Виктор Ющенко примет делегацию Константинопольского Патриархата, сообщила на брифинге пресс-секретарь президента Ирина Ванникова. Об этом информирует Newsru.ua.
История Константинопольского Патриархата начинается с 330 года - года основания Константинополя, столицы Византийской Империи.
Константинопольский Патриархат дважды своим соборным решением осудил подчинение Киевской митрополии Московскому Патриархату. Со своей стороны, РПЦ МП неоднократно выражала обеспокоенность вовлеченностью Константинопольского Патриархата в церковные дела на Украине, на которую, по мнению Алексия Второго (Ридигера) и других иерархов РПЦ МП, простирается московская каноническая юрисдикция.
В июне 2007 года Вселенский (Константинопольский) Патриарх Варфоломей I встретился с В.Ющенко в Стамбуле и обсудил с ним вопрос создания на Украине единой поместной церкви. Вселенский патриарх передал свое благословение украинскому народу.
Еще раньше, несколько лет назад, один из иерархов Константинопольского Патриархата архиепископ Скопелоский Всеволод заявил, что его Церковь признает юрисдикцию РПЦ МП только в границах 1686 года, то есть без Киевской митрополии. В ответ Алексий Второй предостерег власти Украины от вовлечения Константинопольского Патриархата в церковные дела нашей страны.
В РПЦ МП также заявили, что отвергают попытки Константинопольского Патриархата распространять свою власть над другими православными церквами мира. "Константинопольский Патриарх сегодня обладает некоторыми претензиями играть в православном мире роль, подобную роли Римского Папы в католическом мире", - отметил глава ОВЦС МП, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).
РПЦ МП, по его словам, настаивает, что "Константинополь не может иметь никакого преимущества над другими Церквами". В частности, митрополит Кирилл отверг утверждаемую Константинопольским Патриархатом каноническую возможность вмешиваться в дела поместных церквей путем принятия от их представителей апелляций к Вселенскому Патриарху. Митрополит подчеркнул, что РПЦ МП "категорически против этого и никогда не допустит" признания подобного механизма.
Между тем, Вселенский Патриарх Варфоломей I заявил о готовности признать первенство Римской кафедры в том варианте, в каком оно осуществлялось в течение первого тысячелетия истории христианской церкви - вплоть до ее разделения на православную и католическую, произошедшего в 1054 году.
"Если мы с помощью Божьей придем к согласию с Католической церковью в том, что касается значения термина "первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место, то, какое он занимал до раскола", - сказал предстоятель Константинопольской церкви в ходе официального визита в Софию.
Вселенский Патриарх отметил, что до 1054 года Константинопольский Патриархат занимал второе место после Римской кафедры, а после раскола первенство в православном мире, по его словам, закрепилось за Константинопольской церковью. "Все мы, православные, убеждены, что в первом тысячелетии существования Церкви, во времена неразделенной Церкви, было признано первенство епископа Рима, Папы. Однако первенство это было почетным, в любви, не являясь юридическим главенством надо всей Христианской церковью", - отметил Варфоломей I.
По его мнению, согласно православному богословию, "это первенство - человеческого порядка, оно было установлено из-за необходимости для Церквей иметь главу и координационный центр".
"Это первенство не относится к Божественному праву, данному Христом святому апостолу Петру и переданному им всем епископам Рима. Такое понимание первенства римского епископа христианский Восток никогда не разделял", - подчеркнул Варфоломей I.
Комментируя заседание смешанной православно-католической богословской комиссии в Равенне, он отметил, что в настоящее время диалог между православным и католическим миром "сосредоточен на том, каково место Римского Папы в структуре всей христианской Церкви - какова его роль, власть и полномочия".
"Мы, православные, готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено в первом тысячелетии", - вновь отметил Вселенский Патриарх.
Комментируя церковные перипетии, руководитель украинской редакции ФОРУМа.мск Владимир Филин отметил:
"Сейчас в Украине примерно 15% верующих принадлежат к Украинской Греко-Католической Церкви, подчиненной Ватикану, примерно 40% - к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, и около 45% - к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, подчиненной Алексею Ридигеру.
В настоящее время между УПЦ КП и УПЦ МП ведется диалог о воссоединении, которому должно предшествовать выведение УПЦ МП из-под московской юрисдикции. Это является принципиальным вопросом, так как в Сербии, Грузии, Румынии, Болгарии православные церкви полностью самостоятельны, и Украина, как независимое государство, ничем не хуже.
Более того, учитывая агентурную зависимость и историческую связь Московского Патриархата с пятой линией КГБ СССР и близость Ридигера и других иерархов РПЦ МП к Путину и Медведеву, многие в Украине рассматривают УПЦ МП как пятую колонну недружественного иностранного государства. Тяготит такая ситуация и саму УПЦ МП, поэтому в близкой перспективе она, видимо, примет решение о самостоятельности.
Касательно стремления Вселенского Патриарха Варфоломея к сближению Ватиканом, для Украины такое сближение улучшит климат для нормализации отношений между будущей воссоединенной УПЦ и УГКЦ, что тоже весьма позитивно".
- Вопрос межцерковных отношений всегда был достаточно политизирован, но одной только политикой он далеко не исчерпывается, - полагает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. - Существуют чисто исповедальные моменты, а также вопросы, связанные с различными толкованиями богословских вопросов в разных автокефалиях. И то, что кажется логичным и справедливым с политической точки зрения, не всегда реализуемо по иным соображениям. Реально Патриарх Константинопольский имеет паству на территории Турции порядка 3 тысяч человек. Это ничтожно мало по сравнению с теми претензиями, которые демонстрирует Константинопольская кафедра. Но номинально Константинопольскому патриарху починены многие зарубежные церкви "в рассеянии", в том числе и Украинская Православная Церковь США и рассеяния и Украинская Православная Церковь Канады. Собственно, отсюда растут и корни ориентации не признаваемой Москвой украинской автокефалии на Константинополь. Однако большинство прихожан на Украине далеко не в восторге от "эмигрантских" церквей, в основном в силу того, что канонически они уже довольно далеко отошли от традиционного, привычного на Украине православия. Если приводить аналогии с Россией, то практически идентичные в каноническом отношении РПЦ и РПЦЗ смогли начать переговоры об объединении только после того, как Московский Патриархат признал всех "святых", канонизированных РПЦЗ за 70 с лишним лет, включая сотни "невинноубиенных", в том числе и императора Николая Второго. Цена такого "примирения" - едва ли не внутренний раскол в РПЦ именно по отношению к "белогвардейской" церкви. И хорошо еще, что РПЦ МП не обзавелась собственным сонмом "святых", скажем, из числа красных комиссаров и "невинноубиенных" в 30-е годы. Расхождение же украинских эмигрантских церквей с РПЦ МП значительно сильней, чем между РПЦ и РПЦЗ. В силу чего оптимизм по поводу объединительных процессов среди православных на Украине явно преждевременен. Тем более глава светской власти, президент Украины тут абсолютно ни при чем. Он же не может приказать, допустим, верить так-то и так-то. Скорее всего, расклад по приходам и по числу верующих на Украине будет отражать примерный расклад в украинском обществе в целом. Ориентация же УПЦ КП на маловлиятельный Константинопольский Патриархат будет означать полную автономию этой церкви, гораздо большую даже, чем автономия Элладской православной церкви, номинально тоже подчиняющейся Константинополю, но на деле полностью автокефальной.
|
|