Кто владеет информацией,
владеет миром

О сталинизме в цвете радуги

Опубликовано 15.02.2010 автором Владимир Кручинин в разделе комментариев 88

О сталинизме в цвете радуги

Не думал, что заурядный воскресный вечер может стать каким-то откровением. Но этот - стал.

Я с любопытством ждал этого дня. Казалось бы, уже привычная технология опробована на известных и всеми любимых фильмах. И фильмы, бережно окрашенные в цвета радуги, ничего не потеряли, а наоборот, только приблизились к нам, стали современнее что ли. Цветная война там, где улетали в бой одни черно-белые старики, или цветной Штирлиц – все стало еще более реальным.

Цветомузыка сюжета позволила открыть новые грани истинных произведений искусства.

И вот новая попытка – «Волга-Волга». Я не ждал каких-либо новых открытий. Советский музыкальный фильм, сделанный в советском духе. Фильм из романтичной эпохи, в спорах о которой сломано много копий.

Ну, чего необычного можно было увидеть? Я и начал его смотреть, чтобы отдохнуть душой, отключиться от проблем сегодняшнего дня. Но уже в начале фильма, увидев Ильинского в его гротескной роли Бывалова, я словно обо что-то споткнулся. Ведь видел фильм уже не раз – но почему не видел того, что вдруг открылось теперь? Может быть, надо было пережить не столь далекое прошлое?

Что сказать? Уже на первых кадрах у меня возникла ассоциация. Я вспомнил другой фильм из другой эпохи – фильм о карнавальной ночи. Талантливый фильм, сделанный талантливым режиссером. Не стану утверждать, что Рязанову было проще, хотя очень хочется сказать, что ему было от чего плясать. Две комедии. Каждая – о своей эпохе. И каждая – точно соответствует идеологии своего времени.

Я не отрывался от экрана до самого конца фильма. Я знал фабулу фильма назубок, но не фабула меня интересовала. Я жадно искал то, что так ненавидят в сталинском искусстве люди определенной категории. Искал - и не увидел.

Да, я увидел дурака-руководителя – гротескного, смешного, раздутого до безобразия, но все же определенно милого. Я видел наивных, смешных людей – простых и таких искренних. Да, я услышал множество фраз, которые с полным правом получили жизнь после этого фильма – ни одно поколение советский людей смеялось над «шульбертом» или над «примите у них брак и выдайте им другой».

Красивые песни – того времени, смешные сценки – того времени, широкий пространственный сюжет – в соответствии со своим временем. И ни одного пакостника – все герои положительны.

Но причем здесь карнавальная ночь? Да вроде бы и ни при чем. Фильм изначально цветной. Такая же незамысловатая фабула. Такой же нелепый товарищ Огурцов, исполняющий указание «весело встретить новый год». Симпатичные влюбленные в исполнении Белова и Гурченко. И тоже песни, красивые и запоминающиеся, которые пела потом вся страна. Такая же борьба с глупым руководителем – смешным исполнителем-карьеристом.

Правда, нет того пространства и причастности к общей жизни страны - мир сужен до размеров одного дома культуры. Но это, конечно, мелочь по сравнению с сатирой на то же самое социальное явление. И только одно различало и различает эти фильмы. Повторюсь: каждый – о своей эпохе. И это различие – какие-то 20 секунд экранного времени там и там.

В фильме Рязанова главный герой высмеян народом и унижен пренебрежением руководителя партийной организации. В фильме Александрова главный герой тоже высмеян, но не унижен. Более того, нигде на протяжении фильма не встретить вообще никаких намеков на «руководящую и направляющую». Нельзя же название парохода «Иосиф Сталин», дважды появившееся в кадре, всерьез считать таким намеком – там еще была «Севрюга» и куча других названий.

Ну и что, скажет уважаемый читатель? Ничего. Я почему-то вспомнил еще один хороший фильм – «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Не комедия – драма. О хорошем человеке, поставленном в сложную жизненную позицию, когда он оказался на пути заслуженного хозяйственного руководителя. Будучи, в сущности, прав, он должен был стать изгоем. И спас его секретарь парткома.

Я уже не смог остановить свою мысль. В памяти возникли сюжеты других послесталинских фильмов. «Короткое лето в горах» - с таким же финалом. Климовское «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» - тоже комедия, и тоже «легким движением руки» секретарь горкома убирает с дороги дурь героя Ролана Быкова. Причем фильм Элема Климова – это уже послехрущевский фильм!

Что это? Только не говорите, что иначе деятели искусства просто не могли. В смысле не могли не подчеркнуть особую роль партии в нашей жизни. Разумеется, не могли – истина избитая. Но кто давал соответствующую установку? Партийные органы, разумеется. Но почему же в фильме Александрова нет даже намека на такие указания? Нет там партии – ни в одном кадре! Только один народ – вместе со своими дураками.

Ведь партия была руководящей? Была. От нее многое зависело? Конечно. Но, думается, кем-то делалось все, чтобы максимально снизить излишнее воздействие ретивых и заслуженных партийцев на нормальных советских людей. Иначе не было бы Булгакова с его «Белой гвардией». Не было бы и «Тихого Дона». И жаль, что от грандиозного замысла человека, проклинаемого и поносимого многими, осталась только Конституция 1936 года, самая демократичная в мире того времени – это, кстати, по отзывам всех ее врагов.

Жаль, что партия не дала осуществить то, что должно было ей сопутствовать, и превратила ее во многом в декларацию.

Вот такие мысли навеяны цветом и музыкой. Вам не по душе? Ну, что ж – бейте.



Рейтинг:   3.93,  Голосов: 43
Поделиться
Всего комментариев к статье: 88
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Фурманову
Почемукин написал 18.02.2010 22:27
№ газеты - читать номер газеты
Фурманову
Почемукин написал 18.02.2010 22:25
Фурманов (15.02.2010 23:24) "А источник-орган ЦК ВКП(б) газета "Правда""
Орган можно было не называть, а № газеты не мешало бы.
Фурманову
Почемукин написал 18.02.2010 22:21
Фурманов (15.02.2010 23:24) "А источник-орган ЦК ВКП(б) газета "Правда""
Орган можно было не называть, а № газеты не мешало бы.
Re: Енто, Ляксашка, не опшибка...
Александр Загонов написал 18.02.2010 08:47
Вова! у меня это действительно ошибка. Даже не ошибка - опечатка. А вот в твоей писанине ошибок нет, ибо она (писанина) точно отражает уровень твоего интеллекта. Много еще вас таких бродит по округе. Вас учить надо. Как сказал один литературный герой - "Дураков надо учить.Ежели дураков не учить, то от них проходу не будет"
(без названия)
Кислюк написал 17.02.2010 18:33
Я не согласен, когда говорят про советские фильмы, что и герои там нетипичные, и показуха сплошь. Полно в жизни было и Губановых (герой Урбанского в фильме "коммунист"), и простые
люди не были равнодушными. Вот газета Рязано- Уральской ж.д."Рабочий транспорта" за 24.10.1952г. Читаешь пожелтевшие страницы и чувствствуешь дух времени, как люди болеют за общее дело. Пишут простые рабочие, машинисты, электоромеханики. Только перьи летят от начальственных начальников. Критикуют по полной и партийных деятелей: "Позиция, занятая партийным бюро сдужбы и заместителем начальника дороги тов. Арояном ничего общего не имеет с требованием Устава", "В службе пути козыряют показателями". Кстати, имя Сталина встретил в двух статьях: "И.В.Сталин корреспонденту "Правды" насчет атомного оружия" и "Решения XIX съезда партии- боевая программа". Мы встречались классом по случаю 40 лет окончания школы. У одной нашей однокласницы отец, бывший фронтовик, в те годы был секретарем парткома крупного газопромысла. Жил с семьей с удобствами во дворе, когда уже многие начальнички более мелкого ранга, но попронырливей, получили благоустроенные квартиры. Считал, что он как коммунист не имеет права жить в такой квартире, когда многие еще живут в коммуналках. Потом наступили новые времена и так он и умер, живя в старой квартире с удобствами во двре. Нет, много было людей с чувством достоинства и чести.
С кем вы инженеры человеческих душ?
Сергей Гупало, Казань написал 17.02.2010 18:01
Интеллигенция первая реагирует на неблагополучие общественной жизни. Она максимально ранима, не только потому что зависима от господствующей идеологии духовно и физически , но и потому что в истинно высоком своем состоянии обладает даром предвидения. Сила интеллигенции в связи с передовой идеологией.
ответ
глас написал 16.02.2010 19:03
мне из последних фильмов запомнились два,где не оскверняют советскую власть-это "граница-таежный роман"(там даже в конце герой Башарова смотрит в окно поезда и говорит"смотри,какая у нас великая страна")ну,и "72 метра"где показан сильный черноморский флот во времена СССР,ну,и то говно,что последовало от развала этого флота.и все!в остальном кино шаблон-молодые герои рождаются и живут в поганом СССР,где их всячески принижает власть,селятся в деревянных разваливающихся домах,но и туда их не хотят заселять партфункционеры-но,о,чудо,приходит демократия,и они как один становятся успешными людьми,со всеми последствиями-пример-жена смотрит вербное воскресение,я плююсь и иду в другую комнату читать.военные фильмы-никакого героизма,везде зверствует НКВД,у меня дед был НКВДшник,орденоносец,рассказывал отцу,как воевали-отец,видно после этих рассказов смотреть военные фильмы не может.комедии-вообще отдельная тема-тупизм полный.сдох кинематограф,а продажные режиссеры,типа рязанова,вольготно чувствовахших себя при советской власти,теперь ее поливают дерьмом,и говорят,что она их притесняла.чтож,и фильмы стали на несколько порядков хуже.Быковский В бой идут одни старики я смотрел раз 20,и посмотрел бы еще,а вот того же мы из будущего мне хватило раза,так что за 20 лет дерьмократические режиссеры не создали ничего,сравнимого с "волгой-волгой"
Re: Re: Re: Нузывая тату 1957 год...
Торри челли написал 16.02.2010 10:46
Характерно,что недавно он снял "Карнавальную ночь-2".Но так как по старости лет не разобрался куда ветры дуют,то и фильм получился никакой.Копия со своей же копии.Идеи там,естеественно,нет.А что есть? Вонь есть.Если у еврея нет идеи,еврей просто воняет.надо же куда то свое говнистое нутро девать.
Re: Re: Нузывая тату 1957 год...
Торри челли написал 16.02.2010 10:41
Значит-или был заказ жыду Рязанову конкретный(что вряд ли)или этот жыд УЧУЯЛ своей жыдовской жопой в какую сторону грести.
Re: Нузывая тату 1957 год...
Торри челли написал 16.02.2010 10:10
Согласен с тобой,Володя,на 1000%.Евреи ВСЕГДА работают на заказ.Выражаясь русским языком-держат нос по ветру.Ничего-ничегошеньки у них никогда не было.Это же гельминты.
Любителю
АВТОР написал 16.02.2010 10:03
Техническую ошибку ПРИЗНАЮ :-)
Странно, что больше никто не заметил.
Re: Re: ответ аЖУРным проФФесцорам. - жЫдоведоФФ - ДальССкий
жЫдоведоФФ - ДальССкий написал 16.02.2010 09:39
Ну-так пондравилось, что по прочтению - Сцикал кЫпяткоМ.
Особливо : " Во общем читай Носовского - Фоменко там ВСЕ расписано и разжевано даже для таких тупых как ты! ".
Да-уж !!!
Нузывая тату 1957 год...
wolodja написал 16.02.2010 09:15
"31 Торри челли Добавлено: 15.02.2010 20:26
...
Вышла в прокат она в декабре 1956 года,т.е. фактически в 1957 году"
++++++++
паячай_мудто учегда парамаличивають...о "Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве":
"VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по "освобождению" народа от сталинской идеологии. Заграница была в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уже о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала, Цейлона. На Московский фестиваль молодежи и студентов приехали 34 тыс гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы 2 тыс журналистов.
СССР был герметически закрытым обществом. Слово "иностранец" было синонимом слов "враг", "шпион". За исключением разве что представителей стран соцлагеря, но даже и к ним относились с подозрением. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков. Благодаря фестивалю, в столице появились парк "Дружба" в Химках, гостиничный комплекс "Турист", стадион в Лужниках, автобусы "Икарус", стиляги и фарцовщики.
Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход".
"Первый всемирный фестиваль молодежи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. В нем приняли участие 17 тысяч человек из 71 страны. Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955). Первые фестивали проводились с периодичностью раз в два года. В конце 40-х — начале 50-х годов наблюдался рост числа участников и число стран, которые они представляли".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%91%D0%B6%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2
Енто, Ляксашка, не опшибка...
wolodja написал 16.02.2010 09:04
"71 Александр Загонов Добавлено: 16.02.2010 04:46 ...
Заголовок:
Прошу прощения за техническую ошибку в слове "голову"..."
енто,Ляксашка, оно самое.... провидение... на тавою брехню...
Re: В.Кручинину
Любитель написал 16.02.2010 08:52
Техническая ошибка!
"секретарь горкома убирает с дороги дурь героя Ролана Быкова".
В роли диоектора пионерлагеря был не Р.Быков , а Е.Евстегнеев.
Фурманову
АВТОР написал 16.02.2010 08:27
== Вместе с генеральной линией колебались и авторы упомянутых худ.фильмов.Чего почему то в упор не видит,или прикидывается,что не видит,автор. ==
Статья, в общем-то, не о том. Но уж раз пошел разговор...
Да, колебались. Автор это видит... :-) Чаще всего колебались - потому что разделяли линию. Были и иные. Как в 1993 при разгоне Верховного Совета. И никто не славит "верных ленинцев от ильича до ильича". Не только сталинское время - любое время имеет периодизацию. И своих героев, настоящих и мнимых.
А вот весь следующий Ваш текст не опровергает, а именно подтверждает главную мысль статьи.
Так что не вполне понятно, откуда столько эмоций.
Re: ответ аЖУРным проФФесцорам. - жЫдоведоФФ - ДальССкий
Пессемист написал 16.02.2010 07:43
Включи ка на минуту свою единственную извилину и ответь на вопрос -
А какого хрена евреи (целый народ и ввввесьма многочисленный судя по библии) делали в выжженной солнцем пустыне (жили якобы там на протяжении столетий -тысячелетий!) где даже сегодня жить хреново? (не считая побережья). То есть на территории современного Израиля?
Для меня очевидно, что современная история тех времен ОЧЕВИДНОЕ ВРАНЬЕ!
А теперь возьми современную Турцию - развалины СОТЕН античных городов по всей территории, даже в горах! И во многих городах стадионы-коллизеи на 50 - 70 ТЫСЯЧ МЕСТ! И это - ЕДИНСТВЕННАЯ территория на планете Земля, где СТОЛЬКО античных городов, ни в Греции, ни в Италии НЕТ даже 10 процентов от этого количества!
И куда ИСЧЕЗЛИ эти МИЛЛИОНЫ античных жителей (заметь белая раса людей, отнюдь не современные турки!) этих городов с территории современной Турции?
Куда? Единственный путь - ТОЛЬКО на Север, ибо завоеватели пришли с юго-востока (турки-сельджуки!). Вот и ушли МИЛЛИОНЫ античных жителей современной Турции кто на северо-запад (вот тебе швейцарские евреи-банкиры,часовщики и австрияки, в т.ч. еврей Гитлер), чисто на север - польские евреи (Гитлер их как минимум в Польше около трех миллионов истребил) и наконец северо-восток - г.г.Одесса,Киев и далее.
Так вот жители этой самой античной Турции свою страну называли ИУДЕЕЙ(!), а столицу Иерусалимом, находящуюся как и сейчас на территории г. Стамбул!
Для меня очевидно, что и датировка тех событий СОЗНАТЕЛЬНО западными историками из Ватикана была отнесена на ТЫСЯЧУ лет в прошлое. Во общем читай Носовского - Фоменко там ВСЕ расписано и разжевано даже для таких тупых как ты!
(без названия)
Александр Загонов написал 16.02.2010 04:46
Прошу прощения за техническую ошибку в слове "голову".
(без названия)
Александр Загонов написал 16.02.2010 04:41
Читаю, как тут пишут иные "очень русские", и оторопь берет - это как же надо ненавидеть русскую культуру, что бы так коверкать русский язык. Ни одному еврею это и в голоау не придет.
Мимоходом.
STARIK написал 16.02.2010 02:48
Хорошая статья. В те времена, разумная критика всегда приветствовалась. Тогда не было неприкасаемых. Любой зажравшийся чинуша мог лишиться своего поста, если он явился героем фельетона. И народ тогда был попроще и намного душевнее чем сейчас. Вспоминаю строки из одной песни, "Зачеркнуть бы всю жизнь, да и снова начать". А сейчас всю страну превратили в дурдом, где нет места душевному творчеству.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss