Кто владеет информацией,
владеет миром

"Человечество нуждается в новой утопии"

Опубликовано 13.04.2007 автором Ирина Щеглова в разделе комментариев 95

"Человечество нуждается в новой утопии"

Общество, переживающее переломный этап своей истории, должно определиться, с какими ценностями ему жить дальше. Пока верхи распределяют между собой публичную собственность,  низам через СМИ предложено осваивать новый цивилизационный принцип - работать, чтобы потреблять, и потреблять, чтобы получать удовольствие. 

Опросы общественного мнения показывают, что хотя все еще и сохраняются  традиционные нравственные ценности,  в поведении людей появилось и много нового.   Уклонение от службы в армии, открытая неприязнь к людям другой национальности, оправдание взяточничества, толерантность к нищенству стали обычными явлениями. Значит ли это, что вместе со сменой общественного строя в России изменилась и этика? На вопросы журналиста  отвечает директор института философии  РАН, Заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова, академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов.

-  Абдусалам Абдулкеримович,  сейчас во времена либерализма, наконец-то дали  выговориться тем, кому десятилетиями  слова не давали.  Теперь эти люди  заняли всю «общую скамейку», и  не собираются давать хотя бы часть места другим. И что же мы услышали? О чем они говорят?

К примеру,  на просторах России сейчас  инициирована сексуальная революция.  Мне в почтовый ящик бросают порнографическую газету, объясняя, что подобное чтение  необходимо для моего просвещения. Доводы, что у меня другие интересы - не убеждают.

Высмеивается  даже заповедь - «Чти отца своего». Заявляется, что отцы никогда не жили в эпоху компьютеров, в эпоху научно-технического прогресса, сотовых телефонов, а потому они ничего не могут подсказать своим детям.

- Моральную истину «Чти отца своего» многие народы могут назвать  исконно своей. Безусловное почитание родителей - один из важнейших элементов ценностного базиса иудейской, христианской и мусульманской культур. И не только их. Например, в средневековом Китае доносительство на отца каралось даже смертной казнью. Отец может судить сына, отказаться от него... Но сын не может судить отца. В этом случае он теряет связь с предками, оказывается без корней.

Здесь кроется одна из линий нравственных деформаций последних двух десятилетий. К примеру,  одним из культурных символов «Перестройки» был, как Вы помните, фильм «Покаяние». В нем идейной кульминацией является сцена, где сын выкапывает из могилы и, схватив за ноги, выбрасывает прах своего отца, который стал пред этим зловещим наваждением для некоторых героев фильма. Однако сын не может попирать отца, даже если отец - злодей. Это противно всем законам морали. Я не хочу сказать, что не бывает таких случаев. Я хочу сказать, что такие случаи нельзя воспевать, возводить в норму. А мы хотели и до сих пор еще многие хотят попрать все советское прошлое, перечеркнуть, растоптать его, как если бы это было не наше прошлое, не дело наших отцов и дедов, как если бы мы сами не выросли из него. Не в том дело, что при социализме было много хорошего (это - другая тема). Дело в ином: каким бы плохим, жестоким, бесчеловечным  он ни был, это - неотъемлемое звено нашей истории.

Линия преемственной связи поколений редко бывает прямой. После Октябрьской революции  возникла опасность пролеткультовского нигилизма, когда не только Пушкин, но даже железные дороги объявлялись вредным наследием прошлого. Потом отношение стало меняться. В сущности, по такой же, хотя внешне и несколько смазанной схеме, развивается отношение новой России к ее теперь уже социалистическому прошлому. Думаю, что нигилизм начала 90-х годов уходит в прошлое. Идея почитания родителей, уважительного отношения к советскому прошлому вновь занимает достойное место в системе общественных мотивов поведения, хотя, надо признаться, официальным кругам, так называемому политическому классу,  она дается значительно трудней, чем простым людям.

Что касается компьютеров, мобильников, комфорта, то  реальность технических достижений и материального благополучия превзошла все фантазии человека. Но счастливее люди от этого не стали, конфликты друг с другом и с самими собой остались.

Внешнее благосостояние - только условие счастья. Само счастье нечто иное; оно больше зависит от характера отношений между людьми. Чтобы подчеркнуть, что в данном случае я не морализую, а выражаю некую понятную всем истину, предлагаю такой мысленный эксперимент. Пусть каждый ответит себе на вопрос: « когда он больше человек, тогда ли, когда он сосредоточен на себе и своих материальных благах - что-то покупает, продает, хитрит, выгадывает и т.п., или тогда, когда он занят вещами другого рода - поет песни с друзьями, спорит с соседом о политике, думает о смысле жизни, мечтает о далеких странах...»  Тело для души, материальное - для духовного. Но не наоборот.

- И все же нищета основной массы населения для такой богатой страны как Россия явление противоестественное. Улицы когда-то электрифицированных российских деревень теперь погружены во мрак, в то время как большие города ночью залиты светом рекламы игорных домов и иностранных компаний. Правда, сейчас  правительство, объявило о необходимости борьбы с бедностью...

- Некая графиня удивлялась, что социалисты выступают против богатых и богатства, хотя им следовало бы направить свои усилия на преодоление бедности. На самом деле лозунг борьбы с бедностью также заключает в себе изрядную долю демагогии и лицемерия. Где есть богатые, там обязательно будут бедные. Они есть даже в такой фантастически богатой стране,  как США.

Главная беда в том, что критерий богатства стал основным в оценке человека. Конечно, тот разрыв в уровне доходов, который у нас возник, является скандальным и чудовищным. Но я уверен, что оскорбительный разрыв между богатыми и бедными нельзя преодолеть до тех пор, пока люди молятся на деньги и общество деньгами измеряет ценность человека.

Богатые и бедные, конечно, отличаются друг от друга по возможностям, по психологии... Но существенной разницы в философии их жизни нет. И те, и другие высоко ценят  деньги. Одни довольны тем, что имеют их в большом количестве, другие страдают от их недостатка. Богатым мало радости доставляло бы их богатство, если бы бедные не восхищались ими. Бедные в свою очередь не страдали бы так от своей бедности, если бы не сталкивались с высокомерием богатых. На мой взгляд, счастливы те люди, народы и общества, которые не зациклены на том, кто является богатым, а кто бедным.

-  Несмотря на то, что во многих СМИ  порок преподносится как пример для подражания -  общественный организм до сих пор сопротивляется безнравственности.

-  Моральное состояние человека и общества - это не диагноз, это симптом. Нравственный дискомфорт - это  симптом того, что в самом жизнеустройстве, прежде всего в характере отношений человека с другими людьми, что-то не так. Причем, принципиально не так. Я в 1993 году на Кубе был поражен, увидев перед зданием национального банка в качестве охраны людей с автоматами.  Это было непривычно для меня. Но сейчас для России это - норма.  Складывается впечатление, что мы живем  в  оккупированной стране. Посмотрите на наши города, то здесь, то там появляются люди в камуфляжной форме, в масках, БТРы, танки. Все это,  ни в какое сравнение не идет с той беспечностью и открытостью, которые имели место в  годы моей юности, свидетельствует о глубоких социальных разломах, отчужденности людей друг от друга. Сегодня потеряны каноны, образцы, разрушены представления о том, что достойно, а что нет. Конечно, мы еще не дошли до той степени нравственного падения, чтобы канонизировать, к примеру, олигархов, представлять их  как некие образцы нравственно достойной жизни. Но тот факт, что у нас нет достойных образцов жизни, является  одним из симптомов того, что мы как народ находимся в дезорганизованном, разобранном состоянии. Конечно, человек и общество всегда, до последнего сопротивляется безнравственности, подобно тому, как организм сопротивляется болезни. И само сознание того, что общество находится в состояние нравственного кризиса, является выражением такого сопротивления. И оно внушает надежду.

- Перемены в нашей стране начались, прежде всего, с отключения граждан от идеального мира, с отказа от идеалов, и не только  коммунистических.  Утверждается, что  не нужно никаких образцов, человек сам определит, что такое хорошо, и что такое плохо.

 - Конечно, нравственность -  автономная структура личности, она выражает и утверждает индивидуально-ответственное отношение к миру. Однако нравственное развитие человека происходит не в безвоздушном пространстве, оно существенным образом зависит от возможностей, которые предлагает общество. К примеру, каждый из нас перерабатывает пищу согласно законам и особенностям собственной физиологии.  Но то, какая  пища попадает в организм, от этих законов не зависит. Так и с нравственностью. Решения, которые принимает человек, зависят от него самого, от его представлений о правильном и истинном, добре и зле, но то, с чем он имеет дело, по поводу чего он принимает решения, от него не зависит. Обстоятельства могут складываться так неудачно, искушений и трудностей может быть так много, что нравственная позиция оказывается возможной только в качестве героической. Сегодня делать административную карьеру,  побеждать в бизнесе, оставаясь в нравственном согласии с самим собой, - совсем нелегко. Капитализм у нас сейчас не такой дикий, каким он был в начале 90- годов, но он все ещё является хищным. Уж народным его никак не назовешь.  

- Теперь, в отличие от советского периода,  мы развиваемся как все...

- Да, советский строй был исключением, для одних счастливым, для других нет.

В настоящее время мы оказались там, где находятся все народы - в суровой и жестокой реальности, где каждый за себя. Публично культивируется вседозволенность, расшатаны вековечные запреты, даже запрет на убийство поставлен под сомнение.

- Вопрос свободы и традиции вставал перед гениями человечества во все времена.  К примеру, в фильме Феллини «Репетиция оркестра» культурная элита (музыканты в конкретном данном фильме),  взбунтовавшись против власти дирижера, начинают вести себя по собственному хотению: оскорбляют, высмеивают друг друга, рвут ноты... В конце концов, это приводит к полному хаосу и разрушениям в их жизни и в творчестве.  Но когда возникает реальная опасность,  люди приходят в себя, подбирают разорванные ноты и,  смирившись с  дирижером, играют  прекрасную музыку. Выходит, что этическое, гармоничное поведение возможно только тогда, когда над головой людей зависает бомба?

- Очень хороший пример. Хороший и  для  понимания особой роли морали в жизни человека и общества: когда мораль есть, ее не видно, но когда ее нет, все рушится. На самом деле замечательная аналогия: мораль сродни дирижеру. Каждый музыкант трудится, играет на своем инструменте, а дирижер только возвышается над всеми и «размахивает» руками. Так, и мораль ничего ощутимого не создает, а только оценивает, что-то запрещает, что-то одобряет. Оказывается, что такая «ненужная» работа является очень нужной, без нее наступает какофония, хаос.

-  Наши отцы и деды, поднимая страну после двух мировых войн,  терпели неимоверные лишения, но их поддерживала надежда на то, что  потомки будут жить лучше.  В конце концов, потомки, обозвав отцов  «совками», фактически плюнули на их могилы.

- Этот опыт показывает: нельзя решать за будущие поколения. Я не думаю, что человек должен жить ради будущего и делать что-то в расчете на благодарность. Хорошо,  кончено, когда люди благодарны. Тем не менее, нравственные поступки заключают свою ценность в себе. 

Это касается и идеалов. Идеал является идеалом тогда, когда он выступает вдохновляющей основой поведения и обнаруживает себя как реальная сила, когда он сам по себе служит источником радости.

В своих действиях мы руководствуемся разными мотивами, среди которых большую роль играют деньги, удовольствие, власть, семейные привязанности, тщеславие и многое - многое другое. Но в системе мотивации человека есть некая точка, которая имеет для него абсолютный смысл. Это - развилка между добром и злом. Подобно тому, как мы умеем считать, хотя не знаем, что такое число, точно также мы умеем отделять добро от зла, хотя и затрудняемся дать им определения. Каждый человек стремится выстроить свои поступки по вектору добра, и это свидетельствует о том, что он претендует на безусловное моральное достоинство.  

- У разных народов абсолюты могут быть различны, да и у разных индивидов - тоже.

- Я думаю, что есть некая объективная структура, в силу которой разные люди, народы, культуры пользуются одними и теми же понятиями добра и зла, хотя вкладывают в них разные содержания. Добро и истина в своих первоистоках совпадают.

- И здесь мы можем поверить учителям человечества, или своему чувству...

- И учителям и своему чувству. Они свидетельствуют одну и ту же истину.

Те, кто говорят, что нет никаких абсолютов, возводят  в абсолют вседозволенность. К примеру, Троцкий отвергал общечеловеческие моральные нормы, но считал, что нужно руководствоваться «интересами революционного пролетариата». Это значит, что «интересы революционного пролетариата» он возвел в моральный абсолют. По-другому человек не может мыслить и действовать, так он устроен. Каждый человек в глубине души знает  разницу между добром и злом. Как говорил Кант, даже шулер, который обогатился, жульничая в карты,  и радуется, потирая руки, не может отделаться от сознания, что поступил подло.

Вне выбора между добром и злом,  нет и человека.

- Если  отойти от сиюминутных проблем частного интереса, какие идеалы, на ваш взгляд, могут привести людей к  общественной и душевной гармонии?

- Проблема проблем, стоящая перед людьми и народами,  заключается в том, чтобы найти новые формы общежития, чтобы саму общественную жизнь построить на других, более совершенных основаниях. Некогда была религиозная утопия. Она сыграла свою роль. Она научила людей смотреть на свою жизнь в перспективе бесконечности, научила не отчаиваться из-за того, что добро  в этой жизни не всегда вознаграждается, и зло не всегда наказывается. На смену ей пришла научно-техническая утопия, которая обещала рай на земле. Она тоже исчерпала себя. Исчерпала себя тем, что действительно создала почти райское изобилие материальных благ, но не устранила того, что делает людей несчастными. Это не значит, что религия, а тем более научно-технический прогресс стали излишними. Речь о другом: они перестали быть фокусом человеческих чаяний, не могут уже выступать в качестве вдохновляющей основы жизни людей. Человечество нуждается в новой «утопии», новых идеалах. На мой взгляд, это будет идея ненасилия. Другого я не вижу.

- Что Вы имеете в виду, говоря о ненасилии? Наш народ даже упрекают в том, что он слишком терпелив и безмолвствует тогда, когда надо бы и слово молвить.

- Очень простую и понятную вещь: отказ от насилия как способа решения межчеловеческих конфликтов, борьбы за социальную справедливость. Праведного насилия не существует. Оно всегда есть зло. И тогда есть зло, когда оно вынуждено, порождено витальными, социальными и прочими причинами. Речь идет по сути дела о том, чтобы отнестись к заповеди «Не убий» всерьез, ответственно - как к закону, который не допускает исключений.

Ненасилие есть моральный закон. Ничто, абсолютно ничто не препятствует тому, чтобы этот закон стал живым фактом, кроме решимости людей следовать ему. Человек не всегда может делать то, что он хочет и считает правильным. Но человек всегда может не делать то, чего он не хочет, что считает неправильным, недостойным. Я думаю, в большом и серьезном смысле у человечества нет другой всемирно-исторической альтернативы, кроме как принципиально отказаться от насилия. Вот почему идеал ненасилия является в высшей степени реалистическим. Когда и как это будет практически осознано и будет ли  осознано вообще - это уже другой вопрос.

- И Толстой,  и Ганди были проводниками этой идеи в мире, но она до сих пор остается абстракцией...  Люди  в жизни руководствуются своими страстями, интересами, и здесь  насилие часто бывает просто необходимым.

- Идеалы всегда абстрактны,  и сами по себе они не могут изменить жизнь, противостоять её сложностям. Но разве идеал Просвещения, ориентировавший на знание, свет разума, личностно зрелые суждения и действия, не был абстрактным?! И, тем не менее, он, этот идеал, стал основой всей новоевропейской цивилизации, воплотился в  бесчисленных количествах практик, преобразивших всю жизнь.

В этом отношении идеал ненасилия является не более абстрактным, чем все другие.

Речь идет, прежде всего, о том, чтобы целенаправленно формировать конкретные ненасильственные практики. Это представляет собой, разумеется, не совокупность единовременных актов, а исторический процесс нравственно-гуманистического возвышения межчеловеческих отношений в их наиболее напряженных и хрупких пунктах.

Взять, к примеру, вопрос о международной торговле оружием. Очевидно, что торговля оружием поддерживает и умножает насилие в мире, нередко оборачивается против тех, кто его продавал. Отказаться от неё так, чтобы учесть сопряженные с ней экономические и иные интересы - сложное дело.  Такая задача может быть решена только в общем контексте формирования новых открытых и доверительных отношений между народами. Словом, это огромная историческая работа по формированию новой реальности в мире. Ясно, что для нее требуется много вещей помимо веры в идеал ненасилия. Но точно также ясно, что осуществить такую работу можно только в том духовном векторе, который задается этим идеалом. 



Рейтинг:   2.50,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 95
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Азеру...
stos написал 14.04.2007 16:57
Угу...поэтому его так хвалят еврейские исТОРИКИ - "Петра веЛикого"...
Ну...тЫ,задвигаешь...
;)
Силу можно побороть только другой силой.
Азер написал 14.04.2007 13:53
Полностью согласен. Только «другая сила» должна заранее рассчитать свои действия хотя бы на три хода вперед и руководствоваться при этом не только пониманием слабости человека перед естественными обстоятельствами, чтобы не превратиться в пустышку, но и пониманием самой себя и своего отличия от масс. Сегодня в мире наблюдается кризис естественного обстоятельства – ограниченности территории Земли. А т.н. «общественное мнение» обязывает нас руководствоваться тем, что мы все в неоплатном долгу перед «народом», не очень задумываясь над смыслом самого понятия «народ». Может быть – мы и в долгу, но исполнить этот долг в той форме, в которой этого требует «народ» – мы не в силах.
Шаблонность мышления – образует культуру, но естественная необходимость изменения шаблона – ведет к революции, которая оформляет новый шаблон. Вот то, что располагается между двумя шаблонами – до широких масс не может быть доведено, поскольку они просто пошлют вас подальше и станут слушать тех, кто произносит приятные слова и обещает «народу» быть ему родным папашей.
В общем, тут получается такая путаница. Если мы не желаем быть страшно далеки от «народа» - мы оказываемся перед необходимостью угождать некоему предполагаемому большинству, так как в противном случае слово теряет смысл. Вас просто откажутся понимать. Но, угождая большинству – мы опускаемся на его же уровень и становимся одним из многих. Или вас не замечают потому, что не согласны с вами, или вас не замечают потому, что вы ничем не отличаетесь от остальных. Так, собственно говоря, и оказывается, что если по ТВ станут стабильно рекламировать лошадиную задницу, из которой лезет общедоступная колбаса за 2-20 – получится наиболее успешный кандидат в президенты.
Сугубо субъективно мной предполагается такое обстоятельство, что в России существует некая сила, преследующая свои цели и отождествляемая с властью. Предполагается некая сила, необходимая для противостояния первой силе, уж коли мы считаем, что такая необходимость существует. Под обеими этими силами – назовем это так, хотя следовало бы пользоваться термином «концепция» - располагается некое сознательное соображение. Предполагается, что под первой – располагается соображение о личной выгоде, что закономерно требует противопоставить этому соображение об общественной выгоде. А данное соображение автоматически (снизу) толкуется так, что любой отдельно взятый человек должен быть удовлетворен и счастлив. А реализация такой концепции ведет к тому кризису, который мы наблюдаем. Наконец, не располагая возможностью решить это противоречие – широкие массы внутри себя генерируют некую стихийную идею, не способную видеть ни свои задачи, ни целей, и в конечном итоге выделяющую свое сугубо разрушающее качество.
Здесь, собственно говоря, и получается, что когда вы хотите близко связаться с широкими массами – эти массы начинают навязывать вам свое качество. Или топай мочить Путина и олигархов без всяких заморочек – или ты если и не козел, то подозрительная личность. Причем топай ты, раз уж в вожди метишь, а мы подождем.
Вообще, мне кажется, что в вопрос о роли той или иной группы историки внесли такое заблуждение, что, например, Ленин сделал революцию. Популярность большевиков накануне революции была ничтожна, причем не сложно сообразить, что популярность – это когда человек не выбирает путем выделения ваших достоинств, а отсеивает недостойных про мнению и выбирает то, что осталось. Но конкретно революция получилась сама по себе – стала итогом процесса, запущенного еще Петром I. А без реформ Петра - Россию сожрали бы доброжелатели, так что тут закономерное течение истории работает в этом направлении, чем что-то иное.
ХвилосоФФФФФФФФА Гусейнов - ффффффууууу!
Хохол написал 14.04.2007 11:07
В Институте философии есть и другие ученые. Например, Джохадзе Давид Викторович -- доктор философских наук, профессор Института философии РАН, где работает с 1961 г. по настоящее время. Вот что он сообщает:
ИНФОРМАЦИЯ о созыве Третьего съезда Международного Совета за дружбу и солидарность с советским народом, посвященного 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции ( http://anti-glob.ru/raznoe/knfSSR.htm )/
6-8 ноября 2007 г. в Москве в Институте философии РАН состоится Третий съезд Международного Совета за дружбу и солидарность с советским народом. Тема форума: «Реинтеграция республик СССР и народов, их населяющих, – категорический императив современности». Организаторы – Международный Совет за дружбу и солидарность с советским народом (г. Торонто, Канада) и постоянно действующий в Институте философии РАН академический теоретический семинар «Марксовские чтения», совместно с Общероссийской общественной организацией «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО), Общероссийским общественно-политическим движением «Союз», Исполкомом Съезда граждан СССР, Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ), Исполкомом Совета СКП-КПСС, фракцией КПРФ в Госдуме ФС РФ, Российской коммунистической рабочей партией – Российской партией коммунистов (РКРП-РПК), Российским Исполкомом Съезда советов рабочих, Российской коммунистической партией – КПСС (РКП-КПСС), Большевистской платформой в КПСС, Союзом коммунистической молодежи (СКМ) РФ, Исполкомом Союза коммунистических организаций – ВЛКСМ (СКО – ВЛКСМ), Межрегиональным общественным движением «За возрождение отечественной науки», Межрегиональной общественной организацией «Союз советских офицеров», Общероссийским штабом протестных действий, с участием академической и вузовской научной общественности, представителей коммунистических, социалистических и рабочих партий, общественных движений и организаций ближнего и дальнего зарубежья. Оргкомитет приглашает всех желающих принять участие в работе Третьего съезда Международного Совета за дружбу и солидарность с советским народом, выступить с докладом или в прениях по докладам. Для участия в Третьем съезде Международного Совета за дружбу и солидарность с советским народом подаются заявки в оргкомитет с указанием темы доклада (на 15-20 мин.) или выступления (на 10 мин.) по e-mail:…., или на дискете по почте (адрес: 119992, Москва, ул. Волхонка, 14, Институт философии РАН) на имя сопредседателя-координатора проф. Джохадзе Давида Викторовича.
Re: николай Азер Игорь
dvm написал 14.04.2007 06:56
Вы что забыли в какой стране мы живем? Россия всегда во все времена возглавляла любые значимые переустройства мира то же самое происходит и сейчас. Кремлевские олигафрены просто подвязались возглавить процесс глобализации планеты ибо субъектами этого процесса являются олигафрены планеты, а в нашей стране созданы для них самые тепличные условия в мире. И в то же время у нас созданы самые невыносимые условия для субъектов рыночных отношений которыми являются мелкий и средний бизнес их по сути уничтожают и выдавливаю из страны.
А за главенство в таких крутых делах надо всегда платить, вот мы все граждане и платим по МИЛЛИОНУ уничтоженных русских душ ежегодно. Поэтому что бы сейчас енти акамудики не говорили все будет из серии А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ.
ненасилие...
николай написал 14.04.2007 04:09
Что значит ненасилие, возможно ли к нему прийти ненасильственными методами? Мир пришел к нынешнему крайне несправедливому состоянию через многовековое насилие. Поддерживается это неравновесное состояние также насилием: экономи-ческим, политическим, военным. Лишить его этой сатанинской силы можно только силой другой полярности, другого назначения, которая всегда наличенствует в системе до поры до времени в "спящем" состоянии. Силу можно побороть только другой силой. Может другой природы, более "умной", но силой. Другого не дано. Только после этого можно говорить о ненасилии как идеи.
Не-а
Ворчун написал 14.04.2007 01:22
Вот академик вещает:Богатым мало радости доставляло бы их богатство, если бы бедные не восхищались ими. Бедные в свою очередь не страдали бы так от своей бедности, если бы не сталкивались с высокомерием богатых...
Надо бы академичность взгляда проверить соотнесением ценников в аптеках и размером пенсии, и тогда насчет "завидок" можно бы и промолчать, дбы выглядеть... посолидней.
как я соскучился по Вашим испражнениям.
Азер написал 14.04.2007 00:23
Угощайтесь, родной. Мне не жалко.
Re: никто не купит его лекарства, будет он богачом?
RE написал 13.04.2007 23:52
Азиз, как я соскучился по Вашим испражнениям. Дружка Вашего чой-то не видать, завалил наверное его с головой.
Капитализм не способен решать вопросы, которые требуют социальной солидарности.
Азер написал 13.04.2007 23:49
Кто-нибудь может объяснить содержание этой фразы? Как вопросы могут требовать социальной справедливости?
Капитализм, а точнее – массовое производство – образует невиданный коллективизм не только через скопление значительных масс людей на ограниченной территории. Дело в том, что капитализмом образует такие коллективы, каждый член которых для собственного выживания нуждается в исполнении огромного количества правил, что в конце концов превращает законотворчество в некий конвейер, один продукт которого часто противоречит другому.
Когда крестьянину для выживания требуется клочок земли, плодородие которой приемлемо превышает величину земельной ренты – промышленные коллективы оказываются заложниками политических правил. Таких законов, которые по объему определяющих их обстоятельств неизмеримо превалируют над одним отдельно взятым заводом и, в конце концов, не удовлетворяются даже возможностями одной политической структуры (государства), ведя к глобализации. При таких обстоятельствах социальная справедливость – чем бы она ни была – в конечном итоге и в ясной форме трансформируется в потребительское требование, обращенное ко всему миру и отрицающее любые разумные доводы против. Высшей философской формы идея социальной справедливости в конечном итоге приобретает в идеологии фашизма, когда всякое быдло, никоим образом не задаваясь вопросом о качестве самого себя – требует безоговорочно уважительного отношения в своим потребительским правам, не желая слышать, что эти права могут находиться в конфликте с производственными обязательствами, необходимыми для исполнения данного потребительского права. Проще – высшая форма справедливости – это когда сынок пожилых родителей рвется в шоу-бизнес, вручив своих родителей на содержание государству и требуя им достойного содержания, в противном случае угрожая государству революцией или чем-то в этом роде, и объясняя свою позицию некими исконными правами, коими его наделил не то бог, не то Маркс, не то Збигнев Бжезинский.
В общем, мне нравится г-н Миронов, поскольку, глядя на него я убеждаюсь, что в данной стране не являюсь последним дураком. Но вот того барана, который пишет тексты его выступлений – следовало бы отправить обратно в восьмой класс учит русский язык. Поди, тоже – патриот.
ситуация осознана и описана
Игорь написал 13.04.2007 23:08
Отсылаю всех к моей книге "История человечества. Человек и Природа: история отношений как цивилизационный процесс" Яковлев И.А. Изд. "Алетейя" СПБ.
Все свободы-относительные понятия
Б-В написал 13.04.2007 20:35
Можно сравнить внутреннее состояние средне-статистических человеков, которые помнят себя в СССР и нынешнее. Конечно не все одинаковы, есть отклонения в разные стороны. Сейчас как себя чувствуют? Свободно, т.е. совершают поступки, которые не предполагают размышлений про этику: воровство назвали коммерцией, понакрутили в фантики законодавательных актов. Кого назначили главными ворами - теперь уважаемые люди. И таких примеров новых этических кульбитов - тьма. Поэтому теперь небезопасно гулять по ночным улицам, или ходить в лес, или оставаться пенсионером в отдельной квартире, а также попасть в больницу. Да, в СССР было ограничение свобод поведения, но была свобода творчества, оно имело нематериальный характер. Была свобода чувствовать себя защищенным, не было внутренней "скукоженности". И еще в СССР больше улыбались, а теперь делают чи-и-з-гримассу. И этика современности под той же чи-и-з маской фальшивых свобод.
--
Виктория написал 13.04.2007 20:34
Нам навязывают все американское и иудейское. Поли они ***!
Лучше Брыецалов, чем Кондолиза с известным вам Толяном.
Капитализм не способен решать вопросы, которые требуют социальной солидарности
Коммик написал 13.04.2007 20:12
(Выступление Сергея Миронова на Центральном совете партии «Справедливая Россия» - 12 апреля. Москва) http://www.spravedlivo.ru/press/section_326/1752.smx
Капитализм не способен решать вопросы, которые требуют социальной солидарности. Именно социалистические и социал-демократические партии открыли возможность реального и активного сотрудничества людей с самими различными общественными и политическими институтами.
Мы за социалистический выбор для России и должны идеологически и политически отстоять этот выбор. Москва 12 апреля 2007 года
Азеру
Обормотень написал 13.04.2007 19:03
Я несогласен практически с каждой фразой.
А откуда у Вас эти "знания" знать в общем-то не желаю. Вас обманули.
Что мешает?
Обормотень написал 13.04.2007 17:04
Нет, вам не государство мешает. НЕ работать никто помешать не может. Люди идут спину гнуть на Брынцалова не потому, что их плохой Брынцалов заставляет. А потому, что их плохие такие же рабы, которые на других спину гнут, заставляют. Потому что не встань они завтра к конвейеру у Брынцалова, кто им корку хлеба даст? Вот простой обыватель или даже ррреволюционер - даст? Держи карман. Кто может купить машину - купит машину, кто может купить одежду - купит одежду, кто может еду - купит только еду. Но только себе. Да им и не корка нужна, а что-нибудь поувесистей... Так что Брынцалов вам не классовый враг, а классовый друг. Вы одной крови и друг без друга жить не можете.
Почему в богатых никто не видит просто больных людей? Да потому что все такие. Это теперь не отклонение, а норма, а кто же скажет "нормальному" человеку, что он болен?
Семеро с сошкой-трое с ложкой.Послереволюционный плакат.
Музейщик. написал 13.04.2007 16:42
Пора бы всем понять-так,чтобы отпечаталось на генетическом уровне!!!
Вот работают 7 человек.Один-другой=у них ворует.Еще один врет-в газетах.Еще один с бородой=гипнотизирует и околпачивает в церьквах.И все 3-живут за счет семерых.
Отгадайте-кто это?
Это-капитализм.
"Выходит, что этическое, гармоничное поведение возможно только тогда, когда над головой людей зависает бомба?!"
"На мой взгляд, счастливы те люди, народы и общества, которые не зациклены на том, кто является богатым, а кто бедным."
Вот это правильно!!
Не кол-ва бабла в моем кошельке-счастье.А счастье жить в благоустроенной,довольной стране-где нет нищих,больных и несчастных!
никто не купит его лекарства, будет он богачом?
Азер написал 13.04.2007 16:28
Была одна дамочка и была она королевой. Как-то на сообщение «у народа нет хлеба» она ответила «раз нет хлеба – пускай едят булочки». Звали ее Мария-Антуанетта. Ей вскоре после этого отрезали голову.
Re: Давайте ка опираться на факты
Sergo написал 13.04.2007 16:22
"Например, нам известно, что господин Брынцалов - редиска и негодяй. Кто мешает нам саботировать и бойкотировать его заводы и его таблетки?"
Здесь ключевая мысль - кто мешает? Мешает господствующий паразитический класс. Мешает система устройства общества - буржуазное государство, стоящее на страже интересов ворья.
Официальная пропаганда заточена на превращение людей в рабов, в дешевую рабочую силу без мозгов и нравственных ценностей. Какие ценности нужны рабу? Семья, церковь, умение читать и писать, покорность и послушание. А главное ощущение свободы, что все в его руках и зависит от его прилежания и трудолюбия. Каждый раб может стать миллионером! Эта иллюзия "свободы", "матрица" эффективно насаждается хорошо проплаченными "академиками", "политологами", популярными "шоуменами" и прочим интеллектуальным и "богемным" сбродом. Это все настолько ясно, что неловко даже эти буковки тут выколачивать...
никто не купит его лекарства, будет он богачом?
Азер написал 13.04.2007 16:18
Это мне надо закусывать? Если я написал бы подобное – закусил бы собственным компьютером от стыда.
Если никто не станет покупать брынцаловские таблетки – страна превратиться в сплошную инфекционную больницу. Если люди не будут работать у Брынцалова (Потанина, Бендукидзе – неважно) – на что они будут жить? Вы, батенька, когда с чем-то не согласны - пожалуйста, уточняйте – с чем именно. А то мне бедному чурке также требуется просветитель.
Более подробный материал на эту тему можете запросить у Лимонова.
Прежде чем высказаться, батенька, следовало бы задаться вопросом – а что я про это знаю и откуда получил эти знания?
Если же вы против завершающей части поста – так это вполне закономерно. Кроме как презрительно воротить нос и вонять о «гуманизме» - вы же ни на кой хрен не годитесь.
Или вы из «Новой газеты»? В этом случае все ясно без всяких слов. Тамошних мудрецов я начитался.
Азеру
Обормотень написал 13.04.2007 15:33
Батенька, ну надо же закусывать хоть изредка! А если Вы не пьете - не знаю уж, что и думать.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss