Полубородые очкарики
Кто смотрел телевизор и читал журналы десять-пятнадцать лет назад, тому хорошо знаком этот тип интеллигента. Стандартное невыразительное лицо. Нижняя его часть украшена чем-то средним между щетиной и бородой. За стеклами маленьких круглых очечков глаза, в которых, кажется, навсегда застыла скука. Нижняя губа брезгливо оттопырена. Такое впечатление, будто владельцу этого лица уже все на свете надоело.
Речи и статьи такие же типовые, как и лица. Постоянная ирония, ерничанье надо всем вокруг. Однако общий тон весьма унылый. Взгляд на мир снисходительно-презрительный. Между строк сквозит основная мысль: «Смысла нет, цели нет и не надо, все это чушь. Главное свобода, хотя и она тоже чушь». В общем, постмодернизм, чтобы не выразиться покрепче.
Для постмодерниста, как известно, ничего святого быть не может. Впрочем, для этой категории людей кое-что святое все же есть. Это интеллигенция та, к которой они причисляют и себя. Она не только ум, честь и совесть нашей эпохи (а заодно и всех остальных), но еще и ось, вокруг которой вращается мир.
Очкасто-щетинстым господам глубоко безразлично все, что происходит за пределами этой социальной группы. Ранний этап становления этого феномена в свое время описал Солженицын в знаменитой статье «Образованщина». Многие черты интеллигенции подмечены им верно, однако, когда я читал эту статью, мне так и хотелось процитировать автору дедушку Крылова: «Чем кумушек считать трудиться ». Но это так, к слову.
Конечно, антисоветизм у этих господ так и прет из всех щелей, но все же он вторичен. Это лишь производное от ощущения собственной элитарности и ненависти к быдлу. Быдлу, по их понятиям, место в стойле, а, стало быть, нужно поскорее свергнуть тот строй, который его из стойла выпустил. Нужно, наконец, предоставить полную свободу интеллектуальной элите страны, соли земли русской.
Чужаки в чужом краю
Вскоре после падения СССР эта группа людей не то чтобы исчезла, но отошла на второй план. Героями дня стали сначала бандиты, а затем чиновники участники строительства «Путин Инкорпорейтед», по меткому выражению М. Калашникова. А где же наши полубородые очкарики? Да тут они, родимые, никуда не делись! И, между прочим, неплохо устроились.
Взгляните хотя бы на президентскую администрацию: тут вам и рафинированный интеллектуал Павловский, и знаток «Вех» историк Колеров, и многие другие. Наши герои преотличнейшим образом нашли общий язык с «новыми русскими». Благо долго искать и не пришлось: они изначально говорили, по сути, на разных диалектах одного языка.
Интеллигенты изначально чувствовали свою чуждость «этой стране» у них, вопреки Марксу, сознание определило бытие. Ну а «новые русские» строят свое благополучие на том, что лишают Россию жизненно важных ресурсов и поэтому опять-таки не могут считать «эту страну» своей. Вот потому-то они с интеллигентами и рады друг другу, как бывают рады, встретив земляка на чужбине.
«Да полно, многое ли зависит от этих интеллигентов? пожмет плечами иной читатель. Разве страной правят они?». В каком-то смысле действительно правят. Ведь то общество, в котором мы сегодня живем это как раз воплощение схемы, выкристаллизовавшейся в умах тех самых московских интеллигентов.
«Россия-2»
Прежде всего, это общество строго иерархично. «Высшие» настолько отделены от «низших», что друг с другом они практически нигде не пересекаются. Теперь-то страданиям утонченных господ пришел конец: они избавлены от необходимости общаться с грязным быдлом, от которой они так мучились в советские времена. Для них есть, по выражению автора сайта «Владимир Владимирович.ру», «Россия-2», чистая и благопристойная страна, жителей которой ни в малейшей мере не волнует «Россия-1».
Затем, это общество лишено какой бы то ни было цели. Этот тот самый постмодернизм, который всецело овладел умами нашей интеллектуальной элиты, при этом практически не затронув всех остальных. Зачем то, зачем это? А низачем! Смысла нет, и искать его не нужно.
В наибольшей степени это относится к государственной машине. Уж она-то в путинской России точно не имеет ни смысла, ни какой-либо задачи. Она просто существует, управляя исключительно собой. Этакий часовой механизм, работающий сам по себе и со стрелками часов никак не связанный. Таким же постомодернизмом проникнуты и все заявления высших чиновников государства.
Смысл этих заявлений заключается именно в их бессмысленности, в отсутствии какой-либо связи с реальностью. Это просто тексты которые, с точки зрения современного интеллигента, самоценны. Именно так: текст важен сам по себе, безотносительно к тому, о чем в нем говорится.
Образ мышления этих интеллигентов очень точно описан в статьях Сергея Кара-Мурзы особенно в «Страхе и жестокости демократа». Пусть «Россия-1» по отношению к «России-2» пока что не агрессивна она внушает страх, а потому с ней можно не церемониться. Ни предприниматель, ни чиновник, ни бандит на такую жестокость по отношению к народу не способны такую людоедскую мог бы разработать только литературный критик или университетский профессор.
Высшая варна
Всем, кто хочет получше изучить психологию наших властителей, настоятельно советую прочитать статью Юрия Аммосова «Дваждырожденные (Вся надежда на быдло)». Статья очень интересна, хоть и написана явно с либеральных позиций. Довольно верна, хоть и с оговорками (о них чуть ниже) проводимая автором аналогия с индийской системой каст: интеллигенты брахманы, чиновники и бизнес-элита кшатрии, ну а все остальные шудры, к которыми можно не церемониться (для полноты аналогии мелких предпринимателей можно отнести к вайшьям).
Точнее всего, пожалуй, аналогия с брахманами знатоками и хранителями идейной основы, на которой строится общество вместе с государством, экономикой, культурой и другими сторонами жизни.
Брахман может и вовсе не иметь никакой официальной должности зачем, если для этого есть кшатрии? Но он хранит и развивает те законы, на основе которых действует власть.
А теперь та самая оговорка. Кастовая система может успешно действовать лишь при одном непременном условии: если низшие сословия САМИ ощущают себя низшими, сами сознают, что их долг трудиться для блага господ (которые в их глазах чуть ли не полубоги).
Но в сегодняшней России этого что-то не заметно. Для наших сограждан «господа» не высшая раса, а просто другой народ, устроивший для себя в России другую страну. Никто им не поклоняется, и служить им за честь тоже никто не считает.
Но «брахманы» все еще очень сильны. Даже сейчас они контролируют умы (хоть и слабее, чем пятнадцать лет назад) через прессу и телевидение, через книги, через кинематограф; и сегодня они вливают в них то самое ощущение бессмысленности всего, которое уже насквозь проело их самих. На этом поле мы с ними тягаться, конечно, не сможем возможности не те. Остается одно: тщательно изучить врага, выискать все его слабости и постараться их использовать.
|
|