- Эк не везет! - вздохнул Робинзон, когда мы уходили. -
Вот был бы ты немцем - ты парень славный, -
взял бы меня в плен и сделал доброе дело.
Трудно, однако, на войне от самого себя избавиться.
Л.Ф.Селин "Путешествие на край ночи"
Тут мне знакомая учительница из Пензы подкинула аудиозапись выступления Шендеровича - нет, вовсе не юмористического и не коммерческого, - в одном интересном месте. Мол, совсем за дур считает, говорит знакомая, - такие байки травит с напыщенным видом мэтра. Ты уж его разбери на запчасти - велела. За мной дело не стало, прослушал, пишу. Ибо идеологического врага нужно знать не понаслышке - знать, чтобы побеждать. И пока есть возможность, я проникаю в самую, что ни на есть, кухню антисоветского, антикоммунистческого (список тут легко продолжить) мЫшления. Именно мЫшления - так как до перестройки оно не претендовало на место отдельной психической функции в сознании будущих дорогих россиян. И это-то самое мЫшление (точнее - его частный персональный случай) я давно собирался как-нибудь публично разъять (ага, как Сальери труп музЫки - милое созвучие?). Нынче случай представился подходящий.
Как-то везёт мне на работу с первоисточниками, на обработку речи писателей. Вечный я подмастерье, ей-богу, до зрелости щенок... То рукопись Лимонова превращаю в публикацию, то вот сумбурное выступление Шендеровича подкинули. Работа редакторская - рутинна, но иногда преподносит сюрпризы. Как тот Декарт для преподавания августейшей особе, ВиктОр, видно, не из жаворонков, а из сов - ранним утром вещал он голосом ещё полупробуждённым. Вещал учительницам, съехавшимся со всего бывшего СССР на конкурс лучшего антисталинского урока - ну, поужасаться насчёт репрессий, пожалеть раскулаченных, попроклинать адских большевиков, и научить этому умы младые... Всё это называется хитренько «исторической памятью», снимается на видео для жюри из отборных либералов. Видите, как поставлено на местах патриотическое воспитание? Не государством поставлено, но ведь при его попустительстве и идейной близости?.. В больной стране, увы, есть вполне сознательные «хранители штаммов», которых премируют, собирают, окормляют, угощают выступлениями ньюсмейкеров...Ну, и ньюсмейкеру приятно: учить учителей дело почётное.
Право, могло показаться, что свой сонный запев ВиктОр начинает как раз после ночки с Муму, было бы что-то особенно пикантное в морализаторстве именно после того приключения, ну да мы сейчас не об этом, мы о содержании. Прелюбопытнейшие высказывания прозвучали в том узком кругу - и хочу я на правах подслушавшего халтурщика, предать их не только гласности (ну уж коли мЫшление штурмуем), но и критике - любимым, привычным Шендеровичу смехом. Ибо эта критика - самая жестокая и неопровержимая. Впрочем, вещи-то предстоит обсуждать несмешные, так что смех тут будет сквозь те слёзы, что из праздника Великой победы проистекали, как в той песне...Но я не жму на пафос преждевременно, нет. Он появится сам и в своё время.
Шендерович начал так:
«Добрый день или даже утро. Что касается темы - условно говоря, о мифологии. О том, до какой степени мы живем, наше сознание живет в реальной истории, да какой - в мифах. В качестве эпиграфа приведу слова, которые приписывают баронессе Тэтчер, бывшему премьер-министру Великобритании. Она сказала, когда начались перестроечные времена, с некоторым интересом наблюдая за нашими событиями: "Никогда не знаешь, что у этих русских еще произойдет в прошлом". Парадоксально: мы не знаем не только свое будущее, но и прошлое. Парадоксально: мы не знаем не только свое будущее, но и прошлое. Я пока ждал, при входе тут прочитал анекдот советских времен из серии «Армянского радио». Спросили армянское радио: каким вы видите будущее. Они ответили: мы даже не можем себе представить, каким через несколько лет будет наше прошлое.
Я учился в средней школе, в старших классах в начале семидесятых, тогда учительница истории Елена Павловна преподавала нам Великую Отечественную войну как "десять сталинских ударов". Может, кто-то помнит это дивное словосочетание. Вся история войны состояла из вероломного нападения на нас Германии и десяти ответных сталинских ударов, которые закончились разгромом Германии. Всё, какие-то из этих ударов я даже помню. Но разве это имеет какое-то отношение к пониманию того, что произошло? Никакого. Прошло сорок лет, а мы в смысле методики - всё там же. За эти сорок лет сменилось несколько историй страны. Несколько учебников издано - совершенно противоположных. Я вынужден был, когда моя дочь пошла в школу, просто инспектировать учебники. Потому что она иногда начинала щебетать такое, что я в ужасе спрашивал: откуда ты это взяла? Очередную ересь...»
Дабы проиллюстрировать изменчивость прошлого в оптике разных мировоззрений Шендерович привел столь оглушительный пример о начале Великой Отечественной, что я без купюр его и цитирую, не трачу строк на комментарии: «Вот воспоминание Александра Моисеевича Володина: "Летний день, роту повели в кино, то ли в восемнадцатый раз показывают «Чапаева», то ли что-то еще такое... и вот я вышел в подворотню покурить, из подворотни выйти нельзя, это самоволка, а тут вроде только из зала вышел: стою, курю, летнее утро, ходят женщины, стою в полуобморочном состоянии от запахов летних и вида женщин, вдруг из зала вырываются крики, выбегают ребята - шапки вверх, начинают обниматься... я спрашиваю - что такое? Война. Сказали, что война. А что такое война? Это значит, что за полгода малой кровью: все же знали, что мы готовимся к войне, все же знали, что будет война. И вот, наконец... Сейчас мы быстро их за полгода разобьем, на их территории, там. И потом отпустят из армии".»
Ну, тут мы видим, пожалуй, ещё позитивный образ воина Красной Армии, хоть и с налётом шапкозакидательства. Ну, правда, не хотел служить в армии долго - с кем не бывает?.. Володин - великий кинодраматург и человечище, поверим на слово Шендеровичу, встретил войну примерно так же, как монархисты и прочие патриоты Первую Империалистическую. Потом они огорчились и поменяли позиции - и, что характерно, войну ту Россия под командованием наисвятейшего невинномученика Николая Кровавого, проиграла. Следите за восхищением Шендеровича перед «документалкой» Володина и его гражданской эволюцией :
«Октябрь сорок первого года, говорил он, мы встретили в окопах, мы были уверены, что война проиграна, то, что Сталин трусливый мерзавец, ввязал нас в войну и бежал, говорили вслух. Это вообще не тема для дискуссий: Сталин негодяй, который дружил с Гитлером, ввязал в войну и бежал, а мы тут сидим в окопах с трехлинейками образца 1891 года, ждем танков Гудериана. И все уже обсуждают, как сдаваться. Потому что война проиграна, и Сталин это негодяй, а под немцами будет лучше - тоже не обсуждается, они только обсуждают, как сдаваться - по одному, с поднятыми руками, с белым флагом? Ему говорят: Сашка, ты еврей, тебе нельзя, тебе надо на Восток пробираться. И только в сорок втором году, когда население поняло, что немцы не лучше, что это не Кант с Томасом Манном, вот тогда началось. И вовсе не «За родину, за Сталина». Я говорю: кто-нибудь кричал это, Александр Моисеевич? Это все появилось после войны, это все из фильмов. Не кричали «за родину, за Сталина». В какой-то момент это стало действительно отечественной войной, люди поняли, что Сталин, не Сталин - не важно, есть Россия и есть армада, которая пришла ее завоевать. Надо Россию защищать. Вот буквально по Симонову - маму, дочек, березки... Это появилось уже в сорок втором.»
Согласно Шендеровичу - перед нами ярчайший образ правильного, неодурманенного лживой большевистской пропагандой гражданина своей страны. Сперва Володин, значит, хотел быстренко слинять из армии, немного постреляв в немцев, но как только дошло до дела - люто возненавидел Сталина за то, что война вообще началась (хотя он-то тут и не причем - с этим даже западные историки спорить не будут), и настолько полюбил противника, что готов был сдаваться в плен. В принципе, тоже позитивные такие размышления... И главное - честное видение войны, никаких «сталинских ударов» и пропаганды, а один володинско-шендеровичевский либеральный реализм, насколько его можно классифицировать.
Перед тем как начать смеяться, задам лишь несколько вопросов: с такими солдатами, как Володин - можно ли было выиграть войну? Может, теперь отпадут сомнения и насчет необходимости заградотрядов?
Нет, наверное, прав Шендерович - именно так надо было вести себя в окопах. Несчастные «совки» только и ждали немцев, дабы освободиться от подлейшего Сталина. Но вот беда, храбрый Сашка - еврей, а немцы их вместе с комиссарами истребляли. А так бы - ушёл, наверное, и товарищей за собой повел, а? Ну, выполнил бы свой гражданский долг, первым делом пожаловался бы солдатам вермахта на нарушение прав человека в СССР и на обманувшего их всех Сталина, ему бы за это налили шнапса и дали губную гармошку... И Сашка был бы прав - ведь СССР, согласно видению его а ля Шендерович, был уже целиком ГУЛАГом, и немцы шли нас освободить. Европейская цивилизация шла просвещать варваров. И варвары - заметим, только тогда начали сопротивляться, когда увидели, что таки их убивают.
Первое "ха"
Одного я не пойму: и этот Шендерович запрещает мне ковыряться в носу, премудро посмеиваясь над советской, коммунистической идентичностью? И эти «граждане» что-то там лепечут про тенденциозное изложение истории Великой Отечественной на уроках истории в 1970-х? Но давайте за Володина... Всё-таки воевал покойник - ему и слово. Значит, не кричали «За Родину, за Сталина»? Вот оно прозрение, вот она объективность!
Второе "ха"
Несомненно и сейчас найдутся ветераны, которые это опровергнут - но они-то тут нам не судьи, куда им, «оболваненным»... Ведь куда гнёт Шендерович (совпадая тут вполне с последними высказываниями Медведева в пафосе 65-летия): мол, это испугавшийся немца больше большевиков народ победил, выбрал из двух зол, а Сталин только мешал, либо в сторонке стоял - и никаких десяти ударов не было и быть не могло...И ешьте новый патриотизм - и это звучало, чёрт бы их взял, даже в тексте минуты молчания по ТВ - мол, простим этому государству миллионные репрессии, но поклонимся его освободительной миссии, мол, не благодаря руководству, а вопреки победили-то! И главное - народ исключительно берёзки защищал, вовсе не имея ничего идеологического супротив нацизма, не помня ни пятилеток, ни им построенного, ни того, кто им руководит.
Воистину такой либерализм Шендеровича и есть самая настоящая обывательщина. Таков итог антисоветского свободомыслия - если народ и способен на подвиг, то исключительно за березки и семьи (это тоже было, но было ли главным?) Тут уж предсмертные слова Зои Космодемьянской придется вспомнить - не было там ни березок, ни мамочки, а было счастье умереть за родину, за ту советскую, которую изъели своими «интерпретациями» шендеровичи.
Третье "ха", злое
Я это всё к чему. Такие вот авторитеты у оппозиционных (относительно) либералиссимусов - дезертиры по сути. Нам по пути - до финала пУти, до свержения диктатуры силовигархии, если хватит общих усилий (правды-то добиваемся мы все). Но с таким разным прошлым никакого общего будущего мы, конечно, не построим. Я лично обожаю, как с либеральных позиций Шендерович кроет кремлядей - и можно его понять, его пафос уместен. Однако философия оппозиционного либерала здесь сводится к инфантильному фырканию: мол, какое великое дело испортили чекисты, не для того мы с Ельциным свергали КПСС! Ну, надо было построить капитализм с человеческим лицом, и всё для этого было - но священное дело контрреволюции испортили наследники КГБ и неистребимого «совка». Ой, скучища! Потому что ни капли логики - шаткая конструкция эта позволила только коллективному Абрамовичу сказочно обогатиться, вроде бы, никаких законов не нарушая, пока страна вымирала и экономически регрессировала. Вторых приватизаторов наша родина не выдержит, а, значит, ей нужна национализация и только одна в такой ситуации экономически оправданная революция - социалистическая. Против ли этого Шендерович? Безусловно - ведь и тут они с либерального фланга сразу водружают свой образ жуткого прошлого в качестве будущего, мол, туда ни-ни, там репрессии и очереди в магазинах!
Четвёртое "ха", призывное
Нет, дорогие товарищи! Вот именно после этой вполне серьёзно произнесённой перед учительницами речи ВиктОра, я понял - войну за прошлое надо вести уже сейчас, не взирая и на то, что кремляди поругивают некоторых относительно оппозиционных лИберо.
И поделом порнушка с Муму - не за это ли боролись, дорогие диссиденты? Ну вот вы и красуетесь без прикрас - вот они, ваши ценности!
При всяком слове их «правды» - ну, насчет оправданного дезертирства и немцев, которые лучше, чем Сталин (и ведь верно, они в своих листовках так и писали!), - надо давать адекватный отпор. О том же, почему именно Сталин стал главной мишенью и перестроечной и западной, и внутренней трусливо-предательской пропаганды начиная с Хрущева - напишу отдельно, дабы не запускать тему. Оставлю тут место герою дня, как бы проведшему «урок мира» у нас на Форуме.мск. Сподобится ответить где-либо (или у нас - мы-то демократичны по-настоящему, опубликуем) - заведем диалог. Не сподобится - продолжим обличение либеральных мифов - настоящих мифов о Войне, «Репрессиях» (ибо сам термин некорректен) и СССР в целом.
Отстоим прошлое, достойное нашей гордости, отстоим имя наше советское - завоюем и будущее. Ничто так не нужно советскому народу, ограбленному номенклатурой-приватизаторшей под подобный либеральный вой в сторону социалистической эпохи созидания, - как твердое прошлое, на которое можно опереться. Шендеровичу (и задолго до него подготавливавшим почву володиным, диссидентам) нужно прошлое-болото, которое можно ежеминутно выставлять для устрашения, а поскольку все познается в сравнении, то и нынешний олигархический регресс, нынешнее проедание советских запасов покажется сносным. Нет, это несносно! Пора говорить об этом громко, открыто, смело. Нам есть чем гордиться и есть что критиковать (критиковать кретинов-критиков) - а значит, пора наступать.
|
|