Оживлённый отклик в интернете и печати получил беспрецедентный шаг патриарха Кирилла - церковное благословение и напутствие российской олимпийской команде. Особенно ехидный характер эти комментарии приобрели на фоне столь же беспрецедентно слабого выступления отечественных олимпийцев...
К духоте привыкаешь - особенно, если она наступает не вдруг, а исподволь, постепенно. Тем паче, если её набожно именуют "духовностью". Мы ко многому привыкли за последние годы. Привыкли, например, к тому, что пыль с драгоценных настенных фресок Андрея Рублева, переданных в распоряжение церкви, на которые даже дышать нельзя, теперь стирается с помощью мокрой тряпки, намотанной на швабру (и об этом нам сообщает не какой-нибудь сектантский листок, воюющий с РПЦ, а официозные "Известия").
Привыкли к тому, что со страниц газет напрочь исчезли привычные с советских времён вполне невинные юмористические - в духе Жака Эффеля - карикатуры на ангелов, чертей, богов и т. д.
Привыкли к тому, что вольнодумную художественную выставку в Сахаровском центре сперва безнаказанно громят, потом сажают её устроителей на скамью подсудимых, и прокурор гневно требует для них тюрьмы...
Но всё-таки каждое очередное расползание вездесущей и всепроникающей "кабалы святош" вызывает в обществе весьма едкий иронический отклик.
Последний раз церковники предоставили такой повод, когда Святейший Патриарх Кирилл торжественно благословил российскую олимпийскую команду. Тотчас, ещё до начала Игр, в интернете посыпались язвительные комментарии на это событие, типа такого: "А если наши спортсмены не выиграют на Олимпиаде, придётся крестик на стол положить?"
... Но когда Россия по итогам Олимпиады и впрямь оказалась за пределами десятки сильнейших спортивных держав, поток анекдотов об этом знаменательном событии приобрёл лавинообразный характер. Например:
"Похоже, Патриарх, напутствуя нашу олимпийскую команду, поставил на ней крест".
"Перед Олимпиадой в Ванкувере спортсменов впервые напутствовал и благословлял Патриарх Кирилл. Вот я и размышляю: Патриарх должен заботиться прежде всего о душе спортсменов; гордыня - смертный грех; олимпийские медали - хороший повод для гордыни... результат закономерен!"
"В России сначала человек умирает, а потом его отпевают. А олимпийскую сборную сначала отпели, а потом отправили умирать." "Как сказал Патриарх Кирилл: "Главное не победа, а причастие!"
... Самое любопытное, что причина этих и других подобных шуток - не только и даже не столько в проигрыше российских олимпийцев. Сколько в том, что люди задаются простым и резонным вопросом: "А не лучше ли оставить Богу Божье, а барону де Кубертену - декубертеново?"
Да и уместно ли вообще церковное благословление на участие в Олимпийских играх, посвящённых богам олимпийским?
Как известно, все положенные по традиции религиозные церемонии в честь этих богов торжественно проводятся в Греции перед началом каждых очередных Игр. Когда в 1980 году Игры проводились в Москве, официальная советская печать нисколько не скрывала их языческо-религиозного характера. Например, публиковала молитву богу Зевсу в день зажжения олимпийского огня.
Вот цитата из тогдашней прессы: "Я обращаюсь к тебе, о Зевс, - провозгласила главная жрица храма Геры, - чтобы лучи Феба зажгли факел, пламя которого, перенесённое на стадион в Москву, озарит своим сиянием благородные и мирные соревнования народов всего мира!". А рядом советские газеты помещали интервью с той же "главной жрицей храма Геры"...
Современная российская печать вопрос о религиозном посвящении Олимпийских игр предпочитает обходить стыдливым молчанием. Ещё бы - сунешься со своими неуместными напоминаниями как раз под руку Святейшему Патриарху, и навлечешь на свою голову громы и молнии, - не Зевсовы, конечно, а разгневанной "церковной общественности". Однако, может быть, и церковникам стоило бы хоть немножко задуматься о причинах и подоплеке столь, мягко говоря, невосторженной общественной реакции на символический шаг Его Святейшества? Хотя где там...
|
|