В современной РФ отношение к двум таким понятиям, как национализм и патриотизм принципиально разное. Если первый, особенно в русском исполнении, всячески порицается, и его проявления тщательно заштриховываются цензурой СМИ, то второй показательно культивируется и периодически награждается статусной приставкой «ура».
На мой взгляд, существующая власть, притесняя здоровый национализм, также не может претендовать на пропаганду патриотизма. Попробую объяснить почему. Я не буду сводить всё к банальной формулировке «у руля страны воры и предатели, а потому патриотизм для них является лишь одной из пиар-ширм», а предлагаю порассуждать логически.
Что такое патриотизм? - это любовь к Родине, как к территориальному образованию. Если это так, то о каком патриотизме может идти речь, если у человека именующего себя патриотом, просто скулы должно сводить при воспоминании о потере огромных территорий союзных республик в 91-ом году. Понятно, что это отсоединение оформили очень грамотно, преобразовав СССР в СНГ. Вроде всё тоже самое, просто независимости у ребят с нац.окраин побольше появилось. Даже в футбол за сборную пару лет поиграли в одной команде. Поэтому многие граждане и повели себя аморфно, не уловив будущих глобальных изменений. Но сейчас-то, по прошествии 16 лет, после того, как некоторые бывшие содружественные государства стали вполне недружественными, должна же произойти переоценка событий 91-го и даться отрицательная характеристика основным фигурантам беловежских соглашений. Поскольку этого не происходит, то тот патриотизм, который делает одним из своих столпов власть, не имеет под собой реальной силы. Создаётся впечатление, что после теоретически возможной передачи Восточной Сибири Китаю, Кремль, не моргнув глазом, продолжит вывешивать биллборды вдоль автотрасс с текстом типа «Патриотизм - вот, что нас объединяет». Как можно быть в РФ «территориальным» патриотом, если в любой момент мы можем добровольно лишиться Северного Кавказа, ряда других нац.автономий, Дальнего Востока, Калининграда? За что сражаться, за что переживать? Полагаю, если бы в 69-ом году пограничники на острове Даманском знали, что эту территорию с рядом других островов через 40 лет отдадут Китаю, и телевизор назовёт это «урегулированием территориальных споров», то 58 жизней ушли от нас не с героическим трепетом, а с надсадной болью из-за понимания необязательности этих жертв.
Поэтому думаю, что патриотизм должен проявляться не в забрасывании яйцами эстонского посольства, а в крайнем беспокойстве за возможные аннексии проблемных или малозаселённых российских территорий. Если же эта проблема не будет стоять на первом месте, то это не патриотизм, а лишь сиюминутный интерес, как в бизнесе - срубили бабла на нефтяном рынке, попёрли оттуда более сильные конкуренты, не беда - станем заниматься металлопрокатом. Только стране, чтобы получить свой «металлопрокат» придётся начать маленькую войну, а уж будет она победоносной или нет - неизвестно.
В 1918-ом году Брестский мир назвали «похабным». Когда на официальном уровне аналогично назовут беловежские соглашения 1991-го, то только тогда упоминание властью термина «патриотизм» может претендовать на некоторую легитимность.
С национализмом в РФ дело обстоит ещё грустнее. Власть не только не проводит национально ориентированную политику в стране, но и не пытается создавать её видимость. Я не буду касаться сейчас проблем других национальностей в силу того, что меня как русского волнуют в первую очередь вопросы, связанные с русским народом.
Вызывает ухмылку, как наши правители проводят политику двойных стандартов, что касается упоминания слова «русский» и вообще демографии русской нации как таковой. Не секрет, что сокращение населения России идёт в первую очередь за счёт вымирания русских областей. Как правило, не только за счёт низкой рождаемости, но и не в меньшей мере, из-за алкоголизма. Согласно проведённым недавно исследованиям в Ижевске, 43% мужчин в городе умирает от последствий употребления алкоголя. Думаю, не буду голословным, если скажу, что этот статистический результат можно перенести на всю Россию.
И что же нам предлагает СМИ в качестве демонстрации заботы о деторождении? Прошлым летом, когда в Турции родила российская туристка, тему родов и возвращения матери с ребёнком домой педалировали по ТВ в течение нескольких недель, показывая, как государство печется о своих новых гражданах. Безусловно, это дело благородное и любая страна должна подобным образом оказывать социальную защиту своим соотечественникам, попавшим в беду. Но в России, которая несёт на себе тяжёлую цифру в 2 миллиона беспризорных детей, информационное выпячивание единичного случая заботы о человеке является кощунственным. Естественно, легче показать программу о том, как взятый из детдома паренёк воспитался в хорошей семье и пошёл в институт, чем рассказать о судьбе остальных детдомовцев, из которых в нынешнее время вряд ли вырастет новый Юра Шатунов.
Я в последнее время замечаю, что когда вижу в прессе или слышу по телевизору слово «русский», то становится немножко странно и думается: «Ого, и цензура пропустила?» Относительно недавно, случайно наткнулся на передачу, в которой рассказывалось о набеге монголо-татар на Рязань в 13 веке. И вот когда закадровый голос выдал фразу «На голову нападавших россияне лили горячую смолу», я понял, что это абзац! Воображение стало немедленно рисовать картину рязанского ополчения, в котором русские и дагестанцы, калмыки и башкиры, помолившись каждый своему Богу, героически отбивают осаду ордынцев. Ну не повернулся язык у комментатора назвать жителей Рязани 13 века русскими. Что ж, бывает...
Если власть не может позволить русскому называть себя русским, чтобы он при этом не выглядел шовинистом, то какого чёрта, российская пресса патетически называет выходцев из России, ставших успешными на Западе, гордым термином «наши»?! Кто такой Набоков? - с точки зрения незамороченного толерантной пропагандой обывателя - русский писатель, эмигрировавший в Америку. Но по логике нынешней России, порицающей упоминание национальности, он является полноценным американцем без всяких там «бывший наш».
Вот, к примеру, Сергей Брин - один из двух основателей известной компании «Google». В интервью с ним корреспондент всячески делал ударение на том, что Сергей является эмигрантом из России и он-де «наш». Если считать нашим того, кто был выходцем с русской земли и принадлежал к русской культуре, то, пожалуй, гордость за парня испытать можно. Однако, какая такая русская культура в многонациональной толерантной РФ? Здесь происходит технический сбой и власть должна признать, чтобы не опровергать саму себя, что исследуемый Сергей Брин принадлежит к советской культуре. А раз СССР уже не существует, то право гордости за основателя «Google» нам, увы, не принадлежит.
Подобное можно сказать и про поэта Тараса Шевченко, и про грузин с армянами, ставших Героями Советского Союза во время Великой Отечественной. Чем и кем нам тогда гордиться? Выходит, мы не можем гордиться героической обороной Бреста и Севастополя, потому что это уже иностранные города. Сегодня власть легко отдаст японцам Курильские острова, и мы не сможем гордиться выдающейся победой нашей страны в Советско-Японской с миллионом пленных солдат противника. Эти острова - ведь её завоевание.
Отбирая у нас право называться русскими, современная Россия ставит под сомнение нашу гордость за Жукова и Суворова, Менделеева и Королёва. Потому что, кто они по классификации РФ? - россияне. Но это сейчас россияне, Киев тоже когда-то считался матерью городов русских, однако теперь усыновил только украинские.
Поэтому, пока власть не начнёт признавать русских, русскую культуру явлениями, не требующими двусмысленной оценки и пробела в одной из граф паспорта, пока не станет обращать в десятки раз больше внимания на детскую беспризорность и удручающую демографию, пока не будет рассматривать любую потерю или сдачу в аренду российской территории как государственное преступление, то любые проявления о заботе нации, вроде показа по телевизору завоза нового диагностического оборудования в одну из сельских больниц, опекаемых «Газпромом», а также патриотические проявления, выражающиеся в махании российским флагом 12 июня и пении песен Газманова, считаю грустным осознанием того факта, что мы живём всего лишь на всего на 1/7 части суши, но никак не в государстве, границы которого очертили, по большей части, именно русские.
|
|