Кто владеет информацией,
владеет миром

Заратустра «последних людей»

Опубликовано 30.08.2010 автором Гейдар Джемаль в разделе комментариев 74

Заратустра «последних людей»

К 110-летию кончины Фридриха Ницше (25.08.1900)

Фридрих Ницше в истории европейской мысли стал пограничной фигурой, отделившей эпоху классического традиционного философского мышления от посттрадиционной, которая началась после его смерти. Первая - традиционная эпоха - длилась 2,5 тысячи лет со времен Платона до Карла Маркса включительно. Вторая началась со смертью Ницше, которого продолжили Бергсон, Юнг, экзистенциалисты и идеологи постмодерна.

Это не значит, конечно, что прорывов посттрадиционного мышления не было   до начала ХХ столетия (Кант - самый яркий и влиятельный пример). Это не значит также, что рецидивов традиционализма  не было и после 1900 года - в частности, марксизм, расцветший буйно как самое влиятельное мировоззрение  первой половины ХХ века, был последним, уже искаженным и затухающим, всплеском традиции.

Под традицией мы имеем в виду все виды классического реализма, которые исходят  из примата объекта над восприятием и самостоятельным  значением элементов объективной реальности,   не зависящим от интерпретации этих элементов субъектом.

Именно благодаря Ницше возникло и стало доминирующим понимание бытия как проекции  внутреннего мира субъекта.

Обычно считают, что наиболее значимым для нашего философа предшественником был Шопенгауэр. При этом указывают  на близость учений о воле у того и другого. Однако, есть на наш взгляд еще более близкий Ницше мыслитель, который, возможно, оказал гораздо более прямое и, главное, более объемное воздействие на его мировоззрение. Мы имеем в виду Макса Штирнера (1806-1856). Кстати, Ницше родился в год появления главной книги Штирнера «Единственный и его собственность» - 1844г. (Так что скоро придется отмечать 170-летний  юбилей и со дня рождения Ницше, и со дня появления книги Штирнера - в 2014!)

Возможно, кому-то покажется, что Штирнер был слишком маргинальной фигурой в философском мире, чтобы всерьез рассматривать его как учителя, оказавшего значимое влияние на нашего профессора классической филологии. Однако в свое время «Единственный...» стал крупным интеллектуальным скандалом, удостоившимся особой критики со стороны основоположников в их совместном труде «Немецкая идеология».

Именно Штирнер сформулировал концепцию переоценки всех ценностей, указав на то, что  все абстракции не имеют отношения  к конкретному «здесь и теперь» живущему индивидууму. С одной стороны, реальный неповторимый человек, с другой - «человек вообще», который не имеет подлинного бытия!

В эпоху Ницше максимального выражения достигла идеология коллективизма, мало помалу набиравшая силу чуть ли не с конца XVII  столетия. От мифологемы «общественного договора» до Манифеста коммунистической партии шло развитие левого либерализма, который искал дополнительные ресурсы мобилизации  и сверхмобилизации человеческого фактора во все более и более кристаллизующейся идее коллектива. Доминирующим на всех этапах коллективистской идеи был принцип благополучия, во имя которого люди отказывались от собственной свободы, сначала внешней, а потом и внутренней.  Свобода воспринималась носителями леволиберального инстинкта как источник слишком большого риска с точки зрения благополучия. Гарантией последнего могла быть только социальная машина, отлаженная как часовой механизм.  (Правда, у Маркса появлялась тема возвращения свободы в социальное пространство через «осознанную необходимость» - после того, как будет устранена зависимость от природы, но он не стал развивать эту перспективу, намеченную еще в молодом возрасте.)

Мировоззрение Ницше внутренне мотивировалось восстанием против мифологии общественного договора. Все большие темы  его философии - переоценка ценностей, сверхчеловек, вечное возвращение, воля к власти - связаны  с отрицанием  социального как ложного. (В  XIX столетии мало кому приходило в голову, что крайний персонализм  может оказаться базой социальной мобилизации, не менее эффективной, чем прямолинейно коллективистские учения!)

Политическое значение Ницше (как особо противопоставленное его культурному и узкофилософскому  влияниям) в том, что он впервые создал идеологическую базу для крайне правого либерализма. Общим местом является увязывание философа с германским национал-социализмом, объявление его предтечей фашизма и проч. Не менее общим местом стала и «защита» Ницше от этих обвинений. (Впрочем, уже в начале века Ницше стал очень популярным автором в среде радикальной сионистской молодежи, так что Ахад Гаам вынужден был стыдить увлекающихся соплеменников: «Ну какие же из вас белокурые бестии?!...»)

На самом деле, конечно, определенная связь ницшеанства с нацизмом есть, поскольку последний представляет собой в целом разновидность крайне правого либерализма.

Здесь законен вопрос: с какой стати мы пишем Ницше в либералы, хотя бы и крайне правые?

Либерализм, с нашей точки зрения, в своем фундаментальном отличии от традиционализма и религиозно-политического радикализма основан на имманентном жизнизме, утверждении непосредственной  сиюминутной жизни как безусловной самодавлеющей (а, в некоторых случаях и «вечной»!) ценности. У такого «жизнистского» подхода есть различные уровни и направления: от грубого экономического материализма до рафинированного экзистенциализма. Однако, «Да», сказанное жизни как непосредственного переживаемому психобиологическому моменту, присуще всем спектрам либеральной антиметафизики.

Методологическая яркость Ницше в том, что он освободил либеральный «жизнизм» от последнего привкуса традиционалистского классического мышления (даже упомянутый выше Макс Штирнер был младогегельянцем, а столп леволиберального «материализма» Маркс вообще не покидал почвы традиционной методологии).

Прямое влияние Ницше на ХХ век достаточно известно: все властители дискурса в эпоху, именуемую «новейшим временем» вышли из его «шинели» - от Юнга до Дерриды. Но теперь, с началом глобального кризиса, который в первую очередь, является кризисом матрицы, т.е. новой «переоценкой ценностей», нас интересует непрямое влияние, которое будет проявляться уже в наш сегодняшний, а также перспективный периоды. Это непрямое влияние связано не с утверждениями ницшеанской философии, которые ослепляют, влекут и заставляют себя принять. Есть другая сторона: те внутренние противоречия, те провалы в его интуиции, которые становятся «черными дырами» в хаотическом космосе современного постмодерна.

Пожалуй,  главным противоречием  в ницшеанской мысли является конфликт между концепцией «вечного возвращения» и отрицанием христианской перспективы «потустороннего». Не трудно заметить, что возвращение бытия как иного себе - сверхидея его философии! - есть  по сути лишенный универсалистского  онтологического масштаба концепт «новой земли» и «нового неба», когда «времени больше не будет» (это видение, кстати, перекликается с темой повторного творения в Коране).

Таким образом, с одной стороны, Ницше отрицает трансцендентную перспективу глобального обновления/возвращения через эсхатологию, а с другой стороны, делает «трансцендентным» схваченный непосредственно миг жизни... Прямым продолжением этого внутреннего конфликта есть также противоречие между учением о воли к власти, воли, которая свободна от смысла и просто ЕСТЬ в своей экспансии - и требованием сказать жизни «Да»!  На самом деле для того, чтобы сказать «Да» чему бы то ни было, необходимо оправдание, найденное в смысле... А смысл всегда находится вне границ непосредственного опыта, смысл рождается из противостояния тому, что просто есть.

Значение Ницше для XXI века не исчерпано хотя бы потому, что его критический анализ способен открыть гораздо больше интеллектуальных богатств, чем его любовно-пафосное прочтение, как если бы он был подлинным оракулом.

Ослепление этим  Заратустрой осталось в прошлом с теми «прыгающими как блохи последними людьми (die letzte Leute)»  , которых философ так ненавидел.



Рейтинг:   2.47,  Голосов: 30
Поделиться
Всего комментариев к статье: 74
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Свистун С. Приплясом написал 30.08.2010 19:16
== Например, "Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы РАВНЫМИ, что они наделены Создателем неотъемлемыми правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и на стремление к счастью..." Откуда эти слова? Из какой социальной утопии? Цитата приведена из Декларации независимости ==
Замечательно! Но для "формулы, которую каждый может вычислить самостоятельно" в данном определении все же чего-то не хватает. А именно - если в нее подставить "Свистун" и "Д.А. Медведев" - получится ли то реальное положение вещей, которое сейчас между ними обоими есть? "Равны" ли они в этом положении? "Не равны"? Если равны - то в чем? Если не равны - то почему?
Я вот этого добиваюсь, а Декларацию независимости я и сам прочитать могу :)
Уважаемому Серго
Спасибо! написал 30.08.2010 19:12
Уважаемый Серго, извините пожалуйста, но Вы разве не видите, что многие (очень многие!) из присутствующих на этом форуме "умных и энергичных" хотят именно НЕРАВЕНСТВА, хотят жить ОТДЕЛЬНО, зачастую опять же "за счет других", и НИСКОЛЬКО этого НЕ СТЫДЯТЬСЯ?!
В этом, по-моему, скрыта настоящая причина "перестройки" и 20 "успешных" лет "демократии". Просто - культ Большого Шанса и более ни-че-го.Все покаления старше 35 лет уже сейчас можно смело списывать, если думать об Обществе Справедливости.
Перспективы нашей "махновской" страны, судя по всему, весьма призрачны,увы..
Re: Свистуну С. Приплясом
Sergo написал 30.08.2010 19:05
Мне хочется знать не как я сам себя считаю, а как Ваша теория выводит это.
---------
Да не я это вывожу. Равенство, как абсолют было лозунгом буржуазных революций, беспощадно уничтожавших сословное неравенство. Можно привести цитаты величайших умов человечества, считавших равенство людей естественным и само собой разумеющимся делом. Например, "Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы РАВНЫМИ, что они наделены Создателем неотъемлемыми правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и на стремление к счастью..." Откуда эти слова? Из какой социальной утопии? Цитата приведена из Декларации независимости, единогласно принятой представителями тринадцати штатов Америки 4 июля 1776 года в заседании Второго Континентального конгресса в Филадельфии. Задолго до рождения и В. И. Ленина, и даже Карла Маркса. Отцы-основатели Соединенных штатов считали необходимость равенства (а не просто "равноправия"!) людей не только истиной, но и истиной самоочевидной, не нуждающейся в каком-либо доказательстве.
В чем заслуга Маркса? Он от деклараций, благих моральных призывов, впервые обосновал связь неравенства и частной собственности, вскрыл порочность отношений, основанных на товарном обмене. Он увидел антагонизм классов и указал путь его разрешения. Из области филистерских мечтаний о равенстве, он перенес вопрос равенства в практическую область. Он увидел неэффективность конкуренции, безнравственность обмена, аморальность наемного труда, скотство социального паразитизма. Мало? Он показал, что нормальная экономика может быть лишь плановой, нетоварной, обращенной непосредственно на пользу всего общества, а не отдельных "собственников". Невозможно все предусмотреть и запланировать? А каким-таким органом рынок может предусмотреть и запланировать? Тем же самым органом и план может стать эффективнейшим средством координации усилий миллионов людей к их же пользе...
(без названия)
Свистун С. Приплясом написал 30.08.2010 18:41
== Вы считаете себя в миллионы раз глупее, недостойнее Медведева? ==
Речь, товарищ Серго, не обо мне, а о Вашей теории. Мне хочется знать не как я сам себя считаю, а как Ваша теория выводит это. Грубо говоря, Ваша теория - это формула. Берем произвольных X и Y (Свистуна и Медведева), подставляем, вычисляем - и получаем результат... И получаем без всяких спекуляций кто кем кого считает. Формула и есть формула, любой может вычислить то же самое и глядя на саму формулу сказать "справедлива" она или нет...
Так вот я об этом - как бы получить некое изложение, что есть равенство, по каким признакам оно считается, а какие признаки в него точно не входят (младенец и старик - точно не равны и нет способа их уравнять). Ну, и т.д. Чтобы не нужно было спрашивать самого Теоретика "равен X Y-ку или нет?".
== Вот такие простые вопросы, только Да или Нет... ==
Ну да. Вы только забыли полный опросник опубликовать :)
Re: Свистуну С. Приплясом
Sergo написал 30.08.2010 18:35
Только Д.А. Медведев - президент РФ, а Свистуну - даже и близко к этому не подойти.
----------
Вы считаете себя в миллионы раз глупее, недостойнее Медведева? Если Свистун станет равным Медведеву, он от этого проиграет? Если миллионы людей станут равными Медведеву, они от этого пострадают? Если Свистун будет иметь право занять любое место в условиях равенства, ему будет очень плохо от этого? Его шансы полноценно раскрыть все свои способности на благо общества увеличатся в условиях равенства или уменьшаться? Когда не станет синекур, халяв, блатных и "семейных" для общества будет лучше или хуже? Если соперничать будут не вожделения, не алчности, а способности, экономика от этого выиграет или проиграет?
Вот такие простые вопросы, только Да или Нет...
(без названия)
Свистун С. Приплясом написал 30.08.2010 18:23
== Подсказать, кто у нас из "умных и энергичных" "зарабатывают"? ==
Дорогой товарищ Серго! Вас неоднократно просили развить в своих выступлениях тему равенства до такой степени, чтобы на ней невозможно было построить домыслов и спекуляций. Чтобы она из самой теории исчерпывающе следовала. А то ведь и в самом же деле непонятно - вот, скажем, Д.А. Медведев и я. Оба - граждане России, оба - примерно одного пола (sic!) и возраста. У обоих - высшее образование, одинаковый состав семьи. Только Д.А. Медведев - президент РФ, а Свистуну - даже и близко к этому не подойти. Существует ли между Д.А. Медведевым и Свистуном "равенство"? Существует ли "неравенство"? Если существует, то существовало ли в прошлом это "равенство" между ними? Существует ли или будет ли существовать "равенство" или "неравенство" между детьми Д.А. Медведева и Свистуна?
Вопросы на которые хотелось бы получить какие-то связные теорией ответы. Приведите свою "теорию равенства", а не заклинания о том, что "социализм это равенство" и все встанет на свои места.
Re: Sergo
Sergo написал 30.08.2010 18:16
Ни на что не годные, ленивые, примитивные, часто чем то там серьезно больные, мечтают о равенстве. Мол, умные и энергичные заработают, но разделят на всех поровну.
-----------
Подсказать, кто у нас из "умных и энергичных" "зарабатывают"? Абрамович, Дерипаска, Потанин, чета Батуриных, Чубайс... Продолжать или сами дополните?
Sergo
S.A. написал 30.08.2010 18:10
Что из этого следует? Равенство
================================================================
Ни на что не годные, ленивые, примитивные, часто чем то там серьезно больные, мечтают о равенстве. Мол, умные и энергичные заработают, но разделят на всех поровну. Вот тогда я не убогий и несчастный, а не хуже кого то там. Мечтайте, Серега, мечтайте, но ваше время явно прошло... Не получится....
(без названия)
Свистун С. Приплясом написал 30.08.2010 18:04
== Почему марксизм есть конец философии? Потому что от описательства того что есть, он ясно отвечает на вопрос - что будет. ==
Вас обманули, Серго. В отмечаемом Вами качестве теория Маркса - жалкое эпигонство Святого Писания. Именно в Писании в первый раз было точно указано, что будет...
(без названия)
Свистун С. Приплясом написал 30.08.2010 18:02
== Жаль только, что Серго видимо так до Маркса и не дошел. ==
+10 (я бы и галочку нажал, но там больше одного раза нельзя)
Единственный вопрос только о причине такого положения вещей - это свойства Маркса или свойства Серго? :)
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Ни Человека, ни Бога
AdVirt написал 30.08.2010 17:53
Фантомасу.
И думал и думаю. Может мое личное убеждение.
Однако все об ем.
Благодарю за беседу. Надо иногда заняться бренными делами в оффлайне.
Re: После Маркса очередь за философиями не занимать!
фантомас написал 30.08.2010 17:52
**На Марксе философия заканчивается**
До этого конец истории объявляли, а до этого концом философии объявляли Аристотеля, а до этого концом всего объявляли Библию.
Мда... студенты будут рады. Жаль только, что Серго видимо так до Маркса и не дошел.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Ни Человека, ни Бога
фантомас написал 30.08.2010 17:38
**Со временем переболеете.**
Уже. И давно, лет двадцать назад.
**Вот сложнее случай с нацистами, всем скопом, да концлагеря городить.**
Вы думаете это вина Ницше? Вот в соседней ветке Astor негодует по поводу того, что от имени либерализма были совершены преступления Гайдара-Чубайса и замараны чистые имена Герцена, Чернышевского, Вольтера и Монтескье. Может тогда и герценов с локками тоже во вредные вирусы запишем? Ну да от имени Платона никто никаких преступлений вроде не совершал. Но, с другой стороны, немало преступников скрашивало свои свободные от преступления часы размышлениями над платоновскими текстами. Наверное и Родя Раскольников также развлекался.
После Маркса очередь за философиями не занимать!
Sergo написал 30.08.2010 17:33
Первая - традиционная эпоха - длилась 2,5 тысячи лет со времен Платона до Карла Маркса включительно.
-------
На Марксе философия заканчивается, как заканчивается все в этом мире. Не случайно, после Маркса не возникло ни одного вразумительного философского воззрения, адекватно описывающего общественные отношения в их историческом развитии. Открытые Марксом закономерности не только обессмысливают все немарксистские воззрения, но и разоблачают их сочинителей как небескорыстных шарлатанов, окормляющихся подаяниями со стола господствующих классов. Кстати, в той же мере это относится и к "ученым"-"обществоведам", обслуживавшим сословный интерес советской номенклатуры, без зазрения совести выдававшим исполнение заказа своих партийных бонз за "развитие марксизма-ленинизма", за кусок сытной жратвы предавшим дело великой революции, продавшим свободу своего народа за право приобщения к "элите". Вина этой околонаучной мрази перед советским народом безмерна и выговором по партийной линии или даже "философским пароходом" ей здесь не отделаться.
Почему марксизм есть конец философии? Потому что от описательства того что есть, он ясно отвечает на вопрос - что будет. Вместо оправдания существующего порядка вещей марксизм дает настолько ясную картину будущего, что дело трансформирования общественных отношений в интересах всего общества становится чисто технической задачей.
Какова этическая основа марксизма? Человек, как высшая ценность. Что из этого следует? Равенство. Нельзя соизмерять высшие ценности за отсутствием меры. Как достичь равенства? Ликвидацией частной собственности, денег, товарного обмена. Не должен один человек паразитировать на труде другого человека. Не должен человек разумный ни в чем нуждаться. Поэтому, от каждого по способностям, каждому по потребностям. Сразу, с наскоку не получается? Тогда то, чего не хватает по потребности делится поровну (социализм). Плановое народное хозяйство, ориентированное на непосредственное удовлетворение потребностей общества, а не на некие частные результаты. Равенство в труде, равенство в потреблении. Какая еще нужна "философия"? Чисто практическая задача для системных аналитиков, математиков, ученых-отраслевиков, программистов, инженеров и пр. "Экономисты", финансисты, биржевики, налоговики, "бизнесмены", воры и прочая "элита" не при делах...
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Ни Человека, ни Бога
AdVirt написал 30.08.2010 17:13
Фантомас, рад Вашему остроумию. А потому Вам Ницше не противопоказан.
Со временем переболеете.
Вот сложнее случай с нацистами, всем скопом, да концлагеря городить.
Re: Re: Re: Re: Re: Ни Человека, ни Бога
фантомас написал 30.08.2010 16:51
**ДУРАК И В УГЛУ СВЕТИТСЯ.**
Ага, видимо поэтому некоторые русские сказки начинаются так: "Было у мужика три сына. Первый умный был детина. Средний был и так и сяк. Младший вовсе был дурак". И кто кем впоследствии оказался? Видимо безнравственный народ какой-то.
Re: романтик на ослике
фантомас написал 30.08.2010 16:44
По поводу равновесия, возможно, и даже скорее всего, ошибаюсь. Скорее всего чаша с Платоном перетягивает, потому что нет равновесия.
Re: романтик на ослике
фантомас написал 30.08.2010 16:41
Кстати, миф о вреде прививок от вирусов - такой же вирус.
романтик на ослике
фантомас написал 30.08.2010 16:40
**Прививки - это внедрение ослабленных вирусов для выработки организмом иммунитета.**
Я знаю что такое прививка, подсознание здесь не причем. Это болезнь в легкой форме. Зато потом человек может спокойно себя чувствовать в среде, наполненной вирусами данного типа. Ницше же дает иммунитет к вирусам всех возможных типов. И что в этом плохого? Вы ищите среду, в которой нет вирусов? И кто-то вам ее даже обещает? На самом деле, это тот же вирус, только вы его не увидите, потому что не научены, тем более, что он себя сам объявил безопасным и даже полезным, и даже вызвал положительные эмоции при знакомстве с ним. Но...безвирусной среды не существует, вирус также необходим, как и витамин и играет отведенную ему роль в бесконечном развитии мира. Кстати, витамины в избыточной дозе также вредны, как и вирусы в избыточной дозе. Все вредно, если с избытком. Нужна мера и равновесие. Поэтому есть Платон и есть Ницше, есть Маркс и есть Ницше. Пока на одной чаше весов множество философов на другой один Ницше. И пока весы в равновесии. Конструкция у весов только необычная.
Впрочем, все хотят жить в безвирусной среде, проблема только в том, что эта среда может быть только искусственной, изолированной от всего другого мира. Это называется мечта о Рае. Только и в Рай-то можно попасть, только познав Ад.
А прививки зря не ставите. Нет, от гриппа не надо, а вот от оспы, полиомиелита очень желательно.
Re: Re: Re: Re: Ни Человека, ни Бога
AdVirt написал 30.08.2010 15:32
Гений и болезнь. Если серьезно, то вопрос действительно неоднозначен. Так же как в психиатрии грань между нормой и патологией условна.
Однако в здоровом нравственно и физически народе не зря родилась точная поговорка:
ДУРАК И В УГЛУ СВЕТИТСЯ.
Ницше умен, кто бы спорил. Однако с щербинкой комплекса и болезненного эго. Тонкая грань, а сработала.
У Достоевского (кстати, эпилептик), антипода Ницше в Преступлении и наказании был любопытный герой Свидригайлов, который в беседе о привидениях высказывал схожие наблюдения о здоровье и возможности эти привидения наблюдать.
Возможно тоже ницшеанец.
Джемаль похоже переболел Ницше в молодости, потому и его статья по поводу.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss