Кто владеет информацией,
владеет миром

Описанного в фильме просто не могло быть

Опубликовано 15.06.2007 автором в разделе комментариев 47

Описанного в фильме просто не могло быть

Источник: www.ej.ru
"Груз 200" - одиннадцатый фильм известного режисера Алексея Балабанова. Пересказывать сюжет принципиально бессюжетного фильма бессмысленно. Для характеристики достаточно отметить, что даже название фильма прямо не связано с его содержанием (если не предположить, конечно, что Балабанов считает «Грузом 200» весь Советский Союз, но ничто в фильме не позволяет заподозрить его в подобной широте обобщения), поэтому фильм представляется сильно запоздалой спекуляцией на афганскую тему.

Он потрясает не смакованием чудовищной в своей обыденности жестокости, после которой хочется вымыть с мылом глаза и уши и провести полжизни в жестком контрастном душе, но сочетанием поразительной правды социокультурных типов с глубочайшей ложью их действий и ситуаций, в которые они попадают. С небольшими и, вероятно, индивидуальными поправками это люди, которых видел и знает почти любой человек, поездивший по стране.

Это наши соседи.

Их мотивы прозрачны, понятны и достоверны.

Это обыденность - и не только 1984-го, но и 2007 года.

Единственное исключение - образ секретаря райкома: откуда в окрестностях Ленинграда на такой должности вполне среднеазиатский бай? И, конечно, секретари райкомов с прокурорами не церемонились, но все же не до такого запредельного (пусть и в критической обстановке) хамства, которое изображено в фильме.

Но это детали.

Поражают исторические нестыковки в фильме, претендующем на полную достоверность - вроде «арендатора» в 1984 году, еще при Черненко, и открытом производстве самогона (при этом из привозного спирта, а не подручных материалов) на трассе (до «сухого закона»).

Но это тоже детали.

В целом эпоха восстановлена достоверно. И когда вдруг узнаваемые до ломоты в зубах, до ненависти персонажи начинают вести себя так, как они в принципе не могли вести себя в жизни, испытываешь ощущение полной потери ориентации.

Начальник райотдела милиции, и не в глухой тайге, а недалеко от Ленинграда, в поселке городского типа, врываясь с нарядом в квартиру, где происходит пьянка потерявших человеческий облик ханыг, при «подавляющем перевесе сил» и без какой бы то ни было реальной угрозы с ходу стреляет в человека в ответ на брань! В 1984 году!! В Советском Союзе, в котором каждое применение оружия милиционером было чрезвычайным происшествием, вызывавшим тщательное и муторное расследование!

Тот же начальник райотдела, спокойно говорящий оперу, забивающему насмерть задержанного алкаша - «Когда отойдет, оформи». Помимо церковной лексики, вообще недоступной для советского милиционера, - даже в глухом отделении милиции смерть задержанного, пусть последнего алкаша, превращалась в большую головную боль. А просто выбросить труп тоже было нельзя, потому что любой из своих мог запросто настучать, целя на место того самого начальника райотдела!

Дальше: «груз 200» привозится на квартиру. Да КГБ по всей стране буквально «стояло на ушах», чтобы не допускать малейшего отклонения от маршрута «аэропорт - кладбище», чреватого оглаской потерь! И не через полчаса - сделаем поправку на удаленность, - но вечером того же дня на квартире была бы опергруппа, и фамилию несчастного идиота, учудившего такое, в этом поселке до сих пор боялись бы поминать. Описанного в фильме просто не могло быть.

А как вам нравится вскрытие цинкового гроба погибшего героя в присутствии и с участием милиционеров райотдела? Такое вскрытие автоматически привело бы его инициатора даже не в тюрьму (причем по целому букету статей), а сразу в психушку, причем участники процесса «заложили» бы его просто из чувства самосохранения. В лагерной-то стране, состояние и психология значительной части которой так хорошо и убедительно показаны!!

Господа, вы вообще с какой планеты свалились?

Далее. В ходе заточения в квартире девушка пронзительно кричит. Одного такого вопля в блочном многоквартирном доме (со слышимостью, близкой к абсолютной) было бы достаточно для вызова милиции. Ну и что, что на вызов приехали бы сотрудники того самого начальника райотдела? На сигналы приходится реагировать, а то дошлые пенсионеры настрочат кляузы во все мыслимые и немыслимые места, а подсидеть начальника в силовых структурах - дело почти святое...

А каков армейский полковник, льстящий, заискивающий и унижающийся перед милицейским капитаном? Да еще из-за трупа сироты, когда можно не опасаться осложнений в виде родственников? Но даже и при наличии осложнений - это невозможно, потому что в то время не могло быть никогда, хотя бы из-за армейской кастовости!

Не говоря уже о более мелких вещах вроде вьетнамца-раба (повторяю, не в тайге, не в Средней Азии, не на Кавказе, а в двух шагах от Питера).

Список можно продолжать, но суть моих претензий понятна.

Персонажи фильма узнаваемы до ужаса, до обморока, но действуют они абсолютно невозможным образом.

Почему невозможным? Каждый эпизод предполагает свой ответ: пришло бы КГБ, донесли бы подчиненные, подняли бы тревогу жильцы. Но есть и общий ответ: описанные зверства в описанном виде в Советском Союзе были невозможны в силу общественной солидарности и государственной политики.

Во вполне зверской, лагерной и послелагерной стране зверство отдельных людей сдерживалось и нейтрализовывалось не только остатками религиозных представлений (что в фильме показано), но и социальными инструментами - как выросшими снизу нормами общежития, так и жестко навязываемыми сверху государственными институтами.

Государство и общество, которое в силу внутренней солидарности вполне могло бы быть названо «гражданским», вместе сдерживали звериные инстинкты и справлялись с этим в целом неплохо.

Вот на какие размышления наводит фильм, разворачивающий впечатляющую картину потакания своим страстям и предрассудкам, столь обычную для нашего сегодняшнего времени.

Создатели фильма не смогли добиться достоверности и обильно наполнили подробно воспроизведенное ими прошлое реалиями значительно более позднего времени. Но главное - герои действуют в социальном вакууме, которого не было в 1984 году, потому что он был создан семью годами позже - целенаправленными усилиями по уничтожению советского общества и советского образа жизни, по разрушению всякой солидарности и взаимовыручки, по социальной атомизации общества под лозунгом «все дозволено, потому что рынок и демократия, а нам хочется денег».

Это очень серьезная, системная ошибка фильма, реалистического по антуражу и подающегося как «зарисовка с натуры».

Сильнейшее место фильма: в кузов «Ил-76», откуда выгрузили гробы, забегают десантники в новенькой, с иголочки, форме. Скорее всего, так тоже не могло быть - но здесь не ощущается лжи, образу веришь, настолько он силен и точен. Неясно только, откуда в стране, населенной алкоголиками и чиновниками, взялись эти здоровые крепкие ребята, готовые служить Родине и рисковать жизнью. Кто их родил, в каком углу бесконечной и глухой промзоны, которой показана в фильме наша страна? А если эти люди все же есть, то рушится в пустоту весь пафос фильма - потому что оказывается, что он посвящен не всему народу и всей стране, а лишь сгнивающей, безнадежной, паразитирующей части народа.

Сценарий фильма тянет на качественный «ужастик». Для ночных кошмаров - вполне достаточно. Зачем же надо было громоздить заведомые нелепицы, разрушающие целостность картины?

Не думаю, что только в силу каких-то порочных наклонностей режиссера или, как сказал один тонкий человек, «потому что Балабанов изначально считает жизнь устроенной грязно».

Не думаю, что автор «просто увлекся»: он все сделал, «как надо».

Как хотел.

В последние годы на фоне мерзейшей политики правящей бюрократии родился и воссиял миф о Советском Союзе как о земле обетованной, как о рае на земле, том самом кампанелловском «городе Солнца», которым бредил в фильме несчастный Алексей.

Этот миф смертельно опасен для правящей бюрократии своей очевидностью и достижимостью, своей реализуемостью. Не на Марсе, не в Америке, а у нас - у наших отцов, а то и дедов было бесплатное образование.

Не на Марсе, а у нас было бесплатное здравоохранение.

У нас было бесплатное жилье.

У нас был бесплатный отдых.

У нас были железные социальные гарантии, тогда казавшиеся ничтожными.

У нас не было массовой детской бездомности, массовой проституции, массового бандитизма и коррупции как открытой основы государственности.

И проповеди насилия и морального разложения у нас тоже не было.

Это правда - и простое воспоминание об этом смертельно для нынешнего режима.

А воспоминание, отлившееся в разящий политический миф, забывающий о КГБ и КПСС как о несущественных и третьестепенных деталях, - смертельно вдвойне.

И правящая бюрократия сформировала сильнейший социальный заказ на опорочивание Советского Союза, на превращение его в исчадие ада, в место кошмара и страданий, в Освенцим, в котором в принципе невозможно существовать. А творческая интеллигенция хорошо ощутила этот заказ на необходимость оболгать и опорочить свою страну.

И появился - причем после отчаянно правдивого, страшного «Гу-га!» - тошнотворный слащавый «Штрафбат», в котором поп в полном церковном облачении проповедует на передовой и чуть ли не ведет солдат в атаку.

И «Сволочи», «основанные на реальных событиях», - с той, правда, несущественной разницей, что, как оказалось, «события» организовывались не нашими, а фашистами...

Но, в сущности, какая разница? В сегодняшней России право творца на художественный вымысел и на введение зрителей в заблуждение (указанием на подлинность описываемых событий) безусловно и абсолютно, если оно направлено на очернение и осквернение своей страны в соответствии с потребностями ее нынешних правителей.

Только вот у Балабанова вышла ошибочка. Перегибчик.

Он выполнил заказ с художественной силой, от которой, судя по всему, бросило в дрожь даже его потенциальных заказчиков. И бюрократия отвернулась - если, конечно, разговоры о запрете фильма к показу на центральных каналах не дешевый псевдодемократический пиар.

Но если запрет (или, точнее, «рекомендация») все же имел место - наверное, первый раз в жизни я ощутил полную человеческую солидарность с «охранителями».

Если брать индивида, этот фильм разрушителен для психики, даже вполне окрепшей. Если брать общество, то содержащаяся там ложь разрушает нашу и без того хлипкую идентичность. Будь моя воля, я запретил бы его не только на телевидении, но и вообще, полностью - по факту клеветы на мою страну и мой народ.

Да, наверное, художник имеет право на ложь и подлость - но и общество имеет право на защиту от его лжи и подлости, точно так же, как оно имеет право на защиту от уголовника.

 


От редакции: И не носили во времена СССР маек  с надписью "СССР" во все пузо. Во-первых, потому что такие майки не производились советской легкой промышленностью (а кооперативов еще не было), которая все надписи и картинки утверждала через художественные советы, а такая надпись на майке была бы сочтена политически неверной. Во-вторых, ни один уважающий себя советский молодой человек не надел бы на себя такой "отстой", а панков еще тоже практически не было. Одна деталь, а от "достоверности" ничего не остается...



Рейтинг:   4.94,  Голосов: 31
Поделиться
Всего комментариев к статье: 47
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Манипуляция однако...
Andrew написал 16.06.2007 11:16
Да, кстати, забыл сказать...
Моя Родина -- это не Советский Союз, а страна с многовековой историей, давшая мне(именно мне): Сергия Радонежского, Ломоносова, Пушкина, Достоевского, Калашникова, Кошкина(Т-34) и прочая и прочая, а совсем не БЕСПЛАТНЫЕ путевки в санаторий, за мои же трудовые мозоли. А Советский Союз -- это не более чем часть этой истории -- фрагмент пережитый моей Родиной и мной в месте с ней.
Re: Re: Манипуляция однако...
Andrew написал 16.06.2007 11:00
2 Гром
Именно в Советском Союзе я и обитал. Ну и расскажите мне тогда -- откуда, все это, такое БЕСПЛАТНОЕ у нас бралось -- с неба падало?!! Полагаю, что Вы, никогда об этом и не задумывались! Я не хочу ни защищать, ни превозносить, ни CCCР, ни современную Россию. Но и идеализировать -- так же, не намерен.
А пока вы(обобщенно) будете стенать о том, что в "Египте" у вас было мясо -- история будет повторятся и повторятся. И придется нам скитаться сорок лет, пока не помрет последний помнящий советскую колбасу из туалетной бумаги (и я, к сожалению, в том числе).
Так что, давайте уж наконец абстрагируемся от советской колбасы.
P.S. Сходил я на www.ej.ru... Однако... Ну и компашка там собралась!...
Re: Манипуляция однако...
Гром написал 16.06.2007 10:39
Андрюша, а ты сам в какой стране обитал до 1991 года? Если в США, тогда все понятно. ДО 1991 года каждый учился, лечился и получал соцобеспечение БЕСПЛАТНО!!! Землей обетованной Советский Союз был лишь для избранных, но для остальных он был просто Родиной. Родиной, которая кормила, поила, учила, лечила и одевала!!! Так что это твой дешевый "прогон" не пройдет!!!
Манипуляция однако...
Andrew написал 16.06.2007 10:25
Фильм не смотрел... Начал читать статью... Может быть и прислушался бы, пока не дочитал до списка того, что "У нас было бесплатное..."...
Уважаемый Делягин Михаил, -- не гоните!.. Никогда и нигде и ни в одной стране мира -- ничего бесплатного не было!
А раз Вы умудряетесь так лихо манипулировать понятиями, то и весь остальной Ваш текст -- такая же манипуляция. И уже не важно, хороший это фильм или плохой -- Ваша критика -- глупость, или, даже заказ (судя по всему - такой же как и фильм, но с другой стороны).
Да, и на счет "земли обетованной"... Уж что-что, а .SU, ну никак нельзя назвать землей обетованной... Если и проводить подобные аналогии, то это скорее египетский плен...
Промывка не прошла.
А в это время...
Стрелок-радист написал 16.06.2007 08:54
Глава ФАККа Михаил Швыдкой не ограничился поддержкой фильма "Груз-200".
При его посредничестве педерасты Эрэфии снимают кино про войну и любовь.
<<<Достойным ответом американской &laquo;Горбатой горе&raquo; должен стать новый фильм Алексея Учителя &laquo;Кавказский пленный&raquo;. В нем откровенно будет показана безумная страсть между русским солдатом и чеченским юношей.>>>
Далее здесь:
http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part=48&PubID=7641
Не видел..не знаю
Руслан написал 16.06.2007 07:59
Не видел..не знаю
Сценарий фильма о российской жизни.
Таша написал 15.06.2007 21:56
Сцена первая.
Екатерин Иванович сидит под развесистой клюквой и ест картофель из самовара...
Занавес.
Ненаучная фантастика (фентази) про СССР
Владимир написал 15.06.2007 21:04
Такое впечатление, что все фильмы про СССР и вообще советский период показывают другую страну (фентази), но не ту в которой ты жил. Да вроде бы жили бедно, но какие очереди были в авиакассы - причем по всей стране. С продуктами вроде было не очень, но потребление мяса было в два раза выше, чем сейчас. Очереди на жилье - можно было в кооператив, денег маловато - пошабашить или на северные стройки. Отдых - 100 рублей на 2 недели в Крыму вполне хватало (56 руб. самолет туда обратно, 14 руб. жилье, 30 руб. питание и прочее). А страна-то - помогала пол-миру и где только не воевала... И куда все пропало-то сейчас (наверное к миллиардерам). Тут-то и хочется затереть память - за деньги всегда найдутся "художники". Как там пели раньше "все очень просто, сказки - обман..." (правда про другое, на как подходит!).
Балабанов.
Виктория написал 15.06.2007 20:38
Стоит ли тратить на это время? Не он первый, не он последний. Может, лучше всех сразу "обложить"?
Сколько лет ему было в апреле 1985 года?
Добавление к поправочке
Илья написал 15.06.2007 18:39
в РСФСР вводилось по 76 млн. кв. метров в год. И РАЗДАВАЛОСЬ гражданам за их труд на благо общества.
А РФ пыжится на уровне 40 млн. кв. метров в год. И это коммерческое жилье, за которое люди будут, надрывая жилы, расплачиваться по 15-25 лет. Питая при этом западные банки (в которых наши (недра принадлежат народу! по Конституации) деньги лежат за 3%, а людям выдаются за 12-15%).
Равновесие - для приличных людей
Доктор Филби написал 15.06.2007 18:34
Право творца на "художественный вымысел" необходимо уравновесить - правом общества "запрета на профессию" для этого творца.
Это справедливо.
Право Швыдкого распоряжаться деньгами налогоплатильщиков для кинопроизводства на его (Швыдкого) цвет и вкус должно быть уравновешено - битьем по морде (Швыдкого) в каждом приличном обществе (в т.ч. на радио и тв).
Это нормально.
Re: поправка
Илья написал 15.06.2007 18:19
Форма физрука показывала, что он - член одной из сборных страны.
Re: поправка
Илья написал 15.06.2007 18:17
Форма физрука показывала, что он - член одной из сборных страны.
поправка
Артем написал 15.06.2007 17:04
А вот утверждение от редакции, что "не носили во времена СССР маек с надписью "СССР" во все пузо" - неправда. Обратите внимание, например, в 4-й серии фильма "Гостья из будущего" (снятого как раз в том 1984 году), в какой майке ходит физрук на уроке :-)
Re: Народ в СССР был бедным
Поправочка написал 15.06.2007 16:35
Да, жилье в СССР раздавалось не за деньги, а в порядке очереди. Основная масса населения ждала своей очереди 15-20 лет
---------------
Вы знаете, если сейчас предложить "основной массе" ждать жилье 15-20 лет - но гарантированно, а не бесцельно облизываться, глядя на охренительные тысячи у.е. за квадрат - очередь желающих встанет от Москвы до Владивостока.
Главное же, что при СССР была предсказуемость, а значит, возможность планировать жизнь, и полная невозможность умереть с голоду.
Это не значит, что все тогда было розово и идеально. Нет. Но уверенность в завтрашнем дне - это очень много.
Когда мы были молодыми........
Фурманов написал 15.06.2007 16:32
Фильма я не смотрел,но если все так,как описывает М.Делягин,то с ним можно согласиться.Вообще снимают черт-что,сплошные анахронизмы. Вместе с тем нельзя согласиться с идеализацией исторического периода,именуемого застоем,на который пришлась моя молодость.Что-то не наблюдалось какой-то там солидарности или взаимовыручки.Наоборот вовсю развивалась социальная дифференциация в обществе,где власть то ли сознательно,то ли по глупости развязала мелкобуржуазную психологию.Принцип "что позволено Юпитеру,не позволено быку"действовал и тогда. Ну масштабы были конечно поскромнее.Как говорится и труба была пониже и дым пожиже.Но о каком "гражданском" обществе могла идти речь в стране где царила политическая дискриминация и практика "запретов на профессии"? Очереди были не только за колбасой,но и на вступление в КПСС."Без бумажки,ты букашка" учила нас действительность.Да что говорить-все олигархи, политики,бандиты,артисты и журналисты-выходцы из того времени,а Горбачев с Ельциным как личности сформировались вообще в сталинское время.Чтобы преуспеть и тогда,как и сейчас надо быть беспринципным,безидейным,беспардонным,безжалостным,бессовестным,безграмотным,далее можете продолжить сами.Так что в нашем королевстве мало что меняется....
Народ в СССР был бедным
zxc написал 15.06.2007 15:58
Делягин:
"У нас было бесплатное образование.
У нас было бесплатное здравоохранение.
У нас было бесплатное жилье.
У нас был бесплатный отдых.
У нас были железные социальные гарантии, тогда казавшиеся ничтожными"
+++++++++++++++++++++++++++++
Бесплатным ничего не бывает. Платят из бюджета.
Образование в России ВСЕГДА было бюджетным, и сегодня оно таковым и остается. Да и во всех европейских странах образование либо бюджетное, люби плата за него символическая.
То же самое и по здравоохранению.
Да, жилье в СССР раздавалось не за деньги, а в порядке очереди. Основная масса населения ждала своей очереди 15-20 лет.
Отдых в СССР был и бюджетный (самый плохой), и профсоюзный (частично за счет предприятия), и за личный счет. Как впрочем и в Европе. Только в сравнении с Европой, не говоря уж про США, советский отдыхающий был, мягко говоря, нищим и неустроенным.
Никаких соц-гарантий в СССР не было, тем более, железобетонных. Вообщем, советский народ жил бедно, особенно в сравнении с кап-странами.
Так что для критики Путина не надо выдумывать небылицы про "советский рай".
Достаточно просто сказать, что позднесоветский режим был лучше ельцинско-путинского. Для этого есть достаточно фактов и без разных выдумок. А факты эти просты - бюджетное финансирование: медицины, образования,армии, соц-программ, - в позднем СССР было на ПОРЯДОК выше, чем в путинской РФ. Хотя возможностей у путинского режима гораздо больше, чем у СССР в 60-80-е годы.
(без названия)
Дмитрий написал 15.06.2007 15:09
А ведь "Жмурки" такой хороший остроумный фильм был. И вот на тебе...
о мифах
Алексей Мартов написал 15.06.2007 14:40
то, что фильм лживый - охоно верю, хотя пока что и не смотрел. Это вполне характерно для совсеренного российского кино.
Но хотелось бы сказать о другом. Вот Делягин пишет:
>В последние годы на фоне мерзейшей политики правящей бюрократии родился и воссиял миф о Советском Союзе как о земле обетованной, как о рае на земле, том самом кампанелловском &laquo;городе Солнца&raquo;, которым бредил в фильме несчастный Алексей.
>Этот миф смертельно опасен для правящей бюрократии своей очевидностью и достижимостью, своей реализуемостью
Увы, но в нынешней ситуации описанный миф если для кого и опасен, то только для российской оппозиции. Почему? - рассказывать долго. Сошлюсь только на один характерный пример.
Мне довелось довольно долго дискутировать с одним из активных создателей описанного мифа - С.Г.Кара-Мурзой (автор книг "советская цивилизация"). И в процессе дискуссий наблюдать его идейную трансформацию. И что же мы видим сегодня? К чему пришел это автор? Стал ли он опасен для правящей бюрократии? боится ли она его?
Нет, и еще раз нет. Наоборот. Кара-Мурза облакан властью, приглашен сурковцами читать лекции "нашистам" и методично пропогандирует свои теории, среди которых:
- антиоранжевая истерия
- антимарксизм
- славословие российскому чиновничеству
- проповедь отказа от активной борьбы за свои права
- идея защиты существующей власти от свержения - и т.д. и т.п.
Андрею
Стрелок-радист написал 15.06.2007 14:21
Андрей,
1. это лживый, вредный и политически ангажированный фильм. Политзаказ в выборный год налицо.
2. Мы напрягаемся - потому что мы, в отличии от вас думаем о будущем нашей Родины. Поэтому мы и не можем быть равнодушными.
3. Вам наверное легок быть равнодущным - ведь у вас еще одна (или не одна) запасная родина под подушкой. Нет???
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss