Почему Матвей Ганапольский? Почему этот абсолютно чужой мне человек вот уже восемь месяцев не дает мне покоя своим существованием, раздражает бессмысленностью и неотвязностью своего незримого присутствия в моей жизни? Почему именно его нелепый рассказ на «Эхе Москвы» в сентябре 2006 года, направленный в эфирное никуда, стал тем событием, после которого невозможно обойтись обычным переключением клавиш при звуке его голоса и надо разобраться до конца, должен быть найден очень важный для меня ответ, гораздо более важный, чем такой ничтожный повод.
Собственно, о чем идет речь.
В сентябре месяце каждого года празднуется «День учителя», и вот Матвей в прямом эфире «для поддержания разговора» рассказывает о своих детских, наиболее памятных воспоминаниях о школе. Что может помнить профессиональный антикоммунист, «на дух» не переносящий любое положительное упоминание Советской власти?
Конечно, он помнит, что школа, в которой он учился, была плохо ухожена, где-то даже заплевана, а вот раньше была Львовской гимназией – блестящей и роскошной, с мраморными лестницами, витражами, башней с часами и колокольным боем, где маленький Матюша любил бывать в одиночестве. Но это было раньше, об этом он мог только догадываться, потому что после прихода на Западную Украину проклятой советской власти все это роскошество пошло прахом, стало обычным, серым и уродливым совком, в котором Ганапольскому и пришлось влачить жалкое существование. И еще один страшный эпизод ему запомнился. Где-то в классе первом-втором, пришел он первого сентября в свежеокрашенную и отремонтированную школу и СЕЛ В СВОЕМ ЖАЛКОМ, СЕРОМ, УБОГОМ, НО ТАКОМ НОВОМ ШКОЛЬНОМ КОСТЮМЕ за свою тоже свежеокрашенную парту. А КРАСКА ЕЩЕ НЕ ВЫСОХЛА!!!!!
Вот такой случай помнит Матвей Ганапольский из своего советского школьного детства и до сих пор слеза дрожит в его голосе и голова печально склоняется на грудь…
А может это я сочиняю – он же на радио работает, а на радио голову не видно.
Что тут можно возразить? Сказать, что вместо одной гимназии стали десятки школ? Что выбитые во время войны, а потом и маленькими Матюшами витражи, так и не восстановили? А как их восстановишь? Они же витражи – никаких денег не хватит, уж как-нибудь обычным стеклом. Школу красили, как десятки и сотни новых школ, по средствам и достатку пролетарского государства и не могла быть его школа музеем, а если бы и стала им, то теперь бы Матюша ненавидел Советскую власть и коммунистов именно за это, что одна была дворец, а остальные – обычными.
Ну и прочие аргументы разума можно привести. Про штаны еще проще. Я ведь тоже помню эту краску – не сохнет она долго, потому как на обычной, натуральной олифе и вообще, бывало, не сохла никогда и похожа была на глину. Было такое дело, было.
Из той ситуации было два выхода. Первый - потрогал бы Матюща пальчиком парту – и мир бы сейчас был совсем другим. Как в рассказе Рэя Брэдбери про убитую бабочку. Второй – краску надо было хорошую делать и парты красить заранее. Тогда бы это была не Советская власть.
Так это же доводы разума – как рассказы за колбасу по два двадцать и бесплатную медицину. Не катит это, не перевешивает ЧУВСТВА обиды за испорченные штаны. Колбасы лично у Ганапольского сейчас навалом и с медициной все в порядке, этим его не прошибешь. Чувство здесь нужно, чувство – только оно может быть поставлено на кон. Ведь вот и я не могу простить Ганапольскому эти штаны, которые он вспомнил в светлый, святой день поклонения первому учителю, юности, первой любви и прочей сентиментальности. Со всем соглашаюсь – и с бывшей гимназией, и непромытой мраморной лестницей, и испорченными часами, которые непонятно почему вдруг пошли и дали Матвею ощущения чуда и знака на будущее. Все это мне понятно и не такое слышали. Но штаны, штаны в краске, как символ тоталитаризма, оскорбительны для меня и нестерпимы. Это как особенно обидна бывает клевета, не имеющая под собой вообще никакого основания, вообще никакого. Она тогда или никак или особенно обидно.
Чего я привязался к Ганапольскому? Зачем он мне - антикоммунист и антисоветчик, работающий на радио «Эхо Москвы», главного редактора которого на день рождения награждают «Орденом почетного легиона»? Вот Франция берет и награждает российского главного редактора на день рождения своим самым знаменитым орденом, который к тому же дает право на французскую пенсию и может быть, даже на гражданство. Кто он для Франции и кто ему Ганапольский? Зачем они мне, «красному футуристу», члену КПРФ, в конце концов?
Тут вот какое дело получается. С точки зрения утилитарной – я их слушаю. Радио «Эхо Москвы» - это единственное радио, которое я могу сейчас слушать. Точнее не так – которое мне нужно слушать. Они враги – но они умные и разговаривают со мной, как с умным человеком. Есть, конечно, свои проблемы – тот же Ганапольский или там медицинская реклама – но это не определяющее, можно и переключиться на какое-то время. Зато есть Доренко – свой брат, коммунист, на нем можно отдохнуть, да в целом это тоже не важно, это же вкусовщина. А важно чувство, чувство нашего, коммунистического интеллектуального поражения вот от таких, как Ганапольский. Это они, умницы, интеллигенты, создали в свое время ОЩУЩЕНИЕ невозможности жить в Советском союзе. Они дали народу НАДЕЖДУ на возможное изобилие, личную и политическую свободу и имя этому дали – КАПИТАЛИЗМ.
И вот сейчас, на наших глазах рушится их главная, я твердо это знаю, главная крепость и сила – НЕТ В РОССИИ СВОБОДЫ! А если нет СВОБОДЫ, тогда зачем же было все рушить, зачем эта жуть капиталистическая?
Как там звучало в фильме «Покаяние»? «Если дорога не ведет к храму, зачем такая дорога?» Плакали ведь люди от этого фильма, и ненавидели, ненавидели коммунистов.
Чувство. Теперь самое главное – умные люди уже понимают, что свободы в России не будет никогда, точнее, при нашем варианте капитализма не будет. Впрочем, как и другого варианта капитализма не будет. Это можно доказать как математическую теорему. А зачем?
Знает это Ганапольский, и Венедиктов знает, и Рыжков с Каспаровым знают и плохо им, очень плохо. Я, по крайней мере, на это надеюсь. Грех на них тяжкий и приближается время расплаты – не судебной, конечно, внутренней, скрытой может быть и от себя.
Да черт с ними, может быть покаются, а точнее всего и нет – не в них дело. Про грех и про покаяние это я так, для собственного удовольствия написал.
Время наше приходит – все повторяется, все идет по спирали общественного развития. Коммунисты продержались 84 года – этим не продержаться столько, уже сейчас ясно, что не продержаться. А что ж тут удивительного, время давно сжимается по всем направлениям – и в области научно-технической и в области политической.
Тема СВОБОДЫ – теперь снова наша тема, а значит и наша сила и наша победа. Именно она даст нам возможность воспитать СВОИХ Ганапольских и Венедиктовых. Ведь без них не обойтись, именно в них сейчас главная сила. Собственно, это и есть единственная мысль, ради которой была написана эта статья.
А вы думали, я на Ганапольского обиделся?
|
|