На сайте «Сегодня» появилась любопытная публикация экстравагантного автора Олеся Бузины, в критическом ключе пишущего об украинской истории. На этот раз Бузина, в частности, затронул тему бесчинств Запорожского казачьего войска в Московии в период Смутного времени почти 400 лет назад. Ниже этот фрагмент предлагается вниманию читателей.
Агрессия гетмана Сагайдачного против Москвы
Сколько вылито чернил на описания агрессивных войн Российской империи против якобы несчастной Украины. А ведь первыми напали на Россию именно «хохлы»! Случилось это задолго до похода воеводы Ромодановского на Конотоп и «бiльшовицькоi навали» на станцию Круты - в 1618 году. Как раз в августе круглая дата выпадает - 390-летие. Между прочим, событие это даже в народной песне описано:
Ой на горi та женцi жнуть,
А попiд горою
Яром долиною
Козаки йдуть.
Попереду Дорошенко
Веде свое вiйсько,
Вiйсько Запорiзьке
Хорошенько.
А позаду Сагайдачний,
Що промiняв жiнку
На тютюн та люльку,
Необачний.
Гетмана Сагайдачного и его заместителя Дорошенко вместе с двадцатью тысячами готовых на все профессиональных душегубов наняло варшавское правительство, чтобы посадить на московский престол польского королевича Владислава. Первой жертвой казаков стал город Путивль. Сейчас он входит в состав Украины. А тогда был русским - таким же, как Севастополь до передачи его Хрущевым.
Потом запылали Ливны, Елец, Лебядин, Данков, Скопин, Ряжск... Во всех этих городах оккупанты-запорожцы, по словам современных украинских исследователей Александра Чувардинского и Анатолия Палия (есть еще и у нас честные историки!), уничтожили «многих мужчин, женщин и детей до младенческого возраста». Этот факт приводится в их книге «Гетман Сагайдачный», изданной в 2002 году.
А у нас еще говорят о каком-то Батурине! Да казаки почти за столетие до взятия Меньшиковым мазепинской столицы устроили в соседней России чуть ли не десяток «батуринов»!
Труп лежал на трупе! Вояки Дорошенко убивали священников даже на Рязанщине. Жители выдержавшего осаду Сагайдачного крошечного городка Михайлов отмечали 27 августа 1618 года (день, когда «злой Сагайдак» снял осаду) как самый великий праздник вплоть до Октябрьской революции! Да и отчего им было не праздновать? Ведь гетман, разозленный потерями своей «орды» под Михайловым, пообещал, что всем михайловцам от мала до велика прикажет отрубить руку и ногу и бросить псам!
Окончательно агрессию Сагайдачного остановили только под Москвой - прямо у Арбатских ворот, через которые собиралась победоносно войти в царскую столицу объединенная польско-казачья армия. Не вышло!
А всего через полтора года тот же гетман Сагайдачный уже направляет миссию в Москву, сообщая о желании Войска Запорожского послужить русскому правительству! Его вислоусые послы еще и просили, как указывает запись в Посольском приказе, «чтоб их государь пожаловал, як своих холопей». Самое смешное, что злобные 'москали', вместо того, чтобы разорвать этих дипломатов-погромщиков на части или отрезать у них по руке и ноге, по рецепту Сагайдачного, еще и наделили их жалованьем - отходчив, оказывается, русский народ!
Ущерб, нанесенный украинскими захватчиками культурному наследию России в эпоху Смутного Времени, не поддается точному исчислению. Можно только сказать, что он колоссален. Именно тогда теряются следы знаменитой библиотеки Ивана Грозного. Исследователи ищут ее до сих пор. И, уверен, никогда не найдут - ее слопали до последнего листика украинские и польские оккупанты, захватившие Кремль в 1612 году!
Большинство тогдашних книг были написаны на телячьей коже - пергаменте. Кроме пищи для ума, он содержал еще и обычные питательные вещества. А в корешках был такой вкусный органический клей! Не то, что нынешняя «химия»!
Когда армия Минина и Пожарского осадила Москву, изгоняя из нее казаков и польских солдат, среди которых тоже хватало украинцев, в блокированном гарнизоне начался голод. Жрали все - сначала собак и кошек, потом пояса и конскую упряжь, и, наконец, даже книги и друг друга!
Киевский купец Богдан Балыка, переживший эту осаду, оставил поучительнейшие воспоминания о своем участии в нашествии на Москву. Он описывает, как наемники на польской службе заморили червячка московскими пленными, которых им подали прямо из тюрьмы, как сжевали без соли выкопанного из могилы солдата Воронца, как не провисел и часа на виселице казненный за мародерство казак Щербина - его тут же «на штуки разрубили и изъели».
Сам же Балыка со своим приятелем Супруном спаслись только тем, что нашли «килька книг пергаменовых; тым есмо и травою живилися». Эти воспоминания напечатаны в дореволюционном научном журнале «Киевская старина».
Видимо, не один Балыка разнообразил свой рацион литературными памятниками. Многие книги существовали в единственном экземпляре. Теперь их уже не восстановишь. А жаль. Ведь даже «Слово о полку Игореве» уцелело только потому, что его рукопись хранилась в отдаленном монастыре под Ярославлем. Сколько таких шедевров переварили в своем брюхе безграмотные казаки во время тогдашней оккупации Москвы?
От редакции: Гетман Сагайдачный и впрямь не был гуманистом и не исполнял международных конвенций, определяющих правила ведения войн. Не исполнял потому, что таковых в то время просто не существовало. Закономерен вопрос: одни ли украинские казаки действовали описанными выше жестокими методами или это 400 лет назад было в тогдашней Европе общим правилом?
Приходится согласиться со вторым утверждением. Так, во Франции незадолго до описываемых событий была Варфоломеевская ночь, положившая начало религиозным войнам, продолжавшимся три десятилетия. В Испании во всю пылали костры инквизиции, из страны по национальному признаку изгонялись миллионы арабов, берберов, евреев, в силу чего была уничтожена уникальная мавританская культура аль-Андалуза, самая передовая в средневековой Европе.
Уже после Смутного времени на Западе началась Тридцатилетняя война, в результате которой население Германии сократилось на 75%, и целые области этой страны обезлюдили в буквальном смысле слова. Еще позже произошла революция пуритан в Англии, одним из трагических эпизодов которой стало завоевание католической Ирландии, стоившее «Зеленому острову» половины его населения. А "король солнце" Людовик Четырнадцатый вел многолетнюю войну с собственными крестьянами-"еретиками" на юге Франции, получившими в истории названием "камизаров", которых физически истребляли, вспарывали животы женщинам, поднимали детей на пики и т.п.
Чтобы далеко не ходить, достаточно обратиться к Московии, Смутное время в которой отделено какими-то двадцатью годами от деспотического царствования Ивана Грозного. В официальную историю этот правитель вошел по таким событиям, как завоевание Казани, сопровождавшееся поголовным истреблением защищавших город татар и разрушением уникальной мечети Кул-Шариф.
Другой известный эпизод - профинансированное олигархами Строгановыми завоевание Сибири частным казачьим войском под началом атамана Ермака Тимофеевича. Еще эпизод - затяжная Ливонская война, переросшая в крупномасштабный конфликт, в котором Московия потерпела поражение от Речи Посполитой - многонационального государства поляков, украинцев, белорусов и литовцев.
Известно также об опричнине, но лишь в общих чертах. А вот о завоевании и уничтожении царем вместе с его жителями русского города Новгорода, знаменитого своими демократическими традициями, официальная российская история предпочитает умалчивать. Именно от этого события ведет начало термин «Московская орда».
События Смутного времени всегда являлись предметом многочисленных исторических фальсификаций в угоду династии Романовых и Московской патриархии. Их пытались и пытаются представить как польскую интервенцию, против которой якобы поднялся весь русский народ. На самом деле в составе «Орды» - Нижегородского ополчения Минина и Пожарского - этнических русских было не так много, в основном там были татары, чуваши и представители финно-угорских народов - мордва, марийцы.
С другой стороны, главной движущей силой смуты были совсем не иностранцы, а казаки. Как впоследствии те же казаки стали главной движущей силой антикрепостнических народных восстаний С.Т.Разина и Е.И.Пугачева.
Смута стала возможной в виду глубочайшего кризиса крепостнического самодержавного государства, полного раздрая в его верхушке, в котором церковные деятели сыграли не последнюю роль. Так, будущий Московский патриарх Филарет, отец будущего царя Михаила, успел послужить и Лжедмитрию I, и Лжедмитрию II, и Семибоярщине - переходному олигархическому правительству Московии, пригласившему на русский престол польского королевича Владислава и организовавшего ему целование креста - приведение населения страны к присяге новому царю.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного - политическая проституция, в которой обвиняет Ридигера-«Дроздова» и его клику бывших агентов ГБ опальный епископ Диомид, являлась отличительной чертой РПЦ МП на всех этапах ее существования. Эта черта позволяла сначала возвеличивать по сугубо политическим причинам того или иного деятеля, а затем вновь по политическим причинам предавать его же церковной анафеме, как впоследствии это было с гетманом И.С.Мазепой, упомянутыми выше С.Т.Разиным и Е.И.Пугачевым, а в Смутное время - с вождем антикрепостнического народного восстания И.И.Болотниковым, которого сперва церковники величали «воеводой чудом спасшегося царя Дмитрия», а потом - «злодеем» и «турецким шпионом».
Другими словами, гетману Сагайдачному было в чем поучиться «политической гибкости» у Московской патриархии. Но, абстрагируясь от жестокостей и вероломства, присущего той эпохе, следует выделить главное: Смутное время было массовым народным движением против самодержавного деспотизма, за свободу и волю, против крепостного рабства, за казачью, военно-демократическую организацию жизни общества, за государственное воссоединение русского народа с братскими украинским, белорусским, польским и литовским народами.
Фактически это была попытка революции, попыткой повернуть цивилизационный вектор развития Московии, интегрировать ее в Европу. Но попытка провалилась, азиатская Орда оказалась сильнее, и восточным рубежом Европы в итоге стала не Россия, а Украина.
Тем не менее, Смутное время показало механизм того, как надо делать в России революцию. По сути дела Великая октябрьская социалистическая революция воспроизвела схему Смутного времени в иных исторических условиях. Большевики во главе с В.И.Лениным победили, пользуясь крахом власти в результате внутренних противоречий и используя в своих интересах иностранную помощь. Не менее важно, что большевики сделали ставку на пассионарные национальные меньшинства - евреев, армян, грузин, латышей, венгров, даже китайцев, - своего рода аналогов вольных казаков эпохи смутного времени.
Актуальна эта схема и сейчас, тем более, что регрессивная ельцинско-путинская «элита» по определению не способна ни на что кроме воровства нефтедолларов, в силу чего задачу ее тотальной ликвидации ставит сама история. Но решение этой задачи возможно только опробованной схеме: разжигание раздрая во власти - внешние поражения режима - создание союза пассионарных революционных элементов, в основе которого будут способные договориться между собой представители стран ближнего зарубежья и национальных окраин Российской Федерации.
Спросите, почему не русские? Российские фашисты приписывают Л.Д.Троцкому такую фразу: «Единственной способной к самоорганизации частью русского народа являются казаки, которых поэтому нужно истребить под корень». Вне зависимости от того, говорил ли так Л.Д.Троцкий или нет, казаков истребили, а то, что сегодня бегает в лампасах - это не казаки, а ряженые. Таким образом способных к самоорганизации элементов в русском народе, к сожалению, не наблюдается, и именно поэтому он так остро нуждается в интернациональной помощи, которая только и позволит ему сделать новую революцию, под корень уничтожить ельцинско-путинских паразитов и выбрать, наконец, правильный цивилизационный вектор.
Владимир Филин, руководитель украинской редакции ФОРУМа.мск
|
|