Кто владеет информацией,
владеет миром

Революция слова: сумерки богов

Опубликовано 20.12.2010 автором в разделе комментариев 54

Революция слова: сумерки богов
«Я знаю, чтобы выросло дерево, должно погибнуть зерно», - пишет французский мыслитель Антуан де Сент Экзюпери в книге «Военный летчик». Приход нового, революционного, неизбежно влечет за собой гибель прежней системы и принципов. Ситуацию в нынешней прессе, некоторые социологи, политологи и журналисты сравнивают с «кризисом Гуттенберга». Есть ли для этого основания?

 

Кризис Гуттенберга?

Напомним, что немецкий ювелир, мастер по камню, и, изобретатель книгопечатания XV века, Иоганн Гуттенберг, догадавшийся изготавливать буквы из металла, по аналогии с именными кольцами- печатками, произвел революцию в словесности. С этого момента «книги для избранных» перестали быть таковыми, ибо получили возможность тиражироваться, и, следовательно, стали массовыми и доступными для народа. На месте  абстрактной эсхатологической «словесности» рождается «литература»: появляется жанровая структура, с реалистичными сюжетными перипетиями и драматургией персонажей, востребованной в народе. Это при том, что первое произведение, набранное типографским шрифтом, «Библия» (кстати, наши Кирилл с Мефодием в качестве первого опытного типографского образца изготовят «Апостол»).

Техническое открытие сделало свое дело. Теперь оказалось возможным «достучаться до небес». Недоступная доселе «каста священников», переходит из категории, отчужденной от общества- «приближенной к Богу», в категорию «касты, являющейся связующим звеном между Богом и обществом». (Напомним, что вплоть до XVII века церковная власть ставилась выше власти главы государства. В России, например, уравнивание этих двух ветвей власти произошло при реформах Петра I ). Простая буква, отлитая из металла, чудесным образом сократила разрыв между «элитой» и «народом».

Выходит, еще в XV веке был найден ответ на вопрос, над которым  бесплодно бьются нынешние политологи (или делают вид?), а именно: «как сократить дифференциацию общества и преодолеть «эффект социальной центрифуги», разбивающей молоко на сливки и воду»? Ответ достаточно прост: благодаря власти слова. Но что это означает на практике, и что может представлять собой «Революция Гуттенберга» (или, кому больше нравится славянский аналог, «революция Кирилла и Мефодия») сегодня?

Человек, как известно, отличается от животных «второй сигнальной системой». Справедливости ради, скажем, что марксистское определение «сознание есть реальность, данная человеку в ощущениях», применимо скорее к животным, чем к человеку. Это животные выработали язык знаков и символов для передачи друг другу сигнала опасности, конкурента, врага, итп. Но этим сигнальная система животных и исчерпывается -  у животных есть язык, но нет речи. Иными словами, у животных есть знаки, но нет слов, как инструмента мышления, есть генетическая память в виде неосознанных инстинктов, но само мышление, как способность к переработке и хранению новой информации, у братьев наших меньших (за редким исключением, вроде приматов), отсутствует, что блестяще проанализировал в своей фундаментальной монографии «Мышление и речь» психолог и языковед Лев Выгодский.

Это означает, что никаких «революций Гуттенберга» в животном мире происходить не может, и социал- дарвинисты уже в своих аксиомах не правы, поскольку простой факт наличия у человека речи - в противовес животному языку знаков, делает абсурдными любые аналоги между человеческим обществом и звериной стаей с ее естественным отбором и принципом «выживает- сильнейший». Человеческое общество способно к многообразию социальных связей и к перестройке их и изменению, и в основе этого - его величество Слово. Именно это произошло при Гуттенберге, когда священные тексты избранной касты, исполнителей божественной воли на земле, вдруг стали массовыми и доступными даже в провинциальном захолустье.

 

Русь приветствовала технический прогресс...

Кризис отношения общества к власти церковной и государственной, был и на нашей земле, в XVI веке, когда при Иване Грозном и митрополите Макарии свершается невероятное: благодаря станку Кирилла и Мефодия, (митрополит благоволил к ним!), Новый Завет расходится сотнями и тысячами экземпляров по всей России!

Но мудрый митрополит Макарий, поощрявший славянских книгопечатников, еще не осознал, какого джина он вместе с Иваном Грозным выпускает из бутылки. Сам факт возможности тиражировать священные книги столь вдохновила его Святейшество, что под его чутким руководством,  (и, пером протопопа Сильвестра), была создана «Степенная книга царского родословия», по сути, первый памятник древнерусской словесности, рассчитанный на чтение «простыми смертными», а не только монахами. Это была первая в русской истории книга, имеющая структуру коротких биографических (точнее, агиографических) рассказов, так что, (в отличие от той же «Никоновской первоначальной хроники» и «Повести временных лет» Нестора) ее читать можно было с любого места, в зависимости от того, какой именно князь или император читателя  интересовал. Впрочем, ни Макарий, ни Сильвестр, ни Иван Грозный, также поощрявший этот, как сказали бы сегодня, «проект», не просчитали простой момент. Типографский станок  позволял печатать не только Библию, или «адаптированную для массового читателя историю династии Рюриков у истоков государства Российского» (имеется ввиду «Степенная книга»), но и все, что угодно. А народу, как вскоре выяснилось, куда интереснее были переводные повести, скажем, о  походных приключениях Александра Македонского, или о мудром царе Соломоне и его зловредной жене, которые с каких только языков (включая болгарский и сербский) не переводились! Именно «Александрия», отпечатанная аж с пяти независимых рукописных версий (все они есть в литературных архивах) а не «Степенная книга» и расходилась в народе тысячными тиражами! Живой сюжет и приключения героев (даже иностранных!) оказались русскому обществу куда ближе декларируемой «святости» княгинь и князей (даже своих!). К слову, не только русскому обществу. В то время Европа  (где открытие Геттенберга проявило себя раньше),  уже переживала эпоху Возрождения, с ее гротескными  символами Боккаччо, Вольтера и Франсуа Рабле. Так в Древней Руси появился литературный «рынок». Уловив настроение и потребности народа,  появились и отечественные создатели жанровых произведений, так появилась русская житийная повесть, известным примером которой, стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских» за авторством священника- писателя- журналиста (!) Еремея- Еразма. Обмирщение (секуляризация словесности) шла оглушительными темпами, и в итоге произошло то, что чего меньше всего ждали венценосные покровители Кирилла и Мефедия. Появились газеты, а вместе с ними и оппозиционная пресса, ядовито и едко ругающая царскую и церковную власть.

 

И тучи сгустились над троном!

Сколь ни перепечатывалась «Степенная книга царского родословия», ее тиражи в народе не расходились, а оседали в монастырских кельях. «Хлеба и зрелищ!», требовал народ, и нес с базара лубочные картинки- древнерусские «комиксы», ядовитые выпуски газет, в которых борзописцы поносили Ивана  IV на чем свет стоит, а также новые житийные  повести о приключениях героев, которых священная политическая элита со главе с митрополитом Макарием и Сильвестром с радостью обвинила бы в «сделке с дьяволом».

Цензурный контроль над словом (до сих пор его осуществляла церковь) был утрачен. Слово стало массовым, народным, общедоступным. Появился доступ к достоверной информации, к правде! Ментальные установки общества оказались перевернуты. Впервые в русской истории церковная и имперская власть стали подвергаться открытой, оформленной в типографскую форму, критике. Джин был выпущен из бутылки.

Революция печатного слова - свершилась.

Что было дальше, мы знаем. Иван Грозный стал последним в династии Рюриков, а загадка его трагической смерти остается для историков загадкой. Митрополит Макарий скоропостижно удалился на остаток жизни в келью, создавая «вечную литературу» в стилистике агиографичных Великих Четьи- Миней. (Именно так! Определение «Великие» принадлежит самому Макарию).

Тучи сгустились над царским троном. Наступили Сумерки Богов. Царская власть рухнула. В 1547 году ( как раз в 400 летний юбилей Москвы) Московское княжество перестало существовать. Центробежные силы начали набирать обороты. За Российский трон началась крысиная возня множества родовитых претендентов. Боярские отпрыски, алчущие власти, готовы были перегрызть друг другу горло. Шуйские, Годуновы, Юрьевы, Голицыны... всех не перечислить. В России наступило смутное время. Время потери управления государством.

Время безвластия. Но - время свободы слова.

 

Интернет- пресса. Любители вытесняют  профи?

Сегодня мы переживаем нечто подобное. Кризис власти, сумерки Богов. И, одновременно, время - свободы слова. Участники социального Российского Стратегического Форума, что прошел 18 декабря 2010г в конференц-зале гостиничного комплекса «Измайлово» говорили как раз об этом.

«Журналистика перестала быть клановой», - отметил модератор секции «социальная значимость современной информационной политики»,  главный редактор портала ФОРУМ.мск Анатолий Баранов, - Сегодня мы переживаем революцию, сравнимую с той, что свершилась при появлении печатного станка Гуттенберга. Появилась «сетевая» журналистика, которая сделала информацию  общедоступной и не цензурируемой».

По словам Анатолия Юрьевича,  развитие сетевой  журналистики (или интернет-журналистики) трансформировало саму профессию журналиста. У многих дилетантов возник соблазн публиковать свои жизненные наблюдения в Интернете, то есть, иллюзия простоты журналисткой профессии.

Так, довольно быстро внутри еще не развившейся в полной мере сети интернет-газет, появилась сеть «индимедиа», которые исповедуют принципы, противоположные профессиональным принципам журналистики. Напомним, что «индимедиа»,  или  indy-media, от independent - «независимый», появились в 1999 году вместе с движением антиглобалистов в Сиэтле и пропагандируют так называемую «авторскую журналистику», когда контент сайтов создается не профессиональными журналистами, в первую очередь, публицистами, а самими посетителями этих сайтов. До сих пор ведется широкая дискуссия на тему «а не убьет ли индимедиа традиционную журналистку»?

Для профессионалов масс-медиа,  убежден Анатолий Баранов, такого вопроса не стоит. Точно так же, как при выступлении большого количества боксеров-любителей, все равно выигрывать будут боксеры-профессионалы, и именно на них будет «ставить» зрительская аудитория, так же, сколь бы ни развивались индимедиа, читательская аудитория все равно будет делать ставку на профи медийного рынка.

Интернет-мадиа - всего лишь одна из форм журналистики, но от выбора формы не меняется ее содержание. Лозунгом Интернета стало «сформируй мир, который тебе интересен, и притяни в свой мир других». Но без профессионального видения материала, многие создатели интернет- миров обречены на одиночество, мы хорошо это видели на примере моды на персональные сайты, свого рода «семейные интернет- альбомы», интересные лишь родственникам.

Профессиональная журналистика предполагает не только «умение писать без ошибок», но и определенное видение факторологического материала, умение собирать и анализировать информацию под определенным углом. А эти навыки вырабатываются годами. Чтобы подготовить хорошего аналитика в прессе, надо десять лет. Посетители сайтов способны создавать лишь видимость журналистики, а правильно подготовить материал, отвечающий всем профессиональным критериям, они не могут. В лучшем случае, они «тянут» на роль новостников- репортеров, и «бэкграунда» для аналитики не хватает из них никому, поскольку о специфике читательского мышления не задумывались в принципе, а тексты свои для индимедиа пишут по принципу «что вижу- то пою» или «размышлизмы о времени и о себе, любимом». Но это - атрибутика «социальных сетей» вроде facebook, и тому подобной коммуникационной самопрезентации, а не электронных газет.

В тот же время, как прозвучало на секции, посвященной информационной политике, сегодня наблюдается устойчивая тенденция сокращения рынка бумажных СМИ, и идет перераспределение внимание читательской аудитории явно в сторону Интернет- изданий. При выборе  читателя «платить» или «не платить», потребитель выбирает «не платить», то есть, идет в интернет. Сегодня Интернет- газеты уступают по качеству профессиональным, но это продукт, все же сопоставимый по качеству с печатной продукцией, к тому же легко доступный и бесплатный, и читатель охотно идет в сферу электронных СМИ.

 

Ощутимая революция ускользающей реальности.

О том, как  будет развиваться сетевая журналистика, следует судить на основе main-stream, а  им является сегодня  фильтр поисковых программ.  По мнению Анатолия Баранова, поисковики уровня goоgle, yandex и rambler сегодня  являются "хозяевами дискурса". Именно они выступают в роли медиаконцентраторов, распределяя контент на "значимый" и "бросовый". Именно поисковые системы задают новые правила игры, в которых в первую десятку порой попадает довольно  странная, с социальной точки зрения, информация. Так, например, вместо социальных митингов протеста, охвативших Москву, в первую десятку «важных новостей» медиа-концентраторы могут определять секс-скандалы звезд эстрады. Однако, именно включенность в этот main-stream и определяет ликвидность товара, в том числе, информационного.

Идет дифференциация журналисткой среды. В среде электронных СМИ, намечается два лагеря. Профессионалы заняты добыванием денег и  развитием портала, а любители думают над тем, как встроиться в профессиональную среду, и как влиться тонким ручейком в общий информационный поток. И, что уже бесспорно, так это революционная ситуация в прессе. Иногда ее называют «вторым кризисом Гуттенберга». Наверно, не очень удачно, ведь по отношении к подлинной революции не применим термин «второй». (Как не бывает ничего «пост - ». Например, мы говорим не «пост-феодализм», а «капитализм», итп). Впрочем, если шаблон «второй кризис Гуттенберга» все же адекватен реальности, то это не революция, а эволюция развития СМИ. Налицо факт, что технический прогресс сделал электронную прессу фактически неконтролируемой и бесцензурной. Российское законодательство не обладает понятиями «домен», «сайт», «портал», итп, и потому все его юридические статьи в отношении Интернета не работают. Электронная медиа-пресса превратилась в «ускользающую реальность», которую невозможно контролировать законодательно и физически, и которая все более востребована обществом.

 

Ростки нового общества?

Именно эти характеристики подчас и делают медиа-порталы более  смелыми в своих публикациях, а потому и более эффективными, чем обычные СМИ. И не случайно в этом году электронное издание «Правда-инфо» получило сразу две награды, Диплом Союза Журналистов России (за подписью В.Богданова) и премию «Серебряный Стриж» Ассоциации Журналистов-Экологов, как следует из диплома, «За бесстрашную защиту экологических интересов Российского общества».

Эпоха интернета развернула «кризис печатного слова», подобного кризису эпохи Гуттенберга, когда простой печатный станок вывернул наизнанку установки общества. Технический прогрессом сократил глобальный разрыв между «элитой» и «народом», и создал новые социальные связи. Нынешний медиа-кризис подобен и новаторству Кирилла и Мефодия, когда задуманная церковью пропаганда неожиданно обернулась уничтожением церковной цензуры, и когда были нивелированы основы  привычного государства, и в стране, потерявшей управление, наступала смута.

И сегодня, технический прогресс опережает реальность, и старые мировоззренческие установки. Но наступает время, когда сознание человека формирует именно эта, виртуальная реальность и ее ценности. Человек тем и отличается от животных, что его «вторая сигнальная система», это не прямое отражение «реальности, данной нам в ощущениях», а отражение параллельного мира, созданного словом, (что продемонстрировано у Л.С.Выгодского в  монографии «Мышление и Речь»).

Как это ни жестоко, но чтобы влиться в новый мир, с его виртуальными технологиями, прежней ментальности общества, построенной на индустриальных принципах, придется умереть. Такова специфика всех революций. Такова специфика кризиса. И тут, словами А.С.Экзюпери, «чтобы выросло дерево, должно погибнуть зерно».

Сумерки умирающих богов еще скрывают ростки уже пробивающегося на свет нового общества.




Рейтинг:   2.93,  Голосов: 29
Поделиться
Всего комментариев к статье: 54
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
слово=символ
chvv написал 20.12.2010 12:49
Любое слово лишь образ действительности. Можно сказать и так, что слово есть аккустический образ смысла. Т.е. если к себе приглядитесь, то заметите как проговаривание мыслей затрагивает голосовые связки. Далее включается механизм взаимосвязей благодаря чему слова приобретают психологическую окраску и люди профессионально пишущие прекрасно чувствуют эти взаимосвязи. Однако есть и другие способы, например - иероглифы, где с помощью графического изображения передается образ. В чем различия? Главное различие что грамматическая составляющая построения слов позволяет передавать тонкие нюансы, одна иероглифный подход развивает образное мышление. Т.е. всего с помощью трехдесятков букв удается передать великое разнообразие смыслов, а при иероглифном каждый образ требует своего иероглифа. Наверное (на взгляд не спеца), древне-русская письменность похожа на компиляцию букв и иероглифов (слоговая письменность). В мире духа акустики нет, там работают либо образы напрямую, либо через символику иероглифов (однако лишь для тех у кого дух предрасположен к такому восприятию). Перевод образов в тексты происходит уже в наших головах и у каждого по своему.
Возникает вопрос что есть образ и как он шифруется в головах. Образ обычно подразумевается от изображения. Но на изображениях логику не построить и на компьютерах ее нет. Однако возможно что образы - это компиляции различных составляющих, а именно изображения и словарные. Однако возникает проблема астрактого восприятия слов. Попытайтесь представить себе слово любого действия, например летать. Уверен что почти все увидят картинку, однако при этом будет следовать добавление - как-то так. Поэтому и повторюсь, слова не магия, а образы или частный случай символы. Так что марксизим здесь не поможет.
Имею спросить
Соглагольник написал 20.12.2010 12:29
Для себя я все уяснил: десять лет без права переписки. К тому же в столь недоступной простому смертному профессии кухарка так навсегда и останется кухаркой. Только как быть с тем, кто и дипломчик в кармане имеет, и стажа у него вполне хватает. Даже бывает обласкан вниманием и наградами в среде своих же собратьев, но так и не научился анализировать информацию под тем самым определенным (кем определенным?) углом. А он все пишет, пишет...
И еще. Как же называлась та, вторая древнейшая? Вы не забыли, Анна?
Re: Гранатова Анна
УРАГАН!!! написал 20.12.2010 11:39
ПОШЛИ ЕГО Н А Х У Й !!!!
Гранатова Анна
Торричелли,,, написал 20.12.2010 11:27
Из статьи следует,что Вы,Анна Анатольевна,типичный идеалист,отринувший марксистское учение,его ясную логику и пустившуюся извлекать смелые выводы из океана пустоты.Примеры?-сколько угодно.
1.Автор-"Революция слова:сумерки богов"
Не слово производит революцию,а мышление воли.А это не одно и то же.Бывают эти вещи совпадают,а бывает,что и разнятся и даже противоречат друг другу.Так что-поаккуратнее в терминах,пожалуйста.
2.Материалист думает так же,как и апостол Иоанн-"Бога не видел никто,никогда"(Иоан:1.18).Он думает,что вначале была природа,а не "слово" и готов согласится с идеалистом в том,что бог существует только в том,что он есть ЧАСТЬ природы и то только из вежливости.
3.Не "техническое открытие сделало свое дело",не "власть слова,которая "подобно центрифуге разбила молоко общества на сливки и воду",а развитие производительных сил,которые постоянно входят в противоречие с производственными отношениями,разбивают общество на классы и производят революции."Мы знаем одну единственную науку-науку истории" говорил Маркс.Вы понимаете,Анна Анатольевна? НАУКУ! А не божьи слова и уж тем более не человеческую словесную дребедень.
4."Человек,как известно, отличается от животных "второй сигнальной системой".Отсюда четко видно,что Вы готовы считать человека "подобием бога".Между тем,некоторые люди считают,что "из за того,что человек принужден 3 раза в день думать о еде,ему не так то просто возомнить себя богом".Ну а некорые из богоподобных ВСЁ ВРЕМЯ думают о еде.Два пальца в рот-и снова готовы жрать и жрать.Так что НАУКА ИСТОРИЯ каждый раз тычет нас всех физиономией в одно и то же-в то,что человек это животное,которое "отличается" от ДРУГИХ животных "второй сигнальной системой",то есть способностью в основном забалтывать свои мысли и скрывать правду.В этом он ХУЖЕ любого бессловесного животного.Да и что это за богоподобный такой,который готов извести все живое на Земле себе на продукты? А?
5.Бесспорным является то обстоятельство,что традиционная журналистика,в известном смысле,спустилась с "небес" на землю,раз уж заговорили про индимедиа,а значит и про различия себя(любимых)от нас-(прочих нелюбимых).Чтобы решить эту задачу(вместе с Вами) я могу привести Вам слова американской поэтессы Барбары Стайн-"Все ненормальное вызывает у меня раздражение.В ненормальности есть уже что то унылое,очевидное.Зато все нормальное сложно и непредсказуемо".Вот и разгадка различия вас,профессиональных журналистов,"всю сложность работы которых мы(индимедиа) недооцениваем" по Баранову и нами,простыми индимедиа.МЫ НОРМАЛЬНЫ,а значит и непонятны вам -профессионалам,а значит и ненормальным.Мы говорим от себя,говорим наболевшее,а вы говорите профессионально и за деньги.И поднимая специальные,профессиональные проблемы,вы в силу своей профессии становитесь РАБАМИ этой самой профессии.А мы-свободны!! И тот факт,что "наиболее ликвидным является тот товар,который касается секс скандалов звезд эстрады",а не митинги протеста,говорит только о том,что все эти пидоры,типа Фили Киркорова и Бори Моисеева НЕИНТЕРЕСНЫ САМИ ПО СЕБЕ.Они вычурны и неинтересны думающим людям,а интересны только таким же рабам,как и они сами.Актеры в зрительном зале,актеры на сцене-между ними НЕТ разницы,так как подобное тянется к подобному.А МЫ-зрители в интернет пространстве,а значит НЕПРЕДСКАЗУЕМЕЕ и ИНТЕРЕСНЕЕи вас,актеров интернет пространства.
6.Могу вас успокоить,журналистика не вымрет.ПРОСТИТУЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА.
7."Сумерки умирающих богов еще скрывают ростки уже пробивающегося на свет нового общества".
Да.Это будет обшество болтунов,лежащих под финиковыми пальмами с открытыми ртами и ждущими,когда в них что нибудь свалится.Одним словом-будет тот самый рай о котором вы грезите.
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ!!! ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА!!!!
УРАГАН!!! написал 20.12.2010 10:20
МЕДВЕДЕВ!!! ПУТИН!!!
Денежная масса М2 увеличилась с 1991 года и по сегодня в 19 000 раз (!), и все мимо бюджета, все в карман олигархов.(Волобуев)
=================================
ГДЕ ДЕНЬГИ, ПРАВИТЕЛИ ГОСУДАРСТВА?
Скоро прорастем...
Влад написал 20.12.2010 10:08
Чтобы выросло зерно-нужно в землю положить дерьмо.За что бы "наши" властители не взялись, итог один-дерьмо. Скоро прорастем ???
(без названия)
ded mazaj написал 20.12.2010 09:45
Анна, в вашем материале сквозит желание поиграть в ученость. Если бы вы отжали воду, сократили статью хотя бы в три раза и упростили стиль изложения, то произвели бы на публику гораздо большее впечатление.
Революция слова: сумерки мозгов
Читатель написал 20.12.2010 07:18
Чего накинулись на девушку, бляди! Сказано ж вам:"Революция слова: сумерки мозгов". Каждый день читаете параноидальный бред трех пидрил: Какашкина, Деляжкина и Мухина и ничего - морду не воротит! А тут стоило одной симпатяшке напИсать хреновину - и все, как с цепи сорвались, пидарасты форумные.
Потрясающая безграмотность
Владимир Е. написал 20.12.2010 06:41
>центрифуги», разбивающей молоко на сливки и воду
Кто бы создал центрифугу, "разбивающую" мозги журналюг на слышанные где-то "умные слова" и собственную водичку вместо серого вещества?
(без названия)
фантомас написал 20.12.2010 06:36
Причем здесь Кирилл с Мефодием, "революция слова" и "сумерки богов"?
Дэвушка ты бы сначала думала а после писала.
Много букф написал 20.12.2010 05:24
Баранов, сам читай такие статьи на ночь.
Потрясающая безграмотность!
Сов ОК написал 20.12.2010 05:22
Кирилл с Мефодием жили в 9-м веке, когда никакого книгопечатания не было. Русским первопечатником считается Иван Федоров, живший в 16-м веке.
(без названия)
xxl написал 20.12.2010 03:12
" ...Человек тем и отличается от животных, что его «вторая сигнальная система», это не прямое отражение «реальности, данной нам в ощущениях», а отражение параллельного мира, созданного словом, (что продемонстрировано у Л.С.Выгодского в монографии «Мышление и Речь»). ..."
Ну это не совсем так. Во-первых есть такая философская КАТЕГОРИЯ как МАТЕРИЯ.
Во-вторых есть такая философская категория как СОЗНАНИЕ.
В-третьех есть такая философская категория как ОТРАЖЕНИЕ
Остановимся на категории отражение.
По определению ОТРАЖЕНИЯ см. например Философский Словарь -
материалистическая диалектика различает :
а) ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ, присуще высокоорганизованной материи (животных и человека)
б) и ОТРАЖЕНИЯ в неорганической природе.
Отражение в неживой природе характеризуется как свойство вещей изменяться под воздействием других вещей.
Психическое отражение возникает у животных и человека в результате воздействия на их отражательный
аппарат (высокоорганизованную материю, в виде мозга в животных и человека).
Принципиальное отличие мозга человека от мозга животных это есть способность мозга человека
к САМООТРАЖЕНИЮ) - т.е. то, что мы называем сознанием. Это самоотражение НЕ ОБЬЯЗАТЕЛЬНО выражается в ВИДЕ
СИМВОЛОВ, слов например, может происходить и ДРУГИХ ФОРМАХ - например КАРТИН, ЗВУКОВ и т.д.
Сам по себе прицесс отражения имеет свою структуру и уровни. Так, сводить сам процесс отражения
к примитивному посылка-прием есть антинаучно.
(без названия)
гра написал 20.12.2010 02:14
Аня. Вы профессионал? Тогда чего здесь устроили лекцию о пользе и вреде слова. Здесь подготовленная публика тусуется. Им палец в рот не клади. Не забываеите слова Антона Палыча Чехова про сестричку таланта. А ,то начали издалека-с Гутенберга, с Мефодия. И спич про братьев наших меньших? Это для какой ясельной группы? А итернет сообщество тем и сильно, что ему мозги затуманить и уйти, просто так не удастся. И конкурент журналистике очень серьезный. Серьезный тем, что обратную связь не только предполагает, но и имеет. И в этом его сила. И господин Баранов, не побоюсь этого слова, не последний в ряду проводников этого жанара. Далеко- не последний. Респект ему за это. Прошу не считать за рекламу или подхалимаж.
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss