Кто владеет информацией,
владеет миром

Проханов создал ад, чтобы найти там бога

Опубликовано 24.10.2005 автором в разделе комментариев 40

Проханов создал ад, чтобы найти там бога

Голый мужик, довольно обрюзглый, хотя и не лишенный в прошлом некоторой формы, прикрывши срам куском шкуры и с хвостом, похоже, волчьим на трясущейся заднице, бродил в курном дыму, появлялся в круге света, снова шел в темноту, зажигал какие-то огни, издавал горлом невнятные звуки, стонал и выл, подобно волку от которого остался один хвост, лишенный волчьего тела. Камлал.

Звуки голосов, и без того мучительные для человеческого слуха, усиливались современной техникой и делались нестерпимыми. Посреди, похожий на поставец, который ставят возле особо почитаемой иконы, и куда с надеждой ставят свечки богомольцы, круг свечей вращался, все быстрей и быстрей, и это сходство с привычным в храме объектом завораживало, приковывало внимание – и своим неожиданным вращением окончательно уничтожало реальность, и без того иллюзорную.

Авангардный клуб, в полутьме которого начиналась презентация книги писателя Проханова, постепенно исчезал в собственных темных углах, а посреди него создавалась воронка, в которую, медленно закручиваясь вокруг себя против часовой стрелки, втягивалось пространство и люди.

Шаман камлал долго. Голова начала гудеть, в висках стучало, а невыпитая водка каким-то нефизиологическим образом производила окоселость, не касаясь нутра. Жизнь больше не казалась медом, да и жизнью уже в полном понимании этого слова переставала быть.

Единственная реальность, которая вдруг проявилась вполне неожиданно в самом центре этой воронки – сцена из романа, финальная, где самим содержанием действия, главным героем и всем остальным была Смерть. Смерть персонально политолога Стрижайло и Смерть как заглавная вип-персона на иллюзорном празднике жизни.

Из первичного бульона, из околоплодного пузыря, из сточных вод эволюции в круг света внесли уже убитого Стрижайло, закидали листьями, мусором и использованными презервативами и бросили разлагаться. Это разложение было единственным реальным действием в финальной сцене, по сути, финальной и единственной, которую можно было назвать, поскольку другое не имело еще имени и было до имен.

Я с трудом узнал Белковского в ворохе листьев, хотя знал заранее, что это должен быть он. Потому что там, в воронке, был не Стас, хотя и он тоже был там, но помимо него было множество и имя им легион.

Примерно так же, видя в гробу хорошо знакомого тебе, и еще несколько дней назад виденного человека, поражаешься его непохожести на себя. Православный поп непременно скажет: «Он уже далеко». Но, глядя на тело в гробу, чувствуешь – оно не пустое, туда уже заселился кто-то иной...

Позже, жадно втягивая в себя пиво, Стас снова был собой, но обжигающее прикосновение к другому миру еще не оставило его, в движении мокрой руки, в улыбке мимо слов чувствовалась ошалелость, сопричастность чуду, только совершающий такое чудо не носит имени чудотворца.

Люди вокруг, тоже часто знакомые, выдавали некоторую подавленность, не было привычного для такого собрания живого обсуждения сцен из романа, сюжетных линий, образных схем и прочей белиберды, которая отличает окололитературную публику от просто читателей. Все было похоже на первокурсницу, которой вместо лимонада влили стакан самогона и залезли в трусы.

 

В той традиции, которая формально закончилась на Руси с крещением Великого киевского Кагана Владимира, а на самом деле все время прорывается наружу то Гоголем, то Булгаковым, над нашим миром вполне реально существует мир «верхний», солнечный, горний – именно к нему обращают свои молитвы почитатели святых и взыскующие рая, и мир «нижний», лунный, хтонический – собственно он заколочен наглухо запретами отцов церкви, закрыт для посещения пророком Магометом.

В свое время я спросил у живущего в Мексике одного из потомков Гедиминаса, внуком белого эмигранта, много и храбро воевавшего в войнах, которым мы не знаем даже имени, что там, у них, где пейот растет и высятся пирамиды Теночтитлана, говорят о «нижнем мире». Если вообще говорят.

Честно говоря, ожидал я всего чего угодно, только не испуга – настоящего, неподдельного испуга: «У нас об этом вообще не говорят, - сказал этот безусловно храбрый человек. – Это очень опасно».

В России давно исчезла цена слов. Слова, способные разрушать крепостные стены и создавать миры, бросают, как костяшки в нардах. Миры исчезают в болтовне домохозяек, спешащих купить что-нибудь к ужину и немного поуправлять государством. Слова в России подобны рублевой массе под жирным задом реформатора.

Слово прошло долгий путь от первого Слова, которое было у Бога и которое было Бог – до слова из трех букв на стене сортира, которое как бы и не положено произносить вслух, но произносится к стати и некстати всеми, от епископов до невинных младенцев.

В свое время Марат Гельман, человек из богемы перебравшийся в мир политических технологий, заметил, что для избирателя все равно, кто у тебя за спиной – добрый волшебник или, наоборот, злой. Главное – чтобы сильный.

Это правило стало законом. Политические технологи используют любые методы для того, чтобы получить результат, не задумываясь о существе этих методов и природе сил, делающих эти методы эффективными. Политический технолог – не исследователь, он деятель. И если для достижения результата в плюс 10 процентов потребуется остановить солнце, то вопрос политтехнолога будет звучать: «Где этот херов Иисус Навин?»

И что интересно, тот, кого звали, обязательно находится, приходит, как когда-то к Фаусту, разворачивает кейс с краплеными бюллетенями, держит за ноги Гретхен, чтоб не брыкалась и даже не просит оформления пустой формальности.

 

В русской литературе, а она все же немного старше наших политических технологий, но мистическим образом связана с тем культурным и историческим процессом, который начался с Пушкина и заканчивается Прохановым, есть две все те же линии, намеченные еще жрецами Лагаша и Ура – линии солнца и луны, темного и светлого, горнего и «нижнего». Эта вечная дихотомия определяет процесс мистического бытия народа, который осознал себя, получив свой язык от потомка эфиопских вождей и прожившего самую блистательную пору своей истории. Дожившего до самой последней ступеньки, через которую вынесут уже вскорости наполовину разложившегося еще при жизни покойника. И так никто и не ответит на вопрос – зачем жил?

Пушкин, солярный гений, необычайно точно названный солнцем русской поэзии, всегда соседствует на книжной полке ли, в учебнике ли с Лермонтовым, гением не меньшей величины и силы – и прямо противоположной стороны, вдохновляемый неприкаянными душами Печорина и Мцыри, а более того – непосредственно Демоном, «духом изгнанья». Это инь и янь нашей культуры, Осирис и Сет русской словесности.

В Проханове очень немного от Пушкина.

 

Роман Проханова – о текущем политическом процессе, который происходит на ковре и под ковром, везде и нигде, со всеми и как-будто ни с кем конкретно. Следить за нитью повествования чрезвычайно увлекательно, а, опознавая под персонажами лишь чуть задрапированные реальные лица русской политики, смеешься до упаду, хоть и не смешно это, когда весь политический олимп – сплошной заповедник гоблинов.

Но ведь это не первый роман Проханова о реальной политике, и просто хихикать ему бы давно наскучило, а клеймить и подавно. Чего хочет большой и тонкий писатель, разглядывая под лупой, словно жучков или бабочек, пузатенькие нелепые существа из Кремля, Государственной думы и Александер-хауса? Ведь как нет и не может быть вербально определяемого смысла в движении муравьев за своей маткой или роении пчел, так и в роении политического класса вокруг кормушки этого смысла быть не должно. Или есть?

Говорят, что отличительная черта гения от прочих в умении видеть цели, которые больше никому не видны.

Похоже, что Проханову нужен смысл. Он ищет смысла в том, что со стороны видится хаотичным и неорганизованным. Он пытается найти следы русского эгрегора, который точно же был, но делся куда-то. И он исследует те сущности, которые вселяются в омертвевающее тело государства и народа, уже оставляемое его душой.

 

Вера имеет колоссальное преимущество перед идеологией, поскольку не требует поиска смысла. Вера способна подвигнуть на самую большую жертву. Но как быть, если веры нет и не предвидится, а подвиг, самопожертвование - необходимы? Какая политическая технология заставит человека кинуться на амбразуру дота во имя удвоения ВВП и сохранения конституционного пространства?

И, тем не менее, потребность государства в том, чтобы время от времени удобрять кровью граждан свои границы существует. Но самое главное, что совсем недавно, в отсутствие всякой веры и более того, в обстановке отрицания веры, граждане государства жертвовали собой во имя... Во имя чего, кстати? Дала ли ответ на этот вопрос советская литература, и сам Проханов, пытавшийся еще в рамках социалистического реализма ответить на этот вопрос, проведя заметную часть жизни на Афганской войне?

Ответа не было. Но было прикосновение к чему-то, что не имеет названия. Дыхание Митры. Страх Божий. Упоение боя. Зов «нижнего мира».

Появилось ощущение мистики, которая кроется внутри обычного порядка вещей, пронизывает его незримо, но в точках излома становится ощутимой. Он чувствовал карму русской армии, заброшенной туда, откуда начал свое последнее возвращение Александр Македонский. Проханова, конечно, терзал вопрос, которым задавалось тогда все общество – зачем?

Ответа не было, и страна закончилась, оставив по себе неотвеченный вопрос.

Опустевшие пространства населили иные сущности, уютно засунув ноги в тапочки Брежнева, примерив на себя пиджак Суслова и фуражку маршала Устинова. Но их суммарный эгрегор оказался слаб, больше напоминая запах, чем эманацию. Их жизнь сосредоточилась в нескольких подъездах кремлевской канцелярии, и лишь самые храбрые из них оказались способны больше часа оставаться в одиночестве в бывшем кабинете Лаврентия Берии.

 

Эта власть пришла, чтобы совершить «революцию сверху», влить новое вино в старые мехи, запустить вновь старые могучие механизмы. Но почему-то никто не заметил несоответствия слабых ручек будущих героев с величиной колес и шестеренок, которые им предстояло вращать.

Они рассчитались на «первый-второй», и вторые стали непримиримой оппозицией первым, а первые время от времени вызывали вторых на ковер и ругали за недостаточную непримиримость.

Огромный организм, казалось, еще дышал и шевелился, но при ближайшем рассмотрении движение оказывалось шевелением насекомых под одеждой. Насекомые были сытенькие и жирненькие, но жизни это не добавляло.

Именно в этот момент объявились политические технологи, освоившие правила гальваники, которые позволяли, в ответ на раздражение из Лейденской банки, вызывать сокращение мышц и движение членов. Они обещали новым властям создать из остатков трупа своего рода чудовище Франкенштейна, котороей будет хоть и невменяемо, но зело страшно для окружающих. И это позволит на какое-то время обеспечить безмятежность процесса питания для правящего класса.

Но, как всегда, получилось не то и не так, как надеялись. Получился Голем. Никто не знает, почему и каким образом движет им, но движение очевидно. Из каждого его шага веет такой древней мистикой, какой не помнят на Русской равнине больше тысячи лет. Вокруг него роятся сущности, 800 лет назад испугавшие Аль-Хазреда своей древней ниспровергающей силой, сведшие с ума доктора Джона Ди и самого императора Рудольфа Второго, напомнившие о себе в книгах Лавкрафта. Абсолютное зло. Место, где перестает светить солнце.

 

Герой Проханова полон эманациями «нижнего мира». Бессмысленно гадать, сколько процентов в Стрижайло от Белковского, сколько от самого Проханова, а сколько от поименованных на задней странице обложки лиц. Но в главном это, конечно, Белковский, именно он концентрирует в себе ту не-божественную монаду, которая, многократно усиленная талантом Проханова, как голос шамана современными усилителями, придает всему роману хтоническую силу. В этом смысле Стрижайло, конечно, несет в себе и нечто от Проханова, но это одна из внешних оболочек образа, нечто, осевшее на основу при прохождении через личность художника.

Художник словно магический кристалл усиливает с равной силой и свет солнца, и свет иного светила. Но он не влияет на сам источник света. Проханов стремится влиять, полагая, что смерть его героя очистит божественную искру, заключенную в его герое при рождении. Но если эта искра имеет иную природу света?

 

Проханов видит нечто, не ощущаемое другими людьми. Это «нечто» - смысл происходящего, божественный смысл в череде повседневных событий. Воплощение высшего замысла и высшая мера ответственности за поступок.

Проханов не видит, что между горним и «нижним» мирами находится непроницаемая с двух сторон преграда – наш, «срединный» мир. И движение сразу в две стороны невозможно – либо вверх, либо вниз. И там, и там – бесконечность перспективы. И там, и там – безграничность сил. В «срединном» мире есть только один инструмент влияния на оба безграничных мира – свобода выбора.

Именно за эту свободу идет борьба. Не случайно в последние времена из списка положительных символов куда-то исчезло слово «свобода». Постепенно, с помощью нехитрых политических технологий прививается мысль, что свобода – это зло, это непорядок и вообще свобода противоречит стабильности, которая в последние времена приобретает значение высшей ценности. Культ Смерти, которая только одна и дает абсолютную стабильность.

 

Проханов ищет смысла и, может быть, веры, спускаясь в преисподнюю – этот путь до него проделали Осирис, Орфей, Данте. «Проханов ад» находится ближе других. За время, отведенное современной истории, преисподняя приблизилась в «срединному» миру настолько, что стала почти неотличимой, и массовые экскурсии в «нижний» мир уже мало удивляют любителей острых ощущений, грибов и кактусов. Дорогой в ад становится обычная подмосковная электричка, где демонические сущности располагаются согласно купленным билетам.

Но что есть смысл? Не есть ли это синоним Бога, или, во всяком случае, божественного замысла?

В романе Проханова бога нет. Там есть ощущение эзотерической значимости происходящего, есть акт творения, но нет творца. Вектор движения – от середины, через скручивающуюся воронкой действительность, вниз. Главный герой приходит к богу через его отрицание, причем не в «одеждах чертога брачного», а облепленный грязью и смрадом пустого бытия. Та сущность, к которой, как к свету предвечернему, обратилась душа бестелесного Стрижайло – Бог? Или продукт политической технологии иного порядка?

В романе ищут Бога, сам роман – это своего рода мессидж Богу. Но можно ли общаться с Богом при помощи мессиджей? При помощи методов нейро-лингвистического программирования? Нужен ли на Страшном суде толковый адвокат?

К сожалению, условия игры таковы, что мы не знаем и не можем знать ответа на самый главный вопрос - единственный, ответ на который имеет смысл.

Но мы можем чувствовать. Ощущать дуновение безветрия. Слышать хлопок одной ладонью.

Мы можем верить, что все, происходящее с нами – не бессмысленно.


Материалы по теме:

"Политолог" (роман)

Типология мелкого беса

На колени, сука поганая!



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
Всего комментариев к статье: 40
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
вовану
А.Б. написал 25.10.2005 01:21
да нет, ничего. Я так. Хорошо живем. Только какая-то сука все время роется у меня возле дома в мусорном баке. Картину реальных улучшений портит.
Напомню вовану
А.Б. написал 25.10.2005 00:31
Валерий Тишков, директор института этнологии РАН, в 1992-м году он был министром по делам национальностей, сейчас - член Общественной платы при президенте, правая рука Г.О.Павловского.
Полная биография:
Тишков Валерий Александрович родился в 1941 году в г. Нижние Серги Свердловской области. В 1964 году окончил исторический факультет МГУ.
В 1964-1966 годах работал преподаватель Магаданского государственного педагогического института.
В 1966-1969 годах — аспирант Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Исторические предпосылки канадской революции 1837 года".
С 1969 по 1972 год — доцент, декан исторического факультета Магаданского госпединститута.
В 1972-1976 годах — научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР.
С 1976 по 1982 год — ученый секретарь отделения истории АН СССР.
С 1982 по 1992 год — заведующий сектором Америки Института этнографии АН СССР (ныне Российская академия наук (РАН).
С 1988 по 1989 год — заместитель директора Института этнографии.
С 1989 года по настоящее время — директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (бывший Институт этнографии).
Доктор исторических наук (диссертация на тему: "Освободительное движение в колониальной Канаде", защищена в 1979 году в Институте всеобщей истории АН СССР). Автор ряда научных работ по истории Канады, экологии и этнографии североамериканских индейцев. В академических кругах имеет репутацию серьезного ученого-аналитика.
Указом Президента России Б.Ельцина от 5 марта 1992 года был назначен Председателем Государственного комитета России по национальной политике — министром России. При этом Тишков остался на посту директора НИИ этнологии и антропологии и продолжал научную работу.
Основной принцип его работы на посту министра — "культурологическое" решение межнациональных проблем (насколько позволят бюджетные ассигнования). Он не раз заявлял, что является сторонником самой широкой федерализации при условии сохранения целостности России.
6 марта 1998 г. вошел в состав Правительственной комиссии по реализации Концепции государственной национальной политики.
Делайте выводы.
Re: Я глубоко признателен
вован написал 25.10.2005 00:10
Валерий Тишков (член-корреспондент, директор Института этнологии и антропологии РАН.)
"Правда, помещенная здесь статья некоего Тишкова, человека специфической репутации", ну еже-ли антрополог специфичен, то в следующий раз позовем паталоганатома или сексопатолога, а может уж сразу по большому - психиатора - чего уж мелочиться-то?
Я глубоко признателен
А.Б. написал 24.10.2005 23:03
всем за высказанные здесь соображения.
Правда, помещенная здесь статья некоего Тишкова, человека специфической репутации, осталась для меня непонятной. Сообщаю для тех, кто не в курсе - СССР в аналогичных докладах ООН всегда помещался внутри списка из 50 стран с высоким уровнем развития. РФ, сохранившая большую часть природных ресурсов и потерявшая огромные депрессивные территории в Средней Азии, Молдавию - оказалась на 52-м месте. Где прогресс?
По поводу "мистицизма" - если человек пишет статью о кинематографе, он неизбежно будет оперировать терминами "режиссер", "кадр" и т.п.
Обсуждать роман Проханова вне мистического восприятия действительности - это примерно то же, что обсуждать секс в кругу кастратов. Если кто-то ожидал от меня классового анализа - приношу свои извинения, разочаровал.
ГАЛЯ (2005.10.24 )
Эмигрант написал 24.10.2005 22:22
Галя, поверьте старожилу: на этом сайте не зажимают, это Вы на свой комп пеняйте, если пост не прошел.
У меня вот недавно полный обвал произошел, мой ip какая то крыса потревожила (думаю это Americanka, но времена теперь в Штатах другие, КГБ у нас появилось отличное, полезет эта дура в следующий раз - кирдык ей будет окончательный)
Я к чему пишу то.
Бежать надо от этой зловонной кучи дельма, которая осталась от СССР.
Кинетесь вы в Кремль - скотское хайло Романа Абрамовича кровавые клыки выставит.
Кинетесь вы к елейным Рогозину-Глазьеву - а они тоже на жидовском члене сидят и жирными бедрами подкручивают.
Обратитесь вы к Гению Проханову, так он сначала вас за хайни пощупает, старческие, но гениальные свои ляжки расставит "не отсосете ли".
А эту мерзость Михалкова Вы хоть раз с ним разговаривали?
Он же ублюдок.
УБИРАТЬ ЭТУ ПАДАЛЬ НАДО И ЧЕМ СКОРЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ.
и Познера и Сванидзе и Проханова.
(Баранова нужно оставить, а то негде будет подобные воззвания публиковать)
А Вы, Галина, лично, приезжайте, я вот котлет нажарил, с сухарьцом их употребляю, котлет много, вина тоже хватает...
сдалась Вам эта рашка-парашка-пидорашка!
Лежит громадный труп России в дерьме, скачут на нем всякие мошки, вроде Проханова - явление неприятное и вонючее для всего мира.
Убирать вашу гниль будут.
Вы уж не обессудьте, какими средствами.
Но, вся эта погань, описанная в статье - не выйдет за пределы того чумного барака, в который вы превратили мою Родину, ублюдки.
И Сталин "великий" нам путь озарил...
ГАЛЯ написал 24.10.2005 20:48
Ну Уважаемые антисталинисты и неуважаемые сталинисты!
Давайте отвлечемся от злодеяний Сталина и представим на секундочку, что Сталин был нужным для России руководителем. Он создал тяжелую промышленность, выиграл войну, восстановил хозяйство, сделал Россию ядерной державой и т,д. О цене всех этих достижений пока умолчим. Но он, будучи неглупым человеком, ведь понимал, что он рано или поздно умрет! И созданная им огромная держава покатится в тартарары! Он ведь уничтожил всех сильных личностей рядом с собой ( ну может быть, кроме Берии, да и тот- личность со знаком «минус», и его он тоже собирался истребить, да не успел – смерть помешала). Кто бы мог встать «у руля» огромной страны после Сталина? Молотов? Маленков? Каганович? …смешно. А государство сталинского типа управляется только с помощью «сильной руки»- так оно запрограммировано. Без диктатора, обладающего определенным набором качеств оно рассыпается, что мы и имели «счастье» наблюдать ( а продлилась агония СССР 50 лет только за счет огромной инерции страны). Так где же хваленая «мудрость» и «гениальная прозорливость» Сталина?
Я уже как-то говорила, что существуют только два типа устойчивых форм государственного устройства – ДЕМОКРАТИЯ и НАСЛЕДСТВЕННАЯ МОНАРХИЯ.
Все «диктатуры», «тирании», «триумвираты», «олигархии» и т,д, ограничены сроком земной жизни властителя, Далее – капут!
Так давайте обсуждать только ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ государственные образования! Все эти «советские власти» хороши только в теории на бумаге, а на практике власть захватывается наиболее сильной на данный момент группировкой , все остальные ею уничтожаются, далее власть узурпируется наиболее сильным и хитрым членом правящей хунты, и все несогласные , уже из этой группировки опять уничтожаются, для народа вбрасывается «образ врага» чтоб «сплотить народные массы во имя великой цели» - и далее, государство развивается (при этом подавляя своих граждан) аккурат до смерти диктатора,
P.S. Ну никак не дают мне свой пост создать! Боятся правды!
УБИРАТЬ НАДО ЭТИХ СУК
Эмигрант написал 24.10.2005 20:03
Нужно всех стервятников (включая этого Проханова), которые наживаются на трупе России - УНИЧТОЖИТЬ.
А Россию надо похоронить.
Нехорошо это: держите труп на всеобщем обозрении, да еще спектакли трупных мандавошек, червей и глистов показываете.
ПОХОРОНИТЕ РОССИЮ. И всю эту трупную богемщину похороните: на западе эту дрянь никто не возьмет, Проханов - это ваша дрянь, вам его и хоронить.
Похороните Россию, соотечественники.
Не глумитесь над трупом моей Родины.
А если хотите продолжать прохановские и того ублюдка-моржа спектакли, не обессудьте, что дети эмигрантов утюжить вас будут ковровыми бомбежками.
Похоже вы сами уже не понимаете, что трупы надо хоронить не менее чем на 3 метра и что
создавать ТРУПНУЮ КУЛЬТУРУ-
это сатанизм.
Re: тексты Проханова разноцветны и витиеваты
вован написал 24.10.2005 19:51
Кризис понимания России
За последние десять-пятнадцать лет Россия прошла тяжелый, но с точки зрения уровня жизни населения однозначно позитивный путь. Однако в нашем сознании прочно утвердился образ кризиса, "умирания России", старательно раскручиваемый представителями научной, гуманитарной и политической элиты
Валерий Тишков (член-корреспондент, директор Института этнологии и антропологии РАН.)
Социальные катаклизмы потрясают государства чаще всего во времена глубоких перемен в жизни людей, политического раскола элит в борьбе за власть и ресурсы, а также идеологической сумятицы среди интеллектуалов. Все эти факторы взаимосвязаны, хотя действуют по-разному. Но главное - это отсутствие базового согласия по поводу основных вещей. Если нет такого согласия среди наиболее активных слоев общества, тогда нет и самого общества, а есть только метафора "народ", от имени которого манипулируют активисты социального пространства. Но именно в этих случаях "малые" причины могут порождать большие катаклизмы.
Одной из причин кризиса государства может быть провал обществоведческой экспертизы, на основе которой строится управление, выводами которой питается медийное пространство, а через власть и медиа она служит основой для "обучения" народа на предмет "как ему живется". Сегодня россияне воспринимают условия своей жизни гораздо позитивнее, чем ситуацию в стране в целом. И такой разрыв - это следствие того, что ситуацию в стране многие внутренние и внешние обозреватели оценивают как "умирание России". Мы считаем, что нынешнее отрицание России ведет к саморазрушительному кризису едва ли не в самый благополучный период в истории страны.
Парадигма кризиса как угроза России
За последние пятнадцать-двадцать лет наша страна с точки зрения условий жизни людей пережила вполне позитивные перемены. По принятым мировым стандартам определения уровня человеческого развития в 2004 году Россия вместе с Болгарией открывает длинный список стран со средним уровнем развития, в то время как Китай и многие другие страны, "похожие на Россию" (Мексика, Бразилия и проч.), прилично отстают от нашей страны. Причем есть сомнение, что составлявшие "Доклад ООН о человеческом развитии за 2004 год" эксперты были точны, не позволив России замкнуть группу из 50 стран с высоким уровнем развития. Они пользовались нашей заниженной статистикой о доходах населения, да и по политическим причинам не могли отвести "бедной" и "криминальной" стране, якобы потерпевшей крах своей модернизации, место среди самых развитых стран мира. Пусть это останется на совести авторов доклада, но даже при этом Россия занимает 52-е место и входит в так называемый золотой миллиард (это легко считается по совокупной численности населения).
Однако большинство российских и зарубежных экспертов не признали это международное заключение достойной оценкой уровня развития России. И неудивительно: признание означает крах многочисленных замеров, обследований, опросов, защищенных диссертаций и написанных книг и статей по поводу кризиса. А уж в журналистских и политических оценках по каким только показателям Россия не лидировала: и по темпам вымирания, и по числу бездомных детей, и по наркомании, и по заболеваемости туберкулезом, и по угнетению меньшинств, и по краху культуры. Одни из недавних примеров - американская организация Freedom House отвела нам место в компании с десятком азиатских и африканских режимов как "несвободных стран", а американская же консалтинговая фирма Merser поставила Москву на уровень столиц Того и Йемена по уровню безопасного проживания (гораздо ниже Нью-Йорка). Трудно сказать, пробовали ли авторы этого рейтинга безопасно пройтись по некоторым районам Нью-Йорка, но очевидно, что их выводы о безопасности в Москве базируются на газетных статьях из желтой прессы середины 90-х.
Российская же "несвободная пресса" сладострастно комментировала эти заключения без всяких возражений, демонстрируя отсутствие того самого базового консенсуса внутри страны. Естественно, не пытаются разубедить нас в том, что "мы лежим на дне", и зарубежные ученые-обществоведы. "Если вы сами заявляете, что построили криминальное государство под пиратским флагом, то какой нам резон убеждать вас в обратном?" - сказал мне как-то американский коллега, занимающийся Россией. Действительно, зачем убеждать в обратном, если "бедные" и "слабые" в лучшем случае могут рассчитывать на сочувствие и помощь, но никак не на учет и уважение их интересов, прав, собственности, мнений, достоинства, достижений?
Возможность серьезного катаклизма я вижу не в выступлениях пенсионеров, вместе с доброй половиной населения страны быстро привыкших к тому, что городской транспорт и электрички должны возить их бесплатно. И не в том, что сытые и наглые думские радетели о "бедных бабушках" объявляют голодовку. Опасность возможного социально-политического краха мне видится в утвердившейся в головах людей парадигме кризиса. Этот образ кризиса реален и опасен, хотя наша повседневная жизнь совсем не такая.
Производители кризиса
В профессиональных экспертных сообществах достаточно хорошо знают про феномен субъективных предписаний, включая так называемую психологическую бедность. Известно, что многие граждане развитых стран просто обязаны с утра прочитать в "своей" газете прежде всего редакционные статьи, чтобы узнать, "как нужно думать сегодня". Газетные боссы об этом осведомлены и стоят на страже нужной линии. Если время "мочить" Россию, то та же Wall Street обязательно отдаст статью-мнение параноикам и русофобам типа американского политолога Бжезинского, французского философа Глюксманна или российского шахматиста Каспарова. Именно их образы "фашиствующего Кремля" в океане бедности и "бунтующих колониальных владений" остаются в памяти читателей, то есть основной массы общества.
Похожее происходит и в нашей стране. В языке почти всех телеведущих и газетных авторов стала обязательной присказка "в наше трудное время". "Ну разве может так быть, чтобы у вас было хорошо, когда в стране так все плохо?" - отчитывал радиослушателя Владимир Соловьев в своих "Соловьиных трелях". "У нас в России с 1904 года идет столетняя гражданская война", - ставил предновогодний диагноз авторитетный обозреватель Виталий Третьяков. Я уже не говорю о желтой прессе и о разных "патриотических" и "общенациональных" народных газетах, где язык саморазрушения и ненависти присущ каждой публикации.
Откуда берутся многие факты, представления и оценки у самих журналистов? Отчасти кризисный дискурс уже сам по себе стал ловушкой, из которой не могут выбраться журналисты, политики и эксперты, если они не хотят "оторваться от масс". "Нет, про то, что жить стало лучше, мы писать никогда не будем. У нас не та аудитория, - сказала мне редактор газеты 'Труд', когда несколько лет назад я предложил свои статьи по теме российских трансформаций. - Вот Римашевская - это наш автор". Известно, что Наталья Римашевская, возглавлявшая академический Институт народонаселения, выступала одним из основных экспертов по демографической катастрофе и обнищанию населения страны. И здесь скрывается одна из тайн производства кризиса.
Многие кризисные мифы простой человек, а за ним и журналист (или наоборот), не видит в жизни и увидеть не может. Он не видит, как "вымирает народ", ибо в его доме и городе продолжают жить люди, классов в школах не становится меньше, в метро, в театрах и в магазинах людей даже больше, чем было десять лет назад. Чтобы вымирание нации стало частью его представлений, он должен где-то прочитать о том, что 700 тыс. человек в год "вымирает" (не умирает, а именно вымирает!). Именно после прочтения таких текстов специалистов по народонаселению журналист "АиФ" пишет статью о переписи населения под названием "Пересчитают, сколько нас осталось!". А "осталось" столько же, сколько было в 1989 году, если прибавить минимум 3-4 млн не посчитанных мигрантов.
Не из жизни, а из газет (а газетчики - от общественных активистов и специалистов по социальным проблемам) мы узнали о том, что в стране 4-5 млн беспризорных детей - больше, чем в годы Гражданской войны! Хотя проживающий в столице (около 8% населения страны) россиянин лично никак не может увидеть и малую часть из якобы полумиллиона беспризорников. Их всего-то оказалось несколько тысяч на всю Москву. Но образ беспризорных детей России уже гуляет по стране и по всему миру. Под рубрикой SОS "Московский комсомолец" (15.09.2000, стр. 3) в статье "Каждый десятый беспризорник на земле родом из России" сообщал: "По данным ЮНИСЕФ, всего в мире 100 миллионов брошенных детей. Примерно каждый десятый из них - из России. Похоже. Это единственное 'достижение', по которому мы все еще 'впереди планеты всей'". Откуда идет весь этот бред, как не от "специалистов" и активистов детских фондов, собирающих деньги на свою деятельность? И таких заказчиков "вымирания России" у нас немало.
Именно ученые определили в нашей стране "зоны бедности" и не перестают писать о них. Судят только по статистике Госкомстата и по некоторым выборочным обследованиям, методика которых сложилась еще в советское время или же применяется совсем для других обществ. Создается фантом, который поддерживается политиками, чтобы выторговать федеральные трансферты в обмен на политическую лояльность и запугивание угрозами распада. Федеральный центр и российский налогоплательщик закачивают в "зоны бедности" огромные средства, а положение с точки зрения занятости и стабильности совсем не улучшается.
Многое в оценках положения в стране и произошедших перемен идет также от госорганов, которые собирают информацию, а также от служб общественного мнения, которые замеряют реакцию на вопросы и тиражируют через прессу эти ответы уже под названием "экономические и социальные перемены", то есть выдавая их не за реальность восприятий, а за социологическую реальность. Но если задавать вопросы "Как вы относитесь к людям, которые разбогатели в последние годы?" или "Как вам в жизни удается сводить концы с концами?", то ясно, какие можно получить ответы. Именно по этой причине я считаю, что проблема адекватного понимания России становится первейшей задачей отечественной науки и экспертных служб. Необходим более профессиональный разговор по конкретным проблемам вместо глобальных дебатов "куда идем и чего строим". Этот разговор обязательно подхватят дотошные журналисты, и к нему прислушаются политики.
Реальные улучшения
Разрыв между повседневной реальностью, заботами и устремлениями людей и макроанализом, теоретической схоластикой, опросами мнений и публицистической риторикой достиг недопустимых размеров. В отечественных газетах и журналах о реальной жизни гораздо больше говорят не тексты, а рекламные публикации и объявления (это то, что реально покупают и потребляют в качестве товаров и услуг граждане, а иначе бы все это не рекламировалось!). Только из рекламы в СМИ, на дорогах и в метро можно узнать, что люди строят, ремонтируют, покупают, какими они пользуются услугами, где учатся и отдыхают, как между собой общаются и многое другое, что научная экспертиза и журналистика не замечают и отвергают. Если разделить эти два ряда - псевдоаналитический и рекламно-потребительский, - то получатся две разных страны и две разных жизни.
Повторяю, драма состоит в том, что страна себя разрушает в тот самый момент, когда она переживает период глубоких позитивных перемен. Не буду переубеждать тех, кто думает иначе, напомню о некоторых моментах нашей жизни, по данным на конец 2004 года. Объем потребляемых населением товаров и услуг, включая продукты и лекарства, в разы превысил объемы предыдущих десятилетий. Накануне Нового года рынки, торговые центры и магазины примерно сотни крупных городов (это две трети населения страны) были полны покупателей, а дороги забиты автомобилями.
Число россиян, выехавших на зарубежные курорты в 2004 году, далеко превысило 10 млн человек (это на 35 млн семей), чего совсем не могут позволить себе бразильцы или мексиканцы, которые якобы находятся на одном уровне благосостояния с Россией. В России сейчас 30 млн автомобилей и в отличие от Китая, где большинство населения продолжает ездить на велосипедах, в нашей стране произошла всеобщая автомобилизация - явление, которое всегда и везде рассматривалось как признак радикального улучшения жизни людей. В 2005 году число пользователей мобильных телефонов составило более 70 млн. Неужели это люди, доведенные до нищеты?
За последние десять лет построено жилья - муниципального, частного и второго загородного - больше, чем за три предыдущих десятилетия. В 2004 году 33 человека из ста делали в квартире ремонт. Число студентов в вузах выросло более чем в два раза. Напомню, что в бедных странах у многих подростков нет возможности окончить среднюю школу, не говоря уже об учебе в вузе: например, в Мексике или Бразилии уровень среднего образования составляет 50-70%, а не 97%, как в России.
Наконец, в бедных странах коэффициент младенческой смертности (число умерших детей из 1000 рожденных и доживших до одного года) составляет не 14, как в России, а 40 и выше, как, например, в Китае, который почему-то больше всего любят приводить в пример России. "Китай действительно созидает, а Россия, как всегда, строит руины", - сказал мне один коллега по академии.
Стратегия жалоб
Стратегия жалоб приносит скорые дивиденды, но она разрушительна в более долгосрочном плане. На уровне общества и отдельного человека создается комплекс психологической безысходности, который оказывает отрицательное воздействие на людей, в том числе разрушая их здоровье. Стрессы и самоубийства случаются не от того, что невыносимо голодать или смотреть, как голодают другие (в России это найти фактически невозможно), а от невыносимости психологической индоктринации.
Всемирный банк подсчитал (на основе российской статистики), что в России 40 млн живут за чертой бедности. Учитывают ли эти данные многие скрытые и часто основные источники доходов наших граждан, в том числе и пенсионеров с низкой пенсией, которые по принятой классификации попали в категорию нищих? Наверное, нет. Девять из десяти лично мне знакомых граждан (селян и горожан) из этой категории "ниже черты бедности" имеют дополнительные доходы (сдача жилья, репетиторство, придорожная торговля с участка и огорода), которые превосходят размеры их пенсий, фиксируемых статистикой. И эти мои знакомые - совсем не бедные люди. Тем более нельзя зачислять в нищих тех пенсионеров, которые благодаря приватизации стали владельцами дорогостоящих квартир стоимостью в сотни тысяч долларов в престижных городских районах, но не способны и не имеют надежной службы, чтобы использовать этот капитал для обустройства благополучной жизни. Кто-нибудь оценивал огромный потенциал взаимовыгодного социального обмена? Кто-нибудь принял во внимание масштабные межродственные трансферты материальных средств и услуг, особенно такое новое явление, как помощь детей родителям?
Но ведь адекватная оценка условий жизни населения имеет самые серьезные проекции в политику. Приведу только один пример, имеющий отношение к вопросу о национальной безопасности в контексте противодействия терроризму.
Бедность и насилие
Сегодня распространено мнение, что корни насилия, включая терроризм, надо искать в низком уровне жизни населения и в депрессивности экономики того или иного региона. Е. Ш. Гонтмахер и другие известные специалисты по социальным проблемам дружными усилиями создали образ бедного Северного Кавказа, от чего якобы проистекают нестабильность, криминалитет, миграция, сепаратизм и терроризм. В числе самых бедных числятся Ингушетия, Дагестан и другие республики. Это один из мифов обществоведческой экспертизы, который имеет серьезные политические последствия.
В тексте проекта рекомендаций думского заседания трех комитетов по Северному Кавказу 30 сентября 2004 года был поставлен диагноз: "низкое социально-экономическое развитие, невысокий жизненный уровень, трудности в получении образования в немалой степени являются причиной, порождающей терроризм и проявления экстремизма среди части населения". Аналогичным образом высказывались наши высшие руководители. Позволю усомниться в этом диагнозе, а значит, и в рекомендуемой стратегии решения проблем Северного Кавказа.
Следует развести два понятия. Одно дело - недостаточный уровень развития и слабая занятость населения, что действительно есть и всегда было на Северном Кавказе с его скромными природными ресурсами и трудоизбыточным населением. Другое дело - бедность, которой на Северном Кавказе нисколько не больше, чем в большинстве остальных регионов страны, и, уж конечно, меньше, чем в центральных российских областях и в южносибирских автономиях (Тува, Алтай, Хакасия). Экспертам по Северному Кавказу следует оценивать уровень и условия жизни не по данным госстатистики, которые совсем не отражают доходы населения в этом регионе. Доля нефиксируемых доходов в северокавказских республиках выше, чем во многих других регионах. Достаточно привести пример с выловом осетровых рыб и добычей черной икры в Дагестане стоимостью в сотни миллионов долларов, которые никакой статистикой не фиксируются.
Чаще всего цитируемая "бюджетная обеспеченность" мало о чем говорит. Необходимо смотреть такие показатели, как размеры и качество жилья, владение автомобилями, число студентов вузов и прочее. И тогда получится, что Северный Кавказ - вовсе не "зона бедности". Несмотря на слабую экономику, политическую нестабильность и отсутствие инвестиций, его население умеет обустраивать жизнь своим трудом и предприимчивостью, включая внеправовую деятельность. И хотя в Дагестане или Карачаево-Черкесии есть бедные горные селения, большинство сел этих республик, а тем более Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгеи, Ингушетии, могут служить примером для других сельских регионов России.
Если же брать показатели здоровья, то население северокавказских республик находится на одном из первых мест, а Ингушетия - на первом месте среди всех субъектов Российской Федерации. В "зонах бедности" такого не может быть по определению. Так же как не может бедное население посылать подавляющее большинство выпускников своих средних школ обучаться в вузах, как это происходит на Северном Кавказе, где, особенно среди нерусского населения, престиж высшего образования остается высоким. Перепись населения 2002 года выявила данные о жилищных условиях, которые также говорят в пользу Северокавказского региона: средние размеры жилья на человека в этом регионе заметно выше, чем в России в целом; вторая квартира есть у 3,5% россиян, в Москве таких 5,3%, на Северном Кавказе - 6,2%.
Но самое главное в оценке ситуации в контексте обеспечения безопасности - это ошибочное мнение, что именно бедность порождает терроризм. Страна Басков в Испании и Северная Ирландия в Великобритании не являются бедными регионами этих стран, но терроризм там есть. Да и население многих арабских стран тоже далеко не самое бедное по мировым стандартам: Индия и Китай, не говоря о странах Африки, живут гораздо беднее. Более того, если опухоль терроризма разрастается на теле сравнительно благополучно живущего населения, то у терроризма появляется больше ресурсов, позволяющих использовать дорогостоящие средства террора. Говорю это не для того, чтобы отрицать важность социального благополучия людей для предотвращения терроризма, а для того, чтобы не строить иллюзий, что именно здесь лежит решение столь сложной проблемы.
Что же касается причин терроризма, то отсутствие вознаграждающего мирного занятия для мужчины или обеспеченной полной семьи для женщины, конечно, могут служить толчком для того, чтобы начать путь в террор. Но все же более значимыми являются идеологическая индоктринация фундаменталистского толка, эмоционально-психологические мотивы мести, меркантильный расчет на совершение убийства, целевое рекрутирование людей в террористические сообщества. В этой ситуации не только социально-экономическое развитие, но прежде всего подчинение закону и обеспечение правопорядка могут принести стабильность в конфликтные регионы.
Компетенция или совесть?
Важно, но недостаточно ставить вопрос о более качественной экспертизе положения в стране. Одной компетенцией дело не исправить, нужно вести речь об элементарной ответственности и человеческой адекватности тех, кто производит субъективные предписания, в том числе в сфере культуры и информации. За последнее десятилетие в России произошел небывалый взлет культурного производства по всем параметрам: от объема и репертуара форм высокой культуры (театр, кино, изобразительное искусство и выставочная деятельность) до массовых движений краеведения, развития местных музеев и народно-фольклорных коллективов. Чрезвычайно богатыми стали литературная продукция и номенклатура журнально-газетных изданий. Родилось новое радио и телевидение самого высокого уровня.
В это же самое время с экрана телевизора россияне слышат заявления режиссера Андрея Кончаловского и артистки Елены Драпеко, что "за пределами Москвы продолжается средневековая Русь". Что, эти люди не бывали в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и еще в доброй полусотне крупных российских городов, где проживает большинство населения страны и облик которых изменился к лучшему, включая богатую культурную жизнь? Непозволительно так слепо взирать на Россию с Николиной горы, а тем более с Останкинской телебашни.
В одном из ведущих общественно-политических еженедельников недавно были помещены фотографии автомобиля и телеги с лошадью с подписью и пояснением, на чем ездят "слуги народа" и на чем ездит народ. Да в России лошадей осталось в десятки раз меньше, чем автомобилей, и стоимость их уже почти сравнялась! Зачем эта визуальная ложь, кстати, рядом с рекламой автомобилей? Здесь речь нужно вести уже не о компетенции, а об элементарной человеческой адекватности. Уж лучше бы автор этой публикации так и остался сидеть в автомобильной пробке по дороге к редакционному столу. Пользы стране и людям было бы больше.
Эксперт, №13, апрель 2005
тексты Проханова разноцветны и витиеваты
Эмигрант написал 24.10.2005 19:49
как может выглядеть язва на разлагающемся трупе.
Это труп России.
Другой трупный патриот - морж хреновый, исчадие советского гимна, бездарный киноделец - такой же алкоголик и цветистая язва.
Проханов - бессовестный гений
Эмигрант написал 24.10.2005 16:18
русские тексты не переводятся на другие языки, поэтому Русские Гении - гордость Русской Культуры.
Современная Русская культура развила все наиболее похабные формы "московских кухонь", выставила это поганство на всемирное обозрение, есть переводчики, все на западе хохочут и пердят, кусая сосиски, глядя на все ваши потуги "быть оригинальными"
Умирая, Россия обернулась для всего мира неожиданной стороной: она выскочила на мировую арену пьяная, хамская, голая в бумажных цветочках, швыряющая доллары направо и налево.
Проханов очень талантлив.
Но ведет себя как жид и мразь и я, лично, не имел бы ничего против того, чтоб кто нибудь выстрелил в глаз этой вечно пьяной советской бешенной собаки.
.
Опять пахнуло гением
Владимир Акимов написал 24.10.2005 16:08
Спасибо за разъяснение того, что сей роман – «мессидж Богу»: пусть Вшива разбирается.
Когда читал, чуял, что он припахивает. Но сам по серости ума никогда бы не допер, что это – елей.
Re: Проханов - бессовестный гений
вован написал 24.10.2005 18:59
а сольют Белковского и это уже неудержимо - искусство требует жертв.
Долой мистицизм!
Yahkind написал 24.10.2005 15:50
Уважаемый Анатолий Юрьевич!
Я, конечно, понимаю, что Проханов Вам друг, и Белковский тоже. Но это не повод, чтобы впадать в мистицизм.
Во всем, что происходит в нашей стране, нет ни грана мистицизма, хоть под микроскопом ищи. Не мистицизм, а простая жажда наживы движет теми, кто разворовывает нашу страну. (Кстати, это хорошо изобразил Белковский в своей статье "Мавзолей Путина"). И если мы выберемся из этого болота, то благодаря ЛЮДЯМ, а не призракам.
Будьте материалистом! Долой мистицизм!
Re: УБИРАТЬ НАДО ЭТИХ СУК
вован написал 24.10.2005 20:17
"Тут вот некотрые граждане возмущаются предложением М. Касьянова продавать нефть Западу по цене 25-27 долларов за баррель. На первый взгляд это действительно безобразие, так сказать покушение на основы и устои. Грязное низкопоклонство и холуйство, предательство национальных интересов и пр. Однако, при более глубоком рассмотрении, все становится не так однозначно.
Итак:
Просто так взять и продать нефть по такой смешной цене не получится. Необходима государственная нефтеэкспортная компания-монополист, которой можно приказать продавать нефть именно по такой цене. Опять же, напрямую на НПЗ нефть по такой цене не продашь, требуется компания-поставщик, причем такая, которая будет гарантировать, что поставка нефти на заводы будет идти именно по оговоренной цене. Такая компания-поставщик тоже должна быть государственной монополией.
Кроме того, НПЗ также должен поставлять бензин и мазут по нерыночной цене. В общем и целом, преспектива полного госконтроля на нефтеотраслью Запада становится неизбежной. Чувствуете, какие возникают перспективы коррупции и откатов. Причем, не где-нибудь в России, а именно там , в сердце Змеи. Есть возможность направить финансовые потоки на подкуп и развращение широких слоев западных чиновников.
Это дорогого стоит, коррумпированность разлагает государство, в конечном итоге - разрушает экономику, мораль и сами основы жизнеобеспечения западного социума. 15-20 миллиардов долларов ежегодно в состоянии серьезно подорвать управленческую эффективность Запада. Дорого ? Дорого, но прямая война обойдется еще дороже.
Как только западные чиновники начнут брать взятки (а они обязательно начнут) с ними можно будет делать, что угодно. См. пример Украины, где дотируемая цена на нефть и газ погубила несчетное количество репутаций и карьер, а чиновник высшего уровня всегда в чем-нибудь да замазался.
Второе следствие длительных сверхвысоких цен на нефть - форсированный переход на новые энергетические технологии. При цене 100 долл./баррель вполне вероятно возобновление производства искусственного бензина, форсирование ядерной энергетики, да мало ли что еще. Схлопывание спроса на нефть становится неизбежным задолго до того момента, когда Россия успеет продать на Запад свой последний баррель.
Совершенно ни к чему приближать этот неприятный момент. Пусть новый технологический рывок произойдет как можно позже. Вполне вероятно настолько поздно, что Запад к этому времени сгниет изнутри окончательно.
Немаловажным является также то обстоятельство, что нынешние нефтяные сверхдоходы никак в российской экономике не участвуют. Их заботливо складируют в гособлигации и прочие фантики. Направив их косвенным образом на разрушение Запада, мы получим выгоду гораздо большую.
Консервативно-патриотический дискурс предлагает по простому и без затей угробить Запад при помощи термоядерной войны. Дело хорошее, я лично не против, только вот издержки очень велики.
А вот использование Касьянова, Чубайса и Коха в роли орудия изощренной и злобной мести - это по-нашему, по-византийски."
Ах! эгрегор, эманация, мастурбация. ….
Азер написал 24.10.2005 14:16
Ну просто выдающееся сочинение! Ну просто замечательное сочинение! Ну просто … Ах! Ах! Ах!. Наше славное общество изготовлено по образцу и подобию известно кого таким образом, что есть люди, которые задают тон, а есть люди, которые должны восхищаться. Восхищаться, в первую очередь, положено … сами знаете кем. А потом – по ранжиру. Я восхищен. Эгрегор, эманация, мастурбация, древние майя, подземные миры, ощущения, ощущения и еще раз ощущения. Если есть ощущение – оно есть непосредственно. См. Эйнштейна. Совсем недавно просил г-на Баранова ответить – не кажется ли ему, что мы все страдаем шизофренией? Когда одни и те же прозвища извергают противоположные мысли. Здесь он доказал, что это – не так. Мы едины в извержении равных и ничего не значащих ощущений. Ощущения – от сатаны. Мы равны в сатанизме. Это Проханов отметил. А я, сволочь, на Проханова гавкал. Нельзя постоянно стремиться быть рекламным агентом. То бишь «быть с народом». И носить под мышкой разного рода ничтожеств – как живущий на крыше Карлсон с банкой клубничного варенья. «Демократия» - тоже продукт, причем навязанный. Есть «демократия» - о белковских пишут книги, нет «демократии» - белковские пашут на лесоповале. Трудятся во благо Родины. Когда не трудятся – родина – уродина. Зато можно изрыгать ощущения. Эгрегор, эманации, мастурбации. «Но что есть смысл? Не есть ли это синоним Бога, или, во всяком случае, божественного замысла»?
Для христианина смысл божественного замысла – не творить кумиров ради вечной жизни. Не творить – значит не иметь порядка, поскольку всякий порядок существует для творения кумиров. Творить – не иметь вечной жизни. «Кто скажет на Святой Дух – тому не простится». Серединный мир – творить, но не для себя. С этим тоже ничего не получилось, так как была инфляция в пользу серединного мира. Или «среднего класса». Так складывалась «демократия» «равенства», пока америкакашки не превратили себя в мировой средний класс. Пришла пора дохнуть от голода. «К сожалению, условия игры таковы, что мы не знаем и не можем знать ответа на самый главный вопрос - единственный, ответ на который имеет смысл».
Единственный ответ – изменить условия игры. Послать белковских на лесоповал. Е.. нуть по америкашкам из всей средств. Развесить умников и попов вдоль трассы Москва-Минск. Но это – не гуманно, а ощущение - гуманно. Поэтому, начинаем по новой. Смысл – не творить кумиры И так далее. Ах! эгрегор, эманация, мастурбация. ….
Проханов умеет подать и себя
вован написал 24.10.2005 12:46
"В брачный сезон одну самку ехидны могут сопровождать до десяти самцов, которые выстраиваются за ней подобно вагончикам и так ходят в течение 36 дней.
После этого самка ложится, а поклонники начинают рыть вокруг нее землю, пока вокруг избранницы не образуется вал. Соперники яростно толкают друг друга, стремясь выпихнуть других за пределы кольца, и так продолжается до тех пор, пока внутри кольца не остается только один самец."
С Крыжом можно согласиться...
wolodja написал 24.10.2005 11:03
Re: Много поэты лгут, тем более газеты....
Много поэты лгут.
Венцеслав Крыж написал 24.10.2005 10:01
Проханов умеет подать и себя, и свой литературный талант. Вообще Проханов умеет жить; то образует круглый стол с какими-то старообрядцами, на котором заклеймит РПЦ, вместе с русской интеллигенцией и евреями, то отправится к Березовскому за вспоможениями, ну прямо как Ленин в немецкий Генштаб, то устроит презентацию книги, на которой голый мужик, прикрывши срам куском шкуры и с хвостом, на трясущейся заднице, бродит в курном дыму и орет что-то непотребное. Веры нет, опереться не на что, но пожить хочется на уровне апартаментов господина Березовского, и чтоб парк, и чтоб непременно с павлинами. Что сказать, дитя эпохи, полный апофеоз беспочвенности. Из всего этого действа ясно одно: много политологи врут. Все эти Павловские, Белковские, Котовские и прочии Рабиновичи. Политологи тянут свое, но жизнь не подчиняется заклинаниям политологов. Успех Жириновского в 94 году, кажется, подтвержает мою мысль. Я также полагаю, не следует преувеличивать влияние инферно на нашу действительность, много чести. Обыкновенное ворье, скучное, лживое, противное, потомки бывшей советской номенклатуры сидят в Кремле, присвоив себе государственную собственность, созданную рабским трудом многих поколений россиян. Оно, конечно, инферно, но без всякой фаустовской романтики, ни Чекко Дасколи, ни Джон Ди, а обыкновенная бытовуха, с пьяным паханом во главе, который к тому же оказался вором и крысятником. Вот и все, никакой мистики, хотя с мистикой продать можно гораздо успешней. Мистика, как горчица к старой говядине, и не вкусно, а скушаешь. Где уж тут говорить о цене слов. Нет пророка в своем Отечестве, современники не ценят слов, не видят влияние слов, которое, может быть, даст ростки только через несколько поколений. Пушкин очень долго был «певцом дамских ножек», прежде чем стал «нашим все». Вот и Проханов, ищет смысл, а человек он не православный, да и вообще неверующий. Он использует все что угодно для своих писаний, но для него главное писание, а не истина, а посему и все поиски его вотще, ничего не найдет. (Да и что он искал у Березовского, чем привлек его образ жизни опального воришки?) Если веры нет и не предвидится, то никакой подвиг, никакое самопожертвование невозможны, остается последняя истина – «животишки спасти», как говорил Достоевский, но непременно в роскошной обстановке, например, парке и чтоб непременно с павлинами. И за что Березовскому такое счастье?!
Проханов сделал из патриотизма профессию, в этом он очень напоминает Никиту Михалкова. Но за всеми этими аллюзиями предательски проглядывает желание пожить на уровне новой русской сволочи и чтоб непременно с павлинами. Вот сие занятие и вынуждает его изобресть преисподнюю, в которую он и спускается достаточно часто за холодным квасом. А русский мир, согбенный под тяжестью проделок наших доморощенных реформаторов, живет сам по себе.
Лучше, конечно, успехов,
Крыс написал 24.10.2005 09:59
но от Эмигранта и такое - высшая проба. В общем, лучше Баранова читать...
-
Эмигрант написал 24.10.2005 06:43
уверен, что никто не напишет лучшей рецензии на тот прохановский "шабаш гениев" и уж совсем уверен, что ни в каких сегодняшних текстах нет такого высокого процента искренности, как в текстах Баранова. Кровь не вода.
Желаю Вам, Анатолий, "если смерти, то короткой, если раны - небольшой"
Вас знают и любят очень многие.
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss