В приемных покоях больниц пациенты из россиян всегда сидят с испуганными, тревожными лицами: "Ой, доктор, неужели меня положат в больницу?".
У гастарбайтеров неизменно диаметрально противоположная реакция: они в диком восторге, глаза сияют: "Меня положат в больницу!!!" Они очень удивлены тем, что бывает бесплатная медицина. Они счастливы. Оживлены. Возбуждены. Сразу хотят проверить, что еще здесь можно. "А курить здесь можно? Я хочу курить!." Впрочем, насторожены и готовы при отпоре сдать назад. Вы можете себе представить на Кавказе или в Средней Азии бесплатную медицину? Для человека с гражданством другой страны? А для человека вообще без документов?
Уверенность населения в своем праве получать то или другое бесплатно косвенно характеризуется таким показателем, как количество жалоб. Со слов докторов, моих старших коллег, при СССР жалоб от людей, которые ни за что не платили, но были всем недовольны, в администрацию разных уровней поступало неимоверно. Жалобы по качеству обслуживания писали массово, на всех, на милиционеров, на продавцов, на дворников, на врачей... Народ был убежден. что любое должностное лицо перед ним в неоплатном долгу.
В девяностые годы наступила почти полная тишина. Народ проникся, что халява закончилась и больше никто никому ничего не должен. В нулевые годы на фоне определенного, пусть формального и непоследовательного, возврата к идеологии СССР количество жалоб снова начало расти. В медицине в настоящее время оно достигает примерно 20-25% от уроня жалоб при СССР - это по примерным оценкам моих коллег, статистических данных, насколько я знаю, нет. Что происходит сейчас и как в это вписывается волна "бесправных" (без гражданства или вообще без документов) мигрантов?Они равны в правах с россиянами без документов, и права эти достаточно велики.
От социальной сферы СССР, в частности, от бесплатной медицины, вопреки широко распространенному представлению сейчас осталось довольно много. Остались психиатрия и фтизиатрия - две огромные по количеству зданий, персонала и других ресурсов сети медицинских учреждений, которые ориентированные на работу в основном с люмпенизированными пациентами, у которых про паспорт и полис смешно спрашивать. Бывают, конечно, туберкулезные и психиатрические больные из нормальных семей, но это, так сказать, островки среди моря бомжей. Мощь советской системы присмотра за бомжами - осталась. Сколько еще сейчас в мире стран, где человека без документов могут бесплатно лечить в больнице месяцами? (Да и с документами тоже...)
И эти мощности теперь работают на мигрантов - которые, как любые приезжие, изворотливее и расторопнее местных. Интересно, что россияне в массе своей даже не представляют, сколько всего при нахальстве и везении можно бесплатно получить у госудраства, и часто искренне считают, что теперь все только платное (воистину, по Андропову, мы не знаем страны, в которой живем).
Возможности совершенно законно паразитировать на государстве на самом деле были и остаются огромными. Конечно, эти возможности есть прежде всего в крупных городах, в центральной и северо-западной России. В южных регионах - простота нравов, не заплатишь - возьмут за руки, за ноги и выкинут. Так вот, в крупных городах для людей без паспортов и полисов осталась от советской эпохи скорая помощь и все городские больницы, куда эта скорая помощь людей привозит. Там за два-три дня могут много всего сделать совершенно безвозмездно. На практике это выглядит примерно так: на улице находят человека без сознания. По виду приезжий из теплых краев, без документов. Задумаемся над его дальнейшей судьбой.
Скорая доставляет его в дежурную по городу больницу. Его выхаживают, при необходимости оперируют (хирургическая бригада, в которой хирург получает иногда зарплату меньшую, чем санитарка, за счет того, что у нее совмещение, много ночных часов и большой стаж - она же не училась восемь лет, а сразу пошла работать). Через какое-то время этот человек немного приходит в себя. Он неразборчиво произносит что-то, похожее, к примеру, на слово "Ташкент" - таким образом определяется место его жительства. Его немедленно переводят в местную психиатрическую больницу, - если их в городе несколько, то обычно какая-то одна принимает иностранцев, - с диагнозом , ну, скажем, слабоумия (если много пить и стукаться головой, оно развивается довольно быстро) или просто органического поражения головного мозга.
Варианты его дальнейшей судьбы примерно следующие. Если произойдет чудо, то есть если врачи сумеют узнать его имя, найти его родственников и выцарапать у них документ, подстверждающий его регистрацию в Ташкенте, можно будет организовать его эвакуацию в психиатрическую больницу Ташкента. За счет РФ он поедет в Ташкент, при этом при нем обязательно должно быть сопровождающее лицо от больницы (эвакуатор), сопровождающему лицу тоже нужен билет - туда и обратно. Дожидаясь, пока для него выделят деньги на эвакуацию на родину, он может безмятежно жить в больнице годами. Это все оплачивают налогоплательщики РФ. Речь идет не о каком-то экстраординарном случае, а о том, что происходит постоянно, таких людей скорая помощь подбирает ежедневно..
Если родственники иностранного пациента скажут, что они все уже живут здесь, им именно здесь очень удобно посещать своего любимого брата, или отца, или дедушку, но вот забрать его к себе они никак не могут, заняты, работают (трудолюбивые же!), пациент останется в больнице на полном государственном обеспечении до конца жизни. Если родственники не объявились, документы пациента ни найти, ни восстановить не удалось, он живет в больнице, пока не умрет от старости. Возможен вариант, при котором он долечится до значительного улучшения состояния и откажется уходить, объяснив, что будет жить здесь, так как больше негде. Естественно, наши соотечественники тоже порой все это делают, и стариков подкидывают на казенное попечение, и сами на на это же попечение пристраиваются, но они при этом живут в своей стране, то есть имеют на свинства определенное моральное право:). Парадоксально, но россияне в таком случае почему-то не называются несчастными, невинными, бесправными и какими там еще жертвами социальных катастроф, а называются негодяями.
Новая мода на жалость к мигрантам накладывается на традиционную, можно сказать, фундаментальную для нашего общества жалость - жалость к пьяницам. Ну не любим мы трезвых, они как-то жалости не вызывают. Мы вообще не любим норму, нам пострадать надо. Мигранта очень жалко, потому что он мигрант, жертва социальной катастрофы, а если это еще и пьющий мигрант, его жалко уже в безумной степени. Несмотря на все разговоры про ислам и нравственное совершенство архаичных обществ, мигранты, по моим собственным наблюдениям, бухают не хуже наших, не вспоминая ни про какой ислам. В случае развития делирия ("белой горячки") им в обычной больнице бесплатно сделают детоксикацию, заодно их вымыв, переодев в чистое, сделав ряд анализов и обследований, - и это они уже выучили блестяще ( в отличие от русского языка). То, что наша мораль и, соответственно, наша социальная сфера нередко "не распознает" разницы между гражданами и не гражданами РФ, возможно, в каких-то ситуациях было неплохо, но сейчас все изменилось, не граждане - не снаружи страны, а внутри, и в огромном количестве. Минусы и плюсы поменялись местами. То, что было сильной стороной, теперь стало уязвимым местом.
О так называемом фашизме.
При СССР практиковались в определенных случаях принудительная стерилизация - например, если женщина с шизофренией поступала в больницу в психозе и с беременностью, без шума и пыли делался аборт и перевязывались маточные трубы. Чтобы не увеличивалось количество сумасшедших. И оно не увеличивалось. А сейчас посмотрите, что происходит... Нарастающая неадекватность российского общества отчасти обусловлена, помимо социально-экономических катаклизмов, тем, что как раз подросло первое из поколений тех самых детей, которые при СССР бы просто не родились.
Союза нет, закрытая и сложная система исчезла. В открытую меры по регуляции рождаемости среди людей, стойко рожающих по пятнадцать детей, несмотря ни на какие социальные катастрофы, и этим обеспечивающих новые и новые волны мигрантов, естественно, невозможно даже намеками обсуждать без обвинений в фашизме. Нецивилизованные меры мы не можем себе позволить, цивилизованные меры не работают, остается только надеяться, что как-нибудь все разрешится, и желательно бы относительно бескровно. Как у Высоцкого: "Быть может, все провертится и соусом приправится..."
г. Санкт-Петербург
От редакции: Судя по всему, автор хочет выглядеть врачом, но им не является, иначе бы знал, что в операционную бригаду санитарка не входит, и получать больше, чем хирург, не может ни при каких обстоятельствах. Сестра - да, может, если хирург молодой, а у сестры лет 30 стажа. Что совершенно справедливо, кстати. Медицинская сестра - это отдельная и совсем не простая профессия.
Обычно по таким мелочам видна истинная компетентность автора. Но не это важно, а важен сам вопрос - зачем мы с ними возимся, с "чужими"?
Для начала - о справедливости. В республиках бывшего СССР, кроме "европейских" балтийских государств (там фашизм расцвел уже пышным цветом), система призрения страждущих точно такая же, как в РФ, т.е. с остатками советской. Причем чем более дремуча республика, тем более "советская" в ней медицина. Чем просвещенней - тем больше фашизма.
Мне случалось и получать, и оказывать медицинскую помощь в Таджикистане, причем в условиях войны - никто ни про какие медицинские страховки не просто не спрашивал, их просто не существовало. И про оплату - тоже. Никаких "за руки, за ноги" - не надо клеветать на коллег, которые часто намного человечней нас. Я помню главного врача больницы в Калай-Хумбе, это на самой границе с Афганистаном, на Памире - у них вообще не было никакого подвоза лекарств, они собирали травы и варили снадобья еще по рецептам Галена и Авиценны, щипали корпию - и оказывали помощь всем. Это "все" были поголовно нищими, взять с них вообще было нечего, кусок хозяйственного мыла - и то был ценностью. Этого врача потом расстреляли духи.
Мне оказывали помощь в городской больнице Севастополя с почечной коликой - никто даже не заикнулся о деньгах.
Зачем же говорить о том, чего не знаем? Нам жалко миску супа и несколько уколов грошового лекарства? Или мы мыслим в масштабах страны: "шесть бабок - рубль двадцать"?
Но все равно важный вопрос - за что платим?
Объясняю - платим за то, чтобы оставаться людьми. Ведь можно не оказывать помощь гастарбайтерам - пусть подыхают (они, кстати, и так подыхают в полный рост). Мы ведь - патриции, это нам положены социальные блага, а дворнику-узбеку, который убирает за нами говно за половину зарплаты, - ему не положено.
Понятно или не понятно, о чем я? Я не об абстрактной жалости, я о фашизме. Фашизм начался с перевязывания труб шизофреничкам, со стерилизации душевно больных. Вот именно с этого он и начался, с улучшения качества "человеческого материала". Потом появились знаменитые расовые законы, лагеря и так далее.
Вы только представьте себе - эти "черные" не только тут болеют, они тут и размножаются, причем часто от них рожают "белые". И как? Принудительный аборт будет в самый раз? Унтерменьшей от смешанных браков не лечить, не учить, а лучше всего выбраковывать еще в роддоме?
Кстати, платим мы за собственное милосердие не так уж и много, я бы сказал - считай что совсем не платим. Достаточно посмотреть на бюджетные расходы на медицину. Хотя за одну яхту гражданина Абрамовича всех гастарбайтеров можно было бы лет 10 лечить в ЦКБ...
Анатолий Баранов
|
|