Кто владеет информацией,
владеет миром

"Человечество нуждается в новой утопии"

Опубликовано 13.04.2007 автором Ирина Щеглова в разделе комментариев 95

"Человечество нуждается в новой утопии"

Общество, переживающее переломный этап своей истории, должно определиться, с какими ценностями ему жить дальше. Пока верхи распределяют между собой публичную собственность,  низам через СМИ предложено осваивать новый цивилизационный принцип - работать, чтобы потреблять, и потреблять, чтобы получать удовольствие. 

Опросы общественного мнения показывают, что хотя все еще и сохраняются  традиционные нравственные ценности,  в поведении людей появилось и много нового.   Уклонение от службы в армии, открытая неприязнь к людям другой национальности, оправдание взяточничества, толерантность к нищенству стали обычными явлениями. Значит ли это, что вместе со сменой общественного строя в России изменилась и этика? На вопросы журналиста  отвечает директор института философии  РАН, Заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова, академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов.

-  Абдусалам Абдулкеримович,  сейчас во времена либерализма, наконец-то дали  выговориться тем, кому десятилетиями  слова не давали.  Теперь эти люди  заняли всю «общую скамейку», и  не собираются давать хотя бы часть места другим. И что же мы услышали? О чем они говорят?

К примеру,  на просторах России сейчас  инициирована сексуальная революция.  Мне в почтовый ящик бросают порнографическую газету, объясняя, что подобное чтение  необходимо для моего просвещения. Доводы, что у меня другие интересы - не убеждают.

Высмеивается  даже заповедь - «Чти отца своего». Заявляется, что отцы никогда не жили в эпоху компьютеров, в эпоху научно-технического прогресса, сотовых телефонов, а потому они ничего не могут подсказать своим детям.

- Моральную истину «Чти отца своего» многие народы могут назвать  исконно своей. Безусловное почитание родителей - один из важнейших элементов ценностного базиса иудейской, христианской и мусульманской культур. И не только их. Например, в средневековом Китае доносительство на отца каралось даже смертной казнью. Отец может судить сына, отказаться от него... Но сын не может судить отца. В этом случае он теряет связь с предками, оказывается без корней.

Здесь кроется одна из линий нравственных деформаций последних двух десятилетий. К примеру,  одним из культурных символов «Перестройки» был, как Вы помните, фильм «Покаяние». В нем идейной кульминацией является сцена, где сын выкапывает из могилы и, схватив за ноги, выбрасывает прах своего отца, который стал пред этим зловещим наваждением для некоторых героев фильма. Однако сын не может попирать отца, даже если отец - злодей. Это противно всем законам морали. Я не хочу сказать, что не бывает таких случаев. Я хочу сказать, что такие случаи нельзя воспевать, возводить в норму. А мы хотели и до сих пор еще многие хотят попрать все советское прошлое, перечеркнуть, растоптать его, как если бы это было не наше прошлое, не дело наших отцов и дедов, как если бы мы сами не выросли из него. Не в том дело, что при социализме было много хорошего (это - другая тема). Дело в ином: каким бы плохим, жестоким, бесчеловечным  он ни был, это - неотъемлемое звено нашей истории.

Линия преемственной связи поколений редко бывает прямой. После Октябрьской революции  возникла опасность пролеткультовского нигилизма, когда не только Пушкин, но даже железные дороги объявлялись вредным наследием прошлого. Потом отношение стало меняться. В сущности, по такой же, хотя внешне и несколько смазанной схеме, развивается отношение новой России к ее теперь уже социалистическому прошлому. Думаю, что нигилизм начала 90-х годов уходит в прошлое. Идея почитания родителей, уважительного отношения к советскому прошлому вновь занимает достойное место в системе общественных мотивов поведения, хотя, надо признаться, официальным кругам, так называемому политическому классу,  она дается значительно трудней, чем простым людям.

Что касается компьютеров, мобильников, комфорта, то  реальность технических достижений и материального благополучия превзошла все фантазии человека. Но счастливее люди от этого не стали, конфликты друг с другом и с самими собой остались.

Внешнее благосостояние - только условие счастья. Само счастье нечто иное; оно больше зависит от характера отношений между людьми. Чтобы подчеркнуть, что в данном случае я не морализую, а выражаю некую понятную всем истину, предлагаю такой мысленный эксперимент. Пусть каждый ответит себе на вопрос: « когда он больше человек, тогда ли, когда он сосредоточен на себе и своих материальных благах - что-то покупает, продает, хитрит, выгадывает и т.п., или тогда, когда он занят вещами другого рода - поет песни с друзьями, спорит с соседом о политике, думает о смысле жизни, мечтает о далеких странах...»  Тело для души, материальное - для духовного. Но не наоборот.

- И все же нищета основной массы населения для такой богатой страны как Россия явление противоестественное. Улицы когда-то электрифицированных российских деревень теперь погружены во мрак, в то время как большие города ночью залиты светом рекламы игорных домов и иностранных компаний. Правда, сейчас  правительство, объявило о необходимости борьбы с бедностью...

- Некая графиня удивлялась, что социалисты выступают против богатых и богатства, хотя им следовало бы направить свои усилия на преодоление бедности. На самом деле лозунг борьбы с бедностью также заключает в себе изрядную долю демагогии и лицемерия. Где есть богатые, там обязательно будут бедные. Они есть даже в такой фантастически богатой стране,  как США.

Главная беда в том, что критерий богатства стал основным в оценке человека. Конечно, тот разрыв в уровне доходов, который у нас возник, является скандальным и чудовищным. Но я уверен, что оскорбительный разрыв между богатыми и бедными нельзя преодолеть до тех пор, пока люди молятся на деньги и общество деньгами измеряет ценность человека.

Богатые и бедные, конечно, отличаются друг от друга по возможностям, по психологии... Но существенной разницы в философии их жизни нет. И те, и другие высоко ценят  деньги. Одни довольны тем, что имеют их в большом количестве, другие страдают от их недостатка. Богатым мало радости доставляло бы их богатство, если бы бедные не восхищались ими. Бедные в свою очередь не страдали бы так от своей бедности, если бы не сталкивались с высокомерием богатых. На мой взгляд, счастливы те люди, народы и общества, которые не зациклены на том, кто является богатым, а кто бедным.

-  Несмотря на то, что во многих СМИ  порок преподносится как пример для подражания -  общественный организм до сих пор сопротивляется безнравственности.

-  Моральное состояние человека и общества - это не диагноз, это симптом. Нравственный дискомфорт - это  симптом того, что в самом жизнеустройстве, прежде всего в характере отношений человека с другими людьми, что-то не так. Причем, принципиально не так. Я в 1993 году на Кубе был поражен, увидев перед зданием национального банка в качестве охраны людей с автоматами.  Это было непривычно для меня. Но сейчас для России это - норма.  Складывается впечатление, что мы живем  в  оккупированной стране. Посмотрите на наши города, то здесь, то там появляются люди в камуфляжной форме, в масках, БТРы, танки. Все это,  ни в какое сравнение не идет с той беспечностью и открытостью, которые имели место в  годы моей юности, свидетельствует о глубоких социальных разломах, отчужденности людей друг от друга. Сегодня потеряны каноны, образцы, разрушены представления о том, что достойно, а что нет. Конечно, мы еще не дошли до той степени нравственного падения, чтобы канонизировать, к примеру, олигархов, представлять их  как некие образцы нравственно достойной жизни. Но тот факт, что у нас нет достойных образцов жизни, является  одним из симптомов того, что мы как народ находимся в дезорганизованном, разобранном состоянии. Конечно, человек и общество всегда, до последнего сопротивляется безнравственности, подобно тому, как организм сопротивляется болезни. И само сознание того, что общество находится в состояние нравственного кризиса, является выражением такого сопротивления. И оно внушает надежду.

- Перемены в нашей стране начались, прежде всего, с отключения граждан от идеального мира, с отказа от идеалов, и не только  коммунистических.  Утверждается, что  не нужно никаких образцов, человек сам определит, что такое хорошо, и что такое плохо.

 - Конечно, нравственность -  автономная структура личности, она выражает и утверждает индивидуально-ответственное отношение к миру. Однако нравственное развитие человека происходит не в безвоздушном пространстве, оно существенным образом зависит от возможностей, которые предлагает общество. К примеру, каждый из нас перерабатывает пищу согласно законам и особенностям собственной физиологии.  Но то, какая  пища попадает в организм, от этих законов не зависит. Так и с нравственностью. Решения, которые принимает человек, зависят от него самого, от его представлений о правильном и истинном, добре и зле, но то, с чем он имеет дело, по поводу чего он принимает решения, от него не зависит. Обстоятельства могут складываться так неудачно, искушений и трудностей может быть так много, что нравственная позиция оказывается возможной только в качестве героической. Сегодня делать административную карьеру,  побеждать в бизнесе, оставаясь в нравственном согласии с самим собой, - совсем нелегко. Капитализм у нас сейчас не такой дикий, каким он был в начале 90- годов, но он все ещё является хищным. Уж народным его никак не назовешь.  

- Теперь, в отличие от советского периода,  мы развиваемся как все...

- Да, советский строй был исключением, для одних счастливым, для других нет.

В настоящее время мы оказались там, где находятся все народы - в суровой и жестокой реальности, где каждый за себя. Публично культивируется вседозволенность, расшатаны вековечные запреты, даже запрет на убийство поставлен под сомнение.

- Вопрос свободы и традиции вставал перед гениями человечества во все времена.  К примеру, в фильме Феллини «Репетиция оркестра» культурная элита (музыканты в конкретном данном фильме),  взбунтовавшись против власти дирижера, начинают вести себя по собственному хотению: оскорбляют, высмеивают друг друга, рвут ноты... В конце концов, это приводит к полному хаосу и разрушениям в их жизни и в творчестве.  Но когда возникает реальная опасность,  люди приходят в себя, подбирают разорванные ноты и,  смирившись с  дирижером, играют  прекрасную музыку. Выходит, что этическое, гармоничное поведение возможно только тогда, когда над головой людей зависает бомба?

- Очень хороший пример. Хороший и  для  понимания особой роли морали в жизни человека и общества: когда мораль есть, ее не видно, но когда ее нет, все рушится. На самом деле замечательная аналогия: мораль сродни дирижеру. Каждый музыкант трудится, играет на своем инструменте, а дирижер только возвышается над всеми и «размахивает» руками. Так, и мораль ничего ощутимого не создает, а только оценивает, что-то запрещает, что-то одобряет. Оказывается, что такая «ненужная» работа является очень нужной, без нее наступает какофония, хаос.

-  Наши отцы и деды, поднимая страну после двух мировых войн,  терпели неимоверные лишения, но их поддерживала надежда на то, что  потомки будут жить лучше.  В конце концов, потомки, обозвав отцов  «совками», фактически плюнули на их могилы.

- Этот опыт показывает: нельзя решать за будущие поколения. Я не думаю, что человек должен жить ради будущего и делать что-то в расчете на благодарность. Хорошо,  кончено, когда люди благодарны. Тем не менее, нравственные поступки заключают свою ценность в себе. 

Это касается и идеалов. Идеал является идеалом тогда, когда он выступает вдохновляющей основой поведения и обнаруживает себя как реальная сила, когда он сам по себе служит источником радости.

В своих действиях мы руководствуемся разными мотивами, среди которых большую роль играют деньги, удовольствие, власть, семейные привязанности, тщеславие и многое - многое другое. Но в системе мотивации человека есть некая точка, которая имеет для него абсолютный смысл. Это - развилка между добром и злом. Подобно тому, как мы умеем считать, хотя не знаем, что такое число, точно также мы умеем отделять добро от зла, хотя и затрудняемся дать им определения. Каждый человек стремится выстроить свои поступки по вектору добра, и это свидетельствует о том, что он претендует на безусловное моральное достоинство.  

- У разных народов абсолюты могут быть различны, да и у разных индивидов - тоже.

- Я думаю, что есть некая объективная структура, в силу которой разные люди, народы, культуры пользуются одними и теми же понятиями добра и зла, хотя вкладывают в них разные содержания. Добро и истина в своих первоистоках совпадают.

- И здесь мы можем поверить учителям человечества, или своему чувству...

- И учителям и своему чувству. Они свидетельствуют одну и ту же истину.

Те, кто говорят, что нет никаких абсолютов, возводят  в абсолют вседозволенность. К примеру, Троцкий отвергал общечеловеческие моральные нормы, но считал, что нужно руководствоваться «интересами революционного пролетариата». Это значит, что «интересы революционного пролетариата» он возвел в моральный абсолют. По-другому человек не может мыслить и действовать, так он устроен. Каждый человек в глубине души знает  разницу между добром и злом. Как говорил Кант, даже шулер, который обогатился, жульничая в карты,  и радуется, потирая руки, не может отделаться от сознания, что поступил подло.

Вне выбора между добром и злом,  нет и человека.

- Если  отойти от сиюминутных проблем частного интереса, какие идеалы, на ваш взгляд, могут привести людей к  общественной и душевной гармонии?

- Проблема проблем, стоящая перед людьми и народами,  заключается в том, чтобы найти новые формы общежития, чтобы саму общественную жизнь построить на других, более совершенных основаниях. Некогда была религиозная утопия. Она сыграла свою роль. Она научила людей смотреть на свою жизнь в перспективе бесконечности, научила не отчаиваться из-за того, что добро  в этой жизни не всегда вознаграждается, и зло не всегда наказывается. На смену ей пришла научно-техническая утопия, которая обещала рай на земле. Она тоже исчерпала себя. Исчерпала себя тем, что действительно создала почти райское изобилие материальных благ, но не устранила того, что делает людей несчастными. Это не значит, что религия, а тем более научно-технический прогресс стали излишними. Речь о другом: они перестали быть фокусом человеческих чаяний, не могут уже выступать в качестве вдохновляющей основы жизни людей. Человечество нуждается в новой «утопии», новых идеалах. На мой взгляд, это будет идея ненасилия. Другого я не вижу.

- Что Вы имеете в виду, говоря о ненасилии? Наш народ даже упрекают в том, что он слишком терпелив и безмолвствует тогда, когда надо бы и слово молвить.

- Очень простую и понятную вещь: отказ от насилия как способа решения межчеловеческих конфликтов, борьбы за социальную справедливость. Праведного насилия не существует. Оно всегда есть зло. И тогда есть зло, когда оно вынуждено, порождено витальными, социальными и прочими причинами. Речь идет по сути дела о том, чтобы отнестись к заповеди «Не убий» всерьез, ответственно - как к закону, который не допускает исключений.

Ненасилие есть моральный закон. Ничто, абсолютно ничто не препятствует тому, чтобы этот закон стал живым фактом, кроме решимости людей следовать ему. Человек не всегда может делать то, что он хочет и считает правильным. Но человек всегда может не делать то, чего он не хочет, что считает неправильным, недостойным. Я думаю, в большом и серьезном смысле у человечества нет другой всемирно-исторической альтернативы, кроме как принципиально отказаться от насилия. Вот почему идеал ненасилия является в высшей степени реалистическим. Когда и как это будет практически осознано и будет ли  осознано вообще - это уже другой вопрос.

- И Толстой,  и Ганди были проводниками этой идеи в мире, но она до сих пор остается абстракцией...  Люди  в жизни руководствуются своими страстями, интересами, и здесь  насилие часто бывает просто необходимым.

- Идеалы всегда абстрактны,  и сами по себе они не могут изменить жизнь, противостоять её сложностям. Но разве идеал Просвещения, ориентировавший на знание, свет разума, личностно зрелые суждения и действия, не был абстрактным?! И, тем не менее, он, этот идеал, стал основой всей новоевропейской цивилизации, воплотился в  бесчисленных количествах практик, преобразивших всю жизнь.

В этом отношении идеал ненасилия является не более абстрактным, чем все другие.

Речь идет, прежде всего, о том, чтобы целенаправленно формировать конкретные ненасильственные практики. Это представляет собой, разумеется, не совокупность единовременных актов, а исторический процесс нравственно-гуманистического возвышения межчеловеческих отношений в их наиболее напряженных и хрупких пунктах.

Взять, к примеру, вопрос о международной торговле оружием. Очевидно, что торговля оружием поддерживает и умножает насилие в мире, нередко оборачивается против тех, кто его продавал. Отказаться от неё так, чтобы учесть сопряженные с ней экономические и иные интересы - сложное дело.  Такая задача может быть решена только в общем контексте формирования новых открытых и доверительных отношений между народами. Словом, это огромная историческая работа по формированию новой реальности в мире. Ясно, что для нее требуется много вещей помимо веры в идеал ненасилия. Но точно также ясно, что осуществить такую работу можно только в том духовном векторе, который задается этим идеалом. 



Рейтинг:   2.50,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 95
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Давайте ка опираться на факты
Обормотень написал 13.04.2007 15:26
Непротивление злу - глупейшая фраза, говорите? Неважно, кто сказал? А почему претензии к Толстому?
Я же не утверждаю, что Маркс - апологет капитализма. Хотя современные рафинированные марксисты настаивают на том, что надо дескать строить капитализьм, а социализьм (истинный) из него потом сам по себе вырастет.
Точка зрения Толстого наилучшим образом изложена в его "Четвероевангелии", и я там никакой философии раба не заметил.
И "ненасилие", как я уже писал, можно понимать широко. Например, нам известно, что господин Брынцалов - редиска и негодяй. Кто мешает нам саботировать и бойкотировать его заводы и его таблетки? Если никто не встанет к конвейеру и никто не купит его лекарства, будет он богачом? Если по закону принудить каждого человека, чьи доходы превышают определенную сумму, выслушивать ежедневно в присутствии жены и детей проповедь христианина (только не рвача из руководства РПЦ) о любви к ближнему, так уж это не возымеет действия? А разве превращение олигарха в человека не оправдает затраченных на это усилий?
Христос, как известно, тоже проповедовал ненасилие. Однако изгнал торгашей из Храма. Силой.
Я почти всегда соглашаюсь с написанными Вами постами, однако здесь Вы повторяете роковую ошибку русских коммунистов: делая ставку на насильственную "борьбу классов", Вы ставите себя на один уровень с негодяями. И Ваша победа, если случится, не будет победой Человека над Зверем, это будет триумф одного Зверя над другим. И все вернется на круги своя.
Человечество нуждается в новой утопии. Часть 1.
Азер написал 13.04.2007 15:05
Тема для многотомного исследования. Коротко – что такое утопия и откуда она взялась? Слово «утопия» возникло как символ бесконфликтного общества. Его сочинил высосал из пальца в начале 17-го века Т. Мор и переводится это слово с греческого как «место, которого нет».
Более или менее внятно (научно) к утопии подошли иудеи за два с половиной тысячелетия до рождения Мора, создав учение о едином боге как символе единственно возможного знания для «народа», но само знание опять-таки могло быть знанием о бесконфликтном обществе. Христиане пересмотрели и обогатили это знание тезисом об истинности и естественной необходимости данного знания, но остановились на том, что общество должно быть крестьянской общиной. Таких обществ не бывает. В связи с этим возникает вопрос – а чем является общество, почему оно меняется и как меняется, ответ на что как раз и требует многих томов.
Коротко можно высказаться таким образом, что человечество вследствие образования коллективных форм – идет к росту собственной массы, к делению пространства на политические образования и к образованию культуры, которую коротко можно понимать как общую форму удовлетворения «духовных» потребностей человека. Но естественным итогом этого движения оказывается наличие в пространстве «человечности» - некоторой массы человеческих тел, величина которой превосходит величину, предусмотренную природой. Образуется данная масса как за счет роста численности людей, так и за счет удлинения продолжительности их жизни, и при этом образуется «город» как место обитания такой массы. Отношения между городом и селом образуют подоплеку т.н. экономических отношений.
Если происхождение коллективных форм можно объяснять родительским инстинктом и инстинктом самосохранения, то процессы, проистекающие в самих более или менее политических формах – уже объясняются множеством политических образований, трениями между ними, конфликтами между численностью населения и величиной и качеством заселяемой территории, сопряженным с ростом образованности, пониманием человеком отличия не добра от зла, а собственных потребностей и требованием их удовлетворения. Другое дело, что удовлетворение человека связывается с закономерностями т.н. экономического развития и, по сути, оказывается развитием классового права. Так образуется некая модель, которая на самом деле оказывается реальной утопией, поскольку являет собой лозунг 100%-ного превращения населения в феодальный класс. Стимулом к такому движению оказывается внешняя угроза, перед лицом которой всякая власть нуждается в сплочении народа, а сплотить его удается именно тем способом, который является утопическим. Все это, как я понимаю, и было названо словом «демократия», а обязательным условием «демократизации» оказалась перманентная военная угроза всему миру со стороны Запада. Примечательно, что советская интеллигенция в своей политически активной части это обстоятельство перевернуло с ног на голову, представив, что миру угрожал именно СССР. Сейчас ей понадобилась утопия, но если ее допросить с пристрастием – выяснится, что она требует такой утопии, чтобы соблюдались «права человека», но никоим образом не желает оказаться той категорией, которая непосредственно гарантирует соблюдение этих прав.
Евреи, создавшие теоретический иудаизм - изначально предположили вероятность формы бытия, отличной от «демократического» направления развития; «Творец» с неким знанием об организации жизни имелся еще до появления первого человека. Но этот бог так и остался знанием (словом), предшествующим реальности, и, по сути – символом неминуемого краха всякой цивилизации.
Часть 2.
Азер написал 13.04.2007 15:04
Данная статья если что и показывает – то бессилие интеллигентского класса предложить обществу какой-нибудь реально возможный выход из существующего тупика. Им понадобилась мнимая утопия в условиях реализованности утопии реальной. Западная цивилизация при реальном конце «демократии», что было отмечено положением о наступлении эру «мирового терроризма» - выделила себя как осознавшую собственную исключительность, причем о значимости этого соображения лучше всего свидетельствуют тюремные сроки для лиц, отрицающих т н. холокост. Разумеется, мы ни в коем случае не отрицаем, что геноцид евреев, учиненный Гитлером, имел место, но за идиотизм на Западе сажать людей до сих пор - как-то не было принято. Просто было время, когда Запад позиционировал себя как авангард человечества, а сегодня – этому же человечеству себя противопоставил. О самом же человечестве лучше всего свидетельствует тот факт, что без всяких проблем ответственными за преступления Запада объявляются люди, не согласные с намерением христиано-иудеев превратить их в покойников. Но сама эта тенденция следует из того, что «свобода» противоречит массе избыточной человечности, так что я не понимаю г-на Лимонова, например, который за «свободу», но против США. Это уже демагогия.
Реально утопия сегодня существует в форме мировоззрения интеллигенции и даже не нуждается в каком-нибудь институте вроде церкви, поскольку интеллигенция в своем категорическом противодействии всяким не то что действиям, а даже идеям о возможности изменения ее статуса – демонстрирует большую сплоченность и убежденность в своей правоте, чем римский папа - в вере в существование Христа. Христа церковь «реформировала» всю дорогу, но реформировать интеллигенцию иначе как ГУЛАГ-ом – нам представляется куда большей утопией, чем факт наличия «Творца».
В этой связи мы и утверждаем, что время, когда за широкими массами предусматривалась способность обнаружения коллективного и удовлетворительного пути для дальнейшего существования – завершилось. Наступило время авторитаризма. В связи с чем мы скромно советуем г-дам офицерам держаться подальше от лозунгов интеллигенции, создавать нечто вроде «советов солдатских депутатов», свободных от влияния свадьбешного путинского генералитета, поддерживать связи между собой, наблюдать за ситуацией и быть готовыми к тому, что либо армия в нужный момент возьмет власть под свой контроль и окажется способной найти пути к защите государственной идеи через образование господствующего класса, безоговорочно подавляющего любые интеллигентские идеи, поскольку данный «народ» являет собой сплошной генератор хаоса. Либо Россия как политический символ – прекратит свое существование в ближайшем будущем, а все мы будем физически ликвидированы. Вот вам и антиутопия. Вполне реальная. А с утопиями рекомендую обращаться к г-ну Суркову. Может быть, даже членом Общественной палаты назначат.
Re: А чем плоха толстовщина?
Sergo написал 13.04.2007 13:39
Толстовщина всем хороша, кроме того, что это философия раба, но не свободного человека. Хотите быть рабом - будьте. Хотя в этом деле прекрасно можно и без толстовщины обойтись. Реакционность толстовщины в том, что она уводит человека от борьбы за человека. За его достоинство, за свободу, за справедливость. Непротивление злу - пустейшая и глупейшая фраза, неважно кто автор. Не может из непротивления вырасти человек. Так же как и нельзя ничего добиться без борьбы. Если угодно, классовой борьбы. Человека делают внешние обстоятельства. Если не запрещена частная собственность, никакими нравоучительными беседами человека не воспитать. Когда одни вынуждены горбатиться, чтобы обеспечить семью самым необходимым, а другие не знают куда еще пристроить наворованные деньги, требовать любви к ближнему верх идиотизма...
Всем всем всем:
Обормотень написал 13.04.2007 12:46
Согласен. И как раз толстовщина (или христовщина, если угодно) и принцип отдаяния суть краеугольные камни человечности. Кто этого не понимает - потенциальный олигарх. И никакие революции тут не помогут. Будет только смена шила на мыло.
ВСЕМ ВСЕМ ВСЕМ
НЕВСКИЙ написал 13.04.2007 12:28
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО нуждается в ЧЕЛОВЕЧНОСТИ а не в утопии
А чем плоха толстовщина?
Обормотень написал 13.04.2007 12:27
Во-первых, если "ненасилие" понимать не как "подставь другую щеку" а просто "не убий", то разница получается огромная. Можно богатых изолировать, можно подвергать их перевоспитанию с помощью общественно-полезного труда или воздействию общественного мнения. Нужно только, чтобы это общественное мнение существовало. К сожалению, сейчас этого нет. И это "во-вторых". Есть алчные скоты, готовые на убийства ради "богатства" - присвоения вещей, которые им не нужны. И есть остальные, которые готовы драться со скотами за те же вещи. То есть и "плохие" и "хорошие" парни имеют ту же самую мотивацию и то же самое скотское сознание! Вот в чем беда! И в СССР за 70 лет так и не смогли понять, сформулировать законы морали и этики человека (не скотины). Наоборот, весь нравственный потенциал, накопленный при проклятом царизме, был утерян. Не парадокс ли это? Сейчас в России, имеющей 70 лет официального социализма за спиной, сформировалось практически самое отвратительное сообщество на Земле, которое ничем в лучшую сторону не отличается от самых "банановых демократий", насаждаемых США.
Ищите. . .
Ученик написал 13.04.2007 11:49
Да, демократия весьма сомнительная ценность. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070307120015
Именно на этом лукавом основании зиждется фарисействующий капитализм, который в принципе не может быть не хищным (да и от черт дикости у нас он не освободился). И никакой новой утопии в виде идеи ненасилия не требуется. Вера всегда была и будет и фокусом, и вдохновляющей основой жизни людей, а универсальным якорем для любых мотивов, не мудрствуя, можно назвать страх Божий. Просто каждому нужно остановиться и задуматься, что есть мы и, что есть наша жизнь на земле.
И это академик, зав. кафедры этики МГУ
Простой инженер написал 13.04.2007 11:31
-"...Счастливы те люди и общества, которые не зациклены на том, кто является бедным, а кто богатым".
А если очевидно, что первые ободрали вторых? Может успокоиться еще тем, что "Богатые тоже плачут"?
скукочища и толстовщина
Алексей Матртов написал 13.04.2007 11:28
в свое время, эти патриархальные "старцы" от сусловской философии просрали все, что только можно. Теперь их поучения выглядят комично.
ДВУНОГИЕ ТВАРИ
НЕВСКИЙ написал 13.04.2007 11:09
к сожалению двуногие твари берут верх над человеками и пока они ведут землю и человеков к гибели
"Я не думаю, что человек должен жить ради будущего..." - Гусейнов
николай написал 13.04.2007 09:52
А вот это глубочайшее заблуждение. Все живое "заточено" на будущее даже в био-
логическом смысле( возьмем хотя бы принцип естественного отбора). Если говорить
об общественной морали, то как раз общество стало разлагаться и "вонять", ког-да возобладал принцип- бери от жизни все, а после меня хоть потоп. И при чем тут жить "в расчете на благодарность" потомков? Когда А.Матросов, З.Космо-демьянская, Ю.Гагарин и тысячи других совершали свои великие подвиги, вряд ли в эти мгновения они вели эту бухгалтерию. Поэтому не надо бы автору свои представления об общественной морали вкладывать в души героев, они в этом смысле стояли все таки гораздо выше.
Исскуство невозможного: Березовский готовит в России революцию
Хохол написал 13.04.2007 09:48
директор института философии РАН, Заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова, академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов --так и не поднялся над "своей кочкой"
Ненасилие, подставь другую щеку.. А начиналась эта пропаганда с песни М.Бернеса "...хотят ли русские войны?" Перехотели и оказались в ЕВРОпопе.
А Березовский в Раше готовит революцию и призывает к ней. http://www.kievrus.com/index.php?news_id=1140&lang=rus
В пятницу британская The Guardian опубликовала интервью Бориса Березовского, в котором он рассказал о подготовке революции в России.
Беглый олигарх сказал: "Нам надо использовать силу для смены этого режима".
Такое впечатление, что философ за гранты БАБа убаюкивает нас.
(без названия)
Ладень написал 13.04.2007 08:11
Скажите, товарищи, "один за всех и все за одного!" это разве демократический принцип. Ничего подобного,демократия строится на принципе " умри ты сегодня, а я завтра!". Кульминация демократии ( читай царства Зверя) взимание ( читай печать Зверя на чело и руку) как принцип жизни, взимание со всех и вся, что тебя окружает и как результат мировая гражданская война,мировой терроризм,полное разложение человечества на "атомы".
Альтернатива этому путь по которому прошел Христос.Включение в общественных отношениях, доминирование принципа отдаяния.
И тогда из "царства Зверя " возникает царство Христа, тогда вместо глобализации мирового капитализма мы наблюдаем рост Социализма (учесть б.СССР не пример социализма) именно из капитализма, который мы продолжаем развивать, но направляем его в русло других общественных отношений , возникает его противоположность Социализм.читай Откр. от Иоанна глава 17:8
"Зверь которого ты видел был,и нет его, и выйдет и пойдет в погибель"
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b/00121582.htm о социализме
ИГРА которой имя РУССКИЙ АРМАГЕДДОН http://rusarmageddon.narod.ru/HTML/ideologia.htm
Очень поверхностно и неверно по сути...
Sergo написал 13.04.2007 07:27
Идеалистическая рассуждалка, типа надо жить по совести. А где связь этики и господствующих общественных отношений? При чем тут родственные отношения? А если отец был осведомителем гестапо, а сын его "заложил" партизанам? Он нарушил "общечеловеческие" этические нормы?
Об идеале ненасилия даже комментировать неинтересно. "Внешнее благосостояние - только условие счастья"? Да никакое это не условие. И в хижине человек может быть счастлив, а в дворце - несчастлив. Счастье это когда ты находишь свое место в жизни. Когда у тебя есть любимый человек, семья, друзья, работа по призванию и твой труд полезен обществу и адекватно оценен. И ты живешь не лучше и не хуже других. К тому же здоров и полон сил. Абстрактные "ненасилие", "толерантность" в пожарном порядке внедряемые в общественное сознание господствующей буржуазно-государственной пропагандой призваны перевести интересы человека на бытовой, низовой уровень. Отвлечь его интересы от классовой борьбы, замкнуться в себе. В общем, для академика непростительно низкий уровень, комментировать неинтересно...
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss