В нью-йоркской подземке едет еврей. Напротив него сидит негр, читая газету на идише - и еврея это явно раздражает. Наконец он не сдерживается:
-Эй, приятель! Тебе что, мало быть негром?
Поскольку анекдот на этом месте и заканчивается, истории осталось неизвестно, что именно потомок Хама ответил потомку Сима. Но к современной КПРФ этот анекдот приложим полностью. Членам КПРФ (или, по крайней мере, ее руководству - людям, которые задают в партии тон) мало быть коммунистами - просто коммунистами, большевиками. Нужно при этом быть кем-то еще.
Кем же? Судя по всему - почвенниками, консервативными националистами. Правда, совмещать то и другое достаточно трудно - хотя бы потому, что коммунисты видят свой идеал общественного устройства в будущем, тогда как почвенники - в прошлом (при этом глубина этого прошлого может варьироваться в пределах тысячелетий). В этом случае, как правило, в жертву приносится коммунистическая идея.
Патриот Никитин
Подобные упреки в адрес КПРФ звучат уже не первое десятилетие - фактически, с момента ее основания. Однако лишь в последние годы среди руководства этой партии появился автор, чьи писания в полной мере обнажают ее идейные пороки. Зрелище, честно говоря, жутковатое.
Речь идет о Владимире Никитине - секретаре ЦК и председателе ЦКРК КПРФ, депутате Госдумы. Одним словом, персонаж этой статьи - активный, практикующий политик. Однако речь здесь пойдет не о его политической деятельности, а исключительно о работах Никитина идеологического характера, поскольку именно они наиболее полно демонстрируют деградацию КПРФ в этом плане.
Впервые я (и, разумеется, не только я) обратил внимание на этого автора в прошлом году, после публикации на сайте КПРФ.ру его статьи, суть которой видна из названия: «Вернем России русский дух!».
По прочтении статьи вырисовывалась довольно занятная картина. Оказывается, корень всех бед нашей страны находится на Западе. И вредит нам этот самый Запад очень интересным способом: разрушая наше национальное самосознание при помощи демократии, прав человека и чуждой русскому духу западной культуры. Задача же КПРФ - всему этому противостоять.
Не могу удержаться от того, чтобы процитировать наиболее «вкусный» кусок (впрочем, статья практически полностью состоит из таких вот «кусков»): «Западная цивилизация, рвущаяся к мировому господству, насаждает по всему миру демократию и права человека. Демократия - это их стратегическое оружие массового поражения. А права человека - это информационное прикрытие агрессии, это «дымовая завеса», скрывающая грубое преступное нарушение Западом права народов и их цивилизаций жить в соответствии с их миропониманием и способом получения жизненной энергии». Поистине, некоторых людей не нужно пародировать - достаточно их процитировать.
Каюсь, тогда я, прочтя Никитинскую статью, промолчал и никак не стал ее комментировать. Зато это сделал - и гораздо лучше, чем мог бы сделать я - ведущий коммунистический публицист Анатолий Баранов (хотя и не на редактируемом им сайте КПРФ.ру, а на принадлежащем ему Форуме.мск). В статье «Революция для России - это путь к себе» Баранов всячески старался быть вежливым с Никитиным - как-никак один из вождей партии, в которой Баранов состоит. Однако и здесь он не смог удержаться от достаточно резких выпадов: «Вполне естественно в такой ситуации (когда демократическая идея отвергнута буржуазным Западом. - И.Ф.) для коммунистов отряхнуть идею демократии, принципы свободы личности от налета буржуазности, буржуазного парламентаризма, и встать во главе борьбы людей за подлинную, а не мнимую свободу личности. Вместо этого мы, в лице депутата буржуазной Государственной думы В.С. Никитина, пугаемся заодно и прав человека, предлагая цивилизациям «жить в соответствии с их миропониманием и способом получения жизненной энергии». Можно понять и так, что если один африканец привык получать жизненную энергию от поедания другого африканца, то и пусть продолжает это делать в соответствии со своим миропониманием, и нечего ему пудрить мозги всякими правами человека - человек это звучит вкусно!».
Нужны великаны духа
Нужно отметить, что Владимир Никитин уже далеко не в первый раз становится объектом критики со стороны людей, придерживающихся левых взглядов. Еще в 2005 году публицист Илья Краснов отреагировал на проведенную КПРФ научно-практическую конференцию «Коммунисты и русский вопрос» довольно резкой статьей «Компридурки и русский говновопрос». Там, в частности, Никитину были посвящены следующие строки: «Во-первых, В. Никитин обнаружил различия между марксизмом и марксизмом-ленинизмом...Он обнаружил, что у Маркса ведущим является некий «императив свободы» - гнилой и буржуазный, демократический и ненужный. Вот у Ленина - у него все правильно, Ленин осознал глубоко русскую сущность марксизма и дал ему вместо императива свободы - плетку, унаследованную Сталиным, за что и будут они прославлены в веках благодарными патрициями вроде Никитина... Поигрывая толстощекой стыдливо-дивчинной мимикой и ягодицами (что было видно только Зюганову), Никитин разъяснял седовласой аудитории разницу между нерусским марксизмом и русским марксизмом-ленинизмом - и все были с ним согласны на все двести. Ей-богу, хотелось бы посоветовать Владимиру Никитину ознакомиться с трудами незабвенного своего младшего товарища по КПРФ Андрюши Симонянца - который сделал более смелое и однозначное открытие: что еврей Маркс извратил марксизм. Это не шутка, это цитата».
Впрочем, публикация единичных статей Никитина, как и его разовые выступления особой роли сыграть не могли - мало ли кто что говорит или пишет! Однако в 2007 году этот автор выпустил небольшую брошюру «Спасти Человека в человеке!», которая уже претендует на то, чтобы если и не стать новым манифестом КПРФ, то, в всяком случае, обозначить основные направления ее политики.
Процитируем наугад один отрывок из этой брошюры: «Именно духовная культура стала ныне главной ареной и главным оружие в борьбе за и против человека. Для победы защитникам народа необходим синтез интеллектуального, эмоционального и духовного опыта борьбы (выделено в оригинале. - И.Ф.). Чтобы вырвать человека из ядовитой информационной паутины, нужно собрать в кулак знания, эмоции и веру в победу. Чтобы донести до сознания людей Истину, нужно продвигаться к их сознанию, чувствам и сердцу по трем ветвям постижения Истины - рациональной, эмоциональной и духовной. Эту наипервейшую задачу могут решить только великаны духа, носители великой русской культуры. Только они могут оживить ум, душу и сердца наших людей, вернуть волю к сопротивлению и решимость сражаться за свою жизнь (выделено опять-таки не мной. - И.Ф.). Вот почему нужно сплотить и нацелить на проведение этой наступательной операции всех оставшихся в России великанов духа».
Духовная культура и Истина с большой буквы И, конечно, штуки замечательные - из них даже можно сварить варенье, надо только добавить сахару и ягод. Но, господин коммунист, хотелось бы услышать ваше просвещенное мнение о вещах гораздо более низменных. Ну, например, о собственности на средства производства. Или об эксплуатации наемного труда. А какими темпами в сегодняшней России развивается стачечное движение и как вы, коммунисты, намерены ему способствовать? Все это, конечно, сущая ерунда по сравнению с Истиной и великанами духа - но все-таки...
Совершенство против свободы
Дальше - больше. Следующую цитату прошу не читать людей со слабым сердцем и историческим образованием: «Общество дохристианской Ведической Руси состояло из четырех сословий: волхвов, витязей, деловых людей и тружеников. Ведическая Русь жила в народоправстве. Характерно, что, зная любовь деловых людей (собственников) к обогащению, «Веды» запрещали допускать их к управлению обществом. Правителями могли стать только витязи и труженики».
Не знаю, где господин Никитин выкопал эту Ведическую Русь. Ну и ладно - спасибо хоть не Гиперборею.
Интереснее другое. О дохристианской Руси мы знаем очень мало, в том числе и о ее социальном устройстве (первые, да и последующие тоже, летописи были именно церковными), так что тут простор для фантазии огромный. Но приведенная Никитиным схема соответствует и идеальному государству Платона (философы - воины - торговцы - работяги), и индийскому варновому строю (брахманы - кшатрии - вайшьи - шудры), и устройству средневековой Европы (духовенство - дворянство - третье сословие)...
Так что же получается? Коммунист (причем далеко не рядовой) преподносит нам в качестве идеала сословное общество? Коммунизм-то, по идее, должен быть не только бессословным, но даже и бесклассовым. А как же насчет всеобщего равенства?
А вот и венец никитинских построений. Секретарь ЦК пишет (первая фраза, как и прежде, выделена им самим): «Запад в качестве ключевого слова своего информационно-психологического оружия выбрал привлекательное для людей слово «свобода» и добавил к этому слова «демократия» и «права человека». Для того, чтобы достойно противостоять в информационной войне ключевым словам Запада, нужно выбрать не менее привлекательное слово, вокруг которого можно выстроить победную теорию. Сибирские ученые-патриоты нашли такое слово. Это слово «Совершенство». Оно уже испытанное оружие, но, к сожалению, незаслуженно забытое. Забытое по вине тех, кто десятилетия вел Россию к гибели. А ведь оно пять веков спасало Святую Русь от экспансии Запада... Возьмем его на вооружение, скрестим в бою русское Совершенство с западной Свободой и обязательно победим. Земля родная и народ откликнутся на заветное слово и начнут сражаться за свою жизнь».
При чтении этих строк возникает ощущение, будто видишь дурной сон. Один из руководителей партии, в чьем названии до сих пор имеется слово «коммунистическая», в открытую призывает к войне против идеи свободы. А что такое коммунизм без этой идеи? На память приходит разве что ангсоц из знаменитого романа Оруэлла. Если ты отказываешься от идеи свободы, если она тебе чужда - ну так и называйся не коммунистом, а, скажем, совершенцем, или национал-совершенцем. Оба термина дарю.
Утешает разве лишь то, что г-н Никитин выбрал для этой войны абсолютно бесполезное оружие, способное вызвать разве что смех. За свободу, батенька вы мой, люди шли на баррикады, на каторгу, на эшафот - уж простите мне эти высокопарные слова. Что же касается некоего загадочного совершенства - кто захочет ради него хотя бы, говоря словами Вишневского, оторвать недвижимость от стула?
Красная магия
Мне могут сказать: да что ты прицепился к человеку? В конце концов, кое-какие свободы в путинской России образца 2007 года еще остались: всякий вправе сочинять и публиковать любые глупости, какие пожелает.
Так-то оно так... Но приглядимся повнимательнее: Владимир Никитин публикует свои статьи на официальном сайте КПРФ, в своей брошюре рекомендуется как депутат Госдумы от КПРФ... Между тем никто из партийных лидеров не только не отмежевался от него, но и не сделал заявления: дескать, писания Никитина отражают лишь его личную точку зрения, и к позиции партии никакого отношения не имеют. Это можно понять только так, что тексты Никитина, если и не отражают «линию партии», то, по крайней мере, не противоречат ей.
Если это действительно так - то КПРФ и в самом деле обречена. Пороки, симптомом которых является Никитин, погубили ее окончательно.
Первый из этих пороков - идеализм, причем самого низкого пошиба, на уровне шаманства. Вольно было первобытному охотнику верить, что, если сегодня он проткнет копьем изображение мамонта - то завтра это поможет ему поразить настоящего мамонта. Но сегодня-то, в начале третьего тысячелетия, мы вроде бы уже переросли эти суеверия...
Ничуть не бывало! И сегодня господин Никитин верит, что между собой борются не реальные общественные силы, а слова - наборы букв и звуков. Слово «свобода» кажется ему очень мощным заклинанием, которым белые люди с Запада покорили нашу страну. Вот он и пытается найти ответное заклинание - более сильное. Цитируем: «Навязав нам свой язык и смысл слов, Запад изменил нашу картину мира, цели жизни и стандарты поведения, технологии и методы достижения целей. Мы стали рабами их слов и их денег. Чтобы избавить от рабства, нужно искать путь спасения в родном языке. Искать то заветное слово, которое спасало наших предков от «латинской ереси»». В качестве такого слова, как уже говорилось, Никитин предлагает «совершенство». К сожалению, он забывает указать, в какое время суток это слово нужно произносить, при какой фазе луны, какие при этом следует делать пассы, и какое животное приносить в жертву.
Второй порок, свойственный КПРФ фактически с момента ее возникновения - провинциальный консерватизм. Все зло идет с Запада, а потому надлежит нам всем держаться за свое, исконное, святоотеческое. Если Запад провозглашает идеи свободы и демократии - значит, и они от лукавого (недаром в прошлом году некий автор «Советской России» выражал удовлетворение тем фактом, что Интернет медленно добирается до российской глубинки: в нем, дескать, в Интернете, одна сплошная демократия, экстремизм да пропаганда чуждого жизнеустройства). А то, что из подобных идей возникло и само коммунистическое движение (по своему происхождению, кстати, тоже западное) - благополучно удается оставить за скобками.
Третий же порок (пожалуй, и породивший первые два) - это интеллектуальное убожество партии. В принципе, те же идеи, которые проповедует Никитин, можно было бы и развить глубже, и преподнести в более красивой обертке. Однако - увы... Остается, по мере сил, производить слово «культура» от культа египетского бога Ра.
Скажете, в КПРФ есть и другие люди - мыслящие, образованные, способные не только придерживаться марксизма, но и творчески его развивать? Конечно, есть - я сам знаком с некоторыми из них. Вот только лицо партии определяют не они, а Никитин и ему подобные.
И дело вовсе не в Никитине. Дело - в никитинщине.
От редакции: Каюсь, этот материал долго лежал в редакционном портфеле. Как-то неловко было публиковать - все-таки речь идет об одном из руководителей партии, в которой состою. К тому же довольно комплиментарно сказано обо мне, а я комплиментов себе не то что не люблю - не переношу практически.
С другой стороны, было крайне неудобно отказывать постоянному автору, Илье Федосееву, талантливому и просто порядочному человеку. Теперь вот приношу ему свои извинения за то, что "мариновал" его текст.
Признаю свою ошибку - прояви я больше редакторской решительности и принципиальности (в ущерб принципу партийности), может быть, и Владимир Никитин взглянул бы на себя иначе, и не сделал бы того, что сделал - не выставил бы партию в смешном и жалком виде.
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск
|
|