Кто владеет информацией,
владеет миром

Культура как эксгибиционизм

Опубликовано 14.05.2010 автором Елизавета Александрова в разделе комментариев 99

Культура как эксгибиционизм

В средние века детей, отданных в цирк, держали в бочках, чтобы кости, деформируясь, приняли уродливые формы. В бочку современной культуры поместили всё общество, атрофируя коллективное мышление.

– Читала Куэльо, – говорит сорокалетняя женщина. – Замечательно!

– Я слушала его аудиокнигу, – соглашается другая. – А как вам Дэн Браун?

Двадцать лет дебилизации не прошли бесследно. Стало хорошим тоном обсуждать третьеразрядные произведения. Смотреть картонные киноленты, больше похожие на нарезки компьютерных игр. Посещать выставки, экспонаты которых не говорят ничего ни уму, ни сердцу. Достаточно назвать это бестселлером или блокбастером, раструбить, что это – модно.

Мнение, как глаза, если нет своего, верят чужому. Неужели прав Писатель из «Сталкера» Тарковского, говоря о публике: «Они жрут, жрут… Гадость из себя вынешь, мерзость – жрут мерзость!»

Но, похоже, сегодня, в канун двадцатилетия антикультурной революции в России, рефлексирующие интеллигенты отошли в прошлое, произведение как повод, как приглашение к диалогу умерли, и публику откровенно насилуют, сводя отношения с ней к чистому фрейдизму.

Современные менеджеры от искусства видят свою задачу не в том, чтобы возвысить массы, как трактовали духовный прогресс пастыри прошлого, а, наоборот, опустить. Культура всего лишь бизнес. Это коммунисты вслед за эпохой Возрождения и русскими классиками провозглашали целью гармоническое развитие личности, раскрытие её эстетического потенциала, нынешние лидеры демократических режимов пошли по американскому пути, не приветствуя общегуманитарного образования, играя на понижение.

Приземлённый центр тяжести делает общество устойчивым, ведь осознание своей личностной значимости расширяет список претензий, удовлетворить которые государство не в силах. Но ограничение художественных запросов, замыкание их на комиксах, криминальном чтиве и Голливуде привело к девальвации вкуса, его плебеизации, когда шоу довлеет над истиной. Каток масскультуры утюжит сильнее пролеткультовского, Маяковский, предлагавший сбросить Пушкина с корабля современности, сегодня отдыхает.

«Если ты хочешь прославить своё имя, разрушай всё, что другие построили, ибо ты не можешь строить выше, чем строили твои предшественники, и нет подвига более прекрасного для обретения славного имени», – в V веке наставляла мать короля-варвара. Не этому ли следуют творцы новояза и самозваные глашатаи российского «постмодернизма»?

Они подменили собой весь пласт русской классической литературы, в результате Золотой и Серебряный век сменились веком злата и серебра. К чему морализующий Толстой, страдающий Достоевский? А тургеневские девушки? И антоновские яблоки Бунина далеко не золотые.

Выворачивая наизнанку прошлое, которое сегодня одновременно замалчивают и забалтывают, привычные понятия наполняют новым смыслом, точно старые мехи молодым вином. Под удавшейся жизнью надо понимать судьбу нового русского, под любовью – замужество на Рублёвке, под честным словом – офисный договор. Больше себя из себя не выжмешь, чему могут научить книги сегодняшних властителей дум? Они сделаны по одной схеме, их населяют плоские персонажи, вычерченные, будто по лекалу, и кочующие из одного сенсационного шедевра в другой.

Но если отбросить ангажированность критиков, рекламу СМИ, непритязательность вкусов, то за очередным творением проступает голое, как король, авторское «я», в котором – пустота. Советскую цензуру сменила куда более жёсткая. В современном искусстве царит полнейшая свобода от всего, кроме банковского счёта.

У хозяев московских ресторанов и торговых фирм модно быть писателем. А чего проще? Пишется как слышится, издаётся как платится, покупается как пиарится. Отношения менеджеров, будни топ-моделей, проблемы бизнесменов заполнили книжные полки и толстые журналы.

При этом «производственную тематику» вполне бы искупал талант, эротические сцены – погружение, как у Набокова, в глубины подсознания, навязывание себя – богатство лексики, образовательный и художественный ценз. Но, увы! Бедный язык, которому бы позавидовали и спартанцы, стилистические и орфографические ошибки, авторы точно соревнуются, кто сильнее исковеркает литературный язык, начинив его матерщиной, жаргоном, американизмами, смешав в словах латиницу с кириллицей.

И эти книги можно встретить в библиотеках Германии и Франции, в букинистических магазинах Израиля и США, они представляют сегодня страну Чехова и Шолохова. Постоянные участники круглых столов, эти авторы входят в писательский интернационал, становясь членами пен-клубов, лауреатами многочисленных премий, созданных для внутреннего пользования. Тесен их круг, попасть в него невозможно ни за какие литературные заслуги, не усвоив нехитрую истину: кто продаётся, тот и издаётся!

Живописцев сегодня зовут картинщиками, «творчество» переместилось в инсталляции, перфомансы и боди-арт. А миллионы молчат из опасения выглядеть невеждами, смятённые тотальной пропагандой безвкусицы, пав жертвой шарлатанства. Велика сила внушения!

А стоит только возвысить голос о здоровом начале, трезво взглянув на вещи, как свора крикунов-критиков обвинит в недоразвитости вкуса, отсутствии чутья на запросы эпохи и непонимании современного искусства.

Интересно, кто кроме ангажированных искусствоведов его понимает? Что бы сказал Рембрант о чёрном квадрате Малевича, или Пракситель о скульптурах Церетели? «Культурный» слой носит корпоративно-замкнутый, кастовый характер, напоминая феодальный ремесленнический цех. Пропуском в него служат связи и денежные вложения, а в России, с её табелью о рангах и традиционной, неискоренимой семейственностью, ещё и происхождение. Со временем эти наследники Герострата превращаются в икону, их индекс цитирования взлетает до небес, и посмертно они входят в историю, отражая эпоху. Печальную эпоху деградации.

Причины культурного упадка коренятся в самом общественном устройстве, духовная болезнь нашей цивилизации носит системный характер. Стоит только положить в основу культурной жизни экономический принцип, включить искусство в товарно-денежные отношения, ориентируясь на прибыль, как всё остальное придёт автоматически, точно тумблер повернули к вырождению, включив программу самоуничтожения. Деньги, не поставленные под контроль, разъедают, как метастазы, их огненная стихия, укрощённая в камине, служит очагом, а разбушевавшаяся на ветру превращается в пожар. Под светлыми лозунгами свободы и комплиментарной аргументации, мол, люди сами разберутся, что читать и смотреть, расцветает невежество. Без воспитания народ, как заброшенный ребёнок, превращается в маугли.

И закономерно, что сегодняшнюю культуру олицетворяет группа проныр, демонстрирующих себя. Их ряд будет удлиняться, это только кажется, что дальше некуда, однако приходят всё глупее, пошлее, развязнее. У регресса и прогресса нет предела, как у неба – крыши, а у ада – дна.



Рейтинг:   3.61,  Голосов: 103
Поделиться
Всего комментариев к статье: 99
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: По теме
LevXIII написал 14.05.2010 17:28
Если уж так надо в сорокинщину окунуться, то вот другой классик: "Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором,
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой
Хоть и морщуся, да тру"
(А. С. Пушкин)
Малевич
LevXIII написал 14.05.2010 17:21
Мужики, да Малевич просто СТЕБАЛСЯ! Весь век сходил с ума - ну и Малевич за ним... "Вот давайте, я побегу впереди всех... Мажут что-то - а я даже уродские линии мазать не буду. Квадрат - вот и все, вот и хрен вам!".
Ну выпендрился, спустил сперму... А потом, уже в неподляглой Польске, Малевич рисовал портреты, стилизованные под польские парсуны XVII века. Побаловались - и Вася.
Вслед за приватизацией последовала идиотизация
к.б.н. Андрей Полеев написал 14.05.2010 17:17
Цитирую wood 06.01.2010 : "Население страны сокращается", а идиотов все больше.
Re:
Копсель-Алчаков написал 14.05.2010 16:10
Вернее: "... А только фильмы мистера Секонда приносят мне деньги"
("Человек с бульвара Капуцинов")
(без названия)
Копсель-Алчаков написал 14.05.2010 16:08
" - Как вы могли... как вы могли смотреть эту гадость?
- Гадость, гадость, мистер Фест, жуткая гадость!.. Ну если б Вы знали, как я тоскую по Вашим фильмам, мистер Фест. Ведь они и в самом деле могли сделать меня человеком. Но только истина, мистер Фест, заключается в том, что в нашей стране только деньги могут сделать джентльмена человеком. А деньги мистера Секонда приносят мне деньги..."
Re: Re: Re: Re: Re: получите хотя бы самообразование и потом пишите, не тратьте чужое время
Вершинин Владимир написал 14.05.2010 15:25
Благодарю за отклик, ув. Leesti!
С Вашим суждением об энтропии согласен: еще Н.Винером было показано, что наиболее вероятным состоянием, к которому стихийно стремятся все сложные системы, является ХАОС, который сам собой возникает, как только мы ослабляем нашу активность по производству системообразующего порядка.
Об этом и мысль Х.Ортеги-и-Гассета в его "Восстании масс", когда он говорит о новом "массовом" (западном) человеке:
"...видя мир так великолепно устроенным и слаженным, человек заурядный полагает его делом рук САМОЙ ПРИРОДЫ и не в силах додуматься, что дело это требует УСИЛИЙ людей незаурядных. Еще трудней ему уразуметь, что все эти легко достижимые блага держатся на определенных и нелегко достижимых ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ, малейший недобор которых незамедлительно развеет прахом великолепное сооружение. Пора уже наметить первыми двумя штрихами психологический рисунок сегодняшнего массового человека: эти две черты - беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и - второе - врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Обе черты рисуют весьма знакомый душевный склад - избалованного ребенка".
Человечество остывает (энтропия!), и вместо "просвещенного дикаря" Руссо - гедонистический "дикарь с мобильником", освоивший англо-американскую культуру коротких мыслей и фраз, да инфантильных идиом, и расчищающий дорогу "бестии инстинкта", способной оставить после себя пустыню и перед которой могла бы смутиться "белокурая бестия" фашизма. Способствовать этому могут лишь те, кто имеет "запасные" родины, куда можно было бы в случае чего "свалить".
С такими гражданами и "слиняла" Россия в три дня февраля 1917 г. (В.Розанов). Гражданами, для которых русская нация лишь тем и славна, что носит кушаки, сарафаны и пьет чай из самоваров, когда "весь "русский дух" <...> не идет дальше фальшивого, поддельно народного фразерства, высочайше утвержденного "дю-рюсс с петушками", дурного quasi-pyccкoгo лубка XIX века <...> ; все <...> православие не идет дальше торжественного архиерейского молебна в табельный день с провозглашением многолетия высочайшим особам" (кн. Н.Трубецкой).
Так и российский "новый человек" - это дюжинный буржуа-мещанин, вызревший в ПОСТсталинском СССР, для которого нет такого НАЦИОНАЛЬНОГО унижения, которое он не готов вынести ради того, чтобы избежать опасной конфронтации - "Идет чумазый и, кажется, уже пришел" (М.Салтыков-Щедрин).
Re: Весельчак Джонни
Оболдуй,профессор написал 14.05.2010 15:11
До того,как стать профессором,я был доцентом.Хуле непонятного?
Re:
Репортер написал 14.05.2010 15:05
Из записных книжек Сергея Довлатова:
"Заговорили мы в одной эмигрантской компании про наших детей. Кто-то сказал:
- Наши дети становятся американцами. Они не читают по-русски. Это ужасно. Они не читают Достоевского. Как они смогут жить без Достоевского?
На что художник Бахчанян заметил:
- Пушкин жил, и ничего".
Профессору
Весельчак Джонни написал 14.05.2010 14:35
Слушай,а кем ты был в прошлой жизни,может засветишь свои эксники?
Если стыдно,то хоть намекни-"была ли у тебя прошлая жизнь"?
Что-то мне твое лицо кого-то напоминает.
Размышление
Весельчак Джонни написал 14.05.2010 14:28
Бах в начале своего пути,играя в соборе на органе,нередко обрамлял музыку(не им написанную)оригинальной импровизацией,чем вызывал
недовольство прихожан привыкших к старой мелодии.
Те прихожане не чествовали Баха,но кем ОН является сейчас для нас!!!
Re: По теме
Оболдуй,профессор написал 14.05.2010 14:26
Увидев в Вас книголюба и настоящего ценителя прекрасного,настоятельно рекомендую прочесть рассказ А.С.Шленского "Туалет Торжество ульракоммунизма".
http://zhurnal.lib.ru/s/shlenskij_a_s/wc.shtml
В отличие от Толстого,А.Шленский,врач по профессии,со знанием дела описывает процесс дефекации.
Во всем виноват Малевич
Вирмалайсет написал 14.05.2010 14:15
У каждого времени свои Церетели - иначе не появились бы пирамиды египтян, майя и, кстати, Колосс Родосский (пафос и формат - те же самые).
А что квадрат Малевича все покоя не дает?
Дворянский классик Пушкин? Он-то как раз на абрамовичской яхте современности востребован. Припечатал родную словами о "русском бунт, бессмысленном и беспощадном" так рпипечатал! Так ли уж неправ был Маяковский?,))
qweqwe
Весельчак Джонни написал 14.05.2010 14:12
Начни с самострела!
qweqwe
qweqwe написал 14.05.2010 14:05
Читая ваши посты я понял,что россию могут спасти только массовые растрелы при обсалютном условии,что координатором растрелов и последующим генсеком должен быть непременно Я.Тоесть для меня это почти уже,как аксиома.Вы реальные придурки.
(без названия)
Денис написал 14.05.2010 13:58
Хорошая статья, Лиз. Взвешенная и без надрыва.
(без названия)
Свистун С. Приплясом написал 14.05.2010 13:58
== Все лучшие годы мои пришли на Советский Союз. ==
- Дед! А когда лучше жизнь была - сейчас или при Сталине?
- Конечно, при Сталине! У меня тогда стоял...
По теме
Весельчак Джонни написал 14.05.2010 13:53
Ну и закругляясь по этой теме хочу поделиться тем,что я услышал от одного
из ведущих писателей нашего времени.
На мой вопрос :"Какую следует написать книгу,чтобы она читалась и чтобы на ней можно было подзаработать?",он ответил:"Книга должна называться-"Из жизни кремлевских пидарасов",но написав эту книгу надо успеть получить за нее деньги
и смыться-что очень сложно".
По теме
Весельчак Джонни написал 14.05.2010 13:30
Лучшее,что я читал-это проза простых писателей 1970-1980(примерно) годов.
Небольшие повести,новеллы-это было всегда мне по душе.
В нынешнее время лучшее,что я читал-это исторические книги Радзинского.
Сейчас много публикуется мемуаров-очень неплохих.
===============================================
Понимаете,читать ересь Толстого в наше время сложно.Нынешний читатель не
дурак и понимает,что не бросались женщины под поезд по тем причинам которые
выдумал Толстой.Не было и таких "воскресений".Не было зарезанных жен как у него в известной повести.Не было большинства событий которые он описывает в "Войне и мире".
Зачем он нам вешал лапшу на уши?Зачем он был "зеркалом революции"?
Писатель просто не ел мясо и от нехватки полезных веществ стал злым,
раздражительным,"больным на голову".
Нужен ли нам такой писатель?
=================================================
Я буду с вами,друзья, откровенен,когда я читал 30лет(где-то)назад "Войну и мир",я все время думал :"Вот как Наташа Ростова по 5 часов проводит на баллах,
а Толстой ни разу не написал о посещении ею туалета(уборной типа сортир).
Почему наш классик не поделился описанием этого процесса.
И вообще:"Как был устроен туалет тех времен,тем более на балах"?
Сколько было унитазов?Почему все это не описал наш Левчик?
Какого типа были смывные бачки и работали ли?
Чем подтирали зад?Если газетой,то какой?
Вот о чем надо было писать Леве!!!
кстати, о гимне России
диалектик написал 14.05.2010 13:16
Слова гимна России Михалков слепил в том же жанре бесвкусицы и профанации.
Братскому народу предписан срок всего лишь вековой.
роман"Антибард" Александра О&#8217;Шеннона
Оболдуй,профессор написал 14.05.2010 12:42
Эта пейсательнишка ,Лизка А.,начала всерьез засорять форум своими нетленками.Навалом литературы можно найти в интернете,тот же самиздат.На любой вкус и цвет.
Недавно прочел роман "Антибард" Александра О&#8217;Шеннона.Вещь просто супер.Потрясла сцена в ванной,где главный герой приходит в себя и обнаруживает,что ипет знакомую и уже достаточно долго(вода в ванной остыла).Становится холодно и неуютно.А он кончить не может!Начинает фантазировать,чтобы вызвать эякуляцию.После вымученных фантазий у него получается.Жизненно,живо,образно.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss