«Прежде всего Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией,» - сообщил россиянам президент Путин в своём шестом послании Федеральному собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.
«Россия - европейская страна...» - заявил победивший на президентских выборах Д. А. Медведев в своём интервью газете британской газете «Financial Times» 21 марта 2008 г.
Итак, в споре славянофилов и западников Путин и Медведев встали на точку зрения последних: Россия относится к Европе, имеющиеся различия несущественны.
Вообще-то и за, и против такой точки зрения написаны целые тома. Но прежде чем браться за их изучение, полезно просто присмотреться к тому, как живут наши братья по разуму - европейцы. (Причисляя к ним - то есть к западной цивилизации - и США, и такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.) Не увидим ли мы чего-то такого, после чего весь спор можно будет считать законченным?
Чтобы пояснить, приведём пример, относящийся к другой цивилизации, ныне, возможно, уже вымершей. В своё время на островах Океании существовала своеобразная культура дикарей-каннибалов - тех самых, которые «съели Кука». (Она описана, в частности, в многочисленных рассказах Джека Лондона.) Дикари эти выращивали свиней, но не брезговали и человеческим мясом. К свиноводству у нас претензий нет (хотя мусульмане иного мнения). А вот к каннибализму отношение однозначно негативное. И понятно, что если люди считают каннибализм нормальным, то, следовательно, ценности у нас с ними совсем разные. Проводить дальнейшие исследования нет необходимости - понятно, что людоеды-островитяне относятся к совершенно отличной от нас культуре.
И вот если всерьёз заняться этим вопросом, то иногда кажется, что каннибализм - это ещё ничего. В Европе зато такое бывает!..
Вот несколько примеров. Вначале - просто о человеческих отношениях.
Для русского человека отвратительно доносительство. При этом уже общеизвестно, что европейцы и американцы считают нормальным стучать друг на друга по самым разным поводам: про нарушение правил дорожного движения, про шум у соседей, про то, что за стеной почему-то плачет ребёнок... Но порой дело доходит до совершенно диких случаев - вот как этот, информация о котором появилась в Интернете:
«В Берлине тётка нашла кошелёк с тыщей евро. Традиционные немецкие порядочность и щепетильность не позволили ей присвоить чужое. Тётка позвонила по номеру телефона, найденному в бумажнике, и предложила вернуть кошелёк за вознаграждение в сто евро «плюс 20 евро на транспортные издержки».
Но пенсионер, потерявший кошелёк, оказался ещё порядочнее и ещё щепетильнее. Он сообщил в полицию, и тётку арестовали в момент передачи кошелька за вымогательство. Два цивилизованных человека в правовом государстве всегда найдут общий язык.»
Мораль Запада - «каждый за себя, один Бог за всех». Многие, наверное, слышали, что европейские и американские школьники обычно не дают друг другу списывать. Это просто не принято - в то время как в нашей стране, наоборот, осуждается отказ в просьбе «дай списать». Но такое поведение западной молодёжи имеет глубокие корни, ещё Макс Вебер обращал внимание на подобную тенденцию:
«Каждый, кто хочет ощутить специфическое воздействие этой своеобразной атмосферы, может обратиться к книге Беньяна «Pilgrim's progress» («Путешествие пилигрима»), получившей едва ли не самое широкое распространение из всех произведений пуританской литературы. В ней описывается, как некий «христианин», осознав, что он находится в «городе, осужденном на гибель», услышал голос, призывающий его немедля совершить паломничество в град небесный. Жена и дети цеплялись за него, но он мчался, зажав уши, не разбирая дороги и восклицая: «Life, eternal life!» («Жизнь! Вечная жизнь!»). И только после того, как паломник почувствовал себя в безопасности, у него возникла мысль, что неплохо бы соединиться со своей семьей.»
Здесь можно вспомнить и другой случай, свидетелем которого был автор. Дело было в США, на вечеринке с участием эмигрантов «третьей волны». Под тёщей хозяина дома, женщиной массивной, сломался раскладной стул. Дама особо не ушиблась, но немедленно заявила зятю: «Я тебя буду судить!» Мужик не на шутку испугался. Это в нашей стране судебная тяжба между родственниками воспринимается скорее как курьёз, тем более по такому ничтожному поводу. В Америке это нормально! При желании квалифицированные адвокаты помогли бы любимой тёще наказать зятя на круглую сумму. И никто бы не счёл её поступок некрасивым.
Различия в стереотипах поведения проявляются и в обыденной жизни, и в экстремальных ситуациях. С. Г. Кара-Мурза пишет, сравнивая Россию и Испанию:
«Женщина в метро может дремать, поставив свою сумку на пол. А здесь [в Испании] свои сумки наматывают на руку, и все равно их то и дело вырывают. ... Посмотрите голливудские фильмы-прогнозы о том, во что превратятся их города после большого бедствия.
В Нью-Йорке лет двадцать назад на четыре часа погас свет. За это время разгромили множество магазинов и ограбили массу людей, иногда прямо в лифтах. ...
В метро я наблюдал такую картину. Группа уличных мальчишек и подростков, которые протирают стекла машин у светофоров, пересчитывала добытые деньги. Потом они побежали по переходу и выдавали каждому нищему старику одинаковую сумму. Снова остановились, пересчитывают остаток. Нищих оказалось больше, чем они предполагали - стали спорить о том, сократить ли сумму или по какому-то признаку отказать части стариков в помощи. Решили сократить сумму (но все равно она оставалась внушительной). Это, конечно, детская романтика, но в Испании такое коллективное действие никто и представить себе не мог. Как раз тогда у испанских мальчишек возникла мода коллективно избивать нищих стариков.»
Другой эпизод от С. Г. Кара-Мурзы:
«В конце 1991 г. знакомый испанский социолог, заведующий кафедрой социологии университета Сарагосы, попросил меня об услуге. У вас, говорит, в январе грядет либерализация цен, покупательная способность доходов резко снизится. Попробуй раздобыть для нас сведения о том, сколько бездомных собак будут отлавливать в эти месяцы в Москве. Я удивился, а он пояснил. Они на кафедре изобрели метод измерения реакции населения на кризис - по числу выгнанных из дома собак. Говорит, что это очень чувствительный показатель. Еще формальных экономических признаков кризиса нет, но средний класс, нутром предчувствуя его приближение, начинает изгонять своих четвероногих друзей. ... То-то меня удивляло, что в тот момент по улицам Сарагосы бегали с безумными глазами доберманы - пинчеры, а то и сенбернары.
Социолог предвкушал, что в Москве они получат сенсационный научный материал - еще бы, моментальное обеднение миллионов жителей столицы. Мне интересно было послушать его рассуждения, но я предупредил, что вряд ли в Москве их методика годится. Другой народ, другая культура.
Прав оказался я. Точную статистику получить не удалось - тогда в Москве не то что собак не отлавливали, даже мусор на время перестали вывозить, просто сжигали его во дворах. Но я наблюдал сам и знакомых попросил смотреть, что происходит с собаками в их дворах. Ничего не происходило.»
Иногда очень полезно услышать, что «их» удивляет в «нас». Вот свидетельство В. В. Кожинова:
«Мне один немец жаловался: у нас в Германии есть простые и понятные правила - если ты проводил девушку до дома, ты можешь её на прощание поцеловать. Ты пригласил её в театр или на концерт. Раз она согласилась, после этого ты уже можешь её обнять. И наконец после того, как она пошла с тобой в ресторан, ты можешь с ней переспать. В России же, говорит (а этот человек долго здесь жил) совершенно возмутительно: то даёшь ей огромные деньги, а она тебя отвергает, то она сама ставит тебе поллитра.»
Россияне традиционно жалуются на «ментовской беспредел», на произвол «правоохранительных» органов. То ли дело в Европе!.. Но в Европе, оказывается:
«...было бы ошибкой недооценивать французскую полицию. Если вы им чем-то не понравились, они запросто могут арестовать вас и продержать в камере 24 часа без предъявления каких бы то ни было обвинений. Это у них называется «содержание под надзором полиции».»
«Немец обязан всегда иметь при себе документы, удостоверяющие личность, в противном случае его могут арестовать и задержать на шесть часов, пока кто-нибудь не принесёт ему удостоверение. Если кто-то переехал в другой дом, пусть даже на той же самой улице, он обязан в течение ближайших дней зарегистрировать свой новый адрес.»
Сами по себе эти факты говорят только о том, что их полиция от нашей милиции недалеко ушла. Но мы-то этим хотя бы возмущаемся в полный голос, с пропиской боремся... Европа собой вполне довольна и ставит себя в пример.
Америка - это, как говорится, отдельная песня. После событий 11 сентября 2001 г. в США был принят так называемый Патриотический акт, который «в интересах борьбы с терроризмом» узаконил слежку и прослушивание без санкции суда, взятие людей под стражу на основании одних лишь «подозрений в террористической деятельности», а также - немыслимая для «свободного мира» вещь! - содержание их под стражей в течение неограниченного времени без допуска адвоката. Точное число людей, брошенных за решётку на основании этого документа, не разглашается. Известно только, что их много. Пресловутый «сталинизм» на таком фоне выглядит прямо-таки образцом правового государства...
Более того. К числу преступлений сталинизма справедливо относят уголовное преследование детей. А как тогда оценивать вот такие факты из современной американской жизни:
«Сообщается, что семилетний Джерард Манго-младший был арестован за то, что сидел на мотоцикле перед своим домом. Поводом для ареста послужило то, что данная модель мотоциклов была запрещена в этом городе. Ребёнок был прикован к стулу наручниками в течение двух часов («Rebellion», 27 апреля 2007 г.). Во Флориде обвинения в совершении преступлений предъявлены 4500 детям в возрасте младше 11 лет. Шестилетняя девочка Дезре Ватсон была арестована по обвинению в нападении на учителя, нарушении порядка в школе и сопротивлении школьным охранникам ...»
А вот картинка совсем из другой области. Вторая мировая война, боевые действия на Тихом океане. Американский морской пехотинец рассказывает об одном из своих товарищей:
«Один из морпехов методично шагал среди мёртвых тел с парой щипцов. Он сделал наблюдение, что японцы имеют большую склонность к золотым зубам. Он заглядывал в каждый рот. Он разжимал челюсти со всей сноровкой опытного дантиста с Парк-авеню, затем осторожно, очень осторожно, чтобы, не дай бог, не пораниться и не заразиться, выдёргивал всё, что блестит. Он хранил золотые зубы в мешочке из-под табака, который всегда носил на шее, как амулет. Мы звали его Сувенир.»
Помнится, в советской литературе был аналогичный персонаж: фашистский палач из романа «Молодая гвардия», вызывавший всеобщее омерзение читателей. Но среди американцев такое поведения воспринималось просто как лёгкая странность...
Начав говорить о странностях - поговорим и о любви. Однополой. Как известно, попытки провести в Москве гей-парад встретили абсолютно адекватный ответ: официальный запрет и стихийный мордобой. И никакие потуги современного шоу-бизнеса не в состоянии изменить отношение россиян к гомосексуализму как к позорному отклонению в поведении. По данным социологических опросов, 84% россиян считают гомосексуализм морально неприемлемым. В США эту точку зрения разделяет лишь половина граждан, Запад гордится своей толерантностью - и в результате мы имеем то, что имеем:
«В Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании и Бельгии, в нескольких штатах США уже разрешена официальная регистрация однополых браков. В ряде стран (например, в Дании) гомосексуалисты и лесбиянки добились таке права усыновлять детей. А в чопорной Англии содомитов даже венчают в церкви.»
«Международный суд в Гааге недавно поддержал иск возмущённого гомосексуалиста, пожаловавшегося на отказ парижских властей дать ему мальчика на усыновление.»
«...Добившись равноправия в Европе и Америке, извращенцы идут дальше и выдвигают лозунг «better than you» («мы лучше вас»), требуя преимущественного права преподавания в школах.»
Достаточно ли примеров?
«Вы действительно готовы стать частью такой Европы? Европы, где одной из главнейших проблем современности считается сожительство взрослых с детьми. Где брюссельский Дворец правосудия осаждают толпы родителей, дети которых погублены педофилами. Где на амстердамских улицах, прямо в центре города, мужчины открыто занимаются онанизмом (тоже в контексте прав человека - это право на сексуальную жизнь и самовыражение!)... Вы действительно хотите в Европу, где ширится движение за свободную продажу наркотиков, где взрослые дети массово сдают родителей в дома для престарелых, и это считается нормой?»
Когда-то Россия и Запад были ближе, чем сегодня. У нас действительно общие корни - по крайней мере, некоторые из корней. Это и влияние христианства, и наследие греко-римской классической культуры, и общий расовый тип, наконец. Однако общность корней не исключает развития в разных направлениях - что мы и видим на примере рассматриваемых обществ.
Период, когда Россия и Европа действительно являлись частями единого христианского мира, был недолог. С формальной точки зрения это вообще лишь 988-1054 г. (от крещения Руси - до раскола христианской церкви на восточную православную и западную католическую). Однако, приняв те ценности, который мы называем христианскими, Россия сохранила их на протяжении всех последующих веков. И не Россия, а Европа отходила всё дальше и дальше от идеалов духовности, братства и гуманизма.
Так что в определённом смысле Путин и Медведев правы: сегодня Россия намного ближе, чем Запад, к «европейским» идеалам и ценностям. И в этом плане Россия в большей степени является Европой, нежели тот крупный полуостров к западу от польско-белорусской границы...
Но всё это в прошлом, и вряд ли стоит устраивать терминологическую путаницу. Тем более что среди большинства россиян никакой особой путаницы и нет. В 2006 г. на вопрос: «Является ли Россия частью западной цивилизации?» - ответили положительно - то есть поддержали Путина и Медведева - лишь 15% россиян. 15% опрошенных затруднились ответить. А 70% заявили, что считают Россию самостоятельной цивилизацией, отличной от западной или любой другой.
И нам остаётся только с ними согласиться.
|
|