Кто владеет информацией,
владеет миром

Хроники Предэпохи

Опубликовано 12.05.2008 автором в разделе комментариев 26

Хроники Предэпохи

(рецензия на роман "Поэма столицы", лонглист "Национального бестселлера", Москва, ОГИ, 2008, 800 стр.)

Со времен Шекспира известно, что весь мир - театр. Но в ещё большей степени это относится к литературе. Раскрыть свежекупленный роман - всё равно что, придя в театр, устроиться поудобнее в партере. И пускай теперь на сцену выходят актеры-герои, и пусть они тебя, читателя, позабавят-распотешат.

С Дмитрием Чёрным такой номер не пройдёт. Он тебя, читателя, хватает за шкирку, и твёрдой рукой выталкивает на сцену. И сам ты, вместо кресла в партере, оказываешься в гуще событий. Оставаться в стороне не получится.

С кем происходят события, воспетые в «Поэме Столицы»? С автором? С его двойником-рассказчиком со странным именем Тон (Антон - как бы «анти-он», альтер-эго)? Да нет - с тобой, уважаемый читатель. Это ты «с нуля» собираешь по винтикам оппозиционную газету («Независимое обозрение»), это ты стоишь на сцене перед избирателем рядом с Зюгановым в Манеже, это ты колесишь по Тверской области с Госнаркоконтролем и по всей стране с Ильей Пономаревым, это ты на пару с девушкой обнажаешься на крыше Китайгородского дома (после дождя, да-да), это ты выступаешь перед телекамерой НТВ на Манежной площади под уважительными взглядами АКМовцев, и неприязненными - жириновцев...

Радикальный реализм, что ж тут поделаешь. Настолько радикальный, что уничтожает «экран», границу между литературой и жизнью. И та «Столица» о которой идёт речь в романе, не имеет никакого отношения к литературной Москве постсоветских лет. Зато она в точности соответствует реальной Москве той же эпохи - которую Чёрный называет Постэпохой.

Называет - и, думается мне, лукавит. Ибо нет в романе ничего постэпошного. Нет руин Советского Союза, нет тоски о былом величии - или об утраченном Золотом Веке... Вообще тени прошлого здесь нет. Есть другая тень - отброшенная на нас будущим. Мы его ещё и не видим, и только по этой самой тени можем догадываться о его очертаниях. Лирический герой романа вообще законченный революционер - то есть агент будущего в настоящем.

Есть протагонист в романе, есть и антагонист. Имя его - смерть (с маленькой буквы, с маленькой!). «революция коммунистическая должна решить главный для человечества вопрос - отодвинуть порог небытия как можно дальше. чем дальше шагнёт наука о бессмертии (ныне прикормленная лишь Дерипаской в своих целях), тем дальше отступит религия». Вот-вот, именно так. Смерть присутствует в книге повсюду - не только в описаниях собственно смертей и похорон. Смерть - это всё древнее, отжившее, берущее живую жизнь в тиски. Автор (и лиргерой, и - воленс-неволенс - читатель) противостоит этой мертвечине, отстаивая Жизнь (вот на неё уже не жалко большой буквы Ж).

В тот же ряд просится и секс. Всякий, кто читал «Поэму Столицы», наверняка обратил внимание, что его там много, очень много. Автор, можно сказать, видит мир через призму секса (кроме шила и гвоздя, да-да). Но здесь это вовсе не уловка, призванная обеспечить максимум читателей. Дело совсем в другом: поэма-то (ну да, роман - а я что сказал?) посвящена Жизни, а секс - наиболее яркое её проявление.

Перечитайте ещё раз сцену на крыше. «оторвавшись от губ, целую вширь, в радость от того, что ты моя лежишь тут, открытая поцелуям и любованию - уши, щёки, волосы, опять скрывшие бордово-розовые венцы плавных возвышений. у тебя ниже грудок три родинки, образующие большой треугольник: большая и светло-коричневая под левой для меня, средняя тёмная и едва видная чёрненькая слева от правой. обнял и оторвал тебя о крыши, теплой, нагревшей тебе спину - прижал к себе и чувствую мохнатостью и кожей груди твои встречные мне, припружинившие дистанцию грудки». Кто поверит, что для этого мальчика и для этой девочки существует смерть - как явление? Они бессмертны. Завидуйте им - лично я уже начал.

Можно сравнить - в плане воспевания Москвы - Чёрного с Булгаковым. Можно этого и не делать (хотя со времён Булгакова так в Москву действительно никто не вглядывался, не влюблялся). Важно другое: Чёрный воспевает Москву-куколку - но любит при этом Москву-бабочку, которой этой куколке лишь предстоит стать. «Любовь к дальнему» - совершенно не в том смысле, который в это понятие вкладывал Ницше, но всё равно.

Моего образа в этом романе нет - его действие завершается в 2004 году, я же примкнул к левому движению (и познакомился с автором) лишь год спустя. Но это не имеет значения. Москва, описанная Чёрным - это моя Москва. Настоящая, без прикрас и без купюр. Москва, страстно желающая стать чем-то большим, гораздо большим. Цыплёнок, который уже вовсю долбит клювом скорлупу яйца.

Предэпоха на исходе.

Презентация романа «Поэма столицы» (лонглист «Национального бестселлера») состоится в клубе «Билингва» 19 мая в 20-00. Здесь же по наименьшей в Москве цене будут продаваться книги, в завершение мероприятия пройдет автограф-сессия.

На презентацию приглашены писатели Эдуард Лимонов, Максим Калашников (действующее лицо в части описания жизни в «Независимом обозрении»), Сергей Шаргунов, главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. В презентации примут посильное участие (будет работать свободный микрофон) депутаты Национальной ассамблеи, которые будут избраны 17 мая в Москве.   

Презентация пройдет в форме концерта, в котором выступят:

Группа VIS VITALIS

Вис Виталис - создатель и идеолог культовой группы «SixtyNine». Клип с промо-релиза «В белом гетто» прорвался в ротацию МТВ, продержался там два месяца и вошел в «Русскую десятку», а по итогам ротации на ДТВ-ВИАСАТ этот клип занял 53 место в сводном чарте видеоклипов со всего мира, транслировавшихся каналом в 2003 году. Кроме этого, о «SixtyNine» писали журналы «ОМ», «Афиша», «Ваш досуг», «FUZZ», «New Musical Express», «Русский Фокус», «Хулиган», газеты «Известия», «Независимое Обозрение», «Завтра», делали передачи телеканалы «MTV», «ДТВ-Виасат», ТВЦ, 5 канал (Питер), приглашали на передачи радиостанции «Резонанс», «Наше Радио», «Культура»...

Проект «SixtyNine», ведомый Висом Виталисом, в самых разных кругах был признан одним из самых ярких открытий последних лет и стал культовым явлением. Позже проект «SixtyNine» был распущен и Вис Виталис начал сольную карьеру. Сейчас к выпуску готовится дебютный альбом «Делай что должен». Стиль, в котором работает Вис, определить непросто. Это - уникальный сплав фанка, хип-хопа и рока, сочетание «черных» ритмов и русской рок-поэтики. Насущные социальные темы и тонкие поэтические зарисовки, ярость противостояния враждебному миру и внутренние переживания сильного человека, боль и надежда, ярость и юмор, мощь и лиризм.

Группа АНКЛАВ

Группа «Анклав» помнит себя с 1996 года, но завсегдатаи панк-рок-концертов и прочих сомнительных мероприятий узнают о ней только когда в 2001 году группа обретает свой до сих пор неизменный состав и начинает концертную деятельность, также начав предпринимать первые попытки сделать свои качественные записи. Первые песни группы несложно, если только очень захотеть, обнаружить на сборниках потенциально крутейшего инди-лэйбла Anti-Rock Records, который к сожалению до наших дней не досуществовал. На сборнике «Анти-Рок-коллекшн» 2002 года была представлена песня «Чума», а «Сборник Радикальной Альтернативной Музыки» того же года уже изобилует целыми тремя трэками группы «Анклав» (сама идея сборника также принадлежит группе). Эти редчайшие издания расходятся «влёт» по рукам меломанов и на сегодняшний день представляют из себя раритетную коллекционную ценность. Группа участвует ещё в нескольких сборных музыкальных изданиях и уже в 2003 году приступает к записи полнокровного дебютного альбома «Горло Бредит Бритвою». Объездив с концертами почти все адекватные концертные площадки столицы и Подмосковья, «Анклав» принимается за регионы, где также достаточно активно гастролирует в период с 2003 по 2006 год: Обнинск, Владимир, Брянск, Тверь, Вологда, Санкт-Петербург, Воронеж, Тутаев, Ярославль, Орёл, Минск. Группа принимает участие в массовых акциях социальной тематики, чем зарабатывает себе имидж радикальной левой группы в глазах медийных бонз, несмотря на то, что содержание творчества далеко неоднозначно и носит скорее философско-вопросительный характер.Несмотря на эти проблемы песни группы звучали в передачах «Нашего Радио», интернет-радио «Special Radio» и... радио «Культура». Летом 2006 года был выпущен промо-сингл «Страшно не умереть», в который вошли четыре трэка записанные для альбома «Горло Бредит Бритвою» (готовящегося к выпуску) и пересведённые Висом Виталисом (ex-Sixtynine) для этого издания. Также на песню «Страшно не умереть» был снят клип с участием художника Яны Кулагиной и актёра Алексея Подольского («Пыль», «Мышь, мальчик Кай и снежная королева» и др.). Сингл и клип на песню «Страшно не умереть» был представлен на мульти-портале KM.RU, который охарактеризовал стиль группы, как «готик гранж-панк». Также клипы группы размещены на крупнейшем музыкальном портале-лейбле VIDEOMUSIC.RU. В настоящее время группа «Анклав» выпустила альбом «Горло Бредит Бритвою» и начала запись следующего альбома.

С акустической программой и стихами -

АЛЕКСЕЙ КОЛЬЧУГИН

Алексей Кольчугин - основатель и лидер рок-группы «Разнузданные Волей», известен в кругах слушателей, в первую очередь, как музыкант. Но Алексей Кольчугин - и автор нескольких крупных поэтических циклов, которые сам он предпочитает называть «Книгами», и один из основателей существовавшего в конце 90-х годов небольшого поэтического сообщества «Двигаться Дальше». Поэтическая первооснова творчества АК публично проявляется реже, чем музыкальная ипостась, но все же прорывается наружу: и на поэтических вечерах, где «акустические» версии песен группы обильно «приправляются» чтением стихов (в том числе - и декламация стихов под музыку), и даже на «электрических» концертах, где Алексей нередко читает свои стихи между песнями. Эта закономерность проявилась и на дебютном диске группы:

«Разнузданные Волей - из тех редких групп, кто формирует предельно чёткие, ясные и направленные цели уже на уровне своего названия. Борьба с косностью, житейской пошлостью и равнодушием ставится здесь во главу угла. Несмотря на ярко выраженный эстетизм и славянский колорит (заметный не только на уровне поэтических образов, но и, например, в дизайне альбома), «РВ» отнюдь не кажутся высокопарными и театральными. Вокалист и автор группы Алексей Кольчугин доносит свои идеи всеми доступными методами. Он не только поёт, но и читает небесталанные стихи, а между треками диска «Ветви и Молнии» помещены фрагменты интервью с Кольчугиным и его концертные речи... в которых он одинаково тепло и доверительно обращается как к последнему оборванцу с улицы, так и к холодному богатому интеллектуалу», - пишет о дебютном альбоме группы музыкальный журналист Денис Ступников (km.ru).

А вот что пишет о творчестве группы газета «Завтра»: «Эстетически "РВ" наследуют традиции русского рока, со всей его силой, энергетикой и слабостью, в определенном смысле выводят свою квинтэссенцию этого явления. Здесь проповедничество питерского рока и самовыражение московского, акустический почвеннический фолк и прямолинейность альтернативы... Есть интересная особенность русского языка - "воля" у нас и свобода, открытый простор и специфическая способность или сила. В "Разнузданных волей" оба значения совмещаются - русская вольница и воля к победе, желание навязать свои смыслы, свое содержание ветхому миру».

В стихах Кольчугина каждый находит что-то свое: кто-то делает акцент на патриотический пафос и гражданскую позицию некоторых произведений, кто-то - на остроту и яркость любовной лирики, а кто-то - на прославянском колорите. Но, думается, каждый может найти в творчестве АК - как поэтическом, как и музыкальном, - что-то свое. Не случайно Алексей Кольчугин замечает, что основное его творческое кредо - это некий «постдеструктивизм», стремление «строить, а не разрушать и без того уже искалеченную землю». Символично, что основана группа в 2000 году, в точке отсчета нового века...

Группа ОТХОД (проект с участием Д.Чёрного, бас-гитара, вокал)

О ней много написано в «Поэме столицы», так что нет нужды заниматься пересказом истории группы. Группа основана в 1990-м году, меняла вокалистов, составы, стили. В первом составе (1991) барабанщиком был Пётр Жаворонков (ныне - IFK, Mara, Jazz Lobster). Пробовал себя в составе ОТХОДа в 1991-м году и Виталий Чаплин, ныне - барабанщик Vis Vitalis. На презентации будут исполнены четыре песни, тематически связанные с эпизодами романа.



Рейтинг:   4.67,  Голосов: 12
Поделиться
Всего комментариев к статье: 26
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
Д.Ч. написал 01.06.2008 14:20
дорогие товарищи - в Мск она лежит во всех крупных магазинах, а вот как в других городах - не могу скзать точно. Сейчас везу своим ходом на Украину 9Днепропетровск, Киев немного.
спрашивайте везде про книги издательства ОГИ, среди них она должна быть!
(без названия)
павел написал 22.05.2008 17:53
где купить книгу в иркутске?
Re: когда презентация
Д.Ч. написал 16.05.2008 15:22
Надо выяснить это в ОГИ, вот в Киеве планирую презентацию на соцфоруме... в Питере, может...
когда презентация
петя написал 16.05.2008 06:47
Книга распространяется только в Москве или будет и в регионах где можно купить в Иркутске. Очень рад что русский народ не оскудел и еще появляются молодые талантливые писатели
(без названия)
Елена написал 14.05.2008 12:34
кого спросить, Зюганова? непременно спрошу. и на пресс-конференцию для этого идти необязательно
Re:
Д.Ч. написал 14.05.2008 09:21
А вы можете его сами об этом спросить на ближайшей пресс-конференции))) Или меня 19-го мая в Билингве. С 20-00)
Кстати, я же кавалер ордена КПРФ "К 90летию Красной Армии", так что и на эротическом фрноте провожу линию партии;=)
(без названия)
Елена написал 14.05.2008 02:39
А интересно также, ЭТОТ ЛИ смысл вкладывал товарищ Зюганов в тезис об "омоложении КПРФ"?
Re: просто интересно
Д.Ч. написал 14.05.2008 01:15
Безусловно! На взносы потерявших расти сих утех членов КПРФ)
просто интересно
Елена написал 13.05.2008 20:38
а порнография сия на деньги партии издана?
Re: Что димуля
проходившиймимо написал 13.05.2008 17:49
Дмитрий, не слушайте придурков. Роман - СОБЫТИЕ ГОДА! На презентации если дадите слово, я это повторю. Зовут меня Павел, я к вам подойду и представлюсь, если представится такая возможность.
До встречи!
Что димуля
Куда глядят мои глаза написал 13.05.2008 08:58
Что димулечка ждешь всплеска читательской активности?
Да перестань ты расстраиваться что никому не нужна твоя галиматья, и статейки твои дешевые никому не припали. Иди дима вагоны разгружай или загружай
Re: Re: Re: Re: проходившиймимо
Д.Ч. написал 12.05.2008 23:22
выходил фрагмент романа: из второй части, как рассказ - "Франческа" называется.
другой прозы пока не публиковал, хотя есть и повесть о Леониде Губанове 1995-го года написания...
рассказ "Франческа" был в "Сборнике пролетарской прозы", 2004, Питер, изд-во "Новое культурное пространство".
вы же до второй части пока не дочитались, Эудора? а Франческа - именно там. если что не понятно - обращайтесь
Re: Re: Re: проходившиймимо
Эудора написал 12.05.2008 22:09
Начала читать толстее книги за последние лет десять я в руках не держала:)
но сцены Любви - особенно на Кропоткинской - мне очень понравились сначала казались затянуты, но потом въехала в ритм и прониклась:)
Дмитрий, а рассказов ваших нигде не выходило? Я б почитала а то большой жанр это круто но не всегда такой том с собой утащишь. Не сочтите за критику просто вопросик.
А так очень нравица, правда) хочу еще:)))
Для димули
куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 17:54
что и где у тебя там спресовано ну ты понял
Re: Re: проходившиймимо
Д.Ч. написал 12.05.2008 15:30
да пусть себе изливается, товарищ проходивший:) ну не купит он книгу - так одним случайным читателем меньше. лучше пусть покупают мотивированные. тираж не резиновый...
человек-то начитанный, не то что мы с вами - программу школьную вот знает по литературе. Шолохова, Солженицына. молодец!
а банить его нет надобности - у нас во всех ветвях таких полно. что поделаешь, если людям нечего сказать кроме ха-ха или пукнуть в общественном месте...
а в романе (если вы дочитали до второй части) как раз и спрессованы размышления на тему, как менять такое человечество, для которого гламурный Соловьев - верх литературного дарования)
Re: проходившиймимо
проходившиймимо написал 12.05.2008 15:19
Странный вы малый, господин Глазастый. Сами с собой разговариваете, да так увлекательно, прям как в фильме "Весна" Раневская... Меня то с Д.Ч., то с Федосеевым путаете. Посмотрели бы хоть ай-пи для приличия.
Все тут дерьмом измазали, нистроки при этом не читая, а ссылаясь в качестве лит-авторитета на какого-то попсового публициста Соловьева. Ну Хинштейна тогда запишите в русские литераторы... Смех да и только.
Мне как купившему книгу обидно, что всякий лох может тут пакостить по поводу вовсе не для этих лохов изданному -
так что просьба к рЫдакции, к А.Б. или Д.Ч. как-то фильтровать обсуждение. Ну откровенный же дурашка строчит - настойчиво своим поносом... И не со зла а просто от офисной бездеятельности.
проходившиймимо
Куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 14:22
Твои призывы купить эту дрянь смешны и наивны. ХА ХА ХА
Для димы про диму
Куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 14:19
Потом димулька на этом обсуждении кроме нас никого нет и книжка твоя сраная никому не нужна я бы почитал чтобы компетентней с тобой тебе объяснять что ты ничтожество но из принципа деньги за это говно(раньше ни когда это слово ГОВНО так часто не упоминал просто про тебя по другому не скажешь) покупать не буду потом ты опубликуешь все в интернете я посмотрю ДАААА чуть не забыл вот недавно В.Соловьев опубликовал "Евангелие от Соловьева" и "Апокалипсис" класс читается на одном дыхании рекомендую почитай поучись
Re: Re: Re:
Куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 14:01
Ты Все перепутал говно это ТЫ (т.е. Дима черный ) а роман это даже не говно это намного хуже А после "Мастера и Маргариты был Архипелаг гулаг потом Колымские рассказы Шаламова потом Шукшин Шолохов и список можно продолжать только дермо димульки в этот список не попадет потом димочка (мама наверное тебя так называет) что это за цирк пиши от себя чего придумывать себе ники идиот здесь только ты остальные все понимают.
Re: Re:
проходившиймимо написал 12.05.2008 13:18
Слышь, глядящий)) Ты либо аргументируй, либо уж не позорься. Как можешь судить о том, чего не читал?
Думаешь, в список Нацбеста попадают случайные или недостойные романы?
Тогда чего говном-то исходишь? Ну завидуешь - так и завидуй молча... Специалист по верлибру, мля...
Я вот потихоньку дочитываю первую часть "Поэмы столицы" и во многом согласен с Федосеевым: вещи такой после "Мастера и Маргариты" не было. Но не согласен насчет периодизации эпох - роман как панорамный снимок девяностых, а есть там даже и 80-е. Так что насчет Предэпохи - это интересно, но спорно...
А суждениями в стиле "говно-конфета" такие большие вещи (800 стр.) не измерить, дурашки, куда-то там глядящие...
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss