Кто владеет информацией,
владеет миром

Восставшая из пепла

Опубликовано 07.12.2009 автором Петр Киле в разделе комментариев 43

Восставшая из пепла

На днях в Москве после длительной и самой тщательной реставрации скультурной группы Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница» снова появился высоко в небе символ новой эпохи, равнозначный по значению «Давиду» Микеланджело для Флоренции после кровавых лет смуты. Именно в эти дни в интернете я наткнулся на статью «Ренессанс и Советская культура», опубликованную еще в 2007 году, но всплывшую почему-то только сейчас, по крайней мере, для меня. Автор статьи - Булавка Л.А., доктор философских наук, сотрудник Института культурологии. Ничего подобного о русской истории и культуре, тем более о советской эпохе в наши дни, не читал.

Ведь всякое сопоставление явлений искусства и мысли в России и в странах Европы как с точки зрения западников, так и славянофилов (два сапога - пара) сопровождалось неизменно рефлексией уничижения и юродства, что закончилось разрушением великого государства и отказом от его идеологии и культуры. Случай небывалый в истории человечества, невероятный, нелепый, трагический для народов не только России.

Между тем нечто подобное уже наблюдалось в истории европейских стран - с ослепительным восходом эпохи Возрождения и с ее кровавым закатом при искрах костров инквизиции и религиозных войн, что однако не отменило поступательного хода исторического процесса, с формированием капитализма и с веком Просвещения, когда были осознаны величайшие достижения Ренессанса в сфере культуры.

Приходит пора осмысления и освоения достижений, смысла и значения и русского Возрождения, с тем трагедия России обернется ее победой и торжеством. В отношении XVIII и XIX столетий исследование, самое предварительное, произведено в книге эссе «Ренессанс в России» (2002). Она до сих пор не издана, возможно, из-за малой предприимчивости ее автора, но последние три года активно читается в интернете, можно даже подумать, что в каких-то школах и вузах введен новый курс «Эпоха Ренессанса в России». Занимаясь историей и эстетикой русской музыки рубежа XIX-XX веков как музыкой Ренессанса, я оказался неожиданно для себя, последовав за Глазуновым, Мясковским и Прокофьевым, в СССР. Для меня не было сомнений, да с этим ощущением я рос с самого раннего детства, что эпоха Ренессанса в России начинается или завершается советской эпохой. И ее завершение, кровавое, трагическое, я наблюдал воочию, с горестным чувством и с удивлением осознавая впервые ренессансные явления в русской истории и культуре со времен преобразований царя-реформатора.

И вот проступает тема «Ренессанс и Советская культура», в которой ведется сопоставление двух величайших эпох в истории человечества. С европейским Ренессансом как будто все ясно, а советская эпоха? Два десятилетия целыми сутками все российские СМИ, такова идеология РФ на уровне правительства, заняты «преступлениями Сталина», сведя к ним историю Октябрьской революции и СССР. Учебники переписаны, великие даты отменены. О Ренессансе в России не хотят и слышать.

Но всякая клевета недолговечна. Женщина с неожиданной фамилией Булавка (это как ник) рассматривает советскую культуру как ренессансное явление, столь же уникальное и знаменательное, как европейская культура эпохи Возрождения. Сопоставления сходных явлений и идей двух величайших эпох в истории человечества делаются на сугубо философском уровне. «Сущность Ренессанса - гуманизм», это название первой из серии моих статей, посвященных эстетике эпохи Возрождения в странах Западной Европы.

Гуманизм - идеология Ренессанса, в которой в центр мира, вместо Бога, выдвигается Человек, с обращением к природе и классической древности, когда впервые сформировалась классическая эстетика, основанная на изучении природы. Это был переворот в миросозерцании и жизнедеятельности европейских народов, с расцветом искусств и мысли, что определило черту перехода от Средневековья к Новому времени, смену социально-экономических формаций, что сопровождалось и культурной революцией. В истории Российского государства подобный переворот происходил с XVIII по XX век, с зарождением и с расцветом классического искусства в XIX веке, с формированием нового гуманизма, с тремя революциями в начале XX века, антифеодальной и антибуржуазной одновременно, с низвержением как земного, так и небесного царя, со сменой социально-экономических формаций, с началом новой эры в истории человечества.

Устремления гуманистов эпохи Возрождения в странах Западной Европы, с мечтами о совершенном человеке, государе, государстве, о новых взаимоотношениях между людьми и народами, - утопии стали реальностью, разумеется, мало совпадая, как всегда и бывает, с построениями воображения и научной мысли, что вскоре стало приводить к разочарованиям, с новым обращением, как было и в европейском Ренессансе с его закатом. Но, вопреки разочарованиям и всяческой клевете, творения мысли и искусства эпохи Возрождения остались как новые национальные культуры европейских народов, памятники искусства, чем восхищаются все народы мира. Русская (или российская и советская) культура, порождение Ренессанса в России, с открытием новых путей в развитии человеческой цивилизации, с прорывом в Космос, - явление мирового масштаба, это уникальное наследие, от которого умудрились отречься разрушители великого государства, пришедшие к власти в условиях заката с утверждением ценностей далекого прошлого, с новым обращением - во славу не Бога, разумеется, а Золотого тельца.

Так завершилась и эпоха Возрождения в странах Западной Европы, с религиозными войнами, с разгулом инквизиции и с вымиранием населения в условиях первоначального накопления капитала. То, что было для нас историей европейских стран, когда утвердился закон джунглей, вопреки христианской религии, и что обрело выражение: «Человек человеку - волк!», мы наблюдаем воочию в современной России, новоявленные правители которой ради благоденствия олигархов проповедуют ценности рынка и либерализма с консерватизмом, каковые терпят крах по всему миру. Россия в условиях всемирного кризиса, который не закончится завтра, а лишь начинает углубляться и расширяться, могла бы стать светочем мира, как СССР во второй мировой войне, но геростраты лишь вовлекли страну, разграбленную олигархами, в международную игру финансовых воротил, благоденствующих в долг и за счет третьего мира, включая и РФ.

Мировой кризис капитализма в 80-е годы XX века лишь замедлился - за счет СССР с его распадом. Теперь на очереди РФ, правители которой не хотят осознать, что они натворили, и ведут страну к распаду, чтобы спасти себя от возмездия и капитализм, дни которого были сочтены с Октябрьской революции, с возникновением новой социально-экономической формации. Здесь столбовая дорога развития человеческой цивилизации, если у нее есть будущее, в отличие от популяций животного мира. Будущее человечества не за «звездными войнами», это лишь фабулы голливудских боевиков, взятые из повседневности развитых стран, - там, в Космосе, войны бессмысленны, ибо самоубийственны, - а за мирным освоением новых планет, с расселением человечества во Вселенной, можно сказать, богочеловечества. Альтернативы нет. Капитализм по своей природе не способен к подвигу не во имя частных целей господства и богатства личности или государства.

Социализм показал готовность к самоотвержению ради светлого будущего всего человечества. Но чтобы новая социально-экономическая формация реализовала себя мало десятилетий, нужны столетия, когда освоение Космоса станет реальностью. Будущее человечества, если оно у него есть, не за «звездными войнами», фантастикой Голливуда, все более превращающейся в фэнтези, легкую и бессмысленную игру в интересах шоу-бизнеса, а за фантастикой советской эпохи, решавшей действительные проблемы освоения Космоса, в унисон с развитием науки и техники, проблемы развития человеческой цивилизации, с преодолением тяготения Земли и скорости света, с утверждением гуманизма в просторах Вселенной.

«Прекрасное далёко, Не будь ко мне жестоко, Я начинаю путь...» Полет человеческой мысли к звездам прерван. Там снова взошло средневековое небо для верующих и астрологов, а на Земле сверкают огни городов человеческой популяции, теснящей все иные. Мир погружен в войны - информационные, холодные, горячие, с превращением людей в роботы, начиненные арсеналом всех средств для иммитации самоутверждения и успеха. Далее что? Апокалипсис. Земля без людей. Как Космос без звезд, ибо ничей взор не устремлен к ним. Бездна вселенской ночи. И все же как поэт я не могу не верить: восставшая из пепла, как птица Феникс, русская (российская и советская) культура может возродить мир, с наступлением нового века Просвещения, с осмыслением достижений Русского Ренессанса, с обращением к звездам.


От редакции: Л.А.Булавка - один из ведущих отечественных культурологов, большой друг нашей редакции, к тому же человек глубоких и твердых левых убеждений. Довольно любопытно получилось, что работа Л.Булавки появилась у нас в "отраженном свете", через ссылку на нее нашего автора.

 



Рейтинг:   3.22,  Голосов: 46
Поделиться
Всего комментариев к статье: 43
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Торричелли
FreeLancer написал 10.12.2009 21:50
Вы себе льстите, что-бы с Вами спорить "на равных" нужно опуститься до Вашего уровня. Мне воспитание не позволяет. :)
Свободному балансеру
Торричелли написал 10.12.2009 07:41
А может быть и наоборот.Ввязавшись в спор со мной Вы впервые по серьезному попробовали свои силы и узнали как они невелики.И это был как раз НЕ идиотский поступок.Конечно же можно искать удобного противника,во всем с Вами соглашающегося,при этом уверяя себя в том,что Вы "работаете над собой" и надеясь при этом,что для Вас не все потеряно.Хотя, именно в этом случае, для Вас и может быть как раз все потеряно.Но это уже Ваше решение.Так что и я откланиваюсь и желаю Вам удачи в самообразовании.
Торричелли
FreeLancer написал 10.12.2009 00:28
Побойтесь бога! Чем поражать то, Английским для начальных классов школы?
И видимо Вы правы, я действительно идиот, раз ввязался в спор с Вами. Но я хотя бы, в отличии от Вас, работаю над собой и для меня не все еще потеряно :)
За сим, позвольте откланяться, всех благ!
(без названия)
Торричелли написал 09.12.2009 21:19
Если у Вас есть высшее образование,то особенно не обольщайтесь.Идиотам,как правило,высшее образование ума не прибавляет.Скорее убавляет.Поэтому Вы лучше сделаете,если не будете стремиться поразить форум своим английским.Говорите нормальным,человеческим языком.Что касается приведенного Вами диалога,то он как раз характерен для америкакашек,которые слова в простоте не скажут.Им надо непременно поразить зрителя какой нибудь выспренней фразой,претендующей на оригинальность и которая непременно имеет успех у идиотов с высшим образованием.Им непременно нужно объяснить трусость Стрэнджлова и смену его фамилии с новоприобретенной родиной.Вот когда он не будет презренным немецким солдатом,а уважаемым гражданином.Достопримечательностью.И не надо меня экзаменовать.Я не терплю экзаменаторов.
Торричелли
FreeLancer написал 09.12.2009 19:30
"Кстати,почему доктор Стрэнджлов?" :) Смешно, но тот же самый вопрос был и у персонажей фильма.
Уверен, Вы хорошо понимаете Английский - язык врага нужно знать не хуже родного :) Вот диалог из фильма:
Turgidson:
"Strangelove. What kind of a name is that? That ain't no kraut name, is it, Stainsy?"
Stains:
"He changed it when he became a citizen. It used to be Merkwurkdigliebe."
Торичелли
FreeLancer написал 09.12.2009 19:29
С Вами трудно спорить, уважаемый Торичелли, но ме потому что Вы аргументировано и последовательно отстаиваете свою позицию, а потому что Вы обычный зашореный шовинист, но это поправимо: через образование (Как?!? У вас высшее образование?!? Значит не в коня был корм :))) ). Хотя если Вам за сорок, то... поздно пить боржоми :)
Re: Re: Свободному балансеру
Торричелли написал 09.12.2009 06:44
Кстати,почему доктор Стрэнджлов? Почему не доктор Рейган? Илт доктор Никсон? Или любой другой доктор с англоязычной фамилией? Ясное дело,в какой огород эти суки бросали камешек.И попали.
Re: Свободному балансеру
Торричелли написал 09.12.2009 06:11
1.Эстетическое удовольствие можно получить где угодно,сколько угодно и в любой момент.Гоняться за эстетическим удовольствием в картинке о войне,которую ставили америкашки,ничего в войне не понимающие,есть перебор.22 очка.А точнее-извращение.Это все равно что получать эстетическое удовольствие от ихних идиотских хвильмов про Фредди Крюгера.
2.Я Вам русским языком говорю,что милитаризм это ХОРОШО.Хорошо с точки зрения русского.А ВЫ опять за свое.Опять про то что это плохо и что это "плохо" может к чему то там привести плохому.До сих пор НАШ милитаризм приводил НАС ТОЛЬКО к ХОРОШЕМУ.Наш солдат воевал и понял что милитаризм это здорово.С Вашей же точки зрения наш солдат должен не гордиться тем что он сделал,а "понимать",что ему не надо было воевать,т.к.воевать ВООБЩЕ плохо.Идеально для пендосов и евреев типа Розовского.Им удалось протолкнуть таким пентюхам как ВЫ свою тухлятину.А по сути-НАВЯЗАТЬ ВАМ,именно таким как Вы, СВОЮ МОРАЛЬ.Но им надо больше.Они хотели бы навязать свою мораль трусов и пораженцев воинам.Это и есть МЕСТЬ труса воину за свою трусость.И ничего больше.
3.Вызывает умиление Ваше "предостережение"этого пендосского вранья вообще "ВСЕМ НАРОДАМ".Если Вы баба или жыд,или американец,что одно и тоже так как весь Голливуд жыдовский,то место Вашим высказываниям на кухне,как и всякой женщине и должны эти Ваши причитания относиться к тем кого Вы представляете.К пендосам.Вот пусть они и только они разоружаются и ревмя ревут на войне.Только ЗА НИХ говорите.А к другим народам НЕ СУЙТЕСЬ.Мы сами знаем что хорошо,а что плохо.Без сопливых и лукавых америкакашечек разберемся.А то они,видите ли нам "подсказывают" как "правильно" надо смотреть на вещи и,как всегда находят очень нужную им аудиторию.
4.Что касается "исторического персонажа,которому наши деды свернули шею",то про него как раз должен Я напоминать ВАМ,а НЕ ВЫ МНЕ.Вы же должны петь песенки о том,что согласно америкакашечному халлывууудскому "учению" наши солдаты были не хорошими, добрыми,мечущимися и заламывающими руки докторами Стрэнджловами,а плохими милитаристами,любящими побеждать врага и находящими в этих победах эстетическое удовольствие.
Торричелли
FreeLancer написал 09.12.2009 00:31
Вы не правы, никакого придыхания, я пытаюсь быть обьективным, не более.
Вы все-таки попытайтесь себя пересилить и посмотреть хотя бы Доктора, во-первых, получите эстетическое удовольствие и во-вторых, я надеюсь, поймете почему милитаризм плох и к чему он может привести.
Перечисленные фильмы имеют непосредственное отношение как к нам, так и к любым другим народам т.к. это предостережение, поэтому они мировая классика.
Ваше высказывание о "ОБЩЕЙ НЕСПОСОБНОСТИ" кем-либо, что-либо понимать напомило мне одного исторического персонажа, которому наши деды, к счастью, свернули шею.
Свободному балансеру
Торричелли написал 08.12.2009 20:54
Не получается у Вас баланса.Явный перекос в сторону Халлывуууда с придыханием.Можно и "Доктора Стрэнджлова" посмотреть-почему бы и нет.Я его НЕ смотрел-это точно.И не хочу смотреть,базируясь на ОБЩЕЙ НЕСПОСОБНОСТИ пендосов понимать хоть что нибудь.Возьмем хотя бы вот этого самого доктора.Почему бы это АНТИмилитаристский фильм должен является непременно хорошим?
Я вообще не переношу пацифизм,как понятие.Война-дело обычное.И очень,очень нужное.А Вы что-против того,чтобы держать порох сухим? Вы за разоружение? Вы против милитаристов,причем против милитаризации,как явления-ВООБЩЕ?Почему это наши солдаты НЕ поливают грязью сражения,в которых они участвовали? Наоборот они гордятся тем что сделали.Не скулят в уголке.Значит вывод такой-есть война и война.А не война вообще,против которой непременно нужно АНТИ.Если у пендоса кто то изуродовал душу,то это значит во первых,что он исключение из правил,а во вторых,что этот доктор участвовал в несправедливой войне.Мы то с какого боку должны восхищаться этим фильмом? Какое он имеет к нам отношение? Если бы Вы поставили вопрос таким образом,что пендосу навсучали в войне в которую он влез как пендос,куда его не просили,с выводом,что так америкакашечкам и надо,то я бы понял Вас.Вы же восхищаетесь ихней агиткой,с уравниванием РАЗНЫХ СМЫСЛОВ войн.Отсюда недалеко и до "покаяния" уже наших солдат,именно исходя из ложного пендосского тезиса,что ЛЮБАЯ война это есть плохо.Что против этой ВООБЩЕ плохой по определению войны,непременно нужно сказать АНТИ и это будет ВООБЩЕ хорошо.Вот что произрастает из вашего недопонимания ЦЕННОСТИ слов с уравниванием всего и вся.Тем более,что не несчастным пендосам рассуждать о войне.Не имеют права!!
Торричелли
FreeLancer написал 08.12.2009 19:16
Товарищ Торичелли, Вы напоминаете мне персонаж одного советского фильма который говорил "я не видел, но осуждаю" :)
Простите, но например, почему "Доктор Стрэнджлов" не приличный фильм? Это лучший антимилитаристский фильм всех времен и народов не приличный?Или "Апокалипсис", "Цельнометаллический бронежилет " с "Охотником на оленей", наглядно показывающие как война может изуродовать человеческую душу, чем плохи для Вас? Кстати, в СССР был снят только один(!) фильм классом не ниже: "Иди и смотри". Я Вам очень советую посмотреть хотя бы эти четыре фильма (отечественный "Иди и смотри", я надеюсь, Вы видели), и только потом выносить свое суждение. Странно, но среди названных Вами фильмов присутствуют только бывшие в советском прокате :) кругозор то расширять надо... К слову, Вам как патриоту, из отечественного могу посоветовать фильм "Окраина" 1998 года.
Re:
Торричелли написал 08.12.2009 09:15
Да,"Унесенные ветром" ты привел.Тебе зачот.Для примера твоего убогого вкуса подходят две картинки из твоего списка-"Взвод" и "Тутси".Скажи,пожалуйста,ну какой у америкакашечек может быть взвод? В принципе? В наличии мы имеем разнообразный драп этих вояк от ЛЮБОГО противника.После ЛЮБОГО боя только кучи дерьма по пути ихого бегства от противника.А в Халывуууде они маладца на маладце.Как тебе эта фантастика? Меня тошнит,а тебя восхищает.Разницу чувствуешь? Теперь про Тутси.И что тут такого? Памяти не за что зацепиться.Какой то женоподобный придурок ходит бессмысленно из кадра в кадр.О чем речь то там? В чем идея? Чтобы понять эту дурость не надо быть искусствоведом.Она и так лезет из всех дыр.Ну и все остальное такое же.
(без названия)
Торричелли написал 08.12.2009 08:38
Ах,да-"Однажды в Америке".И то только его первую серию.
(без названия)
Торричелли написал 08.12.2009 08:35
Я говорил про ихних три-четыре приличных фильма.Из твоего списка тут присутствует только один-"В джазе только девушки".Есть еще "Золото Маккены","Это безумный,безумный и т.д. мир","Унесенные ветром",да еще,пожалуй,Чаплиновские ролики вековой давности.Все остальное есть дерьмо.Вот и ешь его.Потому что качество фильма определяется просто.Надо спросить себя-хочется ли мне посмотреть его еще раз.Да ни за какие деньги.Я говорю про деньги,которые мне заплатят за просмотр этих роликов.
искусcтвоведу Торичелли
FreeLancer написал 08.12.2009 06:57
А торучелли то, еще и искусcтвовед, до кучи!
Ладно, давайте перечислим малую толику общепризнанных, мировых шедевров, классику так сказать.
Итак, поехали, что дал Халлывуууд миру:
Апокалипсис наших дней
Бегущий по лезвию бритвы
Касабланка
Доктор Стрэнджлов
И.Т.
Беспечный ездок
Крестный отец
Унесенные ветром
Полуночный ковбой
Таксист
Взвод
Цельнометаллический бронежилет
Убить пересмешника
Полет над гнездом кукушки
Космическая одиссея 2001
Заводной апельсин
Тесные контакты третьего рода
Охотник на оленей
Лицо со шрамом
Тутси
Сияющий
Гражданин Кейн
Французский связной
В джазе только девушки
достаточно?
не думаю, что торичелли не то что не видел, а даже не слышал половину названий приведенных выше. Будте хоть чуточку обьективны,товарищ Торичелли, а то складывается впечатление что в Вас от торичелли только пустота :)))
Я очень рад,что "Рабочий и колхозница" были отремонтированны в короткий срок и
Анонимус написал 07.12.2009 22:23
стоят еще выше,чем были.
Однако надо помнить,что эта власть мимкрирует под чаяния людей,которые хотят возврата к социализму.На самом деле,-для этой власти=социализм=это смерть.
Жаль,что на ВВЦ сломали советский самолет Ту-154.
Его нужно было сохранить.
Re: (без названия) - ттт (07.12.2009 17:58)
Анонимус написал 07.12.2009 22:18
"Советская эпоха - самая великая в истории человечества, Советский Союз - самая великая империя. Была на тот исторический момент"
Вы ЗАБЛУЖДАЕТЕСЬ!!!
Не было "империи"! Было Первое государство рабочих и крестьян!!!
"Империю"-придумали либерасты.А несознательные приняли на вооружение...
Re:
Торричелли написал 07.12.2009 20:41
Лучше всего для понимания,что из себя представляет американский кинематограф сравнение постановки "Трех мушкетеров".Их ставили французы,мы и америкашки.И что же? Лучше всего, конечно, получилось у французов.Ну это и естественно.Мало того,что эта ихняя история,но и играли там великолепные актеры.Великолепные сцены поединков,отточеные французские диалоги.Одна фраза "Де Тревиля" в адрес "Д,Артаньяна" чего стоит."Если Вы хотите меня видеть-смотрите оттуда!".Никаких передержек.Впечатление сильнейшее.У наших фильм получился чуть хуже,да еще и с уклоном в сторону комедии.Но все равно смотришь его на одном дыхании.
Зато у американцев смотреть решительно нечего.И не на кого.Только скука.Нет у них таланта,сколько бы Оскаров они себе сами не подарили.Никакая киношная техника не помогает.Наоборот подчеркивает ихнее убожество.
Если в РФ еще есть культура,
Сергей написал 07.12.2009 19:36
то только по советской инерции. Но это скоро пройдет. Последние 20 лет представляют собой дыру, которую пытаются заполнить порой удачными коммерческими проектами, явно путая культуру и шоу-бизнес.
А
Дятел+ написал 07.12.2009 18:27
Нет, все-таки интересно, где ты такую траву берешь? :)
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss