Кто владеет информацией,
владеет миром

Хочешь писать? Чего проще: пиши, как говоришь!

Опубликовано 20.09.2010 автором Иван Зорин в разделе комментариев 65

Хочешь писать? Чего проще: пиши, как говоришь!

О ДЕГРАДАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Боюсь, мой голос прозвучит диссонансом в общем оптимистичном хоре. Возможно, я сгущаю краски и, просидев четверть века в углу малой прозы, делаю поспешные обобщения. Буду рад ошибиться.

В уже далёких восьмидесятых Саша Соколов говорил про писателей-«деревенщиков», оккупировавших тогда литературный олимп, что они, продолжая традиции русских классиков, подражают реализму XIX века, но делают это гораздо хуже. Нужна ли копия в дурном исполнении? Как можно развивать эстетическое направление, уступая во всех отношениях стоявшим у его истока? Сегодня вопрос так больше не стоит. Уровень лексической культуры в современных произведениях настолько упал, арсенал художественных приёмов настолько оскудел, что не приходится говорить ни об их эстетической ценности, ни об изящной словесности как таковой. Судить их можно лишь по сегодняшней мерке, не вырывая из контекста сиюминутности, не прибегая к прецедентному праву. Кто из современников сможет написать «Тёмные аллеи»? «Скучную историю»? Или «Весну в Фиальте»? Я имею в виду не содержательную сторону, а чисто техническую. Мне известны несколько попыток, которые преподносятся как удачные, но они выглядят жалкой пародией. Конечно, искусство не терпит повторения, но оно - извечное состязание. И не только с современниками. Так Толстой подозрительно часто ругал Шекспира, зато всегда хвалил начинающих романистов.

Ещё полвека назад в рамках одного временнóго пласта сосуществовали культурологическая фантасмагория Борхеса, магический реализм Маркеса, набоковская вязь, проза французских экзистенциалистов и телеграфный стиль Хемингуэя. Сегодня последний вытеснил всех. Может, он больше соответствует нашему энергичному веку? Может, метафоры излишни, усложняя восприятие? Безусловно, если отсутствует эстетическая составляющая. Тогда текст сводится к стандартам деловой переписки, а произведением искусства может служить собрание инструкций к бытовым приборам. Владение словом, составляющее, в сущности, сердцевину писательского ремесла, стало вовсе необязательным. Творец отчуждается от материала, сегодня он - Бог, лишённый глины. Этот общий закон для эпохи эстетического холокоста, который прячут за эвфемизмом аудиовизуальной культуры, с особенной наглядностью проявляется в живописи. Пикассо, Дали, кубисты, сюрреалисты, абстракционисты, так или иначе, продолжали линию предшествующей школы, пусть и через её отрицание. Даже Малевич, возвестивший «Чёрным квадратом» о смерти классического искусства, не разрывал с ним. Сегодня художник больше не ассоциируется с красками, а работает с совершенно новым материалом (впрочем, и старым, как мир, - невежеством!), предлагая платье голого короля, сшитое из инсталляций и перфомансов. Это «искусство» уже прошло точку возврата, отрекаясь от наследия прошлого, оно больше не ориентируется на полотна великих мастеров, замыкаясь в открытиях современников, точно искусство - это наука, с её линейным прогрессом. В живописи мимесис победил традицию. Нечто похожее ждёт и словесность. Глобальное опрощение современной литературы отражает духовный тупик нашей технократической цивилизации. Совершит ли она новый виток? Выйдет ли на качественно иную ступень? Пока мы наблюдаем очевидный спад и, как показатель, отсутствие интереса к высокому искусству. Масскульт подавил всё!

Сегодняшняя Россия, двигаясь в фарватере Запада, перенимает его ценности, его табель о рангах, в котором профессии писателя отводится место во второй сотне. Ещё Аксёнов, преподававший в американских университетах, сокрушался, что его студенты не понимают разницы между романом и сценарием, «Анна Каренина» воспринимается ими усечённой до комиксов, как материал для голливудского «мыла». Художественное слово, не вызывая отклика, отжило свой век. Значит, талант сводится к умению строить динамично закрученный сюжет? К отражению духа времени? Смелому употреблению ненормативной лексики и новояза? Но ещё Шкловский подсчитал возможное количество сюжетов. Время лучше запечатлевают газеты. А Набоков говорил, что из книг, где отсутствует художественность, впору сложить Вавилонскую башню. Какие задачи ставит перед собой писатель? Хочет ли он глаголом жечь сердца людей? Стремится ли он сделать их чище, нравственнее? Это раньше гимназисты, скучающие помещики и толпами бродившая по улицам советская интеллигенция, как подсолнухи, тянулись к свету, на который указывали властители дум. Их взгляды возвышались (и возвышали) над житейской мудростью, в их призывах философский опыт не отождествлялся с бытовым. И Набоков, и Борхес, и Маркес имели прекрасное филологическое образование. Выросшие на образцах мировой классики Бунин и Мережковский, широко эрудированные Белый и Вячеслав Иванов всю жизнь занимались самообразованием, а Толстой на старости принялся за иврит. Сегодня в век победившей демократии опасно казаться умнее читателя. Первый удар по башне из слоновой кости нанёс пролеткульт (и это был нокдаун!), второй - масскульт (и это, похоже, нокаут!). Чтобы стать бестселлером, книга не должна возвышаться над стереотипами. Она не должна учить, ведь обывателю, как кролику, всё известно с рождения. И уж точно, что жизнь он знает лучше автора, избравшего такой неблагодарный хлеб. Он голосует рублём и за свои кровные заставляет говорить с ним на одном языке. Так литература скатывается до ликбеза, книга - до букваря. Учитель в классе может ориентироваться на лучших, может - на середняков, а может - на отстающих. Выбор за ним. Только что с ним будет при власти учеников? Это Превер ещё мог себе позволить кокетливое: «Уж слишком многим нравятся мои стихи, наверное, я плохо пишу!»

Бунин, Набоков, Шмелёв были прекрасными рассказчиками, виртуозами слова. Я перечисляю эмигрантов? Но и среди советских писателей был Юрий Казаков. И Шолохов. Был, конечно, и Федин. И Зощенко, вспоминая которого Бунин говорил, что дела у большевиков, видать, идут из рук вон плохо, раз такие у них писатели. Это по гамбургскому счёту. Он подразумевался и в словах, прозвучавших на Первом Съезде писателей: «Других писателей у меня нет!» Сейчас о нём забыли, сместив точку отсчёта. Сегодня быть популярным не мешают ни косноязычие, ни бедная лексика, ни отсутствие школы. Хочешь писать? Чего проще: пиши, как говоришь! Сойдёт под маркой непосредственности, детской искренности, трогательной неискушённости. Скажете, я говорю о масскульте, а не об элитарной литературе? Но где она? Её место заняли шарлатаны из лавочки постмодернизма, выдающие за высокий интеллект извращённую психику, претенциозные псевдокультурологи с детсадовским кругозором и политизированные бездарности под вывеской «нонконформизм». Я не думаю, что сегодня были бы напечатаны, принеси их в издательство, не только «Воскресение» и «Смерть Ивана Ильича», но и «Сад расходящихся тропок», «Сто лет одиночества» или составленный сравнительно недавно «Хазарский словарь». Они не могли бы прозвучать, потому что читательский слой, способный их оценить, вымыт. А ещё в шестидесятых каждая интеллигентная европейская семья считала долгом иметь томик Борхеса, тиражи которого соперничали с Библией. А в СССР (к зависти Набокова) на кухнях обсуждали Сартра и Фолкнера. Теперь на дворе 451 градус по Фаренгейту, утончённые интеллектуалы вышли из моды - как представляется, бесповоротно. Кончилась эпоха исканий, уступив место эре нашедших, агрессивному серому потребителю, которому в слове «энциклопедия» слышится «клоп». Круг замкнулся, включив механизм самовырождения. Низкопробные вкусы, как чудовище Франкенштейна, вызывают к жизни антиэстетические произведения, а те, в свою очередь, портят вкус.

А что Россия? Похоже, «золотой» и «серебряный» век, сопоставимый с ранней античностью, трагедиями Софокла и Еврипида, сменился варварством поздней Империи, поверхностными комедиями Плавта и превращением латыни в вульгату. Будучи не только идеологической, советская цензура поддерживала средний художественный уровень. С диктатурой рынка, установившей цензуру рекламных вложений, он катастрофически упал. Редакторы (если такие остались) пропускают несогласованные предложения, страницы пестрят стилистическими ошибками, фразами, точно составленными малограмотными, выводящими «мама мыла раму» - всё это признаки расхлябанного отношения к слову, его девальвации. Нет общественного запроса, нет эпистолярной культуры, нет естественного эстетического контроля. В эти три «нет» укладываются причины угасания нашего ремесла, которое на глазах превращается в искусство золотошвейки. Это производная от глубинного процесса выхолащивания русского языка, не столько его замусоривания и вестернизации, сколько обскурантизации его носителей.

Чем может удивить читательский мир страна Толстого и Достоевского? Поставляя на книжный рынок невнятные, беспомощные произведения? Подражая волне подросткового фэнтези? Будто миру не хватает своих чаков палаников, роулингов и куэльо. Неужели это лучшее из написанного кириллицей? Впрочем, аналогично дела обстоят и за рубежом. К чужим реалиям всегда относятся с известной степенью допуска, прощая (или не замечая) многие несуразности. Перешагнув языковый барьер, иностранные переводы всё равно остаются загадочными, как вуаль незнакомки. Но уберите из них англицизмы, галлицизмы или ориентализмы, переложите их сюжет на российскую почву, и получатся книги, про которые Бунин говорил - их стыдно читать.

А писать?



Рейтинг:   3.81,  Голосов: 43
Поделиться
Всего комментариев к статье: 65
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Советы бывалого
ЗавидоновНикодим написал 20.09.2010 12:43
Молодой гвардии(молодежи)не советую вообще читать художественную литературу.
Крупные философы не советовали забивать голову химерами(романами).
Читайте мемуары известных,порядочных людей.
Хирург Ф.Углов написал прекрасные воспоминания"Сердце хирурга".
Книги врачей описывающих военное время очень интересные.В.Кованов"Призвание"-отличная вещь.
Тратить время читая выдуманные (придурками)романы иногда очень вредно.
Так начитавшмсь Достоевского начнешь раздавать вещи,другу отдашь свою невесту и т.д.
"Когда тебя ударят по левой щеке-подставь правую."-вредная фраза.
Надо так-:"Когда тебя ударят по щеке,то бери бритву- по горлу ,и в колодец".
(без названия)
Krasnov [2010] написал 20.09.2010 12:41
Автор кстати весьма странно рассуждает: давайте поговорим о деградации коневодства.
Вон раньше, в 18-ом веке сколько было конезаводов, специалистов по лошадям и пр.
Никакой деградации нет, просто с развитием других видов транспорта потребность в лошадях сильно уменьшилась. Такая же ситуация и с литературой. Не было ничего другого в 19-ом веке, причем совсем. И вечером, со свечей или с керосиновой лампой что-то читали практически все, это было востребовано.
Сейчас есть телевизор, компьютер, дивиди фильмы, аудиокниги. Многие предпочитают воспринивать информацию именно таким образом. И соответственно гораздо более востребована профессия сценариста чем чистого писателя(взять того же Стивена Кинга например). Деградация тут не при чем
(без названия)
Krasnov [2010] написал 20.09.2010 12:33
>ЗавидоновНикодим
>Попробуй сейчас приди к кому нибудь на День рождения с таким подарком,-минимум, по харе получишь
Не скажи, бумажная книга стоит дорого и кроме того это своего рода раритет. Наоборот в качестве подарка - очень даже вполне... Возьми вон Пелевина того-же: под 200 руб. как минимум.
Толстой чувствовал ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед НАРОДОМ...
Леонгардт-Пермский написал 20.09.2010 12:30
... считает товарищ Буряченко Нина Михайловна. Интересно считает... В чем, товарищ Буряченко эта ответственность проявляется? И каким органом чувств товарищ Толстой эту ответственность чувствовал?
Да, и перед каким народом (частью народа), Вы тоже не сказали?
Да, чуть не забыл, а Вы о котором Толстом?
Вы очень часто употребляете слово "быдло". Скажите пожалуйста, товарищ Буряченко, что СЕГОДНЯ мешает быдлу перестать быть быдлом ("уйти из стада" или перепастись в иное)? Невозможность или все же НЕЖЕЛАНИЕ?
Re: Было время...
ЗавидоновНикодим написал 20.09.2010 12:05
Раскрыть комментарий
Буряченко Нина Михайловна
=-=-= написал 20.09.2010 12:01
Раскрыть комментарий
(без названия)
Che написал 20.09.2010 11:57
Лучшее доказательство правоты автора заметки - это комментарии читателей. Когда в качестве образцового стилиста приводят беспомощного, исписавшегося и абсолютно пустого Акунина - это печальный диагноз состояния умов. Это уже не вкус, а послевкусие. И ведь такому читателю ничего не докажешь. Заметьте, он не Елизарова приводит в пример. В этом случае можно было хотя бы поспорить. Но Акунин... Нет, Агата Кристи и Конан Дойл тоже владели стилем. Но не они определяли уровень английской литературы. Впрочем, что об этом говорить, если нет даже элеменарного понимания этих вещей?
Re: D.D.
антиквар написал 20.09.2010 11:55
Раскрыть комментарий
Было время...
ЗавидоновНикодим написал 20.09.2010 11:51
Раньше,при социализме,ни один,уважающий себя человек не ходил в сортир без книги.
Также помню,что в сортирах не приветствовались иллюстрированные книги.
И еще,в заводских туалетах ,на полочке всегда Вас ожидал томик Толстого ,Достоевского.Они раз за разом становились все тоньше и тоньше , и с заводской библиотеки читатели несли очередные тома.
95-ть томов Толстого в заводском сортире были прочитаны за какую-то неделю!
Читали люди!Читали!Не то что сейчас...
Re: Деградация современной литературы - Леонгард-Пермский
антиквар написал 20.09.2010 11:50
Раскрыть комментарий
Деградация современной литературы...
Леонгардт-Пермский написал 20.09.2010 11:34
... есть следствие (или причина?!) деградации социума, читаю промеж строк у товарища Ивана Зорина и у некоторых членов партячейки форума. Тем не менее, вижу воочию, как мои дети и дети моих друзей и знакомых с упоением читают в Интернете(!!!), да еще и в оригинале (на языке автора) всех, перечисленных товарищем Иваном Зориным в "положительном" ракурсе авторов, и не только перечисленных.
И не только с упоением (удовольствием) читают, но и делают выводы. Выводы, порой диаметрально противоположные тем, которые делали мы, благодаря стараниям учителей, критиков и "мыслеуправляющих" от КПСС.
Не надо истерик, товарищ Иван Зорин! Кто желает, тот найдет и прочтет то, что ему потребно в виде ответов на его вопросы. Кто не желает, да и черт с ними! Пусть таковых даже будет большинство, если уже не есть.
С уважением.
(без названия)
Таша написал 20.09.2010 11:21
Несчастье такого писателя как Пелевин состоит в том, что он получил восторженные отзывы от вообще мало что читавших читателей. Т. е. средний читатель его книги не в состоянии увидеть аллюзий на другие произведения (в т. ч. великие), коннотаций и т. п. в текстах автора, понять юмор и смысл произведения в полной мере, т. к. не читал того же что и автор. А по произведениям В. Пелевина видно, что он очень начитан, но мечет бисер понапрасну. Чтобы оценить Пелевина, надо знать те же источники, а читатели "модной" литературы (на 90% макулатуры) вообще читают очень мало и не имеют критериев для оценки произведения. Отсюда заниженная планка с обеих сторон.
Писатели, если вас "не понимают", "не принимают", - пишите "в стол"! Не пропадет. Или честную публицистику выдавайте, пишите на злобу дня. Не пашется пером, так постреляйте! Конечно, если охота продаваться прямо сейчас, кто помешает халтурить? Только обидно - за кого вы принимаете своих читателей, что толкаете барахло, выдавая его за литературу? Продавцы букафф... В книжных магазинах завалы свежего книжного мусора, а почитать нечего. Встретишь "Как закалялась сталь" - радость.
А так - все в библиотеки! Пока там подчистую Литературу еще не списали.
(без названия)
АНТИп написал 20.09.2010 11:19
ПОка у власти стоят такие необразованные хамы, как путен, страна будет продолжать деградировать. Это вертикаль. Все чиновничество копирует повадки вождя. А кто такой вождь? Бывший раб. Но сегодня он сытый раб. Ставший властителем. То есть он - самый обыкновенный Хам (по пределению философов 19 века). Вечно грядущий Хам. Предводитель быдла.
А быдлу искусство никогда не требовалось.
Быдлу по душе охота на китов, езда на авто, и все-все-все, чего ему не хватало в его голодном детстве.
Думаете ему книжек не хватало, которые тогда были всем доступны? Или возможности сходить в Эрмитаж не хватало?
Нет, ему не хватало возможности спокойно потрахать молоденьких мальчиков и попутешествовать нахаляву по миру. Вот, о чем мечтал полуголодный, физически недоразвитый, да к тому же нелюдимый сын питерской уборщицы.
А как насчет Маканина, Исаева, Анчарова?
Сумароков написал 20.09.2010 10:53
Есть еще мужчины в российской литературе.
(без названия)
Геронда написал 20.09.2010 10:27
А вот на мой непросвещенный взгляд, убожество современного русского языка и продолжающаяся деградация культуры речи не есть дань времени, как некоторые склонны здесь доказывать, что само по себе давало бы надежду на возможное изменение к лучшему в будущем, а следствие глобального процесса, который я сравнил бы с ситуацией, когда выведенное искусным садовником дерево с замечательными полезными и неповторимыми свойствами по причине предоставления самому себе и в отсутствие надлежащего ухода постепенно дичает и вырождается в никчемное растение.
То, что происходит со всем человечеством (не только с Россией, заметно отстающей от остальных лишь в плане потребительства), убедительно доказывает, что взятая атеистами на вооружение т.н. "теория развития Дарвина" - есть глубочайший бред. Имея основанием песок, а не камень, мы можем только деградировать. И не надо напрасно блуждать в трех соснах: участь человека, отпавшего от своего Творца, однозначна и незавидна, а то, что мы все наблюдаем и можем косвенно судить по тому, как выражаем свои мысли, - уже давно предсказано и означает лишь наш скорый конец как популяции.
(без названия)
D.D. написал 20.09.2010 09:03
Автор, дух статичен или динамичен? Или "и"? Камень не может "заценить" ветер. Равно и наоборот. А они "обои" никогда не "просекут" человека. Вы, автор, из чьих будете-то? Что делает(для чего предназначена) "высокая словесность"(и пр."высокое")? - Для опр.программирования человеческого сознания. Должна ли "программа" быть выражена в куб.м "перфокарт" или км магнитных лент? - Нет, если есть "диск" или "флешка". Многое потому и много, что его всегда мало(во всех смыслах), а сие случается лишь тогда, когда творцу удается быть, а не казаться, прич., исключительно самому себе. Намертво застывшему где-то в аксеновке. Или вечно влекомому куда-то в достоевск.
С другой стороны
Синоби написал 20.09.2010 07:53
По-моему,автор все же несколько преувеличивает.А что все сразу вспомнили Донцову и Маринину?
Б.Акунин,например - блестяще владеет словом.А произведения Г.Л.Олди кроме того отличаются и удивительной философской глубиной.
Многие почему-то не ценят В.Пелевина(не понимают).А я считаю,что он гениально отобразил трагедию своего поколения и всей страны,абсурдность современной жизни и еще много чего.И постоянно ставит читателя перед главными вопросами о смысле жизни.
Много интересного можно прочитать и в блогах.Например,hrivelote из ЖЖ - вот где "изящная словесность" в чистом виде!
Просто какое время - такая и литература.
Хреновое время,конечно,кто спорит.Отнюдь не "серебряный век".Но это не значит,что нельзя найти пару жемчужин...
К.В. (20.09.2010 00:22)
--УРАГАН- написал 20.09.2010 07:49
Народ падок на рекламу, а реклама утверждает, что modno читать Донцову и Маринину. И писать как они.
=================
Народ уже давно не читает , ему жрать нечего!!!!
Горшком обзывай только в печку не ставь
говорили мудрые написал 20.09.2010 07:05
Так называемые "шестидесятники" в то время, когда страна лидировала и был запущен в Космос1 спутник с человеком такую же хрень против технарей несли. Один из "поэтов" сейчас в Англии. К чему их "лирика" привела каждый может судить по нынешним "достижениям" РФ.
Даже страшно отвечать, в письменном виде.
errror7 написал 20.09.2010 04:37
Автор большую часть своего выступления уделяет скорее глаголу , нежели тому чем он жжет сердца юзеров. Например Давлатов, то же очень гордился тем, что может начинать каждое предложение с новой буквы алфавита, мастер. Однако дело то не в приемах. О чем вы желаете сегодня пообщаться с собеседником? Для информационного познания сегодня уже и физического присутствия не нужно, нажимай кнопку и качай. Для психологического удовлетворения можно зайти к психологу и чем тот будет больше молчать и поддакивать, тем слаще будет заказчику и денежней самому психологу. Для морального удовлетворения вообще ни кого не надо. Так наелись морали за последние \уже 90 лет\, что как только кто то начинает ее любимую читать, то очень хочется в ответ дать в морду. Найдите хоть одного собеседника который не кинется читать вам моральных наставлений, не начнет учить вас жизни. И чем более искушен он в тонкостях словесности, тем больше у него претензий к обществу. Ну, как же, суки, не желают слушать, пропала расеяаа! А вот Данцова не учит. Она просто тупит на бумагу и стрижет купоны. Потому как нет сегодня потребности и особенно веры в новых проповедниках. А писатели таковыми и являются. Есть потребность самим осмыслить, что же происходит. И вот когда эта потребность у большинства созреет, тогда и найдется / точно найдется/ человек, который выразит это коллективное стремление к чему либо в своем гениальном произведении. Ну, а пока извините. Зрейте вместе с обществом или варитесь в прошлом, бесконечно настальгируя о давно прошедших временах.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss