Кто владеет информацией,
владеет миром

О сталинизме в цвете радуги

Опубликовано 15.02.2010 автором Владимир Кручинин в разделе комментариев 88

О сталинизме в цвете радуги

Не думал, что заурядный воскресный вечер может стать каким-то откровением. Но этот - стал.

Я с любопытством ждал этого дня. Казалось бы, уже привычная технология опробована на известных и всеми любимых фильмах. И фильмы, бережно окрашенные в цвета радуги, ничего не потеряли, а наоборот, только приблизились к нам, стали современнее что ли. Цветная война там, где улетали в бой одни черно-белые старики, или цветной Штирлиц – все стало еще более реальным.

Цветомузыка сюжета позволила открыть новые грани истинных произведений искусства.

И вот новая попытка – «Волга-Волга». Я не ждал каких-либо новых открытий. Советский музыкальный фильм, сделанный в советском духе. Фильм из романтичной эпохи, в спорах о которой сломано много копий.

Ну, чего необычного можно было увидеть? Я и начал его смотреть, чтобы отдохнуть душой, отключиться от проблем сегодняшнего дня. Но уже в начале фильма, увидев Ильинского в его гротескной роли Бывалова, я словно обо что-то споткнулся. Ведь видел фильм уже не раз – но почему не видел того, что вдруг открылось теперь? Может быть, надо было пережить не столь далекое прошлое?

Что сказать? Уже на первых кадрах у меня возникла ассоциация. Я вспомнил другой фильм из другой эпохи – фильм о карнавальной ночи. Талантливый фильм, сделанный талантливым режиссером. Не стану утверждать, что Рязанову было проще, хотя очень хочется сказать, что ему было от чего плясать. Две комедии. Каждая – о своей эпохе. И каждая – точно соответствует идеологии своего времени.

Я не отрывался от экрана до самого конца фильма. Я знал фабулу фильма назубок, но не фабула меня интересовала. Я жадно искал то, что так ненавидят в сталинском искусстве люди определенной категории. Искал - и не увидел.

Да, я увидел дурака-руководителя – гротескного, смешного, раздутого до безобразия, но все же определенно милого. Я видел наивных, смешных людей – простых и таких искренних. Да, я услышал множество фраз, которые с полным правом получили жизнь после этого фильма – ни одно поколение советский людей смеялось над «шульбертом» или над «примите у них брак и выдайте им другой».

Красивые песни – того времени, смешные сценки – того времени, широкий пространственный сюжет – в соответствии со своим временем. И ни одного пакостника – все герои положительны.

Но причем здесь карнавальная ночь? Да вроде бы и ни при чем. Фильм изначально цветной. Такая же незамысловатая фабула. Такой же нелепый товарищ Огурцов, исполняющий указание «весело встретить новый год». Симпатичные влюбленные в исполнении Белова и Гурченко. И тоже песни, красивые и запоминающиеся, которые пела потом вся страна. Такая же борьба с глупым руководителем – смешным исполнителем-карьеристом.

Правда, нет того пространства и причастности к общей жизни страны - мир сужен до размеров одного дома культуры. Но это, конечно, мелочь по сравнению с сатирой на то же самое социальное явление. И только одно различало и различает эти фильмы. Повторюсь: каждый – о своей эпохе. И это различие – какие-то 20 секунд экранного времени там и там.

В фильме Рязанова главный герой высмеян народом и унижен пренебрежением руководителя партийной организации. В фильме Александрова главный герой тоже высмеян, но не унижен. Более того, нигде на протяжении фильма не встретить вообще никаких намеков на «руководящую и направляющую». Нельзя же название парохода «Иосиф Сталин», дважды появившееся в кадре, всерьез считать таким намеком – там еще была «Севрюга» и куча других названий.

Ну и что, скажет уважаемый читатель? Ничего. Я почему-то вспомнил еще один хороший фильм – «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Не комедия – драма. О хорошем человеке, поставленном в сложную жизненную позицию, когда он оказался на пути заслуженного хозяйственного руководителя. Будучи, в сущности, прав, он должен был стать изгоем. И спас его секретарь парткома.

Я уже не смог остановить свою мысль. В памяти возникли сюжеты других послесталинских фильмов. «Короткое лето в горах» - с таким же финалом. Климовское «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» - тоже комедия, и тоже «легким движением руки» секретарь горкома убирает с дороги дурь героя Ролана Быкова. Причем фильм Элема Климова – это уже послехрущевский фильм!

Что это? Только не говорите, что иначе деятели искусства просто не могли. В смысле не могли не подчеркнуть особую роль партии в нашей жизни. Разумеется, не могли – истина избитая. Но кто давал соответствующую установку? Партийные органы, разумеется. Но почему же в фильме Александрова нет даже намека на такие указания? Нет там партии – ни в одном кадре! Только один народ – вместе со своими дураками.

Ведь партия была руководящей? Была. От нее многое зависело? Конечно. Но, думается, кем-то делалось все, чтобы максимально снизить излишнее воздействие ретивых и заслуженных партийцев на нормальных советских людей. Иначе не было бы Булгакова с его «Белой гвардией». Не было бы и «Тихого Дона». И жаль, что от грандиозного замысла человека, проклинаемого и поносимого многими, осталась только Конституция 1936 года, самая демократичная в мире того времени – это, кстати, по отзывам всех ее врагов.

Жаль, что партия не дала осуществить то, что должно было ей сопутствовать, и превратила ее во многом в декларацию.

Вот такие мысли навеяны цветом и музыкой. Вам не по душе? Ну, что ж – бейте.



Рейтинг:   3.93,  Голосов: 43
Поделиться
Всего комментариев к статье: 88
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
ответ
Леонид Жура написал 15.02.2010 22:06
Жыдоведофф:
"Приспособленцы,копировщики и подражатели, а боле - нихуя."
А чего скопировал Басснер в "Белой акации гроздья душистые", Блантер в "Катюше", "В лесу прифронтовом",
Дунаевский, Френкель, Фрадкин???
А кавалерист Доватор, партизан Кунников, танкист Драгунский (пять раз возвращался на передовую после ранений). И мн.др.
Жыды. конечно, но ...как воевали!!!
Почитай Эдуарда Ходоса ("Пиздец подкрался незаметно". Многое поймешь.
Он как раз и пишет о засильи жидов в финансах, искусстве, культуре и тд.)
Только виноваты в этом наши национал-предатели!
лЁня, не возбуждайся...
жЫдоведоФФ - ДальССкий написал 15.02.2010 21:41
НЭ. Нэнадо!
У тебя не получится, ранее получалось, а сейчас - ну никак нЭполучится!
Ибо - обрезали тебя наголо, заподлицо...
А вот, с тоРРчиллой, нащет жЫдовССкого " искуССтва" - абСОЛЬЮТно согласен.
Приспособленцы,копировщики и подражатели, а боле - нихуя.
(без названия)
Советский написал 15.02.2010 21:32
опять моральные уроды чернухи накидали.Мудаки.
Re: коммент
Владимир, профессор написал 15.02.2010 21:26
Леонид, очень интересные ссылки. Я раньше их не знал. Спасибо.
ответ
Леонид Жура написал 15.02.2010 21:18
жЫдовдоФФ - ДальССкий
Могет быть, могет быть...
Сначала на беломорье костьми"
Ух, какие страсти!!!
Ты, Жидоведоффф, ну чисто Новодворская!
Или Коротич с Адамовичем!
А где должны были отбывать наказание преступники?
На каких курортах, санаториях???
Re: коммент
Торри челли написал 15.02.2010 21:18
Я с тобой разобрался.
коммент
Леонид Жура написал 15.02.2010 21:13
Автор:
"Да согласен я! Не бейте больше "
Но...замечание все же объявляю!
Небольшое такое замечание... :)
В статье с особо изощренным цинизмом
проигнорирован факт выступления артистов филармонии перед каждым вечерним сеансом кино!!!
Торри!
Ты уже разобрался с "неправильной амплитудой биения тона" в картинах великого русского художника Исаака Левитана?
..." Может быть, он просто и был тот самый народ - один из нас?"...
жЫдовдоФФ - ДальССкий написал 15.02.2010 21:11
Могет быть, могет быть...
Сначала на беломорье костьми, а потом в виде мяса и фарша - из "любимого"
народа,- в войну.
И всегда так залихвастки смеялССо !
В этом ему не откажешь.
Да-ужЪ !
Ну и такая, прям, - ИпоХА-ХА-ХА!!!, радостная и сладостная, что главное дело, как ни фильма, так просто - сЦИРК !, да и только...
О сЦИРКе позже.
Журе
Автор написал 15.02.2010 21:05
== Да нет, старина!
Как ни пафосно это звучит, Сталин любил свой народ! ==
Да согласен я! Не бейте больше :-)
Торри челли
Автор написал 15.02.2010 21:03
== Подобного рода нюансами можно пренебречь ==
Согласен
коммент
Леонид Жура написал 15.02.2010 21:02
Автор:
"Ох, как же мне не нравится это: "любил свой народ". Может быть, он просто и был тот самый народ - один из нас?"
Да нет, старина!
Как ни пафосно это звучит, Сталин любил свой народ!
Это подтверждается массой документов.
!Письмо комроты Егорова", "Письмо Рюмина" и др.
АП РФ - Ф.3. - Оп.58. - Д.72 л. 1
копия, подлинник рукописный л. 2-3
от 11.09.34 г.
т. Куйбышеву, Жданову.
Обращаю Ваше внимание на приложенные документы, особенно на записку Ревиса. Возможно, что содержание обоих документов соответсвует действительности. Советую:
а) поручить комиссии в составе Кагановича, Куйбышева и Акулова проверить сообщение в документах;
б) вскрыть до корней недостатки “следственных приемов” работников бывшего ОГПУ;
в) освободить невинных пострадавших, если таковые окажутся;
г) очистить ОГПУ от носителей специфических “следственных приемов” и наказать последних “невзирая на лица”.
Дело по моему, серьезное и нужно довести его до конца.
Привет!
И.Сталин
P.S. А.РЕВИС писал из Соловков
27 июля 34 г.
(Цит.по О.Мозохин «Право на репрессии», стр.202)
ЛУБЯНКА. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 - март 1946
Документ №11
Постановление политбюро ЦК ВКП(б) о предании суду работников НКВД Якутской АССР1
16.01.1939
Строго секретно
111 — Вопрос Вышинского
Утвердить предложение т. Вышинского о предании суду Военного трибунала Ефимова и Тимофеева — работников НКВД Якутской АССР за необоснованный арест и избиение учителя Гаврильева.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 57. Д. 96. Л. 114. Копия. Машинопись.
Протокол № 67.
Только этот массив документов не публикуется...
Статья очень понравилась...
Жаль, что молодежь не знает о том времени!!!
Тезке :-)
Автор написал 15.02.2010 21:01
== Не придирайся, тезка ==
Не буду :-) Просто фразу "мой народ" часто любят использовать правители, взлетевшие и забывшие, откуда они. Я в этом смысле.
Re: ВСЕМ, КТО ОТОЗВАЛСЯ
Владмир, профессор написал 15.02.2010 20:55
А разве каждый из нас не может любить свой народ? Не придирайся, тезка. Конечно, Сталин был один из нас, он был кровно связан с созданным им великим государством СССР и выпестованным им великим советским народом. Такой титанический труд способен выполнить лишь тот, кто любит людей и хочет сделать их лучше.
Re: Владимир
Торри челли написал 15.02.2010 20:54
Да,вот именно-все так и получается.Умер вождь и стала меняться атмосфера.Другие слова заговорили.Другие песни запели.И НЕ сразу.Два года-громадный срок,что бы ЗАГОВОРИТЬ по другому.Согласен с тобой только насчет БАЗЫ.Насчет ЗАПАСОВ.Их так скоро не растранжиришь-настолько они были громадны.
Re: ВСЕМ, КТО ОТОЗВАЛСЯ
Торри челли написал 15.02.2010 20:49
Подобного рода нюансами можно пренебречь.Если есть НАРОД,то и выбирает он СВОЕГО царя.А царь только тогда будет успешен,когда он будет ЧУВСТВОВАТЬ народ и ощущать свою к нему принадлежность.Шкура тут не прокатит.
Тори челли
Владимир, профессор написал 15.02.2010 20:48
Интересно у тебя получается: до 1953 года был один "дух", в 54 сразу стал другой.
Да ничего подобного. Заложенный Сталиным дух честности, уважения к закону, знаниям, образованию, труду позволил нам и после ухода Сталина еще многие годы двигаться вперед темпами, которые поражали мир. На том сталинском наследии был запущен и первый спутник, и спущен на воду первый атомный ледокол, и Гагарин стартовал. Даже тупой Хрущев не смог за 10 лет все испоганить, хотя и преуспел:
снизил зарплату профессорам, сравнял зарплату инженеров с рабочими, сблизил учителей с уборщицами, вывел номенклатуру из-под контроля госбезопасности и т.д.
На запасах того сталинского духа мы еще тридцать лет продвигались, пока совсем не остановились к середине восьмидесятых. Вот тогда горбачевы-яковлевы и всякие прорабы перестройки и объявили социализм несостоятельным.
ВСЕМ, КТО ОТОЗВАЛСЯ
АВТОР написал 15.02.2010 20:41
Спасибо, друзья. Честно говоря, не ожидал. Написал то, что чувствовал после просмотра фильма. Кстати, может обратили внимание - ГРОЗА не оцвечена. Сохранили черно-белые вспоплохи, черно-белую воду. Но хуже от этого не стало.
А что касается Сталина... Вот тезка-профессор написал:
== И еще наверное потому Сталин этот фильм любил, что любил свой народ. ==
Ох, как же мне не нравится это: "любил свой народ". Может быть, он просто и был тот самый народ - один из нас?
Владимир
Торри челли написал 15.02.2010 20:26
Послушайте,Владимир! Для профессора Вы могли бы быть и посообразительнее.В одном коротеньком абзаце наделали кучу ошибок.Не позавидуешь Вашим студентам.Объясняю Вам на пальцах Ваши ошибки.1.Про евреев я подробненько рассказал-что как и почему.Разжевал Вам.Тем не менее Вы ПОЧЕМУ ТО задаете мне вопросы про это самое-что,как и почему.Спуститесь вниз и там найдете ответы на Ваши вопросы.
2.Я НЕ говорил,что "карнавальная ночь" говорит НЕ про сталинское время.Вам понятно? НЕ говорил.Я говорил,что "карнавальная ночь" есть еврейская ухудшеная копия "Волги-Волги" и сделана с переложением на те времена когда она создавалась.Вышла в прокат она в декабре 1956 года,т.е. фактически в 1957 году.И дух картины и сам сюжет с ее песнями,музыкой и языком говорит что картина была сделана после смерти Сталина и передает ИМЕННО ДУХ 1954-1957 годов.А это уже ДРУГАЯ эпоха.Рязанов говорил о СВОЁМ времени,взяв для примера идею из "Волги-Волги".И даже главного артиста и персонажа.Сталина тут Не просто мало,а вообще нет.
Так что и "задумка" была послесталинская.Это настолько ясно,что и говорить то тут неочем.
3.Я Не говорил,что в "Карнавальной ночи" еврейские песни.Я сказал,что картину делал еврей.Разницу понимаете? Передергивать не будете?
4.Могу добавить,что "Покровские ворота" сделаны в 1982 году и ОПЯТЬ передают дух НЕ сталинской "эпохи",а те же 50-е годы.И в этом смысле перекликаются с "Карнавальной ночью",но сделаны,конечно же хуже.У еврея Рязанова была ухудшеная копия с "Волги-Волги",а у еврея Козакова ухудшеная копия Карнавальной ночи".
(без названия)
Советский написал 15.02.2010 19:53
Сегодня с огромным удовольствием посмотрел теперь уже цветной-"В бой идут одни старики"-очень доволен.Фильм смотрится свежо и современно.Рекомендую!
Re: Re: Кручинину- Владимир, профессор (15.02.2010 16:14)
Владимир, профессор написал 15.02.2010 19:48
Спасибо, Советский, за интересную информацию.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss