Общеобразовательная школа 46 в поселке Верхняя Ельшанка Советского района Волгограда планирует ввести дошкольную подготовку для детей цыган-котляров, проживающих в этом регионе. Эта идея перенята у 71-й школы города Астрахани. Цель такой дошкольной подготовки - пропаганда необходимости школьного образования у цыган.
Пока не много в России школ и учителей, которые готовы обучать цыган. Дело, конечно, не в этнической принадлежности, а в отсутствии у самих цыган желания ассимилироваться. Меняются политические режимы и государственные границы, а цыгане сохраняют какую-то свою особенную культуру. В определённом смысле, это - феномен. Живут в таборах, играют свои свадьбы, своя, странная с точки зрения обычных граждан, иерархия, свой стиль жизни. Проблема только в том, что цыгане не просто сохраняют свою культуру, а выстраивают не совсем удобную для окружающих систему взаимоотношений с другими народами.
Не секрет, что среди цыган распространены наркоторговля, воровство, попрошайничество. Женщины в халатах, с бесчисленными детьми на руках кочуют по вокзалам, электричкам, просят милостыню, предлагают погадать, занимаются мошенничеством, кражами. Женщины сдают всю добычу в табор, мужчины - не работают, верховодят всем процессом цыганские бароны. Некоторые таборы путешествуют на нескольких машинах по городам, где тоже занимаются попрошайничеством, гаданием, воровством. Одним словом, цыганские общины часто паразитируют на остальном обществе. Отсюда и частое негативное отношение к ним. А не от того, что они говорят на своём языке, по-своему одеваются или кочуют.
Сейчас в Европе разразился конфликт после того, как руководство Франции решило выдворить цыган за пределы государства. Со стороны институтов Евросоюза тут же посыпались обвинения в расизме. Но дело-то не в расизме. В Европе есть все возможности для развития личности. Хочешь - учись, хочешь - работай. Главное - принимай устои общества, будь добропорядочным гражданином. Многие цыгане так и делают, и никто уже не думает об их национальности. Но многие пытаются сохранить свой паразитический образ жизни, и вот тогда возникают проблемы.
С другой стороны, можно сказать, что цыгане - это такой очень свободолюбивый народ. Они как бы не принимают буржуазную реальность окружающего мира с его измерениями успеха, карьеры, кредитных обязательств. И сохранить такую вот культуру важно для других народов, «погрязших» в повседневной рутине. Но так может казаться только чересчур романтичным представителям цивилизованных народов, которые могут, как и цыган, охарактеризовать, скажем, вокзальных бомжей. Они тоже плюют на все общественные законы и живут свободно. Но это только просвещённые европейцы будут снимать жалостливые фильмы про цыган или про уникальную культуру американских индейцев. Действительность - совсем другая. В цыганском таборе действуют те же критерии успеха, что и в нормальном обществе, недаром цыганские бароны строят себе особняки. Есть иерархия, а самым ужасным для цыгана является изгнание из табора. Просто успех достигается, подчеркнём, паразитированием.
Единственным способом жить с цыганами в мире может быть их ассимиляция. То есть, цыгане должны стать такими же членами общества, как и все остальные. Должны учиться, должны работать, должны участвовать активно в политической жизни страны, если им что-то не нравится. При этом никто от них не потребует забыть свой язык и свои песни. Российская реальность представляет намного больше возможностей сохранять свою культуру, чем европейское общество. Но выдавать за национальные особенности ранние браки, безграмотность, социальное паразитирование нельзя.
Но и люди, занимающиеся ассимиляцией цыган, должны быть терпимы. К примеру, некоторые цыганские семьи отдают в первый класс детей только в 13-14 лет, а те, что отдают в 6 лет, забирают детей после шестого класса, дабы женить или выдать замуж. Но образование в нашей стране шло не просто. Представителей многих народов приходилось в 20-30-е годы 20-го века уговаривать детей посылать в школы, а не заставлять пасти стада. Однако, в конце концов, с задачей справились. Более того, русские специалисты возродили многие языки малочисленных народов. Поддержать развитие подлинной народной культуры и бороться с невежеством - вот единственный способ выстроить единую общность.
|
|