Cпасибо вам, господа антисемиты. Все клеймят позором антисемитов. И я - тоже. Но по здравому размышлению, приходиться признать, что это социальное явление сыграло не только отрицательную, но и положительную роль во многих еврейских судьбах.
Посудите сами. Кто вынудил евреев стать активными, динамичными? Конечно же, антисемиты. Кто выдворил, изгнал. Выдавил нас из республик б.СССР, России - в развитые демократические страны - Израиль, Америку, Германию, Канаду, Австралию? Они же. Мы - евреи благодаря им - антисемитам стали более стойкими, так сказать, конкурентноспособными. Разве подобная деятельность не заслуживает благодарности?
Кто есть кто в еврейской среде? Благодаря антисемитизму мы узнали подлинную цену отдельным представителям еврейского сообщества. Кто-то из карьерных соображений пресмыкается перед преступной властью. Такие подписывают коллективные письма против ее врагов, выполняют деликатные поручения «сверху», щедро одаривают представителей власти.
Подобную тактику поведения выбрали, например, популярный певец А.Розенбаум и англо-чукотский олигарх-Р.Абрамович. Первый «горячо поддержал» решение «басманного» правосудия в отношении М.Ходорковского. Второй, как сообщалось в «Новой газете», в «знак глубокой признательности, преданности и дружбы» сделал «скромный» подарочек президенту В.Путину. Подарил ему яхту стоимостью в 50 млн. долларов и тем заслужил его покровительство.
Поймите меня правильно, я никого не осуждаю. Каждый действует так, как подсказывает ему совесть и воспитание. Имена названных мною господ у всех на слуху. А что делать, как вести себя, так сказать, рядовым евреям? Как им избежать преследований?
Оказывается, если очень захотеть, можно с помощью различных хитрых комбинаций отказаться от своей национальности, как от надоевшего сюртука, и в одночасье превратиться в русского, украинца, молдаванина (желаемое подчеркнуть). Так поступил мой коллега по институту. Он призывал и других евреев последовать его примеру, «чтобы облегчить себе жизнь». Но эта хитрость явно не удалась. Над «великим комбинатором» издевались и русские, и евреи.
Теперь, как известно, в паспорте и других официальных документах, нет графы "национальность". Но и на улице, и в отделах кадров евреев распознают и без опознавательных знаков и относятся к ним, прямо скажем, не лучшим образом. Как , впрочем, и к "лицам кавказской национальности", ко всем инородцам. Лозунг «Россия для русских» пользуется в России большой популярностью. Как видно, поэтому подавляющее большинство евреев просто покинуло страну, в которой правят бал антисемиты.
В России теперь осталось примерно 250 тысяч евреев. А ведь сразу после войны было 2-2,5 миллиона.Уехали толковые ученые, врачи, учителя, инженеры, музыканты, рабочие высокой квалификации Кто выиграл, кто проиграл из-за этого массового бегства целого народа?
Россия уж точно проиграла. Антисемиты часто называют себя патриотами России. Подобный "патриотизм" сродни воровству "в особо крупных размерах". По подсчетам социологов, потери России из-за массовой эмиграции «наших» превысили триллион долларов. Недешево обходятся стране действия подобного рода патриотов-националистов.
Есть еще один вариант еврейского поведения - разоблачение злодеяний власти в печати, поддержка тех, кто незаслуженно пострадал от ее действий. (В.Шендерович, Е Альбац, Л. Радзиховский). Борьба против власти - трудна и опасна. Нужно обладать смелостью, чтобы включиться в нее. Честь и хвала этим людям. Не устаю удивляться их самоотверженности..
Мой личный счет к антисемитам. Он - значителен. Впервые столкнулся с ними в 1953 году при поступлении в аспирантуру Ярославского педагогического института. К этому времени я успел повоевать против фашистов, окончить Бакинский университет, поработать ассистентом кафедры философии в Азербайджанском педагогическом институте. Считал, что у меня есть все основания надеяться на благоприятный исход. Но, как оказалось,заблуждался. Позднее мой научный руководитель - проф. Г.М.Штракс рассказал как обсуждали мою кандидатуру на заседании приемной комиссии. Зав. кафедрой истории партии заявил: "Неважно, что абитуриент хорошо сдал экзамены и он - участник Отечественной войны. Все мы - патриоты. Кто-то ковал победу на фронте, другие - в тылу. Важно - другое. У меня и, наверное, у вас, нет доверия к Якову Стулю. Ведь он из того же племени, что и врачи - "убийцы в белых халатах. Нас в райкоме партии не поймут, если мы примем положительное решение".
Меня отстоял зав. кафедрой философии. Он «сразил» своего коллегу творчески переработанной сталинской фразой: "Еврей за еврея не отвечает, как и сын за отца". С ним тогда почему-то согласились. А ведь судьба моя висела на волоске. Как теперь понимаю, победил потому, что оказался достойным конкурентом.
Диссертационные страсти. 1958 год. Январь. После окончания аспирантуры меня послали на работу в Сибирский город Омск. Поэтому свою кандидатскую диссертацию я отдал на кафедру философии Уральского университета. Вскоре состоялась защита. Я - провалился. Сразу же после этой неудачной акции меня пригласил ректор -председатель Ученого Совета и сказал: "Разве вас не предупредили, что людям с вашей фамилией защищаться у нас неразумно?"
Не предупредили. Тяжело переживал неудачу. Но после нее у меня возникло желание доказать ученым-юдофобам, что они не всесильны. Спустя несколько лет единогласно защитил эту же диссертацию в Московском педагогическом институте им. В.И.Ленина. Вскоре, в том же институте мне была присвоена научная степень - доктора философских наук. Полагаю, что именно противодействие антисемитов подвигло меня на написание двух диссертаций.
Нами командовали «маруськи». 1982 год. Май. В составе туристической группы побывал в Канаде. В Монреале со мной произошел такой эпизод. Мы-туристы, как требовалось по инструкции, гуляли по городу группой в 4 человека. Беседовали, делились впечатлениями. Нашу русскую речь услышал проходивший мимо молодой человек. Он подошел к нам и спросил по-русски - кто мы и откуда. Мои приятели, опять же соответствии с инструктажем, сделали вид, что не слышат вопросов и быстро прошли мимо. Я же счел подобное поведение невежливым и остановился, решил поговорить с иностранцем.
Он оказался ведущим Канадского русского радио- Андреем Смирновым (Михаилом Бродским). В заключении 10 минутного разговора я получил приглашение в гости. Встреча наша должна была состояться в его квартире, в 8 часов вечера. Конечно же, мои «заклятые друзья» немедленно доложили начальству о моем «преступлении». Вечером того же дня нашу туристическую группу собрал руководитель (за глаза его почему-то называли маруська) и заявил : "Некоторые, не хочу указывать пальцем, думают, что они в еврейском Бердичеве (в группе я был единственным евреем.- Я.С) Напоминаю, что вы за границей нашей Родины - в капиталистической стране. Кругом шпионы, которые хотят завербовать вас во вражеские разведки. Общение с иностранцами категорически запрещаю.Тот, кто ослушается, будет сидеть в отеле и эта его поездка окажется последней».
Непонятно какой интерес представлял я - профессор кафедры марксистско-ленинской философии для иностранной разведки? Конечно же, о визите к Бродскому нечего было и думать. Кажется, тогда впервые мысль о выезде из страны, в которой "маруськи" имеют право запрещать общение между людьми, попрекать человека его национальностью.
Еврейская очередь на получение званий. !991 год. Ноябрь. К этому времени я опубликовал ряд книг о философских проблемах творчества, управления здоровьем. В Челябинском политехническом институте (ныне Южно-Уральский университет-.Я.С.), в котором я проработал 30 лет, обсуждается вопрос о присвоении мне звания «Заслуженный деятель науки». По этому поводу меня принял ректор института. Он мне сказал: «Я не против, но мы недавно послали в Москву представление на проф.Гохфельда. Когда его утвердят, займемся вами. Неудобно одновременно просить о двух евреях».
Я понимал, что ректор - прав. Таковы были негласные правила игры. Он их знал и нарушить не мог. Изменились ли они сейчас? Вряд ли. «Разные судьбы - одна судьба». В ноябре 1992 года наша семья выехала из России в США на постоянное место жительство. К этому времени моя жена и дети защитили диссертации, стали профессорами. Нас, как и многих других, к эмиграции принудили опять же антисемиты. Они призывали: «Каждый русский патриот должен убить по крайней мере одного жида». Нам сообщили адрес, куда нам следует ехать: "Жиды, уезжайте в свой Израиль (свою Америку)". Такие надписи постоянно появлялись в подземном переходе возле нашего дома. Жизнь стала невыносимой.
В это время из Челябинска выехали ученые: Я. Хайкин, Э.Воинова, А. Найштул, М. Гольденберг, Л. Рахлис , врачи: Г. Ерусалимчик, Я. Гальперин, Б. Левит, Ф. Боброва, О. Ниязова, В. Маслов, журналист М. Кислянский, режиссер-создатель Челябинского камерного ткатра- Е. Фалевич, артистка Л.Фалевич, музыковеды Аркадий и Нона Миневич, учителя А. Войскун, В. Маслова, инженер Л.Бобров, руководители хора и хореографического ансамбля Дома пионеров Яков Вейцкин и Анна Томас...
А ведь я знаю далеко не всех евреев-беженцев. Уже упомянутый Г.Ерусалимчик, накануне отъезда в Израиль, издал в Челябинске книгу «Разные судьбы - одна судьба». В ней он подробно рассказал историю десятков Челябинских евреев, которых антисемитизм вынудил покинуть родной город. Не думаю, что они сожалеют о принятом решении.
В основном, после 3-5 лет привыкания к новой жизни, большинство эмигрантов неплохо устраиваются на новом месте. Потока обратно что-то незаметно.
«Всемирный жидовский заговор». Это произошло совсем недавно - в июне-июле этого-2005 года. В разделе «Форум» газеты «Известия» попытался опубликовать 3 материала: «М.Ходорковского - премьер-министром России», «Открытое письмо ветерана Великой Отечественой войны - Президенту В.Путину» и этот, который напечатан в газете. Посланные тексты появились в интернете газете «Известия» на несколько минут, и модератор (редактор газеты, который следит за содержанием опубликованного Я.С.) их тут же изъял. Это показалось ему недостаточным. Он заблокировал мою фамилию. Отныне я, как «враг народа» потерял возможность участвовать в работе газеты.
Однако в этом же «Форуме» постоянно появляются статьи типа «Всемирный жидовский заговор». К их авторам репрессии почему-то не применяются. Создается впечатление, что редакция «Известий» солидарна с подобного рода антисемитскими идеями.
Когда-то я с удовольствием читал «Известия». На душе становится паскудно, когда видишь во что ее превратили новые хозяина из «Газпрома».
«У меня такая же судьба» 2005 год. Июль. Публикую этот материал в «Форуме» Иерусалимской электронной газеты «Израильские новости». Содержание написанного вызвало интерес у многих. Откликнулись не только израильтяне, но и россияне. Последние уверяли меня, что никакого антисемитизма в современной России нет. А есть он, как раз, в США.
Израильтяне же были солидарны со мной. Они написали о том, как по их жизни прошелся антисемитизм. «Забавно, пишет житель Беер-Шевы, у меня та же история, что и у вас. В Физтех набрал солидный балл, явился на собеседование, думая, что формальность. Ан нет - вышибли. Пошёл в МИИТ(железнодорожный инстиут - Я.С.), все 5 лет занимался наукой, диссертация была фактически готова одновременно с дипломом. На кафедре было место, никто кроме меня на него не претендовал. Секретарь сказал мне, понимаешь, мы "ваших" уж много взяли в этом году». Бросил всё нахЪ, занялся частной деятельность, уехал. Иногда ловлю себя на мысли, что испытываю что-то, вроде благодарности к национальной политике КПСС, России».
Оказывается не только у меня, но и у моих соплеменников возникло «чувство глубокой признательности» к антисемитам. Чтобы им век свободы не видать.
|
|