Хорошо ли мы представляем себе, что такое фашизм? Не сделалось ли это слово, употребляемое очень широко и часто иносказательно, слишком неконкретным штампом, универсальным ярлыком, этакой несимпатичной страшилкой, которой пугают детей, забывая о том, что фашизм – явление сложное и многоликое, и что в пору своего расцвета фашизм менее всего похож на страшилку, так что необходима особая зоркость, чтобы разглядеть пугающе уродливые черты тяжёлого общественного недуга за безоблачным фасадом показного цветения и внешнего благополучия. Мы вспоминаем о бедствиях, навлечённых на человечество фашизмом в двадцатом веке, благодарим судьбу, что сами живём в веке двадцать первом, и не замечаем, что фашизм-то вот он, рядом, проступает в широкой улыбке какого-нибудь Иван Иваныча, в едва уловимом сходстве стиля, фразы, оттенка бодрых пропагандистских рапортов, которыми постепенно, исподволь, подменяются все новостные телепередачи. Дьявол, как известно, прячется в мелочах, и когда речь идёт о фашизме, забывать о мелочах опаснее всего.
Бомбардировщики Люфтваффе в сентябре 1939 года сбрасывали на Варшаву не только бомбы, вместе с бомбами на пылающий город сыпались листовки «Мир во всём мире».
Недавний военный парад 9 мая на Красной площади сопровождался не только зрелищным пролётом над Москвой военно-воздушных новинок российской армии, в эту весну он сопровождался провокациями в небе «соседней» Грузии, провокациями, которые их устроители не пожелали отложить даже на священный для всех день памяти павших в борьбе с фашизмом, в которой русский и грузин воевали плечом к плечу за своё общее Отечество, не подозревая о том, что их дети и внуки в 2008-м будут устраивать друг другу мелкие пакости на границе, вести винные, мандариновые и газовые войны, оспаривать друг у друга территории и вести подковерную борьбу за трассы газопроводов.
Не будем клеветать на русских и грузин, речь сейчас не о них, а о тех не знающих национальности кукловодах, которые во что бы то ни стало хотят сегодня столкнуть лбами два народа, которые еще совсем недавно были одним.
Фашизм не сводится к свастике, к чёлке и усикам бесноватого фюрера. И уж совсем не виновата в холокосте музыка Рихарда Вагнера, которую до сих пор не исполняют в Израиле. Скорее запрет на исполнение музыки Вагнера сродни кострам из книг, которые пылали на улицах немецких городов в 30-е годы прошлого века. Внешние реквизиты случайны и обманчивы. Они очень удобны для тех, кто за внешней формой хотел бы спрятать поглубже содержание, природу и сущность фашизма вообще и национал-социализма в частности. Немигающие пустые глазки и надменная лощеная ухмылка самовлюблённого «национального лидера», в какой бы стране такой лидер не объявился, чреваты фашизмом ничуть не меньше, чем чёрная чёлка и усики Гитлера.
Сущность фашизма не в чертах лица лидера государства, она - в его принципиальной, глубокой антикультурности. Хороводы «Идущих вместе» вокруг гуттаперчевых унитазов с разорванными книгами. Шашлыки, которыми Путин с рук комит у себя на даче нашистских комиссаров. Беспардонная кондовая пропаганда из двух-трёх сурковских слоганов вместо государственной политики в сфере науки, культуры, образования, обороны, укрепления федерализма и защиты суверенитета России. Геббельсовское промывание мозгов вместо теленовостей. Экономическое удушение всякой культуры и элементарной грамотности под крокодиловы слёзы о состоянии культуры и образования. Фарс с назначением «преемника», изобретённый Березовским, с успехом применённый Ельциным и усовершенствованный «преемником номер один», Путиным.
Эта мозаика, складывающаяся постепенно в до боли знакомую картину, прекрасно гармонирует с нашей внешней политикой. Российская публичная политика чем дальше, тем всё больше напоминает танец Германа Геринга на столе мюнхенской пивной: в шортах, тирольской шапочке и с большим охотничьим ножом за голенищем. Только вместо кружки пива в руке – шланг нефтепровода.
Если этот курс взят всерьёз и надолго, то это фашизм. Если нет, если это лишь детская шалость и невинный шантаж, то кто определяет и проводит сегодня внешнюю политику России? Неужто безответственные юнцы, слишком часто смотревшие «Девятую роту»? Но и это тоже фашизм, даром что в коротких штанишках.
Такой игрушечный фашизм, между прочим, опасен ничуть не меньше «взрослого». Демонстративный либерализм Путина пусть никого не вводит в заблуждение: почитайте «Застольные разговоры Гитлера» и убедитесь сами в том, какая каша из либерализма, воинственной патриотической романтики и дикого мракобесия может вариться в голове человека, набравшего на демократических выборах в 1934 году в европейской стране с великой культурой 90% голосов «ЗА» при 4% голосов «ПРОТИВ».
Дело не в «либерализме» и «консерватизме», не в декларациях, а прежде всего в высоте планки культурного кругозора человека, имеющего смелость настаивать на своей незаменимости и претендовать на национальное лидерство. То, что Путин возомнил себя именно такой фигурой, теперь уже не вызывает ни у кого сомнений, а ведь всего какой-нибудь год назад этот человек открещивался от подобных предположений, и делал это даже с некоторым возмущением и с видом оскорбленной скромности. Много ли стоят теперь эти показные скромность и честность? Можно ли впредь верить словам этого человека?
Восемь лет он руководил страной, из них четыре года по советам господина Волошина и четыре года по рецептам господина Суркова. Речи президенту Медведеву по-прежнему будет писать Джохан Поллыева, писавшая их для Ельцина и Путина.
Неужели наш российский народ так оскудел духовно, что вот уже 17 лет не может делегировать в политическую элиту человека, способного произносить самостоятельно, без бумажки и без подготовки, речь на любую тему, не превращая своё выступление в фарс, как это делает Владимир Вольфович Жириновский? Может быть, правильнее и честнее было бы выдвинуть в президенты Джохан Поллыеву?
Элита не может быть большинством. Элита - это всегда культурное меньшинство, иначе это не элита по определению. Путин ставит себе в заслугу, что на выборах его поддержало большинство россиян. Он очень гордится тем, что будет проводить политику, «выражающую волю большинства, но в интересах всех граждан России». Этот человек либо искренне не понимает, либо делает вид, что не понимает: демократия заключается не в том, чтобы навязывать стране и «всем россиянам» якобы волю большинства, а на самом деле рецепты гг. Кудрина и Суркова, изложенные по-русски слогом Джохан Поллыевой, подписанные «В.Путин» или «Д.Медведев», и выражающие на деле волю коррумпированной бюрократии и олигархии, стоящих за спиной подписанта и мягко, руками «ближнего круга», подталкивающих его в «правильном» направлении.
Не дело большинства вырабатывать государственную политику и предлагать национальную идею. Это всегда задача культурного меньшинства. А демократия, коль скоро она действительно демократия, а не видимость соблюдения процедурных приличий, как раз и заключается в том, чтобы предоставить нации реальную возможность выбрать из нескольких потенциальных лидеров, представляющих политическую элиту, того, кто сможет убедить граждан в СВОЕЙ правоте, в СВОЁМ праве предлагать и формулировать национальную идею, а не зачитывать по бумажке текст Д.Поллыевой и не озвучивать рецепты «серых кардиналов», будь то Яковлев или Лукьянов, Бурбулис или Юмашев, Волошин или Сурков.
Если элита не в состоянии предложить нации таких лидеров, если она опускается по своему культурному уровню до среднего уровня национальной бюрократии, значит она вырождается. Выродившаяся элита плюс демократические процедуры – это путь к тирании. Тирания – это не всегда насилие меньшинства над большинством, опирающееся на вооруженную силу. Насилие над культурным меньшинством, широко опирающееся на малокультурное большинство и антикультурную пропагандистскую машину – это тоже тирания. Вернее, это и есть фашизм.
|
|