Рецензия на биографический роман Игоря Минутко об А.Н.Яковлеве часть первая
Классовая память
Только сейчас мы понимаем, каким каленым железом надо было социализму выжигать эту собственническую почву кулацкую - не она ли в станице Кущёвской дала новые всходы, всех этих новых Салтычих-Цапков, которых породил всё тот же, «провидцем» Яковлевым и обустроенный Большой Хапок?! Фермеры вместо колхозов - в чистом виде. Не нравится, не этого хотели демократы? Опять «получилось как всегда»?
Вот кто переходил перековку на Беломорстрое, в частности - всегда криминально опасный, контрреволюционный кулак. Это и было советизацией масс - но осадочек оставался. Не у отцов - у детей. Вот и Минутко вполне ведь сын эпохи, 1931-го года, первой пятилетки сын, а сколько вдохновенного бичевания родины-матери! Понимая, что бумага ельцинского фонда всё стерпит, биограф Яковлева вплетает и свои перестроечные статьи-трели в книгу: «Перечислять взращенное коммунистической системой зло в «простом советском человеке» можно долго. Я выделю лишь два фундаментальных его «древа», которые старательно культивировались в душах послушных и униженных стад человеческих в течение всей советской истории, - атеизм и социалистическое отношение к труду, обратной стороной которого является убиение чувства хозяина в каждом члене «нового общества».
Вот как! С самим Маяковским спорит классик, с главным тезисом его «Хорошо!». Ну, конечно же - ведь «общее - значит ничье», как сказал другой великий горбачевец, Нуйкин. Но, прочь эмоции! Прислушаемся, как в речи Минутко отчётливо слышны покаянно-перестроечные нотки. Всё та же коллективная поэма зажравшихся баловней советской системы в их дачных кооперативах: «Плохо!». Капитализьму хотим, свободы!
Это шедевр своего рода - так завирально и искаженно видеть историю родной страны, на каждом шагу игнорируя простейшую логику. Ведь эти плевки стали будничными за ту «сумеречную» пятилетку, которая стерла прежде всего в сознании будущих дорогих россиян завоевания десятка предыдущих. Выходит, и Гагарин, типично простой советский человек - недочеловек, на минутку. И сколько еще таких, с убиенным хозяином внутри - совершавших подвиги социалистического, бескорыстного строительства, цветущих, бодрых советских людей... И все они «от Диавола»: «И началась коммунистическая порча русского народа (...) Еще в семидесятые годы казалось: возврата нет, Россия погружается во мрак, исчезает с лица земли великая нация, растворяясь в исторической общности под тоскливым названием «советский народ».
Вот оно как! А мне, родившемуся в 1975-м, что-то ничего такого не казалось. Может, когда не крестишься, то и не кажется - а, Минутко? Великая страна, весёлые, доброжелательные люди, мировые рекорды, обеспеченное будущее, растущее население, гордая Олимпиада-80 - это и есть погружение во мрак? Воистину для ельцинойда чёрное это белое: в 1975 году удельный вес СССР в производстве мировой промышленной продукции составлял 20% , а валовой внутренний продукт 10% от мирового. Для сравнения: в 1999 г. валовый продукт США составлял 20,4% мирового, а стран - членов Европейского Союза - 19,8% (А.И.Уткин. Мировой порядок XXI века. М., 2001, с. 241). До 1985 года СССР занимал 2-е место в мире и 1-е в Европе по производству промышленной продукции!
Что ж, Минутке посчастливилось пожить и при новых хозяевах. И как? Вот Цапок, например, и его тридцать разбойников совершили в Кущёвской убиение не «хозяина внутри», а непокорного конкурента снаружи, всей его семьи, включая детей... Издержки двадцатилетнего замаливания «грехов большевистских», болезненная прививка частной собственности?
Но боится слуга-интеллигенция нового класса-гегемона, как и первоначального, всегда кровавого накопления капитала - сторонится столичный писатель всего, порожденного его грезами «о свободе». Вот и глядит с затаенным наслаждением на пожар за высоким забором, и боится себе признаться, что все дело его жизни есть позорное, траурное потрескивание «костров на площадях» страны, которой нет, и что лакейский роман его - худшая себе эпитафия. Ведь потомки-то куда умнее, и если уже сегодня не знают имени Яковлева (на что пожаловался М.Кабаков, о чем далее), то кто завтра вспомнит Минутко, и в связи с чем? Разве что как адвоката идейного убийцы первого социалистического государства. «Сегодня опять открыто окно, за которым в лесу, в изумрудно-зеленых березах тихо, монотонно шумит дождь. А у меня перед глазами вчерашний пожар. Гиена огненная (снова цитирую с опечатками, хотя религиозен вроде бы не я, а Минутко - Д.Ч.)... Не знаю, как объяснить, но та трагедия - люди разделенные забором, бессильные помочь друг другу и вместе победить беду, - все это в моем сознании связывается с 28-м съездом КПСС, каким я его представляю, каким пережил вместе со своим одиноким героем.»
Интеллигентский аутизм
Так и слышу этот голосок опрятной набожной старушки. Разделяющий людей забор - чего тут объяснять? Это и есть венец попытки «превратить Советский Союз в цивилизованное демократическое государство». В котором у вас, бабушка, - о чем вы плакались украинцу на курорте, - нищенская пенсия. И только ельцинские надбавки помогают - вот она, ваша демократия! Классовое общество - это общество заборов, овчарок на страже частной собственности, которой становятся не только бывшие советские заводы, но и пруды, леса. Вам не нравился советский социализм - ну так радуйтесь постсоветскому капитализму! Что, снова совесть что-то шепчет? Так это советская совесть, рабы вы божьи запоздалые! Так кайтесь не за преступления Эпохи, вас взрастившей, в космос поднявшей страну и давшей миру невиданные достижения - а за свое пособничество преступлениям против советского народа, совершенным номенклатурой-предательницей! Вы, пророки Постэпохи... Это какую же беду не могли победить вы вместе с Яковлевым тогда, в СССР? Вроде всех победили - теперь страна стабильно деградирует и вымирает уже под маркой РФ, не сверхдержава, а сырьевой резервуар для индустрий Европы и Азии... Есть еще какие-то претензии к большевикам?
Да: о том, что народ не знает своих героев, очень сокрушался Марк Кабаков, старейшина средь ельцинойдного зала. Ехал на такси в ЦДЛ, а таксист-невежда, сорока одного года от роду, - не вспомнил, кто такой Яковлев. Не удивительно: уже сегодня фамилия здравствующего актера заслоняет фамилию покойного предателя КПСС. Марк тут же стал пенять залу: мол, он, один из защитников Белого дома, не может слышать, как кто-то стыдится того, что был в 1991-м за Ельцина у БэДэ. Тоже фронтовик - а туда же... Август 1991-го, говорит, для меня событие, равное по значению Великой Победе. Ну, приехали!
Тут ведь и судья исторический наш, на самом питерском из телеканалов, Сванидзе, стал защищать Яковлева именно как фронтовика: мол, герой войны, морпех. Но стоило ли защищать СССР, чтобы потом своими руками уничтожить его организационно-идейную скрепу, КПСС? Они все ссылаются на какой-то русский фашизм - вспоминая и 1993-й год, оправдывая свое одобрение танкового расстрела парламента. Но в России никто и знать не знал этого фашизма до 1991-го года, зато сейчас в год ксенофобствующая фашня убивает сотни «инородцев», тоже косвенный итог переклепки СССР в «цивилизованное демократическое государство».
«И только то, что с утра накрапывающий дождик вдруг превратился в густой ливень, предотвратило катастрофу, которая в сухую летнюю погоду была бы неминуемой. Как тут не вспомнить «Рука Всевышнего отечество спасла». Ведь для каждого из нас загородный дом, выстроенный с огромными трудностями, обихоженный собственными руками, любовно обжитый, - наше маленькое отечество». Вот оно! Мой дом - моя крепость. Вот вся их идеология - этих моментально уверовавших антисоветчиков, ненавистников коммунизма. «Домик в деревне» - обывательщина, самая махровая обывательщина, в которую выродилась советская культура не абстрактно, а в тех, кто учился у Кассиля, Чухрая. Чухраевское небо - само им упреком, своей широтой, советским размахом взлета в него на новом истребителе сверхзвуковом (вы поняли, о каком я фильме). Но за взлетами пришли падения. За советскими альтруистами пришли их ученики, обыватели-антисоветчики. Что им страна, по данным последней переписи, в очередной раз сократившаяся на миллион? Им когда-то не давали покоя по яковлевским подсчетам 60 миллионов умученных властью рабочих и крестьян, а теперь им бы дачку достроить, детишек пристроить, и - гори все остальное синим пламенем...
До чумы и до сумы
«Доедая рыбную солянку, с аппетитным куском отварной осетрины, наблюдая торопливо, но с явным удовольствием насыщающихся своих однопартийцев, Яковлев вдруг подумал (как всегда в таких случаях, это соображение словно упало откуда-то сверху, помимо его воли): «Какие убийственно точные слова! У нашего русского гения много подобных афоризмов-озарений: «Пир во время чумы». А ведь мы все воспринимаем это как должное»
Пытается Минутко и тут показать благородство «великого» своего героя - мол, от какого меню отказывался, предавая КПСС! Вот только до чумы тогда было еще далеко, а уровень ВВП даже не лучшего 1990-го года, когда все эти кликуши орали про непомерно раздутый военно-промышленный комплекс и «сталинское наследие» в экономике - не достигнут «цивилизованным демократическим государством» поныне. И даже бюджетообразующая нефтянка отстает от советской. В такой ситуации что ж делать? Надо пасть в ножки олигарху Прохорову за его прогрессивнейшее предложение увеличить рабочую неделю до 60 часов. Вот это - цивилизованно! Не как в отсталой Европе - 35 часов. Но это уже упреки вроде как не к Минутко и Яковлеву.
Ведь чем еще очаровательны ельцинойды: они искренне недолюбливают Путина, вообще-то, и даровавшего Ельцину пожизненные привилегии. Более того, и после смерти Ельцина мы ему платим: в распоряжении правительства от 23 декабря 2009 г., опубликованном в банке данных нормативных актов кабинета министров, предусматривается, что средства в размере 1 млрд рублей на поддержку Фонда "Президентский центр Б.Н.Ельцина" предоставляются за счет бюджетных ассигнований, "предусмотренных Минфину России согласно закону о федеральном бюджете на 2009 и плановый период 2010-2011 годов". Ну, на одну такую книгу в год ведь можно наскрести - верно? Тем более что денежки-то это наши, как и нефть - по ельцинской даже конституции.
А еще верные антисоветской идее обижаются на Путина и за гимн, который Никита Михалков пролоббировал. Всем этим неблагодарным уроженцам тридцатых ударных годов - противно слышать «большевистскую музыку» Александрова, им там мерещится кровь и репрессии... Для них столп ельцинского режима Никита Сергеевич - тоже рудимент социализма, наверное.
Бедные геростраты так и не поняли, что ни с какими репрессиями не сравнимы девяностые и нулевые - если за двадцать лет страна в год уменьшалась минимум на миллион. Это уже не с 1937-м, это с Великой Отечественной надо сравнивать - последствия вашего, Кабаков, августа 1991-го. А еще отпавшие республики, а в 1992-м вообще шоковые показатели. И невдомек Борисовым невестам мужского и женского пола, всем этим опрятным старушонкам - что Путин Яковлева «забыл» наградить и на парад позвать не по идейным соображениям, а сугубо из пиарных расчетов - блюдущие его рейтинг как ту Кощееву иглу, не дали бы оступиться. А рейтинг это его все. И он падает, и власть ельцинских наследников падет.
Богоборец
Впрочем, не так колоритен Яковлев за партийной трапезой, как открывающий бога Яковлев. Говорю же: противоположности в старости сближаются, и вот уже Минутко тянет туда же, куда улетал «красно-коричневый» герой прохановского одноименного романа. Богоискательство не разбирает патриотов и ельцинойдов - косит всех широким взмахом. Объективная общественная деградация, что поделаешь - в старь уносится разум.
«Яковлев нажал кнопку между сидениями. Бесшумно поднялось звуконепроницаемое стекло с видимостью только в одну сторону: пассажиры на задних сидениях видят водителя, а он их нет. Удобный, даже уютный вакуум с кондиционером, телефонной связью, с баром (...) Он включил свет и вынул из кармана иконку...»
Вот это снова не в бровь: сидящий в самом высокотехнологично оснащенном ЗИЛе страны ее идеолог - извлекает иконку. Точнейший образ, Минутко, вы почти Нобелевский лауреат! Действительно, провидец. Уже здесь, в ладони руководителя-предателя КПСС - двадцатилетие общественного регресса, тотального обнищания, распродажи заводов на металлолом, космическое челночество вместо станции «Мир», падение бывших советских республик в феодализм, война в Чечне, много еще чего «гуманистического»... Вот как дорого обходится стране сомнение в уме того, кому она поручила блюсти её идейную преемственность, коммунистический вектор развития.
Такие машины им создали, такие привилегии по рангу! Но победила иконка. И даже всё это тоже в прах - что косвенно мотивировало, подогревало в номенклатурщиках буржуазный реванш, весь комфорт, придуманный индустриально развитой державой. Всё это - не существует, когда есьмь Сущий. И мотивирует - безбожную империю зла известь с лица земли! Кого-то прямо мотивирует, мечтой о приватизации привилегий, а вот Яковлева «высокою болезнью». Впрочем, и про госдачку же жалел. Но не жалел всего нашего, социалистического, созданного трудами трех поколений, что было разом отдано на растерзание буржуев - во имя «свободы и гуманизма». Кстати, торжество свободы и демократии можно увидеть каждого 31-го числа на Маяковке - мне последний раз мент порвал кожанку там, таща на разрешенный митинг. Слава Яковлеву!
«Да, иконка была холодна. «Как лед», - в смятении подумал он. И тут же деревянная основа образка, лежащая на ладони, начала наполняться теплом, жаром, который стал обжигать руку. И в следующие две, может быть, три секунды образок начал истаивать, расплываться, исчезать (...) Он отрыл дверцу (снова - так в оригинале), легко, очень легко, показалось ему, выбрался наружу (...) И он вдруг понял, осознал: «Это мне знак, послание. Надо все осмыслить и принять... Я уже принял, принял! Да! Да! Да!.. Есть Бог. И нет смерти.»
А ведь многих, очень многих после самоупразднения КПСС, после расчленения СССР - ждала реальная смерть, как незабываемого героя-защитника Брестской крепости, который не мог побираться, как сам сообщил в предсмертной записке, и бросился под поезд в Белоруссии. И было их не сотни, не тысячи, но миллионы. Однако А.Яковлев - а он вычитывал книгу Минутко при жизни - свою личную благодать уже обрел, так что ему все земное уже не так было важно. Верно, справедливо? Как тут не задуматься о роли личности в истории? Как тут не увидеть почти готовую формулу взаимооднозначного соответствия: если в уме идеолога КПСС поселятся бог на месте марксизма, то и убожество настает на месте сверхдержавы.
P.S.
Была в Грозном во время Первой Чеченской войны самая ужасающая площадь - Минутка. Ничего там не осталось от советской - сталинской и брежневской - архитектуры, всё разнесли грачевские бомбежки, минометы, снайперы. Скорбные неуклюжие руины остались. Вот по концентрации разрушительной, бесчеловечной, смертоносной энергии она как раз напоминает Яковлева, этакий альтер-образ. Минутко создал свою площадь Минутку в «Провидце» (а сначала роман хотели скромно назвать «Пророк в своем отечестве» - но название уже кто-то занял, пришлось «мистичнее» назвать, благо опыт блаватчины уже имелся). Только не пророком он был, а деятелем, не предрекал - а собственноручно ввергал страну в хаос, регресс, деградацию. Что ж - по героям и памятники.
... А Слава Топтыгин на следующий день уже топтался в «Измайлово» на учредительном съезде нашей, уже раз не зарегистрированной Минюстом, партии «Рот Фронт», где был контингент моего возраста и моложе, одетый так же, как я, беспокойно-небрежно, как научно-техническая интеллигенция в пылу работы. Вот они - будущее. И они, как я, обоснованно Яковлева ненавидят. Может, городской сумасшедший однажды в своей индивидуальной газетке «Будущее России» напишет о революции, свидетелем которой станет?
|
|