Кто владеет информацией,
владеет миром

Михаил Делягин: На войне насморка не бывает

Опубликовано 21.09.2010 в разделе комментариев 64

Михаил Делягин: На войне насморка не бывает

Источник: Радио КП
ДЕЛЯГИН: - Вы предлагаете мне обличать власть? Зачем? Куда ни плюнь, куда ни кинь, куда ни обернись - вся наша страна превращена в сплошной материал для обличений такого рода. Эта власть уже сама себя начинает обличать, как показывает история с Лужковым. Хотите обличать - берите телефонный справочник некоторых органов власти: и начинайте читать хоть с первой строчки, хоть с последней...
Мы с Вами, помнится, хотели поговорить не об обличениях, а о кризисе современной демократии. Юрий Михайлович Лужков дал к этому некоторые стимулы, ибо сегодняшние события разворачиваются под официальным грифом «демократия». Официально она зовется «суверенной», правильней, думается, звать ее «сувенирной» - так бывает, что в официальном названии перепутаны буквы.
Когда официальные лица пытаются оправдывать те или иные свои безобразия, они по старой агитпроповской привычке кивают на развитые страны: мол, у них если и не хуже, то по крайней мере почти так же. Четверть века назад они в этом же стиле говорили: «Да, у нас КГБ, зато у них негров линчуют», - в том числе и тогда, когда негров давно уже не линчевали, а они и сами могли этим заняться с большим удовольствием.
Но тем не менее мы, видя, что у нас демократии нет, не можем не видеть и другого: в развитых странах, где она была иногда пару сотен лет, наблюдается ее кризис демократии.
Демократия, которая казалась нам чем-то незыблемым, вдруг приходит в движение, трансформируется и отчасти перестает работать.
Так получилось, что мы с вами в последних передачах говорим о фундаментальных явлениях современного общества: то о гречке, то о терроре, теперь вот о демократии.
В определенном смысле это закономерно: человечество меняется, мы находимся в состоянии глубокой и серьезной трансформации - и все меняется, и все старые институты потихонечку перестают работать. Мы видим, что перестают работать диктатуры, - но, к сожалению, не только плохое перестает работать, хорошее перестает работать тоже, хотя, может, и не столь явно.
За последние годы демократию стало принято считать чуть ли не религией Запада. Его представители говорят четко: мол, наши ценности, наша идентичность - это демократия. Есть подозрение, что они слово «идентичность» употребляют, чтобы не говорить «религия».
Демократия выродилась в некий фетиш, символ, с которым нельзя шутить и который нельзя подвергать критическому осмыслению. Все уже выучили: в присутствии исламистов не надо шутить про пророка Мухаммеда: это не шутка, а оскорбление чужих религиозных чувств. Вот точно также - и почти по тем же причинам - в присутствии представителей развитых стран в последнее время стало очень неловко шутить про демократию и критически ее анализировать.
Если мы рассматриваем демократию, как она есть, как инструмент для регулирования проблем и обеспечения развития, то это чертовски странно. А вот если мы рассматриваем ее как религию, тогда все правильно: не надо оскорблять чужих религиозных чувств.
Но, поскольку мы люди свободные, не связанные ни страхом тоталитаризма, ни страхом политкорректности - мы можем свободно думать и говорить и о демократии в том числе.
Подобно тому, как в России нельзя пройти мимо Пушкина, в новейшей истории мира нельзя пройти мимо Черчилля. Он сказал классическую фразу, которую человечество не забудет до тех пор, пока не поместит ее в учебники: «Демократия ужасна, но все остальные устройства общества еще хуже».
При разговоре об этом явлении стало правилом путать содержательную и формальную демократию. Демократия содержательная - это результат: такая организация общества, при котором система управления в наиболее полной степени учитывает его мнения и интересы. «Мнения» в этом определении стоит на первом месте потому, что эффективная и зубастая молодая диктатура учитывает интересы общества лучше любой демократии.
Но! - она неминуемо, по самой своей природе отвергает чуждую себе часть мнений общества как нечто враждебное. Мы с этим сталкиваемся: 288 статья УК, позволяющая лишать свободы за юридически неаккуратную критику власти напоминает классический инструмент неумных, неэффективных, умирающих диктатур.
Отвергая неудобные мнения, диктатура или авторитарный режим утрачивают тем самым инструменты для оценки изменений и приспособлений к ним. Они утрачивают гибкость, адаптивность и на следующем же историческом повороте неминуемо вылетают в кювет как машина, у которой заклинило руль на горном серпантине.
Поэтому для демократии системообразующим признаком является учет мнений! Это более редкое явление, чем учет интересов, и не менее важное.
И вот тут - принципиально важный момент.
Разные общества принадлежащие к разным культурам и находящиеся на разных этапах развития используют для обеспечения содержательной демократии совершенно разные институты. Достаточно вспомнить, что есть такие понятия, как рабовладельческая демократия, вечевая демократия, как в Новгородской и Псковской республиках, военная раннефеодальная демократия.
И сегодня под термином «демократия» обычно понимается демократия не содержательная, а формальная: не результат, а инструмент. Свобода слова, независимые СМИ, честный суд, разделение властей, свободные выборы и так далее - это не сущность демократии. Это лишь инструменты, которыми содержательная демократия достигается на определенном, причем, очень высоком уровне развития строго определенной - западной - цивилизации, которую Колин Пауэлл в свое время назвал «иудео-протестантской». Потом, правда, схватил себя за язык и быстро договорил, что мусульманам в Америке тоже живется неплохо, но слово уже было сказано, и слово правдивое.
Мы видим, что попытки перепутать, смешать содержательную демократию с формальной неумолимо кончаются катастрофой. Мы видим, что попытки превратить формальную демократию, то есть инструменты, которые работают в строго определенных культурных и исторических обстоятельствах в некую религиозную догму, универсальное правило, просто не работают.
В нашей стране попытка их слепого, во многом насильственного внедрения кончилась 90-ми годами. И ведь советское общество было высокоразвитым и близким к Западу по своей культуре - и все равно эта попытка провалилась. А сейчас мы и вовсе ушли далеко от тогдашнего своего состояния по пути варваризации. Возник значительный слой людей, которые четко знают, что благосостояние - это не про них. И объяснить им, что если все будет хорошо, то они будут жить достойно, нельзя. Они отвечают: «Нет, это вранье. Мы никогда не будем жить хорошо, потому что нас обманывали 20 лет подряд и будут обманывать дальше. Мы не верим в лучшую жизнь, мы хотим мстить». По уровню развития наше общество за последние 20 лет откатилось далеко назад, но даже в Советском Союзе попытка экспорта демократии провалилась.
Попытка же распространения формальных демократических процедур на общество иной цивилизации, иной культуры и вовсе кончается катастрофой. Американский экспорт демократии в исламский мир заканчивается раз за разом либо жестокой, но светской диктатурой, либо властью исламистов.

ЧЕЛЫШЕВ: - Тогда получается, что демократия по всем формально-содержательным признакам может подходить к какому-то строго ограниченному кругу общества, государств, потому что все, что вокруг их, чем дальше от ядра, тем больше несовпадений, тем нелепее выглядит там демократия.

ДЕЛЯГИН: - Формальная демократия - да, содержательная - нет. В Иране, например, демократия - только она ни минуты не западная. Она многим может не нравиться, там есть оппозиция либеральная, которая на улицу выходит, но вот простой пример: после исламской революции в Иране произошел взрыв рождаемости. При том, что страна была достаточно урбанизированная и до этого. Почему это произошло? Наверное, потому что общество стало в большей степени жить так, как оно считает нормальным.
Это общество другой культуры.
Другой пример - социалистическая демократия.
Или когда китайцы говорят, что они демократизируются, это производит впечатление некоторой переговорной уступки Западу. А про себя они считают, что у них демократия, которая соответствует их культуре. Их управляющая система в наибольшей степени учитывает интересы и мнения их общества. А формальная демократия, естественно, рядом не лежала - она бывает только в странах западной цивилизации. Взять, в конце концов, Японию или Мексику, в которых однопартийная по сути система существовала по нескольку десятков лет: где там формальная демократия?

ЧЕЛЫШЕВ: - Когда вы рассуждали об исламской республике, об Иране, вы сказали, что вот та демократия, которая на исламский манер, которая Ирану присуща, способствует демографическому росту. От идеи тоже зависит желание человека плодиться и размножаться в масштабах страны?

ДЕЛЯГИН: - Конечно, как же иначе?
Если обществу внедрить в голову противоестественные мысли, то общество будет вымирать - при любом уровне благосостояния.
В нас есть определенная часть стихийного, природного животного начала. Если мы находимся в комфортных условиях, с нами происходит то же самое, что и с аквариумными рыбками: мы бурно размножаемся. Но эти условия, поскольку мы более высоко организованы, чем аквариумные рыбки, включают для нас не только еду и климат, не только физические вещи, но и психологические.
Если Вы спокойно думаете правильные вещи, Вы живете долго. Я знаю мужчин, которые в 70 лет женились и у них еще были дети. А если вы ведете себя противоестественно... Есть понятие психический гигиены, есть чувства, которые нельзя себе позволять. Христианство это очень сильно и правильно понимало. Например, человеку должно быть абсолютно запрещено чувство отчаяния. Что угодно делайте, - а отчаиваться нельзя: отчаяние вызывает ужасные болезни.

ЧЕЛЫШЕВ: - Во всяком случае, это отчаяние приканчивает после диагноза.

ДЕЛЯГИН: - Нет: оно часто приводит к появлению диагноза. Если человек впадает в интенсивное и серьезное отчаяние, его организм начинает разрушаться физиологически.
Другой пример: на войне насморка не бывает. Во время войны количество простудных заболеваний упало очень сильно не потому, что их не диагностировали, - люди находились в таком психологическом состоянии, напряжении, что насморка было очень мало.
Отчаяние, ненависть, зависть, злоба, но в первую очередь отчаяние - чувства, которые разрушают вас. Хотите жить долго - запретите их себе. Общество, которое не создает условий для отчаяния, ненависти, зависти - в этом обществе люди живут дольше, работают с более высокой производительностью труда и рождают больше детей.

ЧЕЛЫШЕВ: - Мы это привыкли называть идеологией.

ДЕЛЯГИН: - У нас было очень идеологизированное общество, - и в нем было место, меньше чем сейчас, но было место - и для отчаяния, и для ненависти, и для зависти. Идеология - не лекарство, хотя правильная идеология и помогает.

ЧЕЛЫШЕВ: - Как бы вы увязали наличие или отсутствие идеологии сейчас в России современной, и ту форму демократии и ту форму демократии, которая есть сейчас?

ДЕЛЯГИН: - Я бы не стал называть нынешнюю нашу форму демократией, потому что она не соответствует не только формальным западным критериям. Да господь с ними - мы ведь, хоть и европейское, но совершенно не западное общество и вряд ли им будем, потому что наша культура отличается некоторыми существенными элементами, о которых мы уже говорили в одной из прошлых передач.
Но, помимо формальной демократии, у нас нет и содержательной. В самом деле: где реализация мнений общества? Да что там мнения - даже интересы общества, с которыми справляются простейшие диктатуры, и то не реализуются! Все эти разговоры про модернизацию - просто разговоры: а дел-то нет. А все эти разговоры про борьбу с коррупцией? С коррупционерами борьба есть, а с коррупцией нет: такое ощущение, что это внутривидовая конкуренция за передел финансовых коррупционных потоков!

ЧЕЛЫШЕВ: - А кто сказал, что это нужно народу? Модернизация нужна... Народу нужно, чтобы ему сейчас было тепло, где жить, что есть. Модернизация - интерес более высокого порядка.

ДЕЛЯГИН: - Вам это я сказал. Потому что модернизация - это, действительно, интерес более высокого порядка, но он «более высокого» потому, что вбирает и объединяет в себе более приземленные интересы.
Простой пример: у нас значительная часть населения живет в ветхом жилье, а некоторая часть, официально менее процента, - и вовсе в аварийном. Это жилье нельзя восстановить по технологиям 60-х годов: не хватит ни цемента, ни гастарбайтеров, ни денег. Значит, его надо делать по современным технологиям, - а это и есть модернизация.
Да, модернизация - это лозунг, но за этим лозунгом стоят живые потребности.
Когда в Советском Союзе говорили про коммунизм - это был лозунг, но за этим лозунгом стояли конкретные вещи: в частности, если Вы были в состоянии дойти до кассы, Вы получали свои 90 рублей и на эти 90 рублей могли жить. Это было всем нужно. А сегодня и жилье нужно всем, и чтобы гречка не подскакивала в цене два раза - тоже нужно всем.

звонок от Валерия.
- Михаил, я ваш поклонник. Мне нравится ваши передачи, как и радиостанция «Комсомольская правда». Я скажу сенсационную вещь, но для астрологов она нормальная. Демократия была лучшей формой правления в эпоху Рыб, которая закончилась в 2003 году. Лучшей формой эпохи Водолея будет монархия. Ее воссоздание.

ДЕЛЯГИН: - Все молятся Богу, все просят одного и того же - просто на разных языках. Отсюда различия между религиями. То же самое и здесь: астрологи говорят иногда о том же, о чем экономисты, просто на другом языке.
Человечество меняется. Меняется модель общественного устройства.
Суть монархии в том, что монарх принимает на себя грех власти и освобождает от этого всех остальных. Он принимает на себя всю ответственность. Он помазанник божий потому, что берет на себя неминуемый грех власти.
В нашей стране действительно случилась трагедия - монарх отказался от должности. Грубо говоря, это напоминает богохульство: человек не может снимать с себя божие помазание, не может отказываться от него. Вероятно, тот человек своей смертью и смертью своей семьи это искупил; это вопрос для богословов.
Но если говорить не о человеке, а об общественном институте - монархия в России покончила жизнь самоубийством. Человек отрекся от престола в пользу того, кто заведомо не хотел этот престол брать. С точки зрения отдельно взятой личности это можно рассматривать по-разному, с точки зрения монархии тема закрыта: она умерла.
Почему Америка так эффективна? В том числе потому, что их президент - аналог выборного монарха, который обладает всеми полномочиями, огромной ответственностью, и как в первобытном обществе по истечении законного срока его съедают. В переносном смысле, конечно.

ЧЕЛЫШЕВ: - А иной раз задолго до?

ДЕЛЯГИН: - Знаете, эффективных лидеров не убивают. Если лидер позволил себя убить - где же его эффективность?
Но теперь пришло время сказать о главной проблеме демократии.
Мы все привыкли издеваться над лозунгом «Пушки вместо масла», но формула любого технического развития звучит очень похоже: «Станки вместо масла». Это отказ от сегодняшнего потребления ради потребления завтрашнего. Чтобы инвестировать что-то в завтрашний день, нужно что-то отобрать у сегодняшнего потребления. Нормальный человек, - ни бедный, ни богатый, - на это не пойдет. И демократия традиционная, нормальная, в которой решения принимает именно этот человек, блокирует технологическое развитие, если нет прямой угрозы жизни.
Во время холодной войны технологический прогресс развивался буквально под дулом пистолета. Обе демократии были под дулом пистолета - и социалистическая, и буржуазная. И поэтому они обеспечили технологический прогресс. Как только пистолет убрали - технологический прогресс резко затормозится.
И мы видим сегодня Соединенные Штаты Америки: это самое развитое в социальном отношении общества мира, самое передовое. И когда они пытаются возобновить технологический прогресс - мы видим, что они при этом поневоле ограничивают демократию. То есть американское нынешнее общество - возможно, это уже некоторая постдемократия, а не демократия в том виде, в котором они ее экспортируют.

Звонок. Севак. - Вопрос к доктору экономических наук. Критикуют нашу систему в России, что демократии нет. Как он тогда характеризует нашу систему правления, и какие перспективы есть у нас. И, во-вторых - много дискуссий по этому поводу, и такое ощущение, что все знают, как создать демократию в России, все это знают очень хорошо, но никто при этом ничего делать не хочет. Никаких идей, только собираются и критикуют. Только дебаты, дискуссии, и ничего, никакого толку. Я являюсь будущим кандидатом юридических наук и хотел бы конкретных действий, как и любой юрист. Не надо критиковать, у России есть очень хорошее будущее. У нас демократии еще очень молодая. Во всем мире - мы всегда сравниваем с Западом, смотрим на Запад. На Западе не было сталинского режима, они не жили в тоталитарном режиме под контролем государства Так что не надо отчаиваться, и все будет у нас замечательно.

ДЕЛЯГИН: - Не сомневаюсь, что у кандидата юридических наук все будет замечательно даже при нашем режиме. Что касается сталинского режима - было такое явление, как маккартизм в США. А в некоторых других странах, не только в Германии, было такое явление как фашизм. Я думаю, что по степени идеологического контроля это немножко покруче чем то, что было в нашей стране. Есть, как минимум, возможности сравнивать.
Как называется наш режим? - думаю, с научной точки зрения это авторитаризм в той или иной степени умеренности.
И хотел бы обратить внимание, что мы сейчас говорим не о нашей стране, не о том, что у нас плохо и что тут надо создавать, а о мировых тенденциях в целом.
Но - раз будущий кандидат наук завел этот разговор - дело не в том, есть у нас демократия или же ее нет: важна тенденция развития. У нас была демократия, хотя и неудачная, в конце 80-х - начале 90-х годов. Мы отступили от формальной демократии ради наведения порядка, и это было правильно. Но содержательной демократии у нас, с моей точки зрения, так и не возникло.
И дальнейшее развитие мне представляется простым. Если государство оздоровится - оно создаст содержательную демократию. Именно к этому его призывают. Не понимаю раздражения по поводу слов: призывать можно только словами. Кирпичом в окна призывать нельзя. Как юрист, надеюсь, Вы это понимаете: это квалифицируется по-иному.
Если же государство не оздоровится - оно доведет дело до системного кризиса, и в системном кризисе демократия будет создаваться при помощи политических структур. Мы эти организованные политические структуры создаем, мы их развиваем, но это тема немного другой передачи.

ЧЕЛЫШЕВ: - Михаил Геннадьевич, а правильно ли поступают те, кто сейчас, в нынешних российских условиях, пытается жить, создавая свою демократию вокруг себя. Я имею право пойти в этот магазин, во второй или третий. Демократия? Демократия. Могу я купить, скажем, продукты того производителя, второго, третьего. Демократия? Демократия. Я выбираю? Я сам выбираю. И точно так же во всем.

ДЕЛЯГИН: - Единственное настоящее приобретение, которое мне дали реформы - возможность иногда не платить хамам и иногда не общаться с ними.
Потому что с инспектором ГИБДД - никуда не деться - приходится общаться, и с представителями ЖКХ тоже.
Но в некоторых сферах, например продукты, одежда - это действительно возможно, и это немножко греет сердце. Банк можете выбрать - пойти не в Сбербанк, а в другой банк. Только это не демократия, потому что не касается управления обществом.
А кроме того, открою вам большую тайну - при социализме тоже можно было не голосовать, не вступать в партию, не слушать пропагандистские передачи, не общаться с пропагандистами. И если вы вели себя тихо и жили с фигой в кармане, то КГБ к вам не приходил: он занимался теми, кто фигу из кармана доставал. То есть таких возможностей было по крайней мере не меньше, а может быть, и больше - в социалистической демократии-то.

Звонок, Михаил Андреевич. - У нас уже православие внедрено. Поэтому очень большая вероятность, что будет внедрено и самодержавие. Я предлагаю кандидатуру Владимира Путина. А заодно будет народность. То есть и вы можете стать Председателем Совета Министров, Рыжков - ему будет все равно. Он задавит, когда надо.

ДЕЛЯГИН: - Не думаю, что стоит желать такой судьбы Путину. Если посмотреть на самодержцев Российской Империи - после Екатерины II мне затруднительно назвать человека, который провел и завершил свою жизнь успешно. Даже Александр I привел страну к восстанию декабристов.
Абсолютная власть разрушает своего носителя, создает ему большие проблемы. Думаю, что наши руководители и так с этим кто сталкивается, кто еще столкнется, и желать им усугубления при помощи перевода их в монархическую форму правления я бы не стал. Я отношусь к ним критически, но до такой степени зла я им не желаю.

Звонок, Юрий. - Мы же не хватаем рукой оголенный электропровод и не выходим в окно с 10-го этажа на улицу. Мы боимся, поэтому и живем. Человек должен бояться.

ДЕЛЯГИН: - Человек должен бояться, но не слишком сильно. Нормальный страх - необходимый индикатор опасности. Но страх слишком сильный парализует, он несовместим с жизнью. Думаю, что мы с вами это помним по советским временам.

ЧЕЛЫШЕВ: - Бояться надо нормальных законов. А если законы нормальные, то нет повода бояться, а есть повод...

ДЕЛЯГИН: - Законов вообще не надо бояться, их нужно соблюдать. Вы же не боитесь Правил дорожного движения. Вы их просто соблюдаете.

ЧЕЛЫШЕВ: - Я просто боюсь, что их не знает другой.

ДЕЛЯГИН: - Тоже верно. Думаю, что наша демократия будет содержательной. Может, и не будет соответствовать западным стандартам, но будет содержательной. Она будет основана на принципе, сформулированным еще великим Юрием Гейко: думай за дурака. Ну, и наказывай его при возможности.

Звонок, Наталья. - Были великая французская, американская революция. И там были приняты документы: Декларация Независимости и Декларация прав человека и гражданина - это еще 18-й век. У нас тоже в 18-м году она закончилась ленинской Конституцией. А в то время, в 1785 году, Екатерина издала грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. Мы же тоже развивались еще в 18-м веке примерно так же, как и Америка, только по-своему. Думаю, революция у нас запоздала. Ну как вы оцениваете Конституцию 18-го года, и как сопоставить? Все-таки всякая страна развивается по-своему. Они, конечно, прогрессисты, американцы, но мы тоже развиваемся.

ДЕЛЯГИН: - Маленький нюанс. Американские, французские документы, при всей условности, касались всех людей. А Указ о вольности дворянства касался только дворян. Только людей, которые служат государству. В этом некоторая разница.
Мы действительно развиваемся так же, как мир. У нас все происходит одновременно с миром, только немножко по-своему. Это не значит, что плохо - по-другому. Что-то хуже, что-то лучше. У нас тоже были очень демократические периоды. И на Западе были тоталитарные периоды. Мы привыкли ужасаться Ивану Грозному, - но этот человек помнил всех, кого убил. Думаю, на Западе в то время таких руководителей было немного.
Это не значит, что мы плохие - нет. Мы просто немного другие.
Западные ценности - это замечательно. Мы должны стремиться к тому, чтобы добиваться западного комфорта, западной безопасности, западного уважения друг к другу. Но мы должны и понимать, что инструменты, которыми мы это будем реализовывать, будут чуть-чуть иные. Потому что мы сами чуть-чуть иные.

ЧЕЛЫШЕВ: - И еще один момент. Конечно, Екатерина подтвердила все дарованные дворянством привилегии, но начал эту историю еще Петр III.

ДЕЛЯГИН: - Да, до нее было, при слабом руководителе.

Звонок, Анатолий, Красноярск. - Мне очень интересна ваша передача. К Михаилу вопрос: а есть у него книги, которые можно почитать. С некоторыми взглядами я не согласен, готов поспорить, но это не вопрос.

ДЕЛЯГИН: - Книги есть в Интернет-магазинах, например, на Ozon.ru, а на сайте delyagin.ru многие материалы выложены.

 




Рейтинг:   1.93,  Голосов: 76
Поделиться
Всего комментариев к статье: 64
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Сорри,небольшой оффтоп
Синоби написал 21.09.2010 22:05
Освежая в памяти историю Древней Греции,наткнулся на поразительные вещи:
Аристотель приводит клятву, дававшуюся во многих полисах олигархами: "Клянусь, что я буду вечным врагом народа и сделаю ему столько зла, сколько буду в состоянии".
Ёлки,подумал я,враги народа!Ни хрена со времен Аристотеля не изменилось.И тут же получил порцию добавки:
Надгробная надпись, сочиненная олигархами для главы "тирании тридцати" в Афинах Крития и его сподвижников, гласила: "Это надгробный памятник смелым людям, которые короткое время противились проклятому афинскому демосу".
"Проклятый демос" - а вот тебе и "народишко проклятый",о котором часто любит упоминать wolodja,подумал я.
Желающие могут убедиться сами:
НАРОДНАЯ БОРЬБА
и восстания в древней Греции
http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt05gr.htm
(без названия)
Анатолий написал 21.09.2010 22:00
Сам написал что не надо никого копировать, и сам же пишет что хочет построить "демократическую монархию" по образцу США. Вообще у них довольно оригинальная система, а детали Делягин старательно обходит, к примеру не пишет хочет ли вернуть выборы губернаторов. Я бы хотел увидеть более четко выраженную позицию.
(без названия)
Михаил написал 21.09.2010 20:49
А народ сейчас един в жажде крови. Так что, что бы выражать сейчас народную волю и быть вождем и лидером, нужно вернутся к массовым троцкистским и сталинским расстрелам и репрессиям. Иначе народ скажет вам как Станиславский: "Не верю!"
М. Делягину
Михаил написал 21.09.2010 20:38
Господин Делягин, конечно, очень умный и блестяще образованный человек. И данная статья очень интересно замешана: как говорится, начало интрегующее и многообещающее, даже захватывающее; а дальше - туман для творческого воображения. В лучшем духе художественной литературы приключенческого жанра. Но в сухом остатке - только все та же идея об особом "русском" пути. А что же это за такой особый русский путь? А вот это, как говорится - сюрприз. Из темного ящика политического факира можно достать все что угодно, смотря по обстоятельствам. Правда можно будет потом опять сказать: факир был пьян и фокус не удался. Мы уже ходили особыми русскими путями и в 1917, и в 1993. И фокус был всегда в том, что, выражаясь терминами автора, мы имели "формальную" демократию и не имели "содержательной".
Смею напомнить автору, что нынешняя "суверенная демократия" путинизма - это как раз и есть особый русский путь (или один из этапов большого пути), т.к. такого специфического дерьма еще ни в одной стране не было. А что касается разглагольствований о неудачном опыте переноса модели западной демократии на российскую почву, то это уже пахнет демагогией и политическим шулерством, т.к. не было у нас даже попыток такого переноса; были имитации некоторих формальных форм без содержательной основы.
Так что продолжаем идти особым русским путем и вымирать.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Хрен редьки не слаще? написал 21.09.2010 19:37
В России очень своеобразная демократия. Мне она напоминает случай, когда в студгородке вернувшися с военных сборов, после принятия присяги, новоиспеченные офицеры со всех общежитий абитуриентов на площадь согнали. Пока абитуриентов сгоняли, строили в колонну была слаженость в действиях, а потом началась демократия. Каждый считал, что колонна должна выполнять его команду. Так и маршировали по площади: колонна, или точнее сбившиеся в стадо абитуриенты старавшиеся угодить и выполнить все команды окруживших "командиров" и зеваки. На сегодняшний день народ ни под каким соусом не хочет демократов. Особенно народ насильников и либерастов типа: Немцова, Гайдара, Чубайса, не хочет. Было бы хоть какое то моральное удовлетворение если бы Путин их всех повесил или хотя бы посадил, рядом с Ходором.
Re: Все
gh написал 21.09.2010 18:50
Куда ни плюнь, куда ни кинь, куда ни обернись - вся наша страна превращена в сплошной материал для обличений такого рода.g
http://73anticrisis.ru/content/view/1594/1
Re: Re: Проблема решится сама собой...
$$$$$ написал 21.09.2010 18:18
В России происходит изменение репродуктивных установок. Семьи без детей теперь не редкость. Почему же современные женщины не торопятся рожать детей или ограничиваются одним ребенком? Об этом в программе «Утро России» рассказал главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, профессор Леонид Рыбаковский.
«Сегодня мы столкнулись с тремя обстоятельствами. Начинается постепенный переход демографической волны. В 1983–1987 годах рождалось 2,5 миллиона детей, потом эта волна резко спала, и в 90-е годы опустилась до 1,3 миллиона детей. Поэтому через 5–7 лет рожать будет некому», — отметил эксперт.
Делягин прав
тот за кем идут, а не тот кто идет за кемто. написал 21.09.2010 18:03
Для Делягина. Людям свойственно ошибаться и вы не ангел тоже. Вас можно направить в правильное русло и польза будет для всех. Но для этого вам нужно понять одно. Не лидер должен править в партии, а партийная масса, первички. Демократический централизм. Только он вожак, а все остальные пристяжные. Если согласны быть в пристяжных, то у вас получится. Структура не есть власть. Власть есть авторитет. Тот кто им пользуется у масс, тот не есть лидер, а один из многих. Лидер идет с массой рядом, а не в переди. Быть рядом и не стремиться к власти это талант. И не каждый им владеет.
Нам с вами не по пути! ..
Леонгардт-Пермский написал 21.09.2010 14:01
...считают некоторые товарищи.
Не без сожалений СЧИТАЮ ТАК ЖЕ. И тоже в основном после "серии статей" товарища Клашникова.
Все
нормально написал 21.09.2010 12:55
""ДЕЛЯГИН: - Вы предлагаете мне обличать власть?""
Нет, не предлагаем, потому, что это не власть, а оккупационная администрация. Вещи нужно называть своими именами. Оккупационная администрация улучшению не подлежит, она в меру сил и возможностей работает по ликвидации местного населения.
Медведский - как зеркало партии Здравого смысла
Русский взгляд написал 21.09.2010 12:22
>> сумасшедшие еврейские кпрфские пидоры.
>> Ну во всех видят евреев...
Медведский, что врачи-то говорят? Жить будешь?
Re: - Русский взгляд (21.09.2010 08:57)
Однако написал 21.09.2010 12:14
Раскрыть комментарий
А Делягин то прав!
Человек написал 21.09.2010 12:11
Раскрыть комментарий
гандоны еврейские лезут со всех дыр
о написал 21.09.2010 11:57
в "ИХ" "рассию"!!!----"Русал", которому принадлежит блокпакет акций "Норильского никеля", предложил в совет директоров этой компании десять кандидатов, в том числе и Натаниэля Ротшильда, пятого барона Ротшильда и давнего знакомого Олега Дерипаски.""--ПОЛНЫЙ ПИЗ-Ц!!
Re: Re: Re: Нам с вами не по пути! - Пасюк
Синоби написал 21.09.2010 10:59
==Так что создание классов - это механизм совершенствования структуры управления обществом==
Процесс создания классов - это объективный
процесс развития производительных сил,роста производительности труда и общественного разделения труда.
==И не обязательно классы, по разному относяшиеся к средствам производства, должны на потеху марксистам себя уничтожать==
Они делали так и за тысячи лет до Маркса.
==Можно прекрасно жить в симбиозе, дополняя друг друга==
Вся история человечества говорит об обратном.От народных восстаний в Древней Греции до социалистических революций.
==В мире нет борьбы классов, есть борьба идей, носителем которых могут быть те или иные классы==
Чушь.Борьба классов - в первую очередь борьба антагонистических ИНТЕРЕСОВ.Ну,а политическая классовая борьба с неизбежностью сочетается с идеологической,да.
Когда работодатель в период экономического кризиса увольняет работников,сокращая расходы,а работники выходят на забастовку - где здесь борьба идей?Это борьба ИНТЕРЕСОВ.
Скажем,лозунг бастующих "Даешь 8-ми часовой рабочий день!" - это одно,а лозунг "Долой самодержавие!" - это уже совсем другое.Но до идеологической сознательности трудящимся еще надо дорасти.
==Как дополняют некоторые бактерии в кишечнике человека самого человека, а человек дополняет бактерии==
Ага.Проблема только в том,что в природе нет эксплуатации.Симбиотические отношения - всегда взаимовыгодны.Отношения классовые(антагонистических классов) - всегда антагонистичны.
Либеральная демократия.
Иннокентьевич написал 21.09.2010 10:16
«Организация общества, которая упразднила бы предпосылки торгашества, а следовательно и возможность торгашества, - такая организация общества сделала бы еврея невозможным. Его религиозное сознание рассеялось бы в действительном, животворном воздухе общества, как унылый туман. С другой стороны, когда еврей признает эту свою практическую сущность ничтожной, трудится над ее упразднением, - тогда он высвобождается из рамок прежнего своего развития, трудится прямо для дела человеческой эмансипации и борется против крайнего практического выражения человеческого самоотчуждения." К. Маркс.
Мы наблюдаем сейчас обратный процесс граждан России лица либеральной национальности пытаются превратить в торгашей, т.е. привить им еврейскую идеалогию..
Re: Re: Нам с вами не по пути!
Пасюк написал 21.09.2010 10:14
/*М-да...И ни слова о классовой сущности демократии,заметьте.Ну и ну.
Мне что,еще раз процитировать Ленина?Извольте,мне не трудно: */
Любое общество для своего выживания и развития строит систему управления. И для этой цели разбивает людей на группы, имеющие общие интересы, и не только по отношению к средствам производства. Так что классы - это результат разделения труда, который вводится в обществе целенаправлено или стихийно, но в конечном итоге включается в структуру управления.
В частности, при капитализме наемный труд и частная собственность, как дарованное некоторым управлянецам буржуазным государством право организовывать наемных трудящихся на выполнение необходимых обществу работ с одновременным предоставленгием права кормиться за счет тех, кем эти счастливчики управляют.
Так что создание классов - это механизм совершенствования структуры управления обществом. Управление выше классовой борьбы, ибо законы управления - это высшие законы мироздания. И еще до конца непонятно, толи философия является частью кибернетики, толи кибернетика - составная часть философии.
Демократия, как власть класса людей, специально подготавливаемых для управления, может принимать самые разные формы. И западная форма демократии не самая лучшая, но наверное самая аморальная, так как позволяет ссать в глаза, и тот кому ссышь, но хорошо ему залатил будет утверждать потом, что сам Бог оросил его своей спермой.
В мире нет борьбы классов, есть борьба идей, носителем которых могут быть те или иные классы. И не обязательно классы, по разному относяшиеся к средствам производства, должны на потеху марксистам себя уничтожать. Можно прекрасно жить в симбиозе, дополняя друг друга. Как дополняют некоторые бактерии в кишечнике человека самого человека, а человек дополняет бактерии. Ибо человек дает им пищу, которую они в другом месте не получат, а бактерии создают для человека целый набор полезных веществ, например, витаминов группы В.
Какова господствующая идеология в обществе, так общество и живет. И если мы живем плохо, то бедный виноваты в этом не меньше богатых. Хотя бы тем, что позволяют на себе паразитировать. Такова наша идейная суть, каждый мечтает стать царем и оттянутся хоть на миг по полной. Тем и живем.
Re: Нам с вами не по пути!
Синоби написал 21.09.2010 09:23
М-да...И ни слова о классовой сущности демократии,заметьте.Ну и ну.
Мне что,еще раз процитировать Ленина?Извольте,мне не трудно:
"Шейдеманы и Каутские говорят о "чистой демократии" или о "демократии" вообще, чтобы обмануть массы и скрыть от них буржуазный характер современной демократии. Пусть буржуазия продолжает сохранять в своих руках весь аппарат государственной власти, пусть горстка эксплуататоров продолжает пользоваться прежней, буржуазной, государственной машиной! Выборы, производимые при таких условиях, буржуазия, понятное дело, любит называть "свободными", "равными", "демократическими", "всенародными", ибо эти слова служат для сокрытия правды, для сокрытия того, что собственность на средства производства и политическая власть остается у эксплуататоров, что поэтому о действительной свободе, о действительном равенстве для эксплуатируемых, то есть для громадного большинства населения, не может быть и речи. Буржуазии выгодно и необходимо скрывать от народа буржуазный характер современной демократии, изображать ее демократией вообще или "чистой демократией", и Шейдеманы, а также Каутские, повторяя это, на деле покидают точку зрения пролетариата и переходят на сторону буржуазии.
...Говорить о чистой демократии, о демократии вообще, о равенстве, о свободе, о всенародности, когда рабочие и все трудящиеся голодны, раздеты, разорены, измучены не только капиталистическим наемным рабством, но и 4-летней грабительской войной, а капиталисты и спекулянты продолжают владеть своей награбленною "собственностью" и "готовым" аппаратом государственной власти, это значит издеваться над трудящимися и эксплуатируемыми.
...вы должны использовать буржуазную демократию, как громадный исторический прогресс по сравнению с феодализмом, но ни на минуту не забывайте буржуазный характер этой "демократии", ее исторической условности и ограниченности, не разделяйте "суеверной веры" в "государство", не забывайте, что государство и при самой демократической республике, а не только при монархии, есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим.
Буржуазия вынуждена лицемерить и называть "общенародной властью" или демократией вообще, или чистой демократией (буржуазную) демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами.
...на деле демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. п. есть диктатура буржуазии..."
Все понятно?Неужели кто-то думает,что мы это забыли? Я лично - ни фига не забыл.
Посмотрите,что происходит вокруг,напрягите мозги - и все станет куда яснее.
Re:
Русский взгляд написал 21.09.2010 08:57
Делягин - как всякий еврейский мальчик: сначала поражает виртуозной игрой на скрипке, а после десятого "Полонеза Огинского" хочется треснуть его этим музыкальным инструментом по кучерявой головушке...
(без названия)
Tankdriver написал 21.09.2010 08:30
Ребята, есть смысл читать? Че то начал, засомневался - стОит ли терять время, ну и бросил. А еще оочень много и не интересно показалось.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss