Кто владеет информацией,
владеет миром

"Человечество нуждается в новой утопии"

Опубликовано 13.04.2007 автором Ирина Щеглова в разделе комментариев 95

"Человечество нуждается в новой утопии"

Общество, переживающее переломный этап своей истории, должно определиться, с какими ценностями ему жить дальше. Пока верхи распределяют между собой публичную собственность,  низам через СМИ предложено осваивать новый цивилизационный принцип - работать, чтобы потреблять, и потреблять, чтобы получать удовольствие. 

Опросы общественного мнения показывают, что хотя все еще и сохраняются  традиционные нравственные ценности,  в поведении людей появилось и много нового.   Уклонение от службы в армии, открытая неприязнь к людям другой национальности, оправдание взяточничества, толерантность к нищенству стали обычными явлениями. Значит ли это, что вместе со сменой общественного строя в России изменилась и этика? На вопросы журналиста  отвечает директор института философии  РАН, Заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова, академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов.

-  Абдусалам Абдулкеримович,  сейчас во времена либерализма, наконец-то дали  выговориться тем, кому десятилетиями  слова не давали.  Теперь эти люди  заняли всю «общую скамейку», и  не собираются давать хотя бы часть места другим. И что же мы услышали? О чем они говорят?

К примеру,  на просторах России сейчас  инициирована сексуальная революция.  Мне в почтовый ящик бросают порнографическую газету, объясняя, что подобное чтение  необходимо для моего просвещения. Доводы, что у меня другие интересы - не убеждают.

Высмеивается  даже заповедь - «Чти отца своего». Заявляется, что отцы никогда не жили в эпоху компьютеров, в эпоху научно-технического прогресса, сотовых телефонов, а потому они ничего не могут подсказать своим детям.

- Моральную истину «Чти отца своего» многие народы могут назвать  исконно своей. Безусловное почитание родителей - один из важнейших элементов ценностного базиса иудейской, христианской и мусульманской культур. И не только их. Например, в средневековом Китае доносительство на отца каралось даже смертной казнью. Отец может судить сына, отказаться от него... Но сын не может судить отца. В этом случае он теряет связь с предками, оказывается без корней.

Здесь кроется одна из линий нравственных деформаций последних двух десятилетий. К примеру,  одним из культурных символов «Перестройки» был, как Вы помните, фильм «Покаяние». В нем идейной кульминацией является сцена, где сын выкапывает из могилы и, схватив за ноги, выбрасывает прах своего отца, который стал пред этим зловещим наваждением для некоторых героев фильма. Однако сын не может попирать отца, даже если отец - злодей. Это противно всем законам морали. Я не хочу сказать, что не бывает таких случаев. Я хочу сказать, что такие случаи нельзя воспевать, возводить в норму. А мы хотели и до сих пор еще многие хотят попрать все советское прошлое, перечеркнуть, растоптать его, как если бы это было не наше прошлое, не дело наших отцов и дедов, как если бы мы сами не выросли из него. Не в том дело, что при социализме было много хорошего (это - другая тема). Дело в ином: каким бы плохим, жестоким, бесчеловечным  он ни был, это - неотъемлемое звено нашей истории.

Линия преемственной связи поколений редко бывает прямой. После Октябрьской революции  возникла опасность пролеткультовского нигилизма, когда не только Пушкин, но даже железные дороги объявлялись вредным наследием прошлого. Потом отношение стало меняться. В сущности, по такой же, хотя внешне и несколько смазанной схеме, развивается отношение новой России к ее теперь уже социалистическому прошлому. Думаю, что нигилизм начала 90-х годов уходит в прошлое. Идея почитания родителей, уважительного отношения к советскому прошлому вновь занимает достойное место в системе общественных мотивов поведения, хотя, надо признаться, официальным кругам, так называемому политическому классу,  она дается значительно трудней, чем простым людям.

Что касается компьютеров, мобильников, комфорта, то  реальность технических достижений и материального благополучия превзошла все фантазии человека. Но счастливее люди от этого не стали, конфликты друг с другом и с самими собой остались.

Внешнее благосостояние - только условие счастья. Само счастье нечто иное; оно больше зависит от характера отношений между людьми. Чтобы подчеркнуть, что в данном случае я не морализую, а выражаю некую понятную всем истину, предлагаю такой мысленный эксперимент. Пусть каждый ответит себе на вопрос: « когда он больше человек, тогда ли, когда он сосредоточен на себе и своих материальных благах - что-то покупает, продает, хитрит, выгадывает и т.п., или тогда, когда он занят вещами другого рода - поет песни с друзьями, спорит с соседом о политике, думает о смысле жизни, мечтает о далеких странах...»  Тело для души, материальное - для духовного. Но не наоборот.

- И все же нищета основной массы населения для такой богатой страны как Россия явление противоестественное. Улицы когда-то электрифицированных российских деревень теперь погружены во мрак, в то время как большие города ночью залиты светом рекламы игорных домов и иностранных компаний. Правда, сейчас  правительство, объявило о необходимости борьбы с бедностью...

- Некая графиня удивлялась, что социалисты выступают против богатых и богатства, хотя им следовало бы направить свои усилия на преодоление бедности. На самом деле лозунг борьбы с бедностью также заключает в себе изрядную долю демагогии и лицемерия. Где есть богатые, там обязательно будут бедные. Они есть даже в такой фантастически богатой стране,  как США.

Главная беда в том, что критерий богатства стал основным в оценке человека. Конечно, тот разрыв в уровне доходов, который у нас возник, является скандальным и чудовищным. Но я уверен, что оскорбительный разрыв между богатыми и бедными нельзя преодолеть до тех пор, пока люди молятся на деньги и общество деньгами измеряет ценность человека.

Богатые и бедные, конечно, отличаются друг от друга по возможностям, по психологии... Но существенной разницы в философии их жизни нет. И те, и другие высоко ценят  деньги. Одни довольны тем, что имеют их в большом количестве, другие страдают от их недостатка. Богатым мало радости доставляло бы их богатство, если бы бедные не восхищались ими. Бедные в свою очередь не страдали бы так от своей бедности, если бы не сталкивались с высокомерием богатых. На мой взгляд, счастливы те люди, народы и общества, которые не зациклены на том, кто является богатым, а кто бедным.

-  Несмотря на то, что во многих СМИ  порок преподносится как пример для подражания -  общественный организм до сих пор сопротивляется безнравственности.

-  Моральное состояние человека и общества - это не диагноз, это симптом. Нравственный дискомфорт - это  симптом того, что в самом жизнеустройстве, прежде всего в характере отношений человека с другими людьми, что-то не так. Причем, принципиально не так. Я в 1993 году на Кубе был поражен, увидев перед зданием национального банка в качестве охраны людей с автоматами.  Это было непривычно для меня. Но сейчас для России это - норма.  Складывается впечатление, что мы живем  в  оккупированной стране. Посмотрите на наши города, то здесь, то там появляются люди в камуфляжной форме, в масках, БТРы, танки. Все это,  ни в какое сравнение не идет с той беспечностью и открытостью, которые имели место в  годы моей юности, свидетельствует о глубоких социальных разломах, отчужденности людей друг от друга. Сегодня потеряны каноны, образцы, разрушены представления о том, что достойно, а что нет. Конечно, мы еще не дошли до той степени нравственного падения, чтобы канонизировать, к примеру, олигархов, представлять их  как некие образцы нравственно достойной жизни. Но тот факт, что у нас нет достойных образцов жизни, является  одним из симптомов того, что мы как народ находимся в дезорганизованном, разобранном состоянии. Конечно, человек и общество всегда, до последнего сопротивляется безнравственности, подобно тому, как организм сопротивляется болезни. И само сознание того, что общество находится в состояние нравственного кризиса, является выражением такого сопротивления. И оно внушает надежду.

- Перемены в нашей стране начались, прежде всего, с отключения граждан от идеального мира, с отказа от идеалов, и не только  коммунистических.  Утверждается, что  не нужно никаких образцов, человек сам определит, что такое хорошо, и что такое плохо.

 - Конечно, нравственность -  автономная структура личности, она выражает и утверждает индивидуально-ответственное отношение к миру. Однако нравственное развитие человека происходит не в безвоздушном пространстве, оно существенным образом зависит от возможностей, которые предлагает общество. К примеру, каждый из нас перерабатывает пищу согласно законам и особенностям собственной физиологии.  Но то, какая  пища попадает в организм, от этих законов не зависит. Так и с нравственностью. Решения, которые принимает человек, зависят от него самого, от его представлений о правильном и истинном, добре и зле, но то, с чем он имеет дело, по поводу чего он принимает решения, от него не зависит. Обстоятельства могут складываться так неудачно, искушений и трудностей может быть так много, что нравственная позиция оказывается возможной только в качестве героической. Сегодня делать административную карьеру,  побеждать в бизнесе, оставаясь в нравственном согласии с самим собой, - совсем нелегко. Капитализм у нас сейчас не такой дикий, каким он был в начале 90- годов, но он все ещё является хищным. Уж народным его никак не назовешь.  

- Теперь, в отличие от советского периода,  мы развиваемся как все...

- Да, советский строй был исключением, для одних счастливым, для других нет.

В настоящее время мы оказались там, где находятся все народы - в суровой и жестокой реальности, где каждый за себя. Публично культивируется вседозволенность, расшатаны вековечные запреты, даже запрет на убийство поставлен под сомнение.

- Вопрос свободы и традиции вставал перед гениями человечества во все времена.  К примеру, в фильме Феллини «Репетиция оркестра» культурная элита (музыканты в конкретном данном фильме),  взбунтовавшись против власти дирижера, начинают вести себя по собственному хотению: оскорбляют, высмеивают друг друга, рвут ноты... В конце концов, это приводит к полному хаосу и разрушениям в их жизни и в творчестве.  Но когда возникает реальная опасность,  люди приходят в себя, подбирают разорванные ноты и,  смирившись с  дирижером, играют  прекрасную музыку. Выходит, что этическое, гармоничное поведение возможно только тогда, когда над головой людей зависает бомба?

- Очень хороший пример. Хороший и  для  понимания особой роли морали в жизни человека и общества: когда мораль есть, ее не видно, но когда ее нет, все рушится. На самом деле замечательная аналогия: мораль сродни дирижеру. Каждый музыкант трудится, играет на своем инструменте, а дирижер только возвышается над всеми и «размахивает» руками. Так, и мораль ничего ощутимого не создает, а только оценивает, что-то запрещает, что-то одобряет. Оказывается, что такая «ненужная» работа является очень нужной, без нее наступает какофония, хаос.

-  Наши отцы и деды, поднимая страну после двух мировых войн,  терпели неимоверные лишения, но их поддерживала надежда на то, что  потомки будут жить лучше.  В конце концов, потомки, обозвав отцов  «совками», фактически плюнули на их могилы.

- Этот опыт показывает: нельзя решать за будущие поколения. Я не думаю, что человек должен жить ради будущего и делать что-то в расчете на благодарность. Хорошо,  кончено, когда люди благодарны. Тем не менее, нравственные поступки заключают свою ценность в себе. 

Это касается и идеалов. Идеал является идеалом тогда, когда он выступает вдохновляющей основой поведения и обнаруживает себя как реальная сила, когда он сам по себе служит источником радости.

В своих действиях мы руководствуемся разными мотивами, среди которых большую роль играют деньги, удовольствие, власть, семейные привязанности, тщеславие и многое - многое другое. Но в системе мотивации человека есть некая точка, которая имеет для него абсолютный смысл. Это - развилка между добром и злом. Подобно тому, как мы умеем считать, хотя не знаем, что такое число, точно также мы умеем отделять добро от зла, хотя и затрудняемся дать им определения. Каждый человек стремится выстроить свои поступки по вектору добра, и это свидетельствует о том, что он претендует на безусловное моральное достоинство.  

- У разных народов абсолюты могут быть различны, да и у разных индивидов - тоже.

- Я думаю, что есть некая объективная структура, в силу которой разные люди, народы, культуры пользуются одними и теми же понятиями добра и зла, хотя вкладывают в них разные содержания. Добро и истина в своих первоистоках совпадают.

- И здесь мы можем поверить учителям человечества, или своему чувству...

- И учителям и своему чувству. Они свидетельствуют одну и ту же истину.

Те, кто говорят, что нет никаких абсолютов, возводят  в абсолют вседозволенность. К примеру, Троцкий отвергал общечеловеческие моральные нормы, но считал, что нужно руководствоваться «интересами революционного пролетариата». Это значит, что «интересы революционного пролетариата» он возвел в моральный абсолют. По-другому человек не может мыслить и действовать, так он устроен. Каждый человек в глубине души знает  разницу между добром и злом. Как говорил Кант, даже шулер, который обогатился, жульничая в карты,  и радуется, потирая руки, не может отделаться от сознания, что поступил подло.

Вне выбора между добром и злом,  нет и человека.

- Если  отойти от сиюминутных проблем частного интереса, какие идеалы, на ваш взгляд, могут привести людей к  общественной и душевной гармонии?

- Проблема проблем, стоящая перед людьми и народами,  заключается в том, чтобы найти новые формы общежития, чтобы саму общественную жизнь построить на других, более совершенных основаниях. Некогда была религиозная утопия. Она сыграла свою роль. Она научила людей смотреть на свою жизнь в перспективе бесконечности, научила не отчаиваться из-за того, что добро  в этой жизни не всегда вознаграждается, и зло не всегда наказывается. На смену ей пришла научно-техническая утопия, которая обещала рай на земле. Она тоже исчерпала себя. Исчерпала себя тем, что действительно создала почти райское изобилие материальных благ, но не устранила того, что делает людей несчастными. Это не значит, что религия, а тем более научно-технический прогресс стали излишними. Речь о другом: они перестали быть фокусом человеческих чаяний, не могут уже выступать в качестве вдохновляющей основы жизни людей. Человечество нуждается в новой «утопии», новых идеалах. На мой взгляд, это будет идея ненасилия. Другого я не вижу.

- Что Вы имеете в виду, говоря о ненасилии? Наш народ даже упрекают в том, что он слишком терпелив и безмолвствует тогда, когда надо бы и слово молвить.

- Очень простую и понятную вещь: отказ от насилия как способа решения межчеловеческих конфликтов, борьбы за социальную справедливость. Праведного насилия не существует. Оно всегда есть зло. И тогда есть зло, когда оно вынуждено, порождено витальными, социальными и прочими причинами. Речь идет по сути дела о том, чтобы отнестись к заповеди «Не убий» всерьез, ответственно - как к закону, который не допускает исключений.

Ненасилие есть моральный закон. Ничто, абсолютно ничто не препятствует тому, чтобы этот закон стал живым фактом, кроме решимости людей следовать ему. Человек не всегда может делать то, что он хочет и считает правильным. Но человек всегда может не делать то, чего он не хочет, что считает неправильным, недостойным. Я думаю, в большом и серьезном смысле у человечества нет другой всемирно-исторической альтернативы, кроме как принципиально отказаться от насилия. Вот почему идеал ненасилия является в высшей степени реалистическим. Когда и как это будет практически осознано и будет ли  осознано вообще - это уже другой вопрос.

- И Толстой,  и Ганди были проводниками этой идеи в мире, но она до сих пор остается абстракцией...  Люди  в жизни руководствуются своими страстями, интересами, и здесь  насилие часто бывает просто необходимым.

- Идеалы всегда абстрактны,  и сами по себе они не могут изменить жизнь, противостоять её сложностям. Но разве идеал Просвещения, ориентировавший на знание, свет разума, личностно зрелые суждения и действия, не был абстрактным?! И, тем не менее, он, этот идеал, стал основой всей новоевропейской цивилизации, воплотился в  бесчисленных количествах практик, преобразивших всю жизнь.

В этом отношении идеал ненасилия является не более абстрактным, чем все другие.

Речь идет, прежде всего, о том, чтобы целенаправленно формировать конкретные ненасильственные практики. Это представляет собой, разумеется, не совокупность единовременных актов, а исторический процесс нравственно-гуманистического возвышения межчеловеческих отношений в их наиболее напряженных и хрупких пунктах.

Взять, к примеру, вопрос о международной торговле оружием. Очевидно, что торговля оружием поддерживает и умножает насилие в мире, нередко оборачивается против тех, кто его продавал. Отказаться от неё так, чтобы учесть сопряженные с ней экономические и иные интересы - сложное дело.  Такая задача может быть решена только в общем контексте формирования новых открытых и доверительных отношений между народами. Словом, это огромная историческая работа по формированию новой реальности в мире. Ясно, что для нее требуется много вещей помимо веры в идеал ненасилия. Но точно также ясно, что осуществить такую работу можно только в том духовном векторе, который задается этим идеалом. 



Рейтинг:   2.50,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 95
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
Ученик написал 16.04.2007 13:25
В корне не согласен с Человеком из Питера. Мы созданы по образу и подобию Божьему. И значит, вольны вершить свою судьбу, а прав у нас даже больше чем нужно. И в истории были прецеденты, когда решение Всевышнего об уничтожении целых городов, возвещенное их жителям, было Им же отменено по их раскаянию. А принципы равенства необходимы только для сдерживания непросвещенных, т. е. темных тварей божиих, коих немало к сожалению.
(без названия)
dvm написал 16.04.2007 13:10
Обормотеню
Совершенно не думаешь когда пишешь, ибо Керенский и гоп компания учредиловки гарантированно сохранили бы в России капитализм и крупных латифундистов в крестьянской неграмотной стране! О каком социальном равенстве и просвещении можно было бы говорить в этих условиях, а уж на крупнейшей промышленной державе планеты каким стал СССР можно было бы гарантированно поставить жирный крест. А уж об отсутствии планов и позитивной программы у большевиков на момент взятия власти, вообще глупость, ибо только у Ленина пятьдесят томов уже было написано! Да и гадать о том что было бы честно говоря не интересно, ибо это БЫЛО БЫ претворилось в действительность после 1991г. когда страну порвала на части точно такая же гоп компания. Скажи чем отличается сегодняшняя Грузия, Украина, Средняя Азия, Прибалтика от этих же мест образца 1917г. да ничем те же меньшевики (в Грузии), проститутки – националисты (в Прибалтике), басмачи (в Средней Азии).
Керенский страну ни в какой придаток превратить не мог бы,
Обормотень написал 16.04.2007 12:01
потому что его полномочия истекли бы после вынесения решений Учредительным собранием. Сколько времени понадобилось бы Собранию, чтобы определиться с будущим строем России и с ей правительством, неизвестно, но явно не 10 лет. А Россия стала оправляться от Гражданской войны только году к 1926 - 1927.
Действия большевиков оправдываются задним числом тем, что совершил Сталин или Макаренко, или Челюскин, или Королев, но Сталин стоит в их ряду особняком и не вписывается ни в ряд Троцкий - Зиновьев - Рыков - Бухарин, ни в ряд Хрущов - Брежнев - Горбачев - Ельцин. Макаренко вообще не был большевиком, а Челюскин и Королев не интересовались марксизмом, то есть хотя и были коммунистами, но для сторонников теории борьбы белковых тел просто попутчиками. Хотя на самом деле именно большевики были попутчиками в мощном движении за социальное равенство и просвещение, развернувшемся в начале 20 века особенно в России, но также и по всей Европе.
Напротив, на момент взятия власти большевики вообще не имели никакой позитивной программы, кроме "разрушить до основанья, а затем...". Думать, что будет затем, они не желали. Что и показал немедленный крах всех социальных экспериментов и откат к НЭПу - фактическая капитуляция Ленина. Только после взаимного истребления большого количества "белковых тел", пришедших к власти, был претворен план социалистического строительства Сталина. И кроме этого плана но до, ни после Сталина ничего социалистического в СССР не было.
сейчас кризис образования людецй отучают думать
dvm написал 16.04.2007 07:18
Обормотеню
Представь на минуту, что не было бы большевиков, Керенский превратил бы страну в сырьевой придаток запада еще в двадцатые годы и за нас воевали бы как за сырьевую колонию во второй мировой немцы с жидоанглосаксами. Поэтому именно потому, что большевики ТОГДА победили мы и живем в пока еще промышленно развитой стране.
Азеру
Ну что ты тень на плетень наводишь Суть идеологии большевиков это СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ и когда в стране в 1991г. ее не стало все и рухнуло под лозунги долой Горбачева с его дачами в Форексе НУ ЭЛЕМЕНТАРНО ЖЕ. И любое левое движение имеет движущую силу (или электорат как теперь говорят) только как борьба за социальную справедливость и не надо опять передергивать и мешать их с националистами (то бишь фашистами) ибо это как раз и пытаются нам сегодня навязать властные олигархические структуры. И не надо обсирать советскую общественную науку ибо в ее основе была диалектика, а она нас всех (и тебя в том числе) научила думать. А Вот западные общественные науки как раз наоборот отучают думать и вот сейчас их активно к нам и продвигают им же болваны нужны. Вот потому большинство, как ты говоришь, нынешних демполитологов и идеологов и так далее бывшие комуняки ибо их тогда думать научили, а нынешнюю молодежь думать разучают и поэтому у них на уме одни мерсы, дискотеки и пиво. И не надо усложнять про риторику, обещания, силу ибо суть идеологии победителей (и не важно какая это идеология) это социальная справедливость (или христианские ценности как во все века говорили).
Большевики победили именно потому...
Обормотень написал 16.04.2007 01:02
Большевики не победили, а проиграли - оглянитесь вокруг. И проиграли именно потому, что не смогли подняться над идеей борьбы "белковых тел" за баланду.
В их оправдание можно сказать - не они первые, не они последние. Смысл жизни от них действительно сокрыт. Но люди, понимающие смысл жизни были и есть, среди них - Христос и Толстой. Смысл жизни - в развитии и единении. Посмотрите, чем заняты бесы, что делают американцы (точнее, американские жиды) в Ираке и Афганистане. В Ираке царит гражданская война, в Афганистане кроме того выращивают опиум, которым заваливают Россию и Европу. Американцы - не идиоты, раз они этого добились, этого они и хотели, начиная войну. Люди должны делать все с точностью до наоборот: объединяться и просвещаться, то есть совершенствовать разум.
Человеку из Питера: Один раз Разум почти восторжествовал на Земле. Под воздействием христианства рабовладение было отменено на территории Римской империи. Не все так плохо, как Вам кажется. Сила бесов не так уж и велика. Точнее, они не имеют никакой силы. Они могут только затмить людям разум и науськать их друг на друга. Но присоединяться к ним или нет - это ВАШЕ добровольное решение.
Re: «Большевики победили именно потому,
Б-В написал 16.04.2007 00:18
Сколько существует человечество, столько же и мечты, и иллюзии. Но спираль веков имеет различия между витками в области наук и технического совершенства. Закономерности природы тоже срабатывают, и в технически более развитых странах уровень рождаемости падает, а новые болезни прогрессируют. Вот что мало развивается, так это духовная, так сказать, составляющая человеческих взаимоотношений. Уже убивают друг друга не дубинками, а все более совершенным оружием массового поражения. И на уровне информационных войн заметен прогресс. Возможно это следствие перенаселения, но жить и мечтать, а также надеяться человечество не устанет пока еще функционируют мозговые извилины. Что собственно подтверждают участники форумных общений. Хотя депрессивный синдром и имеется, но с надеждой, что излечение возможно. Жизнь - борьба, но смысл ее преемственности находится пока за гранью разума.
«Большевики победили именно потому,
Азер написал 15.04.2007 23:25
что имели железобетонную идеологию, которая в последующем и стала основой для построения великой державы СССР. И далее эту державу и разрушили из-за кризиса идеологии (а силища то какая была!)».
Тут повторяется то, что долдонила советская общественная наука – мол революция доказала всепобеждающий характер учения Маркса-Ленина. Довольно несложно заметить, что события после 1991-го года доказали, причем в глобальном формате – прямо противоположное, причем при грандиозном энтузиазме со стороны «простого народа». Все соцстраны мало того что были «реформированы» без особых проблем, но так называемое «левое движение» все больше стало напоминать фашизм. Во всяком случае, электоральная поддержка фашистских лозунгов наблюдается не со стороны обитателей Рублево-Успенского направления, а со стороны пролетариата. Наконец, большинство нынешних демполитологов и политтехнологов – либо выходцы из институтов АОН при ЦК КПСС, либо их ученики, вооруженный отряд по защите марксисткой идеологии - стали нынешними кремлевцами, едришками и либералами, а большинство олигархов вышли из ЦК ВЛКСМ, партаппарата и того же КГБ. Это – те люди, которые считались главными носителями идеологии. Бывшие пламенные марксисты.
На сегодня марксистскую идеологию поддерживают либо пенсионеры, нуждающиеся в государственной поддержке, либо крайне малая числом молодежь, которая мало того, что в этих вопросах не разбирается, так еще и находиться под влиянием собственной физиологии. Давай им такой марксизм, чтобы и Мерседесы, и дискотеки, и пива побольше, и шоу-бизнес, и проститутки, и свобода, и загранпоездки. Это – глупость. К тому же с прогрессом менталитет человека довольно долго «не взрослеет» - скажем так. Включите телевизор, и вы без проблем найдете там засранцев 50-летнего возраста.
Наконец, существует очень давнее заблуждение, что идеология – это такая риторика, которая объединяет широкие массы. Если полагать, что самом деле можно объединить массы какой-то целью - идеологией окажется обращенное к массам обещание улучшения жизненных условий. Но при этом следует понимать, что такое обещание следует от полномочных людей - следует от власти, а власть – ничего и нигде не производит. Улучшение материального положения совершается наделением человека материальными предметами и имеет свои правила, не имеющие с обещаниями ничего общего. Поскольку это не естественный, а искусственный процесс, он имеет некое начало и имеет некий конец, после которого выясняется, что бы вы ни обещали - это ложь. Власть исполняет свои обещания путем отъема у одних людей для передачи другим, а этот процесс имеет конец. Ограничен величиной населения Земли. Здесь, собственно говоря, и начинает выступать на первый план такой фактор как сила, поскольку в конечном итоге вся это проблематика упирается в вопрос – кто кого съест и кто умрет последним.
Поймите меня правильно. Мне совсем нетрудно наврать с три короба, чтобы кому-то понравиться. Дело в том, что на закономерный ход событий все это никак не повлияет. Могу только сказать, что марксизм постепенно превращается в религию – начинает восприниматься массами как чудо. Будем все за марксизм – и все будет замечательно. Марксизм исчерпал свой временной ресурс, как и много чего еще. А люди страстно хотят, чтобы все жили в достатке, чтобы не было войны, чтобы молодежь занималась «любимым делом», а старики находились на гособеспечении. Так - чтобы вечно - не бывает. Есть материальный мир, есть закономерности природы, есть влияние количества вещества на все процессы, совершающиеся в этом мире и не имеющие качество иллюзии.
Re: Серго: опять почти во всем согласен
dvm написал 15.04.2007 21:36
Согласен, ибо марксизм это изобретение с немецким менталитетом, а у нас в России это изобретение умножившись на российский менталитет превратилось в троцкизм. И Хрущев и Брежнев и все нынешние Чубайсы это все троцкисты просто разной степени отмороженности, а Сталин конечно был прагматичным и последовательным толстовцем, применяя насилие только в самых крайних случаях (как раз в случаях отмороженных троцкистов, а этих ребят и тогда да и сейчас хоть пруд пруди)
(без названия)
Человек из Питера написал 15.04.2007 18:01
Господа! Ну хватит .. а.. когда-то я проходил в институте все возможные варианты утопического социализма. Потом посмеивался над повестью Роберта Шекли "Билет на планету Транай" - современное представление об утопии.
Да нет никаких утопий.. Есть только один вид строя - рабовладельческий. Никаких других не бывавает в принципе. назови это утопическим социализмом. тоталитарным социализмом. христанским обществом, демократией.. не важно. самая "честная" система - это талмуд еврейский, который не стал морочить голову евреям и сделал просто. Все евреи - по определению господа, а все неевреи - рабы. Так стало гораздо проще. Евреям конечно - особенно.
Но никаких других вариантов никто не предложит. Рабов - всегда больше, а устройство гос-ва различается только методом сдерживания рабов. Поиски наиболее эффективных методов - каким образом сдерать рабов ведутся и сейчас.
Вот и все дела. Бесполезно об этом обо всем говорить. Неужели вы, умные врод е люди этого не понимаете. Говорить об утопии можно только если нашей сущности ничего не нужно. Пока есть тело - будет ТОЛЬКО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ ВАРИАНТ УСТРОЙСТВА МИРСА! Да и когда тела не будет - тоже не известно какие драки начнутся за то,чтобы сущности дали под солнышком энергии получить.
Короче.. все виды философии сводятся также к получению перимуществ одних над другими. А принципы "равенства" - всего лишь способ обмана. Это просто факт.
Короче говоря все что мы должны делать - сравнительно без потерь ждать своей участи. Как решит тот, кто нас создал - так и должно быть. Сами мы ничего не решаем. Нет у нас никаких прав. А кто считает,что это не так- ну побьется головой в стену лет 30-50 - может и поумнеет. А скорее голову разобьет - что одно и тоже в данном случае
Re: Силу можно побороть только другой силой
николай написал 15.04.2007 17:51
Вы говорите о естественной природе кризиса. Согласен с вами. Мне кажется-это фундаментальный вопрос новейшей истории.Теоретизировать о построении некого справедливого общества, забывая о том, что через 15-20 лет (если ни чего ради-кально не менять) нас ждет жуткий дефицит всего- начиная от нефти, газа и кон-чая питьевой водой. Это все равно, что проектировать прекрасный дворец, зная, что материалов хватит всего на один этаж. Что толку в этой красоте на бумаге!
Если бы во времена Христа все население Земли (около 150 млн) собралось послу-шать его Нагорную проповедь, то оно поместилось бы на площаде со стороной квад-рата 10 км (по расчетам Мосгордумы). А чтобы его нормально прокормить, доста-точно было сельхозплощадей всего 2,5% от нынешних потребностей. Но их уже сей-час только 70% от потребности. Сотни миллионов недоедают. Россия не исключе-ние, несмотря на огромную территорию. Через 20 лет население еще возрастет на 2 млрд. К чему я веду?
Получается, как не крути, а эпохе интенсивного развития чела приходит конец. Человек "с радостным брюхом" или похоронит себя, или его вытеснит с арены (сам он в силу своей ограниченности историческое место не уступит) человек новой эры, о котором говорили Христос, Толстой, Вернадский и др. великие, которые в силу своей гениальности, возможно такой исход предвидели.
Серго: опять почти во всем согласен
Обормотень написал 15.04.2007 14:12
Но почему "перешли" так незаметно от борьбы за справедливость к борьбе за обогащение восокопоставленных партийных работников? Потому что марксизм - типично буржуазное учение. И написано там не о том, что нельзя воровать, а о том, как воруют. А это, согласитесь, разные вещи. Даже по сравнению с традиционным христианством марксизм - шаг назад. Что есть жизнь по Марксу? Форма существования белковых тел. И почему эти самые белковые тела не могут обогащаться, если тем они удовлетворяют свои потребности? Ибо сказано: "Каждому по труду". Кто докажет, что господин Брынцалов или господин Чубайс берут больше, чем заработали?
Каждому непредвзятому человеку должно быть ясно, что первопричиной катастрофы коммунизма в России (и повсеместно) был как раз марксизм, принятый в качестве основы идеологии. Если бы коммунисты опирались на толстовщину, сейчас бы на Марсе цвели сады. Потому что жизнь по Толстому - это форма существования разума. И социальное равенство не есть глупая прихоть, а необходимое условие скорейшего развития этого разума. Это-то ведь и Вы не будете отрицать. И даже буржуазный идеолог Кейнс считал, что для скорейшего развития необходимо социальное равенство.
Я утверждаю, что марксизм - "подсадное" учение, специально вброшеное (как и теории Эйнштейна и Дарвина) в общественное сознание, чтобы воспрепятствовать развитию человечества. И успехи социализма в России связаны не с марксизмом, а с тем, что случайно (на самом деле конечно не случайно, но это отдельная тема) социалистическое строительство и России возглавил Сталин (поп-недоучка, если кто забыл), а в обществе были сильны толстовские идеи. Сейчас все это мертво, и мы видим, что творят чистые марксисты вроде Чубайса.
(без названия)
Павлик Морозов написал 15.04.2007 12:08
К сожалению идеологию нашего государства выстраивают Московские лидеры.Тенис, значит тенис по всем программам,или опять же горные лыжи...Сейчас вот Сочи...Лидеры не могут ничего нового!Национальные проекты-это те же пятилетки.Нужна сильная экономика,чтобы пенсия не три тысячи...А сейчас у нас в стране одна идеология-идеология воровства.А статья хорошая!
Re: Да просит
RE написал 15.04.2007 11:57
Ой, Обормотень, революция то в карманах, иль не знал? Вспомни, Куршавель, явно человек, плоть на месте. Можешь даже поспорить с ним на секс в трамвае, если конечно, сам этого хочешь.
Re: Re: азер - Б-В
Sergo написал 15.04.2007 08:59
Никакого "кризиса идеологий" нет. Дело вовсе не в марксизме. Как и не в танце. Дело в танцорах. С той же марксистской идеологией мы побеждали самых лютых врагов, опережали ведущие капстраны в области технологий, создавали непревзойденные шедевры гуманистического искусства. Сказались недостатки практической реализации принципов социализма, о чем уже написано множество статей. В частности, как правильно отмечалось, в изголодавшейся стране был сделан выбор на "неуклонное повышение материального благосостояния". Центром приложения усилий стал не человек, стала вещь. Удовлетворив рациональные, разумнеые потребности человека, мы не заметили как перешли грань целесообразности. По сути дела мы стали копировать буржуазную систему ценностей. Мы пришли от солидарного общества к соревнованию между соседями за лучший сервиз, ковер, машину, дачу, престижное собрание сочинений и т. п. В новых реалиях стала вырождаться управленческая элита общества, которая полностью деградировала в 80-х до уровня безмозглого Горби. При чем здесь марксизм, суть которого лишь в том, что нельзя воровать, нельзя паразитировать на труде подавляющего большинства людей? Ведь логика марксизма настолько ясная и очевидная, что его и не пытаются опровергать! Его просто замалчивают, исключают из программ, наполняя головы разным "плюралистическим" мусором...
Re: азер - Б-В
dvm написал 15.04.2007 07:10
Не надо преувеличивать роль обстоятельств и силы, времена, когда идеология типа сила есть ума не надо остались в каменном веке. Большевики победили именно потому, что имели желебетонную идеологию, которая в последующем и стала основой для построения великой державы СССР. И далее эту державу и разрушили из-за кризиса идеологии (а силища то какая была!).
Сегодня у нас в стране фактически кризис идеологии (СССР разрушили, а нового ничего создать не можем идеологии то нет!) поэтому и плетемся на чуждой российскому менталитету идеологическом поводке запада. Поэтому как только появится у нас в стране люди, которые предложат новую идеологию (основанную очевидно на христианских ценностях и русском менталитете) они запросто возьмут власть у нас в стране, а может быть и по всей планете (ибо кризис идеологии сейчас во всем мире). Так что сегодня, да и в обозримом прошлом (да очевидно и в будущем) главной и определяющей силой на земле является идеология!
Да, просит.
Обормотень написал 15.04.2007 04:00
Извините за вопрос, Вы в метро можете совершить половой акт? А почему нет? Плоть ведь просит?
Человек тем от амебы и даже от быка отличается, что не следует немедленно каждому зову своей плоти. Будьте человеком.
Re: Я вам один умный вещь скажу, вы тока не обижайтесь
Б-В написал 15.04.2007 02:55
Ага, Обормотень, это понятно. Непонятно, как без плоти прожить.Она же просит есть, просит обогреть, просит других инстинктов, которые вступают в противоречия с чисто духовным созерцанием обмена веществ в природе.
Я вам один умный вещь скажу, вы тока не обижайтесь
Обормотень написал 15.04.2007 02:43
На самом деле толстовщина - ЕДИНСТВЕННЫЙ выход из создавшегося положения. Ведомая что коммунистами, что либералами, будет Россия вечно блуждать в лабиринте, расшибая лоб о стены. Потому что и коммунисты-марксисты и либералы понимают только жизнь плоти. Больше производить, чтобы больше потреблять - это ведь и коммунистический лозунг. От каждого по способности, каждому по труду - под этим подпишется и Ротшильд. И не случайно все злейшие враги России сегодня - вчерашние высокопоставленные коммунисты. Я не утверждаю, что между ними (современными марксистами и современными либералами) нет никакой разницы, но вся борьба ведется грубо говоря в одной плоскости. В то время как выход находится в другом измерении.
Революция, как и война 14 года, была вовсе не случайным явлением. Ерцгерцога Фердинанда поджидали до зубов вооруженные боевики практически на каждом углу Сараева. И дорогу революции прокладывала целая армия эсэров - террористов, которые уничтожили 17.000 "царских сатрапов", от городовых до брата Императора. Федор Михайлович вовсе не случайно называл их "бесами", сейчас-то это очевидно, как иначе можно назвать кремлядь? Восхищен его прозорливостью, ведь сто лет назад за ррреволюционной фразеологией трудно было разглядеть их подлинные души. Сейчас остатки коммунистов, которые не заняты распродажей России в изумлении чешут репу и пытаются сообразить, что же произошло. Но иначе и быть не могло! Первая социальная революция произошла примерно 4000 лет назад в Древнем Египте и закончилась так же, как и в России-СССР, а именно восстановлением сословного государства в прежнем виде. Кровопролитная борьба за материальные блага ничего иного никогда и не даст. И если все события начала 20 века и не были прямо срежессированы какими-нибудь заморскими кукловодами, то уж общественные законы-то они постигли гораздо лучше коммунистов. И знали наперед, что Россия, руководимая марксистами, рано или поздно приплывет сама им в руки.
Очень хорошо, что предстоящая революция названа "революцией здравого смысла". Это и есть толстовщина. И для такой революции не нужно никакое кровопролитие. Революции, как и разрухи, происходят в головах - помните это, товарищи!
Re: Силу можно побороть только другой силой.
RE написал 14.04.2007 23:41
Азиз, мало. Давай еще.
Революция в 17-м
Б-В написал 14.04.2007 23:16
случилась по многим совпавшим обстоятельствам. Война 1914 года - одна из них. Мировые процессы противоборства - не менее важная. Внутренние причины - Временное правительство не "потянуло" лямку управления. Голод и разруха, и лозунги Ленина привели к Октябрьской революции. Народ поверил лозунгам и начал громить до основанья. Громить проще, особенно подкрасив погром романтизмом революционности процесса. Этика революций спишет "огрехи" сопутствующего насилия над правами и обязанностями. Гораздо труднее строить и перестраивать, не имея аналогов безконфликтного общежития. Значит конфликт должен работать, нужна система соревновательности конфликтующих составных в одном объеме. Социализм, т.е. государственная плановая экономика, плюс свободное частное предпринимательство. Пусть соревнуются на благо прогресса внутри страны. Снять налоги с мелких предпринимателей. Подрос до найма нескольких человек, заплати налог в казну. Нельзя, чтобы государство оказалось в заложниках у частных монополий. Но и без частного предпринимательства экономика деградирует. Китайцы сделали почти правильный выбор.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss