«Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным».
Ф.М. Достоевский
В роду Николая Анатольевича Бенедиктова 300 лет только описанных священников.
Дед - Андрей Николаевич Бенедиктов (отец Андрей; 1885-1937), в 1937 был расстрелян, в 1957 году реабилитирован, в 2000 году причислен к сонму святых как священномученик. Человек он был весьма начитанный и патриотически настроенный. Никаких «признаний» или «показаний» на других на следствии не дал.
Стоит отметить его фразу: « Церковь не враг социализма, а даже может способствовать его продвижению». Думается, что эта фраза - следствие идей « религиозного социализма», с которыми отец Андрей был знаком. До сих пор в библиотеке Николая Анатольевича хранятся книги, принадлежавшие деду - « Столп и утверждение истины» Павла Флоренского и Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста, которые, как известно, отмечены социалистическим настроем. Златоуст утверждал, что наличие бедности и богатства - источник морального зла, разъединяющее общество начало.
Сыновья отца Андрея прошли фронт, стали видными учеными.
Отец Николая Анатольевича - Бенедиктов Анатолий Андреевич (1915-1976) доктор исторических наук, профессор, автор ряда работ по Индии, Индокитаю, Афганистану, Таджикистану.
Мать - Евгения Ивановна (урожд. Куликова; 1922-1994) была учителем, ее родственники работали на Горьковском автозаводе.
Николай Анатольевич Бенедиктов закончил историко-филологический факультет Горьковского университета, защитил кандидатскую и докторскую диссертации по философии, профессор Нижегородского университета, автор работ по истории, теории истории, истории русской, марксистской, зарубежной философии, по аксиологии.
Бенедиктов участвовал в восстановлении КПРФ, с 1998 года - первый секретарь Нижегородского обкома КПРФ, с 1999 года - депутат Государственной Думы. Все это время остается профессором Нижегородского университета, и в это « философское» время выпустил ряд книг.
Корр.- Николай Анатольевич, реставрация капитализма в России, в свое время названная перестройкой, привела к упадку и в хозяйственной деятельности, и в культурной жизни. В стране процветает, в основном, торговля, а это, как известно, признак феодального общества.
Однако президент призывает страну совершить рывок в постиндустриальное общество. Высказывается надежда, что в ближайшие два года в России не останется ни одной деревни без телефона. Но может получиться, как в известном анекдоте - Что такое? Телефон есть, а счастья нет.
В настоящее время в несколько раз, по сравнению с советским периодом, увеличилось число людей, страдающих депрессиям; появился массовый суицид, наркомания. Психологи заявляют, что в основе этих негативных явлений лежит отсутствие смысла жизни. Человек как бы загнивает изнутри и падает.
Наша интеллигенция бросила народ, за редким исключением, конечно.
Но, могут ли единицы противостоять удушливой атмосфере общества потребления?
Н. Бенедиктов - Даже один человек всегда что-то может сделать, хотя бы встать на рубеже, как стяг, чтобы помнили: есть добро и правда! Ничто не пропадает бесследно.
Уникальный мыслитель Константин Леонтьев в свое время мало кому был известен, а сегодня у него тысячи последователей.
Великому математику Лобачевскому ни разу в жизни не довелось встретиться с человеком, который бы понял его теорию, но он продолжал спокойно работать. Главное, есть смысл, есть цель.
Истина одна, двух противоречащих друг другу истин не бывает. Ни большинство, ни телевидение, ни указ правительства не отменят истинности таблицы умножения.
Мне как историку, философу, конечно, легче переносить теперешний хаос, так как я понимаю, откуда он идет.
Корр. - Откуда?
Н. Бенедиктов - В средневековых хрониках Смутного времени мне встретилось такое выражение: «Народишко соблазнился и исподличался». Отсюда и смутное время. Говоря языком этих хроник, Господь бьет за грехи наши.
И у нашей интеллигенции в 90-е годы взыграло одно очень нехорошее качество, ощущение, что им не додали. Где-то лучше живут, а я? Известный у нас кинорежиссер поехал туда за добавкой. В итоге, икрой торговал, которую ему престарелый папа из Союза присылал.
Смысл жизни был утерян при Горбачеве, тогда все радостно побежали в капитализм. И говорить, что народ обманули, недостаточно. Во все времена были обманщики.
Конечно, если говорить об условиях жизни при социализме, то государство заботилось о людях.
Я работал то время с молодежью, преподавал. Молодым людям не надо было особо напрягаться. В школу тебя посадят, в ВУЗ примут, квартиру, работу все дадут. Отдых, жилье, лечение, образование - на все это шли деньги из общественных фондов.
Корр.- А сейчас квартира, дача, машина, образование, вполне доступные в СССР, стали мечтой, целью всей жизни, как на Западе. В очень благополучной Германии только 20% населения имеют собственное жилье, для остальных это далекая мечта.
Н. Бенедиктов - При Хрущеве началось строительство потребительского общества. В принятой в то время Программе коммунизма было записано - мы сделаем то-то и то-то, и все вам дадим. Программу выполнили, но оказалось, что материальные потребности безграничны.
Так что объяснить случившееся можно, но оправдать - вряд ли.
У меня много родственников, знакомых работает на Горьковском автомобильном заводе на самых рабочих должностях. Сегодня там не найдешь человека, который бы признался, что голосовал за Ельцина. Но в свое время за его первое президентство проголосовало 96,6 %. Нет ребята, это вы натворили.
Корр. - Одно время утверждалось, что собственность в СССР ничья. Принадлежит всем, значит никому. Однако наш православный вселенский учитель, Иоанн Златоуст утверждал: «... что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем. И заметь, что касательно того, что принадлежит вообще всем, не бывает ни малейшей распри, но все свершается мирно».
Кто теперь хозяин Горьковского автозавода?
Н. Бенедиктов - Дерипаска.
В то время народ решил, что можно жить не работая, как в Америке. По телевизору показывали, что там вроде никто не работает, и все счастливо живут. Но если ты захотел стать господином, и чтобы тебе негры на стол еду таскали, это грех. И за этот грех тебя и макнули туда, в рабы. И тебя будут «мочить в сортире», помните путинское выражение, до тех пор, пока не покраснеешь, пока в тебе совесть не проснется. Только тогда ты сам начнешь сопротивляться, и вновь станешь творцом истории. Уже сейчас у людей прорывается отвращение к капитализму.
Господь бьет, кого любит.
Корр. - В своей книге « Русские святыни» Вы отмечали, что наша страна на протяжении всей своей истории постоянно испытывала внешнюю агрессию, набеги, войны. К примеру, во втором тысячелетии, с 1228 года по 1462 год, за 234 года у русских было 160 внешних войн. В ХУII веке Россия воевала 48 лет, в ХУIII веке - 56 лет, ХIХ век - три войны с турками, война с персами, кавказская, среднеазиатская, нашествие Наполеона, война с англо-франко-турецкой агрессией в Крымской компании, ХХ век - две войны с японцами, две мировые войны, интервенция Антанты в гражданскую войну, ядерный шантаж второй половины ХХ века...
Россию любит Бог?
Н. Бенедиктов - Думаю, что любит.
Жизнеспособность и историческая прочность русской системы ценностей постоянно пробуется «на разрыв», и каждый раз демонстрирует свою состоятельность.
Корр.- А неудача с построением социалистического общества?
В ХХ веке русские и те народы, которые разделили их судьбу, первые начали строить социализм, и, конечно, попали в ситуацию, которая теоретически не была описана. Мы из отсталого феодального общества сразу рванули в социализм.
В 1917 году промышленных рабочих сравнительно высокого класса в России было всего 17 миллионов. Вот почему, наряду с грандиозными прорывами в космос, на просторах нашей страны можно было столкнуться и с дремучей отсталостью.
Корр.- Несмотря на разруху в стране, до сих пор утверждается, что труд при капитализме более эффективен.
Н. Бенедиктов - По производительности капитализм сравнялся с феодализмом только через 250 лет.
В Азии производительность труда в ХХ веке выросла в 600-800 раз, и, конечно, не только за счет помощи СССР, они и сами много работали.
Весь третий мир рванул за нами, освободившись от колониальной зависимости. А дальше что? Запад все оттуда выкачал, стал в несколько раз богаче и продолжил неоколониальную выкачку за счет долгов. И все эти нищие страны сдали нам. Мы себя еще не успели вытащить, а надо было помогать этому гигантскому, многомиллиардному миру.
Корр.- Я возражу. Мы тем самым создавали социалистический рынок. Страна не может жить в изоляции.
Н. Бенедиктов - Конечно, создавали. Но надо ли было, к примеру, с 1981-1984 годы давать безвозмездно трехмиллиардные кредиты Болгарии на развитие сельского хозяйства.
Корр. - США тоже раздает, так называемую, гуманитарную помощь...
Н. Бенедиктов - Америка все забирает назад.
Русский народ понадеялся, что в одиночку вынесет всю тяжесть мира. Не получилось. Теперь наступила апатия.
Как было? Пашешь, пашешь, а результата нет. Все куда-то уходит.
Такого трудового напряжения, как в России, не было ни в одной советской республике.
К примеру, три прибалтийские страны зарабатывали 6,9 миллиарда рублей, а тратили 9,6. Откуда брали деньги?
Я назову откуда. В моей родной Горьковской области доходная часть бюджета составляла 21 миллиард рублей, а расходовала область 900 миллионов рублей, то есть меньше 4% от дохода.
И царский, и советский режимы эксплуатировали русское чувство братства к другим народам. Именно не только советский, но и царский режим: Польша вошла в состав империи анархической и отсталой развалиной, а к 1913 году была одной из наиболее развитых частей империи.
А самостоятельная Польша без русского донора к 1939 году давала 85% того, что производила в 1913 году.
Корр.- Выходит, прав Ельцин, разрушивший Советский Союз: сбросил Среднюю Азию, Прибалтику, Украину...?
Н. Бенедиктов - Не надо было ничего разрушать. Сегодня разрушение СССР все воспринимают, как страшную трагедию.
По-другому нужно было строить отношения: давать кредиты, и требовать их обратно.
Но в стержне своем это была правильная политика.
И замысел государства социалистического типа уникален и фантастически эффективен. За 15 лет перед войной с 1926 по 1941 год было создано 13 тысяч предприятий.
А вот с 1991 года по 2006 год как раз уничтожено 13 тысяч предприятий. Один из показателей здоровья общества - производительность труда. Недавно в Думе обсуждался отчет Центрального Банка, в 4 раза упала производительность труда в нефтедобыче.
Но может в других областях наблюдается рост?
Я езжу по стране, там, как Мамай прошел; поселки, города разрушаются.
Нынешние экономисты как будто забыли, что за конкретной экономикой стоит политэкономия, а за ней стоит философский подход к миру. Куда и зачем идти, и что делать?
Корр.- Народ, который в свое время проголосовал за сохранение Советского Союза, теперь в растерянности. Как голосовать за коммунистов, когда все теперешние «господа» - бывшие коммунисты?
Н. Бенедиктов - Так ведь, бывшие!
Конечно, строй был не без недостатков. Но, к примеру, время Брежнева называют застойным. В 1962 году соотношение по ядерному вооружению СССР и США составляло 1:17, а в 1985 году мы добились военного паритета. Ничего себе застой! За этот период страна выполнила, по крайней мере, 35 ядерных программ.
А про эффективность США мне известно не из СМИ.
На сегодня, это умирающая цивилизация. У нас прекратили писать об этом. Я был в Гарвардском университете, встречался со многими учеными и политиками. Около 45% кафедр общественных наук в США заняты алармистами. Аларм - значит тревога. Алармисты заняты вычислениями, с какой скоростью они вымирают, когда рухнет Америка. У них уже и цифры есть.
Сейчас миру выгодно содержать Америку, иначе будет страшный общемировой кризис, так как доллар основная расчетная финансовая единица. Но рано или поздно этому придет конец.
Что они производят?
Падающая империя сохраняет всегда две вещи - броню и деньги. Но это ненадолго. Жила так Испания, Англия... И что это теперь за государства, где их былое могущество?
Корр. - Грядущее банкротство США - это результат американской модели хозяйствования?
Н. Бенедиктов - Не обязательно. Вспомним знаменитую фразу Маркса - народ, угнетающий другие народы, кует свои собственные цепи. Можно, например, не работать, захватить другой народ и все из него выкачать.
Почему меняются государства-лидеры? Захватив другое государство, лидер перестает работать, напрягаться. Сегодня национальная проблема США - ожирение населения.
Корр. - И все же, что делать нам? Как восстановить страну?
Н. Бенедиктов - Не единожды в нашей истории ответ на этот вопрос был найден, исполнен и дал фантастический эффект.
В период капитализма - соблазнившиеся властью и сытостью генералы и масоны привели Россию к февралю 1917 года, взорвавшему страну. Революция всегда возникает как кризис верхов - распутинщина и казнокрадство придуманы не большевиками.
Высшим генералитетом в союзе с думскими лидерами был осуществлен давно задуманный план по отстранению от власти «реакционера» Николая второго. Началась февральская революция. К октябрю-ноябрю 1917 года более 90% даже русских уездов России бушевали в бунтах. В городах расцвела уголовщина, поскольку выпустили заключенных как жертв царизма.
П. Сорокин пишет о демонстративном половом сношении днем на Садовой улице.
Начался парад суверенитетов. Объявили о своей независимости от России Украина, Финляндия, Закавказье, Северный Кавказ, Литва, Молдавия.
Корр.- Знакомые картинки, как будто сегодня написаны.
Н. Бенедиктов - Напомню, что эта « бескровная» революция, развалившая армию, страну, экономику, произошла не по приказу большевиков.
И после Октябрьского переворота Ленин, как напишет потом Н. Бердяев, стал собирать Россию: « И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тиранским путем». В России говорили тогда: плоха власть, да наша. Другая сторона - и об этом немало писал известный русский монархист В. Шульгин - как раз страдала безволием. И белые и красные выступали за единую Россию, однако за белыми « февралистами» стояли иностранцы. 14 держав Антанты - не выдумка. К примеру, Колчак уже в 1917 году был в Англии и США, после Октября поступил на службу его величества короля Великобритании, и в Сибири работал под контролем британского генерала Нокса и французского генерала Жанена.
Корр. - А большевистский террор?
Н. Бенедиктов - На конец 1918 года в Советской России в заключении было чуть больше 42 тысяч контрреволюционеров, бандитов, спекулянтов. А в царстве «белых» только на востоке страны находилось около 1 миллиона в концлагерях и 75 тысяч в тюрьмах, то есть в 20 с лишним раз больше. Направленность террора против русского народа и в пользу иностранцев была видна невооруженным глазом.
В 1933 году в Париже в своих воспоминаниях « отец русской авиации», адмирал, двоюродный дядя Николая II, великий князь Александр Михайлович писал, что союзники собирались превратить Россию в свою колонию, а « на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин».
О русскости Ленина писали многие. И смысл написанного - Ленин был типичный русский человек. В характере Ленина были русские черты - простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам, практичность мысли...
И похоронили Ленина по православному обряду сохранения святых мощей, это было понятно всем членам Политбюро.
Н. Бердяев прав, говоря о восстановлении страны через новый образ « жизни по справедливости» (Святой Руси) в виде Третьего Интернационала.
Ленин вывел страну из тупика.
В 1916 году ректор МВТУ Гриневицкий написал книгу - послевоенное восстановление промышленности в России. После окончания Гражданской войны, именно по инициативе Ленина, книга была переиздана, по ней были сделаны расчеты восстановления страны после первой мировой и гражданской войны. В результате, невероятный взлет экономики в период НЭПа, и в последующее время.
Брестский мир, а затем нэп показали, что для Ленина иерархия ценностей выглядит так: сначала Россия, а затем коммунизм.
И после Великой отечественной войны, советское правительство, восстанавливая страну, воспользовалось рекомендациями выдающегося русского ученого Петра Леонидовича Капицы. Он написал Сталину несколько писем. Обычно ему отвечал Поскребышев со словами: товарищ Сталин благодарит и просит писать еще. А на два письма Сталин ответил сам. Ключевое письмо Капицы содержало предложения, как восстанавливать страну после войны. Написано оно в 1946 году.
Ученый писал, что каждый народ по-своему строит хозяйственную деятельность. И русский народ тоже.
Начинать восстановление страны необходимо с укрепления личного национального достоинства. Не надо никому кланяться.
В России талантов выше головы, но необходимо заставить человека довести идею до разработки, до промышленного исполнения.
Корр. - То есть, была поставлена задача - заставить русского человека не просто генерировать идеи, а реализовывать их на практике?
Н. Бенедиктов - Да. Талант - это еще не все. Должна быть дисциплина труда. Работать надо каждый день, и каждый день выдавать продукцию, выполнять государственный план.
Корр. - И методы воздействия - наказания за минутное опоздание на работу...Репрессии.
Н. Бенедиктов - Это было время, когда крестьянство разом перебралось в город. Крестьянин по-другому в деревне работал, сезонно. А промышленность требует дисциплины, надо выдерживать сроки, качество...
Что касается репрессий, то это особый разговор.
У меня дед - расстрелянный священник. Я работал в архивах НКВД Горьковской области. Моя область среднестатистическая, а потому это классика. С 1924 по 1954годы по злополучной, расстрельной 58 статье, всего было арестовано 18 тысяч человек, 6 тысяч ушли из жизни. Причем, умирали и от болезней. Но, даже, если мы всех посчитаем расстрелянными, то, разделив 6 тысяч на 30 лет, получим цифру 200 человек в год. Я эти расчеты к тому привожу, чтобы сравнить с сегодняшним « демократическим» временем. Сейчас уровень убийств в области вырос в 20 раз.
А в то время в приказе было определено: семьи репрессированных не наказывать. Все сыновья моего деда, отца Андрея - профессура высокого уровня, историк, лингвист, математик, физик. Все они получили прекрасное образование.
А сегодня? Родителей убили, их дети выброшены на улицу, беспризорные.
Корр. - Ваш дед, репрессирован, расстрелян, реабилитирован, затем причислен к лику святых, и вы защищаете советскую власть.
Н. Бенедиктов - Да. К примеру, Гайдар. Его дед командовал частями особого назначения, занятыми реквизициями и расстрелами. Или еще один мой оппонент, довольно известный политик - его дед, генерал НКВД тех времен. И они будут обвинять меня в репрессиях?
Я думаю, что сегодня в компартии нет бывших карателей. Жертвы и их потомки? Да.
Каратели все с той стороны, в демократах теперь ходят.
В настоящее время очень важен поворот компартии России к православию, как союзнику в деле возрождения России. С. Булгаков писал: « Христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни».
Корр. - Советский период русской истории остался в прошлом. В обществе идет поиск новых идеалов.
Бенедиктов - Эти идеалы задают нам наши предки - любовь к родине, труд, действенная жалость к униженным и обиженным, чувство свободы и желание товарищества, чувство справедливости и высочайший уровень чувства личного достоинства, совести и чести.
Обратившись к истории, мы видим, что не внешние враги побеждали Россию.
Европа, заразив нас марксизмом, рассчитывала на сокрушение страны. Но сломить Россию не удалось, а вот марксизм стал господствующей идеологией, превратившись в ленинизм, который скорее есть русское учение в марксистской оболочке.
И сегодня с демократией должно произойти то же самое.
В болезнях сегодняшнего времени идет борьба за превращение западного рецепта демократии в русское народовластие.
Выход из теперешней ситуации должен быть обозначен в новой форме, но в вечном человеческом смысле - жить по справедливости, жить по совести, жить по правде.
Как эта форма будет выражена в словах: Святая Русь, Третий Интернационал, русский социализм - ответ даст история. Но выход - в этом направлении.
От редакции: Мы даеам интервью Ирины Щегловой, взятой у Николая Бенедиктова для "Экономической и философской газеты" без правок, как получили. В свое время главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов написал, что не понимает, что такое "русский социализм". За что и поплатился - определен в "неотроцкисты". Но что такое "русский социализм" все равно он не понял.
Надеемся, теперь наши читатели оценят глубину и содержательность марксистской мысли Н.А.Бенедиктова, одного из ярких представителей исключительно правильного, истинно "мымринского" направления философской мысли.
|
|