Кто владеет информацией,
владеет миром

Хочешь писать? Чего проще: пиши, как говоришь!

Опубликовано 20.09.2010 автором Иван Зорин в разделе комментариев 65

Хочешь писать? Чего проще: пиши, как говоришь!

О ДЕГРАДАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Боюсь, мой голос прозвучит диссонансом в общем оптимистичном хоре. Возможно, я сгущаю краски и, просидев четверть века в углу малой прозы, делаю поспешные обобщения. Буду рад ошибиться.

В уже далёких восьмидесятых Саша Соколов говорил про писателей-«деревенщиков», оккупировавших тогда литературный олимп, что они, продолжая традиции русских классиков, подражают реализму XIX века, но делают это гораздо хуже. Нужна ли копия в дурном исполнении? Как можно развивать эстетическое направление, уступая во всех отношениях стоявшим у его истока? Сегодня вопрос так больше не стоит. Уровень лексической культуры в современных произведениях настолько упал, арсенал художественных приёмов настолько оскудел, что не приходится говорить ни об их эстетической ценности, ни об изящной словесности как таковой. Судить их можно лишь по сегодняшней мерке, не вырывая из контекста сиюминутности, не прибегая к прецедентному праву. Кто из современников сможет написать «Тёмные аллеи»? «Скучную историю»? Или «Весну в Фиальте»? Я имею в виду не содержательную сторону, а чисто техническую. Мне известны несколько попыток, которые преподносятся как удачные, но они выглядят жалкой пародией. Конечно, искусство не терпит повторения, но оно - извечное состязание. И не только с современниками. Так Толстой подозрительно часто ругал Шекспира, зато всегда хвалил начинающих романистов.

Ещё полвека назад в рамках одного временнóго пласта сосуществовали культурологическая фантасмагория Борхеса, магический реализм Маркеса, набоковская вязь, проза французских экзистенциалистов и телеграфный стиль Хемингуэя. Сегодня последний вытеснил всех. Может, он больше соответствует нашему энергичному веку? Может, метафоры излишни, усложняя восприятие? Безусловно, если отсутствует эстетическая составляющая. Тогда текст сводится к стандартам деловой переписки, а произведением искусства может служить собрание инструкций к бытовым приборам. Владение словом, составляющее, в сущности, сердцевину писательского ремесла, стало вовсе необязательным. Творец отчуждается от материала, сегодня он - Бог, лишённый глины. Этот общий закон для эпохи эстетического холокоста, который прячут за эвфемизмом аудиовизуальной культуры, с особенной наглядностью проявляется в живописи. Пикассо, Дали, кубисты, сюрреалисты, абстракционисты, так или иначе, продолжали линию предшествующей школы, пусть и через её отрицание. Даже Малевич, возвестивший «Чёрным квадратом» о смерти классического искусства, не разрывал с ним. Сегодня художник больше не ассоциируется с красками, а работает с совершенно новым материалом (впрочем, и старым, как мир, - невежеством!), предлагая платье голого короля, сшитое из инсталляций и перфомансов. Это «искусство» уже прошло точку возврата, отрекаясь от наследия прошлого, оно больше не ориентируется на полотна великих мастеров, замыкаясь в открытиях современников, точно искусство - это наука, с её линейным прогрессом. В живописи мимесис победил традицию. Нечто похожее ждёт и словесность. Глобальное опрощение современной литературы отражает духовный тупик нашей технократической цивилизации. Совершит ли она новый виток? Выйдет ли на качественно иную ступень? Пока мы наблюдаем очевидный спад и, как показатель, отсутствие интереса к высокому искусству. Масскульт подавил всё!

Сегодняшняя Россия, двигаясь в фарватере Запада, перенимает его ценности, его табель о рангах, в котором профессии писателя отводится место во второй сотне. Ещё Аксёнов, преподававший в американских университетах, сокрушался, что его студенты не понимают разницы между романом и сценарием, «Анна Каренина» воспринимается ими усечённой до комиксов, как материал для голливудского «мыла». Художественное слово, не вызывая отклика, отжило свой век. Значит, талант сводится к умению строить динамично закрученный сюжет? К отражению духа времени? Смелому употреблению ненормативной лексики и новояза? Но ещё Шкловский подсчитал возможное количество сюжетов. Время лучше запечатлевают газеты. А Набоков говорил, что из книг, где отсутствует художественность, впору сложить Вавилонскую башню. Какие задачи ставит перед собой писатель? Хочет ли он глаголом жечь сердца людей? Стремится ли он сделать их чище, нравственнее? Это раньше гимназисты, скучающие помещики и толпами бродившая по улицам советская интеллигенция, как подсолнухи, тянулись к свету, на который указывали властители дум. Их взгляды возвышались (и возвышали) над житейской мудростью, в их призывах философский опыт не отождествлялся с бытовым. И Набоков, и Борхес, и Маркес имели прекрасное филологическое образование. Выросшие на образцах мировой классики Бунин и Мережковский, широко эрудированные Белый и Вячеслав Иванов всю жизнь занимались самообразованием, а Толстой на старости принялся за иврит. Сегодня в век победившей демократии опасно казаться умнее читателя. Первый удар по башне из слоновой кости нанёс пролеткульт (и это был нокдаун!), второй - масскульт (и это, похоже, нокаут!). Чтобы стать бестселлером, книга не должна возвышаться над стереотипами. Она не должна учить, ведь обывателю, как кролику, всё известно с рождения. И уж точно, что жизнь он знает лучше автора, избравшего такой неблагодарный хлеб. Он голосует рублём и за свои кровные заставляет говорить с ним на одном языке. Так литература скатывается до ликбеза, книга - до букваря. Учитель в классе может ориентироваться на лучших, может - на середняков, а может - на отстающих. Выбор за ним. Только что с ним будет при власти учеников? Это Превер ещё мог себе позволить кокетливое: «Уж слишком многим нравятся мои стихи, наверное, я плохо пишу!»

Бунин, Набоков, Шмелёв были прекрасными рассказчиками, виртуозами слова. Я перечисляю эмигрантов? Но и среди советских писателей был Юрий Казаков. И Шолохов. Был, конечно, и Федин. И Зощенко, вспоминая которого Бунин говорил, что дела у большевиков, видать, идут из рук вон плохо, раз такие у них писатели. Это по гамбургскому счёту. Он подразумевался и в словах, прозвучавших на Первом Съезде писателей: «Других писателей у меня нет!» Сейчас о нём забыли, сместив точку отсчёта. Сегодня быть популярным не мешают ни косноязычие, ни бедная лексика, ни отсутствие школы. Хочешь писать? Чего проще: пиши, как говоришь! Сойдёт под маркой непосредственности, детской искренности, трогательной неискушённости. Скажете, я говорю о масскульте, а не об элитарной литературе? Но где она? Её место заняли шарлатаны из лавочки постмодернизма, выдающие за высокий интеллект извращённую психику, претенциозные псевдокультурологи с детсадовским кругозором и политизированные бездарности под вывеской «нонконформизм». Я не думаю, что сегодня были бы напечатаны, принеси их в издательство, не только «Воскресение» и «Смерть Ивана Ильича», но и «Сад расходящихся тропок», «Сто лет одиночества» или составленный сравнительно недавно «Хазарский словарь». Они не могли бы прозвучать, потому что читательский слой, способный их оценить, вымыт. А ещё в шестидесятых каждая интеллигентная европейская семья считала долгом иметь томик Борхеса, тиражи которого соперничали с Библией. А в СССР (к зависти Набокова) на кухнях обсуждали Сартра и Фолкнера. Теперь на дворе 451 градус по Фаренгейту, утончённые интеллектуалы вышли из моды - как представляется, бесповоротно. Кончилась эпоха исканий, уступив место эре нашедших, агрессивному серому потребителю, которому в слове «энциклопедия» слышится «клоп». Круг замкнулся, включив механизм самовырождения. Низкопробные вкусы, как чудовище Франкенштейна, вызывают к жизни антиэстетические произведения, а те, в свою очередь, портят вкус.

А что Россия? Похоже, «золотой» и «серебряный» век, сопоставимый с ранней античностью, трагедиями Софокла и Еврипида, сменился варварством поздней Империи, поверхностными комедиями Плавта и превращением латыни в вульгату. Будучи не только идеологической, советская цензура поддерживала средний художественный уровень. С диктатурой рынка, установившей цензуру рекламных вложений, он катастрофически упал. Редакторы (если такие остались) пропускают несогласованные предложения, страницы пестрят стилистическими ошибками, фразами, точно составленными малограмотными, выводящими «мама мыла раму» - всё это признаки расхлябанного отношения к слову, его девальвации. Нет общественного запроса, нет эпистолярной культуры, нет естественного эстетического контроля. В эти три «нет» укладываются причины угасания нашего ремесла, которое на глазах превращается в искусство золотошвейки. Это производная от глубинного процесса выхолащивания русского языка, не столько его замусоривания и вестернизации, сколько обскурантизации его носителей.

Чем может удивить читательский мир страна Толстого и Достоевского? Поставляя на книжный рынок невнятные, беспомощные произведения? Подражая волне подросткового фэнтези? Будто миру не хватает своих чаков палаников, роулингов и куэльо. Неужели это лучшее из написанного кириллицей? Впрочем, аналогично дела обстоят и за рубежом. К чужим реалиям всегда относятся с известной степенью допуска, прощая (или не замечая) многие несуразности. Перешагнув языковый барьер, иностранные переводы всё равно остаются загадочными, как вуаль незнакомки. Но уберите из них англицизмы, галлицизмы или ориентализмы, переложите их сюжет на российскую почву, и получатся книги, про которые Бунин говорил - их стыдно читать.

А писать?



Рейтинг:   3.81,  Голосов: 43
Поделиться
Всего комментариев к статье: 65
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Опять эта гребаная Америка
Федосеев написал 20.09.2010 16:11
"""Еще Аксенов, преподававший в американских университетах, сокрушался, что его студенты не понимают разницы между романом и сценарием, «Анна Каренина» воспринимается ими усеченной до комиксов,"""
________________________________________________________________________________________
Как остопи.дела эта вяканье про "плохую" Америку! Везде и во всем эти америкосы виноваты..
Сильная нация не стонет и не плачет, а упорно добивается поставленных целей!
У рашшинских только и осталась одна объединяющая всех "национальная" идея - обосрать Америку и "на душе становится теплей"...
"Читайте мемуары известных,порядочных людей". -ЗН (20.09.2010 12:43)
Геронда написал 20.09.2010 16:01
"Так начитавшмсь Достоевского начнешь раздавать вещи,другу отдашь свою невесту и т.д.
"Когда тебя ударят по левой щеке-подставь правую."-вредная фраза.
Надо так-:"Когда тебя ударят по щеке,то бери бритву- по горлу ,и в колодец".
=====================
Про бритву и колодец - это вы, уважаемый, у "известных, порядочных" научились? Вот уж действительно: "С кем поведешься..."
(без названия)
Krasnov [2010] написал 20.09.2010 15:43
>гра
>Вот это с оной стороны определяет степень деградации масс, с другой степень мастрества литератора.
Да никакой особенной деградации масс не произошло. Обыватель как был потребителем ширпотреба например в 1960-ые, так и остался потребителем ширпотреба в 2000-ые.
И литераторы хорошие не перевелись: просто мы в массе своей - меньше за этим следим и меньше читаем именно художественной литературы (точно так же как мы меньше ездим на лошадях).
Это вовсе не деградация, просто ниша которую раньше целиком занимала литература теперь занята видео и/или аудио
Эту тему кстати очень интересно прокомментировал Б.Стругацкий в офф-лайн интервью http://www.rusf.ru/abs/ (он постоянно ведет семинары молодых авторов и прочее в этом духе)
Когда ему пишут что вот мол, нет сейчас хороших интересных авторов он отвечает: да до фига их (и перечисялет фамилии). Процент талантливых авторов по отношению к общему их числу все тот же что и раньше.
>Завидонов
Бумажные книги очень скоро превратяться в сравнительно дорогой подарочный раритет и будут полностью вытеснены (как продукт массового потребления) электронными носителями.
Ну на фига держать дома целый пыльный шкаф с пыльными книгами если есть инет и http://www.flibusta.net/
А на рулонах туалетной бумаги я (как патриот России) предлагаю печатать речи президента и премьера РФ. Глядишь кто-то и прочтет что-то перед употреблением...
О культуре чтения
ЗавидоновНикодим написал 20.09.2010 15:20
И все таки ,в книге важно не содержание,а качество бумаги.
Бумага должна быть мягенькой,бархатистой с ароматным запахом.
Каждая страница должна быть частично надрезана по размерам туалетной бумаги.
Если бумага в книге слишком мягкая,то к книге,в придачу при продаже,обязаны бесплатно давать подногтевую чистелку.
В конце-концов,почему мы должны стеснятся элементарных вещей?
Краснову
гра написал 20.09.2010 15:04
На мое "Деградация тут не при чем " ты зачем-то на это отреагировал так: "Да вот, как раз и причем". При этом так и не смог внятно объяснить в чем конкретно ты эту деградацию видишь.====================================
Ну ,хорошо, ты хочешь подвигнуть меня к написанию диссертации? Право нет времени заниматься этими исследованиями. Вот Ес упомянул про уровень. Вот это с оной стороны определяет степень деградации масс, с другой степень мастрества литератора. У нас человека сделали Механиком-Роботом-Железным Дровосеком. Жующим,пьющим,звонящим по айфонам-мегафонам. До автоматизации туалетных комнат не добрались. А зря- поле то непаханное.
не драматизируйте
es2 написал 20.09.2010 14:37
Не надо быть столь угрюмыми. Ребята, проснитесь. Ваша литература не нужна. И наша, и ничья более! "полвека назад в рамках одного временнóго пласта сосуществовали..." а потом, уважаемые, появились телевизоры. И вместо чтения нашлось более интересное занятие. Людям надо развлекаться, и развлекать их, интересовать - вот основная задача литературы периода поголовной грамотности.
Да, предшествующей литературой были сформулированы и выстраданы определенные моральные стандарты, но проблема в том, что 20-ый век - эпоха грандиозного ускорения во многих сферах общественной жизни, смены старых моральных норм. И не только моральных. Как, объясните мне, как из высокоморальной литературы предыдущих веков вырос фашизм? Как из самого читающего общества получилось общество потребления в одном из худших вариантов? Кто не помнит истории про прочтение и перепрочтение классиков выпускниками советской школы. Ну и что? Это помешало им устроить и терпеть криминальную революцию 90-ых? Нет! А почему?! Уж точно не из-за западных авторов. И не из-за Солженицына. За больного и часто пьяного Ельцина кто голосовал? Сердцем!!! Сердцем же, не рассудком, не желудком!
Люди увлеклись материальным потреблением, обустройством своего быта. Возможно, причиной этому были две мировые войны, вселившие ужас и надолго отбившие желание участвовать в крупных военных конфликтах.
Могло ли это сочетаться с "высокой" литературой? Если ценностями становятся спокойствие и комфорт, то многое из того, что создали предшественники, становится ненужным. Это не выбрасывается, просто это более не нужно делать заново. Все уже есть!
Писатель претендует на роль пророка и духовного лидера? А тогда что делать с политическими партиями, религиозными движениями? На что они? Что будут артикулировать эти структуры?
Есть грусть, что более нет изящного языка? Что упал уровень языковой культуры? Но вглядитесь, где именно это происходит! У масс? Так они никогда и не говорили как Бунин! Никогда этого не было. И дикторов на тв за красивые глаза никогда не брали. И петь со сцены в СССР просто так, абы кому было нельзя. И в фильмах тоже не валенком щи хлебавшие актеры снимались.
Сейчас миллионы зрителей идут в кино на средние и очень средние фильмы, фильмы без идей и глубин. И фильмы заменяют книжные истории.
А компьютерные игры заменяют уже и фильмы! Интернет в то же самое время заменяет телевидение.
Нечего обижаться на отсутствие интереса у масс. Писатель это не только стиль, слог, это еще и ЛАД со своим временем. Понимание его проблем, способность рассказать современникам на доступном и интересном им языке о них.
Не существует проблемы отсутствия писателей в наше время. И Донцова ли, Маринина, Акунин, Сорокин или Пелевин, Толстая, кто-либо еще читаемы!! Значит, читают люди в принципе! Другой вопрос, что привлекает в произведениях этих атворов.
Если писатели иного направления, иных парадигм и стилей оказываются в резервации, обиженными и забившимися в угол- это их собственная вина. Вина за графоманство, за непонимание своего времени и своих современников, которые за очередным бутербродом могут все-таки всплакнуть и подумать о чем-то большем, чем еда.
Re: - Che
Синоби написал 20.09.2010 14:29
Эх...Ну Григорий Шалвович-то чем вам не угодил?Т.е. заместитель главного редактора журнала "Иностранная литература",главный редактор 20-томной "Антологии японской литературы",переводчик Юкио Мисима,Кобо Абэ - это не уровень?
По-вашему,значит,Елизаров - блестящий стилист,а Акунин - так,погулять вышел???
М-да...Ладно,споры о литературе - не моя стезя.Возможно,мы просто по-разному смотрим на вещи - вы,видимо,больше как европеец,а я,видимо,больше как азиат.
А насчет разных вкусов и взглядов...все-таки не удержусь и приведу цитату из так нелюбимого вами Б.Акунина:
"В коридоре перед дверью неподвижно стоял Маса (слуга-японец).
- Господин, она опять тут, - лаконично сообщил японец. [...]
Эраст Петрович, вздохнув, приоткрыл дверь и заглянул в щель. У стола, сложив руки на коленях, сидела золотоволосая девушка в траурном платье и широкополой шляпе с черной вуалью. Было видно опущенные длинные ресницы, тонкий нос с легкой горбинкой, точеный овал лица. Услышав скрип, незнакомка подняла глаза, и Фандорин замер - до того они были прекрасны. Инстинктивно отпрянув от двери, коллежский асессор прошипел:
- Маса, ты же говорил, немолодая. Ей не больше двадцати пяти!
- Европейские женщины так старо выглядят, - покачал головой Маса. - Да и потом, господин, разве двадцать пять лет - это молодая?
- Ты говорил, некрасивая!
- Некрасивая и есть, бедняжка. Желтые волосы, большой нос и водянистые глаза - совсем, как ваши, господин.
- Ну да,- прошептал уязвленный Эраст Петрович, - ты один у нас красавец. "
Уж не обессудьте :)
(без названия)
Krasnov [2010] написал 20.09.2010 14:26
>гра
>Ты абсолютно не умеешь читать и анлизировать
Тебе тот же упрек
На мое "Деградация тут не при чем " ты зачем-то на это отреагировал так: "Да вот, как раз и причем". При этом так и не смог внятно объяснить в чем конкретно ты эту деградацию видишь.
(без названия)
Krasnov [2010] написал 20.09.2010 14:22
>Буряченко Нина Михайловна
>Пелевин? Так, он писатель этой самой елиты, которая в буквальном смысле с жиру бесится. Смысл, пониаешь, жизни ищет
Тут я не могу согласиться с вами: очень способный человек Витек - есть у него несомненные удачи ("Желтая стрела" например), есть не особо удачные вещи
Краснову
гра написал 20.09.2010 14:21
Дело не в конкретном направлении (литература, живопись, кино) - а в уровне, достигаемом в этом направлении.
===================================Ты абсолютно не умеешь читать и анлизировать. Я написал: Да фотографии бывают удачными. Этим все сказано. А ты мне тут прочитал лекцию "о вреде табококурения." Не знаю может кому она будет и интересной. Не вдвоем же мы с тобой на Форуме.:)
Буряченко Нина Михайловна
=-=-= написал 20.09.2010 14:21
Раскрыть комментарий
(без названия)
Krasnov [2010] написал 20.09.2010 14:17
>Буряченко Нина Михайловна
>Кургинян говорит, что в обществе есть ОГРОМНЫЙ СПРОС на СЛОЖНОСТЬ. Но где она эта сложность-то? Пелевин?
Да ошибается он, Курнягин этот. Есть закон Старджона: 95% всго - дерьмо (грубовато но справедливо)
Так вот в 19-ом веке эти 95% читали от безвыходности книги, 95% которых (книг) тоже были дерьмо. Сейчас 95% не только читает книги (95% которых по прежнему дерьмо), но и смотрит фильмы (95% которых как не сложно догадаться тоже дерьмо)
Социум не эволюционирует, цифра 95% никуда не уходит
(без названия)
Александр написал 20.09.2010 14:17
Есть и за границей отличные и великие писатели. Только нах они здесь никому не нужны. Точнее нужны, аудитрия максимум несколько сотен человек. Ну, например, кто знает такогопрекрасного писателя как Жан Карло Фуско?
(без названия)
Krasnov [2010] написал 20.09.2010 14:13
>Гра
>Да вот, как раз и причем. Произведение(литературное) это не картинка. Не фотробот героя-антигероя. Это- мир. Мир в котром он живет или жил, когда то. И литературный художник ,подобно художнику картин, также выбирает кисти, подбирает и ищет краски, находит образы.
Дело не в конкретном направлении (литература, живопись, кино) - а в уровне, достигаемом в этом направлении. Если ты считаешь что сделать талантливое кино легче чем написать талантливую книгу - то ошибаисси. Одновременно с Да винчи существовало множество весьма посредственных художников. Одновременно с Л.Н.Тостым в России была тьма авторов писавших более чем посредственно. Одновременно с Тарковским было множество режиссеров, снимающих ширпотреб. Так вот деградации в том что большинство читает меньше, а часть не читает вовсе - никакой нет: это просто веяние времени.
>А нам предлагают фотографии. Ну, да они бывают удачными. Но не более того. Взял фотоаппарат или камеру и снял.
Фотографии фотографиям рознь. Ты никогда не видел выставок фотоискусства? Очень советую посмотреть чтобы убедиться: лично ты так наверняка "щелкнуть" не сможешь, даже если тебе дать тот же самый фотоаппарат
>Также и сценарии пишут, как с кальки.
Тоже самое: сценарий сценарию рознь. Возьмите в качестве примера сценарий к фильму "Зеркало для героя". Или к примеру сценарии Г.Горина
(Дракон, Мюнхгаузен, Свифт и пр.)
Буряченко Нина Михайловна
=-=-= написал 20.09.2010 13:55
Раскрыть комментарий
Состояние ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА...
Леонгардт-Пермский написал 20.09.2010 13:52
... есть причина превращения ломоносовых и лобачевских в быдло, считает товарищ Буряченко. Трудно представить, каким образом и, самое главное КОМУ удалось бы разрушить "понятийный аппарат" у товарища Ломоносова и тем более - у товарища Лобачевского. Обратное тоже вызывает по меньшей мере недоумение: а кому, уважаемая товарищ Буряченко, Вы позволили бы СФОРМИРОВАТЬ этот самый Ваш "понятийный аппарат"? Толстому? Акунину? Ивану Зорину? А почему не Бердяеву или Ницше? А может быть Вы позволите это сделать попам от православия? Или второму секретарю близлежащего обкома КПСС (ВЛКСМ)?
Буряченко Нина Михайловна
=-=-= написал 20.09.2010 13:46
Раскрыть комментарий
Буряченко Нина Михайловна
=-=-= написал 20.09.2010 13:44
Раскрыть комментарий
Буряченко ННина Михайловна
Re: Толстой чувствовал ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед НАРОД написал 20.09.2010 13:29
Раскрыть комментарий
Краснову
гра написал 20.09.2010 12:53
Сейчас есть телевизор, компьютер, дивиди фильмы, аудиокниги. Многие предпочитают воспринивать информацию именно таким образом. И соответственно гораздо более востребована профессия сценариста чем чистого писателя(взять того же Стивена Кинга например). Деградация тут не при чем
==========================================================================
Да вот, как раз и причем. Произведение(литературное) это не картинка. Не фотробот героя-антигероя. Это- мир. Мир в котром он живет или жил, когда то. И литературный художник ,подобно художнику картин, также выбирает кисти, подбирает и ищет краски, находит образы. На это ,порой, уходит вся жизнь. А нам предлагают фотографии. Ну, да они бывают удачными. Но не более того. Взял фотоаппарат или камеру и снял. Также и сценарии пишут, как с кальки. Да еще бывает в классику свое современное видение добавляют. Ну и получается - мама не горюй! Так, что не прав ты Краснов. Извини, не прав.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss