром теней: всё, что не хочешь показывать - прячешь, на то, что нужно показать, направляешь луч света.

Если с Лунгиным-художником спорить совсем не хочется, просто наслаждаешься картинкой и принимаешь её безоговорочно, то взгляд режиссёра на Россию и её место в мире, с моей точки зрения, антиисторичен - достаточно вспомнить тёмные века Европы и провести соответствующие сопоставления. Если фильм Лунгина посмотрит человек, слабо знакомый с историей, то один из самых успешных и эффективных российских правителей покажется фатальным неудачником, сдающим одну позицию за другой, теряющим страну по кусочку, и складывается ощущение, что ещё пара кадров, и территория России сожмётся до размеров опричной Александровской слободы.

Беспросветность и обреченность бытия, Русь как обитель абсолютного зла, торжество тупого, темного мракобесия - предвижу вполне объяснимые обвинения Лунгина в русофобии. Финал фильма - одинокий взбесившийся зверь на троне перед пустой, безлюдной площадью, Русь утоплена в крови, ни одной живой души, темный экран и гнетущая тишина.

Горячие головы уже требуют подвергнуть фильм анализу президентской комиссии по противодействию фальсификациям истории, эмоционально мне их понять легко...

 



Рейтинг:   3.07,  Голосов: 56
Поделиться
Всего комментариев к статье: 129
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 04:26
>Завидонов
>Не пори чушь!!!
.
Это вовсе не чушь, как бы ты к религиям (для разнообразия забудь про христианство и евреев, а так же про свои убогие представления о религии в принципе (любой) ) не относился.
Дело здесь естественно не в самой по себе религии (и не в церкви как институте) - а все в том же загадочном разуме "странных" людей и его, разума (иногда очень необычных) возможностях. Ты уж совсем там, читая свою Карлу с Марса и Фридриха со Сникерса, отупел видать, дружище
.
Так что пошлость и "разврат для молодежи" - ты малость не там нашел где следует.
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 04:21
>Завидонов
>Когда вышел фильм-"Доживем до понедельника",часть нашей школы ломанулась в пединститут - парни захотели стать учителями по истории .
.
А, понял наконец. Т.е ты вообще против "пропаганды религии" как таковой? (А так же против пропаганды того, что ты воспринимаешь как "религию" - например "Зеркала" Тарковского")
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 04:18
>Слонищерский хоботох_уй
>Как!? Ругаться в храме интеллектуальной мысли, коим является Ф.мск!!!!????
.
В интеллектуальном храме мск очень не к месту нарисовалась засраная тупорылая слоновья жопа. Вот и пришлось отвесить по ней - пинка.
Тебе, как типичной грязной жопе, место в сортире, Слонищер: среди себе подобного г_овна - но уж точно не здесь.
Re: Krasnov -7948765483526798
ЗавидоновНикодим написал 07.01.2011 04:16
>во первых между священником и монахом - существенная разница, во вторых между просто монахом и "просветленным" разница еще большая<
-
Не пори чушь!!!
Krasnov -7948765483526798
ЗавидоновНикодим написал 07.01.2011 04:13
Я то ?как раз? специалист по фильмам,а вот ты говоришь ересь.
Не понимаешь в религии и человеческой душе-не говори.
-
Пример:
Когда вышел фильм-"Доживем до понедельника",часть нашей школы ломанулась в пединститут - парни захотели стать учителями по истории .
Я их конечно останавливал,говорил:"Старики!"-говорил я им.-"Ирина Печерникова-это актриса,а не учительница.Такая в Вашей педагогической деятельности Вам под старость не попадется!!!"
Ну и что?
Закончили они институт и вскоре ушли с учительской профессии.
-
(без названия)
С л о н написал 07.01.2011 04:11

Как!? Ругаться в храме интеллектуальной мысли, коим является Ф.мск!!!!????
Это недостойно вашего интеллекта и отрезанного х е р а тестя Ивана Грозного!!!!
Вы, неприлично себя ведете, Краснов!!!
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 04:03
>Слонищерский хоботохуй
.
Что касается тебя, животное - то засунь хобот в свою слоновью жопу и отсылай постинги именно в этом направлении. И даже не вякай здесь, чмо. Не со слоновьей жопой в калашный ряд лезть.
Тебя давно не опускали что ли, чурка раздолбаная? :)
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 04:01
>ЗавидоновНикодим
.
Я то может и не пойму, но:
во первых между священником и монахом - существенная разница, во вторых между просто монахом и "просветленным" разница еще большая. А фильм именно о последнем.
И вреда "для молодежи" тут - ноль целых хрен десятых. Если хочешь увидеть настоящий "вред для молодежи" - включи телевизор (например ТНТ) и внимательно постотри его минут 15.
.
Если ты по каким то причинам не понял вполне нормальный и интересный фильм (в котором пошлости и вреда - ноль) - то это еще не повод его хаять.
Krasnov 5777 (07.01.2011 03:45)
С л о н написал 07.01.2011 04:01
Krasnov 5777 (07.01.2011 03:45)
Меня еще в детстве впечатлила замечательная история...
-------------------------------------------------------
Наслушался ж/д сказок....
А если бы Грозный женился на первой красавице мира - о чего бы? - х е р своему тестю отрезал...?
.
.
Re:
ЗавидоновНикодим написал 07.01.2011 03:52
Жизнь простого священника-однообразная,нудная,тяжелая рутина.
Там не чудес и "приколов".
Много проблем,очень много-начиная от насекомых,крыс,воровства,искушений.
Да не поймешь ты!
-
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 03:46
>ЗавидоновНикодим
.
А что конкретно тебе в этом фильме показалось "пагубным для молодежи"?
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 03:45
Меня еще в детстве впечатлила замечательная история: как псковские мастера (лучшая школа постройки церквей на Руси) Барма и Постник посторили в Москве на Красной площади знаменитый храм "Василия Блаженного". Боялись что царю не понравится - но тот был в восторге. При чем настолько - что повелел выколоть мастерам глаза (чтобы они больше нигде ничего подобного построить не cмогли)
На мой взгляд это само по себе - лучшая характеристика Грозного: параноика и долбаного м_удака.
Krasnov
ЗавидоновНикодим написал 07.01.2011 03:39
Смотрел я "Остров"-этот пагубный для молодежи фильм.
-
Я по всему миру выискиваю самые лучшие фильмы и обмениваюсь ими на разных сайтах.
zx
ЗавидоновНикодим написал 07.01.2011 03:34
>Но это - у кого что болит. Долбоеп.<
-
Подписался ты зря!
Я и так понял,что ты долбоеп!
В следующий раз не подписывайся.
Re: Говорю как специалист.
zx написал 07.01.2011 03:31
> Лунгины,Малкины,Митины-это еврейские фамилии,а как говорит мудрая,чукотская пословица-"Крокодил-крокодилу глаз не выкусит!"
.
Ну да, огромное количество пословиц и поговорок, сложенных древними чукчами о крокодилах, бананах и кокосовых пальмах общеизвестно :) А, понимаю, это шутка юмора такая.
.
Что до "еврейских фамилий", так у меня, к примеру, не знакомясь с родословной означеных господ (которая мне глубого по фиг), первые ассоциации - со славянами (в частности, болгарами) и римлянами (lunga). Но это - у кого что болит. Долбоеп.
.
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 03:28
>ЗавидоновНикодим
.
Ты сам то "Остров" - смотрел?
(без названия)
zx написал 07.01.2011 03:13
> Если судить по фотографиям подлинного черепа Ивана Васильевича, то прожив 54 года, он сохранил все зубы.
.
Востановленного, гипсового черепа. A если верить летописцам, у него вообще были молочные (!) зубы, до старости. Однако:
.
"Министерством культуры была создана специальная комиссия под председательством А. П. Смирнова, включавшая ученых различных специальностей: архитекторов, археологов, историков, антропологов, судебных медиков.
.
Подлежали вскрытию захоронения Ивана Грозного, его сыновей Ивана и Федора и погребение Скопина-Шуйского. В мае 1963 г. эти работы были осуществлены. Кроме обычной документации процесса работы, был снят хроникальный фильм.
.
Подлинность и ненарушенность захоронений документируется состоянием надгробий, наружными эпитафиями и надписями на плитах, непосредственно перекрывающих погребения.
.
Все погребения были в известняковых белокаменных гробах. Относительно хорошо сохранились ткани покровов - узорнотканая красная камка. Хуже сохранилась нательная одежда. Сохранность скелетов относительно хорошая, но во всех случаях были разрушены черепа. Череп Ивана Грозного сохранился очень плохо. Совершенно разрушено его основание и правая височная область. От черепа Федора Ивановича осталась только лицевая часть с лобной частью свода и подбородочная часть нижней челюсти. Череп Ивана Ивановича распался в прах, но одновременно с этим относительно хорошо сохранились волосы и ногти. У Скопина-Шуйского сохранился весь скелет, а от черепа только нижняя челюсть."
.
Краткие сообщения института археологии Академии Наук СССР". 1965. Вып. 100. С. 139-142.
.
.
Так что, никто таких деталей достоверно знать не может. А фильмы - вымысел, "политика (она же - концентрированная экономика), опрокинутая в прошлое". И у Лунгина, и у Эйзенштейна.
.
Говорю как специалист.
ЗавидоновНикодим написал 07.01.2011 03:13
Лунгин-туповатый еврей,не способный создать умного фильма.
Опасен Лунгин тем,что фильмы его провоцируют молодежь на глупый поступок.Взять к примеру его "Остров"-лживый фильм из области больного воображения,затуманивший не одну молодую голову .
Посмотрев этот фильм некоторые ,молодые люди захотели стать священниками и делать чудеса,которых никто никогда не делал.
-
О.Янковский-слабый ,однобокий артист,а вот его старший брат-приличный артист.
-
Лунгины,Малкины,Митины-это еврейские фамилии,а как говорит мудрая,чукотская пословица-"Крокодил-крокодилу глаз не выкусит!"
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 02:58
p.s.
И Мамонов и Янковский отыграли просто замечательно, в этом, справедливости ради, нельзя не согласиться с автором (даже хреново относясь к Мамонову в принципе)
(без названия)
Krasnov 5777 написал 07.01.2011 02:55
>У Лунгина есть своя теория, свое видение исторического пути России - он полагает, что &laquo;Иван Грозный силой своей личности, умом бешеным, жестокостью своей страшной сломал русское Возрождение, которое так и не произошло.
.
Его можно понять (особенно это могут сделать те кто знает историю Новгородской республики. Ее взлет и падение, пришедшееся как раз на время правления этого долбаного параноика). Тем не менее есть такие вещи как фатализм, предопределение. Мы не знаем куда движемся и не знаем откуда. И скорее всего едем по заранее проложенным рельсам.
В этом смысле фильм безусловно удался (он подчеркивает безальтернативность просиходящего тогда и вообще, предпределенность его)
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss